Вещи видимые справа и слева без очков (Эрик Сати)

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
дряблая страница
Юр.Ханон


  Во всех так называемых «вопросах интеллекта» существуют специальные условия игры. О них договариваются заранее..., а затем соблюдают их, по возможности. <Или не соблюдают...>
  ...Если хочешь быть правым — и действительно правым — для этого как минимум необходимо с чего-нибудь начать — чтобы становиться правым, очень правым... (заметьте, что я не занимаюсь здесь плеоназмом или тавтологией)... Даже более того..., нужно быть правым безо всякой суеты..., без шума... и без спеси, желательно... Потому что обладание Правотой ещё не даёт никаких привилегий..., или особых прав, простите за невольное повторение... ...напротив, часто оно причиняет одни только неприятности...
  ...Человек, который прав — как правило — он находится на плохом счету..., даже среди правых... Он весьма плохо виден и плохо выглядит (как слева, так и справа)..., и даже в очках...
из лекции «Дух музыки» ( Эрик Сатимарт 1924 г. )

к
ак нетрудно убедиться, здесь находится не статья, но только её мелкий партикулярный огрызок. Поскольку отдельная страница по обозначенной выше теме «Вещи, видимые слева и справа без очков» (для скрипки и фортепиано в трёх частях) до сих пор не свёрстана и не выложена в открытый доступ, считаю возможным напомнить, что на пре’освященной территории ханóграфа существует не...сколько экстра..ординарных эссе, имеющих прямое, косвенное, опо...средованное или даже выморочное отношение к этим пьесам, а также их названию, взятому отдельно, во всех возможных и вероятных смыслах (или даже глубоко в скобках). По причине указанной Выше (причём, значительно Выше), я традиционно оставляю здесь мягкое, отчасти, вялое или даже дряблое перенаправление на другие статьи, имеющие (кое-какое, иногда опосредованное или принципиальное) отношение к этому по’нятию & предмету, видимому без очков (слева или справа), а также его дряблым теням и проекциям (равно внутренним или внешним)...

...фотография, сделанная в 1913 году (ещё до войны), примерно за год до «Вещей, видимых справа и слева (без очков)»...
Эрик Сати (видимый слева)

  1. Засушенные эмбрионы (дряблая страница)
  2. Жанна Мортье (засушенный эмбрион №3)
  3. Автоматические Описания (прежде эмбрионов)
  4. Покусанные картинки (тоже для скрипки и фортепиано)
  5. Раз...дражения (840 штук)
  6. Пять гримас к Сну в летнюю ночь (или даже шесть)
  7. Музыка эмбрионов (сто лет спустя)
  8. Цитатник Эрика Сати (без очков)
  9. Клод Дебюсси (статья 1922 года)
  10. Прекрасная истеричка (балет для одутловатых)
  11. Бастард Тристана (супер-опера Эрика)
  12. Успуд (не имевший равных)
  13. День музыканта (статья Эрика)
  14. Псо-чувствие и клебтомания (для собачьей скрипки)
  15. Эрик Сати в лицах (и через них)
  16. Эрик-Альфред-Лесли (абсолютно новая глава 1991 года)
  17. Эрик Сати. Список сочинений почти полный... (часть третья, видимая слева и невидимая справа)
  18. Приевшиеся жужжания (памяти известно кого)
  19. Сократ (опять без Дягилева)
  20. Меблировочная музыка (не для скрипки)
  21. Обои в кабинете префекта (для меблировки)

 Впрочем, не всё так однозначно плохо: в консерваторской нотной библиотеке (ордена Ленина имени Римского-Корсакова) среди скудного набора артефактов Эрика-Альфреда-Лесли оказались именно эти ноты, видимые без очков (которые, с позволения сказать, почти никто не пользовал). Для скрипки и фортепиано. Якобы написанные в 1914 году. В числе четырёх пред’последних сочинений — успевших появиться до начала той войны, несомненно, самой прекрасной... в своём роде. Можно сказать, даже «мировой» — в том лучшем смысле, который они обычно вкладывают в это слово...
из эссе «Покусанные картинки» ( Юр.Ханон,  2008 )

на всякий случай напомню ещё раз (а затем и ещё раз, пользуясь репутацией известного нелюбителя минимального минимализма), что в истерической, а также натур-философской и тавтологической ретро’спективе (оглядываясь на зад) тема «Вещи видимые справа и слева без очков» в трёх частях для скрипки и фортепиано, 1914 год (Choses vues à droite et à gauche (sans lunettes), была ранее разработана основным автором этого ханóграфа в таких фунда...ментальных масштабах, которые в рамках убогого господствующего этноса в целом соответствуют критериям диссертации или колбасы (докторской, по меньшей мере). Несмотря на якобы крайнюю малость и локальность трёх крошечных пьесок для скрипки и фортепиано («Лицемерный хорал», «Фуга наощупь» и «Мускулистая фантазия») общей продолжительность чуть более четырёх минут, уровень аналитического материала гипер’трофирован, и в целом не уступает аналогичным «Автоматическим описям дел», а в чём-то несущественном их даже пре...восходит.


  ...вчера меня спросили: а чтó это за странная музыка, видимая слева и справа, да ещё и без очков?..
  Сухо и холодно, я ответил: чтó за ерунда! никакой музыки. Это чистая философия. Очень чистая. Видимая слева и справа. Без очков. Потому что очки носят только идиоты. Так же, впрочем, как и скрипку...
из книги «Ловушка Медузы» ( Юр.Ханон,  2016 )

и всё-таки не будем забегать слишком далеко в перёд: потому смерть (в очередной раз) победила жизнь давно известным науке способом... Учитывая почти полувековую отрицательную практику полной бесперспективности диалога с бессознательной популяцией Homos apiens, этот автор с полным правом может считать себя «непримиримым», а также вне...конвенциональным типом и, как следствие, не вступать в коллаборацию с оккупантами & прочим человеческим субстратом, существующим как всегда — только здесь и сейчас (а потому видимым только на просвет). Как следствие, в ответ на систематическое небрежение и хамство от представителей титульной популяции, в конце концов, было принято решение сократить... напрасную работу, оформляя и выкладывая названный текст в публичный доступ. Не вижу ни малейшего резона тратить время, чтобы сообщить некоему условному числу типов, пожизненно пребывающих в состоянии неконтролируемого автоматического сна, что они кое-что якобы читали про эти странные «вещи, видимые с разных сторон», не имеющие к ним ни малейшего отношения, после всего. Вероятно, ради определённости можно было бы оставить на поверхности этой страницы круглую печать (сапога), однако и этот поступок имеет смысла не больше, чем любой другой...


  Рас...сказывали, будто во времена своей жизни на аллее Туманов Ренуар передавал мсье Биби через свою очередную мадмуазель-Габриэль миску с едой, чтобы тот поскорее убрался восвояси: кажется, накормить досыта — это был единственный способ от него отделаться. Пикассо и Вийон с удовольствием рисовали Биби, не на шутку впечатлённые его выразительной физиономией и развязной мимикой. Впрочем, он был тщеславен и позировал им с удовольствием ничуть не меньшим: особенно, если бывал сыт. — Об этом предмете художнику великодушно предоставлялось позаботиться сразу, до начала сеанса.
    — Вещи видимые слева и справа (без очков), не иначе...
из эссе «Биби ля Пюре» ( Юр.Ханон, 2016 )

и ещё раз минимально напомню на всякий случай, что это почти лирическое от(ст)уп(л)ение объявилось здесь, на этом месте отнюдь не просто так: фундаментальное ханографи́ческое исследование о мотивации и происхождении «Вещи видимые справа и слева (без очков)» Эрика провело в режиме тлеющей публикации более двух десятков лет, пребывая в готовом и почти законченном состоянии (не пересоленное, не пересушенное и даже не пережаренное). Представляя собой классический пример нескромно рдеющего среди текста redlink’а (красной ссылки) более чем с семи десятков страниц, оно долго и терпеливо ожидало, что в какой-то момент рефлекс отторжения у недостаточно размоченного автора притупится до такой степени, что можно будет просочиться сквозь его пальцы и кое-что (успеть) сказать об этом, несомненно, видном предмете натурально-философического сати’еведения (через призму, как минимум, хомолóгии). Поскольку... слишком уж экстремален и непропорционален был этот материал..., чтобы пренебречь его возможным присутствием. Даже здесь, в этом почти невидимом (слева и справа) мире, где любое присутствие излишне...


  Скажем ради простоты: это (почти) единственный опус Эрика Сати для скрипки и фортепиано — конечно, почти. Очень точное слово. Потому что кроме означенных «Вещей, видимых справа и слева (без очков)» у Сати была бы ещё одна малость, написанная специально для этой деревенской тётки по имени Элен Журдан-Моранж. Называлась бы эта штучка: «Отплытие на Цитеру», если бы не... её славная исполнительница. — Однако (если бы)... не сложилось, нет. Сати забросил эту сюитку..., причём, в прямом смысле слова «забросил»..., вот так, прямо за пианино (в своей Аркёйской комнате) и забросил, так и оставив непоконченной..., — и забросил (между прочим) исключительно из-за примерной дурости означенной скрипачки Ж-М. Так что теперь (и ныне, и присно, и вовеки веков) «Отплытие на Цитеру» так осталось памятником разжиженной канифоли на месте мозгов..., а также куцым раритетом & предметом библиографического интереса. Исключительно для этих господ: «приевшихся, просроченных и покусанных»...
из эссе «Покусанные картинки» ( Юр.Ханон,  2008 )

и всё-таки, чуда не случилось. И даже напротив. Число небрежений и прочего мелочного свинства в окружающих де’корациях за последний десяток (двадцаток, тридцаток) лет дошло до степени нетерпимой. И даже более того... И вот, actum est, дело кончено, — можете умилённо прослезиться, расписаться в ведомости & получить на руки классический суррогат, залитый щедрым слоем производственного формалина. Здесь и сейчас перед вами (выложен) очередной невидимый слева и справа огрызок высоко-тавтологического уровня, поскольку он, в свою очередь, представляет собой всего лишь бледный сколок с отдельных упоминаний, которые можно и так найти (без очков).


  С нескрываемой интонацией искры в голосе, — монсеньёр Сади любил называть Жанну Мортье «нашей маленькой исполнительницей», — хотя «Вещи видимые справа и слева без очков» к тому времени ещё не были написаны. Между тем, подобный тон уменьшительно-ласкательного ехидства не был только привычкой обращаться по-маленькому (крупному) счёту к тем, кто очевидно не заслуживал ни малости, ни ласки. Тем более, такое обращение провоцировала сама мадам Жанна Мортье, которая обладала более чем представительной внешностью, выдающейся со всех сторон и постоянно вызывавшей остроты разного качества и толщины (юмора). Даже её муж имел обыкновение совсем не по-художнически комментировать габитус своей половины: «Моя жена — маленький добрый саксонец. <...> Правда сказать, с годами разница между супругами Мортье постепенно стиралась, пока, наконец, мсье Робер не превзошёл мадам Робер по весовому показателю саксонской доброты.
из эссе «Третий эмбрион» ( Юр.Ханон,  2019 )

нет сомнений: последний результат заслуживает всеобщего удовлетворения, потому что толщина процесса (его велiчества Потребителя и обывателя) превозмогает всё. Подтверждение чему можно видеть сплошь и рядом всякий день, снизу и сверху, слева и справа (без очков). На месте полно...ценного текста, который вполне мог здесь (и не только здесь) быть. И не просто полноценного, но открывающего такие детали, грани и обстоятельства «сати’ерического гербария», которые никому прежде (и впредь) ни разу не приходили в голову (подобно тому, как это произошло с опубликованными «Автоматическими описями дел»). Потому что (на)значение и внутреннюю ценность этой страницы, благополучно избежавшей публикации — переоценить невозможно (несмотря на всю его видимую, внешнюю локальность). Как системный продукт, имеющий отношение далеко... (и очень далеко) не только к так называемой музыке (Эрика), но и к вашему миру вообще. Снизу доверху и слева направо (да ещё и бес очков). Наподобие, скажем, того Альфонса, которого не было. Но он, в результате, появился, отнюдь не слева и даже не справа (сделаем такой вид). Вопреки всему и всем... И даже не надевая очки.


 Разумеется, мне было известно про (почти) единственный опус Эрика для скрипки и фортепиано — в первую очередь, из идиотической и постыдной по своему тону книжки некоей парижской любительницы канифоли (разглядеть которую без очков практически невозможно). Распинаясь в сюсюкающем тоне деревенских старушек на лавочке, она в двух словах рассказала о «Вещах, видимых справа и слева (без очков)‏‎», этой «милой пародии» на виртуозную скрипичную литературу. Ничего, кроме брезгливости (с подспудным пониманием) из этого бреда было вынести нельзя. Вероятно, меня могут спросить: так чтó же, разве это не правда?.. Разве в «Вещах, видимых справа и слева (без очков)‏‎» нет никакой пародии на скрипачей с их бесконечными каденциями, сверх’каденциями и сверх’сверх’каденциями?.. — Слегка поморщившись, даже не стану отвечать. Одни и те же слова..., которые эти, с позволения сказать, «люди» бесконечно повторяют друг за другом..., — «они полностью лишены поверхности, и в них насквозь видно отсутствие мыслей»... Даже без очков.
из эссе «Покусанные картинки» ( Юр.Ханон,  2008 )

Если же (также вопреки всему) у кого-то из проходящих мимо ренегатов или апологетов появится отчётливо или навязчиво оформленное желание как-то инициировать, спровоцировать или ускорить выкладку этого немало...важного био..логического материала (если его ещё можно назвать «материалом»), никто не возбраняет обратиться, как всегда, по известному адресу не...посредственно к (дважды) автору, пока он ещё здесь, на расстоянии вытянутой руки (левой). Между тем..., я рекомендовал бы не тянуть известное животное (за хвост) и не откладывать (его) в чёрный ящик. Лавочка довольно скоро прикроется, а затем и совсем закроется..., причём, «бес’ права переписки». — И тогда... уже никаких вещей, видимых или невидимых (слева или справа, бес разницы). Сплошная патри...отическая жвачка третьей ректификации, спущенная сверху (которую вы все и так имеете в неограниченном количестве).


Итак..., закончим прения и зачитаем результирующую часть. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит (как это у них принято, очень приятно). Судья в рыжей мантии, видимый только слева... и без очков зачитывает его вслух, трясясь и едва сдерживая (то ли смех, то ли) слёзы... Слёзы раскаяния, — я хотел сказать. Как показало проведённое расследование, первым сюр’реалистическим произведением в (будущей) истории искусств стал балет Эрика Сати, Пабло Пикассо и Леонида Мясина (о Кокто ни слова!). Если, конечно, не считать нескольких автоматических описей, сделанных поверх разных вещей, видимых слева и справа...
из дис’сертации «Сюрреализм до сюрреализма» ( Юр.Ханон,  2013 )


нота Ханóграфа