Амарант (Натур-философия натур. Плантариум) — различия между версиями
CanoniC (обсуждение | вклад) м (Адам + мелочи) |
CanoniC (обсуждение | вклад) м (сам нагадил, сам исправил) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
::Впрочем, чтобы не соврать: а ведь в точности так оно и есть. | ::Впрочем, чтобы не соврать: а ведь в точности так оно и есть. | ||
− |   '''Амарант''' ''и'' '''щирица''' — это разные растения.<small><small><ref group="комм.">Ботаническое имя амаранта происходит от эллинов и коптов..., как это чаще всего случается в самых непростых случаях... Греки говорят: Αμάρανθος (амарантос), когда сочетаются три намерения: «а» — значит, ''не'', «марайно» — значит, ''увядать'' (кроме того, Мара — богиня смерти у древних {{Википедия|русы|русов}}, славян и {{Википедия|арии|ариев}}) и «антхос» — значит, ''цветок''. Всё вместе значит — ''невянущий цветок''. Подобно [[Бессмертник (Натур-философия натур. Плантариум)|бессмертнику]] и другим ''иммортелям'', высушенный амарант очень долго сохраняет свою форму (и даже [[Цвет и консистенция (Натур-философия натур)|яркие цвета]]), поэтому (греки) часто высушивали его на зиму — как украшение дома или как еду... Но если оставить [[Etica Est Etica|резко аморальных]] греков, то среди русских имён самое известное — «щири́ца» или, иногда, «щери́ца» <small>(за внешнее сходство соцветия с ёршиком или метёлкой)</small>. Иногда разные виды амарантов называют также описательными именами, пытаясь передать форму цветущего растения. И тогда появляется: бархатник, аксамитник, петушиные гребешки, кошачий хвост, лисий хвост и так далее. Отдельным образом нужно понимать, что в России практически все виды амаранта — ''не родные'', а говоря попросту — заносные растения. Они любят жирные почвы, богатые перегноем (совсем как их [[Родня (Пётр Шумахер)|ближайший родственник]], «бедная» [[Лебеда (Натур-философия натур. Плантариум)|лебеда]]), а потому очень часто следуют за человеком, поселяясь на культурных землях..., в общем, типичные [[Сорняк (Натур-философия натур. Плантариум)|сорняки]], способные заполонить любое поле. К тому их побуждает и необычайная плодовитость: одно растение способно дать сотни тысяч семян, обладающих прекрасной всхожестью.</ref></small></small> В разном климате. В разных местах <small>(головы́ и земли)</small>. И в разных ролях. Совсем в разных. Практически, в противоположных... И только результат, как всегда — один. Как всегда у людей...<br> | + |   '''Амарант''' ''и'' '''щирица''' — это разные растения.<small><small><ref group="комм.">Ботаническое имя амаранта происходит от эллинов и {{comment|коптов|египетских, вероятно}}..., как это чаще всего случается в самых непростых случаях... Греки говорят: Αμάρανθος (амарантос), когда сочетаются три намерения: «а» — значит, ''не'', «марайно» — значит, ''увядать'' (кроме того, Мара — богиня смерти у древних {{Википедия|русы|русов}}, славян и {{Википедия|арии|ариев}}) и «антхос» — значит, ''цветок''. Всё вместе значит — ''невянущий цветок''. Подобно [[Бессмертник (Натур-философия натур. Плантариум)|бессмертнику]] и другим ''иммортелям'', высушенный амарант очень долго сохраняет свою форму (и даже [[Цвет и консистенция (Натур-философия натур)|яркие цвета]]), поэтому (греки) часто высушивали его на зиму — как украшение дома или как еду... Но если оставить [[Etica Est Etica|резко аморальных]] греков, то среди русских имён самое известное — «щири́ца» или, иногда, «щери́ца» <small>(за внешнее сходство соцветия с ёршиком или метёлкой)</small>. Иногда разные виды амарантов называют также описательными именами, пытаясь передать форму цветущего растения. И тогда появляется: бархатник, аксамитник, петушиные гребешки, кошачий хвост, лисий хвост и так далее. Отдельным образом нужно понимать, что в России практически все виды амаранта — ''не родные'', а говоря попросту — заносные растения. Они любят жирные почвы, богатые перегноем (совсем как их [[Родня (Пётр Шумахер)|ближайший родственник]], «бедная» [[Лебеда (Натур-философия натур. Плантариум)|лебеда]]), а потому очень часто следуют за человеком, поселяясь на культурных землях..., в общем, типичные [[Сорняк (Натур-философия натур. Плантариум)|сорняки]], способные заполонить любое поле. К тому их побуждает и необычайная плодовитость: одно растение способно дать сотни тысяч семян, обладающих прекрасной всхожестью.</ref></small></small> В разном климате. В разных местах <small>(головы́ и земли)</small>. И в разных ролях. Совсем в разных. Практически, в противоположных... И только результат, как всегда — один. Как всегда у людей...<br> |
− |   — Пожалуй, ''довольно'' с меня объяснений..., этим я и ограничусь. Кто имел уши, тот и — ''амарант''. А кто не понял — тот пускай ''щирится''. На оба этих растения. Разных. И совсем не похожих друг на друга... — Ну, к примеру, как «человек» и | + |   — Пожалуй, ''довольно'' с меня объяснений..., этим я и ограничусь. Кто имел уши, тот и — ''амарант''. А кто не понял — тот пускай ''щирится''. На {{comment|оба|или в оба}} этих растения. Разных. И совсем не похожих друг на друга... — Ну, к примеру, как «человек» и «[[Pdl|<font color="#664444">людишки</font>]]»...<br> |
  И тем не менее, эти амаранты-щирицы совсем не сложно узнать, различить, опознать и выявить <small>(все вопросы к следственному {{comment|комитету|предпочтительно, к Бастрыкину, конечно}})</small>. ''И те'', и другие имеют весьма {{comment|характерный облик|нечто, вроде национальности..., или пятого пункта в паспорте, как бы аморально это ни звучало}}. Чаще всего амаранты — это однолетние растения с крупными рыхлыми листьями и нечётко гранёным <small>(почти)</small> прямым травянистым стеблем, отдалённо напоминающим стебли [[Мята (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#664444">мяты</font>]] или [[Яснотка (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#664444">яснотки</font>]]. — Все амаранты щирятся примерно одинаково. И соцветия у всех очень похожи. Пожалуй, отличается только окраска и ''плотность''. Все амаранты цветут характерными {{comment|колосками|в хорошем смысле этого слова}} (иногда поникающими, чаще — стоячими), как правило, невзрачными, но в самых ''известных'' случаях — более чем заметными и запоминающимися. — Раз увидев цветущий амарант (особенно тот, который «хвостатый»)..., забыть его невозможно. И спутать с щирицей — тем более. |   И тем не менее, эти амаранты-щирицы совсем не сложно узнать, различить, опознать и выявить <small>(все вопросы к следственному {{comment|комитету|предпочтительно, к Бастрыкину, конечно}})</small>. ''И те'', и другие имеют весьма {{comment|характерный облик|нечто, вроде национальности..., или пятого пункта в паспорте, как бы аморально это ни звучало}}. Чаще всего амаранты — это однолетние растения с крупными рыхлыми листьями и нечётко гранёным <small>(почти)</small> прямым травянистым стеблем, отдалённо напоминающим стебли [[Мята (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#664444">мяты</font>]] или [[Яснотка (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#664444">яснотки</font>]]. — Все амаранты щирятся примерно одинаково. И соцветия у всех очень похожи. Пожалуй, отличается только окраска и ''плотность''. Все амаранты цветут характерными {{comment|колосками|в хорошем смысле этого слова}} (иногда поникающими, чаще — стоячими), как правило, невзрачными, но в самых ''известных'' случаях — более чем заметными и запоминающимися. — Раз увидев цветущий амарант (особенно тот, который «хвостатый»)..., забыть его невозможно. И спутать с щирицей — тем более. | ||
::Уж ''больно'' экзотичен, декоративен и [[Coitus|<font color="#664444">аморален</font>]] его облик... & образ..., по потребности. По ситуации. | ::Уж ''больно'' экзотичен, декоративен и [[Coitus|<font color="#664444">аморален</font>]] его облик... & образ..., по потребности. По ситуации. | ||
Строка 379: | Строка 379: | ||
По млечным мраморам, сплела живая вязь ― | По млечным мраморам, сплела живая вязь ― | ||
С [[Лилия (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">лиле́ей</font>]] амарант, [[Нарцисс (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">нарцисс</font>]], и [[Мак (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">маки</font>]] сонны, | С [[Лилия (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">лиле́ей</font>]] амарант, [[Нарцисс (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">нарцисс</font>]], и [[Мак (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">маки</font>]] сонны, | ||
− | И [[Крокус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">крокос</font>]] солнечный, и розы благовонны.<small><small><ref>''{{Википедия|Иванов,_Вячеслав_Иванович|В.Иванов}}''. Собрание сочинений в 4 томах. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971-1987 гг.</ref></small></small>|Автор={{comment|Вячеслав|Иванович, как и следовало ожидать}} Иванов, «Eritis Sicut Dei» <small>(из сборника «Геспериды»)</small>, 1902}} | + | И [[Крокус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">крокос</font>]] солнечный, и розы благовонны.<small><small><ref>''{{Википедия|Иванов,_Вячеслав_Иванович|В.И.Иванов}}''. Собрание сочинений в 4 томах. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971-1987 гг.</ref></small></small>|Автор={{comment|Вячеслав|Иванович, как и следовало ожидать}} Иванов, «Eritis Sicut Dei» <small>(из сборника «Геспериды»)</small>, 1902}} |
<!-- --> | <!-- --> | ||
{{Q|Слышишь ты, репатриант! | {{Q|Слышишь ты, репатриант! | ||
Строка 431: | Строка 431: | ||
* ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(сказака в прозе)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г. | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(сказака в прозе)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г. | ||
* ''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г. | * ''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г. | ||
− | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[ | + | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoiarov (cite)|Мх.Савояров]]''. «Через [[Трубачи (Михаил Савояров)|Трубачей]]» ''(или опыт сквозного пре...следования)''. — Сана-Перебур: «[[Центр Средней Музыки]]», 2019 г. |
<br> | <br> | ||
<div style="width:99%;height:10px;background:#B7A7A7;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:99%;height:10px;background:#B7A7A7;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> |
Текущая версия на 17:58, 3 октября 2021
( ну..., — и какой тебе ещё тут... морали... ) — Слышишь ты, репатриант!
Пожалуй, теперь-то можно бы и начать..., после небольшой паузы... — Амарант... Ах, амарант... mon amour, mon amaranth, ma a morale,
Ну и всё-таки..., значит, амарант или щирица?.. — Амарант или щирица?..
— О, цикламен! Этот легендарный, трижды изысканный цветок. Сиренево-сиренная фиалка гор... — а по-русски... По-русски — просто дряква.[3]
Амарáнт — или — щирúца (по-латински читай: Amaránthus L...,[комм. 1] — нет, не amoranthus, хотя и не без того, немного).[комм. 2] И спрашивается: ну как же так можно? Амарант — или — щирица. Казалось бы, ведь это два разных растения (или даже более того: растение и животное). Одно из них — неодолимо прекрасное и желанное, другое — неодолимо некрасивое и постылое (без уточнения, разумеется).
Амарант и щирица — это разные растения.[комм. 3] В разном климате. В разных местах (головы́ и земли). И в разных ролях. Совсем в разных. Практически, в противоположных... И только результат, как всегда — один. Как всегда у людей...
Амарáнт или щирúца — словно бы совсем разные растения. Проросшие и выросшие из разных дырочек черепа... Но повсюду, куда ни плюнь, амарáнт будет неизменно соседствовать с щирúцею, всяко подменяя и заменяя друг друга. Равно как и наоборот.
Амарáнт или — щирúца. А также, после амаранта, если говорить без обиняков, прямо в лицо — ахирáнтес (в особенности, ахирáнтес, конечно...), затем альтернантéра, кинóа, лебедá, мáрь (не хмарь, нет), а ещё — рогáч, саксаýл и свёкла, — следом за ними, в качестве засушливого «нагрузки», сарсазáн, солерóс, соляноколóсник, целóзия и, наконец, сáм Его Превосходiтельство шпинáт (с лёгким шпионским душком)... — (сразу замечу: список (далеко) не полный). Но всё же повторю (для закрепления): ахирáнтес — нас всех касается в особенности и отдельным образом.[6]
— Да, он настал... И даже пришёл... — Пришёл момент сказать пару слов о семейственности (а также кумовстве, своячестве и прочих формах животной коррупции) в среде амарантовых (а ведь это — кроме шуток, — семейство, с которым людям приходится иметь дело едва ли не каждый день). А значит, — имейте... Не возражаю. Имейте своё нехитрое дело. А я буду стоять рядом — и время от времени... — тыкать своим старческим пальцем. Пальцем одного великого античного пианиста, погибшего в неравной схватке у разъезда Дубосеково...
Трудно сказать, сколько же времени это продолжалось, — в конце концов, не будем мелочиться... История человечества — от зарождения до гибели занимает пренебрежимо малый геологический отрезок. Но если всё-таки напрячься и представить, что он — велик..., как сам человек. А значит..., сколько же это продолжалось? Наверное — долго..., или даже очень долго. По меньшей мере, пять тысяч лет. Или даже восемь? Хотя..., возможно ли поставить отчётливую границу? И удержать её?..[8] — Значит, скажем проще: более двадцати тысяч лет этот аморальный амарант занимал место одной из главных зерновых культур Южной Америки и Мексики.[комм. 6] Его европейское имя «пшеница ацтеков» или «хлеб инков» говорит лучше любых слов. И правда, хлеб. Вместе с бобами и кукурузой — амарант кормил эту бесконечную прорву..., даже две прорвы инков и пять прорв ацтеков. И всё бы ничего..., в смысле, совсем ничего... если бы не — люди... Да. Ах, какая печальная, печальная, трижды печальная история... Ещё одна, маленькая печальная история. И всё бы хорошо, но, к сожалению, — люди. Да. Все они были люди, так или иначе. Все. — Ну..., разве что кроме него... амаранта. Или, точнее говоря, уаукилитля. Этого печального, начального, натального и аморального хлеба. И вот, незаметно и тихонько, пришёл он... Песец.[9] Точнее говоря, дядюшка конкистадор петрович, именем креста... Он тоже был человеком. Если не шутите. Хотя и верным..., благоверным.
Сухой газетной строкой... В течение десяти тысяч лет амарант (хлеб инков) оставался одной..., чтобы не сказать — главной зерновой культурой Центральной и Южной Америки. Впрочем, что за мелочь!.. Десять тысяч лет!.., когда есть Новое Время. Да... — После завоевания Америки испанцами эта культура была подвергнута постепен-н-н-н-ной процедуре проклятия, затем, церковного запрета, уничтожения и, наконец, оказалась постепенно забита и забыта. Золото, рабы, драгоценности, возвращение, оружие, пушки, опять золото, рабы, драгоценности, еда, богатство, насилие, власть... — Съешь, что можно съесть. Имей, что можно иметь. Стяжай, что можно стяжать. Убей и раздави всё, что на пути твоём...
— О..., моя Испания..., моя бес’конечно прекрасная Испания..., божественная страна небес-с-с-сного амаранта, mon amour, mon amaranth, ma a morale, amore morte, a morando, amarante... Сухой газетной строкой... Для инков и ацтеков амарант был одним из важнейших священ-н-н-ных растений, вокруг него, прелестного, строились и группировались несколько годовых ритуалов.[комм. 7] По мере постепенной христианизации индейцев и наступления европейской цивилизации возделывание этой культуры на территории Америки практически прекратилось...[комм. 8] Хотя не хотелось бы так, газетной строкой. Прямо по живому... По крови, по гною, по скелетам... — Золото, рабы, драгоценности, возвращение, оружие, золото, рабы, драгоценности, еда, богатство, насилие, власть... Съешь, что можно съесть. Имей, что можно иметь. Стяжай, что можно стяжать. Убей всё что мешает. Испанские завоеватели, эти красивые мальчики с крестами на пупе,[комм. 9] шевеля благочинными устами католической инквизиции, объявили амарант «растением дьявола». Его возделывание повсеместно запрещалось. Поля вытаптывались и выжигались. А те, кто его сажали и поливали — попадали прямиком на костёр.[комм. 10] — И тáк аморальный амарант был оттеснён на задворки еды, насилия, власти и стяжания...
Сухой газетной строкой... Слегка размоченной... Кровью...
— Ах, мадам... Пардон... Ах, прекрасная сеньора! Видали бы вы этих отвратительных варваров, дикарей..., что́ они выделывают вокруг этого своего «уаукилитля»..., даже язык сломаешь, выговорить. Этот амарант, который с длинными красными хвостами... — Они приносят его в своё проклятое капище (храм, что ли), ставят в центре — и главный жрец собирает всё их аспидово племя на эту службу. — И что за служба! Даже описать её невозможно, сплошной срам, что́ они там выделывают. Все голые, противные... корчатся, выделываются. Изображая из себя этот амарант... что за зрелище. Аморальное. Скотское. — Анафема. Всех поубивать. Всех. А этот амарант чёртов вытоптать. И сжечь. Вместе с ними, желательно...[11]
Золото, рабы, драгоценности, еда, женщины, богатство, насилие, власть, возвращение, пушки, золото, рабы, женщины, драгоценности, еда, богатство, насилие, власть... — Вот, собственно говоря, и всё (вкратце), что можно сказать об этом аморальном амаранте. Буквально, в двух словах. Обо всём.
— Ну так и что же из того? — слышу я в ответ... — Подумаешь, «неувязочка», тоже мне! Чушь на постном масле. — Если сказано: «божественное», — значит, божественное. Точка. И нет здесь никакого противуречия...
|
A p p e n d i X
Аморальная проза..., по-русски говоря
Аморальные стишки..., для любопытных
|
Ис’точники
Лит’ература ( бывшая и не бывшая )
См. так’же
в ссылку
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|