Христиан ван Бетховен (Из музыки и обратно)

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
дряблая страница
Юр.Ханон


  Его родственники, друзья и покойные даже при беглом взгляде вызывают недоумение — маленькое, но растущее. Всё в точности так..., как и положено, как и завещал один наш добрый классик финансового ведомства: сын архитектора и птичницы. Наследственность сколь богатая, столь и (не)цельная. Его отец: Жермен Гудо, архитектор, в том смысле, что «строить покушался», и даже кое-что сумел. Его брат: Леон Гудо, с годами выросший во всемирно известного композитора, писавшего музыку под псевдонимом «Леон Монтансёй» (Montancey). Как нам сегодня известно, этот композитор сумел затмить своею посмертною славою самогó Вана вон Бетховена и двух его сыновей: Филиппа и даже Христиана (не путать с неким сказочным общечеловеческим персонажем, Гансом Христианом фон Гахеном). В последние полвека музыка Леона Гудо переживает удивительный ренессанс популярности!.. западной Европе, прежде всего) — её исполняют на всех углах, вставляют в кинофильмы и радио’постановки, начинают изучать ещё в детском саду, затем — в начальных классах школы... а затем продолжают изучать и слушать всю жизнь — вплоть до поступления в домá престарелых и на муниципальные погосты. Патриотическая мелодия Леона Гудо «Вперёд, Дордонь! Вперёд, ногами!..» исполняется на кладбищах во время светских похорон, а его лучшая песня на стихи дордонского национального поэта Эмиля Гудо (после очередной перестройки) сделалась оффициальным — гимном России.
из эссе «Эмиль Гудо, Главный Гидропат» ( Юр.Ханон  2014 )

н
о здесь и песенке конец, поскольку отдельная & обдельная статья по обозначенной раньше и выше теме «Христиан ван Бетховен (сын)» («Christian van Beethoven (Sohn)») до сих пор не свёрстана, не оформлена и не выложена в открытый доступ. Тем не менее, я считаю возможным заметить, что на территории ханóграфа существует ряд статей, где очевидно можно найти редкие, точные или скользящие упоминания об этом крайне необычном и своеобразном комо’зиторе, фигуру которого незаслуженно заслонила слава его полу..безумного отца. Кроме того, отдельной проблемой всегда оставался его старший брат (Филипп) (так же комозитор и так же сын своего отца), пожизненный конформист и любитель заработать на чужой славе, который изрядно подпортил Христиану не только репутацию, но и возможность сохранить собственное достоинство. Тем не менее, не обращая внимания на превратности судьбы и недоброкачественных родственников, Христиан смог сохранить своё лицо в первозданной чистоте и пронести через всю жизнь ощущение полноты независимости.


  ...в моих потаённых архивах существует то, что многократно превосходит все прочие произведения; то, что подавляет их тяжестью своего гениального величия и заставляет их бледнеть под своим ослепительным светом. О чём я говорю? Это моя гордость, фальшивый манускрипт гениального Бетховена — возвышенный симфонический апокриф мэтра, благоговейно приобретённый мною примерно десять лет назад..., полагаю, ничуть не меньше.
  Да, среди творений грандиозного музыканта подлинной глыбой высится его Десятая симфония, ещё почти неизвестная, но безусловно — самая роскошная. Своими размерами она обширна, как дворец восточного деспота; идеями тениста и свежа; а развитием музыкальных тем — точна и правильна, как ни одна из предыдущих...
«Безупречная меблировка» ( Эрик Сати1912 г.} )

между тем, в настоящее время значение творчества Карла Христиана Бе’ховена нуждается в коренном пересмотре. Фактически, игнорируя сослагательное наклонение в истории (в том числе, и в истории музыки), он переступил через все преграды кланового сознания и преодолел консервативную косность современной публики, чтобы утвердить своё право считаться не просто сыном знаменитого отца, но и совершенно отдельным лицом, с удивительной непринуждённостью перекроившим немецкую музыку середины позапрошлого века. Прежде всего, жизнь и творчество Христиана ван Беховена стала физическим примером преодоления силы инерции. В каковом значении он не имел себе равных в XIX веке и не имеет по сей день, за малыми исключениями, разумеется...


  Бетховен в любом случае не может быть ниже самого себя. Его техника и форма остаются гениально провидческими даже в самых ничтожных образцах. Ничто элементарное и низкое к нему просто не применимо. Он никогда не боялся даже самых грубых подделок под свою подлинную артистическую личность...
«Безупречная меблировка» ( Эрик Сати1912 г. )

пожалуй, сказанного вполне достаточно. Поскольку в некоторых случаях (замечу глубоко в скобках) удар кулаком в лоб (или по лбу), а также несколько слов природного намёка могут сказать значительно больше, чем длинный хвост в несколько оборотов вокруг заднего входа. А потому — оставим... Да... Очень удачное слово. Потому что ради вящего примера я традиционно оставлю здесь мягкое, отчасти, вялое или даже дряблое перенаправление на другие хано’графические страницы, имеющие (кое-какое, иногда опосредованное или принципиальное) отношение к этому комозитору с легко узнаваемой фамилией, но почти неизвестным именем..., а также его теням, скольжениям и проекциям (внутренним или внешним)...

...если присмотреться, знакомые черты фамильного сходства медленно проступают из кромешной темноты...
Потрет Беховена  (Аль.Алле, 1880)

  1. Похоронный марш (на смерть велiкого глухого)
  2. Белый квадрат (чистый лист фумизма)
  3. Эмиль Косоглазый (первый пустивший дым)
  4. Фумизм (который нам сладок и приятен)
  5. Альфонс Алле (который пошёл дальше)
  6. Тристан Бернар (ещё один из фумистов)
  7. И ещё раз Альфонс Алле (во всех видах)
  8. Парижский клошар Биби (друг Верлена)
  9. Как дважды два (памяти Беховена)
  10. Зелёный квадрат Альфонса (и ни слова про абсент)
  11. Фумист Ориоль (в рассказах Альфонса)
  12. Фанфары по фумизму (от дяди-Миши)
  13. Гримасы Эрика (не чета Беховену)
  14. Соитие в природе и человеке (этюд Георгия Гачева)
  15. Говно (без особого намёка)

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

на всякий случай напомню ещё раз (как патентованный & всемерно прославленный обозреватель минимального минимализма), что в истерической ретро’спективе (оглядываясь на зад) тема этого особенного и (по ближайшем рассмотрении) эксцентричного комозитора, фамилию которого лишний раз упоминать (почему-то) не хочется, была изрядно за...тронута или так же размята основным автором ханóграфа в нескольких фунда...ментальных работах, как это ни странно, имевших отношение к лицу и фигуре — Альфонса Алле, прежде всего, таких как «Альфонс, которого не было», «Не бейтесь в истерике», «Мы не свинина», «Чёрные Аллеи», «Три Инвалида» (с’писок, как всегда, не полный)... Учитывая ракох’одную специфику этого человека, более всего известного в качестве сына своего отца, а также полную бес’перспективность диалога с лицемерной популяцией Homos apiens, автор с полным правом может уклониться от выкладки в публичный доступ отдельного текста про этого, мягко говоря, неочевидного типа, каждое слово о котором шло бы на вес золота (ночного)..., — и с ощущением недолго выполненного долга ограничиться этой небольшой страничкой сугубо справочного характера...


 Эта траурная история случилась давно..., чтобы не сказать слишком давно. Попробуем представить себе бесконечно печальную процессию: начало весны 1826 года, конец марта, провинциальная Вена (австро-венгрия, захолустная столица такой же империи Габсбургов), запруженная празднично одетыми, возбуждёнными людьми. В руках у них тюльпаны и бутылки делового шнапса. — И вдруг, в гробовой тишине — едва слышные звуки музыки. Кажется, это гимн Европы... Через весь город в направлении центрального кладбища, с трудом переставляя ноги, плетутся два верблюда, впряжённые в катафалк, во главе траурно-триумфальной толпы два понурых молодых человека в красных фраках, это — два старших сына невовремя почившего Гения (Филипп и Христиан, кажется, они близнецы и отличить их лица почти невозможно)..., а за ними, понурив лица и головы, шаркает двадцать тысяч одутловатых старух, одетых в чёрные просвечивающие на солнце туники. — Людвиг, наш велiкий Людвиг умер..., Людвиг вон...
«Похоронный марш памяти великого глухого» ( Юр.Ханон  2014 г. )

и ещё раз напомню на всякий случай (как заправский не’любитель минимального минимализма), что это лирическое от(ст)уп(л)ение объявилось здесь, на этом месте отнюдь не просто так. Оно явилось результатом длительного наблюдения. Начиная с конца 1980-х годов время шло, а конвенциональное музыковедение продолжало обходить стороной тему не только скоро’постижной беховенской смерти, очевидно явившейся очередным результатом деятельности врачей, но также и его семейного наследия и многочисленных апокрифов, наслоившихся поверх слухов, анекдотов и легенд. Только такие несомненные отщепенцы официальной культуры как Альфонс Алле и Эрик Сати позволили себе слегка коснуться того, что считалось неприкасаемым... Однако их авторитет среди кланового музыкального сообщества ничтожен...


  Я совершенно согласен и одобряю тех, кто нас ругает и поносит на всех углах. Что действительно ужасно — это видеть артистов, потакающих вкусам общества. Бетховен первым был нелюбезен с публикой. Я думаю, именно благодаря этому он и стал так широко известен. Во всяком случае, не вижу для этого других причин.
из записных книжек ( Эр.Сати1917 г. )

наконец, скажем просто и сухо: хано’графическое эссе о Карле Христиане ван Беховене (а также о его брате, одновременно игнорируя отца) провело в режиме тлеющего ожидания своей публикации более четырёх десятков лет, пре’бывая в почти готовом состоянии (не перегретое и даже не пережаренное). Представляя собой классический пример redlink’а (красной ссылки) с нескольких интригующих страниц, оно долго и терпеливо ждало, что в какой-то момент отвращение у означенного выше автора притупится до такой степени, что можно будет кое-что (успеть) сказать об этом, несомненно, видном деятеле франко-немецкой культуры (имея в виду, как всегда, тлетворные границы соприкосновения этики и эстетики). — Однако нет. Лёд не тронулся и земля не стала вертеться в обратную сторону. И вот, дело кончено: публикация отменяется, статьи не будет, двери заколочены старыми досками. Здесь и сейчас можете полюбоваться на классический суррогат: ещё одна сушёная мумия на месте пахучего натур-продукта.


 Даже при беглом взгляде на посвящённый Жанне Мортье Третий Эмбрион, (прямо-таки!) бросаются в глаза некоторые его конструктивные особенности в сочетании с явными нарушениями пропорций, — жёсткими, жестокими и даже гримасными, — причём, такими, что напрочь выбивают эту пьеску не только из числа трёх «Засушенных эмбрионов», но и — из всего сатиерического наследства. Без лишних слов, жестоко передёрнутая фортепианная пьеска неизбежно оставляет у штатных любителей здравомыслия и детерминизма послевкусие недоумения и желание пожимать плечами: чтó хотел сказать этот автор? Какую мишень для себя выбрал? Над чем изощрял своё странное остроумие?.. — И прежде всего, на срезе становится заметен какой-то наплевательский..., и даже дидактический (школьный или школярский) схематизм в построении музыкальной формы. Какая-то несусветная попытка изобразить виртуозность, дать пищу для беглости пальцев, при том — не побрезговав прямым авторским комментарием в виде расхожей цитатки из оперетты Эдмона Одрана «Маскотта» («...всё это пустяк...») и неимоверно раздутой кодой (выписанной «каденцией» от автора) с итальянским тарахтением, навязчивыми ударами фортепианной мортиры и арпеджио финального фа-мажорного аккорда (ничуть не хуже, чем в хозяйстве приснопамятной «мадам Бетховен» и её сыновей, прежде всего, Христиана, конечно). — И всё это якобы под соусом «охотничьей польки», мнимо изображающей, как мелкий засушенный эмбрион ракообразного хищника добывает себе пропитание.
«Жанна Мортье» или третий эмбрион ( Юр.Ханон  2017 г. )

кроме меня (это если выражаться очень мягко), главным христиано-беховено’ведом на литературном поприще можно было бы назвать, конечно же, прославленного Сапека, а вслед за ним — дядюшку-Альфонса. Последнему, несомненно, принадлежит не только пальма первенства, но и контрольный пакет акций в этом кустарном предприятии, даже в самые трудные времена приносившим его создателям стабильные доходы. Потому что..., — прошу прощения (случайно подавился куриной костью), — потому что едва ли не 116% всех (художественно оформленных) сказок, рассказов & легенд про Христиана ван Беховена и его странную жизнь вышли из-под альфонсова пера. Имея вид неясный по тону и жанру: то ли диковатых мемуаров, то ли исторической беллетристики, то ли (не)забавных документов бытовой хроники своего времени. Часть из них, разумеется, существует и в русском варианте (в нескольких книгах подателя сего, в основном, неизданных и частью, уже сплывших вниз по реке времени под (не)поэтическим названием Ждановка). — Как говорится, и не жалко, туда им и дорога: не дорогá книжка, а дорогá манишка...


  Впервые мне удалось подержать в руках ноты Карла-Христиана Беховена уже в мои зрелые годы, почти сразу после окончания аспирантуры лениградской консерватории. Впечатление оказалось сильным и неожиданным (возможно, кое-кто сказал бы: разрушительным). — Фактически, с того дня моя предыдущая музыковедческая и композиторская судьба оказалась перечёркнута, а жизнь с тех пор разделилась надвое: до Карла и после Карла. Как настройщик или камертон прежде неслыханной темперации, он полностью расстроил мой слух и перестроил меня самогó на новый лад, в котором я с тех пор и сочиняю свои безымянные творения, нетленные с момента их появления.
«Слушаем Беховена» ( Теодор Писькин,  1996 г. )

жизнь Лодвига вон Беховена отнюдь не была простой и лучезарной. Жесточайший инвалид детства, — что особенно обидно, свою неизлечимую болезнь он получил ещё в младенчестве, от родителей (прежде всего, от матери, а та, в свою очередь, от отца). Подобно несчастному Шуберту и велiкому Шекспиру, он умер от сифилиса (третичного), — а если говорить точнее, то не от самогó сифилиса, но от тех токсических методов лечения, которые широко практиковали врачи его времени и места (свинец, ртуть, мышьяк). Вошедшая в апокрифические легенды глухота вон Беховена была следствием той же болезни (того же лечения), за что мы также можем благодарить его врачей, — несомненно, лучших специалистов той эпохи (с соответствующим уровнем гонораров)... — Кстати говоря, они же поставили ещё один диагноз (чахотка), от которого умерла мать Беховена. После всего... не так трудно понять, о какой именно «чахотке» могла идти речь речь в данном случае. — Тем не менее, даже этот диагноз в начале XIX века не был окончательным приговором: оба сына Беховена прожили сравнительно долгую жизнь, — в итоге, скончавшись совсем от других болезней. В частности, всё завершение эссе о Христиане вон Беховене было посвящено его лебединой песне, «Полосатому реквиему»: последним годам и тем новаторским методам лечения, которые он сам для себя разработал.


  ...вчера в местной филармонии близ пере’крестья улиц Пушкинской и Бунинской состоялся очередной концерт из популярной городской серии «Семейственность и кумовство в музыке» (на материале XIX века). В программе двуспального вечера значились, прежде всего, произведения Иоганнеса Баха-отца, сына и святого духа в исполнении Людовика вон Беховена и двух его побочных сыновей: Филиппа-Иммануила и Христиана. Неоднократно прерываемые громкими продолжительными аплодисментами, сыновья Беховена едва смогли унести ноги, а также многочисленные белые букеты калл, преподнесённые поклонницами жизни и творчества последнего венского генiя. Мэрия города требует продолжения банкета. — Банкет в ужасе скрывается в кустах...
«Последняя новость с привоза» ( Юр.Ханон  «Бестиарий», 9 апреля 2019 )

Если же у кого-то из проходящих мимо ренегатов или апологетов появится отчётливое & навязчиво оформленное желание как-то инициировать, спровоцировать или ускорить выкладку этого немало...важного материала (если его в принципе можно назвать «материалом»), никто не возбраняет обратиться, как всегда, по известному адресу, выпустив сигнальную струйку дыма не...посредственно в сторону пятикратного автора, пока он ещё здесь, — на расстоянии вытянутой руки (левой). И напоследок... я рекомендовал бы не тянуть известное животное (за хвост) и не откладывать его запчасти в ящик. Наша Большая фумистическая лавочка в скором времени прикроется (на проветривание и сан. обработку), а затем и совсем за’кроется (на обет)..., причём, «бес’ права переписки». — И тогда... уже никакого Христиана или Филиппа. Перво-наперво, на их месте сызнова воцарится прежняя перво’зданная пустота. И поверх всего, как всегда, — он, наш драгоценный каудильо-конфуций, сидящий под недозрелым абрикосовым древом познания. — Он один. Тот, которого не было... На каждом шагу. Или через шаг, как минимум...


 У иВана Беховена было в целом два сына, Филипп и Христофор, и оба клинические идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле и всё время падал. Между прочим, и сам-то Беховен довольно плохо сидел на стуле. Бывало, сплошная умора: сидят они за столом; на одном конце Беховен всё время со стула падает, а на другом конце — его сын. Просто хоть святых вон выноси!..
«Случаи из жизни комо’зиторов» ( Данеил Хармс,  1938 г. )