Синий квадрат (Альфонс Алле)

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
вялое пере’направление


  ...спустя ещё год на Третьей выставке «Arts Incohérents» 1884 года Альфонс Алле вытащил из рукава цéлую колоду монохромных картин (фактически, серию), которые <после чёрно-белого начала> были вос’приняты как своего рода «колористический взрыв». Красная, синяя, жёлтая (и ещё кое-какие цвета, известные академической науке того времени) — и по-прежнему без малейших признаков какого-либо изображения... или об’езображения. Ни единого пятнышка, ни одной чёрточки, ни даже самой завалящей точки на ровном цветовом поле. Тотальная непорочность и чистота, — превыше всего (über alles..., — как любил говорить один старик ... сейчас уже не припомню какой именно). Причём, каждая из картин последнего альфонсовского сервиза была снабжена соответствующим (монохромным) названием, им’прессионистически длинным и про’странным...
«Минимализм до минимализма» ( Юр.Ханон,  2012 )

п
оскольку отдельная & обдельная статья по обозначенной (выше) теме «Синие квадраты Альфонса Алле» до сих пор не свёрстана и не выложена в открытый доступ, считаю возможным оставить здесь мягкое, отчасти, вялое или даже дряблое перенаправление на другие статьи, имеющие (кое-какое, чаще всего, прямое или принципиальное) отношение к этому предмету, а также его синеватым отражениям и вечерним теням (внутренним или внешним)...

...и всё-таки хотелось бы поинтересоваться: почему вместо настоящего «синего квадрата» Альфонса Алле здесь размещено какое-то бессодержательное фото работы этого Ханона?..
«Синий квадрат» (да не тот)
  1. Белый квадрат (Альфонса Алле, само собой)
  2. Зелёный квадрат (того же Альфонса)
  3. Минимализм до минимализма (с причастием Альфонса)
  4. Траурный марш памяти Велiкого Глухого (того же Альфонса)
  5. Тавтология (превыше монохромии)
  6. Супрематизм (тоже Альфонса Алле)
  7. Дадаизм до дадаизма (посреди сплошного дыма)
  8. Дважды два почти пять (само собой)
  9. Мой друг Жорж Ориоль (с красным квадратом во лбу)
  10. Тристан Сен-Бернара (или жертва кардиналов)
  11. Бастард Тристана (опера Альбера Теншана)
  12. Газетное меню (в двух цветах)
  13. Раздражения (мсье Сати)
  14. Фонфоризм (и другие последствия фумизма)
  15. Чёрные Аллеи (поперёк действительности)
  16. Альфонс, которого не было (и не будет)
  17. Венецианский гондольер (или синяя баркарола)


на всякий случай напомню, что на’стоящее название этой картины (от Альфонса) выглядит несколько более про’странным, чем просто синий квадрат: «Stupeur de jeunes recrues apercevant pour la première fois ton azur, ô Méditerranée !» — «Изумлённые до посинения гардемарины, впервые увидевшие твой ультрамарин, о Лазурный берег!» Само собой, это не более чем один из вариантов перевода (причём, далеко не самый кон’венциональный, — замечу глубоко в скобках..., а потом и ещё раз, немного глубже). Всё остальное предлагаю велико...душно предоставить тому синюшному тексту, который (пока) не опубликован (на лазурных скрижалях).


 Первые «два квадрата» (чёрный и белый) — случившиеся, соответственно в 1882 и 1883 году, являли собой некий идеальный образец (или образ) чёрно-белого мышления..., и (как следствие) — такой же живописи. Что же касается ярого & яркого «цвета», то он «прорвался» в монохромное искусство годом позже. Это произошло в октябре 1884 года, когда Альфонс выставил свой красный, синий и зелёный квадраты... Впрочем, здесь версии из’следователей слегка расходятся. Кое-кто утверждает, что синий квадрат всё-таки забежал вперёд и был обнародован в один год с белым, а значит, это произошло на выставке 1883 года... Важны ли эти мелкие детали? — безусловно, да. А может быть, всё-таки не важны? — Разумеется, нет...
«Зелёный квадрат Альфонса» ( Юр.Ханон,  2016 )

Если же у кого-то из ренегатов или апологетов всемерно-исторического синей, лазурной, голубой или даже слегка фиолетовой квадратуры появится желание как-то инициировать или ускорить выкладку этого посильного материала, могу прибавить только одно: по-прежнему никто не запрещает им обратиться с соответствующим запросом по известному адресу не...посредственно к одному из авторов, пока он ещё не окончательно посинел (глядя на лазурь Средиземного моря) и находится здесь, на расстоянии вытянутой руки. К сожалению, никакой альтернативы уже давно нет, поскольку второй автор облился метиленовой синькой и после октября 1905 года никаких заказов не принимает. Однако..., поторопитесь. Лавочка скоро накроется большим синим тазом..., притом, «бес’ права переписки». — Как сказал бы Альфонс, у них опять случилась осечка. И на сей раз, кажется, последняя... Приятно слышать.


 ...незаслуженным образом, «Синий квадрат» Альфонса всегда рассматривался едва ли не последним номером (стр.9 первоапрельского альбома), его воспринимали как простой перепев предыдущих («Альфонс выдохся и постарел...»), формальную добавку (ничего не добавляющую, кроме самогó цвета) или бесплатное приложение (ничего не прикладывающее, кроме банального воспоминания о Ницце или Лазурном береге). Однако сегодня можно утверждать с уверенностью, что это был очередной высокомерный ляпсус парижской школы искусствоведения. Даже беглое & поверхностное исследование сопроводительного текста к «Альбому первоапрелесков» («Album primo-avrilesque»), написанного в середине ноября 1896 и почти сразу осевшего в пыльных архивах Оллендорфа, позволяет сделать однозначный вывод: «посиневшие гардемарины» имели напряжённый внутренний подтекст, едва ли не превосходящий всё, что было ранее известно об остальных квадратах Альфонса..., — (однако оговорюсь сразу), — за исключением, разве что, чёрного, личная подоплёка и закулисно-подковёрная история которого не только возникла двумя годами ранее, но и выудила на свет идеологические проблемы современного французского искусства тех лет (исходящие из психологии самих художников, разумеется). Высветила — шире, глубже и острее, чем какое бы то ни было другое произведение последней четверти XIX века...
«Синие квадраты Альфонса» ( Юр.Ханон,  2016 )