Сон (Натур-философия натур)

Материал из Ханограф
Версия от 16:28, 21 февраля 2023; CanoniC (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Страшный сон    
          Петра Шумахера
автор : Юр.Ханон
               ( не считая того Шумахера и этого Савоярова )
тот Шумахер этот Савояров

Ханóграф: Портал
EE.png


Содержание



Belle-Lt.png Страшный Сон Belle-Rt.png
Петра Васильича Шумахера

( или вторая агония гения )
Ломтики, куски, кусочки,      
Страшный сон на склоне дней...[1]

( Мих.Савояровъ )



...посмертная маска императора, ровно на десять лет раньше...
последний призрак (оперы) [2]

майская ночь. Скорее, даже вечер. Конец весны 1891 года. Мосва. Петровка. Большой театр. Императорский, конечно. Или имперский. Полный зал публики, в последнее время. Или даже два. На всякий случай. Дамы обмахиваются веерами и киверами. Мужчины поправляют суртюки и мундштуки. Кажется, нынче у нас премьера. Снова премьера (как тогда). С...мутный шорох и шёпот в партере: «а что сегодня дают?..» — «неужели опять гондольера?..» — «и в который-то раз?..»«ещё не надоело?..»«сколько можно одно и то же...»«нет, сегодня другая опера, говорят». — Совсем другая.

— Какая-такая «другая»? Совсем, что ли?..
...говорят, совсем...[3]

И правда. Сегодня вечером в Большом театре — совсем другая опера. Событие, как-никак. Впрочем, им не привыкать. Это у них завсегда так, на Большой-то Петровке.[комм. 1] Премьера. Хотя и третья, как говорят. Или вторая. Точнее говоря, и третья и вторая одновременно.

Третья премьера второй Нормы. А кто композитор?.. А кто автор либретто?.. Чьи стихи?.. Нет. Ничего нет. В программке ни слова не сказано. И на афише только фамилия при...мадонны. Редкая птица. Гениальная, говорят. Вот. И все сбежались послушать великую певицу всех времён. Вся Мосва здесь...

Зал постепенно темнеет. Краски сгущаются. Кресла, ложи, ярусы, яма, всё быстро тонет в густых сумерках. Ничего не видно. Шопот, шорох публики стихает. Откуда-то снизу раздаётся неясный гул (большого барабана), как если бы начиналось землетрясение. Маленькое землетрясение. Очень маленькое.

— Говорят, на прошлой неделе фундамент Большого театра опять немного просел.
...дело пахнет очередным ремонтом...

Занавес медленно, затем рывками ползёт наверх. Сцена поначалу пуста и темна. Ничего не видно. Позади сцены мерцает тусклый кровавый свет. И поверх всего начинается..., звучит возвышенная, бесконечно красивая музыка. Кажется, пассакалия. Или сарабанда, может быть. Она без пения, но всё равно, какая-то ангельская музыка. Разве такое бывает?..

— Нет, это не опера. Скорее — какая-то служба. Служба в храме. С оркестром.

— но ктó же это «служит» с оркестром?.. Дичь какая...
— может быть, это, как бы сказать, месса..., реквием...,
...или что-нибудь похожее, в таком роде...

На сцену медленно..., очень медленно переставляя ноги выходит маленькая худая певица в чёрно-красных одеждах. Это Мария Каллас. Оркестровое вступление внезапно обрывается. Словно отрубили звук... Дирижёр в яме яростно машет руками, но скрипки молчат. И даже контрабасы замерли. Певица неспешно поворачивается лицом к публике, и в гробовой тишине откуда-то снизу раздаётся её бесконечно прекрасный... грудной..., — нет, почти утробный голос: «...я ничего не знаю, у меня глисты!..»[4]:152 (и всё это, между прочим, на чистейшем итальянском)

...занавес отвесно падает на сцену...[комм. 2]


Пётр Васильевич в ужасе просыпается. Со стоном. Мокрые волосы прилипли ко лбу...
Он садится на кровати, спускает на пол холодные стариковские ноги. Руки мелко дрожат...

За мутной занавесью окна — тёмный силуэт Сухаревской башни.[комм. 3] Рядом с ним — второй.

Мишка, это ты, Мишка?.. Эй, что за дурацкие шутки, Мишка!

— Это ты опять выдумал... свою ерунду, что ли?..
— Или твой внук, ещё скажешь?..[5]
— Нет?.. Никого нет, что ли?..
— Или ты, может быть, скажешь, что я здесь один?..
...опять совсем один...
       ...как солитёр...[комм. 4]

Кажется, это финал. Точка. Песенка спета... И никакой оперы не будет. И мистерии не будет. Никогда не будет. Ни той..., и ни другой. Потому что мы..., мы с тобой не туда попали, братец. Совсем не туда. Чёрт!.., как жаль. Что за чудная опера, кажется, у них такой никогда не бывало..., и не будет. Теперь. Потому что всё — мимо. Всё — коту под хвост. Кажется, мне здесь больше нечего делать. Лавочка закрылась. И мне пора, Мишка. Я и так опоздал. Совсем опоздал. Всё когда-то кончается. Вот и мне давно пора... на выход, Мишка.

— Ничего не знаю, ничего не помню. Наверное, у меня тоже глисты...[4]:152
— Пожалуй, с меня довольно. Спектакль окончен. Я пошёл.
— Это чужое место. Совсем чужое. И все для нас здесь чужие.
Кажется, я и тáк здесь слишком задержался.     
     ...ну, дайте же занавес, наконец...





A p p e n d i X

Ком’ ментарии

...почти пасхальный портрет поэта, в яйце Фаберже, видать...
малое по...яснение [6]

  1. Вероятно, здесь какая-то ошибочка затесалась, в тексте. Петровка скорее всего не большая, а малая, наверное. Или всё-таки Большая. Не знаю точно. Может быть, и Большая, ведь театр-то «большой», как-никак. Потому и Петровка тоже должна быть... Впрочем, утверждать не стану. Точно не знаю. Очень давно не бывал в Мосве. А в Большом театре вообще никогда не бывал. И не буду. Никогда. Там только Средний дуэт бывал, говорят. — Но и он теперь тоже... Как я...
  2. На сцену выбегает импрессарио в съехавшем набок френче, дрожащими руками пытается развернуть какой-то конверт, затем в отчаянии бросает его на пол. Снова поднимает, в нетерпении рвёт его. Щурится. Пытается прочитать. Затем машет рукой и говорит наизусть. «Многоуважаемая публика. Господа. Администрация императорского театра приносит свои извинения. У нас сегодня произошла накладка»... — Занавес снова резко поднимается. Но там уже ничего нет.
  3. Последние годы жизни Пётр Васильевич провёл в странноприимном доме (фактически, богадельне) графа Шереметева. Это здание на Сухаревке становилось, чаще всего, последним приютом для бездомных бедняков. Граф, поклонник стихов Шумахера, выделил для него отдельную просторную комнату. — Там, в этой комнате на Сухаревской площади, Пётр Васильевич и скончался 23 мая 1891 года, немного не дожив до своего 74-летия...
  4. Вероятно, кое-кому здесь ещё и (по)требуется небольшое пояснение. Чтобы понять... хоть что-то определённое. И вот, пожалуйте: я оставлю его по бедности..., попросту говоря: сжалившись, а также исходя из ложного представления о гуманизме. — Дело в том, что «наше всё», велiкая певица Мария Каллас, постоянно озабоченная не только голосом, но и дальнейшим сохранением невиданного изящества фигуры, ради похудания проглотила личинку солитёра, с которой (или которым) таким образом и сосуществовала несколько лет. По какой-то нелепой случайности, описанная выше премьера оперы пришлась именно на эти годы совокупного жития мадам Каллас и солитёра (не считая Онассиса и Аристотеля, кроме всего прочего).



Ис’ точники


  1. М.Н.Савояров, «К празднику» (1936). «Замётки и помётки» к сборнику «Стихи я»: (1901-1940 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  2. Ил...люстрацияАлександр II, бывший «император» бывшей России, посмертная маска — снятая в день его убийства 1 марта 1881 года
  3. М. Н. Савояров: Дуэты. Новые шансонетки. Новые куплеты. 3-й сборник сочинений. — Петроград, 1915 г. — стр.22-25
  4. 4,0 4,1 П. В. Шумахер. «Красный и сивый» в книге: «Стихи не для дам». Русская нецензурная поэзия второй половины XIX века (под редакцией А.Ранчина и Н.Сапова). — Мосва: «Ладомир», 1994 г.
  5. Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  6. Иллюстрация — стилизованный рисунок (фотомонтаж) лица Петра Шумахера в сусальном медальоне, сделанный с фотографии ~ конца 1870-х — начала 1880-х годов (московского ателье Шерер).



Лит’ература (не...изданная)

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

Ханóграф: Портал
Zapiski.png
Ханóграф: Портал
Yur.Khanon.png



См. также

Ханóграф: Портал
MS.png

Ханóграф : Портал
MuPo.png




см. д’альше →


Red copyright.png  Автор : Юр.Ханон.    Все права сохранены. Red copyright.png
Auteur : Yr.Khanon.  Red copyright.png  All rights p..reserved.


* * * эту статью может редактировать или исправлять
только автор (по доверенности).

— Желающие сделать некое замечание или заметку,
могут передать её через встречного патруля,
если понимают, о чём тут речь...

* * * (не) публикуется впервые,
с разрешения Петра Васильевича Ш. :
урезанный текст, странная редактура
и нехорошее оформление
Юр.Ханóн.


«s t y l e t  &   d e s i g n e t   b y   A n n a  t’ H a r o n»