Сон Шумахера (Михаил Савояров. Лица) — различия между версиями
CanoniC (обсуждение | вклад) (исправочки и до...бавочки) |
CanoniC (обсуждение | вклад) (поправка буквицы и добавочки) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 32px;font:normal 16px 'Cambria';color:#442222;"> | <div style="margin:5px 32px;font:normal 16px 'Cambria';color:#442222;"> | ||
− | <font style="float:left;color:#442222;font-size:744%;font-family:'Cambria';text-shadow:#AA1111 1px 3px 6px;margin:5px | + | <font style="float:left;color:#442222;font-size:744%;font-family:'Cambria';text-shadow:#AA1111 1px 3px 6px;margin:5px 0px 21px 5px;padding:6px 1px 1px 16px;">'''м'''</font><big>айская ночь.</big><small><small><ref>''Гоголь Н.В.'' Майская ночь, или Утопленница. Полное собрание сочинений и писем в двадцати трех томах. — Мосва: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, «Наследие», 2001 г. — Том 1, с.112—135</ref></small></small> Скорее, даже вечер. Конец весны 1891 года. {{comment|Мосва|город такой, без лишних слов}}. Петровка. [[Средний дуэт, артефакты (Юр.Ханон)|<font color="#552222">Большой театр</font>]]. Императорский, конечно. Или имперский. Полный [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">зал публики</font>]], в последнее [[Cloche|<font color="#552222">время</font>]]. Или даже два. На всякий случай. Дамы обмахиваются веерáми и киверáми. Мужчины поправляют сюртуки, манишки и мундштуки. Билетёры нюхают [[Табак (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#552222">табак</font>]] <small>(как из ведра).<small><ref name="Задним">''[[Эрик Сати|<font color="#552222">Эр.Сати</font>]], [[Юрий Ханон|<font color="#552222">Юр.Ханон</font>]]'' «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|<font color="#552222">Воспоминания задним числом</font>]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|<font color="#552222">яко’бы без</font>]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|<font color="#552222">Лики России</font>]], 2010 г.</ref>{{rp|566}}</small></small> Кажется, нынче у нас <small>(в Большом)</small> — премьера. Снова премьера <small>(как тогда)</small>. [[Смутные пьесы неясного происхождения, ос.42 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">С...мутный</font>]] шорох и шёпот в партере, в креслах... и под креслами: ''«а чтó сегодня дают?..»'' — ''«[[Gondoliere|<font color="#552222">неужто опять гондольера</font>]]?..»'' — ''«и в который-то раз?..»'' — ''«ещё не надоело?..»'' — ''«сколько можно [[Minimalisme|<font color="#552222">одно и то же</font>]]...»'' — ''«нет, сегодня другая опера, говорят»''. — ''Совсем'' другая. |
::— Какая-такая «другая»? Совсем, что ли? Не может быть... | ::— Какая-такая «другая»? Совсем, что ли? Не может быть... | ||
− | <center>...говорят, совсем...<small><small><ref name="говорят">''[[Трубачи (Михаил Савояров)|<font color="#552222">М. Н. Савояров</font>]]:'' Дуэты. Новые шансонетки. Новые куплеты. 3-й сборник сочинений. — Петроград, 1915 г. — стр.22-25</ref></small></small></center> | + | <center>...говорят, ''совсем''...<small><small><ref name="говорят">''[[Трубачи (Михаил Савояров)|<font color="#552222">М. Н. Савояров</font>]]:'' Дуэты. Новые шансонетки. Новые куплеты. 3-й сборник сочинений. — Петроград, 1915 г. — стр.22-25</ref></small></small></center> |
− | И правда. Сегодня вечером в Большом театре — другая опера. Совсем другая <small>(раньше ''таких'' не бывало)</small>. Событие, как-никак, по-большому. Преце...дент. Впрочем, им не привыкать. Это у них завсегда так, на Большой-то Петровке.<small><small><ref group="комм.">Вероятно, здесь [[Lapsus|<font color="#552222">какая-то ошибочка</font>]] невольно закралась, в тексте. Упомянутая Петровка скорее всего не большая, а малая, наверное. Или всё-таки Большая. Не знаю точно. Может быть, и Большая, ведь театр-то «большой», как-никак. Потому и Петровка тоже должна быть, {{comment|подстать|нет, здесь нет никакой ошибки}} театру... Впрочем, утверждать наверное не стану. Точно не знаю. Очень давно не бывал в Мосве. А в Большом театре ''вообще'' никогда не бывал. И не буду. Никогда. Там только [[Средний дуэт, артефакты (Юр.Ханон)|<font color="#552222">Средний дуэт</font>]] бывал, {{comment|говорят|и ещё там бывали мои адвокаты, несколько раз}}. — Но и он теперь ''тоже''... Как и я...</ref></small></small> Премьера. Хотя и третья, как говорят. Или вторая. Точнее говоря, и ''третья'', и ''вторая'' одновременно. Минуя первую, что показательно. | + | И правда. Сегодня вечером в Большом театре — другая {{comment|опера|это жанр такой, специальтный: другая опера (в отличие от всех прочих)}}. Совсем другая <small>(раньше ''таких'' не бывало)</small>. Событие, как-никак, по-большому. Преце...дент. Впрочем, им не привыкать. Это у них завсегда так, на Большой-то Петровке.<small><small><ref group="комм.">Вероятно, здесь [[Lapsus|<font color="#552222">какая-то ошибочка</font>]] невольно закралась, в тексте. Упомянутая Петровка скорее всего не большая, а малая, наверное. Или всё-таки Большая. Не знаю точно. Может быть, и Большая, ведь театр-то «большой», как-никак. Потому и Петровка тоже должна быть, {{comment|подстать|нет, здесь нет никакой ошибки}} театру... Впрочем, утверждать наверное не стану. Точно не знаю. Очень давно не бывал в Мосве. А в Большом театре ''вообще'' никогда не бывал. И не буду. Никогда. Там только [[Средний дуэт, артефакты (Юр.Ханон)|<font color="#552222">Средний дуэт</font>]] бывал, {{comment|говорят|и ещё там бывали мои адвокаты, несколько раз}}. — Но и он теперь ''тоже''... Как и я...</ref></small></small> Премьера. Хотя и третья, как говорят. Или вторая. Точнее говоря, и ''третья'', и ''вторая'' одновременно. Минуя первую, что показательно. |
+ | ::— Равно как и во всех других случаях... | ||
— ''Третья премьера [[Норма, одноимённая опера, ос.65 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">второй Нормы</font>]]''.<small><small><ref group="комм.">«Третья премьера [[Норма, одноимённая опера, ос.65 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">второй Нормы</font>]]» — это сочетание слов, имеющее вид слегка заумного..., или даже издевательского, на самом деле имеет под собой вполне чёткое основание. При том заранее оставим за бортом общеизвестную версию Винченцо Беллини. Она здесь не в счёт. Начнём с того, что опера «Норма» существовала в трёх абсолютно разных партитурах с разным сюжетом, либретто, текстом и составом исполнителей (фактически, это были [[Норма, одноимённая опера, ос.65 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">три разных «Нормы»</font>]]). А кончим тем, что ни одна из упомянутых всуе «Норм» так и не получила легальной прописки среди мира [[Хомология|<font color="#552222">''людей нормы''</font>]]. Все премьеры (включая третью, увиденную [[Schumacher|<font color="#552222">Шумахером</font>]]) так и остались висеть в воздухе.</ref></small></small> А [[Юрий Ханон (Борис Йоффе)|<font color="#552222">кто композитор</font>]]?.. А кто [[Анархист от музыки (Юр.Ханон)|<font color="#552222">автор либретто</font>]]?.. [[Приевшиеся жужжания, ос.2 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">Чьи стихи</font>]]?.. Нет. Ничего нет. В программке ни слова не сказано. Всё анонимно, как в доносе. Теперь это у них ''норма...'' такая. И на афише — почти ничего. Только фамилия дирижёра и при...мадонны. Редкая {{comment|птица|долетит до середины Днепра..., особенно теперь}}. С гастролями приехала, с трудом согласилась. Гениальное сопрано, говорят. [[Vot|<font color="#552222">Вот</font>]]. И все сбежались послушать [[Marche|<font color="#552222">велiкую</font>]] певицу всех времён. В кои-то веки. Вся Мосва здесь... | — ''Третья премьера [[Норма, одноимённая опера, ос.65 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">второй Нормы</font>]]''.<small><small><ref group="комм.">«Третья премьера [[Норма, одноимённая опера, ос.65 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">второй Нормы</font>]]» — это сочетание слов, имеющее вид слегка заумного..., или даже издевательского, на самом деле имеет под собой вполне чёткое основание. При том заранее оставим за бортом общеизвестную версию Винченцо Беллини. Она здесь не в счёт. Начнём с того, что опера «Норма» существовала в трёх абсолютно разных партитурах с разным сюжетом, либретто, текстом и составом исполнителей (фактически, это были [[Норма, одноимённая опера, ос.65 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">три разных «Нормы»</font>]]). А кончим тем, что ни одна из упомянутых всуе «Норм» так и не получила легальной прописки среди мира [[Хомология|<font color="#552222">''людей нормы''</font>]]. Все премьеры (включая третью, увиденную [[Schumacher|<font color="#552222">Шумахером</font>]]) так и остались висеть в воздухе.</ref></small></small> А [[Юрий Ханон (Борис Йоффе)|<font color="#552222">кто композитор</font>]]?.. А кто [[Анархист от музыки (Юр.Ханон)|<font color="#552222">автор либретто</font>]]?.. [[Приевшиеся жужжания, ос.2 (Юр.Ханон)|<font color="#552222">Чьи стихи</font>]]?.. Нет. Ничего нет. В программке ни слова не сказано. Всё анонимно, как в доносе. Теперь это у них ''норма...'' такая. И на афише — почти ничего. Только фамилия дирижёра и при...мадонны. Редкая {{comment|птица|долетит до середины Днепра..., особенно теперь}}. С гастролями приехала, с трудом согласилась. Гениальное сопрано, говорят. [[Vot|<font color="#552222">Вот</font>]]. И все сбежались послушать [[Marche|<font color="#552222">велiкую</font>]] певицу всех времён. В кои-то веки. Вся Мосва здесь... | ||
Строка 175: | Строка 176: | ||
<small>[[Image:Red copyright.png|24px]]  Автор : [[Ханон, Юрий|<font color="#552222">''Юр.Ханон''</font>]].    Все права {{comment|сохранены|у Петра Васильевича}}. [[Image:Red copyright.png|24px]] <br>Auteur : [[Juri Chanon|<font color="#552222">''Yr.Khanon''</font>]].  [[Image:Red copyright.png|24px]]  All rights p..reserved.</small><br><br> | <small>[[Image:Red copyright.png|24px]]  Автор : [[Ханон, Юрий|<font color="#552222">''Юр.Ханон''</font>]].    Все права {{comment|сохранены|у Петра Васильевича}}. [[Image:Red copyright.png|24px]] <br>Auteur : [[Juri Chanon|<font color="#552222">''Yr.Khanon''</font>]].  [[Image:Red copyright.png|24px]]  All rights p..reserved.</small><br><br> | ||
:<font color="#661111"><big>* * *</big><small> эту статью может редактировать или исправлять</small> <br>[[Khanon|<font color="#661133">'''только''' {{comment|автор|как бы его ни звали}}</font>]] (по доверенности).<br> | :<font color="#661111"><big>* * *</big><small> эту статью может редактировать или исправлять</small> <br>[[Khanon|<font color="#661133">'''только''' {{comment|автор|как бы его ни звали}}</font>]] (по доверенности).<br> | ||
− | <small><font color="#664444"> — Желающие сделать некое замечание ''или'' заметку, <br>могут ''передать её'' через [https://yuri-khanon.com/ | + | <small><font color="#664444"> — Желающие сделать некое замечание ''или'' заметку, <br>могут ''передать её'' через первого [https://yuri-khanon.com/email <font color="#552222">''встречного патруля''</font>], <br>если понимают, ''о чём'' тут речь...</font></small> |
:<font color="#331111">* * * <small>(не) '''публикуется {{comment|впервые|или не впервые}},''' <br>с {{comment|разрешения|собственноручного}} Петра Васильевича Ш. : <br>''урезанный текст, странная редактура <br>и нехорошее оформление'' — [[Ханон, Юрий|<font color="#552222">Юр.Ханóн</font>]].</small></font><br><br> | :<font color="#331111">* * * <small>(не) '''публикуется {{comment|впервые|или не впервые}},''' <br>с {{comment|разрешения|собственноручного}} Петра Васильевича Ш. : <br>''урезанный текст, странная редактура <br>и нехорошее оформление'' — [[Ханон, Юрий|<font color="#552222">Юр.Ханóн</font>]].</small></font><br><br> | ||
<div style="width:444px;height:6px;background:#886666;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:444px;height:6px;background:#886666;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> |
Версия 10:51, 19 мая 2025
( или вторая агония гения )Страшный сон на склоне дней...[1] ( Мих.Савояровъ )
майская ночь.[3] Скорее, даже вечер. Конец весны 1891 года. Мосва. Петровка. Большой театр. Императорский, конечно. Или имперский. Полный зал публики, в последнее время. Или даже два. На всякий случай. Дамы обмахиваются веерáми и киверáми. Мужчины поправляют сюртуки, манишки и мундштуки. Билетёры нюхают табак (как из ведра).[4] Кажется, нынче у нас (в Большом) — премьера. Снова премьера (как тогда). С...мутный шорох и шёпот в партере, в креслах... и под креслами: «а чтó сегодня дают?..» — «неужто опять гондольера?..» — «и в который-то раз?..» — «ещё не надоело?..» — «сколько можно одно и то же...» — «нет, сегодня другая опера, говорят». — Совсем другая.
И правда. Сегодня вечером в Большом театре — другая опера. Совсем другая (раньше таких не бывало). Событие, как-никак, по-большому. Преце...дент. Впрочем, им не привыкать. Это у них завсегда так, на Большой-то Петровке.[комм. 1] Премьера. Хотя и третья, как говорят. Или вторая. Точнее говоря, и третья, и вторая одновременно. Минуя первую, что показательно.
— Третья премьера второй Нормы.[комм. 2] А кто композитор?.. А кто автор либретто?.. Чьи стихи?.. Нет. Ничего нет. В программке ни слова не сказано. Всё анонимно, как в доносе. Теперь это у них норма... такая. И на афише — почти ничего. Только фамилия дирижёра и при...мадонны. Редкая птица. С гастролями приехала, с трудом согласилась. Гениальное сопрано, говорят. Вот. И все сбежались послушать велiкую певицу всех времён. В кои-то веки. Вся Мосва здесь...
Зал постепенно темнеет. Краски сгущаются. Кресла, ложи, ярусы, яма, всё быстро тонет в густых сумерках. Ничего не видно. Шопот, шорох публики стихает. Откуда-то снизу раздаётся неясный гул (большого барабана), как если бы начиналось землетрясение. Маленькое землетрясение. Очень маленькое. Занавес медленно, затем рывками ползёт наверх. Сцена поначалу пуста и темна. Ничего не видно. Позади сцены мерцает тусклый кровавый свет. И поверх всего начинается..., звучит возвышенная, бесконечно красивая музыка. Кажется, пассакалия. Или сарабанда, может быть. Она без пения, но всё равно, какая-то ангельская музыка. Разве такое бывает?.. — Нет, это не опера. Скорее — какая-то служба. Служба в храме. С оркестром.
На сцену медленно..., очень медленно переставляя ноги выходит маленькая слегка худая певица в чёрно-красных одеждах. Это Мария Каллас. Оркестровое вступление внезапно обрывается. Словно отрубили звук... Дирижёр в яме яростно машет руками, но скрипки молчат. Трубы обвисли. И даже контрабасы замерли. Певица неспешно поворачивается лицом к публике, и в гробовой тишине откуда-то снизу раздаётся её бесконечно прекрасный... грудной..., — нет, почти утробный голос: «...я ничего не знаю, у меня глисты!..»[6] (и всё это, между прочим, на чистейшем итальянском)
За мутной занавесью окна — тёмный силуэт Сухаревской башни.[комм. 5] Рядом с ним — второй. — Мишка, это ты, Мишка?.. Эй, что за дурацкие шутки, Мишка!
Кажется, это финал. Точка. Песенка спета... И никакой оперы не будет. И мистерии не будет. Никогда не будет. Ни той..., и ни другой. Потому что мы..., мы с тобой не туда попали, братец. Совсем не туда.[8] Чёрт!.., как жаль. Бес...конечно жаль. Что за чудная опера, кажется, у них такой (чудной) никогда не бывало..., да и не будет. Теперь. Потому что всё — мимо. Всё — коту под хвост.[комм. 7] Кажется, мне здесь больше нечего делать. Лавочка закрылась. И мне пора, Мишка. Я и так опоздал. Совсем опоздал. Всё когда-то кончается. Вот и мне пора. Давно пора... — на выход, Мишка.
|
Ком’ ментарии
Ис’ точники
Лит’ература (не...изданная)
См. также
— Желающие сделать некое замечание или заметку,
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|