Третье воображение (Из музыки и обратно)
первого всполоха живого Света, испущенного творящей энергией... Анна Тхарон «Кристалльные Игры»[1]
Небольшое лирическое вступление...
...ч
...и
...Минутку внимания (и столько же терпения), и взору начнёт открываться нечто, ранее мало описанное, а уму — ранее непостижимое.
Можно было бы продолжить & продолжать этот список, поскольку воображение настолько безгранично, бесконечно и многомерно, но... ближайшая остановка (здесь, в этой точке многомерного, не побоюсь повторения этого прекрасного слова, мироздания) — у Музыкального Воображения.
...и вот теперь...
Сразу — и к самой сути. ...Человек, по идее, в результате своей внутренней эволюции должен стать проводником Света – с Того (куда обычно принято в мыслях отправлять отошедших..., отнюдь не на минутку...) на этот. Но пока о наступлении этого времени можно только помечтать. Были уже попытки. Брат Иисус, например, пришёл с Любовью и Светом (именно с Того самого и с тем самым Светом — на этот), и что в результате?... А вот ещё один пример, более чем показательный. — Все книжные толкования и представления о страшном суде и блаженствах рая – не более чем игра воображения, прекрасного и стремительного, так накрепко вбитого в сознание человека, что кажется естественной и неподлежащей сомнениям. Действительно, эта милая (если, конечно, такое определение уместно) шутка, выдумка для ради устрашения и приструнения («к ногтю») просочилась в человечество на генном уровне. И что только не написано про ад с чертями, мучениями, пытками и вечными кострами... Про рай сказано в разы приятнее и желаннее, разумеется. И все эти параллельные миры находятся у толкователей в каком-то невероятно далёком месте, куда и добраться-то можно только после... смерти. Наивные успокоения, однако же. Люди добрые, очнитесь ото сна, прозрейте, зрите в суть!!! — так и хочется крикнуть..., нет, гаркнуть! Проорать!! Да, именно проорать! Вот достойный глагол, которым жечь и жечь заскорузлые слои грязи на сердцах и сознании, до тех пор, пока, наконец, не засветится чистота, не забрезжит внутренний Свет.
Люди! Совсем не нужно ждать до смерти, чтобы иметь встречу с адом или раем. Всё это: и то, и другое..., и первое, и второе, — чудесное и прекрасное, дивное и обыкновенное, — находится внутри вас с рождения, так близко и так рядом, что ближе уже некуда! Взгляните внутрь себя, вглубь — и «ад», и «рай» внутри, постоянно, где бы вы ни находились, куда бы ни стремились убежать, они всегда с вами! От себя нельзя убежать. Но есть приятная и даже очень хорошая новость. Решить, где жить и как жить – в «раю» или «аду», можно вполне самостоятельно. Особенно с учётом той простой мысли, что ни того, ни другого попросту нет, одна сплошная игра ума, воображения. Да. Человек, осознавший и/или побывавший на своих собственных кострах и в счастливом блаженстве горних высей, сам в силах принять решение — какую сторону выбрать: быть счастливым или бить себя хлыстами (жалости, озлобления, раздражения, отчуждения, неприятия, мнительности, подозрительности и много чем ещё), не видя просвета и Света. Всё сказанное может выглядеть со стороны и для иных как некая идеализированная картина, как будто бы сквозь «розовые очки», ничего не имеющая общего с «грозной & грязной» реальностью. Пожалуйста! Да будет так! По вере даётся — очень верное выражение, как бы тривиально оно ни звучало. Кто захочет найти, увидеть и услышать — обязательно отыщет, узрит и услышит, прежде всего, в себе, а не в дяде Феде, что напротив (даже если он совсем не против, чтобы поковырялись сначала в нём и за него сделали всю работу). В себе родном и самом близком надо искать брёвна и нескончаемое..., нескончаемый... мусор, прошу прощения (вырвалось, выпрыгнуло, не удержалось во мне моё собственное, вероятно). Конечно, все об этом знают, не открыла великой тайны, однако, какое число из безлично вместе взятых «всех» копает и докапывается? Не бросает на полпути лопату и продолжает путь очищения, увязая и застревая по колено в собственном навозе? Дальше следует многозначительное многоточие... — А при чём здесь Музыкальное воображение??... – И сквозь возникшую паузу недоумения слышу ещё один вопрос: а зачем здесь, в таком случае, столь могущественное воображение, если всё так гадко снаружи и, тем более, внутри?.. Отвечаю очень коротко: оно здесь в качестве волшебного фонаря или заветной форточки в бездонное ясное небо над головой, в синеве которого плавает сияющее солнце и помогает всеми своими лучами увидеть, где ещё не прибрано (или завалено). А вот дальше (точнее, так с самого начала, но сейчас не об этом) начинается самое настоящее преображение — чем меньше обнаруживается грязи под ногами, тем просторнее становится небо над головой и обзор перед глазами, и чище воздух вокруг, напоённый ароматами цветущих трав и свежестью леса. Сказка! И каждый волен выбрать — где жить и как жить: либо в своей самой настоящей прекрасной сказке, либо в своей же, прошу прощения, отхожей яме, такой же реальной и дурно пахнущей. — Вот затем здесь Воображение. — Чтобы дать своему разуму и сознанию шанс на развитие, углубление и расширение своих возможностей.
И наконец..., после столь странно-пространного... пространно-пространственного вступления о воображении в целом, начну подступы, всё-таки, к теме данной композиции – Музыкальному воображению (и мышлению), а также его отличию от литературного, художественного или, попросту, образного воображения (и мышления). И прежде всего, следовало бы уяснить себе, что в основании образного воображения полноправно и полномочно располагаются — образы (какая дивная новость, не правда ли?) или, говоря проще, картинки, равно понятные и ясные всем без исключения, и возникающие в голове автоматически как отклик или резонанс на то или иное слово, фразу, предложение. Иначе говоря, голова транслирует выраженный в картинках последовательный ассоциативный ряд характерных для того или иного события или действия. Если же действие или слово незнакомо владельцу головы, то вместо последовательного ряда он «видит» хаос — ни один из знакомых образов не подходит и выбивает из привычного состояния комфорта, заставляет нервничать и в целях защиты отвергать новое как угрозу. Таков общий механизм действия. Коротко. Ну и, наконец, подойдя вплотную к теме статьи, прыгну сразу в основание предмета, в самую его твердь и суть, так сказать, не расшибая лба, между прочим. — Серебряным (а элемент выбран не ради красного словца или демонстрации уж не знаю чего..., — в комментарии есть всё, для понимания с предельной ясностью) основанием Музыкального воображения и мышления являются наслышанность, вслушивание, умение управлять(ся) внутренним (накопленным & наработанным) багажом (при наличии), играть и жонглировать музыкальными слогами, фразами и целыми фрагментами, порой, совершенно неподходящими друг другу, густо перемешивая или, наоборот, помещая в свободное пространство света и тишины. — То есть, прошу минутку внимания, перечислены все явления, так или иначе, связанные с органами слуха — улавливаемыми и проходящими через них. Едем дальше. — Эта яркая звуковая и звучащая игра очень похожа на мозаику, калейдоскоп, кроссворд или математическую задачу. В общем-то, музыка, по своей сути (и моему глубокому убеждению), и есть самая высшая математика — с точно выстроенной конструкцией (архитектурой или архитектоникой), в которой скрупулёзно просчитана и учтена любая мелкая деталь и нет мелочей, в общепринятом смысле, потому что важен каждый элемент — и огромный, и микроскопический. Поскольку «музыкальный» материал невероятно гибок и пластичен, и, в каком-то смысле, зыбок, ему необходима точка опоры, основание. И вот таким фундаментом является — мысль, идея, по лёгкому мановению которой возводится конструкция. В отличие от других «материй», музыка — есть чистой воды иллюзия. Её не взять, не увидеть, не учуять. Но если вложить в неё плотность, зримость и ароматы — возможно всё! Однако снова постараюсь не отвлекаться, поскольку речь здесь идёт о чисто музыкальном воображении, то и инструменты будут только музыкальные — то есть, звуковые. Слышите ли? Вслушиваясь, можно услышать очень и очень многое. Многомерные матрицы самых разнообразных конструкций витают в пространстве до тех пор, пока к ним не прикоснётся оно – Воображение. И здесь начинается самое настоящее волшебство. ...
Чувство формы (или способность охватить «взором» всё произведение), как обязательное приложение к музыкальному творению, можно представить себе (или вообразить) как взгляд на Землю из космоса, но только в многомерном пространстве, то есть, не как плоскую картинку с невидимыми сторонами, а, скажем так, живьём. Пример, конечно, не самый очевидный, но весьма показательный. Можно было бы и на яблоке пояснить, что такое чувство формы, ощущение формы одновременно изнутри и снаружи, но образ планеты на порядок ярче (на мой взгляд). Но чтобы было понятно всесторонне, так сказать, достану из волшебного рукава ещё один вещдок. – Многомерные цвето-звуковые матрицы, исключительной красоты и причудливости узоров – одно из моих (имею в виду, мною придуманных) любимых направлений в изобразительном искусстве, поскольку в них, матрицах, цвет и звук взаимодополняют друг друга, не могут друг без друга (спасибо моей хроместезии). Ну так вот, если смотреть на картины не плоским зрением, а как бы погружаясь в глубь изображения, в самый центр, и уже оттуда начинать смотреть на все движения сочетаний цвета и узоров, мысленно задрав голову под купол собора, откроется поистине чудесное представление! Многомерное, объёмное, одухотворённое и наполненное воздухом, игрой света и цвета, игрой и диалогом параллельных пространств (и здесь нельзя не вспомнить о проявленных и непроявленных мирах прекрасного многомерного Мироздания). — Если таким образом — как бы из глубины и изнутри — смотреть на мои картины (в плоском виде больше похожие на персидские ковры) и, желательно, отключив ум и логику, то можно почувствовать прикосновение проявленного волшебства! Замечу лишь сбоку (ворча по-стариковски), создавать и проявлять это волшебство гораздо интереснее, чем просто пытаться его прочувствовать и даже объяснить. Слова не всегда могут объяснить необъяснимое, лучше уж, действительно, один раз увидеть и оказаться внутри живой звучащей картины... ...Какое счастье выйти ранним летним утром в сад, когда всё вокруг напоено предрассветной тишиной и словно бы замерло перед великой таинственной мистерией восхода солнца. Такое торжественное придыхание в природе бывает всего лишь несколько мгновений перед первым лучом. И поймать эти волшебные минуты вместе с тихим зеркальным озером, над которым повисло загадочное покрывало тумана, со всеми деревьями, цветами и травой, щедро усыпанной хрустальными бусинками росы, готовыми вот-вот вспыхнуть и засиять всеми цветами радуги — невыразимая радость! Такая радость сравнима разве что с радостью взгляда шестикрылого серафима, когда солнце без устали сияет каждое мгновение — над радугой, необозримыми лесами, горними высями и глубокими океанами благодати в безграничном пространстве сердца...
— ...Прерывая на этом ма-ма-ма-ма-маленькое лирическое отступление, продолжаю (погружение в небеса). Чтобы проще представить себя внутри ранее неведомого, можно позвать на помощь свою память и выудить кадры полётов между облаками, в облаках самых различных форм и консистенций — сливочных, зефирных, кремовых, эфирных, тучных, воздушных, радостных, хмурых, свинцовых, алюминиевых, золотых, медных, серебряных, перьевых, слоистых, пористых... продолжать могу так долго, как и представить себе сложно, посему перейду к скупости и занудству, — вспомнить свои ощущения восторга и прикосновение к волшебному (ясное дело, волшебства в облаках не больше чем в дожде, но ведь и дождь — самое настоящее чудо как и весь живой мир Природы), пусть даже сквозь мутные оконца-иллюминаторы. Или, например, пройтись между музыкантами оркестра и прислушаться (чутким ухом), услышать как каждый играет свою собственную партию («музыку»), сливаясь в общем звуковом «котле» в одно большое или малое, но единое. Или, скажем, вообразить себя в лесу, издали похожего на одну сплошную непроходимую тёмную зелёную (в зависимости от сезона) массу, а вблизи — наполненном простором удивительном замкнутом пространстве, где каждое дерево, каждая травинка, каждый пень, каждый ручеёк и озеро, и все со своим уникальным голосом, формой, характером. ...Любовь вознесла осколки моего сердца на небо: оно стало ярким огромным Солнцем, дарящим тепло, любовь, нежность, счастье и радость всему живому на планете. И теперь оно — моё новое сияющее сердце — неуязвимо, неубиваемо и недосягаемо для щедрого человеческого зла..., которое я благодарю за доброту и настойчивость, потому что если бы оно не разорвало меня в клочья — не обновилось бы сердце. Узрев эту простую истину, теперь благодарю за всё всех и вся... Да... — В конце концов, вполне в моих силах изменить угол зрения на явление и придать ему, бывшему прежде отрицательным, положительное значение, и принять его для себя как самое наивысшее благо... Всё просто до смешного!... — Словом, напредставлять себе можно невероятное множество вариантов, но, пожалуй, самой приближённой (на мой взгляд) к ощущению первоисточника (напомню: многомерных картин) станет попытка вообразить себя Александром Скрябиным. Да-да. Вот, кто бы понял меня с полувзгляда, полунамёка, потому что сам создавал такие феерические сферы в своём пространстве, внутреннем мире, что голова идёт и кругом, и лентой Мёбиуса, и замирает от удивления и восторга.
— Эй, вы куда!?.. — статья ещё не закончена!..
|
Ис’точники
Лит’ ература ( из под...полья )
См. так’ же
— Все желающие кое-что дополнить или внести, — могут переслать свои (по)желания посредством древнейшего способа...
« s t y l e d & d e s i g n e d b y A n n a t’ H a r o n »
|