Синий квадрат (Альфонс Алле)
...спустя ещё год на Третьей выставке «Arts Incohérents» 1884 года Альфонс Алле вытащил из рукава цéлую колоду монохромных картин (фактически, серию), которые <после чёрно-белого начала> были вос’приняты как своего рода «колористический взрыв». Красная, синяя, жёлтая (и ещё кое-какие цвета, известные академической науке того времени) — и по-прежнему без малейших признаков какого-либо изображения... или об’езображения. Ни единого пятнышка, ни одной чёрточки, ни даже самой завалящей точки на ровном цветовом поле. Тотальная непорочность и чистота, — превыше всего (über alles..., — как любил говорить один старик ... сейчас уже не припомню какой именно). Причём, каждая из картин последнего альфонсовского сервиза была снабжена соответствующим (монохромным) названием, им’прессионистически длинным и про’странным... п
Первые «два квадрата» (чёрный и белый) — случившиеся, соответственно в 1882 и 1883 году, являли собой некий идеальный образец (или образ) чёрно-белого мышления..., и (как следствие) — такой же живописи. Что же касается ярого & яркого «цвета», то он «прорвался» в монохромное искусство годом позже. Это произошло в октябре 1884 года, когда Альфонс выставил свой красный, синий и зелёный квадраты... Впрочем, здесь версии из’следователей слегка расходятся. Кое-кто утверждает, что синий квадрат всё-таки забежал вперёд и был обнародован в один год с белым, а значит, это произошло на выставке 1883 года... Важны ли эти мелкие детали? — безусловно, да. А может быть, всё-таки не важны? — Разумеется, нет... Если же у кого-то из ренегатов или апологетов всемерно-исторического синей, лазурной, голубой или даже слегка фиолетовой квадратуры появится желание как-то инициировать или ускорить выкладку этого посильного материала, могу прибавить только одно: по-прежнему никто не запрещает им обратиться с соответствующим запросом → по известному адресу не...посредственно к одному из авторов, пока он ещё не окончательно посинел (глядя на лазурь Средиземного моря) и находится здесь, на расстоянии вытянутой руки. К сожалению, никакой альтернативы уже давно нет, поскольку второй автор облился метиленовой синькой и после октября 1905 года никаких заказов не принимает. Однако..., поторопитесь. Лавочка скоро накроется большим синим тазом..., притом, «бес’ права переписки». — Как сказал бы Альфонс, у них опять случилась осечка. И на сей раз, кажется, последняя... Приятно слышать. ...незаслуженным образом, «Синий квадрат» Альфонса всегда рассматривался едва ли не последним номером (стр.9 первоапрельского альбома), его воспринимали как простой перепев предыдущих («Альфонс выдохся и постарел...»), формальную добавку (ничего не добавляющую, кроме самогó цвета) или бесплатное приложение (ничего не прикладывающее, кроме банального воспоминания о Ницце или Лазурном береге). Однако сегодня можно утверждать с уверенностью, что это был очередной высокомерный ляпсус парижской школы искусствоведения. Даже беглое & поверхностное исследование сопроводительного текста к «Альбому первоапрелесков» («Album primo-avrilesque»), написанного в середине ноября 1896 и почти сразу осевшего в пыльных архивах Оллендорфа, позволяет сделать однозначный вывод: «посиневшие гардемарины» имели напряжённый внутренний подтекст, едва ли не превосходящий всё, что было ранее известно об остальных квадратах Альфонса..., — (однако оговорюсь сразу), — за исключением, разве что, чёрного, личная подоплёка и закулисно-подковёрная история которого не только возникла двумя годами ранее, но и выудила на свет идеологические проблемы современного французского искусства тех лет (исходящие из психологии самих художников, разумеется). Высветила — шире, глубже и острее, чем какое бы то ни было другое произведение последней четверти XIX века...
|