Виктор Екимовский (Юр.Ханон. Лица)

Материал из Ханограф
Версия от 15:50, 2 сентября 2022; CanoniC (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Композитор...,по идее
   ( малая игра слов )
автор : Юр.Ханон     
     ( от...сроченный )
Саша Попов, композитор Чужой среди чужих

Ханóграф : Портал
MuPo.png

Содержание


Виктор
Belle-Lt.png Екимовский Belle-Rt.png
композитор...,по идее

( или хорошая мина при плохом взрывателе )


Не нужно криков «бис» и «браво»!  
Оставьте ваши глупости, мадам...[1]:211

( М.Н.Савояровъ )


......
мыслитель, натурально [2]

и
всё же (начну я вполне традиционно), не будем заранее врать, мадам. Хоть у вас так и принято. И широко... распространено (в целях самых разных..., и вполне одинаковых). К чёрту условия и условности. Скажем сразу: прямо и без око...личностей: нет. Категорически нет. И ещё раз нет. Потому что достаточно. Хватит. Не будет здесь вам (сегодня) никакой статьи про Виктора Екимовского. И композитора, по идее, тоже никакого не будет. В общем, ничего..., ровно ничего в таком духе не обломится. Если кто-то на это и рассчитывал (втайне, конечно)... Короче говоря: сдавай назад. Или поворачивай оглобли.[комм. 1]

...и вóт, значит, по какой причине...

  ...дело в том, что совсем недавно, кажется, это было лет семь-восемь на зад..., или даже девять, может быть..., — сейчас вспоминается с трудом, потому что в голове совсем другое, трудно заставить себя говорить и, тем более, думать о подобной ерунде... Короче говоря, бросим эту тему не полуслове: не так важна дата, как её малюют. А важно здесь было бы совсем другое, как кажется. Сейчас скажу, чтó именно...
  Значит, так: лет восемь назад, в каком-то очень далёком, почти доисторическом прошлом случилась со мною, понимаете ли, одна малая оплошка... или даже, вернее сказать, оказия: было, значит, такое дело, чёрт меня дёрнул — шёл, шёл себе по ровной дороге, да вдруг и оступился. Дал, значит, я слово. Причём, честное слово. Или — слово чести. Это уж кому как больше по...нравится.[комм. 2] — И с той поры, разумеется, исполняю обещанное. Неукоснительно и жёстко.[комм. 3] Как дурень..., — прошу прощения, как человек чести, — я хотел сказать. Потому что есть у меня такое, мягко сказать, странное обыкновение, причём — пожизненное. Держать слово. На уровне. Причём, ровно на том уровне, на котором я его даю. Не ниже. Выше, впрочем, случается.[комм. 4]

Впрочем, оставим,[3]:137как любил говорить один мой не...приятель, один мой старый не...приятель.
Потому что здесь, с этого места пришлось бы начать уже другой разговор (как мне кажется).
...совсем другой...
( пожалуй, здесь мне придётся остановиться и кое-что напомнить..., тем кто успел забыть ).

  «Виктор Екимовский : композитор..., по идее». Такую..., или примерно такую надпись (слегка двусмысленную), нечто вроде заголовка или рекламной шапки, можно прочитать в начале этой страницы. При известном напряжении, конечно (можно). Между тем, никакого текста, хотя бы мало-мальски соответствующего названию, здесь нет и, если верить предупреждению, не предвидится. В таком случае хотелось бы узнать: о чём речь? Ну..., хотя бы в самых общих чертах.

  Извольте..., тем более, что ответить совсем не трудно. Со всей предельной конкретностью и даже осязаемостью.

 ...в любой ситуации существует такая правда,
      лучше которой при всём желании соврать невозможно...[4]:413

  ...как уже неоднократно приходилось напоминать на страницах благословенного ханóграфа, «...то было раннею весной...», причём, до такой степени раннею, что ни о какой траве ещё не могло быть и речи, одно слово: март, брат. И погода на дворе традиционного стояла такая, что даже многочисленные собачьи подарки, накопившиеся за зиму, ещё не вытаяли из-под петербургского серого снега. Работа над двумя фундаментальными книгами была закончена (над одной — давно, а над другой — и подавно)..., и вот, сделав передышку на несколько дней в техническом заполнении партитуры Карманной Мистерии, я решил сделать небольшое «offrande», — Виктору, с которым только что познакомился (лично).[комм. 5] Исключительно в качестве ответа, вернее сказать, в виде ответной благодарности..., причём, совершенно искренней, из глубины души.[комм. 6] Считай — просто так, совершенно ни за что (благодарности), единственно за его отношение. Открыв подаренный мне экземпляр второго издания его «АвтоМоноГрафии» с шикарной дарственной надписью,[комм. 7] — буквально в пару дней, на едином выдохе я набросал скелет этого текстао нём, его натуре и жизни.[комм. 8] Полностью и в целом.

...фотография при первой встрече, спустя почти год после «рецензии задним числом»...
В.Екимовский(мар 2010) [5]
...вне всяких сомнений, это эссе было поистине невиданным...
...скрывавшим в себе, как минимум, две уникальные точки...
...одну на поверхности, а другую — изнутри...

  И прежде всего, взгляд на жизнь как целое. Его жизнь..., в данном случае. Как частное от некоего принципа. Со всей очевидностью, это был прецедент. В таком охвате и остроте постановки структурных вопросов не только не принято, но и прежде невозможно было говорить — о художниках.[комм. 9] С другой стороны, как мне казалось, своим текстом я оказываю Виктору поистине неоценимую услугу. Говоря одним словом, я дарил ему — Возможность. Как доктринёр и каноник, создавший принципиально новую систему взгляда на место человека в мире, а также между людей и внутри себя, я показывал ему новый путь или, по крайней мере, взгляд. По сути, ничего не сделав и единственный раз встретившись со сной, этот человек нежданно получал уникальную возможность (как минимум) увидеть собственную жизнь с такой стороны, с которой он её никогда не видел, и не мог даже предполагать, что подобный взгляд может существовать. Со всей очевидностью, такой подход имел все черты открытия.

— Прежде всего, для него самого (открытия).

  И как следствие, открывал несколько возможностей, принципиально новых. — Если учесть возраст и состояние бенефицианта на тот момент, не в его воле было, конечно, что-то поменять позади. Однако оставшиеся несколько шагов вперёд ещё можно было сделать совершенно иначе, и главное..., главное!.. — новый структурный взгляд на жизнь как целое давал в руки инструмент и, как следствие, уникальную возможность полностью изменить итог, действуя реверсивным путём. Проще говоря, ещё была возможность подвести под собственной биографией и творчеством такую черту (читай: итог), который существенно поменял бы и её вес, и значение, и даже смысл.

Причём, всё это исключительно свободно, по его собственному желанию...[комм. 10]
  Любой человек под одеждой голый, а в глубине души — идиот...[6]

  Вот, собственно, и всё, в двух словах. Можно облегчённо выдохнуть и пойти за угол..., пить пиво, например. Поскольку написанный в конце марта 2010 года текст..., он как раз и назывался теми словами, которые вынесены в качестве заголовка (временного заголовка, подчеркну) этой страницы. «Виктор Екимовский : композитор..., по идее».[7] Итак: actum est, моё дело было закончено. А дальше..., — дальше, как водится в подобных случаях, началась история..., с позволения сказать, — «обыкновенная история».[8]

С незначительными вариациями.

  Сделав текст начисто, в первую голову я задал себе вопрос: каково же его назначение? С одной стороны, он имел настолько уникальный и внутренний характер, что публиковать его можно было только по единой воле двоих: автора и героя. К тому же, самая тональность и интонация текста была столь странной и жёсткой, что представить себе место такой публикации..., — разве что очередное издание «АвтоМоноГрафии», но и тут не обошлось без проблемы. Следуя принципу, объявленному Виктором, его книга создавалась и публиковалась размеренным шагом в десять лет. Сначала 1997, затем 2008 (с опозданием). Значит, до следующей версии оставалась ещё внушительная пауза длиною лет восемь — минимум. К тому же неизвестно: будет ли у него (меня) такое желание, поместить «композитора, по идее» совсем в другой текст и контекст. Как вставную челюсть с внушительными клыками. В качестве константы оставалось только основное зерно, из которого всё выросло. Во-первых, эта работа была сделана для того лица, которому она посвящена. И во-вторых, такие сильные и существенные (если угодно: существительные) вещи просто так, без спросу — не дарятся. Никого нельзя «осчастливливать» без его ведома. Всякий человек имеет право на свою порцию незнания, равно всемирного и личного.

А потому решение выпало в осадок само собой.
В виде небольшого, но довольно дряблого кристалла.

  Для начала, я просто отложил «композитора, по идее» (чтоб остыл и немного обветрился, со всех сторон) и — вернулся к основной работе. А затем, спустя неделю-месяц-полтора, задал Виктору — пару вопросов. Не напрямую и не навязчиво, разумеется. Но — со всей необходимой терапевтической уклончивостью, чтобы не возбуждать лишнего любопытства и не подталкивать — через мягкое место — к желательному ответу.[комм. 11] На заглядение, ответ реципиента не заставил себя ждать. Он оказался не только спорым, но и — ярко отрицательным. Причём, последовательно: во всех трёх лабораторных пробах.

...фотография при первой встрече, когда Виктор Екимовский специально приехал в Петроград...
Юр.Ханон и Вк.Екимовский
(Сан-Перебур, мар 2010 г.) [9]
Можно было не сомневаться: результат был в самом деле превосходным...

  Таким образом, буквально в первый же месяц своего существования «композитор, по идее» оказался подвешенным в воздухе (и слава богу, что не за ноги), без своего главного применения и адреса..., ради которого был написан. Большая и уникальная работа, пускай и прикладного характера... Сразу выброшенная в корзину.[7] — Честно говоря, смотреть в неё было немного тогó..., жаль. Хотя мне и не привыкать к таким кульбитам (почти все партитуры с 1991 года..., а про книги и прочую прозу я даже и не заикаюсь). — И всё же, пока бульон не совсем простыл, хотелось найти хотя бы какое-то применение своей работе..., пускай и самое завалящее.

  Впрочем, думать тут было почти не о чем. Решение нашлось почти сразу. — Википедия, конечно.[комм. 12] Громадная открытая энциклопедия, в которой на тот момент (май 2010 года) про Виктора Екимовского не было буквально — ни слова. Ни первого, и ни второго.

  С другой стороны, даже и речи не могло быть о том, чтобы выложить туда в каком-либо виде чёрную драгоценность: «композитора, по идее».[комм. 13] И в первую голову, я сам никогда не стал бы совершать подобных глупостей: «не слишком ли жирно», мальчики? С другой стороны, и формат энциклопедии даже близко не позволял присутствия подобных исследований. — Узда. Седло. Шпоры. Ремень... Всякая вещь должна, как минимум, соответствовать тому месту, на котором находится. «По заднице и шляпа», — как можно было (бы) прочитать в одной странной книге.[10] Или, как говорил незабвенный Антон Павлович, — «по говну и черепок».[11] А значит..., мне предстояла дивная работа: притереть первое ко второму. Готовый текст прецедентного эссе снова превратился в сырьё, а произведение искусства превратилось в тыкву...

  Ну что ж..., ломать не строить: дело нехитрое. Благо, фунда...ментальный опыт вандалов всегда под рукой. Берём кайло и готовую статую Микеля Анджело. Для начала, как это у них принято, отбиваем нос и ещё кое-что..., в том же д’ухе. Затем руки, ноги и вообще всё, что мало-мальски торчит. Наконец, немного утрамбовываем и ровняем полученную болванку (чтобы не выделялась из окружающего пейзажа), — и на выходе снова получаем натур’продукт: торжествующий камень. Почти булыжник, сэр... Примерно так мне и пришлось поступить, сократив уникальное аналитическое эссе раз в десять..., если не больше, — до состояния тривиального огрызка или манекена из ближайшего магазина одежды, получив нормальную биографию для открытой энциклопедии. И в последний день календарной весны 2010 года (говорю это не наизусть, конечно, благо, всякий хоть сейчас может это дело проверить), я выложил шикарную культяпку в открытый доступ. Так сказать, «опубликовал».[12]

  В полную противоположность «композитору, по идее», заочно отвергнутому, — оценка википедийного огрызка его главным героем (имярек) имела все черты превосходной степени, по крайней мере, на поверхности. Горячо и почти восторженно, герр Виктор поблагодарил меня (спустя четыре месяца),[комм. 14] и добавил (без лишних слов), что это «вообще лучшее, что о нём когда-либо было написано». Примерно такой же отзыв (только значительно более витиеватый по выражениям), он оставил и в википедии, на так называемой «странице обсуждения».

Вот и слава богу. Хорошо — не плохо. Значит, не зря старался.
      Остановись, человек!..
  Не слишком ли мала та дырочка, в которую ты пытаешься влезть!..[4]:106

  Пожалуй, достаточно (на первый случай). Пора заканчивать... Дальнейшую нитку (белую, как всегда) позволю себе наметить не более чем — пунктиром.

...в конце концов, ведь я же дал обещание. Слово чести...
А слово нужно держать, не так ли? — ведь оно само... немного тогó, не держится...

  Напоследок замечу на полях (шляпы), что результаты предварительного «тестирования» клиента «по идее» не подвели. И даже напротив. Со временем они не только не подверглись какой-то ревизии, но и продолжали упрямо прогрессировать, причём, без моего вмешательства. С каждым годом Виктор всё чаще и отчётливее проявлял видимое раздражение, даже при малейших упоминаниях о моей системе, казалось бы, самых безобидных и не направленных в его сторону. И тем более странно это выглядело (как типичная болевая точка), если учесть наше общение, мягко говоря, не частое и мою предельную ненавязчивость. Единожды усвоив себе, что мои канонические открытия здесь не ко двору, я более и не предлагал их к рассмотрению..., разве только они проскальзывали как мои привычные фигуры речи в разговоре о каких-то третьих лицах или событиях.

  Вторую и последнюю литераторскую пробу я поставил (на мостках) двумя годами спустя после первой. Пересмотрев по какой-то нужде упокоенный текст «Композитора, по идее», внезапно я почувствовал, что двигатель снова «завёлся». — Один из конкретных конструкционных примеров, на которых я разобрал особенности инвалидной (отчасти) натуры Виктора, неожиданно зацепил за живое, и — буквально — заставил снова взяться за работу по оскоплению очередной статуи несчастного Микеля Анджело. В каких-то полдня превратив очередного Давида в кирпич, я выложил в википедию жалкий огрызок своего (генеративного) анализа «лунной сонаты» Виктора Екимовского. Случилось это сомнительное дело — в начале ноября 2013 года, и наконец, подвело тощую черту над моей про...странной работой 2010 года.[13] На этот раз реакции лунного героя пришлось ждать полгода. Причём, несмотря на его слова, что «данная литература о сонате не менее интересна, чем собственно музыка сонаты», — я сразу почувствовал, что Виктор крепко раздосадован. И даже раздражён.

Впоследствии это ощущение подтвердилось: не раз и не два.
Allez..., — сказал я себе вполголоса.[комм. 15]
 Окончание дела стократ вернее его начала...
    Не потому ли... так важно умирать вовремя...[10]:166

  Долго ждать не пришлось, слава богу. Свою последнюю джентльменскую точку Виктор поставил сам, привычным размашистым росчерком, — как тот автограф. Во время очередного питерского визита, вестимо. Тем показательнее, что беседа между нами в тот момент была вполне отвлечённая, не только без выстрелов, но и, что называется, на нейтральной полосе. Прервав меня на полуслове, он со внезапным раздражением объявил: «да не пытайтесь Вы завербовать меня в свою веру, всё равно из этого ничего не выйдет...» — Замечание тем более сногсшибательное,[комм. 16] что неминуемо предполагало за собой ещё и какую-то дремучую глупость (меня). Из серии: сколько лет уже знакомы, и вот опять, этот дурень никак не потеряет надежды... всё-таки «завербовать», да ещё и в веру. Совсем идиот, да ещё и фанатик, ничего не соображает. Вопреки всему, что о нём знает. Вопреки собственному зрению, слуху и обонянию. Наконец, вопреки элементарным законам логики и физиологики, по которым устроена всякая человеческая задница. Словно сонный медведь-шатун, у которого уже раз тридцать ничего не получилось, но он с упорством продолжает давить лапой на единственную педаль своего деревянного велосипеда.

...чтобы не поминать о других приборах..., более сложных.[комм. 17]

  Пора кончать, дружище Горацио...[14] Пожалуй, если продолжать в том же духе, дальше можно доскрестись — только до мышей, не говоря уже о более крупных грызунах. Процесс сколь бессмысленный, столь и непотребный, причём, равно для обоих.[комм. 18] — Отныне и до конца дней (моих или Виктора, на выбор), более ни один текст не выйдет за пределы... моей костяной коробочки. Ни одного огрызка. Ни единого булыжника. Ни одного кирпича. Не говоря уже о нём самóм, о сакраментальном первоисточнике 2010 года..., о «композиторе, по идее...» Всё! Как отрезало.[комм. 19] — Каждый человек имеет священное право на незнание, не так ли?.. (в том числе, и о себе самом), — или, по крайней мере, на свою порцию его..., этого естественного продукта. И тем более, я никогда не стал бы лишать (тем более, без спроса) этого священного права такого близкого человека, каким был (или, по крайней мере, мог бы быть) Виктор. Хотя бы в качестве благодарности... Ответной благодарности. За всё, что он для меня сделал. За эти годы. И после них...[комм. 20]

  Помню, в последнюю нашу встречу... (давно это было, уже совсем в другом мире...) Виктор посмотрел на меня каким-то внезапно бодрым, прояснившимся взглядом, и произнёс — не без интонации — с очевидной высоты своего положения: «ох, знали бы Вы, какая чепуха... этот Ваш пятьдесят один год!..» И тут же услышал предельно будничный ответ: «а я Вам уже много раз говорил, Виктор, что возраст нужно считать не от начала, а от конца жизни»...

Кажется, это был наш последний диалог.

  И вот что ещё думается напоследок. Значит, теперь единственное, что «...по идее...» имеет хоть какое-то значение — кто из нас двоих раньше накроется медным тазом. Делайте ставки, господа!.. Если это буду я (что, несомненно, следует признать приоритетным вариантом), то моё каноническое исследование 2010 года так и останется под спудом, постепенно отправившись вслед за своим автором. Но если всё же он, Виктор, — в таком случае, ещё остаётся эфемерный шанс, что этот сногсшибательный аналитический прецедент под именем «композитор, по идее» — увидит свет. Или в точности напротив: свет увидит его. Может быть, здесь. На соседней странице. А может быть и в каком-то другом месте. — Но главное... Прошу прощения... Главное, о чём я не могу не помнить сегодня, и даже завтра, отчасти. Кто бы из нас ни помер первым, я или он..., при любом раскладе Виктор уже никогда... не откроет..., не прочтёт... о самом себе. — И не узнает.[комм. 21]

Прошу прощения, я хотел сказать: сохранит, конечно.

  Да... Сохранит своё право.

    На незнание.







A p p e n d i X

Друг мой, сядем на бревно, 
Перед долгою дорогой...[15]  

( М. Н. Савояровъ )

Ком’ ментарии


...и что за неприятное лицо у этого комментатора...
без лишних слов [16]

  1. Даже и поневоле мне пришлось (бы) вставить здесь подобный пассаж..., в виде или вместо преди...словия. А то ещё бы, чего доброго, меня обвинили, что я на старости лет заделался махровым конъюнктурщиком и публикую здесь панегирик в честь очередного юбилея Виктора Екимовского, — благо, они теперь у него случаются едва ли не каждый год. — Однако нет, конечно (как напрямую следует из текста). И жена цезаря снова вне подозрений, как и вчера, как и всегда. А потому могу только погрозить пальцем и ещё раз повторить (а затем и ещё раз) с прежде невиданной настойчивостью, короче говоря: сдавай назад. Или поворачивай оглобли, на худой конец. — Впрочем, последнее нежелательно.
  2. Не вижу ни малейшего смысла как-то дополнительно обсасывать или, тем более, о(б)суждать тонкую разницу между первым и вторым (блюдом)..., и не потому даже, что она слишком мала или, напротив, слишком существенна, но только по той безгласной причине, что подавляющее число моих современников (не говоря уже о соотечественниках), пока ещё находящихся «здесь и сейчас», в равной степени не мают ни того, ни другого. — Как говорится, чума на оба ваших дома. Или даже на три, если возникнет необходимость.
  3. И даже более того, всякий раз приходится бить (себе) по рукам, когда в очередной раз возникает позыв всё-таки взять — и нарушить сто раз просроченное обещание. Тем более, что до сих пор (пока я не опубликовал его здесь), о нём..., об этом слове чести — толком-то никто и не знал. И в самом деле, что за эксцентрическая дурь: исполнять обет, никому не вéдомый. И даже более того: решительно никому не потребный. Проще говоря, всем бы и плевать на этот предмет с высокой колокольни. В таких случаях куда вернее было сказать: что в лоб, что по лбу. Но и того мало: нет резона поминать про лоб, когда и лобка многовато будет.
  4. Хотелось бы знать, между прочим, о каком-таком «слове» здесь идёт речь и почему автор до сих пор не сказал ни слова об этом слове. К примеру, в чём оно состояло, это слово. Или кому было дано. Наконец, о чём вообще здесь идёт речь, если в начале эссе поставлен заголовок «Виктор Екимовский : композитор..., по идее», а в первой же строке сказано, что «никакой статьи про Виктора Екимовского здесь (сегодня) не будет». Значит, мы должны сделать такой вывод, что заявленная тема не соответствует тексту..., и вообще, имеет место какой-то обман. А может быть, даже провокация. — Причём, как утверждает автор, «ровно на том уровне, на котором она запланирована. Не ниже. — Выше, впрочем, возможно». Учитывая, что речь идёт о двух известных деятелях современного искусства, оба из которых (пока) живы, этот вопрос не следовало бы пускать, так сказать, на самотёк.
  5. «Offrande» — здесь — очевидным образом представляет собой самоцитату одной из самых известных «Смутных пьес» («Подношение Куперену»), а из неё, в свою очередь, неизбежно отсылает к старику-Равелю..., этому типичному жокею среди композиторов, в своё время изъевшему нам с Эриком всю печень своим импрессивным «приношением» (тому же типу). Впрочем, оставим... Дело давнее, что уж тут понапрасну гробницу ворошить.
  6. Эта «благодарность» — без лишних слов, отдельная статья расхода. Ещё в те времена, открыто недоумевая сам себе (какая-такая благодарность, почему, за что, откуда...), я посвятил ей отдельное небольшое эссе, — на своём персональном сайте в спец.разделе «Personarium». Собственно, там всё сказано, чёрным по чёрному. Без лишних слов. И сегодня — пока ещё — можно прочесть. Так сказать, в качестве прямого свидетельства..., или археологического артефакта десятилетней давности.
  7. Этой дарственной надписи, прошу прощения за неуместное отступление, можно было бы посвятить отдельное эссе. Не говоря уже о ещё одной авто’моно’графии. Если бы не моё обещание, само собой. Впрочем, о нём ниже.
  8. Понимая под словом «жизнь» и «натура» вещи принципиально разные, соотносящиеся как причина и последствие. Далеко не всякий человек способен хоть как-то «делать» или, тем более, «сделать» свою жизнь, не говоря уже о формировании её линии напрямую, по воле (action directe). Разумеется, не относился к числу таких «функционеров» и Виктор. Тем не менее, его промежуточное (если угодно, межеумочное) положение в инвалидном статусе нашло своё причудистое отражение на его опусах («сочинениях») и биографии. Иногда как в кривом зеркале. А иногда, в редких случаях жёсткого или активного состояния инвалидной натуры, и в качестве чёткого отпечатка. Ещё раз повторю: никто ещё не пытался говорить таким образом о жизни художника, следуя из представлений принципиально новой системы психологии и философии. Именно тогда, весной 2010 года, я впервые предпринял такой опыт, нечто вроде малого лабораторного практикума: когда ещё не было «Чёрных Аллей», где эта работа будет сделана на двойном материале Альфонса, а также «Трёх инвалидов» и следующих толстых книг, где виви...секционный анализ человеческой природы дан в системном и обширном виде, под наркозом. Здесь же, после семисот страниц двуспального опыта с Фридрихом, мне пришло в голову приложить свежий метод к одной конкретной линии. — В данном случае, к линии Виктора Екимовского.
  9. К слову сказать, именно Ницше первым предпринял подобную попытку (хотя и пассивную), которую я попытался развить и распространить сначала внутри нашей с ним книги, а затем — на том материале, о котором достаточно чётко говорят уже одни только заголовки моих книг: как изданных, так и оставшихся в тени.
  10. Этот самоочевидный довесок в четыре слова мне пришлось накинуть — ради всего одного смыслового акцента. Речь не шла о том, что я при помощи своей системы собирался навязать Виктору Екимовскому новую картину или освещение его собственной жизни. К тому у меня не было ни малейшего поползновения, — хотя бы потому только, что сам предмет не представлялся мне достаточно ценным для подобного упражнения. Но для самогó Виктора, надо полагать, его жизнь имела значительно более высокий вес и цену. Во всяком случае, его «АвтоМоноГрафия», а также его лицо свидетельствовали об этом с максимальной чёткостью постановки вопроса. Таким образом, вопрос раз...решался сам собой. — Вóт, Виктор, моё Вам «offrande», — между прочим, подарок не только уникальный, но и почти царский, мало кому при жизни такое выдаётся. Принципиально новый, тонкий инструмент. Практически, лазер для лазаря. Хотите — берите, хотите — нет. Можете положить на полку, как сувенир. Пускай пылится. А если пожелаете, можете пустить в действие. Причём, в любую сторону. Как только пожелаете. Вот и вся история.
  11. Разумеется, если бы я для начала сообщил Виктору, что написал о нём прецедентное философско-психологическое эссе, а затем спросил: желает ли он его прочитать, он тут же ответил бы: «конечно, да» (да ещё и с восторгом, наверное). Во всяком случае, у меня такой ответ заранее не вызывал ни малейших сомнений. Однако в точности по этой причине спрашивать в лоб было нелепо и, прежде всего, нечестно. Хотя бы уже потому, что в таком способе диалога содержалась очевидная ложь допущения: я-то знал, о какого рода «эссе» идёт речь, а он — даже не мог предполагать, понимая под этим словом нечто совсем другое, знакомое ему по предыдущему опыту. Объяснить уникальные аналитические свойства своей работы напрямую тоже не представлялось возможным: сизифов труд пополам с цикутой. Или попытка решить не глядя обычное уравнение с тремя неизвестными, вдобавок, написанное на незнакомом (для Виктора) языке. Например, иероглифами. Или клинописью. — Чужие экзерсисы (попытки топтаться), тем более, сделанные на тёплом и дорогом материале своей жизни, нередко вызывают резонное раздражение. Именно потому я был вынужден выбрать окольный путь, — через несколько наводящих или тестовых вопросов. К примеру, дав Виктору попробовать «на зуб» несколько конкретных тезисов или выводов из оконченной работы. Результат тестирования говорил сам за себя. Дальше можно было не пробовать.
  12. Больше мне пойти с этим вопросом было нéкуда. Уже тогда, в 2010 году положение с публикацией моих текстов стало катастрофическим (про музыку я даже и не заикаюсь). Даже если бы я как-то попытался преувеличить собственную маргинальность, это бы не получилось. В последние десять лет издать не получалось ровным счётом — ни-че-го. Плотные ряды клана сомкнулись и повсюду мне приходилось натыкаться на одинаково (не)приветливые спины и задницы, взыскующие только денег, а более — ничего. И даже, грешно сказать, «Воспоминания задним числом» уже второй год валялись в «Ликах России» без малейшего движения. — Вóт тебе, бабушка, и википедия.
  13. Здесь даже не нужно загибать пальцы. Довольно уже и того только, что размеры «композитора, по идее» значительно превосходили всё, что только можно встретить в википедии. Не говоря уже про тональность, стиль и — подход к материалу. Одним словом, это называлось бы «тыкаться свиным рылом в известное место»... Даже представить себе не смешно, чтó бы там началось, попробуй я позволить себе подобную выходку.
  14. Выложив статью в википедию, я не сообщал о ней Виктору. Нажатием кнопки «опубликовать» моё дело было закончено и дальнейшее не требовало личного вмешательства. Действуя по старому рецепту зануды Конфуция, я пустил дело по течению, ожидая — когда мимо само проплывёт некое инородное тело. Кажется, Виктор узнал о статье только к октябрю (дело обычное: лето, отдых, поездки), и тогда же оставил отзыв. Сначала по телефону, потом — в письме и, наконец, прямо там, в википедии.
  15. Вот тогда-то я и дал себе, грешным делом, то самое обещание: честное слово или «слово чести»..., о котором уже (не раз..., и не два) была речь, между слов. Глядя на него..., или на себя..., невольно выскакивает, как «джек из ящика», трижды прекрасная и прекрасно...душная фраза Эрика из «воспоминаний задним числом»: «всё! — детей больше не будет!..» И правда, со всей очевидностью это единственный вариант, в нашем деле.
  16. Удивительно, что ни тогда, ни позже Виктор не почувствовал и, тем более, не понял удивительной двусмысленности того, что сказал. И даже прямая аналогия, прекрасно ему известная, ускользнула от него: Ницше, конечно же, Ницше. В последние годы жизни (жизни в сознании, конечно), когда были написаны важнейшие работы, примерно такими словами заурядные друзья-профессора затыкали ему рот. Заставляя замолчать. — Интересно бы знать, чего Виктор желал добиться такими словами? — ни один из его застольных приятелей даже близко не говорил ему ничего подобного. И вот, он приезжает в Питер. Желает встретиться со мной. И хочет, чтобы я жевал во рту такую же пустопорожнюю чушь, как его бесконечные «рауфы»? Вопрос риторический, конечно. — В любую секунду я готов уйти или просто замолчать. Особенно, когда мне затыкают рот.
  17. И в самом деле, с первой же встречи с Виктором я без труда определил природу его натуры, тем более, что он её и не скрывал. У Виктора Екимовского даже внешний вид (фас, профиль, абрис) был настолько определённо выпуклый, что не оставлял ни малейших сомнений на счёт своего биологического статуса. Слава богу, в те времена, когда мы с ним общались, я ещё не совсем сдурел, чтобы ничего не замечать. — Между нами, приматами: кажется, нет ничего наивнее для типичного лидера по натуре, альфа-самца, чем пытаться «завербовать» (подчинить) — другого такого же лидера. Каким бы он ни был по своим качествам, подобное намерение обязательно приведёт к той или иной форме мордобоя (прямого конфликта). Тем более странное дело, что я с самого начала не видел для себя никакой иной мотивации его в чём-то убедить, кроме тех дополнительных возможностей (аналитических и генеративных), которых он никогда не имел раньше и мог получить из рук в руки, чтобы не тащиться по собственной жизни вслепую. Если же он сам от них отказывался, да ещё и в резкой форме, так у меня и вовсе не оставалось ни малейшей причины перетягивать его в свою «веру» (веру, которой нет, с позволения сказать). Тем более, спустя несколько лет общения..., когда мои мысли были скорее о борзых щенках, чем о какой-то вербовке. В таком случае, он просто подменял понятия и речь шла уже об элементарной цензуре (нежелательных или запретных темах). Значит, впредь при разговоре с Виктором я должен был (бы) следить за собой и не произносить ничего такого, что напоминало бы ему о моих системных взглядах и, как следствие, несло раздражение. — Но тогда спрашивается: на кой чёрт мне такое, с позволения сказать, «общение»?.. Особенно, если учесть мои наклонности: сколь «много» и «плотно» я в последние тридцать лет выхожу из своего затворничества и контактирую с людьми..., к тому же, прости господи, ещё и композиторами, «по идее». Единственный раз я сделал это для исключительного Виктора (в виде исключения). И он же сам, своими руками, закрыл это исключение простейшим методом: введением (себя) обратно в норму.
  18. Собственно, здесь, в этой точке и скрывалась основная проблема наших отношений, а также и последних лет жизни Виктора Екимовского. В точном соответствии с одним из тезисов «Композитора, по идее», мы двигались с ним в противоположных направлениях. Под влиянием возраста и болезней, он — постепенно «спускал воздух», возвращаясь к состоянию нормы, вляпываясь в неё всё глубже и глубже. Я же — напротив — под влиянием того же комплекта причин, продолжал отдаляться от средней линии человеческого материала и терять жалкие остатки способности элементарно общаться или, тем более, «коллаборировать с оккупантами». — Собственное шагреневое состояние (опускание до банальной человеческой нормы) не могло не бередить и подсасывать (где-то глубоко внутри и подспудно) тонкую натуру Виктора, отсюда (говоря кратко) и его растущее раздражение на мой «оборотный» пример, который поначалу выглядел упрёком, а под конец — обвинением и приговором. Все остальные подробности я выпускаю, разумеется. В полном согласии со своим словом чести.
  19. Вот, кстати, забавный казус, напоследок (нечто в стиле известного парадокса Протагора)... — Спустя почти десять лет. Сегодня. Всё-таки опубликовав это маленькое тавтологическое эссе..., тем самым, нарушил ли я данное (самому себе) обещание? (честное слово или «слово чести») — или не нарушил? Пожалуй, если судить по формальной логике, всё-таки нарушил. Хотя..., если посмотреть немного глубже, под кожу, — то вроде бы и нет. — Я же, впрочем, воздержусь от какого-либо мнения. Поскольку оно мне слишком хорошо известно. И в сáмом скором времени Виктор сам, причём, безо всякого моего понуждения — подтвердит его. В полной мере. И даже сверх того.
  20. Вероятно, со стороны может показаться, что я всё время балансирую на грани иронии и сарказма... Или даже издеваюсь. — Ничуть. Всю историю Виктора я воспринимаю как ещё одну неудачу и трагедию, в том числе, и личную. Свою. — И даже не столько как историю вынужденной деградации отношений (вслед за их сторонами), сколько ещё один пример возвращения (в данном случае, ещё и возрастного) большого артиста и, одновременно, высокого инвалида куда-то наискосок по нисходящей, — обратно к человеческой норме и, как следствие, к потребительской заурядности. Всё, что прежде было в нём особенного, экстремального и экстраординарного, постепенно спустило пар и оказалось — потеряно. В данном случае, это моя личная потеря.
  21. Этот текст, называемый «композитором, по идее...», в принципе, его можно оценивать как угодно. С любым знаком или вовсе без оного, как ноль. Но в любом случае, это — уникальный прецедент и, одновременно, такая же уникальная версия целой жизни особенного и непростого артиста, каким был Виктор. Никогда прежде..., и никогда впредь более не будет предпринято подобных попыток. С подобных позиций. Или в похожем ключе. И здесь уже я остаюсь полностью в своём праве: ненаписанного, неопубликованного или уничтоженного. Именно так. Только ещё раз повторю, напоследок. — Того, чего никогда не было прежде. И не будет впредь.



Ис’ точники

Ханóграф: Портал
NFN.png

  1. Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (лучшее из худшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
  2. Иллюстрация — Auguste Rodins «Tankaren», copie. Terrassen pa Waldemarsudde, Stockholm, Sveden. — Копия «мыслителя», установленная в Стокгольме. — Зима, однако
  3. Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус. «Два Процесса» или книга без-права-переписки. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012 г. — изд.первое, 568 стр.
  4. 4,0 4,1 Юр.Ханон, «Мусорная книга» (том второй). — Сан-Перебур. «Центр Средней Музыки», 2008 г.
  5. ИллюстрацияВиктор Екимовский (собственной персоной), первая встреча (на Эльбе). Чрезвычайно наглядная фотография. — Сан-Перебур, мар.210 (tectum de Khanon).
  6. Юр.Ханон. «Не современная не музыка» (интервью). — Мосва: жернал «Современная музыка», №1 за 2011 г. — стр.2-12
  7. 7,0 7,1 Юр.Ханон. «Виктор Екимовский : композитор..., по идее» (из воспоминаний королевского хирурга). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2010 г.
  8. Иван Гончаров. «Обыкновенная история». Полное собрания сочинений И.А.Гончарова. Том первый. — Сан-Перебург: 1886 г.
  9. ИллюстрацияЮрий Ханон & Виктор Екимовский, документальная фотография: первая встреча (личное знакомство, десять лет спустя). Сан-Перебур: мар-210 (ultra-Tour).
  10. 10,0 10,1 Юр.Ханон, «Мусорная книга» (том первый). — Сана-Перебу́ра: «Центр Средней Музыки», 2002 г.
  11. А. Чудаков. «Неприличные слова» и облик классика. О купюрах в изданиях писем Чехова. — Мосва: Литературное обозрение, № 11 за 1991 г. — стр.72-75
  12. Оставляю здесь ссылку на статью «В.Екимовский» в архивном виде, как она существовала тогда, 31 мая 2010 года.
  13. Оставляю здесь аналогичную ссылку на статью «Лунная соната Екимовского» в архивном виде, как она существовала тогда, 13 ноября 2013 года.
  14. И.В.Гёте. «Фауст» (перевод Бориса Пастернака). — Мосва: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г.
  15. М.Н.Савояров, «Переход» (1919). «Подмётки» к сборнику «Вариации Диабелли» (1903-1929 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  16. Иллюстрация — Избранная фотография из бранного: каноник и композитор Юрий Ханон. — Сан-Перебур (дурное место). — Canonic & composer Yuri Khanon, sept-2015, Saint-Petersbourg.



Лит’ература ( отложенная )

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

Ханóграф: Портал
Zapiski.png
Ханóграф: Портал
Yur.Khanon.png



См. так’ же

Ханóграф : Портал
MuPo.png

Ханóграф: Портал
EE.png






см. д’альше



Red copyright.pngАвторы : Юр.Савояров & Юр.Ханон.    Все права сохранены (2021) Red copyright.png
Auteurs : Yur.Savoyarov & Yur.Khanon.   Red copyright.png   All rights p...reserved (2021).


* * * веро...ятно, эту статью мог бы исправить
и другой автор, о котором тут шла речь,
но теперь об этом не может быть даже и речи.

— Все желающие что-то (или кому-то) изменить или дополнить
(в этой пред’истории), — могут позвать спец.гарсона
с промежуточной палочкой и передать всё через него...


* * * (не) публикуется впервые, запоздало и отложенно :
региональный текст, провинциальная редактура
и заштаное оформление
Юр.Ханóн.



«s t y l e t  &   d e s i g n e t   b y   A n n a  t’ H a r o n»