A p p e n d i X
( или портативный цитатник для желающих хоть бы хны )
Хна прозная
|
Мешки с хной (Стамбул)[9]
|
|
➤ |
Банщик, который натирал меня поярковою рукавицею, начал действие изъявлением своего восторга насчёт редкой, истинно мужской, красоты моего тела. Затем уверял он меня, что никогда не мог я прийти в баню в счастливейшую минуту: только что ушёл отсюда один знаменитый хан, получивший от шаха почётное платье за привезение из Исфагана первых дынь; он был послан в баню шахскими звездочётами, которые избрали для него это именно время, как самое благополучное для парения тела и надевания обнов. Треск, производимый искусною рукою в моих суставах, раздавался по всему зданию; круглые куски мыла, бритвы и комки лоснящейся краски летали вокруг моей головы, как планеты вокруг солнца; и хна, полотенца и простыни двигались по моему мановению. Я был счастлив как нельзя более.
Я завязал купленные вещи в платок и пошёл к баням. Доро́гою купил я себе ещё красные шёлковые шаровары, зелёные туфли с высокими каблуками и синюю шёлковую рубаху. В бане, где отсутствие искусственной оболочки делает всех людей равными, я легко внушил парильщикам и служителям высокое о своём достоинстве понятие, приказав натирать себе тело поярковою рукавицею со всею утончённостью этого небесного наслаждения; подавать гиль, едкую мазь для истребления волос на коже; брить голову, освежать лоск на усах, бороде и кудрях, ниспадающих за ушами; и готовиться к крашению моих ногтей, ладоней и подошв золотисто-оранжевым цветом хны...
|
|
— Джеймс Мориер, «Похождения Хаджи-Бабы из Исфагана», 1824 |
➤ |
Мы слыхали, что французы умеют делать парчи и серебряные подсвечники; но чтоб они были в состоянии совершать подобные чудеса, о том до нашего понятия никогда не доходило.
Правда, кое-что было у нас известно о предпринятом ими грабительском набеге на Египет, потому что кофе и хна вдруг вздорожали на Востоке.
|
|
— Джеймс Мориер, «Похождения Хаджи-Бабы из Исфагана», 1824 |
➤ |
― Дядюшка Фетхали говорит, что я ещё слишком молода, ― примолвила она почти грустно.
― А что говорит твоё сердечко, малютка моя? ― возразила смеючись Аджа-ханум. Кичкене резко схватила бубен, висевший на стене, и, колебля его звонки между расцвеченными хной пальчиками, вместо ответа пропела известную песню ― «Пенджарая гюн тюшты»: Для чего ты, луч востока, Рано в сень мою запал?..[10]
|
|
— Александр Бестужев-Марлинский, «Мулла-Нур», 1836 |
➤ |
Перед глазами пестреют точёные, наподобие шахматных башен, пагоды, в которых толкутся расписанные различными красками брамины и факиры, белые горбатые телята с цветочными венками на рогах, полуобнажённые женщины в поручнях и кольцах, орошающие водой бесчисленное множество маленьких идолов и цилиндрических камней. Порой проносятся чужеземные всадники на выкрашенных хной и индиго конях, с надетыми через плечо луком и стрелами без колчана за спиною, словно мифологические боги. <...>
Кроме этого я встречал по временам таинственные экипажи, закрытые сверху донизу намётом из красных или испещрённых цветами тканей, запряжённые парой быков, то белых с позолоченными рогами, то окрашенных красной и зелёной краской, то испещрённых хной с головы до копыт...[11]
|
|
— Алексей Салтыков, «Письма об Индии», 1874 |
➤ |
Этот растительный порошок, употребляемый персами для окраски своих волос, ногтей, ладоней и пяток, ― получается из ежегодно засеваемого в Индии, южном Хорассане и вблизи города Езда, травянистого растения, представляющего (по уверению нашего астерабадского консула) вид бальзамины с разноцветными цветочками со шпорами. Из Хорассама отправляют сухие листья и веточки этой кустообразной травы в Езд; здесь измельчают её в порошок, который упаковывается в маленькие мешочки и отправляется на продажу во все закоулки мусульманского мира шиитского толка. ― Лучшая хна ― индейская.[12]
|
|
— Павел Огородников, «Очерки Персии», 1874 |
➤ |
Было очень жарко и я облегчился до сорочки, конечно, с дозволения его высочества, который, в свою очередь, снял шапку и, поправив рукой европейскую прическу своих шелковистых чёрных волос с прелестным красноватым оттенком от хны, ― сбросил с себя сардари и архалук и остался в одном туго перетянутом ремнём ситцевом коба, обнаруживая привязанную ремешком к правой руке повыше локтя медную бляху с надписью, прикрывавшую сумочку с какою-то молитвою, а к левой серебряный футлярчик, вероятно, тоже с молитвою или талисманом, хотя «хозяйн» и говорит, что это «так себя для украшения».[12]
|
|
— Павел Огородников, «Очерки Персии», 1874 |
➤ |
Прилагать ко всем историческим явлениям статистический или иной подобный специальный метод, имеющий свою особую сферу применения, ― всё равно что лечить все болезни хной.[13]
|
|
— Василий Ключевский, «Записные книжки», 1893-1899 |
➤ |
Старик Гассан вырос в этом ауле. В молодости он выезжал отсюда только в набеги на русские станицы; но когда глаза его стали плохо видеть, а душа охладела к боевым приключениям, он засел в скале и стал только принимать участие в джамаате. Влияние его на нём росло, и он вместе с другими «почётными стариками» стал красить себе бороду в красное — хною, занимал в мечети место у решётки, за которой заседали муталлимы, и во всех процессиях ему принадлежала завидная роль нести перед муллою саблю и рубить голову жертвенному барану, кровь которого непременно должна была брызнуть на ступень мечети. <...>
Старик Гассан оправил на поясе кинжал, с которым горец не расстаётся даже у себя в сакле, крикнул Селтанет, чтобы та подала ему пистолеты и папаху, опять надел на плечи длинную тавлинскую шубу и с важным видом сошёл в тень и прохладу закоулка, круто поднимавшегося вверх к мечети. По пути его нагнал другой «почётный старик», тоже с окрашенною хною бородою, но в зелёной чалме.
|
|
— Василий Немирович-Данченко, «Аул», 1902 |
➤ |
От судов к бесчисленным пакгаузам и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, оборванные, почти оголённые, с пьяными, раздутыми лицами, смуглые турки в грязных чалмах и в широких до колен, но обтянутых вокруг голени шароварах, коренастые мускулистые персы, с волосами и ногтями, окрашенными хной в огненно-морковный цвет.
|
|
— Александр Куприн, «Гамбринус», 1906 |
➤ |
Первым пришёл торговец сырыми кожами Матюгов, высокий старик с большим животом, с седой окладистой бородой и красным лицом, говоривший всем про себя, что он не только патриот, но и «столп отечества»; на груди его висели две медали за две коронации: одна ― тёмная на красной ленте, другая ― белая на голубой ленте. Однажды в пьяном виде он сломал себе ногу и с тех пор ходит с палкой, прихрамывает и воображает себя пострадавшим героем. Пришёл ещё один торговец никому не знакомый, сумрачный и молчаливый; если он и отвечал иногда на вопросы, то говорил больше непонятными междометиями: «делишки ― хны; денежки ― турлы, обстоятельства ― хрю!»[14]
|
|
— Николай Телешов, «Крамола», 1906 |
➤ |
Магометанский Восток до сих пор является главным поставщиком духóв. Первое место среди них занимает мускус, тем более что сам пророк рекомендовал употреблять именно эти духи.
Наряду с мускусом, значительную роль в магометанском мире играет цвет алканны (Lawsonia inermis). Это то же самое растение, которое употребляется на Востоке для окрашивания ногтей. По всей вероятности, оно было известно и у древних египтян. Соннини писал сто лет назад о своеобразном запахе алканны: «Эти цветы распространяют самый приятный запах. Женщины носят их, украшают ими свои комнаты, приносят их с собой в баню, держат в руках, душат ими грудь. Они не могут успокоиться, что наравне с ними этой привилегией пользуются христианки и еврейки. Запах алканны, если вдыхать его вблизи, переходит в ясный запах мужского семени. Если сдавить цветы между пальцев, то их запах усиливается и заглушает всякий другой. Ничего нет удивительного, что такой драгоценный цветок послужил восточным поэтам темой для многих прелестных деталей и любовных сравнений».[6]:141
|
|
— Иоганн Блох, «История проституции», 1913 |
➤ |
— Проплескались? Будить других пора. Скорее! У меня чтоб ― хны!..
Четверо мальчишек на разные голоса отозвались:
― Хны!.. Хны!.. Сергей Михалыч, хны!.. — Никто в колонии не знал, что это слово значит. А у Мартынова оно всё. Хны ― хорошо, хны ― плохо. Хны ― быстро и ловко. Что хочешь. И только в колонии Гришка от него это слово услыхал. Это мартыновское здешнее слово. Для своих.[15]
|
|
— Лидия Сейфуллина, «Правонарушители», 1922 |
Хню из леса шла пешком
ногами месила болота и глины
хню питалась корешком
рога ворона малины
или хню рвала побеги
веселого хмеля туземца рощь [1]
|
( Даниил Хармс: «Хню» )
|
|
➤ |
Если бы я знал, что её можно утопить, я бы сам привесил ей камень на шею. Если бы я знал, что от неё можно убежать на край света, я бы давным-давно глядел в чёрную бездну, за которой ничего нет. Осенние липы похожи на уличных женщин. Их волосы тоже крашены хной и перекисью. У них жёсткое тело и прохладная кровь. Они расхаживают по бульвару, соблазнительно раскачивая узкие бёдра...[16]
|
|
— Анатолий Мариенгоф, «Циники», 1928 |
➤ |
Существует много видов мумий. Самые древние находят в Мемфисе. Они чёрного цвета ― и так высохли, что ломаются от прикосновения. Мумии из Тэбэна имеют блестящую жёлтую окраску, а ногти у них выкрашены хной ― краской, которой доныне красят себе ногти, бороды и усы жители Востока...[17]
|
|
— Карл Мейер, «Искатели мумий», 1928 |
➤ |
Я отлично помню, у меня был нашейный платок — я ужасно люблю нашейные платки, а этот особенно! — и я к нему пришла — а у него флюс — а я обожаю, когда больны! А особенно — когда красивые больны — тогда они добрее... (пауза)... когда леопард совсем издыхает, он страшно добрый: ну, добряк!!
|
|
— Марина Цветаева, «Повесть о Сонечке», 1937 |
➤ |
И когда она приезжала, то оказывалась в центре внимания, тем более ― ходила в ярко-красном сарафане на бретельках с голыми загорелыми плечами, волосы медные не от хны, а от природы, фигуристая, у нас любят, чтобы женщина имела при себе всё, что полагается, умели это ценить, наш город славился своими красавицами, конкурировал в этом смысле с городом Сумы...[18]
|
|
— Анатолий Рыбаков, «Тяжёлый песок», 1977 |
➤ |
Шамиль был и прекрасным полководцем. Поначалу он лично участвовал в боях: с рыжей, окрашенной хной бородой, в окружении телохранителей, на неизменном бело-сером коне в яблоках, он символизировал удачу. Всё больше горцев присоединялось к нему, всё меньше оставалось покорных своим ханам и русскому царю...[19]
|
|
— Дмитрий Степанов, «Имам Шамиль», 1994 |
➤ |
― Скушаешь и не подавишься. На балкон Стукалкина и Долбилкина вылезли: одна чёрная, другая рыжая ― обе Гали. Химия у них на голове: у одной химия чёрная, как птица галка, у другой рыжая, как шампунь от хны...[20]
|
|
— Светлана Василенко, «Шамара», 1994 |
➤ |
Воро́ны сосредоточенно клевали отбросы. Роман подрулил к ободранному вагончику бомжей и, хотя из трубы шёл невзрачный дымок, заходить не стал. Погудел, прислонил бутылки к двери и отъехал, помахав вышедшему хромому мужику.
― Хна на спирту́ не интересует? ― крикнул ему вдогонку бомж. ― На стекольный для шампуней завезли. Коньяком отдаёт, только моча чёрная.[21]
|
|
— Сергей Каледин, «Записки гробокопателя», 1999 |
➤ |
― А с арабами жить сложно. Как думаешь, есть у арабов тараканы?
― Тараканы всюду есть. Они как евреи, их отовсюду гонят, убивают, а им хоть бы хны, живут и живут! Богом избранные твари!
― А я чуть было не убил сегодня одного. Огромный, величиной с ладонь...[22]
|
|
— Дмитрий Липскеров, «Последний сон разума», 1999 |
Хню к телеграфному столбу
для отдыха прислонилась
потухли щеки хню. Во лбу
окно стыдливое растворилось
в траве бежала змейка
высунув гибкое жало
в ее глазах блестела чудная копейка
хню медленно дышала [1]
|
( Даниил Хармс: «Хню» )
|
|
➤ |
Поели в Латинском квартале. Оттуда Эльза отвела меня в парикмахерскую, шикарнейшую, где я отчётливо объяснила парикмахеру, что я ненавижу красные волосы и что я хочу остаться в том же виде, что хна, что басма и т.п. После чего меня выкрасили именно в этот ненавистный мне цвет, причем это непоправимо до тех пор, очевидно, пока не вырастут новые волосы! Я в ужасе! От парикмахера к Лафайетт ― я категорически отказалась что-либо мерить, устала как собака...[23]
|
|
— Василий Катанян, «Лиля Брик. Жизнь», 1999 |
➤ |
Это Шаляпин на весь двор гремит и никого не боится. Я присел, низко пригнулся. Ясно вижу: надкрылья вибрируют, друг дружку задевая, отсюда и звук: стрекотанье ли, пенье ― кому как. Гляжу я, а ему ― хоть бы хны. Замолчал. Развернулся на крутой крыше поудобнее, мощный зад приподняв повыше, и пошёл заливаться. Поёт и поёт...[24]
|
|
— Борис Екимов, «Память лета», 1999 |
➤ |
Украшение президиума ― пышная, начёсанная и в цвет хны выкрашенная парикмахершами причёска Бирюковой, яркий рот. Чем прославился этот представитель женского пола, какие деяния совершил ― сие тайна великая есть. Но полжизни провела в президиумах, президиум ― её постоянное местообитание, она там привычно размещается. И все вместе они ― мощная декорация...[25]
|
|
— Григорий Бакланов, «Жизнь, подаренная дважды», 1999 |
➤ |
Был властителем Манчжурии, а хотел стать новым императором Китая... У самого была кличка Дун-Бей, а бандиты его звались «хунхузами» ― «краснобородыми». ― Довольно странные военные отличия. ― Хной красили... ― пояснил Яков Моисеевич.[26]
|
|
— Дина Рубина, «Наш китайский бизнес», 1999 |
➤ |
Всё мог делать по дому. Детей, когда те были маленькими, мыл сам, безжалостно зажимал между колен, намыливал головы, попадало мыло в глаза или нет, его не касалось, дети верещали, а ему хоть бы хны. Вроде как бельё выстирал, отжал, чистое ― гуляй!..[27]
|
|
— Виктор Розов, Удивление перед жизнью, 2000 |
➤ |
― Вредное производство у нас при том, ― продолжал Плотвичкин, ― что наш народ какой-то отравленный, точно он купороса нанюхался и не ведает что творит. Ну как же так: древняя культурная нация, самая многочисленная в Европе, а чужаки над нами изгаляются, как хотят! Например, грузин и еврей десять лет грызлись за господство над русским народом, а мы глядели ― и хоть бы хны! Как известно, дорогие товарищи и товарки, в конце концов, к власти пришёл грузин...[28]
|
|
— Вячеслав Пьецух, «Русские анекдоты», 2000 |
➤ |
Очередь извивается в три кольца. И вот через головы и плечи кивает ему, подмигивает и даже делает жесты ручкой крепкая женщина средних лет. Миша тоже вежливо кивает, улыбается. Движение очереди сближает их, и женщина с рыжими от хны волосами говорит: «Здорово, Данилов!..»[29]
|
|
— Сергей Юрский, «Вспышки. Заключительная глава книги», 2001 |
➤ |
А Эс-Сувейра ― это большая любовь. Приехав однажды, она не смогла уехать. Купила дом и поселилась. Мария Александровна повела нас туда, куда туристы не ходят ― в маленькие галереи художников, в арабские кварталы, где дети бросаются целовать в знак приветствия, а в домах за обшарпанной дверью прячутся удивительные мозаики на стенах, резные кедровые панели на потолках, старинные ковры и светильники, обтянутые промасленной кожей с тонкими рисунками хны, как на ступнях и ладонях местных женщин. Купить бы всё это, увезти с собой кусочек Марокко, ― мечтала я...[30]
|
|
— Марина Каминарская, «На краю атласа», 2002 |
➤ |
― Ой, пешком не ходите. Там на дорогу из леса ночами выходят леопарды. Смотрю, Лёня идет ― уши горят, опять весь красный, и говорит возбуждённо:
― Леопарды, блин! Ну, вообще!!! Мы напугались и боимся идти ― пять километров по ночному лесу. Сразу представили себе, как нас рвут леопарды с голодным урчаньем. Откуда-то из глубинных недр всплыл этот первозданный ужас быть ночью в лесу растерзанным диким зверем. Решили вернуться обратно в ночлежку, битком набитую преданными...[31]
|
|
— Марина Москвина, «Небесные тихоходы: путешествие в Индию», 2003 |
➤ |
― Зачем вообще было создавать человека, не вложив в него изначально, как во всякого жука, этику поведения? Вот и получили историю, состоящую из одних войн, побоищ, катастроф, гильотин, геноцида и газовых камер, ― с намёком говорю я ему, после чего он уже ничего не отвечает, косит в сторону и поминает Гулаг. Светлый холм утыкан слепыми камнями безвестных надгробий. У тех, чьи кости лежат тут, теперь другое имя, племя, темя, время... Дымка древней Тингитаны. Звенят тамтамы, всхлипывает смычок, и босые ступни в узорах алой хны месят горячий желток песка. <...>
Оказалось, что арабы женщин не берут на кладбище не только потому, чтобы они не досаждали Богу своим плачем, но и потому, что они ― символы жизни (очевидно, в отличие от мужчин ― инкубаторов и разносчиков смерти). Национальная одежда берберок называется «кафтан» (!), хотя носят и колоколообразные хламиды, чтобы мужской волчий глаз не мог бы различить форм и округлостей фигуры. На ступни и тыльные стороны ладоней (на то, что видно) женщины наносят узоры красно-жёлтой хной, которая правильно называется «хенна» и вырабатывается из листьев растения с нежным любовным названием «лавсония» (лав плюс сон плюс симфония). Вспомнилась площадь Казнённых в Марракеше, где пузырится нефритовый купол мечети Кутубия XII века, а на минарете видно что-то, напоминающее виселицу... Неужели вешали на минарете?..[32]
|
|
— Михаил Гиголашвили, «Красный озноб Тингитаны: Записки о Марокко», 2006 |
➤ |
Духота спала, и этот чайник ― последний. Во дворах, на углах, балконах баджишки, с вымаранными хной пальцами, сидя на корточках или по-турецки, хлещут овечью шерсть, начинку перин, после мытья и просушки. Тут же приторговывают из мешочков горелыми семечками, подсыпают ещё вместо сдачи и вновь ловко стряхивают и снимают ребром ладони насевшие на прут облачные клочья. <...>
Рассветное солнце залило поля, заслепило. Дети на улицах необыкновенно красивые ― глаза в пол-лица, но малышей родители ещё украшают хной, румянами, тушью, отчего иного ребёнка можно испугаться. Будем проезжать Лахор, учёная столица Пакистана. Пакистан не однообразно враждебный, там можно найти друзей...[33]
|
|
— Александр Иличевский, «Перс», 2010 |
➤ |
Ей не хотелось быть похожей на мать, а хотелось быть как Наташа. Ольга отре́зала коротко, как у сестры, волосы. В результате Наташа ходила с модной стрижкой, Ольга ― с вороньим гнездом. Потом Ольга стащила у матери пакетик хны и дома, обляпав всю ванную, перекрасилась, намазывая голову старой зубной щёткой, чтобы краска ровнее ложилась. Когда смыла, отшатнулась от зеркала ― голова стала медно-красной. Ещё раз помыла голову ― цвет держался. Она перестала есть ― худела...[34]
|
|
— Маша Трауб, «Ласточ...ка», 2012 |
Хна стишная
|
Соцветие лавсонии [35]
|
|
➤ |
Каждое утро по улице красиво идёшь ты.
Хороша!
Красиво надеваешь алый шёлк поверх зелёного.
Хороша!
На тонком стане твоём золотой пояс с эмалью.
Хороша!
На выкрашенных хною руках золотые браслеты.
Хороша!
Каждое утро разбрасываешь кудри.
Хороша!
|
|
— Василий Немирович-Данченко, «Пир в ауле», 1902 |
➤ |
В первой любила ты
Первенство красоты,
Кудри с налётом хны,
Жалобный зов зурны...[36]
|
|
— Марина Цветаева, из цикла «Подруга», 1916 |
➤ |
Цветы и локоны отдельно.
Не хватит ста моих горстей!
Сброд всех шерстей и всех мастей!
От льна голландского младенца
До хны турецкой. Уроженцы
Всех стран. Вся страсть от А до Z —
Лети, чудовищный букет!..[36]
|
|
— Марина Цветаева, «Феникс» (картина третья), 1919 |
➤ |
Нет, не боюсь, я не боюсь,
хоть весь трясусь и говорю:
дни наши сочтены,
и дни тебя, и дни меня,
везде стена, стена страна,
стена страны, стена огня,
стена людей, стена стены,
и стены стенам не видны,
Но ей всё это — хоть бы хны.
Всё хоть бы хны. Хоть ни стены.
Хоть ни огня. Хоть ни страны.
Всё хоть бы хны, хотя б сто грамм,
Ей хна за храм, и хна за гроб,
А после, значит — хоть потоп...[37]
|
|
— Михаил Савояров, «Рыжая бестия» (из сборника «Сатиры и сатирки»), 1919 |
➤ |
И я вижу, как знойное солнце пылает,
Леопард, изогнувшись, ползёт на врага,
И как в хижине дымной меня поджидает
Для весёлой охоты мой старый слуга...[38]
|
|
— Николай Гумилёв, «Абиссиния», 1921 |
➤ |
На солнце хны рыжеет кровь,
Как ржавчина, в косичке мелкой,
И до виска тугая бровь
Подведена багровой стрелкой.[39]
|
|
— Софья Парнок, «Безветрием удвоен жар...», 1922 |
➤ |
Сеном и соломой завален грунт,
Жеребята заливались в дискант тонко,
Мозолями бодался бычок игрун
Средь груды зимней антоновки.
Кто-то плясал под дудочку ― дуй его!
Пауком по дырочкам ногти от хны...[40]
|
|
— Илья Сельвинский, «Буранск — город сытый. Хлебный вывоз...» (из цикла «Улялаевщина»), 1924 |
меня уж больше не тревожит
Земля ведущая беседу
о прекращении тепла
шептала хню своему соседу
меня уж больше не атакуют
пути жука точильщика [1]
|
( Даниил Хармс: «Хню» )
|
|
➤ |
На боку гной,
В каштановых космах урожай сединок,
И быть бы им крашенными красною хной,
Если бы не подоспел Лошадиных...[40]
|
|
— Илья Сельвинский, «Несмотря на эпидемию и пестроту наций...» (из цикла «Улялаевщина»), 1924 |
➤ |
Куда пойдёшь, кому расскажешь
На чьё-то «хны»,
Что в солнечной купались пряже
Балаханы́?..[42]
|
|
— Сергей Есенин, «1 мая», 1925 |
➤ |
Женщина с носом, раскрашенным хной,
Розы на пяльцах вышивает ногой;
По улицам рыщут собаки и люди,
Султанша танцует на серебряном блюде,
И с восходом зари
И навстречу ветрам
Стонет зеленобородый имам...[43]
|
|
— Эдуард Багрицкий, «Восток и запад», 1926 |
➤ |
― Подозрительный ты стал,
дорого́й!
Он мне нужен
для надоби другой ―
а для пудреницы,
хны и помады
и платочки чтобы
не были помяты.[44]
|
|
— Семён Кирсанов, «Разговор с бывшей», 1930 |
➤ |
Она же, спутав акварели,
Звенела песнею штрафной,
И волосы её горели,
Слегка подхваченные хной...[45]
|
|
— Александр Прокофьев, «Смерть поэта», 1931 |
➤ |
Она и не умела быть иною,
всё было так с девичества у ней:
и волосы, подкрашенные хною,
темнее у корней,
багровый рот...[46]
|
|
— Борис Корнилов, «Люся», 1936 |
➤ |
Здесь травка, словно тронутая хной,
Асфальт приподымает над собою,
Здесь грязи отливают синевою:
Копнёшь ― и задымится перегной...[40]
|
|
— Илья Сельвинский, «Кокчетав», 1954 |
➤ |
Но рядом Азия стеной глинобитной,
В накрапах охры и рыжей хны,
С усмешкой скрытной и необидной
Следила в тёмном углу чайханы...[48]
|
|
— Павел Антокольский, «Канатоходцы», 1958 |
➤ |
У себя, с гулящей бабой,
Спит Матвей и хоть бы хны.
В это время ангел слабый
Сочиняет ему сны...[49]
|
|
— Давид Самойлов, «Романтическая баллада», 1968 |
➤ |
На земле и на голых досках,
на снегу засыпал ― хоть бы хны!
Даже видел цветные сны!
Но теперь мне нужны удобства...[50]
|
|
— Борис Слуцкий, «Удобства», 1973 |
➤ |
усталое железо чей расцвет
поделен между ржавчиной и светом
вечернего подкрашенного хной
приплюснутого солнца ― да и нет
отчётливых границ, присвоенных предметам
и ноющих, как шов, от боли неземной...[51]
|
|
— Виктор Кривулин, «Мычанье на закате», 1996 |
Ком’ментарии
- ↑ Эту страницу я (хотел бы посвятить) протягиваю на вытянутых руках своему неназванному другу, непримиримому единомышленнику и глубоко «двоюродному павиану», Виктору Дольнику — с некоторым сожалением, что всё в этой странной странице якобы запоздало. Хотя он и держал в руках предыдущий вариант этого текста..., но тогда..., — тогда «х’новое эссе» выглядело чувствительно больше (в нём имелась от рождения немалая неопубликованная & непубликуемая часть), к тому же — без цитат и ещё... поверх текста не было поставлено посвящения ему, Виктору Д... Собственно, не поставлено оно и — до сих пор, если кое-кто заметил. Потому что (говоря сугубо между нами) здесь никакого посвящения и не требуется. Когда и без того — многие наши тексты проникнуты духом непременного Диалога... К сожалению — незаконченного. Впрочем, кто это сказал: «к сожалению»?..
- ↑ Подобный вдумчивый идиотизм я даже и комментировать не стану. Поскольку вовсе не для того здесь поставлен Хано́граф, чтобы заниматься вашими престарелыми глупостями, мой дорогой старик..., с оружием (или без о́ного). Разница в данном случае невелика... Она вполне умещается между двумя пальцами: один из которых — указательный, а второй...
- ↑ В русском переводе ошибочно упоминается цвет алканны, хотя Иоганн Блох тут же приводит точное ботаническое название Lawsonia inermis. Сегодня под названием «алканна» ботаники разумеют совсем другое растение, хотя тоже красильное и красивоцветущее, но — травянистое и из другого семейства. Таким образом, скорее всего имеет место агогическая ошибка перевода, когда Блох привёл редкое египетское название хны алхенна (или аль хенна), которое было названо по-русски алканной.
Ис’точники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Даниил Хармс. Собрание сочинений: в двух томах. — Мосва: Виктори, 1994 г. — том первый, стр.199, «Хню».
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 В.Р.Дольник. «Непослушное дитя биосферы» (издание третье, дополненное). — СПб.: «Паритет», 2010 г. — 320 стр.
- ↑ Иллюстрация — Николай Ге. «Христос и Пилат» (1890 г.) Одна из картин «Страстно́го цикла» (Третьяковская галерея).
- ↑ Юрий Ханон «Чёрные Аллеи» или книга-которой-не-было-и-не-будет. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г. — № 403. Минимальная месть.
- ↑ Иллюстрация. — Индийская чёрная татуировка хной (возможно, менди) на руке женщины.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Иоганн Блох. «История проституции». ― СПб.: АСТ-пресс, 1994 г.
- ↑ Иллюстрация. — Panthera pardus (леопард), щедро татуированное лицо вечного врага. — Африка, июль 2010.
- ↑ Юрий Ханон «Чёрные Аллеи» или книга-которой-не-было-и-не-будет. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г. — № 602. Баранина в действии.
- ↑ Иллюстрация. — Мешки с порошком хны на египетском базаре в Стамбуле, видна надпись: «Kina» (Henna being sold at the Egyptian Bazaar in Istanbul).
- ↑ А.А.Бестужев-Марлинский. «Кавказские повести». — Санкт-Петербург, «Наука», 1995 г.
- ↑ А.Д.Салтыков. «Письма об Индии». — Мосва: Наука. 1985 г.
- ↑ 12,0 12,1 П.И.Огородников. «Очерки Персии». Калейдоскоп шахруда. Персидское побережье Каспия. Перевал через Кузлук». — СПб.: 1878 г.
- ↑ В.О.Ключевский. Записные книжки. — М.: Вагриус, 2004 г.
- ↑ Н.Д.Телешов. Рассказы. Повести. Легенды. — Mосва: Советская Россия, 1983 г.
- ↑ Л.Н.Сейфуллина. Собрание сочинений в четырёх томах. — Том первый. «Правонарушители».
- ↑ А.Б.Мариенгоф. «Проза поэта». — М.: Вагриус, 2000 г.
- ↑ Карл Мейер. «Искатели мумий». — М.: журнал «Всемирный следопыт», № 3 за 1928 г.
- ↑ Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок». — Мосва: Советский писатель, 1982 г.
- ↑ Д.Степанов. «Имам Шамиль». ― Мосва: журнал «Родина», № 3 за 1994 г.
- ↑ С.Василенко. «Дурочка». ― М.: Вагриус, 2000 г.
- ↑ Сергей Каледин. «Записки гробокопателя». — М.: Вагриус, 2001 г.
- ↑ Д.Липскеров. «Последний сон разума». ― М.: Вагриус, 2000 г.
- ↑ В.В.Катанян, «Лиля Брик. Жизнь». — М.: Захаров, 2002 г.
- ↑ Б.П.Екимов. «Пиночет». ― М.: Вагриус, 2001 г.
- ↑ Г.Я.Бакланов. «Жизнь, подаренная дважды». ― М.: Вагриус, 1999 г.
- ↑ Д.И.Рубина. «Наш китайский бизнес». ― М.: журнал «Знамя», №7 за 1999 г.
- ↑ В.С.Розов. «Удивление перед жизнью». ― М.: Вагриус, 2000 г.
- ↑ В.А.Пьецух. «Русские анекдоты». ― М.: «Знамя», №7 за 2000 г.
- ↑ С.Ю.Юрский. «Вспышки. Заключительная глава книги». ― М.: журнал «Октябрь», №10 за 2001 г.
- ↑ Марина Каминарская. «На краю атласа». ― М.: журнал «Домовой», №5 за 2002 г.
- ↑ М.Л.Москвина. «Небесные тихоходы: путешествие в Индию». ― М.: 2004 г.
- ↑ М.Гиголашвили. «Красный озноб Тингитаны: Записки о Марокко». ― Мосва: журнал «Нева» №9 за 2008 г.
- ↑ А.В.Иличевский, «Перс» (роман). — Мосва.: «АСТ», 2010 г.
- ↑ Маша Трауб. «Ласточ...ка». ― Мосва: Эксмо, 2012 г.
- ↑ Иллюстрация. — Соцветие лавсонии невооружённой (Lawsōnia inērmis).
- ↑ 36,0 36,1 М.И.Цветаева. Собрание сочинений: в семи томах. — М.: Эллис Лак, 1994-1995 гг.
- ↑ Михаил Савояров. «Слова», стихи из сборника «Сатиры и сатирки»: «Рыжая бестия»
- ↑ Н.С.Гумилёв. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. — Л.: Советский писатель, 1988 г.
- ↑ С.Я.Парнок. Собрание сочинений. — СПб.: Инапресс, 1998 г.
- ↑ 40,0 40,1 40,2 И.Л.Сельвинский. «Из пепла, из поэм, из сновидений». Сборник стихотворений. — М.: «Время», 2004 г.
- ↑ Г.Оболдуев. Стихотворения. Поэмы. — М.: Виртуальная галерея, 2005 г.
- ↑ С.А.Есенин. Полное собрание сочинений в 7 томах. — М.: Наука; Голос, 1996 г.
- ↑ Э.Г.Багрицкий. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. — М.: Советский писатель, 1964 г.
- ↑ С.И.Кирсанов. Стихотворения и поэмы. Новая библиотека поэта. Большая серия. — СПб.: Академический проект, 2006 г.
- ↑ А.А.Прокофьев. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта (большая серия). — Л.: Советский писатель, 1976 г.
- ↑ Б.П.Корнилов. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. — М.: Советский писатель, 1966 г.
- ↑ Иллюстрация. — Солнечный закат (Португалия). Por do Sol Chapada Diamantina. 8 mai 2015.
- ↑ П.Г.Антокольский. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. — Л.: Советский писатель, 1982 г.
- ↑ Давид Самойлов. Стихотворения. Новая библиотека поэта. Большая серия. — СПб.: «Академический проект», 2006 г.
- ↑ Б.А.Слуцкий. Собрание сочинений: В трёх томах. — М.: Художественная литература, 1991 г.
- ↑ В.Б.Кривулин. Из книги: «Купани в Иордани» (1998 г.)
Лит’ература ( и со хной, и хоть бы хны )
- «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.
- Юр.Ханон. «Вялые записки» (бес купюр). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. (сугубо внутреннее издание). — 121 стр.
- Юр.Ханон, «Мусорная книга» (в трёх томах). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. (внутреннее издание)
- Эр.Сати, Юр.Ханон «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & Лики России, 2011 г.
- Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус «Два Процесса» или книга без права переписки. — Сан-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г.
- Юр.Ханон «Альфонс, которого не было» (или книга в пред’последнем смысле слова). — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & Лики России, 2013 г.
- Юр.Ханон «Чёрные Аллеи» (или книга, которой-не-было-и-не-будет). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г.
- Юр.Ханон «Три Инвалида» или попытка с(о)крыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- Юр.Ханон «Книга без листьев» (или первая попытка сказать несказуемое). — Сан-Перебург, Центр Средней Музыки, 2014 г.
- Юр.Ханон «Неизданное и сожжённое» (на’всегда потерянная книга о на’всегда потерянном). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015 г.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо», часть вторая, издание первое (несостоявшееся и уничтоженное). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2002 г.
- Юр.Ханон «Животное. Человек. Инвалид» (или три последних гвоздя). — Санта-Перебура: Центр Средней Музыки, 2016-bis.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
См. так’же
← см. на зад
Автор : Юрий Ханон. Все права сохранены. Auteur : Yuri Khanon. All rights reserved.
- * * * эту статью может исправлять только сам Автор.
— Желающие сделать замечания или дополнения, могут оставить их при себе или выпить хинную настойку.
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|
|