Каноник (Натур-философия натур)
( маленькое эссе для бедных ) В основание этого мира положена ошибка.
Это эссе, от начала и до конца ошибочное, — оно построено на многовековой ошибке, посвящено ошибке тысячелетий и основным инструментом для его написания стала также — ошибка. Дым до небес... Вечная ошибка, ошибочное имя которой — человек..., этот выдающийся бастард природы — со всеми вытекающими из него ошибочными последствиями. Не говоря уже об ошибочном «канонике» и прочих «канонах» этих ошибок. Таким образом, читать её или пытаться понять — крайне ошибочно, месье...
Для начала скажу так...
— Существует на свете (равно как и помимо него) одно слово, употреблять которое мне приходится едва ли не по сто раз на день. — И всякий раз при этом чувствуя: недоумение или дискомфорт. Потому что всякое его произнесение..., или написание буквально — неотделимо от ошибки. Не только грамматической или орфографической (для тех, кто желает понимать разницу), но и прежде всего, — канонической. Потому что соответствующее соответствию понимание этого слова, к сожалению, было не только безнадёжно испорчено предыдущими двадцатью веками фальшивой истории человечества, но и практически полностью истёрлось вследствие органического скудоумия, в высочайшей степени свойственного людям как биологическому виду.
Кано́ник (canónicus) — не к столу будет сказано, — латинское слово греческого происхождения (κανονικος), имевшее особенно широкое хождение в императорские времена ветхого Рима (или, как принято говорить: Римской Империи). Проще говоря, старого Рима, ещё совсем не христианского (заметим в скобках). И всё-таки, несмотря на всю его славную генеалогию, остаётся не слишком понятным, что оно может означать... А потому, не слишком спеша, начнём — с корней. При всей похвальности первой порции мусора, тем не менее, здесь явно чего-то не хватает... Особенно, если посмотреть с точки зрения современного человека. Сегодняшнего. Для которого канон — совсем не канон, а тёмный лес... Первым делом, когда чего-то не хватает..., — хватаемся за словарь Ожегова. Возможно, самый канонический и, одновременно, самый толковый из всех словарей русского языка (не считая всех прочих, разумеется). И что же мы там видим? Кано́н (муж.)
Например: эстетические каноны классицизма. Каноны протестантской этики. И так далее...
При этом симптоматично заметить, что тот же словарь не видит слова «каноник» вовсе и не даёт ни одного его значения..., видимо, считая его не актуальным (или чужим) для русского языка. Из слов производных на той же странице можно найти две формы глагола (сугубо религиозного) канонизи́ровать и канонизова́ть, ещё две формы прилагательного (не только религиозного) канони́ческий и канони́чный, а также (словно впроброс, с некоторой стыдливостью) упоминается сугубо религиозное существительное (почти без существа) канониза́ция. Особо важны прилагательные, прилагающиеся со всей своей природной уклончивостью.
Например: канони́ческий текст стихотворения.[3] Сюда же, в виде довеска прилагается и сложное существительное канони́чность, один вид которого может вызвать изжогу или что-нибудь более существенное. То и дело вклинивающиеся между каноническими родственниками канона родственные слова (а ведь они, несомненно, родственные) излишне резкого звучания: канона́да, каноне́рка (или каноне́рская ло́дка) я здесь не привожу, хотя все они имеют прямое (двоюродное) отношение к породившему их (отеческому) канону... — Но в данном случае они произошли от французской короткоствольной пушки «канон», которая умела всё на свете: в том числе идти на дно с крейсерской скоростью... Как и положено всякому канонику. И всё же, я прерву этот, на первый взгляд, бессвязный процесс..., процесс набросков, пардон, — набрасывания кучи мусора. Не долго думая, среди всего наваленного опять кое-чего не достаёт. Причём явно и отчётливо... — И я, будучи копозитором по образованию, вынужден с нехорошей усмешкой ткнуть пальцем... — прямо туда, в этот скоромный предмет.
Очевидным образом, между значений слова канон (κανον, canón) выпущена... его музыкальная часть. Видимо, как самая несущественная. Так сказать, воздушная. Пустые колыхания воз (духа) & просто духа. Уже привычным жестом восполняем канонические пробелы при помощи другого подручного средства..., открыв едва ли не самую жёваную на свете книгу о музыке..., в которой (сколько ни ищи) невозможно отыскать ни одного живого слова. Или звука. — Одни засохшие каноны... Например, такой: Кано́н (муж.)
« Чёрная серия в Школе Канторов »[комм. 4] И что теперь? — без особого воодушевления спрашиваю я самого себя, мрачно глядя на кучу наваленных канонов... Как всегда, — безо всякого смысла, и даже без царя (особенно, когда ему отрубили голову)... Пожалуй, теперь остаётся только подвести (под каноном) черту (прут, линейку, прави́ло, пра́вило, мери́ло или образе́ц, — так или иначе, — эталон или точку отсчёта). — Ах, эти бедные, бедные человеческие каноны..., растащенные в разные стороны, кто во что горазд, — и всякий-то старался при помощи многократного произнесения слова: «канон, канон» — ощутить во рту утерянную сладость порядка. — Порядочного, в конце концов... (в том смысле, что — большого размера). Или потребного (в том смысле, что верстается он — сугубо по потребности)... Не огорчайтесь..., если пока ничего не поняли. Дальше будет легче. И не так подробно.
( маленькое эссе для совсем бедных ) Поверх этого мира положена Ошибка.
— Очень часто применяемое (по делу и без дела) это понятие «каноник», изначально — лапидарное, цельное и очень простое, постепенно (с развитием подробного государства и цивилизации) приобрело несколько расходящихся по смыслу профессиональных слово’употреблений, часть из которых сохранилась — вплоть до нынешнего времени. К сожалению, более всех преуспели в этих (зло) употреблениях — господа церковники. Что и вынудило меня сегодня взяться за стило.[комм. 5] — Итак, дамы и господин... Прошу обратить внимание и проследить за последовательностью движений (нижнего торса)... Прежде всего, в результате несложных манипуляций, произведённых разумом трудившейся обезьяны, каноник — начал размножаться. И нужно сказать, постепенно преуспел в этом занятии. Спустя каких-то жалких десять-пятнадцать тысячелетий, каноник (прежде одинокий) был уже — не один. И прежде всего, это латинское слово (поскольку речь у нас идёт именно о Риме или Греции), не слишком существенное поначалу, приобрело также и прилагательное значение, поскольку очень часто прилагалось к предметам несравненно более существенным. Пока, наконец, — не превозмогло их. Canonicus, canonica, canonicum — прилагаемое прилагательное, как правило, усиливающее смысл существенного существительного...
Например: canonica ratio (теория гармонии); canonicae defectionis solis (регулярные затмения солнца) — Так стало..., в результате тридцати веков ветхой европейской истории, пройденной шаг за шагом. Ишаком старой Европы. Но позволю себе заметить (снова ворчливым стариковским голосом) — так было далеко не всегда. И ключевое здесь слово: далеко...
Canonicus, canonici (мн.) — существительное мужского рода
Очень долгое время (не скажу, сколько) церковь находилась там..., у власти. И разумеется, власть здесь сыграла свою роль, как всегда смехотворную... Каноник, полностью захваченный этим «социальным институтом», век за веком, постепенно переродился и стал — ярко выраженным мутантом. В чисто внутрицерковном значении этого слова он сделался — католическим клириком, носителем «правила», обосновывающего «закон» и находящегося на службе у власти. Бедняга, он постепенно приобрёл все её черты. Член кафедрального, либо коллегиального капитула, ассистент инквизитора, почтенный ожиревший чиновник — или просто церковный евнух... Как утверждают некоторые словари, должность «каноника» имеет греческое происхождение: κανονικος. Якобы это название священнослужителя, внесённого в некий особый список, канон, то есть, утверждённый и проверенный каталог верных псов епархии. Однако мы уже понемногу догадываемся, как это нужно понимать на самом деле... Если безо всяких списков. И каталогов..., которые они так любят. Эти канонические каноники...[комм. 6] Особенно заметной, словно на рентгене, была их роль — ещё тогда, во времена ранней (ещё не слишком развитой и формализованной) христианской Церкви. В каждом крупном городе, выполняющем роль столицы епархии, в помощь епископу назначались 12 священников и 7 диаконов. Со временем, когда аппарат церковного института изрядно развился (а потому всяких посторонних священников и диаконов стало возможным удалять от высочайшей особы епископа), эту функцию стали исполнять — они..., каноники. Человеческий организм (а вслед за ним и интеллект) не слишком-то сложен. А потому и набор выдумок (инструментов) также весьма органичен ... & ограничен... По существу, каноник превратился в денщика (или слугу) епископа. Его основной обязанностью стала верность..., а затем всякая помощь епископу, которая только ему понадобится..., во времена тяжкого (у)служения богу. И его матери (последнее — особенно). Именно потому достаточно трудно обрисовать все канонические обязанности, которые выполнял каноник. Проще говоря: как (истинный) ассистент, он должен был помогать (ассистировать) во всём, что делал епископ (как в церкви, так и за её пределами). Само собой, каноник также выполнял (или организовывал исполнение) всех (не)канонических желаний святейшего, включая тайные и деликатные. Только среди официального перечня обязанностей: храмовое сослужение епископу во все церковные праздники (включая облигатное пение или блеяние), сопровождение владыки в поездках туда-сюда по епархии (а также — и к священному престолу), кроме того, развлечение, утешение и причащение епископа во время его болезней и немощи, а также организация его похорон — по окончании земного пути. Теперь несколько слов — о главном. С самого начала существования церкви как социального института, каноники входили в высшую страту номенклатуры, а потому — в силу своей приближённости к первым лицам власти, изрядно пользовались своей десятиной от десятины. Начиная с XII в. за ними официально было закреплено право на получение пребенды и прочих бенефиций, чтобы они ни в чём не чувствовали нужды.[комм. 7]
Дальше — больше. Институт власти на своём месте разрастался, богател, ширился... Росли и его подробности, не исключая отдельных закоулков и тупичков. Сначала каноники разделились на секулярных (canonici satculares), состоявших членами капитулов, и регулярных (canonici regulares), приносивших монашеские обеты. В свою очередь, аппарат коллегиальных капитулов постепенно набирал силу и, в конце концов, озаботился тем, чтобы его положение меньше зависело — лично от епископа (сегодня он есть, завтра нет, мало ли что может случиться?) — Место каноника становилось всё более сладким, временами напоминая откровенную — синекуру. Постепенно дело дошло до того, что на эту должность вполне могли претендовать лица, вовсе не имевшие сана священника. В поздние времена Средневековья каноников в капитулы назначали местные светские власти (епископ только утверждал их кандидатуры). И наконец, постепенно оформилась традиция принимать в члены коллегиального капитула — только представителей высшей аристократии или дворянства (по желанию таковых).
В современной католической церкви каноники подразделяются на титулярных, сверхштатных и почётных. Служебным мундиром каноников стал муцет — долгополый жилет серого или чёрного цвета, обшитый по краю фиолетовым шнуром. Фиолетовый муцет носят только каноники, рукоположенные в сан епископа. Пожалуй, довольно трафаретных подробностей... Во всех кланах и стратах человеческой стаи они обладают свойством удивительного единообразия. Меняется только цвет, имя, форма — всё прочее остаётся неизменным.
Пожалуй, на этом месте я мог бы попросту закончить свою малую историю ещё одной человеческой профанации, которая происходит как правило, имя которой «правило» и говорить о которой — почти неправильно, до того она банальна и устойчива... Закончить, поставив две черты и ещё одну точку, ради завершённости изображения...
Пожалуй, это было бы возможно, если бы не одно мало(значительное) обстоятельство. Причём, настолько малозначительное, что говорить о нём отдельно ещё раз — не имеет никакого смысла... Тем более, что в течение всего этого текста — я только о нём и говорил, на него намекал, в него тыкал своим узловатым старческим пальцем и временами (даже) плевал. — Таким образом, всякое повторение становится излишним. И теряет последние остатки... смысла. Поскольку это обстоятельство..., как бы это сказать..., единственное имя ему — человек нормы. Homo socialis. Едва он приходит, как на место любой ценности, какой бы она ни была — подставляется потребность...
А потому, чтобы не тратить лишних слов, я скажу — сухо и холодно. Кончайте базар, мартышки. — Смотреть противно на это ваше... позднее царство..., — ведь с вас уже давно песок сыплется..., а всё угомониться никак не можете. Из любого правила, каким бы оно ни было, для начала вы делаете — портмоне. Жалкий фетиш, удобный для того, чтобы положить его в карман. Или за пазуху. А из любого портмоне, каким бы оно ни было, — только приоткрой его! — сразу торчат волосатые ноги вашей повседневной, вечной и непотребной ... потребности. — Будь она с ножом, автоматом, бомбой или фиолетовым шнуром... А потому, прежде чем проститься, я произнесу (на прощанье) всего два слова, как на заборе...
Канон — это правило. Нет, не закон. И не для подтирки вашей он сделан..., но только для воли. Во́т почему каноник — не церковный скопец. И не толкователь пустых историй из Ветхой Книги... Как это у вас принято...
Канон — это правило.
— А фиолетовый жилет, мой дорогой месье,
|
— Основной причиной его появления, чтобы не говорить много слов, стала (крайняя) обеспокоенность автора по одному очень мелкому, суетному и несущественному вопросу. Этот вопрос, чтобы не говорить много слов — связан с полнейшим непониманием и традиционной профанацией, которой люди подвергают все ценности, попадающие им в руки..., или под руку. Хотя (говоря между нами) последнее не имеет существенного значения... Сокращённая и обрубленная до выморочного состояния словарной справки, эта заметка (в виде высушенного концентрата) образовала основной корпус статьи « Каноник », откуда, впоследствии и разошлась по всему интернету (в неавторизованном виде, разумеется). На некоторых словарных или энциклопедических сайтах её можно найти до сих пор. Однако в википедии она просуществовала года четыре, а затем превратилась в нечто совсем иное (чтобы не сказать: «прямо противоположное»). — Что, в общем-то, нетрудно понять (исходя из того текста, который был выше... когда-то). С другой стороны, это эссе (в прямом смысле слова) следует считать простейшим актом — установки указующего перста (или акцента) на той точке, которая для всех остаётся — невидимой. Ничуть не сомневаюсь, что таковой она останется и впредь. С Божьей помощью..., как это было модно — в предыдущие годы и тысячелетия. Равно как и последующие. Итак: это был акцент на пустоте.
Ком ’ ментарии
И ’ сточники
См. так’же
— Все желающие сделать замечания или дополнения, — могут зарядить свой старый канон и сделать это...
« s t y l e d & s c a l p e d b y A n n a t’ H a r o n »
|