Чёрный квадрат (Альфонс Алле)
...нельзя сказать (не соврав), чтобы сам Альфонс Алле, несмотря на все ёрнические трюки, усмешки, ужимки и прочее пускание дыма, — не понимал или недооценивал своё одноцветное открытие в области «изобразительного» искусства. Целых пятнадцать лет оно не давало ему покоя, пока он не заставил (буквально говоря, принудил!) издательство Оллендорф опубликовать полное собрание своих «отвязанных» творений (начиная от «чёрного квадрата» и кончая «зелёным») сопровождаемое диковатыми авторскими комментариями — в отдельном «Альбоме Перво-Апрелéсков» («Album Primo-Avrilesque», 1897 год), единственном живописном альбоме Альфонса. <...> Кроме того, белый прямоугольник на белом фоне и чёрный квадрат на чёрном фоне также могут быть истолкованы (а вопрос здесь только в толковании!) как совершённое, совершенное & совершенно точное предвосхищение конструктивизма и концептуализма, прости господи. п
Значительно подробнее историю авторства вместе с самóй картиной «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью», назовём её ещё и так, можно (было бы) просмотреть в соответствующей статье. Однако предупреждаю сразу: и там я не стану разбирать этот вопрос до исподнего, ограничившись, как и прежде, простым и тихим утверждением: я вовсе не обязан этого делать, мадам. — И последнее, перед тем как поставить точку. Можете иметь в виду: шизоидный казус «дерущихся ночью негров» досконально подробно разобран в фундаментальной книге «Три инвалида», (не)изданной закрытым тиражом и потому — недоступной для господ Посторонних и Сторонних... — Ради краткости завершу так: далеко... Прошу прощения, я хотел сказать, далеко не только картины бывают полностью чёрными (для негров), но и книги тоже, не так ли? Исключительно по милости «издателей» (людей), способных издавать только вопли (о деньгах), и ничего больше. А потому я отсылаю всех желающих — прямиком туда (dans l’aer). К ним, — если пожелаете. Потому что главное сейчас — вовсе не авторство, а совсем другое. Сейчас скажу: чтó именно... Если же у кого-то из ренегатов или апологетов чёрного квадратизма появится желание как-то инициировать или ускорить выкладку этого материала, никто не возбраняет обратиться с соответствующим запросом → по известному адресу не...посредственно к одному из авторов, пока он ещё здесь, на расстоянии вытянутой руки. Поскольку второй автор после октября 1905 года заказов больше не принимает. Однако..., поторопитесь (если желаете, конечно). Лавочка скоро закроется..., притом, «бес’ права переписки», оставив на своём месте — пустое место... или чёрный квадрат. И только в крайнем случае — драку негров в глубокой пещере тёмной ночью, когда ни зги не видать. ...но каждый раз, обсуждая всякие мелочи и ерунду, к примеру, маленькие пьески для фортепиано, «несерьёзные» песенки или мелкие камерные штучки, — необходимо держать про запас такую унылую, жёсткую и жестокую штуковину как человеческий «стереотип восприятия». — Отнюдь не монументальная «Драка негров в тёмном подвале ночью» (в отличие, к примеру, от дутого «Чёрного квадрата» польского пана Малевича) очень дурно подошла бы для «мани’феста» или хотя бы — за’явки «принципиально нового направления» в искусстве. Пожалуй, именно это обстоятельство и имел в виду Эрик Сати, когда поставил себя перед необходимостью внезапно смешать все карты и неожиданно ввернуть (им в уши) «настоящее, серьёзное» произведение искусства.
|