Рождение Венеры (Эрик Сати)

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
дряблая страница


  1921 год. «Рождение Венеры» в «сотрудничестве» с Андре Дереном для дягилевского Русского балета (<якобы> не существует). — «La Naissance de Vênus» («Воспоминания задним числом», стр.474-475). Сценарная заявка, выдержки либретто, сочинение для оркестра (музыка балета)
«Эрик Сати. Список сочинений почти полный» ( Юр.Ханон  2011 )

с
овсем не трудно сделать вывод, что здесь находится не статья, но только её мелкий партикулярный огрызок. Поскольку отдельная страница по обозначенной выше теме «Рождение Венеры» (якобы неосуществлённый балет месье Эрика Сати с музыкой того же месье) до сих пор не свёрстана, не повёрстана и не выложена в открытый доступ, считаю возможным напомнить, что на пре’освященной территории ханóграфа существует не...сколько экстра..ординарных эссе, имеющих прямое, косвенное, опо...средованное или даже выморочное отношение к этой вещи (состоявшейся, состоятельной или напротив), а также её названию и замыслу, взятому отдельно, во всех возможных и вероятных смыслах (или даже глубоко в скобках). По причине указанной Выше (причём, значительно Выше), я традиционно оставляю здесь мягкое, отчасти, вялое или даже дряблое перенаправление на другие статьи, имеющие (кое-какое, иногда опосредованное или принципиальное) отношение к этому внутреннему спектаклю, актуальному для 1921-1922 года, а также его дряблым теням и проекциям (равно внутренним или внешним)...

...Альбер Маньян: «Зелёная муза», 1895 год (холст, масло); иллюстрация без малейшей задней мысли...
Рождение Венеры? (малое)

  1. Прекрасная истеричка (балет для просроченных)
  2. Засушенные эмбрионы (дряблая страница)
  3. Эрик Сати. Список сочинений почти полный (часть третья и последняя)
  4. Пять гримас к Сну в летнюю ночь (или даже шесть)
  5. Рождение без Венеры (дряблая страница)
  6. Раз...дражения Эрика (840 штук)
  7. Автоматические Описания (прежде эмбрионов)
  8. Жанна Мортье (засушенный эмбрион №3)
  9. Цитатник Эрика Сати (без очков)
  10. Клод Дебюсси (статья 1922 года)
  11. Бастард Тристана (супер-опера Эрика)
  12. Успуд (не имевший равных)
  13. День музыканта (статья Эрика)
  14. Рождение лица (и его лабиринты)
  15. За...рождение жизни (или уравнение Бога)
  16. Смерть или зло (по выбору)
  17. Смерть или смех (по выбору)
  18. Физиология шарма (кроме шуток)
  19. Эрик-Альфред-Лесли (абсолютно новая глава 1991 года)
  20. Приевшиеся жужжания (памяти известно кого)
  21. Сократ (опять без Дягилева)
  22. Меблировочная музыка (не для скрипки)
  23. Обои в кабинете префекта (для меблировки)


на всякий случай напомню ещё раз (а затем и ещё раз, пользуясь репутацией минимального ошкуривателя минимализма), что в истерической, а также натур-философской и тавтологической ретро’спективе (оглядываясь на зад) тема балета «Рождение Венеры» («La Naissance de Vênus», 1921-1922), равно как и других параллельных сочинений Эрика Сати, была ранее разработана основным автором этого ханóграфа в таких фунда...ментальных масштабах, которые в рамках убогого господствующего этноса в целом соответствуют критериям диссертации или колбасы (докторской, по меньшей мере). Несмотря на якобы неосуществлённость замысла и отсутствие этого сочинения в общем списке сочинений Сати, уровень аналитического материала тем более гипер’трофирован и в целом не уступает аналогичным «Автоматическим описям дел», а в чём-то не’существенном их даже пре...восходит.


  Дягилев здесь: но я не двигаюсь. Совсем не двигаюсь. Он как придурок носится со своей полудохлой спящей красавицей. Мне всё надоело до полного... Даже и слышать не хочу. ............... Этот отвратный трюк, который ставит Дягилев, своего рода «грандиозная» феерия в жанре «задница, полная холодного дерьма». ......... Он мне противен...
  ...Но вот..., забавная & странная штука, он объявляет (по словам Пуленка) на ближайшую весну в «Гранд Опера» (Да-да!..), — «Свадебку» Стравинского & наше «Венерическое рождение».......... Это сильный укус в ягодицу — в моральном смысле, разумеется... Иначе, не дай бог... Да...........
  .......Работайте, Дорогой Друг, работайте много и ещё больше, сколько можете; поверьте, работа не всегда так неприятна, как об этом твердят в разных умных книжках...
из письма Андре Дерену ( Эрик Сати,  8 сентября 1921 )

и всё-таки не будем забегать слишком далеко в перёд: потому что, как уже давно известно, смерть (в очередной раз) победила жизнь давно известным науке способом... — Исходя из распространённой практики и учитывая почти полувековую отрицательную практику полной бесперспективности диалога с бессознательной популяцией Homos apiens, этот автор с полным правом может считать себя «непримиримым», а также вне...конвенциональным типом и, как следствие, не вступать в коллаборацию с оккупантами & прочим человеческим субстратом, существующим как всегда — только здесь и сейчас (а потому вполне соответствующим тому неродившемуся предмету, о котором Сати собирался писать свой очередной балет). Как следствие, в ответ на массовое небрежение и типовое хамство от представителей титульной популяции, в конце концов, было принято решение сократить... напрасную работу, (не) оформляя и (не) выкладывая названный уникальный текст в публичный доступ. Не вижу ни малейшей мотивации тратить время, чтобы сообщить некоему условному числу типов, пожизненно пребывающих в состоянии неконтролируемого автоматического сна, что они кое-что якобы читали про эти странные «нерождённые Венеры», не имеющие к ним ни малейшего отношения, после всего. Вероятно, ради определённости можно было бы оставить на поверхности этой страницы круглую печать (с надписью: «постоянно отсутствующий»), однако и этот поступок имеет смысла не больше, чем любой другой...


  Сати ухватился за план, что именно Дерен напишет декорации к «Полю & Виргинии», комической опере на либретто Кокто и Радиге, над которой он пытался работать в это время.
  Несомненно, для того, чтобы дополнительно приободрить Дерена, он дал ему понять, что сверх того возможен заказ от «Русского балета». Рукописный вариант «Проекта балета под названием “Рождение Венеры”», музыка мсье Эрика Сати, оформление художника Андре Дерена, Париж 1921», был представлен Дягилеву и в настоящее время хранится в IMEC-архиве Эрика Сати.
  Богиня любви показана пробирающейся в золочёной колеснице сквозь густой туман в авангарде кортежа нимф, сатиров и других Олимпийских богов.
«Эрик Сати. Переписка почти полная» ( Орнелла Вольта, до 2000 )

на всякий случай ещё раз минимально напомню, что это почти лирическое от(ст)уп(л)ение объявилось здесь, на этом месте отнюдь не просто так: уникальное & полное неопубликованных деталей ханографи́ческое исследование о мотивах, обстоятельствах, происхождении, а также последствиях балета «Рождение Венеры» провело в режиме тлеющей публикации более полутора десятков лет, пребывая в готовом и почти законченном состоянии (не пересоленное, не пересушенное и даже не пережаренное). Представляя собой классический пример нескромно рдеющего среди текста redlink’а (красной ссылки), оно долго и терпеливо ожидало, что в какой-то момент рефлекс отторжения у недостаточно размоченного автора притупится до такой степени, что можно будет просочиться сквозь его пальцы и кое-что (успеть) сказать об этом, несомненно, раритетном предмете натурально-философического сати’еведения (через призму, как минимум, хомолóгии). Поскольку... слишком уж экстремален и непропорционален был этот материал..., чтобы пренебречь его возможным присутствием. Даже здесь, в этом почти невидимом мире (неродившихся & невылопившихся), где любое присутствие излишне...


  ...за три года, последовавших за «Прекрасной истеричкой», не был реализован ни один его музыкальный замысел и проект, все они заняли свои почётные места на пустых полках прекрасных (отчасти, истерических) замыслов и проектов. Сейчас попробую перечислить (неизвестно ради чего). — Для начала, опера «Поль & Виргиния» (1920-1923), которая могла бы стать единственной оперой Сати, — <но> так и осталась «скрытой оперой», единственной в своём роде. — Затем один за другим последовали странные замыслы, словно бы призраки двух балетов. Первым было «Рождение Венеры» (La Naissance de Vénus), замышленное в тесном словесном сотрудничестве с Андре Дереном (и его женой) для опухающих «Русских балетов», и как всегда наткнувшееся на вечную одутловатость стареющего патрона Дягилева. — Второй балет, «Суперсинема» (Supercinéma) для «Шведских балетов в Париже» Рольфа де Маре так и не приобрёл мало-мальски конкретных очертаний, оставшись предметом дважды прекрасных разговоров и трижды прекрасных переговоров... — Ничуть не лучшая судьба постигла и ещё один пустопорожний замысел балета по роману Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» (в соавторстве с Анри-Пьером Роше, якобы либреттистом и вообще..., литератором в широком смысле, испытанным и давним приятелем Сати). — В довершение ко всему, в 1922-1923 годах резко обострилось... и затем ускорилось течение хронической болезни Сати — цирроза печени. Результат был неутешителен: в течение трёх лет Сати обсудил массу прекрасных эксцентрических замыслов, но так и не написал ничего существенного. Почти ничего. После двух жестоких обострений болезни (и это уже я говорю!) — он как-то резко постарел и стал уже далеко не тем Сати, каким его (не)знали прежде.
из главы «Прекрасная истеричка» ( Юр.Ханон,  2012 )

неудивительно констатировать, что в очередной раз чуда не случилось: оно так и осталось неродившимся. А затем его отменили за ненадобностью и признали «небывшим» (как царствие Анны Леопольдовны). Не говоря уже о том, что после 2018 года мизансцена стала значительно хуже. Число небрежений и прочего мелочного свинства в окружающих де’корациях за последний десяток (двадцаток, тридцаток) лет дошло до степени буквальной нетерпимости. Ради краткости можно было бы назвать это человеческое барахло «полной победой необязательного зла». Как закономерный результат: actum est, дело кончено, — можете умилённо прослезиться, расписаться в ведомости & получить на руки классический суррогат, залитый щедрым слоем производственного формалина. Здесь и сейчас перед вами (выложен) очередной неродившийся & нерождённый огрызок высоко-тавтологического уровня, поскольку он, в свою очередь, представляет собой всего лишь бледный сколок с отдельных упоминаний того, чего не было и теперь никогда не будет. Да здравствует балет Эрика Сати «Нерождённая Венера»...


  Вчера я услышал кое-какие новости о Дягилеве (от Пуленка)... ......Якобы он имеет такой вид, будто бы рассчитывает на наше «Рождение Венеры»... Курьёзно....... Эберто пишет мне по поводу «Поля & Виргинии»... Курьёзно..........
из письма Андре Дерену ( Эрик Сати,  23 августа 1921 )

нет сомнений: последний результат заслуживает оценки полного удовлетворения (всеобщего и равного), поскольку во все времена толщина процесса (его велiчества Потребителя и обывателя) превозмогает всё. Подтверждение чему можно видеть сплошь и рядом всякий день, снизу и сверху, слева и справа их мир в целом состоит из неосуществлённого, нерождённого или уничтоженного (каковым вскоре и станет по принципу соответствия). Точно таким же образом, как на месте раритетного и первостатейного текста, который вполне мог здесь (и не только здесь) быть, остался только венерический огрызок. Именно так: жалкий огрызок на месте не просто полноценного эссе о неродившемся балете, но открывающего такие детали, грани и обстоятельства «сати’ерического гербария», которые никому прежде (и впредь) ни разу не приходили в голову (подобно тому, как это произошло с опубликованными «Автоматическими описями дел»). Потому что (на)значение и внутреннюю ценность этой страницы, благополучно избежавшей публикации — переоценить невозможно (несмотря на всю его видимую, внешнюю локальность). Как системный продукт, имеющий отношение далеко... (и очень далеко) не только к так называемой музыке (Эрика), но и к вашему миру вообще. Снизу доверху и слева направо (и безо всякой Венеры, само собой). По образу и подобию, скажем, того Альфонса, которого не было и который, в результате, появился, одновременно оставшись нерождённым. Вопреки всему и всем... — Вот, вкратце, и всё что мне осталось вынести на поверхность...


  Из многочисленных <театральных> проектов, которыми они <САти и Дерен> воодушевлялись вместе: «Архи’танцы» (Archidanses), «Рождение Венеры» (La Naissance de Vénus), Супер-синема (Super-Cinéma), Краски (Couleurs), «Соперничество» (Concurrence)... — ни один из перечисленных не дожил до реального воплощения, и только после смерти композитора их названия всплывут, одно за другим, на поверхность в балете «Джек-в-стйле» (Русский балет, июль 1926), созданном Дереном по <старой> партитуре, найденной в аркёйской комнате.
«Эрик Сати. Переписка почти полная» ( Орнелла Вольта, до 2000 )

Если же (также вопреки трафаретному положению вещей) у кого-то из проходящих мимо ренегатов или апологетов появится отчётливо оформленное желание как-то инициировать, спровоцировать или подтолкнуть выкладку этого немало...важного био..логического материала (если его ещё можно назвать «материалом»), никто не возбраняет обратиться, как всегда, по известному адресу не...посредственно к (дважды) автору, пока он ещё здесь, на расстоянии вытянутой руки (левой). Между тем..., я рекомендовал бы не тянуть известное животное (за хвост) и не откладывать (его) в чёрный ящик. Лавочка довольно скоро прикроется, а затем и совсем закроется..., причём, «бес’ права переписки». — И тогда... уже никаких балетов невылупившихся птенцов! — всё останется в торжествующем сухом зародыше посреди неограниченного пространства патри...отической жвачки третьей ректификации.


  Мой Дорогой Друг.
  Только что я совершил ошибку: посмотрел на себя в зеркало. И что же я там увидел? Оказалось, что я уже совсем не так хорош, как себе воображал. Оказалось, что я сильно меняюсь... при детальном рассмотрении лица птичьим глазом. По привычке, я казался себе более красивым человеком, слегка грациозным, неплохо сохранившимся. Оказалось – совсем нет: я руина, старая развалина, расположенная в уродливом месте, куда уже давно никто не ходит..., да.
  Мы поговорим с Вами о «Рождении Венеры» после Вашего возвращения. Очень уместно. Надеюсь, тут многое изменится: и ветер станет менее омерзительным, и больше не будет дуть прямо в лицо из какой-то «дряблой задницы»...
из письма Андре Дерену ( Эрик Сати,  Аркёй-Кашан, 4 октября 1921 )


нота Ханóграфа