Благодарю покорно (Михаил Савояров)

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
дряблая страница
Юр.Ханон


  Среди самых его знаменитых куплетов: «Луна-пьяна!», «Трубачи», «Кисанька», «Наша культура», «Благодарю покорно» — на долгие годы расхватанные на ехидные цитаты и крылатые выражения, а некоторые куплеты (ставшие уличными) распевал буквально — весь Петроград.
из статьи «Савояров (Соловьёв) Михаил Николаевич» ( Елизавета Увароваemsp; 1999 г. )

к
ак нетрудно убедиться, здесь находится не статья, но только её мелкий партикулярный огрызок. Поскольку отдельная страница по обозначенной выше теме «Благодарю покорно!» (сатирические куплеты) до сих пор не свёрстана и не выложена в открытый доступ, считаю возможным напомнить, что на пре’освященной территории ханóграфа существует не...сколько экстра..ординарных эссе, имеющих прямое, косвенное, опо...средованное или даже выморочное отношение к этим куплетам, а также их названию, взятому отдельно, во всех возможных и вероятных смыслах (или даже в скобках, не исключая иного). По причине указанной Выше (причём, значительно Выше), я традиционно оставляю здесь мягкое, отчасти, вялое или даже дряблое перенаправление на другие статьи, имеющие (кое-какое, иногда опосредованное или принципиальное) отношение к этому по’нятию & предмету, видимому без очков (слева или справа), а также его дряблым теням и проекциям (равно внутренним или внешним)...

...четвёртое издание савояровских нот, чтобы не сказать: пятое или шестое...
четвёртое издание (1916)

  1. Вот, что наделали песни твои! (раз и навсегда)
  2. Кисанька (история одной симфонии)
  3. Благодарю покорно! (в русской Викитеке)
  4. Медная скрипка (дряблая страница)
  5. Родня (от Шумахера до Савоярова)
  6. Внук Короля (в полном виде)
  7. Избранное изБранного (это книга такая)
  8. Савояровский цитатник (закреплённый)
  9. Михаил Савояров в цитатах о нём (точка)
  10. Трубачи (вид через трубу)
  11. Фумизм Михаила Савоярова (выжимка)
  12. Избранное из бранного (эссе от Псоя)
  13. Трубачи Александра Галича (50 лет спустя)
  14. Трубачи Аркадия Северного (мимо кассы)
  15. Трубачи Юрия Германа (дорогой мой человек)
  16. Дурак ты, Дима (а не Богемский)
  17. Упавший Галич (после всего)
  18. Столица Савойской Империи (мемуары осколка)
  19. Станислав Сарматов (босяк №1)
  20. Другой Штейнберг (бес пошлости)
  21. Велiкий Шумахер (и его последствия)

 «Благодарю покорно!» были написаны в жанре так называемых «бесконечных куплетов», освещавших самые живые и злободневные темы (в прямом смысле слова, «утром в газете, вечером в куплете»). Число куплетов в каждом концерте могло колебаться от четырёх — до двух-трёх десятков, а по желанию публики — и больше (Савояров вообще очень сильно обращал внимание на реакцию публики и программу концертов часто составлял на ходу, в зависимости по этой реакции). Разумеется, и число, и острота печатных сатирических куплетов на бумаге всякий раз оказывалась существенно меньшей в результате вмешательства издателей и цензуры, при том что большинство устных концертных текстов вообще были «нецензурными» как с политической, так и с моралистической точки зрения.
«Благодарю покорно!» из пояснительного текста ( Юр.Ханон,  2012 )

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

на всякий случай напомню ещё раз (а затем и ещё раз, пользуясь репутацией известного осветителя минимального минимализма), что в истерической, а также натур-философской и тавтологической ретро’спективе (оглядываясь на зад) тема савояровских «Благодарю покорно!» была ранее разработана основным автором этого ханóграфа в таких фунда...ментальных масштабах, которые в рамках убогого господствующего этноса в целом соответствуют размерам небольшой книги или крупной монографии, в которой уровень аналитического материала гипер’трофирован и, по мнению соответствующих экспертов, совершенно не соответствует реальному масштабу исследуемого предмета. Прежде всего, в этой связи, придётся назвать такие издания как: «Внук Короля», отчасти, «Избранное изБранного» и «Через Трубачей» (опыт сквозного пре...следования), но прежде других, конечно, «С а в о я р о в ы: после слов ie» — вещь, через которую собственно «Благодарю покорно», а равно и прочие покорные благодарности проходят белой ниткой в качестве сквозной темы (не говоря уже обо всём остальном). Наподобие ранения навылет...


  Сатирические куплеты и комические песенки «Кисанька», «Погулял», «Благодарю покорно», «Трубачи», «Наша культура», «Из-за дам» переиздавались едва ли не каждый год (Петроград, 1914, 1915, 1917), и тут же расходились на многочисленные цитаты и крылатые фразы (известные вплоть до сего дня). Как дурная болезнь, они цеплялись к языку, чтобы от него уже никогда не отлипнуть...
    Разве только — вместе с головой...
из статьи «Король Эксцентрики» ( Юр.Ханон,  2011 )

но всё-таки не будем забывать: большинство из перечисленного здесь бес..прецедентного бумажного мусора, говоря наперёд и глядя прямо перед собой, заранее относится к категории «неизданного и сожжённого» или утопленного (благодаря покорным & скромным коллективным усилиям обывателей начала XXI века, моих сограждан и современников). А потому — радикально сократим пустые речи, — как говорил один мой знакомый, старый знакомый... Учитывая почти полувековую отрицательную практику полной бесперспективности диалога с бессознательной популяцией Homos apiens, автор всех перечисленных книг (а также большинства неперечисленных) с полным правом может объявить себя «непримиримым», а также вне...конвенциональным типом и, как следствие, не вступать в коллаборацию с оккупантами & прочим человеческим субстратом, существующим как всегда — только здесь и сейчас (а потому видимым только на просвет). Как следствие, в ответ на систематическое небрежение и проявления изысканной подлости от представителей титульной популяции, в конце концов, было принято решение не затрачивать напрасный труд, оформляя и выкладывая названный текст в публичный доступ. Нет ни малейшего резона тратить время, чтобы сообщить некоему условному числу типов, пожизненно пребывающих в состоянии неконтролируемого автоматического сна, что они кое-что якобы читали про какие-то ветхие куплеты и уже кое-что знают про благодарность равно покорную или непокорную (судя по контексту). Поэт сказал: «достаточно» — и удалился, помахивая своею старою лебёдкой...


  — Напрасный труд! Савояров попросту не может быть воспроизведён по <изданным коммерческим> нотам, кроме как в виде упомянутого выше — чучела или гербария (преимущественно липовых пород дерева). Там написано совсем не то, что он исполнял на сцене или за кулисами! А потому все подобные попытки (полагаю, теперь уже навсегда) обречены на полный и жестокий провал: как в экстерьере, так и в интерьере.
  — Не без (скрытого) сожаления могу подтвердить, что в точности такая же участь постигла и Псоя Короленко, который в 2014 году составил сольную программу «Благодарю покорно!» (исключительно по изданным в 1910-х годах нотам Савоярова). Попытавшись (вполне честно и горячо) исполнить записанный на бумаге текст, он и сам почти сразу почувствовал, что «мы здесь что-то недопоняли» и «у нас тут явно чего-то не хватает». Затем последовало несколько попыток подновить тексты и пристегнуть к ним новые злободневные темы. К сожалению, и здесь результат оказался примерно таков же. Главной причиной тому стало, конечно, фатальное несовпадение артистических темпераментов и даже, говоря шире, физиологических типажей. Мощнейшая савояровская «органика» (включая жестокую эксцентричность и бесцеремонность «рвотного шансонье») снова превозмогла все возможные старания. — Считаю возможным сказать об этом ровным голосом и прямым текстом, поскольку и сам герр Павел от меня это слышал.
из эссе «Трубачи Александра Галича» ( Юр.Ханон, 2018 )

и ещё раз минимально напомню (на всякий случай), что это почти лирическое от(ст)уп(л)ение объявилось здесь, на этом месте отнюдь не просто так: снабжённое почти сотней неизданных куплетов фундаментальное ханографи́ческое исследование о мотивации, происхождении, а также последствиях савояровского «Благодарю покорно!» провело в режиме тлеющей публикации более трёх десятков лет, пребывая в готовом и почти законченном состоянии (не пересоленное, не пересушенное и даже не пережаренное). Представляя собой классический пример нескромно рдеющего среди текста redlink’а (красной ссылки) более чем с (не)доброй сотни страниц, оно долго и терпеливо ожидало, что в какой-то момент рефлекс отторжения у недостаточно размоченного автора притупится до такой степени, что можно будет просочиться сквозь его пальцы и кое-что (успеть) сказать об этом, несомненно, видном, хотя и умолчанном предмете натурально-философического и этико-эстетического фронта (через призму, как минимум, хомолóгии). Поскольку... слишком уж экстремален и непропорционален был этот материал..., чтобы пренебречь его возможным присутствием. Даже здесь, в этом почти невидимом (слева и справа) мире, где любое присутствие излишне...


  ...сама по себе савояровская издевательская интонация фразы «благодарю покорно!» сразу врезáлась в память и всякий раз провоцировала у публики ехидный смешок, даже если текст куплета был совершенно «верноподданическим», постным или сервильным. Бесконечные куплеты могли сочиняться непосредственно перед или даже во время концерта, а иногда превращались в саркастическую импровизацию автора прямо на сцене. «Благодарю покорно!» наряду с такими же бесконечными куплетами «Наша культура» и «Сплетни» публиковались под грифом «огромный (или колоссальный!) успех» и были очень популярны — причём, не только в исполнении самого Михаила Савоярова. До середины 1920-х годов их заимствовали (часто без указания авторства) многие российские и советские эстрадные артисты (на савояровскую музыку и с его припевом), изменяя слова только той части запева, которая касалась актуальных событий на злобу дня....
«Благодарю покорно!» из пояснительного текста ( Юр.Ханон,  2012 )

и всё-таки оставим глупые подробности. И даже напротив. Число небрежений и прочего мелочного свинства в окружающих де’корациях за последний десяток (двадцаток, тридцаток) лет дошло до степени нетерпимой. Благодарю покорно! — И даже более того... И вот, actum est, налицо очередной красивый результат, — к середине 225 года ещё с одним делом покончено, — можно умилённо прослезиться, расписаться в ведомости & получить на руки классический суррогат, залитый щедрой порцией метилатов и производственного формалина. Здесь и сейчас перед вами (выложен) очередной невидный и невидимый огрызок высоко-тавтологического уровня, поскольку он, в свою очередь, представляет собой всего лишь бледный сколок с отдельных упоминаний, которые и так можно найти при некотором (минимальном) усилии.


  Следуя советам & заветам своего драгоценного (говняного) учителя Петра Шумахера, король эксцентрики усвоил (среди прочих) одно важное психологическое правило... Каждый новый куплет следовало снабдить запоминающейся (или трафаретной) присказкой, которая прилипала бы к зубам и затем, по окончании концерта, отскакивала бы от них обратно, навязчиво повторяясь в памяти (или на языке) каждого уважающего себя придурка (из числа публики). Подобным навязчивым фразочкам в савояровском наследии было несть числа: «Благодарю покорно!..», «Всё мало, мало мало...», «Возжа под хвост попала...», «Осади на тротуар!..», «А Яша всё лепит...», «Что посеешь — то пожнёшь...», «Вóт вам наша культура!..», «Это уже лишнее...», «Недостаёт, чего-то...» — несомненно, «вот что наделали песни твои!..» были из той же старой оперетты.
  Неисправимый насмешник Михаил Савояров умел замечать и ценить далеко..., — вот именно!.., далеко не только свои находки...
из эссе «Вот, что наделали песни твои!» ( Юр.Ханон,  2019 )

нет сомнений: последний результат заслуживает не только упоминания, но и повального удовлетворения, потому что толщина процесса (его велiчества Потребителя и обывателя) превозмогает всё. Подтверждение чему можно видеть сплошь и рядом всякий день, не теряя самообладания и покорной благодарности. На месте полно...ценного текста, который вполне мог здесь (и не только здесь) быть. И не просто полноценного, но открывающего такие детали, грани и обстоятельства «савояровского подхода и отхода», которые никому прежде (и впредь) ни разу не приходили в голову (подобно тому, как это произошло с опубликованными ранее сквозными рас...следованиями «через трубачей» снизу доверху, от Александра Скрябина до мирового духа). Потому что (на)значение и внутреннюю ценность этой страницы, со временем избежавшей не только публикации, но и всего остального — переоценить невозможно (несмотря на всю его видимую, внешнюю локальность). Как системный продукт, имеющий отношение далеко... (и очень далеко) не только к так называемой музыке (низкого жанра), но и к вашему миру вообще. Включая «всеобщую и равную» (не)покорность & (не)благодарность (со всеми втекающими и вытекающими обстоятельными обстоятельствами). В общем, история, позволяющая некстати вспомнить того Альфонса, которого не было... и который, в итоге, появился, не вызвав в окружающей действительности ни малейшей благодарности (сделаем такой вид). Вопреки всему и всем. И даже вопреки самому себе...


 Текст «Благодарю покорно!» (без музыки) впервые был опубликован в 1916 году в «Двенадцатом сборнике куплетов Михаила Савоярова», затем несколько раз переиздавался музыкальными издательствами «Эвтерпа» и «Экономик» в виде отдельных нот. При каждой новой публикации менялось количество куплетов, а также их злободневная тема и текст (за исключением, пожалуй, только одного первого, вводного» куплета, который претерпел наименьшие изменения). Различия были вызваны прежде всего временем публикации (газетные события менялись), а также личными вкусами издателя и профилем издательства.
«Благодарю покорно!» из пояснительного текста ( Юр.Ханон,  2012 )

Если же (также вопреки всему) у кого-то из проходящих мимо ренегатов или апологетов появится отчётливо или навязчиво оформленное желание как-то инициировать, спровоцировать или, к примеру, ускорить выкладку этого немало...важного био..логического материала (если его ещё можно назвать «материалом»), никто не возбраняет обратиться, как всегда, по известному адресу не...посредственно к (дважды) автору, пока он ещё здесь, на расстоянии вытянутой руки (левой). Между тем..., я рекомендовал бы не тянуть известное животное (за хвост) и не откладывать (его) в чёрный ящик. Лавочка довольно скоро прикроется, а затем и совсем закроется..., причём, «бес’ права переписки». — Но тогда... уже никаких благодарностей, — приём вторичной тары будет прекращён навсегда, оставив напоследок сплошную патри...отическую жвачку пополам со рвотой третьей ректификации, как всегда, спущенной сверху (которую вы все и так имеете в неограниченном количестве).


 Не будем ничего надумывать. Конечно, «вóт чтó наделанные песни» не сделались ни прорывом, ни прорвой в постепенном формировании жестоко-натуралистического савояровского фумизма 1910-х годов. Скорее, в этой роли можно было бы упомянуть другие его «хиты», более знаменитые и работавшие в качестве полевого полигона для вселенского «рвотного эксперимента», равно артистического & поэтического, среди которых можно ткнуть пальцем в уже упомянутые выше «Благодарю покорно», «Яша-Скульптор», «Туда и обратно», «Это уже лишнее», «Я босяк и тем горжуся», «Осади на тротуар», «Для разнообразия», «Из-за дам», «Всё мало, мало, мало», «По дешёвке», «Возжа попала» и, наконец, как венец всего — физиологическая эвакуационная сцена (из оперы) «Луна-пьяна‏»...
 — Что же касается куплетов «Благодарю покорно!» в отдельности, то здесь не следовало бы путать других и путаться самому. Прежде всего, это никакие не куплеты, а простейшее стенобитное орудие, на которое налипали посторонние предметы и тяжесть которого, как следствие, росла год от году. Действуя ими и через них, Савояров классическим путём работал сначала в направлении самого себя, а затем уже — вовне. Таким образом, пробив границу сначала жанра, затем сцены и, наконец, артистической деятельности, он вышел вон, к манифесту «нового кинизма», как всегда, никому не видимого, но оттого ничуть не менее действенного.
«Внук короля» , том первый( Юр.Ханон,  2015 )


нота Ханóграфа