Василий Сафонов (Скрябин. Лица)

Материал из Ханограф
Версия от 13:53, 23 октября 2025; CanoniC (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
дряблая страница
Юр.Ханон


  Наконец, дверь одного из классов неспешно распахивается и оттуда выходит полноватый, весьма вальяжного вида господин с гладкой бородкой и растущим авторитетом в форме пока не очень большого, но подающего крупные надежды животика. Таких господ частенько можно встретить, причём, не в консерватории..., а в первом классе ресторана. Мимо меня шуршит платьем некая трепетная ученица в полубелом, и вот я уже чуть рассеянно и, пожалуй, слишком нервно для пианиста, излагаю этому господину своё малое столичное “дельце”. Тот кто меня слушает – это Василий Ильич Сафонов. К тому времени он ещё недостаточно тучен и мастит, ещё не окончательно оброс упомянутым авторитетом и, кажется, ещё не вполне числился в директорах консерватории. Впрочем, мне в общих чертах известно нынешнее бедственное положение с этими директорами (которые закончились), и я тоже, хоть и слегка наивно, но всё же надеюсь на отсутствие единоначалия в Москве...
«Скрябин как лицо» ( Юр.Ханон, «Глава 1. Глава для начала» 1994-2009 )

к
ак могут видеть те, кто ещё способен видеть, здесь находится не статья, но только (её) дряблый огрызок. И не моя в том вина, разумеется. Поскольку отдельная & обдельная страница по обозначенной выше теме под слегка знакомым именем «Василий Ильич Сафонов (1852-1918), — ди’ректор, пьянист и ди’рижор (и во всех этих ипостасях очевидный самодур и хам)» до сих пор не свёрстана, не выверстана, не завёрстана, не вложена, не заложена и не выложена в открытый доступ; считаю возможным заметить, что на территории ханóграфа существует не...сколько статей (в том числе, административного характера), имеющих косвенное, опо...средованное или ассоциированное отношение к этому партийно-хозяйственному активисту из казаческой дворянской фамилии, попавшему сюда только благодаря своему длинному & извилистому причастию к Александру Скрябину. В противном случае, наш увесистый швейцар попросту не открыл бы господину бывшему ди’ректору дверь (я бы откровенно побрезговал присутствием подобного персонажа на страницах преосвященного ханóграфа).


  Совсем не таков Саша Скрябин... Маленького роста, худой, бледный, с тонкими чертами лица и очень маленькими, слабыми, «почти нефортепианными» руками. Ученик и до поры любимец (почти сынок) директора консерватории Василия Сафонова (неизменно отзывавшегося о школе Листа-Зилоти с особенным, казаческим презрением), Скрябин — ярчайший представитель шопеновской или брассеновской школы пианизма, которую в те времена чаще всего называли — просто французской... Словно бы случайно проскочившее «казаческое презрение» — здесь написано не ради красного словца. Василий Сафонов — по происхождению и, главное, по характеру, типичный терский казак (из Кисловодска), да и не просто казак, а генеральский сынок. Да и сам тоже..., ещё тот «енерáл», прошу прощения. Со всеми вытекающими. А равно и втекающими...
«Странное соседство» ( Юр.Ханон, ноябрь 194 )

но если до 1904 года, за первую половину внутренней истории (в бытность свою ещё ди’ректором, пьянистом и ди’рижором) Сафонов сделал немало хорошего для Скрябина, сначала своего ученика по классу фортепиано (и верного собутыльника), а затем — ординарного профессора Его (сафоновской) консерватории, то в 1907-1910 годах, напротив, отметился несколькими отменными подлостями (намеренного характера), кратко характеризовать которые возможно только через фунда’ментальное понятие «человеческая сволочь», что само по себе уже почётно, кроме слов. Тем не менее, в текущий период у художественной редакции ханóграфа нет ни малейшего желания выкладывать подробную и смачно аргументированную статью про этого, несомненно, яркого типажа из числа фигур, несомненно, салтыковского рода (не говоря уже об истории одного города). — Суммируя указанные и пропущенные Выше причины, я традиционно оставляю здесь некоторое количество мягких, отчасти, вялых или даже дряблых перенаправлений на другие статьи, имеющие (кое-какое, иногда опосредованное или косвенное) отношение к этому человеку, а также его многочисленным теням, отражениям, инъекциям и проекциям (внутренним или внешним, без разницы).


  В 1863 году Салтыков приехал на короткое время в Петербург с места своей службы и почти каждый день приходил обедать к нам. К удивлению моему, он был не так сильно раздражён на всё и на всех; но это настроение в нём скоро прошло, и он говорил, что надо скорей уехать из Петербурга, иначе он без штанов останется.
  — Такая куча денег выходит, а удовольствия никакого нет.
  — Ну, всё-таки в Петербурге больше разнообразия, — сказал Некрасов.
  — Хорошее разнообразие! — Куда ни пойдёшь — видишь одни морды, на которые так и хочется харкнуть! Тупоумие, прилизанная мелочная подлость или раздражённая бычачья свирепость. Я даже обрадовался вчера, ужиная у Бореля, такое каторжное рыло сидело против меня, но всё-таки видно, что мозги у него работают хотя на то, чтобы прирезать кого-нибудь и обокрасть.
  — Разве не те же лица вы видите и в провинции? — возразил Некрасов.
  — Нет, там жизнь превращает людей в вяленых судаков! — отвечал Салтыков.
«Воспоминания» ( Авдотья Панаева, Глава 18. Решетников — Салтыков-Щедрин, конец 1880-х )

...слишком мало в этом бюсте черт сходства с Василием Сафоновым, и тем не менее, это — он, как вылитый...
да сáм ты... сафонов  (раз)
  1. Александр Скрябин (поперёк строчек)
  2. Сергей Танеев (дряблая страница)
  3. Некогда скрести Скрябина (образец)
  4. Скрябин как лицо (в цитатах)
  5. Скрябин как лицо (обрывок)
  6. Александр Скрябин (к 121-летию)
  7. Божественная поэма (№3)
  8. Тёмное пламя (дряблая страница)
  9. Венецианский гондольер (опера для Танеева)
  10. Парижская школа пускания дыма (в нос и глаза)
  11. беседа с психиатром (в присутствии Скрябина)
  12. Диана Сати (сестра Эрика)
  13. Лобзанья пантер и гиен (в 1991 году)
  14. Странное соседство (и не одно)
  15. Мистерия (скрябинская)
  16. Карманная мистерия (не скрябинская)
  17. Моя маленькая скрябиниана (напоследок)
  18. Рихтер против Прометея (пятая печать)
  19. Александр Скрябин (к 120-летию)
  20. Скрябин умер, но дело его живёт (интервью 1991 года)

  Ни сам Сафонов, ни семья его мне открыто не нравятся. Всегда для меня содержится нечто совершенно антипатичное в самодостаточной уравновешенности жизни. Важный, обстоятельный педагог, его полноватая серьёзная жена..., как и положено, с простоватым, почти деревенским лицом, тут же крутятся две полагающиеся дочки, девочки с какими-то совершенно одинаковыми для меня гримасками на физиономиях. Зная свой взрывчатый ехидный характер, я стараюсь всё больше играть в молчание и делать за едой постное, подчёркнуто монашеское лицо. Хотя к Саше Сафонов неизменно внимателен и почти ласков. Видно, что он безусловно выделяет его из прочих учеников и, возможно, имеет на него свои виды, педагогические.
«Скрябин как лицо» ( Юр.Ханон, «Глава 1. Глава для начала» 1994-2009 )

на всякий случай напомню ещё раз (а затем и ещё раз, исключительно в рамках менторского минимализма), что в истерической, а также натур-философской и тавтологической ретро’спективе (оглядываясь на зад) тема как самогó Василия Сафонова, человека яркого, но типичного для российского пейзажа во все времена, , так и его психотипа (властного самодура) ранее была затронута и разъята основным автором этого ханóграфа в нескольких работах (в частности, нескольких «Тусклых беседах»), посвящённых его сильнейшим «визави», — с одной стороны, Александру Скрябину (в превосходной степени), а (совсем) с другой — Чайковскому (пополам с Танеевым). Эти два бывших ректора московской консерватории, в конечном счёте, были виновны, что в 1889 году в alma mater всю полноту власти захватил типичный (местечковый) каудильо... Чайковский всегда считал Сафонова «человеком самоуверенным, деятельным, практическим и (извини, пожалуйста) наглым и нахальным», а потому спихнул своё нелюбимое ректорство не ему, а — Танееву, хотя и считал его слишком нерешительным и мягким для этой должности. Впрочем, судьба консерватории Чайковского не слишком-то занимала (тем более, что он очень скоро совсем отдалился от дел). Ещё ярче сложились отношения с Танеевым: он так хотел освободиться от постылого ректорства, что готов был спихнуть своё кресло кому угодно, хоть чорту в ступе, а потому и уговорил этого Василия взять в руки ди’ректорскую нагайку (несмотря на все предостережения Чайковского). Однако преподавать в консерватории Танеев — остался. И очень скоро ему пришлось пожалеть о своём неосторожном п(р)оступке: уже спустя пару лет это привело к первым конфликтам и серии сафоновских лягновений в адрес Танеева, а также обильных и пахучих помоев, в последующие годы пролившихся широкой струёй из казаческого ведра. Критическим стал 1905 год, когда протесты студентов против сафоновского (и прочего) самодержавия вылились в открытые столкновения. По итогам неудавшейся «революции» Танеев хлопнул дверью и навсегда покинул консервные стены, — в знак протеста против ди’ректорского хамства отказавшись от профессорской пенсии. А спустя ещё полгода со своего поста ушёл и сам фон-Сафонов.


  ...то же касалось и постепенно назревающего кризиса самого директорства Сафонова. Мелкие и крупные склоки, столь обычные в любой так называемой “среде”, тем более музыкантской, и даже принципиальные разногласия приводили ко всё более разрастающейся “оппозиции” казачьему директору. За Василием Ильичом постепенно укрепилось звание “медведь” и репутация “самодержца консерватóрского и дирижёрского”. Недавний мелкий скандал с Аренским, в результате которого “святой” Антоний Степаныч ушёл “на повышение” в Петербург, в Придворную капеллу, на освободившееся место Балакирева; назначение мальчика Скрябина на место старинного “корифея” Шлёцера, и бог весть ещё, что не могу сейчас точно припомнить, — всё это отнюдь не возвышало сафоновский авторитет, но только крепило его личную власть, за спиной которой стояли “близкородственные связи с кабинетом министров”. Насколько я понимаю, уже в те поры внутреннюю оппозицию в московской консерватории возглавлял — бывший приятель Василия Ильича, в своё время сам и “рукоположивший” его на директорство. Конечно, это был герр Танеев, дважды строгий блюститель контрапунктов, принципов и законов, кто же ещё? Особенно несносно ему было наблюдать сафоновское самодурство, полное презрение к Уставу и Правилам. Всё чаще в консерваторских высших советах разгорались скандалы и даже битвы. Однако шуринькино скандальное профессорство, напротив того, оказалось прецедентом, удавшимся в большой мере именно благодаря и поддержке — Танеева.
«Скрябин как лицо» ( Юр.Ханон, «Глава 11. Глава для перехода» 1994-2009 )


Ханóграф: Портал
Neknigi.png

не стану скрывать (да тут и скрывать-то нечего), что прежде всего — шикарная несопоставимость сопоставляемых величин была основным фумистическим фактором, заставившим меня немного склонить голову и поработать над двумя этими историческими казусами..., почти анекдотами (отчасти, трагическими, — вполне подстать тем лицам, которые в них участвовали). Не стану трудиться над объяснением значимого смысла феномена: не раз и не два (раза) он был освещён в разных книжках моего авторства, прежде всего, имея в виду «Скрябин как лицо» и даже, казалось бы, не имеющие никакого отношения к Сафонову «Воспоминания задним числом» (и в первую голову, завершительно-заключающая глава «после всего»). — Наглядность этого приземлённого патриархального типа, по конструкции лица и характеру более всего подходящего на звание фельдфебеля от искусства, хотя и не чуждого известной остроте и остроумию, превосходит все возможные (ближайшие) варианты, а потому можно и пожалеть, что в ханóграфе так и не появилось этой статьи, — огрызок которой вы сейчас читаете (вероятно, даже с важным видом). На фоне всеобщего административно-хозяйственного славословия, расточаемого в адрес директора Сафонова при каждом юбилее московским консерваторским кланом (не исключая также семейного), наше маленькое эссе о самодуре и подлеце, несомненно, выглядело бы очевидной изюминкой. Думаю, что дальнейшие вопросы здесь абсолютно излишни..., — не говоря уже об ответах.


  У Сафонова на ужине как-то встретился я со Скрябиным. Он пришёл, помню, очень поздно, чуть ли не во втором часу ночи (это была эпоха как раз наибольших его «приключений» и выходок). Скрябин сел как раз рядом со мной — в это время он был уже автором Второй симфонии, которая ещё, впрочем, не была исполнена тогда. Сафонов относился к нему с огромной нежностью и отеческой шутливой иронией.
  — Саша Скрябин ведь у нас не простой, — говорил он, — вы его побаивайтесь, он что-то замышляет...
  Я не знал, что такое замышляет Скрябин, и не понимал этих намёков. Но потом уже догадался, что дело шло тут о тех грандиозных планах, которые уже были в голове Скрябина в это время.
  За ужином острили, смеялись, шутили. Сафонов говорил, что «у Саши теперь уже четверо детей — две дочки и две симфонии». Скрябин имел зеленоватый, очень утомлённый, изнурённый и потасканный вид. В ту пору он был ницшеанцем и увлекался «сверхчеловечеством», за что ему доставалось в намёках от Сафонова. Сидя рядом со мной, он развивал теорию о том, что «гораздо труднее делать всё то, что хочется, чем не делать того, чего хочется». И потому следовал вывод, что эта первая задача — делать только то, что хочется, — благороднее и предпочтительнее. В отношении к нему Сафонова я увидел, что он его очень высоко ставит как композитора. Это было причиной того, почему я решился проинтервьюировать Сафонова о Скрябине.
  В одно из следующих свиданий с В. И. Сафоновым я спросил его о Скрябине-композиторе.
  — Вы его не знаете? — удивлённо спросил Сафонов. — Ничего не знаете? А ещё пианист... Удивляюсь я этому Сергею Ивановичу — учит вас всякой дребедени; наверное, нидерландцев-то своих любимых всех вам переиграл? Зарылся в старьё, а жизни новой не видит... Да вы бы сами-то посмотрели.
  — Саша Скрябин — большой, большой композитор, — сказал он, немного погодя. — Большой пианист и большой композитор.
  — Ведь это что-то под Шопена, — вставил я.
  — Что такое вроде Шопена? — вскричал Сафонов. — Не вроде Шопена, а вроде Скрябина. Скрябин умнее Шопена, я сколько раз это говорил и теперь говорю.
«Воспоминания о Скрябине» ( Леонид Сабанеев, 1924 )

наконец, оставим в стороне пустые разговоры (они все пустые). Принимая во внимание почти полувековую отрицательную практику полной бесперспективности диалога с бес...сознательной популяцией Homos apiens, автор и податель сего имеет полное право объявить себя окончательно «непримиримым», а также вне...конвенциональным типом и, как следствие, более не вступать в коллаборацию с оккупантами & прочим человеческим субстратом, существующим только здесь и сейчас. А потому (вне всяких сомнений), и не стóило бы труда совершать ещё одну отдельную работу, оформляя, выкладывая или, тем более, публикуя (в том числе, если говорить о книге) названный текст о генерале Сафонове в публичный доступ, чтобы сообщить некоему не’определённому числу типов, пожизненно пребывающих в состоянии неконтролируемого автоматического сна, что они кое-что якобы читали про этого вторичного персонажа из орбиты Скрябина, а также его случайных проекций на те лица, которые (по большому счёту) вообще не должны были оказаться поблизости от него (последний тезис, впрочем, я оставлю брошенным, — на потребу всем тем, кто его не способен понять даже после подробного пояснения).


  В те годы директором Московской консерватории был некто Василий (опять же) Ильич Сафонов. «Наш Ильич» — как его за глаза ласково называли студенты. Невзирая на почти катастрофическую разницу в возрасте, росте и весе, Сафонов был не просто учителем Скрябина, но отчасти даже его поклонником. Скрябин бесконечно удивлял его своим особенным умом и ни на что не похожим дарованием. Важный директор и неважный студент..., с каждым годом обучения они сходились всё ближе и ближе. Иногда только под утро их (чуть ли не на носилках) вытаскивали из какого-нибудь ночного ресторана.
«Лобзанья пантер и гиен» ( Юр.Ханон, 2016 )

и прежде всего, по свойству человеческой транзитивности, этому фельдфебелю с грозными бровями не было места — там же, где находился «ординарный профессор» Скрябин. Неизбежно и глупо, подобное карикатурное соседство привело бы к столкновению и профанации. Равно как и эта дряблая страница, невесть каких ветром занесённая на обочину мелочного человеческого мира. Ей нет ни малейшего резона существовать здесь сколько-нибудь продолжительное время, но (спустя малую паузу) — удалиться, оставив на своём месте традиционную пустоту с двумя дырками посередине. А их маленький мир..., пускай он и дальше продолжает играть мячиком из наличности в свой дегенеративный футбол, не забывая, впрочем, и про стрельбу дерьмом из детского пулемёта. Точка с запятой; красная строка. Абзац. Засим рад откланяться и прикрыть крышку. Allez. — Вероятно, ради определённости можно было бы ещё и оставить на поверхности почвы круглую печать (такой же круглой калоши), однако даже и такой поступок слишком очевидно не стóит труда.

  В студенческий период (мосовская консерватория) и после, будучи уже ординарным профессором фортепиано (впрочем, не слишком-то долго), Скряин особенно близко сошёлся со своим педагогом, очень влиятельным человеком в музыкальных кланах второй столицы. Я имею в виду директора московской консерватории, Василия Ильича Сафонова (сокращённо, просто Ильич), сыгравшего в скрябинской жизни сначала роль учителя и защитника, затем — исполнителя оркестровых сочинений и надёжного помощника в житейских делах и, наконец, такого же надёжного и подлого врага. Однако в период «бурной молодости» результатом этого знакомства стали многие дни и ночи, проведённые в совместных попойках по московским кабакам..., прошу прощения, ресторациям. Очевидно, что неумеренное потребление алкоголя и любовные неудачи на первое время определили дальнейший внутренний путь (а «первое» это время затянулось примерно до тридцати двух лет, когда в жизни Николаича Скрябина произошли, наконец, изменения, причём, весьма резкие и нетривиальные). Тогда же он (почти) перестал пить (имея в виду алкоголь, конечно), за ненадобностью столь грубого и примитивного средства раскрепощения.
«Моя маленькая скрябиниана» ( Юр.Ханон, 2016 )

и ещё раз напомню на всякий случай (как старый отбеливатель минимального минимализма), что эта дряблая страница в форме огрызка старой груши, полная нелирических от(ст)уп(л)ений, объявилась здесь, на этом месте отнюдь не ради красного словечка: фундаментальные хано’графические исследования о последних скрябинских «временах и нравах» (в частности, малые извлечения из второго тома известной толстой книги) на данный момент провели в режиме тлеющей публикации более десятка (пяти, двадцати, ненужное вычеркнуть) лет, пребывая в почти готовом для употребления состоянии (не пересоленные, не пересушенные и даже не пережаренное). Представляя собой классический пример «сгоревшей рукописи, которая не горит» (opus posthume) неумеренного размера..., или навязшего в глазах redlink’а (красной ссылки) более чем с полутора сотен страниц ханóграфа, они долго и терпеливо ожидали, что в какой-то момент рвотная реакция на обычное человеческое свинство у этого автора хотя бы немного притупится, а в окружающем мире появится хотя бы крошечный проблеск при’личного поведения, чтобы можно было кое-что (успеть) сказать об этом, несомненно, видном предмете натурально-философского & этико-эстетического профиля. Поскольку... слишком уж редким и необычным по подаче и содержанию был (бы) этот прецедент..., чтобы пренебречь его возможным присутствием.


  — Раньше я нуждался в этих внешних возбуждениях, — сознался он мне раз, — я ведь тогда очень бедовую жизнь вел... Мы сиживали с Васильем Ильичем (Сафоновым) в «Эрмитаже» до утра, вы знаете, нас запирали там официанты на ночь и уходили, чтобы утром опять отпереть.
  — Тогда мне нужно было это возбуждение внешнее, физиологическое, а теперь я в нём не нуждаюсь, потому что у меня иные способы постоянного возбуждения. Я теперь преодолел всё это — это не аскетизм, а преодоление. У меня теперь постоянная опьянённость, но не грубая, не физиологическая...
  Я вспомнил, что, по словам очевидцев, действительно Александр Николаевич страшно кутил в дни молодости и дружбы с Сафоновым, который был в этом деле первоклассный мастер, побивавший рекорды. Когда я, уже значительно потом, после смерти Скрябина, встретил Сафонова и спрашивал его о годах его дружбы с Александром Николаевичем и в, частности, о генезисе Мистерии, Сафонов отвечал:
  — Ведь Саша же пил тогда много. Ему спьяну и Мистерия сочинилась. Он так пил, что на всю жизнь опьянел...
«Воспоминания о Скрябине» ( Леонид Сабанеев, 1924 )

не будем делать наивное лицо: надсадный мир не терпит исключений. Не случилось их и в этот раз, чтобы не употреблять слóва — куда более грубого. Число мелочных небрежений и прочего свинства постепенно дошло до степени совершенно нетерпимой. И даже более того... В этом мире, полностью лишённом какого-либо признака умысла, не случилось ничего, даже близко похожего на просвет. Скорее, напротив... И вот, actum est, дело кончено, — можете умилённо смахнуть скупую слезý, расписаться в ведомости & получить на руки классический суррогат, залитый щедрым слоем консервативного формалина, подстать нашему генералу. Здесь и сейчас перед вами (выложен) очередной огрызок того, что вполне могло бы быть, но теперь не будет, а затем и вовсе — исчезнет без возможности восстановления.


  ...ещё в Европе и в Америке Скрябины научились знать цену людским отношениям, узнали власть и силу сплетни и были осторожны и насторожены. Кажется, даже больше, чем надо было, ибо Москва с её благодушием была всё-таки не мещанская Европа и не ханжеская Америка, где Скрябины сильно пострадали из-за странной и нелепой интриги, организованной дирижёром Сафоновым, его прежним другом, который, будучи большим мещанином в душе, не мог перенести такого оскорбления «нравственности», как уход Скрябина от первой жены... и умышленно скомпрометировал его перед ханжами-американцами, достигнув того, что Скрябины принуждены были уехать спешно из Америки. <...>
  Я в точности не знаю, чтó собственно произошло у Скрябиных в Америке, но Александр Николаевич обвинял во всём Сафонова и Веру Ивановну. Видимо, дело было так, что Александр Николаевич с Татьяной Фёдоровной уже были известны как «Скрябины», а тут вдруг появилась Вера Ивановна — тоже Скрябина и тоже жена. Любознательные в таких делах янки попросили объяснений у Сафонова, который дал их вовсе не в пользу Александра Николаевича, что и было в сущности «формально истинно». Итоги легко представить, зная американские нравы в этой области. Вдобавок, кажется, Вера Ивановна играла там ещё его же сочинения. Это его особенно выводило из себя.
«Воспоминания о Скрябине» ( Леонид Сабанеев, 1924 )

на месте объёмистого текста с массой уникальных деталей (нигде ранее не упоминавшихся) и главное, с той степенью проникновения в предмет, которая встречается в литературе только в качестве исключительного исключения..., короче говоря, на месте текста о Василии Сафонове (со всеми его «заслугами», «услугами» и «выслугами»), — на месте того уникального текста, который вполне мог бы здесь (и не только здесь) разместиться, осталась только дряблая заметка о нём. Заметка на память об очередной (вне)системной вещи (нескольких вещах), которые имели отношение далеко... (и очень далеко) не только к так называемой музыке, организациям, кланам или их руко-водителям, но, прежде всего, к человеческому типу существования в целом, — взятому от подошвы до кисточки хвоста. Ещё одна скудная история навыворот: наподобие, скажем, того Альфонса, которого не было. Теперь он якобы есть, вопреки всему и всем. В отличие от всех прочих, которых не было и не будет... Но и только.


  — Правда, через день Василь Ильич приходил.. как бы извиняться, — добавил Скрябин с грустной усмешкой, — но видал бы ты, что это за картина: как он извиняется! Тоже чисто медведь. Положил свою каменную лапу мне на плечо и говорит: “Ты прости, Сашка, что я погорячился и нашумел на тебя, но если ты этакое дело вытворишь, я ещё и покруче с тобой разделаюсь! Так выпорю на базарной площади, что до конца своих дней будешь помнить, чем девица твоя пахнет! Блудить блуди, но долг — блюди!” Развернулся, дверью хлопнул и ушёл, только его и видели. “Извинился”, — называется. Как вспомню, у меня все поджилки начинают трястись, от злости... Всё-таки не умею я ещё себя держать в полном спокойствии! Ну сам посуди, чтó мне теперь этот Сафонов? Кто он, и кто я? Да и стóит ли вообще попусту волноваться?.. Но опять предательские нервы меня выдают с головой. Чистый кошмар! И конечно, никакой управы на них нет, – невесело усмехнулся Шуринька и посмотрел на меня с робкой надеждой, — Как ты думаешь, Сафонов действительно теперь станет вредничать и всячески мне противодействовать, “из принципа”?
  — Я же тебе уже не раз говорил, и кажется, очень давно, — напомнил я с настоящим огорчением, — что твой Сафонов — дикий человек, грузин деревенский. И если ему что в голову взбредёт, так уж и топором не выбьешь! Казак и медведь — одно слово! Он упрям — и это точно, а насчёт противодействия... Понимаешь, при его нынешнем положении даже простое отсутствие содействия — есть уже большой вред! Впрочем, он и так уже своё дело по первости сделал, а впредь больше на него рассчитывать, конечно, не след...
«Скрябин как лицо» ( Юр.Ханон, «Глава 17. Глава для сомнений» 1994-2009 )

И тем не менее, закончу (как всегда) традиционным формальным основанием, положенным поверх всего (наподобие казацкой «нагайки», которой Сафонов любил дирижировать «своими» оркестрами)... Если (вопреки всему) у кого-то из проходящих мимо ренегатов или апологетов появится мало-мальски отчётливое или даже навязчиво оформленное желание как-то инициировать, спровоцировать или ускорить публикацию этого немало...важного генетического материала (если его ещё можно назвать «материалом», после всего), никто не возбраняет обратиться, как всегда, по открытому адресу не...посредственно к (дважды) автору, пока он ещё здесь неподалёку, на расстоянии вытянутой руки (левой). Между тем..., я рекомендовал бы не тянуть известное животное (за хвост) и не откладывать (его) в чёрный ящик. Как я уже многажды предупреждал, лавочка скоро прикроется, а затем и прихлопнется совсем..., к тому же, «бес’ права переписки». — И тогда уже..., прощай Сафоныч, ни слова, о друг мой, ни вздоха: ни в связи с Танеевым, ни в бессвязности со Скрябиным. Только спущенная сверху (вниз) жвачка с соплями третьей ректификации, которую вы все и без нас имеете каждый божий день в неограниченном количестве, & будете иметь впредь, от рождения и дó смерти. А затем ещё и некоторое время — после неё.


  ...в конце апреля состоялась и ещё одна весьма любопытная встреча. В Париже обратным проездом в Россию оказался концертирующий медведь-Сафонов, внезапно примирившийся в Европе со скрябинским “аморальным” поведением и длинно просивший у него прощения за свои особо резкие выражения... Кажется, цельных два вечера “старинные друзья” провели вместе в беседах за коньячком, легко могу себе представить эти беседы..., но в результате Шуринька остался — только в полном недоумении...
  — С моей стороны, конечно же, нет особого доверия к его излияниям, — с каким-то тяжким и дурно скрываемым сомнением говорил он Танечке, — Но запросто отказать ему в любезности я был не в силах. Вообще, он или ужаснейший подлец, или — чудак!
«Скрябин как лицо» ( Юр.Ханон, «Глава 18. Глава для формальности» 1994-2009 )