Савояровы

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
а ты видал — Савояровых?
автор : кто-то из них( вероятно, даже этот )
Карл-Эммануил, принц мимо трона‎ Король, внук короля


Ханóграф: Портал
MS.png

Содержание



Belle-L.pngСавояровы  ( короли  и  внуки )Belle-R.png

( справочное пособие )

...Михаил Савояров и Ариадна Савоярова (Азагарина или «Горькая»)...
Савояровы (~1913) [1]


Савоя́ров,  Савоя́ровы (Savoyarov ou Savoiarov) — франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) королевства Савойского.

О нём, видимо, придётся сказать несколько слов отдельно..., вместо отступления.

Саво́йя — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа, — отчасти, наследовавшее некоторые владения (и традиции) королевства Арагон. Держава не слишком большая (по сути, буферная) и не слишком богатая, к тому же имевшая вокруг себя соседей (несравненно более крупных и сильных), Савойя постоянно жила в постоянном режиме угроз, войн и политического лавирования, сопровождавшихся переменным успехом. Отдельные территории и города то входили в состав королевства, то отбирались обратно. Достаточно сказать, что в период своего расцвета герцогство включало в свой состав Ниццу, Геную, Женеву и Пьемонт. В некоторые (трудные) времена метрополия переносилась на остров Сардиния или другие итальянские территории (в конце концов, савойская династия стала правящей в новой Италии, хотя и ненадолго, как известно). Во все века существования Савойи как самостоятельного государства, её самым надёжным и верным врагом была, конечно, «великая» Франция. Именно она постоянно зарилась, точила зубы и пыталась захватить эту территорию (для себя буферную — в частности, на пути в Швейцарию). Несколько раз эти попытки увенчивались успехом, наиболее известная из которых случилась в 1794 году, когда войска революционной Франции оккупировали «департамент Монблан» и удерживали его двадцать лет, вплоть до поражения коротышки-Наполеона и его окончательной ссылки.

В конце концов, только императору Наполеону III (в миру: «Альфонс II») удалось аннексировать Савойю и Ниццу в 1860 году. Это была его последняя победа (ох, и что тут началось!.., дым до небес)...

Несколькими крайне желчными статьями на аннексию Савойи откликнулисьКарл Маркс и его верный друг, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс желчно и подробно обсуждал савойский вопрос в своей программной политической статье «Савойя, Ницца и Рейн»:[2]

   ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения Северной Италии, всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...>

   Теперь, во всяком случае, стало ясно, что Ницца и Савойя были той ценой, за которую Луи-Наполеон готов был пойти на воссоединение Венеции и Ломбардии с Пьемонтом, и что он запросил эту цену за своё согласие на присоединение Средней Италии, потому что получить в данный момент Венецию было невозможно. Теперь начались гнусные манёвры бонапартовских агентов в Ницце и Савойе, и крики подкупленной парижской прессы о том, что пьемонтское правительство подавляет в этих провинциях волю народа, который громко требует присоединения к Франции. Теперь, наконец, в Париже было открыто сказано, что «Альпы — естественная граница Франции, что Франция имеет право на них. <...>

   Когда французская пресса утверждает, что Савойя по языку и обычаям близка Франции, то это по меньшей мере столь же верно, как и подобное утверждение в отношении французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше. Народ Савойи говорит на южнофранцузском диалекте; языком образованных слоёв и литературным повсюду является французский. Итальянский элемент в Савойе столь незначителен, что французский (т.е. южнофранцузский или провансальский) народный язык проник даже через Альпы в Пьемонт, до верхних долин рек Доры-Рипарии и Доры-Бальтеи. Несмотря на это, до войны решительно ничего не было слышно о симпатиях в пользу присоединения к Франции. Подобные мысли кое-где были только у отдельных лиц в Нижней Савойе, которая поддерживает некоторые торговые сношения с Францией, массе населения они были здесь так же чужды, как и во всех других пограничных с Францией и говорящих по-французски странах. <...>

   ...несмотря на этническое родство, общность языка и альпийскую цепь, савойяры, по-видимому, не имеют никакого желания, чтобы их осчастливили имперскими учреждениями великой французской родины. Они исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию в Турине и стала итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства, и савойский крест по настоящий день остаётся гербом Северной Италии, от Ниццы до Римини и от Сондрио до Сиены...[3]
Вероятно, чуть позже кое-кому станет понятно, по какой причине я поместил здесь столь длинную цитату мистера Энгельса и почему не стал говорить об этом предмете, слегка «савояровском», прямой речью & своим голосом...
— Итак, продолжим, словно бы ничего не случилось...
...мальчик-савояр, нищий оборванец в Париже (1863 год, буквально через пару лет после очередной аннексии Савойи)...
Василий Перов
«Савояр» (~1863) [4]

Поначалу я обмолвился, что Савойя — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа. Несмотря на некоторую неточность этого утверждения (с точки зрения записных профессионалов от служанки политики), она в принципе верна. В основном, подобные государства, так или иначе, прекратили своё существование уже к XVIII веку. Савойское королевство, впрочем, хоть и не слишком-то благоденствовало, но кое-как просуществовало дольше, лавируя между политическими и военными противниками при посредстве династической системы сдержек и противовесов. И только во второй половине XIX века (1860 год) оно, наконец, было в последний раз разделено между более крупными государствами Европы: Италией и Францией, чтобы не произносить более грубого слова.

К тому моменту сама по себе территория «малой Савойи» уже стала до крайности бедным, почти нищим краем, многократно разорённым войнами и интервенциями; население с завидной регулярно голодало и зимой многие жители отправлялись на заработки во Францию, Швейцарию и другие страны Европы, где часто нищенствовали или бродяжничали. Как раз к этим временам относится общеевропейская известность слова «Савояр» — в узком историческом смысле понимаемом как уличный мальчик-певец (впрочем, не обязательно мальчик, и не обязательно певец), говоря шире, бродячий музыкант родом из Савойи, этого несчастного края (повторяю для тех, кто не понял с первого раза), разорённого постоянными войнами, набегами, аннексиями и оккупациями...

В более широком смысле «савояр» стал естественным наследником (и почти синонимом) других бродячих певцов из близких к Савойе краёв той же страны (света), примерно таким же способом разорённых и разграбленных оккупантами — в разные времена человеческой истории. И прежде всего, здесь на ум приходят альбигойцы, цветущий край которых в XIII веке был превращён папашей Иннокентием III в разрушенное до основания подобие чистилища. К слову сказать, большинство альбигойцев к тому времени жило в пределах королевства Арагон, уже раз упомянутого всуе. Последние из недобитых рыцарей-катаров разбрелись по дорогам своей сожжённой родины с жалобными песнями о потерянном рае. — Таким образом, оставим лишние разговоры. К концу XVIII века савояры присоединились к числу безусловно исторических профессий, в целом обрисованных (слегка понятными) понятиями: трубадур, трувер или, на худой конец, миннезингер.

С другой, возможно, чуть менее рыцарской стороны, савояр (как типический бродячий музыкант) в своей обширной генеалогии имеет таких родственников (или предков) как шут, гаер, паяц, буффон, клоун (не говоря уже о скоморохах и прочих юродивых)... Если же переходить на персоны или имена, то их список (от Арлекина и Панталоне до Пульчинеллы или Пьеро) — и вовсе упрётся концом в горизонт... «моей бедной Франции».

...свадебный портрет — за два-три года до смерти...
Шарль Эммануил, принц Кариньяно (~1797) [5]
— Не так ли, дорогой Альфонс?

И всё же, не только профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого швейцара..., или Михаила Савоярова, собственной персоной. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и потоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после «великой» французской революции — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. 1790-1860 — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже королей..., которые (поодиночке и группами) покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви Савояровых (Соловьёвых), некоей Мари-Жанны Кариньян, получившей позднее — адаптированную русскую фамилию...

Именно ту, — скажем ради порядка, — о которой здесь и речь.

И которая затем ..., в третьем поколении российских (чтобы не сказать: советских) Савояровых, чудесным образом соединилась со своими корнями, ветками и листвой..., чтобы не сказать короче: ботвой. Образовав, так сказать, прямую связь между всем, о чём тут и шла речь, начиная от бедных трубадуров и труверов (не говоря уже о гаерах и паяцах) и кончая, собственно, внуком некоего герцога, «королём эксцентрики» & альбигойским каноником, «внуком короля».

...хотя и это, — говоря с некоторой долей вероятности, — ещё далеко не конец...








Belle-L.pngСавояровы  ( внуки королей )Belle-R.png

( справочное пособие )



...король эксцентрики в униформе клоуна...
М.Н.Савояров [6]
  • Савояров (Соловьёв-Савояров) Михаил Николаевич (1876—1941) — русский (чтобы не говорить: советский) шансонье, артист, композитор и поэт, внук короля и «Король эксцентрики» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: Савояров стал первым поэтом и певцом рвоты в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) обскурации и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным. Скажем так, без ложной скромности: первым в истории (российской и мировой) эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине замкнутых свойств характера «короля», пожизненно не склонного к манифестам или теоретизированию, это направление (почти) не получило своего обоснования (равно как манифеста и названия) из уст его основателя. И тем не менее, назвать его не слишком сложно (по известным чертам творческой & исполнительской манеры). Вариантов не так много... Первый из них: эксцентричный натурализм. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм. В конечном счёте скажем так: почти-сюрреалистическая клоунада. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка известным.
По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным открывателем, представителем, а затем — и закрывателем абсурдистского фумизма в русском искусстве XX века.

  • Савоярова (Соловьёва, Азагарина) Ариадна Петровна (позднее была известна под псевдонимом «Ариадна Горькая») — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «Савояровы». В начале сценической карьеры была известна как характерная исполнительница шансонеток и песенок на французском языке. Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с трансформацией), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.[7]:592 Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного оперетточного цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал Михаил Савояров. Репертуар этого периода (до середины 1920-х годов) был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.[7]:79
По всей видимости, Ариадна Азагарина в последний период своей жизни перестала быть «Савояровой», которой была чуть более десятка лет до большевистской революции.

...«внук короля» (якобы без эксцентрики)
Ю.М.Савояров [8]
  • Савояров (Соловьёв-Савояров) Юрий Михайлович (р.1965), точнее говоря, некий каноник, более известный под псевдонимом Юрий Ханон — российский композитор (лауреат «Европейского Оскара») и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «внук короля» (Михаила Савоярова) — чтобы всё-таки закончить не полный список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением последнего плебея, этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной русской культуры. Настоящий внук своего деда, Юрий Ханон отличается не только эксцентричным, но также крайне независимым и герметичным характером. Более четверти века (с начала 1990-х) он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде не служил, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе (будь то музыкальной или литературной).[9] Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года Юрий Савояров прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой работе». Кроме некоторых экстремальных музыкальных произведений, опубликованы три книги этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в русской литературе: по жанру или подходу.
По всей видимости, «внук короля» (Юрий Ханон) ничуть не в меньшей степени может быть определён в качестве «Савоярова», чем сам «король эксцентрики» и внук короля, Михаил Савояров.

...крон-принцесса Савойская, Петербург, сто (или тысячу) лет спустя...
Т.В.Савоярова [10]
  • Савоярова (Воронова) Татьяна Васильевна (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка Михаила Савоярова по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к строгому стилю сюрреализма) служит достаточным артефактом причастности к «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве взрывной кинизм «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к человеческому недомыслию. Равным образом, эксцентричной можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно выразил себя в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической эксцентрики. Художественной «точкой невозврата» стало окончание Татьяной Савояровой курса учения (проф. Юрий Ханон) в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, когда они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.
По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя сто лет продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник фамильному кинизму.


Ис’точники

Ханóграф : Портал
MuPo.png


  1. Иллюстрация.Михаил Савояров и Ариадна Азагарина (Соловьёва-Савоярова), коллаж с задней обложки первого сборника стихов Савоярова. (М.Н.Савояров, 1-й сборник сочинений: Песни, куплеты, пародии, дуэты. — Петроград, 1914 г., Типография В.С.Борозина, Гороховая 12)
  2. Статья Фридриха Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн» была написана в феврале 1860 года, а в апреле того же года отпечатана отдельной брошюрой
  3. Собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса (издание второе), том тринадцатый.
  4. Иллюстрация.Василий Перов «Савояр» (фрагмент картины). Париж, 1863-1864 гг. (oil on canvas, 40.5 x 32.2 cm, Tretyakov Gallery, Moscow)
  5. Иллюстрация. — Портрет Шарля Эммануила де Савойя-Кариньян, принца Савойского — кисти неизвестного художника (Турин, ~1797 год). Портрет был сделан за три года до смерти принца в парижской тюрьме «Шайо».
  6. Иллюстрация.Михаил Савояров, «внук короля» — в костюме и в образе савояра, паяца, гаера (с галстуком висельника на шее), (не) любимая фотография Михаила Савоярова. С почтовой фото-открытки начала 1910-х годов (С-Петербург).
  7. 7,0 7,1 под ред. Уваровой. «Энциклопедия Эстрада России». XX век. «Все звёзды». — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 5000 экз.
  8. Иллюстрация.Юрий Ханон. Сана-Перебур, Нева, Петровская набережная, май 2008 г.
  9. Grove’s Dictionary of Music & Musicians 2001 (Музыкальный словарь Гроува, статья: Yuri Khanon)
  10. Иллюстрация.Т.В.Савоярова, портрет лица, фото: Юр.Ханон (не картина: не масло, не холст, сентябрь 2010 года)





Belle-L.png   A p p e n d i X   Belle-R.png

( или крошечный путеводитель по порталу )


Савояровы     ( см. тако же )



Лицо Название статьи Автор
M.N.Savoyarov Khanon-214.jpg Михаил Савояров, король эксцентрики
( краткая история вопроса )
Юр.Ханон
Charles Emmanuel. Prince di Savoia-Carignano (~1797).jpg Карл Эммануил,  король мимо трона
( отец, дед и прадед королей )
Юр.Ханон
Savoyarov Trubachi Khanon206.jpg Те самые « Трубачи »,  известные всем и никому
( срамная сцена или «русский минимализм» )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Ginsbourg 1966-s.jpg « Трубачи » Александра Галича
( маленькое раз’следование с большим под’текстом )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Ал.Галич
Severny Arkady 22dec1977.jpg « Трубачи » Аркадия Северного
( ещё один странный случай эпохи застоя )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Ал.Галич
Yuri Herrmann avant 1948.jpg и даже « Трубачи » Юрия Германа
( между миром и — войной — или анонимка без доноса )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Юр.Герман
Schumacher Pyotr (1870-s).jpg Пётр Шумахер : сапожник и первый поэт царя Авгия
( или всё в говне )
Юр.Ханон
Tatiana Savoyarova The Soul of demokration (215).jpg « Родня »... от Шумахера до Савоярова
( ценная обс’ценная статья )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Пр.Шумахер
Steinberg M.K de Tharon (1913-2017).jpg Двуглавый Михаил... по фамилии — Штейнберг
( или жестоко забытый... роман-с )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Мх.Штейнберг
Allais Late XIX Century Posters-ru.jpg Альфонс Алле,  предтеча самому себе
( или ещё один эксцентрик без королей )
Юр.Ханон
Satie Erik SatiErik Paris-1921 La Belle.jpg Эрик Сати,  лицо без ретуши
( Эри́к Экс’центри́к или наш нормандский Савояров )
Юр.Ханон
Sapeck La Joconde fumant la pipe 1883v.jpg Фумизм(совсем не русский)
( или дадаизм для русского фумиста )
Юр.Ханон
Yuri Khanon nobr191.jpg Анархистот — музыки
( или ещё один Савояров ... XXI века )
Пак Ноджа
Юр.Ханон
Ta Savoyarova39 Khanon-208se.jpg Татьяна Савоярова,  художник от — живописи
( или крон-принцесса Савойская )
Юр.Ханон
Vomito. Taccuino Sanitatis (Fragment).jpg Рвота   как процесс и результат
( придворная эксцентрика для королей )
Юр.Ханон






Belle-L.png  См. тако’ же   Belle-R.png

( путе’водитель по порталам ханóграфа )



Ханóграф : Портал
Skryabin.png

►   Александр Скрябинили хроника одной осечки
►   Альфонс Аллеили «опять слишком рано»
►   Анна т’Харондва профиля одного автора
►   Борис Йоффенабросок на лицо
►   Из музыки и обратнопоперёк и по касательной
►   Натур-философия натури не только
►   Эрик Сатиещё один каноник
►   Эрик Сатив лицах и без оных
►   Эрик Сатив словах и фразах
►   Юр.Ханонили (пред) последнее предупреждение





↙  в ссылку  ↘

1. Король Эксцентрики (в своём репертуаре)
2. Каноник Юрий Савояров (на своём месте)
3. Татьяна Савоярова (в своём праве)




← см. на зад




Red copyright.pngAuteur : Yuri Khanon.   Red copyright.png  Все права сохранены.   Red copyright.png   All rights reserved.

* * * эту статью может редактировать или исправлять только тот автор.
— Все желающие сделать замечания или дополнения, — могут о(т)правиться сюда...
* * * публикуется впервые : текст, редактура и оформлениеЮрий Савояров.



«s t y l e d  &   d e s i g n e d   b y   A n n a  t’ H a r o n»