Виктор Екимовский (Юр.Ханон. Лица)
|
|
и
всё же (начну я вполне традиционно), не будем заранее врать, мадам. Хоть у вас так и принято. И широко... распространено (в целях самых разных..., и вполне одинаковых). К чёрту условия и условности. Скажем сразу: прямо и без око...личностей: нет. Категорически нет. И ещё раз нет. Потому что достаточно. Хватит. Не будет здесь вам (сегодня) никакой статьи про Виктора Екимовского. И композитора, по идее, тоже никакого не будет. В общем, ничего..., ровно ничего в таком духе не обломится. Если кто-то на это и рассчитывал (втайне, конечно)... Короче говоря: сдавай назад. Или поворачивай оглобли.[комм. 1]
...дело в том, что совсем недавно, кажется, это было лет семь-восемь на зад..., или даже девять, может быть..., — сейчас вспоминается с трудом, потому что в голове совсем другое, трудно заставить себя говорить и, тем более, думать о подобной ерунде... Короче говоря, бросим эту тему не полуслове: не так важна дата, как её малюют. А важно здесь было бы совсем другое, как кажется. Сейчас скажу, чтó именно...
Значит, так: лет восемь назад, в каком-то очень далёком, почти доисторическом прошлом случилась со мною, понимаете ли, одна малая оплошка... или даже, вернее сказать, оказия: было, значит, такое дело, чёрт меня дёрнул — шёл, шёл себе по ровной дороге, да вдруг и оступился. Дал, значит, я слово. Причём, честное слово. Или — слово чести. Это уж кому как больше по...нравится.[комм. 2] — И с той поры, разумеется, исполняю обещанное. Неукоснительно и жёстко.[комм. 3] Как дурень..., — прошу прощения, как человек чести, — я хотел сказать. Потому что есть у меня такое, мягко сказать, странное обыкновение, причём — пожизненное. Держать слово. На уровне. Причём, ровно на том уровне, на котором я его даю. Не ниже. Выше, впрочем, случается.[комм. 4]
- Впрочем, оставим,[3] — как любил говорить один мой не...приятель, один мой старый не...приятель.
- Потому что здесь, с этого места пришлось бы начать уже другой разговор (как мне кажется).
- ► ( пожалуй, здесь мне придётся остановиться и кое-что напомнить..., тем кто успел забыть ).
«Виктор Екимовский : композитор..., по идее». Такую..., или примерно такую надпись (слегка двусмысленную), нечто вроде заголовка или рекламной шапки, можно прочитать в начале этой страницы. При известном напряжении, конечно (можно). Между тем, никакого текста, хотя бы мало-мальски соответствующего названию, здесь нет и, если верить предупреждению, не предвидится. В таком случае хотелось бы узнать: о чём речь? Ну..., хотя бы в самых общих чертах.
Извольте..., тем более, что ответить совсем не трудно. Со всей предельной конкретностью и даже осязаемостью.
...в любой ситуации существует такая правда,
лучше которой при всём желании соврать невозможно...[4]
...как уже неоднократно приходилось напоминать на страницах благословенного ханóграфа, «...то было раннею весной...», причём, до такой степени раннею, что ни о какой траве ещё не могло быть и речи, одно слово: март, брат. И погода на дворе традиционного стояла такая, что даже многочисленные собачьи подарки, накопившиеся за зиму, ещё не вытаяли из-под петербургского серого снега. Работа над двумя фундаментальными книгами была закончена (над одной — давно, а над другой — и подавно)..., и вот, сделав передышку на несколько дней в техническом заполнении партитуры Карманной Мистерии, я решил сделать небольшое «offrande», — Виктору, с которым только что познакомился (лично).[комм. 5] Исключительно в качестве ответа, вернее сказать, в виде ответной благодарности..., причём, совершенно искренней, из глубины души.[комм. 6] Считай — просто так, совершенно ни за что (благодарности), единственно за его отношение. Открыв подаренный мне экземпляр второго издания его «АвтоМоноГрафии» с шикарной дарственной надписью,[комм. 7] — буквально в пару дней, на едином выдохе я набросал скелет этого текста — о нём, его натуре и жизни.[комм. 8] Полностью и в целом.
|
- ...вне всяких сомнений, это эссе было поистине невиданным...
- ...скрывавшим в себе, как минимум, две уникальные точки...
- ...одну на поверхности, а другую — изнутри...
- ...скрывавшим в себе, как минимум, две уникальные точки...
И прежде всего, взгляд на жизнь как целое. Его жизнь..., в данном случае. Как частное от некоего принципа. Со всей очевидностью, это был прецедент. В таком охвате и остроте постановки структурных вопросов не только не принято, но и прежде невозможно было говорить — о художниках.[комм. 9] С другой стороны, как мне казалось, своим текстом я оказываю Виктору поистине неоценимую услугу. Говоря одним словом, я дарил ему — Возможность. Как доктринёр и каноник, создавший принципиально новую систему взгляда на место человека в мире, а также между людей и внутри себя, я показывал ему новый путь или, по крайней мере, взгляд. По сути, ничего не сделав и единственный раз встретившись со сной, этот человек нежданно получал уникальную возможность (как минимум) увидеть собственную жизнь с такой стороны, с которой он её никогда не видел, и не мог даже предполагать, что подобный взгляд может существовать. Со всей очевидностью, такой подход имел все черты открытия.
- — Прежде всего, для него самого (открытия).
И как следствие, открывал несколько возможностей, принципиально новых. — Если учесть возраст и состояние бенефицианта на тот момент, не в его воле было, конечно, что-то поменять позади. Однако оставшиеся несколько шагов вперёд ещё можно было сделать совершенно иначе, и главное..., главное!.. — новый структурный взгляд на жизнь как целое давал в руки инструмент и, как следствие, уникальную возможность полностью изменить итог, действуя реверсивным путём. Проще говоря, ещё была возможность подвести под собственной биографией и творчеством такую черту (читай: итог), который существенно поменял бы и её вес, и значение, и даже смысл.
- Причём, всё это исключительно свободно, по его собственному желанию...[комм. 10]
Любой человек под одеждой голый, а в глубине души — идиот...[6]
Вот, собственно, и всё, в двух словах. Можно облегчённо выдохнуть и пойти за угол..., пить пиво, например. Поскольку написанный в конце марта 2010 года текст..., он как раз и назывался теми словами, которые вынесены в качестве заголовка (временного заголовка, подчеркну) этой страницы. «Виктор Екимовский : композитор..., по идее».[7] Итак: actum est, моё дело было закончено. А дальше..., — дальше, как водится в подобных случаях, началась история..., с позволения сказать, — «обыкновенная история».[8]
- С незначительными вариациями.
Сделав текст начисто, в первую голову я задал себе вопрос: каково же его назначение? С одной стороны, он имел настолько уникальный и внутренний характер, что публиковать его можно было только по единой воле двоих: автора и героя. К тому же, самая тональность и интонация текста была столь странной и жёсткой, что представить себе место такой публикации..., — разве что очередное издание «АвтоМоноГрафии», но и тут не обошлось без проблемы. Следуя принципу, объявленному Виктором, его книга создавалась и публиковалась размеренным шагом в десять лет. Сначала 1997, затем 2008 (с опозданием). Значит, до следующей версии оставалась ещё внушительная пауза длиною лет восемь — минимум. К тому же неизвестно: будет ли у него (меня) такое желание, поместить «композитора, по идее» совсем в другой текст и контекст. Как вставную челюсть с внушительными клыками. В качестве константы оставалось только основное зерно, из которого всё выросло. Во-первых, эта работа была сделана для того лица, которому она посвящена. И во-вторых, такие сильные и существенные (если угодно: существительные) вещи просто так, без спросу — не дарятся. Никого нельзя «осчастливливать» без его ведома. Всякий человек имеет право на свою порцию незнания, равно всемирного и личного.
- А потому решение выпало в осадок само собой.
- В виде небольшого, но довольно дряблого кристалла.
- А потому решение выпало в осадок само собой.
Для начала, я просто отложил «композитора, по идее» (чтоб остыл и немного обветрился, со всех сторон) и — вернулся к основной работе. А затем, спустя неделю-месяц-полтора, задал Виктору — пару вопросов. Не напрямую и не навязчиво, разумеется. Но — со всей необходимой терапевтической уклончивостью, чтобы не возбуждать лишнего любопытства и не подталкивать — через мягкое место — к желательному ответу.[комм. 11] На заглядение, ответ реципиента не заставил себя ждать. Он оказался не только спорым, но и — ярко отрицательным. Причём, последовательно: во всех трёх лабораторных пробах.
|
- Можно было не сомневаться: результат был в самом деле превосходным...
Таким образом, буквально в первый же месяц своего существования «композитор, по идее» оказался подвешенным в воздухе (и слава богу, что не за ноги), без своего главного применения и адреса..., ради которого был написан. Большая и уникальная работа, пускай и прикладного характера... Сразу выброшенная в корзину.[7] — Честно говоря, смотреть в неё было немного тогó..., жаль. Хотя мне и не привыкать к таким кульбитам (почти все партитуры с 1991 года..., а про книги и прочую прозу я даже и не заикаюсь). — И всё же, пока бульон не совсем простыл, хотелось найти хотя бы какое-то применение своей работе..., пускай и самое завалящее.
Впрочем, думать тут было почти не о чем. Решение нашлось почти сразу. — Википедия, конечно.[комм. 12] Громадная открытая энциклопедия, в которой на тот момент (май 2010 года) про Виктора Екимовского не было буквально — ни слова. Ни первого, и ни второго.
С другой стороны, даже и речи не могло быть о том, чтобы выложить туда в каком-либо виде чёрную драгоценность: «композитора, по идее».[комм. 13] И в первую голову, я сам никогда не стал бы совершать подобных глупостей: «не слишком ли жирно», мальчики? С другой стороны, и формат энциклопедии даже близко не позволял присутствия подобных исследований. — Узда. Седло. Шпоры. Ремень... Всякая вещь должна, как минимум, соответствовать тому месту, на котором находится. «По заднице и шляпа», — как можно было (бы) прочитать в одной странной книге.[10] Или, как говорил незабвенный Антон Павлович, — «по говну и черепок».[11] А значит..., мне предстояла дивная работа: притереть первое ко второму. Готовый текст прецедентного эссе снова превратился в сырьё, а произведение искусства превратилось в тыкву...
Ну что ж..., ломать не строить: дело нехитрое. Благо, фунда...ментальный опыт вандалов всегда под рукой. Берём кайло и готовую статую Микеля Анджело. Для начала, как это у них принято, отбиваем нос и ещё кое-что..., в том же д’ухе. Затем руки, ноги и вообще всё, что мало-мальски торчит. Наконец, немного утрамбовываем и ровняем полученную болванку (чтобы не выделялась из окружающего пейзажа), — и на выходе снова получаем натур’продукт: торжествующий камень. Почти булыжник, сэр... Примерно так мне и пришлось поступить, сократив уникальное аналитическое эссе раз в десять..., если не больше, — до состояния тривиального огрызка или манекена из ближайшего магазина одежды, получив нормальную биографию для открытой энциклопедии. И в последний день календарной весны 2010 года (говорю это не наизусть, конечно, благо, всякий хоть сейчас может это дело проверить), я выложил шикарную культяпку в открытый доступ. Так сказать, «опубликовал».[12]
В полную противоположность «композитору, по идее», заочно отвергнутому, — оценка википедийного огрызка его главным героем (имярек) имела все черты превосходной степени, по крайней мере, на поверхности. Горячо и почти восторженно, герр Виктор поблагодарил меня (спустя четыре месяца),[комм. 14] и добавил (без лишних слов), что это «вообще лучшее, что о нём когда-либо было написано». Примерно такой же отзыв (только значительно более витиеватый по выражениям), он оставил и в википедии, на так называемой «странице обсуждения».
- Вот и слава богу. Хорошо — не плохо. Значит, не зря старался.
Остановись, человек!..
Не слишком ли мала та дырочка, в которую ты пытаешься влезть!..[4]
Пожалуй, достаточно (на первый случай). Пора заканчивать... Дальнейшую нитку (белую, как всегда) позволю себе наметить не более чем — пунктиром.
- ...в конце концов, ведь я же дал обещание. Слово чести...
Напоследок замечу на полях (шляпы), что результаты предварительного «тестирования» клиента «по идее» не подвели. И даже напротив. Со временем они не только не подверглись какой-то ревизии, но и продолжали упрямо прогрессировать, причём, без моего вмешательства. С каждым годом Виктор всё чаще и отчётливее проявлял видимое раздражение, даже при малейших упоминаниях о моей системе, казалось бы, самых безобидных и не направленных в его сторону. И тем более странно это выглядело (как типичная болевая точка), если учесть наше общение, мягко говоря, не частое и мою предельную ненавязчивость. Единожды усвоив себе, что мои канонические открытия здесь не ко двору, я более и не предлагал их к рассмотрению..., разве только они проскальзывали как мои привычные фигуры речи в разговоре о каких-то третьих лицах или событиях.
Вторую и последнюю литераторскую пробу я поставил (на мостках) двумя годами спустя после первой. Пересмотрев по какой-то нужде упокоенный текст «Композитора, по идее», внезапно я почувствовал, что двигатель снова «завёлся». — Один из конкретных конструкционных примеров, на которых я разобрал особенности инвалидной (отчасти) натуры Виктора, неожиданно зацепил за живое, и — буквально — заставил снова взяться за работу по оскоплению очередной статуи несчастного Микеля Анджело. В каких-то полдня превратив очередного Давида в кирпич, я выложил в википедию жалкий огрызок своего (генеративного) анализа «лунной сонаты» Виктора Екимовского. Случилось это сомнительное дело — в начале ноября 2013 года, и наконец, подвело тощую черту над моей про...странной работой 2010 года.[13] На этот раз реакции лунного героя пришлось ждать полгода. Причём, несмотря на его слова, что «данная литература о сонате не менее интересна, чем собственно музыка сонаты», — я сразу почувствовал, что Виктор крепко раздосадован. И даже раздражён.
- Впоследствии это ощущение подтвердилось: не раз и не два.
- — Allez..., — сказал я себе вполголоса.[комм. 15]
- Впоследствии это ощущение подтвердилось: не раз и не два.
Окончание дела стократ вернее его начала...
Не потому ли... так важно умирать вовремя...[10]
Долго ждать не пришлось, слава богу. Свою последнюю джентльменскую точку Виктор поставил сам, привычным размашистым росчерком, — как тот автограф. Во время очередного питерского визита, вестимо. Тем показательнее, что беседа между нами в тот момент была вполне отвлечённая, не только без выстрелов, но и, что называется, на нейтральной полосе. Прервав меня на полуслове, он со внезапным раздражением объявил: «да не пытайтесь Вы завербовать меня в свою веру, всё равно из этого ничего не выйдет...» — Замечание тем более сногсшибательное,[комм. 16] что неминуемо предполагало за собой ещё и какую-то дремучую глупость (меня). Из серии: сколько лет уже знакомы, и вот опять, этот дурень никак не потеряет надежды... всё-таки «завербовать», да ещё и в веру. Совсем идиот, да ещё и фанатик, ничего не соображает. Вопреки всему, что о нём знает. Вопреки собственному зрению, слуху и обонянию. Наконец, вопреки элементарным законам логики и физиологики, по которым устроена всякая человеческая задница. Словно сонный медведь-шатун, у которого уже раз тридцать ничего не получилось, но он с упорством продолжает давить лапой на единственную педаль своего деревянного велосипеда.
- ...чтобы не поминать о других приборах..., более сложных.[комм. 17]
Пора кончать, дружище Горацио...[14] Пожалуй, если продолжать в том же духе, дальше можно доскрестись — только до мышей, не говоря уже о более крупных грызунах. Процесс сколь бессмысленный, столь и непотребный, причём, равно для обоих.[комм. 18] — Отныне и до конца дней (моих или Виктора, на выбор), более ни один текст не выйдет за пределы... моей костяной коробочки. Ни одного огрызка. Ни единого булыжника. Ни одного кирпича. Не говоря уже о нём самóм, о сакраментальном первоисточнике 2010 года..., о «композиторе, по идее...» Всё! Как отрезало.[комм. 19] — Каждый человек имеет священное право на незнание, не так ли?.. (в том числе, и о себе самом), — или, по крайней мере, на свою порцию его..., этого естественного продукта. И тем более, я никогда не стал бы лишать (тем более, без спроса) этого священного права такого близкого человека, каким был (или, по крайней мере, мог бы быть) Виктор. Хотя бы в качестве благодарности... Ответной благодарности. За всё, что он для меня сделал. За эти годы. И после них...[комм. 20]
Помню, в последнюю нашу встречу... (давно это было, уже совсем в другом мире...) Виктор посмотрел на меня каким-то внезапно бодрым, прояснившимся взглядом, и произнёс — не без интонации — с очевидной высоты своего положения: «ох, знали бы Вы, какая чепуха... этот Ваш пятьдесят один год!..» И тут же услышал предельно будничный ответ: «а я Вам уже много раз говорил, Виктор, что возраст нужно считать не от начала, а от конца жизни»...
- Кажется, это был наш последний диалог.
И вот что ещё думается напоследок. Значит, теперь единственное, что «...по идее...» имеет хоть какое-то значение — кто из нас двоих раньше накроется медным тазом. Делайте ставки, господа!.. Если это буду я (что, несомненно, следует признать приоритетным вариантом), то моё каноническое исследование 2010 года так и останется под спудом, постепенно отправившись вслед за своим автором. Но если всё же он, Виктор, — в таком случае, ещё остаётся эфемерный шанс, что этот сногсшибательный аналитический прецедент под именем «композитор, по идее» — увидит свет. Или в точности напротив: свет увидит его. Может быть, здесь. На соседней странице. А может быть и в каком-то другом месте. — Но главное... Прошу прощения... Главное, о чём я не могу не помнить сегодня, и даже завтра, отчасти. Кто бы из нас ни помер первым, я или он..., при любом раскладе Виктор уже никогда... не откроет..., не прочтёт... о самом себе. — И не узнает.[комм. 21]
Да... Сохранит своё право.
Перед долгою дорогой...[15] ( М. Н. Савояровъ ) Ком’ ментарии
Ис’ точники
Лит’ература ( отложенная )
См. так’ же
— Все желающие что-то (или кому-то) изменить или дополнить
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|