Эксцентрика (Натур-философия натур)

Материал из Ханограф
Версия от 14:36, 19 октября 2025; CanoniC (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
дряблая страница
Юр.Ханон


  В 1923 году Даниэль Лазарюс написал три романса на стихи Ариадны Скрябиной, и вскоре сделал ей предложение. Не трудно догадаться, до какой степени этот эксцентричный мезальянс не понравился добропорядочным родственникам музыканта. Чопорная мать Лазарюса возненавидела Ариадну на первом же семейном обеде, дав ей презрительное прозвище «цыганка». Тем не менее, свадьба всё-таки состоялась, с «благословения» дяди Бори <Шлёцера> (брата матери Ариадны). В 1925 (3 февраля) и 1926 годах от этого брака появились две дочери: Татьяна-Мириам («Танья», в честь рано умершей матери Ариадны) и Жильбер-Элизабет (Бетти). Вскоре после рождения Бетти, Ариадна ушла от Лазарюса, забрав детей и навсегда вычеркнув его из своей жизни...
«Лазарюс, Даниэль» ( Юр.Ханон, 2011 )

н
е будем делать вид, будто ничего не заметили. Здесь и сейчас находится только пень..., или старый огрызок от утвердительно-подтвердительной супер-эксцентрической страницы, посвящённой эксцентрической эксцентрике (от латинского excentricus и вторичного псевдо-французского ex centre — вне центра), причём, понимаемому исключительно в системном (также экс-центрическом) ключе: и раскрывая этот предмет с той стороны, которая до сих пор проходила мимо толоконных лбов многочисленных работников пера и (ш)..топора, — прошу прощения, — стила и кайла, конечно. Несмотря на своё эксцентрическое положение, я очень хорошо помню их лица. И вспоминать их откровенно не хочется...


  Нежданное счастье! Вчера все центральные газеты сообщили, что будто бы Всё Кончилось! Первых часа полтора казалось, что «Ура!», наконец-то..., – однако, очень скоро пришлось признать, что сенсация оказалась очередным мыльным пузырём.
«Шестёрка» ( Юр.Ханон, Мусорная книга, 1996 )

наконец, немного приоткрыв рот, скажем прямо и без дураков: при иных условиях эта статья вполне могла бы не только иметь вид и содержание, но и на деле оказаться весьма крупной, прорывной, странной & про...странной по своей идео..логической проработке (как изнутри, так и снаружи), короче говоря, — такой, каких более не найти во всей мировой сетке & сети (в том числе, и с собаками), а также и на расстоянии до пяти или семи световых лет за её пре’делами. И прежде всего, эту страницу (...страницу, которой нет, с позволения сказать) можно было бы назвать эксцентрически уникальной по качеству анализа и такому же наклонению системного (от маковки до макушки) хомологического подхода.


  Самые первые такты вступления не оставляли ни малейших сомнений относительно истинных намерений автора. Словно порывом ветра со сцены «сносило» любую возвышенную чопорность или прекрасно-душные настроения. И первое слово, которое приходит на ум при звуке «Прекрасной истерички», конечно — эпатаж. Шикарный. Жестокий. Стильный... — Удар в лицо. Или по лицу. Едва удерживаясь сказать: «что в лоб, что пo лбу». — После трёх лет аккуратного «воздержания», после мертвенно-строгого «Сократа» и шести странных по своей отстранённости «Ноктюрнов», Сати словно бы заново прорвало. От музыки «Прекрасной истерички» и, в особенности, от повторяющегося трижды «Большого ритурнеля» — веет самым скандальным (почти скотским!) духом вызывающе наглой эксцентрики и шутовства. — Ни малейшего желания развеселить. — Ни малейшей угодливости артиста, желающего успеха или денег. Только пощёчины и хамская фронда: вóт чтó создаёт ни с чем не сравнимое обаяние эксцентрической красавицы и «Прекрасной истерички» (обеих сразу и вместе).
«Прорыв куда попало...» ( Юр.Ханон,  2012 )

трудно счесть и подсчитать: сколько уже времени мне пришлось высидеть в позе «известного мыслителя» (поверх всех унитазов на свете) время от времени бросая взгляд на это пу’стое место (которое, как известно, никогда не бывает святым), — а экс-центрики всё нет и, по всей видимости, уже не будет. А как хотелось бы, чтобы она — Сама, наконец, — пришла и сделала всё что полагается в таких случаях (включая даже такое, о чём сказать нельзя). Между тем, в режиме ожидания пресловутая «экс’центрика» вместе со всеми своими кон’центрическими экс’центричностями провела никак не менее двух десятков лет (или почти сóрок, — в зависимости от центрального центра или точки от...счёта). А потому я (пред)полагаю возможным слегка ткнуть пальцем в глаз, а затем — в нёбо и напомнить, что ханоническая трактовка основного предмета этой страницы находится очень далеко от его обычной трактовки классической психологией или психиатрией.


  Основное событие, к которому следует готовиться первую половину жизни, главный момент, который не должен настать внезапно, важнейшее дело, в котором ничто не может происходить случайно и центральная точка всей судьбы, в которой необходимо продумать каждую деталь — это исчезновение, конечно. Ничего важнее не может быть.
«Белле триче» ( Юр.Ханон, Мусорная книга, 1998 )

как следствие, последствие и под’следствие, эксцентрика и эксцентричность (как вариант инвалидного конструктивного поведения, отличного от конвенциональной нормы) была положен в основание подстройки человеческой натуры как один из важнейших прикладных механизмов искажающей хомистики... — Впрочем, нет. Всё не так... Далее следует пауза (в духе немой сцены). Генерала хватил удар, его жену тут же вырвало, а дочка случайно лишилась девственности. На пороге появляется толстый козёл с лицом Достоевского. А следом за ним в историю вплетается какая-то дрянь в форме слишком жирной и дряблой точки, да ещё и выставленной поперёк строки● А следом за неё ещё два каких-то странных знака▪▬ После чего мне только и остаётся, что привести (немного выше ватерлинии) мягкое, отчасти, вялое или даже дряблое перенаправление на другие статьи, имеющие кое-какое (чаще всего косвенное, по’следственное или опосредованное) отношение к автоматическим и полуавтоматическим мотивациям инвалидного человеческого поведения, находящегося далеко от центра (или средней линии), а также их последствиям (равно близким или отдалённым, внутренним или внешним)...


...нужно ли комментировать эту фотографию, пускай каждый решает для себя сам (я умываю руки)...
Эксцентричная красотка
  1. Дадаисты и фумисты (намёк)
  2. Эпатаж (дряблая страница)
  3. Альфонс, которого не было (на воздух)
  4. бес Сознания (дряблая страница)
  5. Родня (от Шумахера до Савоярова)
  6. Не’обязательное Зло (по центру)
  7. Свинья человеческая (без комплексов)
  8. Тавтология (сама себе превыше всего)
  9. Дерьмо, брат (по образу и подобию)
  10. Подлость (как естественное свойство натуры)
  11. Сюрреальный эпатаж (напоследок)
  12. Белый квадрат Альфонса‏‎ (в снегу)
  13. Мельчайшие оргазмы (мимо центра)
  14. Пять гримас (Эрика Сати)
  15. Савояровы (или эпатаж в законе)
  16. Минимализм (взгляд из центра)
  17. Приевшиеся жужжания (мимо кассы)
  18. Окоп (первый закопанный балет)
  19. Полынь обсценная (абсентная)
  20. Дерево или животное (не вопрос Георгия Гачева)
  21. Смерть или смех (по выбору)
  22. Шаг вперёд — два назад (де-балет)
  23. Ляпсус (или комплексная ошибочка)
  24. Раздражения (на грани или за ней)
  25. Траурный марш памяти глухаря (тихий эпатаж)
  26. Упражнения по слабости‏‎ (вселенские)
  27. Этюды для упавшего фортепиано‏‎ (подломленные)
  28. Эпатаж для газетчиков‏‎ (жёлтым по жёлтому)
  29. Фанфары по фумизму (или труба)
  30. Страшный сон (Петра Шумахера)
  31. Физиология шарма (кроме шуток)
  32. Я занимаюсь провокаторством и обманом

  Практически все гормональные, физиологические и психические механизмы, которые для красоты были перечислены как варианты нормы, в случае шарма обладают — несомненным признаком перекоса, дисфункции или даже патологии. Изящная изломанная девушка с фигурой мальчика, слишком большие выразительные глаза на худом лице, нервное эксцентричное поведение, с трудом скрывающее под собой личные комплексы (сильные и болезненные), излишняя манерность в мимике и одежде, чрезмерная скрытность или преувеличенная общительность... — Да, список можно не продолжать. Всё это — типичные узнаваемые черты шарма и такие же типичные признаки несбалансированного психо’гормонального фона.
  И здесь, между слов..., налицо не каменный, не железный и не золотой, но — уже очевидно «серебряный век» искусства, культуры и человека в целом... Совсем не стойкий... Размягчённый и склонный к почернению.
«Физиология шарма» ( Юр.Ханон, Доклад съезду партии, 2002 )


Ханóграф: Портал
Neknigi.png

на всякий случай испуганно оглянусь, забегу за соседний угол и оттуда ещё раз напомню, что в истерической ретро’спективе (в том числе, обзирая отдалённое п(р)ошлое) тема органического или намеренного эксцентричного поведения, а также его многочисленных подвязок и подмазок (не исключая последствий), возможных по воле и поневоле, была разработана (в общей или, напротив, частной форме) основным автором ханóграфа в таких основополагающих работах как: «Скрябин как лицо» (часть вторая), «Ницше contra Ханон», «Два Процесса», «Чёрные Аллеи», «Три Инвалида», «Книга без листьев», но прежде всего, в трёхтомнике «Животное. Человек. Инвалид», а также затронута во многих других книгах (включая «Воспоминания задним числом» и «временно отсутствующего Альфонса»). Впрочем, навряд ли имеет смысл говорить об этом подробно, поскольку «книга не воробей» и даже не собака. Она, у которой нет ничего своего, кроме нескольких листьев из бумаги и полстакана мутной сыворотки, — в итоге, маленькая и беспомощная вещь. Не более того. Особенно, в контексте & окружении этого ханóграфа, в котором экс’центрика и экс’центричность (наряду с таким же экстремальным соде’ржанием) введена в высший принцип и царит поперёк подавляющего большинства страниц, оставляя их до седин вдали от любых центров и середин. Или высоко над ними, по крайней мере. Как (не) хотелось бы думать. Включая, всё остальное, разумеется (в качестве запасного варианта, как у них глубоко... принято). А иногда и ещё глубже.


  Почти всю свою жизнь... (не исключая, впрочем и бóльшей части своей смерти) — Альфонс Алле был экстремально экс’центричен. Да-да, я ничуть не оговорился. Всё так. — Он был экс’центричным писателем, экс’центричным художником и экс’центричным человеком, а кроме того, он был природным экс’центрическим философом в полном смысле этого слова. Его творчество и способ вести себя обладали признаками тотальной тотальности. Он был эксцентричен везде. И не только в своих рассказах, афоризмах, притчах, не только в музыке, стихах или «картинах», но и в са́мой привычной бытовой жизни. Он был эксцентричен каждый день, каждый час, а иногда — даже каждую минуту. Он был экс-центричен, потому что ни в чём для него не было — центра... Или..., по крайней мере, мало в чём. Было... Как ни крути, но он был таков. А не таков он — не был. И это лишний раз подчёркивает безрадостное положение вещей.
«Человек без центра» ( Юр.Ханон,  2009 )

наконец, два раза выдохнем (алкогольным перегаром), отойдём на максимальное расстояние от центра (этой) карусели и — оставим в покое всё сказанное ранее, постаравшись впредь не махать руками и не колыхать воздух вокруг себя сотнями & тысячами бес’полезных слов (они все бес’полезные). В любом случае. Не думаю, что после всего останется хотя бы один шанс уцелеть. Даже находясь в том месте, куда ещё никого не заносило. И в той позиции, в которой ещё никто не засветился. Например, стóя на одной ноге со ртом, заклеенным прозрачным кленовым листом. В таким случае, прощайте (говорю на всякий случай)...


  ...сейчас я не стану напрасно вдаваться во все внутренние (сокрытые до поры) механизмы и (как следствие) положения хомистики, этой глубоко эксцентричной науки на стыке микро’биологии и макро’психологии, из которой напрямую следует в точности такой порядок вещей в человеческом мире. Среди нас, чортовых братов-приматов... Ограничившись простой констатацией факта, едва ли не статистического, паче чаяния: как правило именно те, кого люди до поры называют «эксцентриками» или «маргиналами» находятся ближе всего к той линии, которая ведёт к центру... Своего Места. Или Времени.
    — Или даже их обоев, чтобы не сказать о словах более длинных и корявых...
«Эрик Сати в лицах» ( Юр.Ханон,  2014 )

пожалуй, добавим ещё несколько монет в свинью-копилку нашего времени. Предлагаю ещё раз открыть рот... Если попутно попытаться принять во внимание ретро’грессивную специфику предмета, обращённого почти в глухую темноту бессознательных состояний, а также полную бесперспективность диалога с безголовой популяцией Homos Apiens, этот автор, будучи в полной мере вне...конвенциональным типом, с полным правом может отнести себя к числу «непримиримых» и, как следствие, более не вступать в коллаборацию с оккупантами & прочим человеческим экссудатом.


  В 1878 году при весьма странных (чтобы не сказать: эксцентричных) обстоятельствах отправилась на тот свет эльзасская бабушка Эрика-Ольги-Конрада. Хотя на первый взгляд всё было вполне традиционно для Онфлёра, всё же — приморский город, и даже порт (хотя к тому времени — всерьёз угасающий). Вот так и <чёртова> бабушка: она утонула, купаясь неподалёку от берега, причём, на таком приметном месте, где вода едва доходила до колена. Приняв во внимание последний факт (несомненно, носивший все черты божественного промысла), внезапно овдовевший орденоносный дед (Жюль Сати) срочно обратился к вере и стал ревностным прихожанином, — впрочем, и здесь не обошлось без странностей. На всякий пожарный случай, он посещал церковные службы с каким-то особенным молитвенником в руках, не имевшим ни малейшего отношения к религии (что-то из области натур-философии и красоты форм в природе)..
«Диана Сати, сесра комозитора» ( Юр.Ханон,  2017 )

вот потому-то (составив ин’валидное суждение вне границ эксцентрики, эксцентричности и любого другого демонстративного поведения), нет резона как-то отдельно трудиться, оформляя и выкладывая большую главу об эксцентрике как принципиальном способе иной жизни — в публичный доступ, чтобы сообщить очередное нетривиальное «нечто» некоему условному числу типов, и без того пожизненно пребывающих в автоматическом режиме. Как сказал бы преподобный Альфонс, — подобная настойчивость отдалённо напоминает «лекцию о вреде курения» перед группой мертвецки пьяных клошаров...


  Очень странное человеческое изобретение — власть.
              Чем дальше от неё находишься,
     тем сильнее чувствуешь исходящую от неё концентрическую вонь.
«Расстояние» ( Юр.Ханон, Мусорная книга, 2000 )

в любом случае, никакие хомистические теории или методики, какими бы они ни были на самом деле (верными или всесильными, пустыми или завиральными) не оставят ни малейшего следа на песке, воде или пустом месте, не говоря уже о (тех самых) «продуктивных последствиях», ради которых они были открыты и созданы. Пожалуй, только настоящий эксцентрик, находясь в таком дурном положении, способен сделать возвышение или выбоину на ровном месте. А затем сровнять её снова, чтобы никто ничего не успел заметить. Чем дальше в лес, тем больше слов. — Пошла вон, подлая скотина.


 В итоге, как справедливо сетовал Эрик, время решает всё. «Родившись слишком молодым во времена слишком старые», трудно рассчитывать на что-то путное, кроме «ужасной мерзости» бульварных листков и золотой пыли развлекательных песенок кафе-концерта. Уж кто-то, а Сати сполна испил эту чашу, на (не)добрый десяток лет (и каких лет!..., лучших и важнейших для жизни и творчества) погрузился в беспросветную яму кафе-концерта, с лёгкостью превращающую любое золото — в дерьмо, а любую карету — в тыкву. И только «несчастный» случай (пополам с Равелем) сделал ему шанс вырваться из страшного места. — Тем нагляднее пример Михаила Савоярова, всю жизнь остававшегося там, внутри золотой пыли «ресторанного творчества», даже не совершая попыток оттуда вырваться и всё-таки стоически пытавшегося превратить свою нескромную «кисаньку» — в абсурдное и вызывающее эксцентрическое искусство. Вопреки всему «здравомыслию» и всем обывателям, из века в век диктующим трафаретные «законы жанра» и такие же стандарты существования...
«Кисанька или трамплин, натурально» ( Юр.Ханон,  2016 )

и тем не менее, не будем останавливаться на одной теории. Прежде всего, потому, что сама по себе эксцентрика являет собой непосредственную практику (ткань жизни), в своём чистом (бумажном) виде доступную лишь уродливым единицам. И в этом содержится ещё один малый секрет экс’центричного или экс’центрического поведения, основанный на сильнейшем напряжении громадного внутреннего неравновесия (дисбаланса), чаще всего проявляющегося через душевную боль (энтропия). — Только такие «акционерные» поступки, достигая своей цели, оставляют след. В искусстве. Или в науке. Или на поверхности жизни, без разницы. Как это можно видеть в идеальном случае эксцентрического соотношения «трёх инвалидов», называя, прежде всего, Скрябина и Сати, — во вторую половину жизни виртуозно овладевших (собой) как техникой подлинной, высочайшей экс..центрики. Да, так было. Глупо отрицать. Ещё глупее забывать. — Они оба сполна узнали — через внутренний дисбаланс и боль, — цену и себе, и людям, и вещам, и своему присутствию среди них (вне контекста, что и есть высший пилотаж)...


  — Ведь мне вас совершенно нечему учить, — продолжал Лядов с видимым удовольствием, — Всё, что вам нужно, вы и так сами знаете... И оркестр вы слышите прекрасно. Вот только отчего это у вас такая вечная тяга к резкости, к заострению углов? Ведь вы сами наверное представляете себе, как это будет звучать, — и он удивлённо тыкал пальцем в третью страницу “Сущего концерта”.
  — Ведь понимаете, здесь же будет сущий цирк, самая наглая, вызывающая эксцентрика, даже этакая акробатика в оркестре. Я представляю, — усмехался он, — чтó бы вам на это сказал Николай Андреич, если бы увидел сие “богоугодное творение”, — и Лядов заговорщически припрятывал мою партитуру поглубже в ящик стола.
  — С вашего разрешения я просмотрю этот опус ещё разок дома, на досуге.
  Действительно, в характере моём и в музыке всегда содержалось очень много настоящей эксцентричности. Видимо здесь сыграла своё некоторая наследственность. Мой ближайший родственник, Михаил Николаевич Соловьёв-Савояров, так и вовсе был в своё время знаменит как “король эксцентрики”. И хотя здесь у меня, конечно, всё несколько отличалось, но и “родственный дух” тоже явно присутствовал. Примерно тогда же познакомил я Лядова и со скрябинскими сочинениями.
«Скрябин как лицо» ( Юр.Ханон,  1994-2009 )

пожалуй, хватит (растекаться по древку). Достаточно. Сократим ради краткости: и без того сказано больше, чем следовало. Обычно в таких случаях бравые профессионалы ставят поверх слов клеймо, печать и свою красивую фамилию, даже не стараясь проникнуть в механизмы или явления (формальный способ проверки на подлинность, ничем не сложнее денег). — Оставим..., и отсечём от статуи Микеланджело всё лишнее..., в том числе, и её, эксцентрику. Чтобы затем наклеить её красным значком на одно место, ничем не хуже фигового листка. — Если не можем, то хотя бы не будем забывать, в конце концов...


  Представленный <теле>каналом как шутка или эксцентричная выходка молодого артиста, поначалу сюжет «Музей Вождей» прошёл как будто бы почти незамеченным и, как казалось, без особых последствий. Тем не менее, спустя год-другой стало прозрачно понятно (и известно), что это не совсем так. — Многие, кому это было нужно, заметили и отметили интервью в «Мониторе». Во-первых, с этого момента началась медийная «трёхлетка», когда Юрий Ханон весьма часто появлялся на ленинградском телевидении со своими странными выходками (как правило, не до такой степени политическими). А во-вторых, его примером и очередной пробитой брешью в кирпичной стене «гласности» воспользовались также и другие персоны ленинградского андеграунда. По впервые проложенной тропке политического (или исторического) абсурда, спустя полгода, год, два, пять — двинулись (по одному или гурьбою) многие пешеходы..., не говоря уже — о гужевом транспорте и ослиных повозках...
«Музей Вождей» ( Юр.Ханон,  2012 )

по правде говоря, я ещё не до такой степени готов наигрывать из себя дурня..., — пардон, — одного из вас. Этот бедный мир, кое-как сотворённый на коленке Пьяным Хирургом, хроническим образом не соответствует той внутренней картине, которую способен создать Высокий Инвалид. Как суковатое чугунное бревно, человеческая материя вечно лежит поперёк дороги. И возможностей сдвинуть её с места — до обидного мало. Даже притворившись нездешним. Или вышедшим из какой-то очень глубокой задницы. Как все. Но в любом случае, ex centre... И чем дальше, тем лучше...


  — Да, совсем запамятовал..., и последнее, — собственно, ради чего я и затеял весь этот разговор...
  Карло Эмануэле, принц Савойя ди Кариньяно..., иными словами, некий Карл Эммануил из династии Савойя-Кариньян... — этот трижды странный человек, оказавшийся слишком далеко от центра: совсем не к месту на своём месте и совсем не ко времени в своём времени, — согласно семейным хроникам, он приходится дедом... (точнее говоря, пра’дедом) ещё одному королю, ничуть не менее причудливому и странному..., и тоже — совершенно без трона. Его имя, по стечению обстоятельств — Михаил Савояров, некоронованный король русской эксцентрики..., и (по совместительству) — далёкий осколок той благородной династической посуды, которую дорогие товарищи-французы изволили бить почти беспрерывно... — в течение всего (поза) прошлого века...
«Карл-Эммануил, король без трона‏‎» ( Юр.Ханон,  2007 )

Если же у кого-то из ренегатов или апологетов всемирно-исторической связи эксцентрики с качеством и уровнем экс’потенциальной внутренней жизни появится желание как-то инициировать, ускорить или даже спровоцировать выкладку этого, безусловно, экс’тремального исследования (научного & наученного), отчасти выдержанного в эксцентрическом духе, никто не запрещает им обратиться с соответствующим запросом по единожды известному адресу не...посредственно к одному из авторов (мира & здания), пока он (оно, они, их) ещё остаются здесь, на расстоянии вытянутой руки. Поскольку послѣднее время, без малейших сомнений, подходит к своему концу и в ближайшей перспективе любые заказы имеют все шансы пролететь на большой скорости как фанера (мимо не только Парижа, но даже — Под’порожья)... В том числе, даже и такие, которые (в принципе) можно было бы — всё-таки — принять к исполненiю. Но при любом случае..., советую поторопиться (если хотите результата, конечно). Лавочка скоро прикроется (как уже не раз бывало)..., причём, «бес’ права переписки». Не говоря уже обо всём остальном..., равно без эксцентрики или при ней.


  — Говорят, это <была> прививка? — да, не смею возражать. Это она, прививка. Если не более того.
  Агностика, солипсизм, анархистика, релятивизм, индивидуализьм, экс’центричность, аморализменность, нигилянство, бытовое отрицание, тотальное несогласие и кинический образ жизни — вот, в целом, тот круг незыблемых (сугубо человеческих) ценностей, которые прививают «Маленькие детские пьесы большого содержания» всем своим слушателям — маленьким, детским и большим, недетским, — к сожалению, равно бессодержательным в течение всей своей жизни...
«Вялые записки» ( Юр.Ханон,  апрель-июнь 191 го. )