Протагор (Натур-философия натур)
...знать хотите про ту го́ру,
Протаго́р, сын Артемо́на (греч. Πρωταγόρας, ок.480 до н.э. — ок.410 до н.э.) — говоря про этого человека..., обычно начинают с того, что это «древнегреческий философ», и тут же добавляют: один из виднейших «софистов», входивших в поколение так называемых «старших софистов» (и родоначальников этого «жанра» философии). Правда, при этом умалчивают, что он сам — только во вторую очередь называл себя «софистом», учителем речи... И ещё скромно утаивают (софисты этакие!), что во времена Протагора само по себе слово это (софист) было скорее оскорблением, нежели чем — родом занятия. Жили на свете гордые «философы» (любители слова). И представьте! — затесались среди них какие-то презренные «софисты» (учителя словоблудия и хитроумия). Высокие философы говорили о сути вещей. А низкие софисты — только плели словеса. И потому заслужили прозвание не-до-философов. Людей второго сорта — среди гордых орлов познания, парящих в горних высях... Они-то и прозвали Протагора — софистом, эти прекрасные философы. Когда его уже не было... Когда он уже ушёл. Пропал. Исчез...
Протаго́р, сын Артемо́на из Абде́р (греч. Πρωταγόρας, ок.480 до н.э. — ок.410 до н.э.) — говоря про этого персонажа..., обычно начинают с того, что это «древнегреческий философ», один из старших «софистов», тут же прибавляя: стал известен благодаря своей преподавательской деятельности: учил своей софистике — за деньги. Правда, при этом умалчивают, зачем здесь появляются два этих слова. А между тем, «ничего личного»..., чистая риторика! Учить «за деньги» — да ещё и не философии! — «всего лишь» софистике — мог только «недостойный». Подобное «обвинение»... было одним из самых совершенных способов опровержения любой философии любого противника.[комм. 1] Вслед за этим можно было не возражать... всерьёз. Тот, кто учил «софистике, да ещё за деньги», не заслуживал разговора на равных. В крайнем случае — сверху вниз, по-отечески. Через губу...
— Ах, неужели и в самом деле « человек — есть мера всех вещей?.. »
...Странно было бы предполагать (после всего), что они оставят от него — живое место, хотя бы одно... От этого «еретика». Который решительно для всех (и сразу, и во время, и после) оказался — еретиком. Для всех... И для своих, и для чужих, для приятелей и неприятелей, для знакомых и незнакомых, для современников и потомков — и даже, в конце концов, для католической инквизиции... Ну..., начнём хотя бы с того, что дата рождения этого непутёвого «сына Артемо́на из Абде́р» колеблется в пределах десятка лет (если не более). В промежутке от 490 до 480 года (до вашей эры, мадам, конечно, до неё, не после). — Впрочем, здесь совсем не много беды... Подумаешь, «рождение» — эка важность! В такие-то времена иной раз и полсотни лет не считали..., не то что — десятка. Одно слово: титаны, великие люди..., полубоги. В те ветхие периоды развития европейской цивилизации им (не нам, разумеется) вообще было не до счётов. Как говорится, кости бы собрать по порядку. Покудова цел... — С другой стороны, ведь не только рождение! И здесь, вроде бы, дело обстоит куда благополучнее. Дата его смерти не вызывает особенных разногласий (и всего-то с разницей в один год 411 или 410 до вашей эры): спасибо бдительным современникам и согражданам, приговорившим его к смертной казни... Правда, как именно он помер — допо(длинно) неизвестно. Вроде как, приговорённый к смертной казни (и сожжению книг) за неуважение к богам, он всё-таки избежал (будущей) участи Сократа. То ли сам вовремя убрался вон из Афин, то ли приговор ему смягчили (заменив на изгнание)... И вот, не прошло и года — как дело было кончено. Значит, биографию можно кончать: помер Протагор. Как именно помер — никто не знает. Но между собой все договорились считать — как было удобнее всего. А удобнее всего было так: изгнанный из Афин Протагор получил смягчение приговора от гуманных людей (архонтов), однако боги его — не простили, тем более что он не покаялся... А раз уж он навлёк на себя гнев не уважаемых & оскорблённых им богов, то и пришлось ему получить от них справедливую кару: утонул Протагор — где-то между Сциллой и Харибдой, во время кораблекрушения в Мессинском заливе (по пути из Афин на Сицилию).[4] По крайней мере, именно так утверждал набожный дяденька Филохор (жрец, разумеется), — повторив кое-какие намёки Еврипида,[комм. 4] попущенные им в пьесе «Иксион». Так или иначе, но все позднейшие сведения об утоплении — восходят к этой еврипидовой «беллетристике». Источник, прямо скажем, не слишком авторитетный..., после всего. Пожалуй, пользуясь этим обстоятельством, некоторые отщепенцы не раз врали (со слов очевидцев, вестимо), что на самом деле Протагор не отправился кормить рыб, а (как-то перехитрив оболганных им богов) прожил ещё — лет двадцать, по меньшей мере...[комм. 5] Странствуя по неким «италийским» провинциям, он продолжал продавать всяким олухам свои тлетворные софизмы на благо всемирного дела безбожия.[4]
Так или иначе, всё понятно... И если соединить (кривой линией) крайние точки его жизни, картина получится достаточно чёткая..., для такого-то времени. Пользуясь вместо заголовка неким (произвольным) набором имён, её можно было бы оформить в качестве заголовка..., — к примеру, так:
Все остальные сведения из жизни Протагора отличаются — ещё большей степенью сомнительности, чем сам её факт. Проще говоря, этот «нехороший софист» до того оброс легендами и анекдотами (как бородатым лишайником), что и сам превратился — едва ли не в очередной (собственный) «софизм». — Или анекдот. — Начнём хотя бы с Демокрита, если не шутите...
Пожалуй, особенно забавным выглядит тиражируемый десятки раз анекдот, если припомнить, что Протагор *(невзирая на все бесконечные версии и варианты) был старше этого Демокрита — как минимум — лет на двадцать (если не более того). Так что история с молодым и лысым ученичеством — слишком явно — была шита белыми нитками, когда один из противоборствующих философских кланов попытался добавить себе весу — при помощи очередной легенды.
Примерно таким же образом (словно лоскутное одеяло) на части рассыпаются и все прочие сказки про Протагора, сформированные в более поздние времена (как правило, спустя две-три сотни лет — и уже в другом государстве). Из других (равно сомнительных) сведений о его жизни можно собрать ещё несколько — вполне незначительных. И вот: собираю. К примеру, не без оснований считается, что в середине своей жизни, едва только показав нос в Афинах, Протагор (также вослед за приснопамятным Анаксагором и Зеноном) был весьма близок к окружению Перикла (чтобы не сказать: «к телу вождя»), не раз общался и с ним самим, не исключая, впрочем, соседних Еврипида и Сократа. Подтверждая сказанное выше, Геллий не без умысла сообщает, что Протагор вовсе не был чужд пол-литики. К примеру, в 444 до н.э. по заказу оного Перикла он (со своими ассистентами) составил свод законов для афинской («южно-италийской») колонии — Фурии. ...Немалую часть жизни Протагор провёл не вполне приличным образом (странствуя по разным городам Греции), временами, впрочем, делая остановки в некоторых злачных местах. К примеру, дольше всего прожил — в Сицилии и на Афинах,[комм. 7] но всюду, где бы он ни оказался — преподавал красноречие. И здесь снова начинаются (мелкие) инсинуации..., по поводу его философских открытий. — Будто бы он стал первым, кто догадался брать за свои уроки (громадную) плату в сто мин. Кроме того, Протагор будто бы «не брезговал» выступать по найму (значит, тоже за деньги) с публичными речами (имел «низкий и зычный голос»).[4] Кстати, об особенно привлекательных качествах его голоса в своём (одноимённом) диалоге упоминает и — Платон (вот, наконец-то здесь появилось и второе ключевое имя, опять впервые!)..., иронически и, одновременно, завистливо изображая Протагора среди целого сонма учеников и почитателей. Картина, между прочим, получилась почти карикатурная (безо всяких скидок на «идеализм»)... « ...Когда мы вошли, то застали Протагора прохаживающимся в портике, а с ним прохаживались по одну сторону Каллий, сын Гиппоника, его единоутробный брат Парал, сын Перикла, и Хармид, сын Главкона, а по другую сторону — второй сын Перикла, Ксантипп, далее Филлипид, сын Филомела, и Антимер мендеец, самый знаменитый из учеников Протагора, обучавшийся, чтобы стать софистом по ремеслу. Те же, что за ними следовали позади, прислушиваясь к разговору, большею частью были, видимо, чужеземцы — из тех, кого Протагор увлекает за собою из каждого города, где бы он ни бывал, завораживая их своим голосом, подобно Орфею, а они идут на его голос, заворожённые; были и некоторые из местных жителей в этом хоре. Глядя на этот хор, я особенно восхищался, как они остерегались, чтобы ни в коем случае не оказаться впереди Протагора: всякий раз, когда тот со своими собеседниками поворачивал, эти слушатели стройно и чинно расступались и, смыкая круг, великолепным рядом выстраивались позади него... » Проще говоря, Протагор (в частности, и по мнению мальчика-Платона) «в своё время» был весьма «модным и успешным» философом, вызывавшим — равно непонимание, зависть и презрение учеников из других кланов и школ (особенно, из числа несогласных или конкурирующих групп). И такой успех продолжался ровно до тех пор, пока Протагор не ... замахнулся на «святое». Точнее говоря, не так (конечно!)... Время шло, сам Протагор старел и постепенно лишался (одного за другим) своих веских покровителей во власти... Перикл сначала потерпел неудачу, затем — и вовсе умер, трудности в афинской республике нарастали, нравы неизбежно ожесточались..., а возле «руля и кормила» постепенно усиливался клан его недоброжелателей (всяк имел для того свою весомую причину)... И здесь история снова темна, чтобы не сказать: как между Сциллой и Харибдой...
« ...Относительно богов невозможно знать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют. Препятствует этому многое: как неясность предмета, так и краткость человеческой жизни... » (конец цитаты) И здесь я вынужден взять дыхание и сделать (чисто риторическую) паузу... — Поскольку мысль, высказанная здесь (на строчках и между строк) — столь идеальна, проста и идеально-проста, что вряд ли представляется возможным отыскать в поверхностных глубинах человеческого мозга — хотя бы одно разумное возражение... Ну, разве что — пырнуть автора ножом. Или повесить его на центральной площади. А лучше всего — сжечь на костре... Ну да, конечно же — последнее вернее всего! Как же я сразу-то позабыл это главное средство. Почти универсальное.
История подходит к своему финалу. А потому — не хватит ли попусту болтать?.. В 411 до н.э. (за двенадцать лет до грядущего «процесса Сократа») произошёл окончательный перелом в карьере этого «небескорыстного софиста» и охальника. Сведения об этом (уголовном) деле по-прежнему обрывочны и скудны... Якобы некий Пифодор, член афинского Совета четырёхсот, занимавший место архонта в течение почти тридцати лет, обвинил Протагора в непочтении к богам (проще говоря — в атеизме) — и притянул к ответу. Обвинение. Суд. — Развязка не замедлила ждать: смертный приговор, затем — помилование, изгнание и смерть в Мессинском заливе. Что же касается той прекрасной книжки «О богах»..., то её собирали по всему городу, объявляя через глашатаев приговор суда, — а затем все найденные экземпляры — сожгли.
С одной стороны, благодаря их скоромным трудам имя Протагора не было окончательно затёрто или забыто. С другой стороны, благодаря их трудам, учение Протагора было искажено, затёрто и забыто...[комм. 9] Ещё при жизни, постепенно теряя политическое и личное влияние, Протагор сделался сначала пугалом, затем жупелом, и в конце концов — чучелом для упражнений (так сказать, падающих этюдов) своих цеховых коллег из конкурирующих «партий», кланов и групп.
...Начнём с Сократа, разумеется. Поскольку именно он (в данном случае) явился всему (перво)причиной. Если судить по некоторым (весьма ярким и характерным) особенностям этих двух типажей, Протагор должен был вызывать у Сократа весьма двойственные (чтобы не сказать — даже «шизоидные») эмоции.[комм. 10] Чтобы не говорить длинно, ограничусь всего двумя словами: уважение и ирония. Причём, последнее (личное, доходящее временами до сарказма) постоянно превалировало и побеждало. В итоге, оно и осталось «последним» — как оценочное наследие, переданное ученикам. Над самим Протагором (и, тем более, его школой) у Сократа было принято шутить, издеваться, говорить едко, иногда даже пренебрежительно. Тем не менее, очень многое (по сути, но не по форме) Сократ у Протагора взял. В итоге: релятивистская, скептическая и саркастическая сердцевина — практически полностью роднит этих двух философов. С другой стороны, была ещё и «история отношений». В 399 году до н.э., спустя всего двенадцать лет после «процесса Протагора» — разыгрались основные события «дела Сократа», вполне аналогичного (разве только за вычетом несуществующих книг, которые не нужно было собирать и сжигать). Из этого процесса, закончившегося смертным приговором и, по сути, самоубийством Сократа, его ученики сделали нечто вроде Евангелия (предыдущего). Между тем, представляется очевидным, что для самого́ Сократа — предыдущий «процесс Протагора» стал ярким отрицательным примером, опыт которого он, несомненно, учитывал, и результата которого (по природе своей психики и, как следствие, системе ценностей) стремился избежать. Наблюдая (по сути) позорное поражение и бегство разорённого старшего коллеги, Сократ счёл исход суда над Протагором (и всей его жизни) — крайне неудачным и недопустимо «грязным». Отчасти, это и стало одной из мотиваций столь бескомпромиссного и «неверного» поведения Сократа в ходе своего процесса. В данном случае можно было сказать: не против ничтожных доносчиков судился Сократ. Своим личным примером он создавал в собственных глазах тот пример, которого не смог дать его предшественник.[комм. 11] Не всякий, далеко не всякий философ полагает свою собственную (или хотя бы чужую) жизнь материалом для создания & подтверждения созданной (возможно, выстраданной) философской системы. В этой точке, пожалуй, находится начало пограничной линии, отделяющей философию от идеологии. Тем более в диковинку подобный способ рассуждать был тогда, во времена прото-философии, когда само по себе искусство соединять слова в смыслы — уже казалось зачарованным слушателям чем-то вроде волшебства. « ...Произнеся напоказ нам такую длинную речь, Протагор замолк, а я, уже давно им заворожённый, всё смотрел на него, словно он сейчас ещё что-то скажет, и боялся это пропустить. Когда же я заметил, что он в самом деле кончил, я кое-как насилу очнулся и, взглянув на Гиппократа, сказал: При всей ехидности этого отрывка (понятное дело, от реального Протагора здесь не осталось и следа), он даёт вполне чёткую картину. Для начала вполне довольно было слов, — красивых, последовательных и гладких, а жить философ был волен — как считал нужным (желательно, как все). Времена идеологов, видевших в жизни материал для овеществления своих взглядов, настали на два поколения позже, — и как раз смерть Сократа стала для них спусковым крючком. Учение сократика Антисфена — породило сначала Диогена, затем тьму киников и прочих школ, где прикладная этика жизни стала едва ли не центральным звеном философии... Пожалуй, в этом смысле Сократ и его присные были правы, называя Протагора — «софистом». Его слова (идеи, тезисы) им самим не воспринимались как достаточное основание для изменения собственного поведения или, тем более, образа (жизни). Равным образом и суд над собою — видимо, Протагор даже не предпринял попытки превратить его — в суд над своими судьями, как это сделал Сократ (двенадцатью годами позднее). Но с другой стороны, тот воз вранья и нелепых выдумок, который вывалили на Протагора ученики Сократа (в особенности, сказочник Платон) — никоим образом не может быть оправдан этим различием. — Разумеется, Протагор не был обязан жить по своему слову. Но и от сократиков никто не требовал превращать Протагора в мальчика для битья, — по сути, превращая его в удачный фон (жалкого софиста) для возвеличивания фигуры Сократа. Действуя подобным образом, Платон и Аристотель более всего принизили самих себя, превратив (по сути) школу Сократа в ещё один клан или группу интересов. Собственно, точно таким же образом (чуть позже) поступили и известные одиннадцать недоумков, до неузнаваемости исказивших учение своего казнённого Учителя — исключительно ради успешного противостояния другим религиозным кланам и школам. Пожалуй, проще всего рассмотреть механизмы искажения на примере (почти) любой из немногих фраз, оставшихся от пропавших и сгоревших книг Протагора. Понятное дело, все они — на вес серебра. Учение философа, от которого остался только десяток коротких замечаний — напоминает прорицания Кассандры: действуя методом толкования (а также искажения, перефразирования или перевода) из них можно извлечь практически «всё что угодно». Но даже при такой скупости тезисов — их громадная внутренняя сила всякий раз превозмогает попытки переврать. Взять хотя бы тошнотворный жупел: «Человек — есть мера всех вещей...», который в подобной редакции выглядит чуть ли не как гимн торжествующего гуманизма. Нечто, вроде пространного синонима кисло-горькой фразы: «человек — это звучит гордо». На самом же деле определение Протагора (при первом рассмотрении) означает едва ли не противоположное: « ...Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют... » (конец цитаты) Следуя тексту, Протагор (вероятно, впервые в истории этого человечества) сформулировал основной постулат абсолютного скептицизма, агностицизма (и заодно, субъективного идеализма) — «единственная реальность, доступная человеку — есть он сам». Такова первая и последняя истина, возможная для любого индивида, поскольку в деле оценки или познания окружающего мира (действительности) люди не имеют и не могут иметь другого прибора, кроме самих себя. Так..., или примерно так (в двух-трёх словах) можно было бы подытожить «несуществующее» учение о «непознаваемом» и «невыразимом». Не случайно (причём, совсем не случайно) один из известных учеников Протагора по имени Ксениад из Коринфа, опираясь на подобные тезисы своего учителя, очень скоро сделал вполне определённый вывод об отрицательной истинности и — полной невозможности познания.[10] Впрочем, материалисты толковали эту фразу совершенно иначе (методом оспаривания точности перевода), усматривая в ней первые проростки антропоцентрической философии материалистического оттенка.[11] Впрочем, напрасно я начал сразу — и по существу. Как правило (а это правило есть мерило всех правил) люди начинают с внешней формы. А вот здесь-то как раз и скрывается главный жупел, которым Протагор натянул нос всем любителям его совать в разные неподобающие места. — Довольно всего одного беглого взгляда на определение, помещённое чуть выше в красивой рамочке, чтобы оценить сложность и красоту (или напротив, сложность и безобразие) заложенной (или подложенной) в нём игры слов. Едва ли не половину всей длины фразы занимает одно разнообразно шипящее и шепелявящее (в русском варианте) словечко: «существующий». Вне всяких сомнений, Протагор обнаруживал крайнюю склонность к игре смыслов и слов. Особенно это заметно — здесь, в проекте, где едва ли не главное место занимают материалы Альфонса Алле, Эрика Сати — и мои. Разумеется, сама по себе эта склонность говорит только о некоей (повышенной) подвижности ума и (или) языка,[комм. 12] но вовсе не о качестве философии (или, тем более, её отсутствии). Однако (реагируя на форму) в большинстве случаев люди решали совершенно иначе... Не будучи в силах понять сложную мысль, выраженную столь провокационным (виртуозным) образом, они попросту делали вывод, что перед ними — «софист». Обычный балагур или фигляр, игрок словами, смысла за которыми — явно не хватает на «полноценную» философию. Собственно, точно по такому же пути шла оценка уже упомянутых выше (всуе) Алле, Сати и Хх.
Собственно, что́ ещё можно сказать о временах столь давних и ветхих, если даже спустя две тысячи лет не только методы, но даже и самая форма «возражения» на подобную «игру слов», которая (исключительно по мнению иных философских школ и направлений) и составляет самое существо агностики или солипсизма (к примеру)... Иной раз, право слово, бывает даже приятно поглядеть на эти прекрасные аргументы, как правило, сводящиеся к одному слову. Достаточно короткому, но увы — недостаточно ёмкому. Вот, к примеру, всего пара фраз из подлинного фейерверка мысли (запущенного ровно в ту же сторону, но только — спустя две с лишним тысячи лет) товарищем нашим, Владимиром Лениным...
И здесь, вне всяких сомнений, проявил себя ещё один механизм «обезвреживания» всего непонятного. Этим универсальным механизмом люди привыкли пользоваться со времён лысой обезьяны Абу..., — разумеется, не утеряли они этой способности и в эпоху Протагора, и долгое время после, не разучились они и по сей день... — Субъективный идеализм, агностицизм, крайний скептицизм, релятивизм — само собой, все эти дурные и непонятные «выверты» человеческого сознания проще всего (было и будет) объявить — «софизмом», «заумью», «ересью» или попросту — бредом сумасшедшего. Так оно и происходило на протяжении тысяч лет. И здесь скрывается второй корень того грязного ушата всеобщего вранья — уже не личного, а личностного, — который обрушился на бедного «софиста» Протагора после его благополучного «обезвреживания» и ухода прочь... — А если бы спросили тебя ещё и вот о чём: сам-то ты кем намерен стать, раз идёшь к Протагору? Само собой, эти строки, писанные Платоном (не Протагором!) отражали исключительно взгляды самого Платона и сократовского кружка, но зато они прекрасно показывают те цели и инструменты, с которыми автор подходил к изображению модного «философа» своего времени. Прежде всего, его следовало обезвредить (методом уменьшения). А уж затем — отработать на нём (как на безвредном субстрате) свои ценности. Именно таким образом и Сократ, с аппетитом выпивая свою чашку сока болиголова — утверждал бесконечное превосходство высокого звания Философа над прочими «софистами» и риториками. — И нужно сказать, что это дело ему вполне удалось. Суд над Сократом стал поворотной точкой в понимании того, что́ есть сила мысли — в противовес её бессилию.[комм. 13] — И увы..., едва ли не главным символом этого бессилия для самого сократа, а вслед за ним и — (почти) всех сократиков, стал не кто-нибудь иной, как он, жалкий и негодный «софист» Протагор. Едва ли не персонализация мирового зла вселилась в этого ушедшего красавца. И всё же я вынужден повторить: сверх’ценность «философии поступка» Сократа никоим образом не может служить оправданием практически противоположного (аморального в высшем смысле) поступка его учеников, Платона и Аристотеля, — по сути, оболгавших и обокравших своего старшего «коллегу» Протагора. И здесь я не удержусь от того, чтобы дать слово, пожалуй, единственному философу, который понял (и опубликовал) это раньше, чем я... Возможно, приведённая цитата окажется более про(странной), чем это допустимо для приличного человека. Но с другой стороны, она будет лишена некоторых старинных грехов платонизма..., чтобы не произносить другого сло́ва — значительно более короткого и некрасивого...
— «О каждой вещи существует два противоположных суждения», а потому «всякой истине можно противопоставить другую анти-истину»...
«...Что есть «добро»?.. Добро есть благо. Чем больше бла́га — тем лучше. Как же это к месту..., мой старый друг... Вот ведь и Сократ (своими устами, сам, хоть его и никто об этом не просил) произнёс, умирая, фактически те же самые слова: «Жизнь (сказал он) — это долгая болезнь... Сегодня я наконец-то выздоравливаю, спасибо врачевателю Асклепию. Завтра я буду должен ему петуха»...[9]
И всё-таки нельзя не отвесить низкий (нижайший) прощальный поклон идеальному «идеалисту» Платону... Если бы не его идиотический текст, сохранённый и преумноженный христианскими потомками на благо грядущих поколений, мы так бы никогда и не узнали, каким не был этот удивительный философ (и не менее удивительный софист, игрок словами), Протагор. Выспренный, напыщенный, местами доходящий до самоуничижения, многословный и глупый сказочник, пытающийся нас убедить в своём прекрасно(душном) величии... — Читая этот велеречивый иронический диалог, местами крайне трудно избавиться от навязчивого ощущения, что не только под псевдонимом «Протагор», но даже и под именем «Сократ» выступает — сам Платон. Пожалуй, только он мог самозабвенно нести подобный вздор, не замечая собственного отражения в этой грязной луже у себя под ногами... А между тем, этот «ничтожный софист» Протагор, ставший чем-то вроде сценического задника для триумфа «великого философа» Сократа, оказался не так уж и плох. И в самом деле! — если своими двумя-тремя фразами он смог — легко!..., словно играючи — разбить в пух все туповатые выдумки Платона, обыденные аргументы Сократа, фальшивые «возражения» Аристотеля и весь тот псевдо-христианский бред, который вывалили на его голову грядущие поколения хамов и варваров. Но вот на чём нельзя было бы не поставить острый акцент..., пускай и маленький, но зато — главный. Так случилось вовсе не потому, что сам Протагор был чрезвычайно хорош или силён, но прежде всего оттого, что он «имел наглость» едва ли не впервые выразить тот фундаментальный парадокс, который содержится в природе каждого человека, каждой прямо(ходящей) обезьяны — от сотворения мира. Ибо всякая из них включает в себя весь мир, одновременно являясь ничтожной частью этого мира. И теперь, чтобы не говорить слишком длинно, придётся просто и сухо признать, что греческий философ Протагор стал едва ли не первым выразителем вечных истин солипсизма (или субъективного идеализма), — в те времена, когда сказанное им не был в состоянии понять — никто. Буквально — никто. Включая самых ярких и осознанных философов своего времени, называя даже Сократа и его учеников. — Именно здесь и кроется причина: почему Протагора устойчиво обзывали «софистом». — Кажется, как никто отчётливо это показал Ильич (Ленин). Люди бытового сознания (включая и философов обыденного сознания, каковыми в те времена были — практически все) не могли понять подобные дефиниции иначе — чем фразёрство, заигрывание с публикой, «словесный выверт» — в итоге, «софизм». Оттого-то и все возражения Протагору (что от Сократа, что от его учеников — бесчисленных платонов и аристотелей) следовали — двумя этажами ниже его высказываний, на уровне практического (или бытового) разума. И в точности по той же причине его слова оказали столь сильное воздействие — на психическом уровне, будучи не в силах оставить отдельный след — как учение. Должны были пройти тысячелетия, прежде чем «епископ Берклей» и его (слегка более молодой) визави — под краткой фамилией Юм, наконец, возвели в уровень «настоящей» философии абсурдное или до безумия свободное представление Протагора о том, что «бытие — есть то́, что воспринимается или то́т, кто воспринимает». Спустя полвека эти представления (в высшей степени физиологичные и естественные) были классифицированы, определены и разложены по полочкам как «субъективный идеализм» или «солипсизм». В конце концов, видимо, эти представления имеют серьёзную цену, если даже их непримиримый противник (опять я имею в виду Ильича) был вынужден (спустя ещё две сотни лет) выступить с точным и чётким признанием:
Вот по какой причине я и позволяю себе несомненное фразёрство, говоря сегодня: «Протагор — один из величайших древнегреческих прото-философов, прославившийся, осуждённый и оклеветанный в Афинах»... Невзирая ни на что (именно так!) — невзирая на обстоятельства (казалось бы!) непреодолимой силы, он смог (в нескольких словах) оставить глубочайший след в истории мысли той прямоходящей европейской обезьяны, которая имела слабость называть себя «человеком»..., немеренной и неумеренной мерой всех вещей... В первые после-протагоровские времена, когда ещё оставались его следы, его книги, его ученики, он сумел оказать прямое (причём, сильнейшее) влияние на таких первозначных философов как Сократ, Демокрит, Платон, Аристипп, Аристотель, Антисфен, Ксениад, Геродот, Эпикур и Еврипид (ещё тот философ)..., а вслед за ними — и на следующие поколения киников (в первую очередь!), скептиков, софистов, риторов, перипатетиков, киренаиков, а также гедонистов, материалистов и прочих безбожников... Несомненно, сочинение Протагора «О богах» стало знаковой книгой, обозначившей (жёстким религиозно-философским акцентом) начало упадка Афин и постепенного высвобождения нравов. Несмотря на осуждение (изгнание) автора и уничтожение его книги, граждане республики стали куда свободнее обсуждать между собой такие темы, которые раньше были недопустимыми. — Впрочем, оставим граждан (в том месте, где они остались)... Испытав столь сильное влияние на близком расстоянии, уже гораздо сложнее определить — что́ происходило через пять или десять поколений: в философии, религии и науке... Тем не менее, культура Греции, а вслед за ней Рима, а вслед за ним и всей Европы оказалась навсегда «отравлена» выпущенным из бутылки духом тотального агностицизма, релятивизма и (прежде всего!) — сомнения. Нет, конечно, Протагор не был первым. И он не был единственным. И даже Сократ в этом вопросе выступил — почти в унисон со своим оболганным (не)приятелем... — Но, так или иначе, ничто не помешало Протагору стать предтечей множества крупных и постоянно возникающих течений в теологии, философии, науке и (даже) искусстве.[комм. 15] Нисколько не желая создать полный список «последствий» или «отголосков» протагоровой «деструкции», тем не менее, я только обрисую их возможные контуры... Исключительно ради справедливости. — В философии: скептицизм, агностицизм, релятивизм, а затем субъективный идеализм вообще (и солипсизм в частности)... — Но после всего, как подлинный венец Протагора-предтечи, я должен был бы по справедливости назвать — хомистику и хомологию (как теорию и практику) — пожалуй, единственное системное и всеобъемлющее течение в философии, идеологии и искусстве XX-XXI века, которое суммирует и признаёт в себе (в качестве законного бастарда) несомненное наследие и родство со всеми релятивными началами (и концами) внутри и вовне сегодняшнего человека.
|
И ’ сточники
Лит’ература ( бывшая и не бывшая )
См. так’же
— Все желающие сделать замечания или дополнения, — могут (при)сесть на корабль и немного отъехать...
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|