Эрик Сати (Лица) — различия между версиями
T'Haron (обсуждение | вклад) м (+ сюрреализм) |
CanoniC (обсуждение | вклад) (+ Бенуа-Мешен) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
| Название статьи = « Эрик Сати, лица »<br>      <small>''( концентрическая статья )''</small> | | Название статьи = « Эрик Сати, лица »<br>      <small>''( концентрическая статья )''</small> | ||
| автор = ''автор :  [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юр.Ханон</font>]]'' | | автор = ''автор :  [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юр.Ханон</font>]]'' | ||
− | | Предыдущая = [[Эрик Сати| | + | | Предыдущая = [[Эрик Сати|<font color="#551144">Эрик Сати, ''предтеча''</font>]] |
− | | Следующая = [[Савояровы| | + | | Следующая = [[Савояровы|<font color="#551144">''Савояровы :'' короли и внуки</font>]] |
|}}<br> | |}}<br> | ||
<big>{{Эрик Сати лица}}</big> | <big>{{Эрик Сати лица}}</big> | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
<br clear="all" /> | <br clear="all" /> | ||
<center> | <center> | ||
− | == <br><br> | + | == <br><br><font style="font:normal 55px 'Times New Roman';color:#662020;">[[Image:Belle-L.png|link=Анна Тхарон|88px]] '''Эри́к Сати́''' [[Image:Belle-R.png|link=Анна Тхарон|88px]]</font> <br><font style="font:normal 33px 'Cambria';color:#994444;">''— л и ц а — ''</font> == |
<font face="Georgia" size=4 color="#882222">''( концентрическая статья )''</font> | <font face="Georgia" size=4 color="#882222">''( концентрическая статья )''</font> | ||
</center> | </center> | ||
Строка 192: | Строка 192: | ||
  {{comment|Потому что|да, именно так, мадмуазель}}... (прошу [[О музыкальном влиянии собак (Юр.Ханон)|<font color="#551144">прощения</font>]])... — Потому что ''кроме'' пресловутых шестёрок из «шёстёрки», среди которых были и свои несомненные «{{comment|дебюсси|по разным критериям сходства & скотства}}», напрочь отрицавшие влияние ехидного «мэтра», и свои «[[Maurice Ravel|<font color="#551144">равели</font>]]», [[Благодарю покорно (Михаил Савояров)|<font color="#551144">благодарные</font>]] по гробовую доску, — оставалась масса такого, что можно было бы перечислять до полной потери сознания, загибая пальцы на руках и на ногах... Именно так, как это привыкла делать от века — всякая ''уважающая себя'' {{comment|обезиана|нет, это не ошибка}}. Многие, безусловные влияемые «лица Сати» остались за бортом «группы Шести», по существу ничем не отличаясь от её членов & члеников.<small><small><ref group="комм.">К примеру (если этот пример кому-то требуется), по чистой случайности (или грязной закономерности) за пределами этой «[[Шестёрка (Эрик Сати. Лица)|Шестёрки]]» остался [[Жак Ибер (Эрик Сати. Лица)|Жак Ибер]] (из числа группы «[[Новые молодые (Эрик Сати. Лица)|Новые молодые]]»), а также [[Жан Вьенер (Эрик Сати. Лица)|Жан Вьенер]], вполне отчётливые «сатисты» по характеру музыкального стиля (как всегда, не заикаясь о характере их лица). Собственно говоря, ''{{comment|о чём|или о ком}}'' тут ещё можно воспоминать, если ''тот же'' (пресловутый) [[Игорь Стравинский (Эрик Сати. Лица)|Игорь Стравинский]], ранее не избежавший [[Импрессионизм до импрессионизма (Этика в эстетике)|импрессионизма]] Сати, затем полной поварёшкой почерпнул из лоханки балета «[[Парад (Эрик Сати)|Парад]]», открыв спустя пару лет ''{{comment|свой|так сказать, личный (и ничуть не отличный)}}'' «примитивистский» {{comment|период|одна «Мавра» чего стóит: немногим более чем сублимированный «Парад»}}.</ref></small></small> Другие — попросту опоздали родиться ... для этого влияния.<small><small><ref group="комм.">Не стану перечислять этих многих «опоздавших», только ткну пальцем, пожалуй, в (заднюю точку) [[Даниэль Лазарюс (Эрик Сати. Лица)|Даниэля Лазарюса]], одного из самых пикантных лиц концентрического влияния Сати. Своеобразный кло(у)н {{comment|несносного|для Сати}} [[Луи Дюрей, артефакты (Эрик Сати. Лица)|Луи Дюрея]] (тоже кое-какой себе коммунист и «композитор-народник»), опростившийся сам и упростивший свою музыку до нижнего уровня невозможности. Поверх всего ему пришлось отметиться ещё и — в качестве зятя [[Александр Скрябин|Александра Скрябина]] (правда, [[Mortem et risum|посмертного]] и не слишком-то долгое время).</ref></small></small> |   {{comment|Потому что|да, именно так, мадмуазель}}... (прошу [[О музыкальном влиянии собак (Юр.Ханон)|<font color="#551144">прощения</font>]])... — Потому что ''кроме'' пресловутых шестёрок из «шёстёрки», среди которых были и свои несомненные «{{comment|дебюсси|по разным критериям сходства & скотства}}», напрочь отрицавшие влияние ехидного «мэтра», и свои «[[Maurice Ravel|<font color="#551144">равели</font>]]», [[Благодарю покорно (Михаил Савояров)|<font color="#551144">благодарные</font>]] по гробовую доску, — оставалась масса такого, что можно было бы перечислять до полной потери сознания, загибая пальцы на руках и на ногах... Именно так, как это привыкла делать от века — всякая ''уважающая себя'' {{comment|обезиана|нет, это не ошибка}}. Многие, безусловные влияемые «лица Сати» остались за бортом «группы Шести», по существу ничем не отличаясь от её членов & члеников.<small><small><ref group="комм.">К примеру (если этот пример кому-то требуется), по чистой случайности (или грязной закономерности) за пределами этой «[[Шестёрка (Эрик Сати. Лица)|Шестёрки]]» остался [[Жак Ибер (Эрик Сати. Лица)|Жак Ибер]] (из числа группы «[[Новые молодые (Эрик Сати. Лица)|Новые молодые]]»), а также [[Жан Вьенер (Эрик Сати. Лица)|Жан Вьенер]], вполне отчётливые «сатисты» по характеру музыкального стиля (как всегда, не заикаясь о характере их лица). Собственно говоря, ''{{comment|о чём|или о ком}}'' тут ещё можно воспоминать, если ''тот же'' (пресловутый) [[Игорь Стравинский (Эрик Сати. Лица)|Игорь Стравинский]], ранее не избежавший [[Импрессионизм до импрессионизма (Этика в эстетике)|импрессионизма]] Сати, затем полной поварёшкой почерпнул из лоханки балета «[[Парад (Эрик Сати)|Парад]]», открыв спустя пару лет ''{{comment|свой|так сказать, личный (и ничуть не отличный)}}'' «примитивистский» {{comment|период|одна «Мавра» чего стóит: немногим более чем сублимированный «Парад»}}.</ref></small></small> Другие — попросту опоздали родиться ... для этого влияния.<small><small><ref group="комм.">Не стану перечислять этих многих «опоздавших», только ткну пальцем, пожалуй, в (заднюю точку) [[Даниэль Лазарюс (Эрик Сати. Лица)|Даниэля Лазарюса]], одного из самых пикантных лиц концентрического влияния Сати. Своеобразный кло(у)н {{comment|несносного|для Сати}} [[Луи Дюрей, артефакты (Эрик Сати. Лица)|Луи Дюрея]] (тоже кое-какой себе коммунист и «композитор-народник»), опростившийся сам и упростивший свою музыку до нижнего уровня невозможности. Поверх всего ему пришлось отметиться ещё и — в качестве зятя [[Александр Скрябин|Александра Скрябина]] (правда, [[Mortem et risum|посмертного]] и не слишком-то долгое время).</ref></small></small> | ||
− |   ''Поверх того'', ради особой злопамятности, здесь можно было бы <small>(ещё раз)</small> припомнить и «[[Аркёйская школа (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">аркёйскую школу</font>]]» <small>([[Анри Соге (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144"> | + |   ''Поверх того'', [[Фумизм|<font color="#551144">ради особой злопамятности</font>]], здесь можно было бы <small>(ещё раз)</small> припомнить и [[Неоромантизм до неоромантизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">якобы-неоромантическую</font>]] «[[Аркёйская школа (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">аркёйскую школу</font>]]» с двумя школьниками <small>([[Анри Соге (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">''один'' из которых был варёным телёнком</font>]], а [[Benoist|<font color="#551144">другой — и вовсе помер</font>]] в дверях)</small>, а также «[[Меблировочная музыка (Эрик Сати)|<font color="#551144">меблировочную музыку</font>]]», на полвека опередившую открытие [[Минимализм до минимализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">''музыкального минимализма''</font>]] <small>(со всеми его кон-цен-трическими лицами, начиная от пресловутого Джона Кейджа до приснопамятного [[Tautos|<font color="#551144">{{comment|Мартына|Мартыновича}} Мартынова</font>]])</small>. И ещё одно, нарочито «скромное» открытие «[[Сократ (Эрик Сати)|<font color="#551144">Сократа</font>]]», положившего начало ортодоксальному европейскому [[Неоклассицизм до неоклассицизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">неоклассицизму</font>]]...<small><small><ref group="комм.">И снова здесь придётся отметить того же (пресловутого) дяденьку Игоря Стравинского, который спустя десяток лет после «[[Сократ (Эрик Сати)|Сократа]]» — решительным шагом двинулся по стопам Сати, с важным видом (как тот же старик {{comment|Дебюсси|не признававший влияния}}) открыв свой собственный период «неоклассических» произведений. А прочих неоклассиков я называть {{comment|не стану|хотя среди них встретится немало концентрических лиц из окружности Сати: и прежних, и новых...}}. Недосуг (простите).</ref></small></small> А ещё был [[Constructio|<font color="#551144">конструктивизм...</font>]], концептуализм..., [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">дадаизм</font>]] и «даже» ''абсурдизм'' (вместе со многими его лицами), не раз предвосхищённый тем же вездесущим Эриком. Короче говоря... {{comment|Короче|ох, куда уж короче!}}... — Пожалуй, трудновато будет найти ''такой'' {{comment|столбик|например, с окончанием на «-изм»}} в искусстве XX века, который ''[[Эрик-Альфред-Лесли (Юр.Ханон)|<font color="#551144">он</font>]]'' не успел бы «пометить» своей дерзновенной {{comment|рукой|или ногой, что гораздо точнее... по контексту}}. |
  ...[[Франсис Пуленк (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Пуленк</font>]]..., [[Жорж Орик (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Орик</font>]]... За ними ещё десятки пуленков, сотни ориков и тысячи [[Louis Durey|<font color="#551144">дуреев</font>]]..., ведь на первый взгляд может показаться, что я говорил — о них, ''именно о них'', а ещё — о каком-то Стравинском..., если вы заметили. Ведь эти сто, тысяча — или двое, два (пуленка) даже близко не доставали ''ему'' — до пояса..., или до коленки. Нет, ''не Сати'', вовсе не Сати..., — вот я о чём толкую! — нисколько не Сати — а ''ему''..., Стравинскому — до пояса. Вот ''в чём'' главный фокус.<small><small><ref name="Khanon"/>{{rp|536-535}}</small></small> |   ...[[Франсис Пуленк (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Пуленк</font>]]..., [[Жорж Орик (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Орик</font>]]... За ними ещё десятки пуленков, сотни ориков и тысячи [[Louis Durey|<font color="#551144">дуреев</font>]]..., ведь на первый взгляд может показаться, что я говорил — о них, ''именно о них'', а ещё — о каком-то Стравинском..., если вы заметили. Ведь эти сто, тысяча — или двое, два (пуленка) даже близко не доставали ''ему'' — до пояса..., или до коленки. Нет, ''не Сати'', вовсе не Сати..., — вот я о чём толкую! — нисколько не Сати — а ''ему''..., Стравинскому — до пояса. Вот ''в чём'' главный фокус.<small><small><ref name="Khanon"/>{{rp|536-535}}</small></small> | ||
Строка 384: | Строка 384: | ||
|- style="background:#BB9B95;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#BB9B95;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
| [[Файл:Sauguet Henri ~1939.jpg|60px|link=Henri Sauguet]] || [[Анри Соге (Эрик Сати. Лица)|<big>Сáга ''о'' Согé</big>]] <br><small>''( или телёнок мэтра )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] | | [[Файл:Sauguet Henri ~1939.jpg|60px|link=Henri Sauguet]] || [[Анри Соге (Эрик Сати. Лица)|<big>Сáга ''о'' Согé</big>]] <br><small>''( или телёнок мэтра )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] | ||
+ | |||
+ | |- style="background:#BB9B95;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
+ | | [[Файл:Jacques Benoist-Mechin, Paris 1980.jpg|60px|link=Benoist]] || [[Жак Бенуа-Мешен (Эрик Сати. Лица)|<big>Три смерти одного фашиста</big>]] <br><small>''( или между Сати и Гитлером )''</small> || [[Khanon|Юр.Ханон]] <br><small>при участии [[Milhaud|Мийо]]</small> | ||
|- style="background:#BB9B95;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#BB9B95;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 518: | Строка 521: | ||
* ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Некогда скрести Скрябина (Скрябин. Лица)|Скрябин как лицо]]», часть вторая, ''издание первое'' <small>(несостоявшееся и уничтоженное)</small>. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2002 г. | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Некогда скрести Скрябина (Скрябин. Лица)|Скрябин как лицо]]», часть вторая, ''издание первое'' <small>(несостоявшееся и уничтоженное)</small>. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2002 г. | ||
* ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'', «[[Животное. Человек. Инвалид (Юр.Ханон)|Животное. Человек. Инвалид]]» <small>''(или три последних {{comment|гвоздя|в гроб (якобы) неназванной персоны}})''</small>. — Санта-Перебура: [[Центр Средней Музыки]], 2016-bis. | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'', «[[Животное. Человек. Инвалид (Юр.Ханон)|Животное. Человек. Инвалид]]» <small>''(или три последних {{comment|гвоздя|в гроб (якобы) неназванной персоны}})''</small>. — Санта-Перебура: [[Центр Средней Музыки]], 2016-bis. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
* ''Филенко Г.Т.'' «Французская музыка первой половины ХХ века». — {{comment|Ленинград|это название города}}: Музыка, 1983 г. — 232 с. | * ''Филенко Г.Т.'' «Французская музыка первой половины ХХ века». — {{comment|Ленинград|это название города}}: Музыка, 1983 г. — 232 с. | ||
* ''Шнеерсон Г.М.'' «Французская музыка XX века». — {{comment|Мосва|и это тоже}}: Музыка, 1964 г. — 404 с. | * ''Шнеерсон Г.М.'' «Французская музыка XX века». — {{comment|Мосва|и это тоже}}: Музыка, 1964 г. — 404 с. | ||
Строка 534: | Строка 534: | ||
* ''Erik Satie,'' «Ecrits». — Paris: Champ libre, 1977. | * ''Erik Satie,'' «Ecrits». — Paris: Champ libre, 1977. | ||
* ''Templier P.-D.'' «Erik Satie». — Paris: Les éditions Rieder, 1932. — 102 p. | * ''Templier P.-D.'' «Erik Satie». — Paris: Les éditions Rieder, 1932. — 102 p. | ||
+ | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(двух...томная сказка в п’розе)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г. | ||
+ | * ''[[Savoiarov (sur)|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''([[Михаил Савояров (избранное)|худшее из лучшего]])''. — Сан-Перебур: [[Центр Средней Музыки]], 2017 г. | ||
+ | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoiarov (cite)|Мх.Савояров]]''. «Через [[Трубачи (Михаил Савояров)|Трубачей]]» ''(или опыт сквозного пре...следования)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г. | ||
<br><br clear="all"/> | <br><br clear="all"/> | ||
<center> | <center> | ||
Строка 558: | Строка 561: | ||
::►   [[Вялые записки (Юр.Ханон)|'''Юр.Ханон, ''список''''']]  ''<small>из вялых записок</small>''<br> | ::►   [[Вялые записки (Юр.Ханон)|'''Юр.Ханон, ''список''''']]  ''<small>из вялых записок</small>''<br> | ||
::</font> | ::</font> | ||
− | <br clear="all" /> | + | <br clear="all"/> |
− | | | + | | |
<br clear="all" /><br> | <br clear="all" /><br> | ||
<center> | <center> | ||
Строка 567: | Строка 570: | ||
<br clear="all"/><font style="font:normal 16px 'Georgia';"> | <br clear="all"/><font style="font:normal 16px 'Georgia';"> | ||
<small>[[Image:Red copyright.png|24px]]  Автор : [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">''Юрий Ханон''</font>]].         [[Image:Red copyright.png|24px]]  Auteur : [[Savoyarov Yuri|<font color="#551144">''Yuri Khanon''</font>]]. <br> All rights reserved.  [[Image:Red copyright.png|24px]] Все права сохранены.</small><br><br> | <small>[[Image:Red copyright.png|24px]]  Автор : [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">''Юрий Ханон''</font>]].         [[Image:Red copyright.png|24px]]  Auteur : [[Savoyarov Yuri|<font color="#551144">''Yuri Khanon''</font>]]. <br> All rights reserved.  [[Image:Red copyright.png|24px]] Все права сохранены.</small><br><br> | ||
− | :<font color="#AA1122">* * *<small> {{comment|данный|видимо, богоданный}} портал (и статью) {{comment|может|если захочет}} редактировать или исправлять</small> <br>'''только''' (её) | + | :<font color="#AA1122">* * *<small> {{comment|данный|видимо, богоданный}} портал (и статью) {{comment|может|если захочет}} редактировать или исправлять</small> <br>'''только''' (её) [[Khanon|<font color="#AA1133">номи...нальный {{comment|автор|имя его неизвестно, заслуги его без(раз)мерны}}</font>]].<small><br> |
− | :::<font color="#664444"> — Желающие сделать какие-то заметные замечания, <br>могут отослать ''{{comment|их|собственноручно}}'' через [ | + | :::<font color="#664444"> — Желающие сделать какие-то заметные замечания, <br>могут отослать ''{{comment|их|собственноручно}}'' через [https://yuri-khanon.com/email ''некое (третье) лицо''], <br>если я достаточно ''понятно выражаюсь''.</font> </small><br><br></font> |
<div style="width:422px;height:3px;background:#CCAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:422px;height:3px;background:#CCAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | ||
<small><font face="Times New Roman" size=2 color="#972929"><big>«</big>  '''{{comment|s t y l e d|s c a l p e d}}  &   d e s i g n e d   b y   [[Анна Тхарон|<font color="#630702">A n n a  t’ H a r o n</font>]]'''  <big>»</big></font></small> | <small><font face="Times New Roman" size=2 color="#972929"><big>«</big>  '''{{comment|s t y l e d|s c a l p e d}}  &   d e s i g n e d   b y   [[Анна Тхарон|<font color="#630702">A n n a  t’ H a r o n</font>]]'''  <big>»</big></font></small> |
Версия 13:55, 7 марта 2022
( концентрическая статья )
к Разумеется, этот центр далеко не всегда един (единственный) или даже преобладающий, как случается в какой-нибудь планетной системе, а то и в точности напротив — в грязной канаве, мутная жижа из которой непременно течёт вниз: ниже, ниже, в большую и гордую реку (вероятно, под названием Сено..., или Не ва, к примеру). В человеческой (вполне броуновской) среде куда чаще случается так, что расположение, место и имя этого центра зависит, прежде всего, от точки (зрения)... или подо’зрения (по крайней мере). Разумеется, смехотворно возражать против того (жалкого) утверждения, что всякая черепная коробка — мир, а всякий жидкий мозг — отдельный космос..., пускай даже и «микро». Именно таким путём, следуя по стопам бытового релятивизма, нельзя не признать, что центром любого времени и места может стать любая случайная точка, лишь бы в неё воткнули иглу циркуля или козьей ножки, на худой конец.[комм. 1] И здесь, чтобы не слишком закапываться в философские отложения (довольно с нас, пожалуй, и одного яйцеголового портала натур-философии) я могу только напомнить один старый (как мир) анекдот (или, точнее говоря, присказку) «о центре»..., любого времени и места. Если слегка наморщить лоб, то нетрудно будет вспомнить, что в годы нашего детства любили задавать вопрос: «кто такой Брежнев?» — и тут же отвечать на него с видом лукавым и вольнодумвственным: «Брежнев — это мелкий политический деятель эпохи некоей навязшей в зубах воющей бабы». Причём, выла она со сцены *(далеко не политической). — Со всеми вытекающими последствиями...
И тем не менее, не слишком согласуясь с принципами гуманизма, добавлю ещё несколько слов (по существу)... Насколько я осведомлён, до сих пор ещё никому не приходила в голову подобная свежая мысль: объявить Эрика Сати центром, ... пускай, не всего мира,[2] но хотя бы — своего времени и места. А также и наоборот: места и времени. Например, такого: «Франция, первая четверть XX века». Или такого: «европейское авангардное искусство на рубеже XIX-XX веков». Или, на худой конец, такого: «французская музыка в 1890-1920-е годы»... — Намеренно и злостно, все эти словосочетания страдают академическим сколиозом. И неспроста..., поскольку здесь, среди этих колченогих & невыразительных выражений и зарыта главная собака всей этой истории. — Следите за моими руками..., внимательно следите. Итак, буквально только что можно было прочитать: «до сих пор ещё никому не приходило в голову объявить Эрика Сати центром своего времени и места». Всё так, всё так... за исключением одного (пропущенного) ключевого слова: «профессионалов»... Никому из профессионалов. И здесь можно поставить ещё одну точку, поскольку в ней — причина и (по)следствие чудесным образом — совпадают. ...К сожалению, Я не имею ни единого су в Моём кошельке, пожалуй, это самое худшее, что я мог бы сказать о самом себе. Как бы ты был добр, если пришёл ко мне на помощь в виде хорошей должности! Или даже нехорошей, иногда это тоже бывает хорошо. Даже лучше, чем ничего. Пожалуй, без неё Мне со всей жестокостью будет предоставлено в ближайшие годы влачить самое жалкое существование, — послушай, Я тебе это говорю. После всего, ты наверняка скажешь, что было бы неплохо для меня; «не надо быть таким скорым и беспорядочным в расходах». Да..., я это знаю. И даже не один раз. Но это ещё будет. <...> Теперь более чем прозрачно понятно, что́ (собственно говоря) скрывается за спиной этой несколько странной (и даже, возможно, несколько ино’странной) формуле: «Эрик Сати, лица». Прежде всего: место и время... А также время и место (жизни). — Той са́мой, о которой Сати говорил столь скрыто и явно, буквально в двух словах: — Оно... Это время и место, которое столь долго не принимало его (этого вечно неуместного и раздражающего Эрика-Альфреда-Лесли) решительно ни в каком виде. Ни один профессиональный клан, ни одна «группа или коллегия», короче говоря, ни одна стая не признавала Эрика Сати за «своего». В конце концов, его не считали ни композитором, ни пианистом, ни музыкантом вообще. «Полный ноль». «Сумасшедший самоучка». «Вздорный невежда». «Нотариус из пригорода». «Курьёзный тип». «Гримасничающий клоун». — Всё что угодно, но только не «один из них». Старым обезьяньим обычаем, над ним смеялись, на него показывали пальцем, ему крутили у виска и плевали вослед, его не принимали, не признавали, не исполняли, наконец, не давали места... Места и времени — в своём месте и времени. Наконец, его отовсюду вытеснили — вон, на обочину жизни. Тапёр в кафешантане. Придурковатый «римский папа». Пригородный нотариус. И даже в Париже ему не нашлось места — прочь, прочь отсюда, в Аркёй, на выселки, в захолустное пред’местье — и чтоб духу его здесь не было слышно!...
Да, да, именно оно, это время и место... Это место и время, в котором этому Эрику не нашлось ни места, ни времени — сегодня и здесь — всюду и навсегда — это время Эрика Сати. Где он — центр. Центр этого времени и места. Не всего мира. Пока только места и времени... А все остальные — «лица» — сказал я, — в той или иной степени вокруг Него. Близкие или далёкие. Мелкие или крупные. Верные или неблаговерные. — Приближённые или отдалённые..., наконец. Лица вокруг Эрика-Сати-Первого (и последнего), Парсье у бога, Паяца у чёрта и даже «Композитора музыки».
...Верный традициям христианских баронов, моих предков, прославлению моей расы и чести моего имени, я готов к этой борьбе. Я уничтожу всех неверных, я изрублю их на мельчайшие кусочки пречистым топором Шарля Мартеля и пресветлым мечом Людовика Святого. Их злоба и козни бессильны против меня, потому что меня охраняют несокрушимые доспехи истинной Веры. И пусть они, скрежеща от злобы, знают, что я непобедим, ибо я действую от имени подлинной добродетели, отнять или дать которую не во власти ни одного из смертных. Великая сила, которая покровительствует мне, она такова, что разбивает перед собой все преграды. Я ношу имя, которое их тревожит, и я скрываю весь мир в своём мозгу. Я обладаю властью приказывать и повелевать, а предназначение моё огромно и чрезвычайно. Я пришёл в свой Час, но это поймут лишь немного позднее, ибо то, что ныне только готовится – поистине огромно. Лицо Мира будет совершенно обновлено ужасным потрясением. Необходимо, чтобы все злодеи одновременно раскаялись и склонились в глубокой молитве и мученичестве; иначе – все они погибнут как один. И я сегодня их об этом предупреждаю на языке высоком и строгом...[2] И тем не менее, не оставляя попыток эпатировать этот мир пресвятым молотком Шарля Мартеля,[комм. 3] придётся (вместо предисловия) вскользь коснуться вопроса о Первых Лицах. Начиная с самого́ Эрика-Альфреда-Лесли Сати, вестимо. Поскольку и он сам, находясь в центре своего времени, тем не менее, имел — не одно лицо.
И всё же, я незримо слышу вопрос (откуда-то из кустов): интересно бы знать, каким же образом этот «маленький странный» человек, которому не нашлось места и времени в своём месте и времени — может быть представлен (пускай хотя бы и только здесь) — в виде Центра своего Времени и Места... Несомненный маргинал, чудак, в конечном счёте, несомненный экс’центрик... В прямом и переносном смысле слова, в переводе с языка — на язык, со смысла — на смысл, из мозга — в мозг: «Эрик Экс-центрик». И вдруг, пожалуйте! — всё наоборот — всё навыворот — словно бы вопреки всему..., и самому себе. Почти шутка, анекдот, чуть больше чем игра слов... «Эксцентрик в центре». Маргинал посреди дороги. Чудак в главной роли. Шут на троне. Король на подмостках...
И даже повторю, крупными буквами прямо по краям оголённого сознания, чтобы было ясно: нет, это не опечатка, и не ошибка, и даже не какое-то недоразумение. Всё так, всё решительно так: И сейчас я не стану напрасно вдаваться во все внутренние (сокрытые до поры) механизмы и (как следствие) положения хомистики, этой глубоко эксцентричной науки на стыке микро’биологии и макро’психологии, из которой напрямую следует в точности такой порядок вещей в человеческом мире. Среди нас, братов-приматов... Ограничившись простой констатацией факта, едва ли не статистического: как правило именно те, кого люди до поры называют «эксцентриками» или «маргиналами» находятся ближе всего к той линии, которая ведёт к центру... Своего Места. Или Времени. Пожалуй, вот и всё основное, вкратце, что можно было (бы) сказать об этом вопросе... Да. Об этом коротком и (с)точном вопросе, который — никто не ставил, до того он тих и нелеп. — Но тем приятнее было на него поглядеть: как он здесь прекрасно стои́т, никем не поставленный. Он..., этот странный вопрос..., и даже более того. — Если ответить на него по большому счёту, то и других вопросов ставить не придётся. Они отпадут..., сами по себе, как жёлтые осенние листья с рождественской ёлки.
...Я ужасно доволен, что нахожусь теперь в Аркёе. Я не забываю ни на минуту, что обязан этим тебе, мой дорогой. Ты вырвал меня из цепких лап Парижа и поместил сюда, где прозрачный воздух и масса чистейших комаров! И ещё — окружающие, они такие Милые и Прямые..., когда чем-то обрадованы – радуются как ненормальные, а когда опечалены – плачут как животные или дети. Скажу честно, меня это искренне волнует, и даже становится приятно где-то под ложечкой. Знаешь, я хожу между ними как бледный и красивый волк, этакий добряк, аристократ из Парижа в их провинциальной деревне Комарово, хотя и довольно дурно одетый, но всё же совершенно потасканный знаток человеческой ослятины. И теперь всё, что мне остаётся, закрывая за собой дверь, — привести напоследок несколько маленьких примеров, почти анекдотов — на остатке этой уходящей вниз страницы, где находится Центр своего времени и места (чтобы не говорить обо всём мире).
Экстра’екция :
В полном согласии с органической структурой человеческого (кланово-стайного) сознания, в означенной картине любого времени выделяются некие доминанты, знаковые фигуры, значение или масштаб которых считается превосходящим (или подавляющим) в своей категории. Как следствие, все остальные рядом с ними рассматриваются как второстепенные, производные или сопутствующие. Проще говоря, рисуется трафаретный по своей композиции пейзаж: некий человеческий и событийный фон, посреди которого возвышаются столбы или столпы. Критерии определения подобных лидеров — так же банальны (коллективны), как и всё прочее в этой клановой схеме. Популярность, успех, цитируемость, новаторство, последствия и устойчивость наследия. Соответственно, всё это возможно и в обратном порядке, поскольку большинство из предлагаемых критериев — вполне спекулятивны или произвольны, а их корректность определяется тем же «профессиональным» консенсусом, неким общим мнением среды.[6] Вот почему, отвергая в целом клановую субординацию и таковые же ценности, я попросту уклоняюсь от обсуждения несущественных частностей. Они не важны точно так же, как и сложившие их обстоятельства (вполне первобытные). Напоследок — только один сухой пример (во многих лицах), всякий раз вызывающий неприкрытое раз’дражение у так называемых «историков» (культуры или музыки).
Эрик Сати (у них) считается фигурой странной, экстравагантной и, как следствие, — маргинальной, глубоко второстепенной в своём времени и месте — говоря попросту, не имеющей своего отдельного голоса.[8] Разумеется, на фоне признанных профессиональным сообществом «гигантов» французской музыки, создателей и мэтров новых стилей или направлений. И первым среди них, безусловно, называется имя Дебюсси (и Равеля), признанного столпа (столпов, столпами, о столпах) импрессионизма, некогда новаторского течения, с трудом пробивавшего себе дорогу в среде окостеневших академиков-ретроградов — на рубеже XX века. Имя Сати (как правило) в связи с этим направлением не упоминается вовсе..., или в каком-то уничижительно-боковом тоне. Между тем, импрессионизм в музыке был впервые создан и сформулирован именно Эриком — в те времена, когда Клод Дебюсси плавал по уши в вагнеровском бульоне, а Морис Равель — ещё ходил пешком под стол (причём, в прямом смысле слова). И тот и другой «сделались» импрессионистами под прямым (личным и творческим) воздействием Эрика Сати. Говоря точнее, они стали эпигонами молодого композитора-маргинала, вследствие странностей своего характера — принципиально — невключённого в профессиональную среду, а затем попросту «затёрли» его своим академическим признанием. Причём, отличие между Дебюсси и Равелем в этом вопросе исчерпывалось только особенностями личности и характера.[2] Если первый из них (Клоп Дебюсси) в силу своего упрямого и заносчивого до крайности характера — никогда не признавал «первородства» своего учителя и приятеля-Эрика, то Равель, напротив, при всяком удобном случае с готовностью подчёркивал, «сколь многим он обязан своему предтече и старшему коллеге».[9]
Так или иначе, но оба этих «мэтра» и столпа имели и имеют (до сих пор) в лице Эрика Сати не только предтечу, но и прямого учителя. Оба воспользовались «зелёным плодами» его открытий, и оба использовали полученный багаж в течение — всей своей жизни, с благодарностью или без оной...[2] Во́т что́ значит (в намеренно грубом упрощении) формула: «Эрик Сати (лица)», к примеру, эти двое молодцов — Дебюсси и Равель. Впрочем, далеко (не двое)... К ним (действуя в категории «импрессионизм и импрессионисты») можно прибавить оптом и всех прочих (двоюродных и внучатых) адептов «нового» течения, включая, между прочим, и небезызвестного месье Стравинского, начинавшего со своей «Жар-птицы» (1910) — в качестве несомненного вторичного автора: эпигона и наследника Клода Дебюсси.
Собственно говоря, достаточно. Оставим с... импрессионистов там, у того красивого забора, где они сами привязали себя — за ногу... Время и место Эрика (в отличие от его многочисленных «учеников» и последователей) не остановилось на 1889 годе. Увидев, как другие (таланты и профессионалы) обогнали его и в полной мере воспользовались поспевающими плодами (всё более и более сладкими до состояния полной приторности), Сати серьёзно обеспокоился «переменой лица». И это беспокойство уже не оставило его до конца жизни. ...Прошу иметь в виду, раз и навсегда: не существует никакой школы Сати. Так называемый «Сатизм» просто не смог бы существовать. Именно во мне он нашёл бы своего первейшего и непримиримого врага. В этой эпатажной и программной статье (против казармы), Сати, сам того не подозревая, «выдал» (причём, с головой) тот важнейший психолого-психический механизм, который сформировал не только его творчество и биографию, но (как следствие) — разошёлся концентрическими кругами по «лицам» того места и времени, которое соприкасалось с ним, особенно — в последние девять лет его жизни.[6] Именно таким образом сформировался в значительной степени сначала (музыкальный & авангардный) ландшафт Франции 1910-х и 1920-х годов, а затем и общеевропейский — вплоть до начала Второй мировой войны, а затем и дальше, — не ограничиваясь даже рубежом XX века.
Таким путём практически все крупнейшие (и наиболее нашумевшие) произведения Сати, обнародованные после 1915 года — так или иначе — положили начало разным «концентрическим кругам» эстетических направлений и, как следствие, лиц, ставших очередными (или внеочередными) последователями на его намеренно извилистом пути. Не стану (как заведомо второстепенную деталь) подробно разбирать каждый вираж или поворот головы «злонамеренного Эрика». Достаточно несколько раз ткнуть пальцем, и не особо заботиться о продолжении...[комм. 6] Примерно так же, как это делал сам Эрик...[11]
Разумеется, первым таким ударом (или типической провокацией) стал балет Парад, однократно показанный на сцене театра «Шатле» в мае 1917 года. Шумность скандала (а затем и судебного процесса против Сати) превзошла не только довоенную «Весну Священную» (Стравинского), но и все ожидания барона-Дягилева. И прежде всего, «Парад», попирающий всякую красивость и вычурность, стал манифестом анти-импрессионизма (см.выше), а также первым произведением искусства, появившимся под торговой маркой «сюрреализм». Как следствие, в следующие пять лет по воде культурной жизни Парижа (Франции и Европы) разошлись (те же) концентрические круги. Самый известный из них — французская «Шестёрка», выросшая напрямую из боковой ветки «парада Сати». И здесь, пожалуй, будет к месту повторить..., — да-да, просто повторить несколько слов из одной старой-старой штуки..., чтобы не сказать — выходки 1991 года, несомненно, первой в своём роде.[12] Потому что (иной раз) один повторённый — семерых неповторённых заменяет... Совсем как в меблировочной музыке (того же автора).
Говоря по существу, эта пресловутая шестёрка разделила Сати как баранку (нет, не барана!) или как мандарин, (нет, не мандаринку!) — и каждому из них досталась его почётная часть, долька — доля или удел: по потребности, по росту или по заслугам. Вот так и получилось, словно в мясной лавке: был один Сати..., большой и невероятно сложный..., словно сложенный из несложимых составных частей, каждая из которых отрицала другие и не желала с ними существовать, временами воюя, восставая, ругаясь или нападая из-за угла. Другое дело — «шестёрочка», ровно по ладони, этакая компактная и обтекаемая шестерёночка — ну́жная и нужна́я повсюду (где подмазано), в любом общественном механизме. И везде-то ей найдётся местечко... или применение. Разделённый на малые кусочки «монстр» Сати — стал несравнимо & несравненно удобнее — в употреблении. Он стал проще, понятнее и глупее, в конце концов, он попросту стал понятен (как по нужде). — И если ещё раз повторить (как заклинание) глупую шестёрочную выдумку Кокто, — тогда, пожалуй, сквозь буквы прозрачно (как в чашке с симпатичными чернилами) проявится рецепт: из каких ингредиентов составляется этот нормативный салат оливье..., ведущий всякого скопца — без спеха к успеху.[6] Кажется, всех перечислил... Или нет? Кое-кто, наверное (наверняка) вывалился по дороге, остался за бортом, где-то сбоку (ad marginem!..., — опять ad marginem) того несомненного центра, который (по случаю) здесь и сегодня..., (только) сегодня и здесь называется вот тáк, коротко и кратко: «Эрик Сати». Точнее говоря, «Эрик Сати, лица»... — и не более того. ...Равель пришёл (лично!) повидать Кариатис & поручил Гровле оркестровать свою уродистую «штуковину». Дюрей по такому случаю буквально прыгает от радости. Он, эта ничтожная сволочь всему причиной. Тогда что..., придётся без Мийо? Какая же вонючая свинья этот Дюрей! Скотина надувная! У меня просто нету слов. Когда же из него наконец-то выпустят ветры? Ну и свисту будет... Да уж...[2] — Впрочем, не пора ли остановиться?.. Или (хотя бы) взять дыхание (например, как сопрано..., или баритон).
Потому что... (прошу прощения)... — Потому что кроме пресловутых шестёрок из «шёстёрки», среди которых были и свои несомненные «дебюсси», напрочь отрицавшие влияние ехидного «мэтра», и свои «равели», благодарные по гробовую доску, — оставалась масса такого, что можно было бы перечислять до полной потери сознания, загибая пальцы на руках и на ногах... Именно так, как это привыкла делать от века — всякая уважающая себя обезиана. Многие, безусловные влияемые «лица Сати» остались за бортом «группы Шести», по существу ничем не отличаясь от её членов & члеников.[комм. 7] Другие — попросту опоздали родиться ... для этого влияния.[комм. 8] Поверх того, ради особой злопамятности, здесь можно было бы (ещё раз) припомнить и якобы-неоромантическую «аркёйскую школу» с двумя школьниками (один из которых был варёным телёнком, а другой — и вовсе помер в дверях), а также «меблировочную музыку», на полвека опередившую открытие музыкального минимализма (со всеми его кон-цен-трическими лицами, начиная от пресловутого Джона Кейджа до приснопамятного Мартына Мартынова). И ещё одно, нарочито «скромное» открытие «Сократа», положившего начало ортодоксальному европейскому неоклассицизму...[комм. 9] А ещё был конструктивизм..., концептуализм..., дадаизм и «даже» абсурдизм (вместе со многими его лицами), не раз предвосхищённый тем же вездесущим Эриком. Короче говоря... Короче... — Пожалуй, трудновато будет найти такой столбик в искусстве XX века, который он не успел бы «пометить» своей дерзновенной рукой. ...Пуленк..., Орик... За ними ещё десятки пуленков, сотни ориков и тысячи дуреев..., ведь на первый взгляд может показаться, что я говорил — о них, именно о них, а ещё — о каком-то Стравинском..., если вы заметили. Ведь эти сто, тысяча — или двое, два (пуленка) даже близко не доставали ему — до пояса..., или до коленки. Нет, не Сати, вовсе не Сати..., — вот я о чём толкую! — нисколько не Сати — а ему..., Стравинскому — до пояса. Вот в чём главный фокус.[2]
...Однако он, этот Стравинский, при всём уважении — не мог не вызывать у меня улыбки, пускай даже совсем небольшой... и глубоко спрятанной... Да, он был велик, несомненно... Он был хорош, абсолютно... Ни с чем не спорю. Молодой, компактный, мускулистый, лысый, гениальный... Ездил на велосипеде... Да. Великий композитор, в конце концов... Но, как раз в том-то и всё дело... — Кажется, картина исчерпывающая: и здесь..., насильственно и жестоко, я прерываю своё (бес)связное повествование — якобы о «лицах Эрика Сати». Потому что всё (я повторяю: решительно «всё»!) сказанное и упомянутое (рассыпанное по случаю на тысячи существенных и несущественных деталей и персон) не имеет — здесь! — решительно никакого смысла. Всё это..., вместе с клановым миром людей и людишек — сущая мелочь и ерунда. Рядом... (да, это я сказал: «рядом»!) с тем главным, что составляет единственное слово, носитель хотя бы малой тени смысла. Слово..., образующее весь человеческий (антропоморфный, по неизбежности) мир, снизу доверху. — И оно, это слово (поставленное в строку) выглядит примерно таким образом, просто и невычурно : Потому что..., — и снова потому что Эрик Сати, единственный из всех упомянутых (и не названных) был — Отдельным человеком. Нет. Не частью клана, не верным псом своей стаи, не профессионалом, плоть от плоти своей среды... Не только художник, не просто композитор, не только литератор или артист, и даже не (всего лишь) гражданин своей страны... — В отличие ото всех прочих, окружавших его homo socialis, Сати не был (и не мог быть) частью среды и клана... Места и времени... Времени и места... Анархист от музыки и природный идеолог-практик, он всякий раз делал не так или совершал не то, что полагается уважающему себя человеку — по роду его деятельности. И это... вечно маргинальное и эксцентричное «поперёк» — совершенно отличало и выделяло его из своего Времени и Места... Превращая в концентрическую «воронку», втягивавшую (и втянувшую) в себя многие другие лица..., несравненно более обыденные и нормальные. — Чем он сам.
На свете есть много слов..., прекрасных и не слишком. Как правило, все они (так или иначе) обрисовывают клан и его интересы. Даже если (на первый взгляд) не выглядят таковыми. «Музыка», «искусство», «композиторы», «пианисты»... Короче говоря, всё это — профессии, занятия, среда, люди людей, кланы кланов (опять вся та же пузатая мелочь, вокруг и обратно). Ничем существенным здесь и не пахнет. — Вот почему, просеяв сквозь строгое каноническое сито, удалось оставить всего два имени, уникальных среди обычного человеческого зоопарка. Это Александр Скрябин и Эрик Сати, два идеолога (каждый по-своему), два инвалида (каждый по своему) и два принципиально неклановых (и внеклановых) человека. Оба они вышли за грань (и границы) собственной деятельности и таким образом привнесли в неё нечто уникальное, совершенно нехарактерное для всего культурно-исторического контекста. Если о нём вообще можно говорить: здесь и сейчас...
Оба они, действуя средствами грандиозного (не)соответствия (или разрыва), пытались добиться единственно существенного результата: превратить искусство — в инструмент (и не профессиональный, ради устройства своей жизни, добычи денег, славы, карьеры, как это широко принято у людей нормы), а — в инструмент выражения Большой Доктрины..., или маленькой доктриночки..., ну..., или хотя бы жёсткой мысли (нечто вроде отточенного гвоздя в сапоге). Слушая «Прометея» — иногда кажется, что буквально видишь совершенно материальные схемы, нарисованные в воздухе звуком. Через них Скрябин описывает изнутри механизм будущей Мистерии, конца света. А «Прекрасная истеричка» Сати — великолепный образец битья долотом по тупой человеческой голове, всякий раз приговаривая: и так не получится, и этак не получится! В итоге – что? — Оба они ставят «непоставимые» задачи..., и разговаривают об одном и том же, но только один из них ставит вопрос сверху, а другой — снизу. А между ними — ровно посередине — находится моё место. Или наоборот.[17] Однако особенное уважение вызывает тот факт, что оба они, эти маленькие люди — отнюдь не боги, и даже не титаны, но «всего лишь» — музыканты, «композиторы музыки». А ведь это едва ли не самое пакостное искусство, — оно меньше других пригодно для выражения мыслей. Понимаете, — мыслей! Идей! Даже намерений. Представьте себе: вылезает на сцену какой-нибудь деревянный Спиваков со своей лакированной виолончелью и начинает — пилить (без канифоли, разумеется, но зато — за строгую наличность). И что? Какая в этом мысль? — ровным счётом ничего личного, только на’личная культура, клан, профессия. Среда и контекст. Привычная публика, привычное занятие, привычный академический музыкант, касса, гардероб, кресло, туалет, девушки..., в общем, всё— как принято сотни лет. Даже тысячи. Как всякий человек. А мысли — ни одной. Заставить эти «культурные звуки» выражать идею..., – задача близкая к невозможной. Однако именно такие задачи и дают уникальный и сильнейший результат. Не от мира сего. Не от людей и не для них. Вот так. Не больше — но и не меньше. Ровно...
И не только для самого Эрика (достаточно), но и для лиц... Для множества его лиц..., которые (как правило) — находятся значительно ниже, тусклее и темнее — чем он сам, Эрик-Альфред-Лесли... Неблагородные и неблагодарные, действуя вполне в традициях нашей старой, видавшей виды обезианы, они брали от него — потребное, отвергая — непонятное и чаще всего предусмотрительно забывая — про него самого́...[комм. 10] Вот, собственно, и (почти) всё, что я (не) хотел бы вспомнить про это Место и Время, до краёв полное лиц Эрика-Альфреда-Лесли... Как показало повторное вскрытие. К сожалению, не сразу, далеко не сразу. Далеко... (как до Луны..., дорогой дядюшка)..., и не скоро. — Только двадцать, пятьдесят и сто лет спустя.[19] Потому что именно из такой..., с позволения сказать, «лицевой материи», и состоит не только время и место Эрика Сати, но и всякое иное человеческое время..., говоря после всего. Да-да, именно оно, это вечно сегодняшнее ... бесконечно сегодняшнее и никогда не завтрашнее — суетливое и суетное Время и Место... Как всегда — неизменное и низменное до рвоты Место и Время, в котором и этому Эрику, как показалось на первый взгляд, не нашлось ни места, ни времени. — Как всегда. Как в любое настоящее время и место...
— В итоге... так и оставшись бесконечно суетным и пустым.
|
Ис’ точники
|
( или карманный путеводитель по лицам )
2. Эрик Сати ( лица )
|
|