Сократ, артефакты (Эрик Сати) — различия между версиями
CanoniC (обсуждение | вклад) (давно не оформляемая статья + внутр. ссылки) |
CanoniC (обсуждение | вклад) м (и ещё опечапка) |
||
| (не показаны 3 промежуточные версии 1 участника) | |||
| Строка 23: | Строка 23: | ||
| [[Файл:Satie Erik SatiErik Paris-1921 La Belle.jpg|222px|link=Прекрасная истеричка, артефакты (Эрик Сати)|...Сократ сокрыл Сократа...]] | | [[Файл:Satie Erik SatiErik Paris-1921 La Belle.jpg|222px|link=Прекрасная истеричка, артефакты (Эрик Сати)|...Сократ сокрыл Сократа...]] | ||
|- | |- | ||
| − | | ''[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#551144">Эрик Сати</font>]]''<br><small>(фото: Париж, 1919-1920 год) <small><ref><font color="#233223">''Иллюстрация''</font> — Эрик Сати, Париж, студийная фотография ~ 1919-20 года, в период нескольких премьер «Сократа» и во время работы над ''балетом'' «[[Прекрасная истеричка, артефакты (Эрик Сати)|<font color="#551144">Прекрасная Истеричка</font>]]».</ref></small></small> | + | | ''[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#551144">Эрик Сати</font>]]''<br><small>(фото: Париж, 1919-1920 год) <small><ref><font color="#233223">''Иллюстрация''</font> — [[Эрик-Альфред-Лесли (Юр.Ханон)|<font color="#551144">Эрик Сати</font>]], Париж, студийная фотография ~ 1919-20 года, в период нескольких премьер «Сократа» и во время работы над ''балетом'' «[[Прекрасная истеричка, артефакты (Эрик Сати)|<font color="#551144">Прекрасная Истеричка</font>]]».</ref></small></small> |
|} | |} | ||
|} | |} | ||
| Строка 56: | Строка 56: | ||
<div style="margin:0px 12px;font:normal 14px 'Verdana';color:#441111;"> | <div style="margin:0px 12px;font:normal 14px 'Verdana';color:#441111;"> | ||
{{Q|Представьте, я занимаюсь ''«{{comment|Жизнью Сократа|первоначально Сати называл свою «симфоническую драму» не «Сократ», а — «Жизнь Сократа»}}»''. Очень боюсь [[Lapsus|<font color="#551144">промахнуться</font>]] с этим произведением, которое я хотел [[Вот, что наделали песни твои! (Михаил Савояров)|<font color="#551144">бы сделать</font>]] белым & чистым, как Античность. Мне от этого даже как-то не по себе & я временами совсем не знаю, куда себя деть. | {{Q|Представьте, я занимаюсь ''«{{comment|Жизнью Сократа|первоначально Сати называл свою «симфоническую драму» не «Сократ», а — «Жизнь Сократа»}}»''. Очень боюсь [[Lapsus|<font color="#551144">промахнуться</font>]] с этим произведением, которое я хотел [[Вот, что наделали песни твои! (Михаил Савояров)|<font color="#551144">бы сделать</font>]] белым & чистым, как Античность. Мне от этого даже как-то не по себе & я временами совсем не знаю, куда себя деть. | ||
| − | ...И всё же, какое это прекрасное дело: писать с такой совершенно особенной идеей, доселе невиданной и неслыханной... Всё впервые, всё внове..., – и опереться не на что, и подражать некому. И даже немного страшно делать... [[Шаг вперёд - два назад, ос.24 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">каждый шаг</font>]].<small><small><ref name="Khanon"> | + | ...И всё же, какое это прекрасное дело: писать с такой совершенно особенной идеей, доселе невиданной и неслыханной... Всё впервые, всё внове..., – и опереться не на что, и подражать некому. И даже немного страшно делать... [[Шаг вперёд - два назад, ос.24 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">каждый шаг</font>]].<small><small><ref name="Khanon">''[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#551133">Эр.Сати</font>]], [[Ханон, Юрий|<font color="#551133">Юр.Ханон</font>]]'' «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|<font color="#551133">Воспоминания задним числом</font>]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|<font color="#551133">яко’бы без</font>]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Санкта-Перебурга: [[Центр Средней Музыки|<font color="#551133">Центр Средней Музыки</font>]] & [[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551133">Лики России</font>]], 2011 г.</ref>{{rp|353}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#551144">Эрик Сати</font>]], из письма [[Валентина Гросс (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Валентине Гросс</font>]], 6 января 1917}} |
</div><!-- --> | </div><!-- --> | ||
{| align="right" style="width:155px;padding:5px;margin-left:15px;margin-bottom:15px;box-shadow:3px 4px 3px #bc5501;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #bc5501;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #bc5501;background:#DD7722;border:1px solid #FF3311;border-radius:5px;" | {| align="right" style="width:155px;padding:5px;margin-left:15px;margin-bottom:15px;box-shadow:3px 4px 3px #bc5501;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #bc5501;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #bc5501;background:#DD7722;border:1px solid #FF3311;border-radius:5px;" | ||
| Строка 104: | Строка 104: | ||
| [[Файл:Socrate (annotation Saties pour princesse de Polignac) 1916.jpg|299px|link=Любители и любовники (Из музыки и обратно)|...рукою Сократа начертанный...]] | | [[Файл:Socrate (annotation Saties pour princesse de Polignac) 1916.jpg|299px|link=Любители и любовники (Из музыки и обратно)|...рукою Сократа начертанный...]] | ||
|- | |- | ||
| − | | Эрик Сати, аннотация драмы «Сократ» для [[Княгиня де Полиньяк (Эрик Сати. Лица)|княгини Полиньяк]] (1916)<small><small><ref><font color="#233223">''Иллюстрация''</font> — Эрик Сати, Париж, студийная фотография ~ 1919-20 года, в период нескольких премьер «Сократа» и во время работы над ''балетом'' «[[Прекрасная истеричка (Эрик Сати)|<font color="#551144">Прекрасная Истеричка</font>]]».</ref></small></small> | + | | Эрик Сати, аннотация драмы «Сократ» для [[Княгиня де Полиньяк (Эрик Сати. Лица)|княгини Полиньяк]] (1916)<small><small><ref><font color="#233223">''Иллюстрация''</font> — [[Эрик Сати. Список сочинений почти полный|<font color="#551144">Эрик Сати</font>]], Париж, студийная фотография ~ 1919-20 года, в период нескольких премьер «Сократа» и во время работы над ''балетом'' «[[Прекрасная истеричка (Эрик Сати)|<font color="#551144">Прекрасная Истеричка</font>]]».</ref></small></small> |
|} | |} | ||
|} | |} | ||
| Строка 110: | Строка 110: | ||
{{Q|Как продвигается ваше вступление? Прошу Вас: коротко & точно…<small><small><ref group="комм.">Сати попросил своего приятеля, поэта [[Рене Шалю (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Рене Шалю</font>]] ''(René Chalupt)'' написать вступительный текст к первому изданию «Сократа». В этот момент Сати, сильно раздражённый навязчивостью Кокто, всеми силами старается избежать его участия в «Сократе». Как раз чтобы избежать сотрудничества с [[Жан Кокто (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Кокто</font>]], чья пожизненная склонность «тянуть одеяло на себя» подвергало риску искажения всего «Сократа», Сати и попросил написать предисловие поэта [[Рене Шалю (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Рене Шал</font>ю]].</ref></small></small> | {{Q|Как продвигается ваше вступление? Прошу Вас: коротко & точно…<small><small><ref group="комм.">Сати попросил своего приятеля, поэта [[Рене Шалю (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Рене Шалю</font>]] ''(René Chalupt)'' написать вступительный текст к первому изданию «Сократа». В этот момент Сати, сильно раздражённый навязчивостью Кокто, всеми силами старается избежать его участия в «Сократе». Как раз чтобы избежать сотрудничества с [[Жан Кокто (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Кокто</font>]], чья пожизненная склонность «тянуть одеяло на себя» подвергало риску искажения всего «Сократа», Сати и попросил написать предисловие поэта [[Рене Шалю (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Рене Шал</font>ю]].</ref></small></small> | ||
Нужно отчётливо обозначить всё то, что обозначает собой «Сократ». — Его значение в музыкальном искусстве…, его новизна. | Нужно отчётливо обозначить всё то, что обозначает собой «Сократ». — Его значение в музыкальном искусстве…, его новизна. | ||
| − | Этот текст, которого я прошу у вашей дружбы, должен быть отмечен благородством. Сдержанностью. Вы просто констатируете. Авторитетно, веско, ни с кем не споря. Ни на кого не глядя...<small><small><ref name="Corr.">{{книга|автор = [[Erik Satie|<font color="#551144">Erik Satie</font>]]|часть = |заглавие = «Correspondance presque complete» (par [[Орнелла Вольта (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Ornella Volta</font>]]; перевод: [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юр.Ханон</font>]])|оригинал = |ссылка = |ответственный = |издание = |место = Paris|издательство = Fayard / Imec,|год = 2000|том = 1|страницы = |страниц = 1260|серия = |тираж = {{comment|10 000||ISBN 2-213-60674-9}}}}</ref>{{rp|357}}</small></small>|Автор=[[Три кандидатуры одного меня (Эрик Сати)|<font color="#441133">Эрик Сати</font>]], из письма [[Рене Шалю (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Рене Шалю</font>]], ~ март 1919}} | + | Этот текст, которого я прошу у вашей дружбы, должен быть отмечен благородством. Сдержанностью. Вы просто констатируете. Авторитетно, веско, ни с кем не споря. Ни на кого не глядя...<small><small><ref name="Corr.">{{книга|автор = [[Erik Satie|<font color="#551144">Erik Satie</font>]]|часть =|заглавие = «Correspondance presque complete» (par [[Орнелла Вольта (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Ornella Volta</font>]]; перевод: [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юр.Ханон</font>]])|оригинал = |ссылка = |ответственный = |издание = |место = Paris|издательство = Fayard / Imec,|год = 2000|том = 1|страницы = |страниц = 1260|серия = |тираж = {{comment|10 000||ISBN 2-213-60674-9}}}}</ref>{{rp|357}}</small></small>|Автор=[[Три кандидатуры одного меня (Эрик Сати)|<font color="#441133">Эрик Сати</font>]], из письма [[Рене Шалю (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Рене Шалю</font>]], ~ март 1919}} |
<!-- --> | <!-- --> | ||
{{Q|Дорогая {{comment|Госпожа|Эрик Сати обращается к своей доброй знакомой, пианистке Марсель Мейер-Бертен (на тот момент жене певца Пьера Бертена)}}. | {{Q|Дорогая {{comment|Госпожа|Эрик Сати обращается к своей доброй знакомой, пианистке Марсель Мейер-Бертен (на тот момент жене певца Пьера Бертена)}}. | ||
| Строка 128: | Строка 128: | ||
::3. Смерть Сократа (взята из «{{Википедия|Федон_(Платон)|Федона}}»)…<small><small><ref name = "Corr."/>{{rp|393}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати|<font color="#441133">Эрик Сати</font>]], из письма <small><small><ref group="комм.">Это письмо, сугубо деловое и сухое, связано с тем, что (ради возможного концертного исполнения) Сати собирался представить в комитет «Национального Музыкального Общества» партитуру «Сократа». К тому моменту партитура так ещё и не вышла в свет, издательство «Сирена» очень сильно задержало [[Два Процесса (Юр.Ханон)|<font color="#551144">процесс публичной публикации</font>]] и Сати немало раздражался по этому поводу. Судя по всему, перспектива первого публичного исполнения ускорила появление нот из печати, поскольку «Национальное Музыкальное Общество» собиралось включить «Сократа» в программу концертного зала консерватории (исполнение было назначено на 14 февраля 1920), с участием певиц [[Жанна Батори (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Жанны Батори</font>]] и Сюзанн Балгери с фортепианным аккомпанементом Андре Сальмона ''(André Salmon)'', как уже было сказано выше.</ref></small></small> Густаву Самазёю, <small><small><ref group="комм.">Густав Самазёй ''(Gustave Samazeuilh)'' — средней руки профессиональный композитор {{comment|и критик|очень приятно слышать}}, ученик (а позднее — друг) [[Поль Дюка (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Поля Дюка</font>]]. Два десятка {{comment|лет|чтобы не сказать: битых два десятка лет}} Гюстав Самазёй исполнял обязанности генерального секретаря «Национального Музыкального Общества» (заняв этот пост после велосипедной смерти [[Эрнест Шоссон (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Эрнеста Шоссона</font>]]). Как минимум, ''четыре раза'' (и это за четверть века!) Самазёй принимал решение об исполнении произведений Сати в концертах «Национального музыкального общества», — очевидным образом не понимая, ''с кем'' имеет дело. В своей книге «Музыканты нашего времени» ''(«Musiciens de mon temps»)'' Гюстав Самазёй охарактеризовал Сати как «сочного юмориста» в музыке и отдал должное «трезвой технике», которую можно наблюдать в музыкальном материале «Сократа». Однако глупее всего выглядел тот факт, что Самазёй поставил Сати ''в один ряд'' с «{{comment|композитором|и тоже критиком}}» [[Ролан-Манюэль (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Роланом-Манюэлем</font>]]. Как говорится, — «доехали».</ref></small></small> 5 января 1920}} | ::3. Смерть Сократа (взята из «{{Википедия|Федон_(Платон)|Федона}}»)…<small><small><ref name = "Corr."/>{{rp|393}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати|<font color="#441133">Эрик Сати</font>]], из письма <small><small><ref group="комм.">Это письмо, сугубо деловое и сухое, связано с тем, что (ради возможного концертного исполнения) Сати собирался представить в комитет «Национального Музыкального Общества» партитуру «Сократа». К тому моменту партитура так ещё и не вышла в свет, издательство «Сирена» очень сильно задержало [[Два Процесса (Юр.Ханон)|<font color="#551144">процесс публичной публикации</font>]] и Сати немало раздражался по этому поводу. Судя по всему, перспектива первого публичного исполнения ускорила появление нот из печати, поскольку «Национальное Музыкальное Общество» собиралось включить «Сократа» в программу концертного зала консерватории (исполнение было назначено на 14 февраля 1920), с участием певиц [[Жанна Батори (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Жанны Батори</font>]] и Сюзанн Балгери с фортепианным аккомпанементом Андре Сальмона ''(André Salmon)'', как уже было сказано выше.</ref></small></small> Густаву Самазёю, <small><small><ref group="комм.">Густав Самазёй ''(Gustave Samazeuilh)'' — средней руки профессиональный композитор {{comment|и критик|очень приятно слышать}}, ученик (а позднее — друг) [[Поль Дюка (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Поля Дюка</font>]]. Два десятка {{comment|лет|чтобы не сказать: битых два десятка лет}} Гюстав Самазёй исполнял обязанности генерального секретаря «Национального Музыкального Общества» (заняв этот пост после велосипедной смерти [[Эрнест Шоссон (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Эрнеста Шоссона</font>]]). Как минимум, ''четыре раза'' (и это за четверть века!) Самазёй принимал решение об исполнении произведений Сати в концертах «Национального музыкального общества», — очевидным образом не понимая, ''с кем'' имеет дело. В своей книге «Музыканты нашего времени» ''(«Musiciens de mon temps»)'' Гюстав Самазёй охарактеризовал Сати как «сочного юмориста» в музыке и отдал должное «трезвой технике», которую можно наблюдать в музыкальном материале «Сократа». Однако глупее всего выглядел тот факт, что Самазёй поставил Сати ''в один ряд'' с «{{comment|композитором|и тоже критиком}}» [[Ролан-Манюэль (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Роланом-Манюэлем</font>]]. Как говорится, — «доехали».</ref></small></small> 5 января 1920}} | ||
<!-- --> | <!-- --> | ||
| − | {{Q|Сочиняя «Сократа», я имел намерение написать произведение простое, без малейшего намёка на борьбу; потому что я никто иной, как смиренный обожатель Сократа & Платона | + | {{Q|Сочиняя «Сократа», я имел намерение написать произведение простое, без малейшего намёка на борьбу; потому что я никто иной, как смиренный обожатель [[Сократ (Натур-философия натур)|<font color="#441133">Сократа</font>]] & [[Платон (Натур-философия натур)|<font color="#441133">Платона</font>]] — двух, как мне кажется, вполне симпатичных господ. |
| − | Когда при первом же прослушивании «Национальным Обществом» в нашей Консерватории моя музыка была [[Uspud|<font color="#441133">дурно принята</font>]], это меня совсем не удивило. Но, признаюсь, я был просто потрясён, | + | Когда при первом же прослушивании «Национальным Обществом» в нашей Консерватории моя музыка была [[Uspud|<font color="#441133">дурно принята</font>]], это меня совсем не удивило. Но, признаюсь, я был просто потрясён, увидев, как зал [[Cinq grimaces|<font color="#441133">всерьёз потешается</font>]] над текстом [[Платон (Натур-философия натур)|<font color="#441133">Платона</font>]]. Да, представьте, это на самом деле было так. Странно, не правда ли? <...> |
| − | Вот погодите, ещё немного, и они станут с увлечением рассказывать друг другу, | + | Вот погодите, ещё немного, и они станут с увлечением рассказывать друг другу, будто [[Сократ (Натур-философия натур)|<font color="#441133">великий Сократ</font>]] — это персонаж, выдуманный этим старым [[Fantasie|<font color="#441133">{{comment|фантазёром|на самом деле Сати употребил в тексте письма более крепкое выраженьице}}</font>]] Сати...<small><small><ref name="Khanon"/>{{rp|443}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#441133">Эрик Сати</font>]], из письма [[Поль Коллар (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Полю Коллару</font>]], 16 мая 1920}} |
</div><br><center> | </div><br><center> | ||
<div style="width:98%;height:8px;background:#DD8844;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div></center> | <div style="width:98%;height:8px;background:#DD8844;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div></center> | ||
| Строка 197: | Строка 197: | ||
{{Q|[[Поль Коллар (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Поль Коллар</font>]], как и многие сторонники Сати, разъясняет эту мысль иначе: музыка не должна в деталях совпадать с текстом; она передаёт общую атмосферу, «среду», сохраняя некую единую «среднюю темепературу» эмоций на значительном протяжении и обладая в этих пределах известной автономией в закономерностях [[Конструкция в искусстве (Ник.Семёнов)|<font color="#441133">своей конструкции</font>]]. Коллар развивает интересный тезис,<small><small><ref>''Paul Collaer''. «La Musique Moderne». — Paris/Bruxelles: 1955. — pp.156-157</ref></small></small> что в этом Сати сродни художникам раннего Ренессанса, таким как {{Википедия|Фра_Беато_Анжелико|Фра Беато Анжелико}}, Боттичелли и близкий им по духу в XIX веке Пюви де Шаванн. Вместе с сюжетным содержанием они решали на своих полотнах ряд чисто композиционных и технологических [[Unitas|<font color="#441133">задач единства</font>]] изображаемого, отсутствия беспокойных контрастов, многократного повторения параллельных линий или чередования и повторения единообразных мелких штрихов и кривых, заполняющих деление пространства, повторность симметричного расположения фигур и т.д. У Сати это выражается в сохранении единого на всём протяжении музыки «Сократа» некоего выровненного по напряжённости, умеренного тонуса эмоции, что достигается настойчивым повторением или чередованием отобранных единообразных гармонических последований, фактурных рисунков, группировки мотивов, делённых на короткие одно- и двухтактовые ячейки, симметричными их повторами на близком [[Луна-пьяна! (Михаил Савояров)|<font color="#441133">и далёком</font>]] расстоянии и т.д. Не следует ли в этом видеть предвосхищение [[Конструкция в искусстве (Ник.Семёнов)|<font color="#441133">самодовлеюще конструктивных</font>]] задач, которые будут решаться в музыке с текстом в недалёком будущем после Сати композиторами [[Неоклассицизм до неоклассицизма (Этика в эстетике)|<font color="#441133">неоклассической направленности</font>]]?..<small><small><ref name="Филенко"/>{{rp|74-75}}</small></small>|Автор=Галина Филенко, «Эрик Сати», 1983}} | {{Q|[[Поль Коллар (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Поль Коллар</font>]], как и многие сторонники Сати, разъясняет эту мысль иначе: музыка не должна в деталях совпадать с текстом; она передаёт общую атмосферу, «среду», сохраняя некую единую «среднюю темепературу» эмоций на значительном протяжении и обладая в этих пределах известной автономией в закономерностях [[Конструкция в искусстве (Ник.Семёнов)|<font color="#441133">своей конструкции</font>]]. Коллар развивает интересный тезис,<small><small><ref>''Paul Collaer''. «La Musique Moderne». — Paris/Bruxelles: 1955. — pp.156-157</ref></small></small> что в этом Сати сродни художникам раннего Ренессанса, таким как {{Википедия|Фра_Беато_Анжелико|Фра Беато Анжелико}}, Боттичелли и близкий им по духу в XIX веке Пюви де Шаванн. Вместе с сюжетным содержанием они решали на своих полотнах ряд чисто композиционных и технологических [[Unitas|<font color="#441133">задач единства</font>]] изображаемого, отсутствия беспокойных контрастов, многократного повторения параллельных линий или чередования и повторения единообразных мелких штрихов и кривых, заполняющих деление пространства, повторность симметричного расположения фигур и т.д. У Сати это выражается в сохранении единого на всём протяжении музыки «Сократа» некоего выровненного по напряжённости, умеренного тонуса эмоции, что достигается настойчивым повторением или чередованием отобранных единообразных гармонических последований, фактурных рисунков, группировки мотивов, делённых на короткие одно- и двухтактовые ячейки, симметричными их повторами на близком [[Луна-пьяна! (Михаил Савояров)|<font color="#441133">и далёком</font>]] расстоянии и т.д. Не следует ли в этом видеть предвосхищение [[Конструкция в искусстве (Ник.Семёнов)|<font color="#441133">самодовлеюще конструктивных</font>]] задач, которые будут решаться в музыке с текстом в недалёком будущем после Сати композиторами [[Неоклассицизм до неоклассицизма (Этика в эстетике)|<font color="#441133">неоклассической направленности</font>]]?..<small><small><ref name="Филенко"/>{{rp|74-75}}</small></small>|Автор=Галина Филенко, «Эрик Сати», 1983}} | ||
<!-- --> | <!-- --> | ||
| − | {{Q|...Сати трактует вокальную линию как просодию в духе старинной грегорианской {{comment|псалмодичности|хорал}}, близость к которой подчёркивается узкой интерваликой, монотонной, безударной выровненностью всех слогов, что свойственно церковной латыни, но совсем не свойственно пульсу и артикуляции французского языка. Это приводит лишь к обесцвечиванию смысловой и эмоциональной нагрузки произносимого текста.<small><small><ref group="комм.">Аналогичный эксперимент с переакцентировкой французской речи произведёт позднее [[Артюр Онеггер (Эрик Сати. Лица)|Онеггер]] в своей | + | {{Q|...Сати трактует вокальную линию как просодию в духе старинной грегорианской {{comment|псалмодичности|хорал}}, близость к которой подчёркивается узкой интерваликой, монотонной, безударной выровненностью всех слогов, что свойственно церковной латыни, но совсем не свойственно пульсу и артикуляции французского языка. Это приводит лишь к обесцвечиванию смысловой и эмоциональной нагрузки произносимого текста.<small><small><ref group="комм.">Аналогичный эксперимент с переакцентировкой французской речи произведёт позднее [[Артюр Онеггер (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Онеггер</font>]] в своей «{{comment|Антигоне|которую в целом было бы вернее называть не «Антигоной», а «Эпигоной»}}» (1924-1927), преследуя при этом цель прямо противоположную. <small>''(особо замечу: это примечание, сделанное не мной, а проф. Галиной Филенко)''</small>.</ref></small></small> Сати предписывает певцу интонировать «как бы читая», но это вялое по ритмике и бледное по мелодической интонации «чтение» не усиливает, а ослабляет воздействие текста...<small><small><ref name="Филенко"/>{{rp|75}}</small></small>|Автор=Галина Филенко, «Эрик Сати», 1983}} |
<!-- --> | <!-- --> | ||
{{Q|Та безмерная любовь, которую Сати питал к зонтикам, давно превратилась в легенду. Небольшие или большие суммы, которые он получал, с великой поспешностью тратились на множество этих предметов. — Что, [[Княгиня де Полиньяк (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">княгиня де Полиньяк</font>]] заказывает ему «Сократа»? Не проблема! «Эти щедроты нами оценены по достоинству... один зонтик на коже с ремешком», — пишет [[Жан Кокто (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Жан Кокто</font>]] — Мисе Эдвардс 7 октября 1916 г.<small><small><ref name="Ecrits">{{книга|автор=Erik Satie|заглавие=«Ecrits» (par [[Орнелла Вольта (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Ornella Volta</font>]], перевод: Юр.Ханон)|ссылка=|место= Paris|издательство= Editions Gerard Lebovici|год= 1990|страницы=souces et notes|}}</ref>{{rp|237}}</small></small>|Автор=[[Орнелла Вольта (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Орнелла Вольта</font>]], «{{comment|Наследие|Ecrits}}» Эрика Сати, 1990}} | {{Q|Та безмерная любовь, которую Сати питал к зонтикам, давно превратилась в легенду. Небольшие или большие суммы, которые он получал, с великой поспешностью тратились на множество этих предметов. — Что, [[Княгиня де Полиньяк (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">княгиня де Полиньяк</font>]] заказывает ему «Сократа»? Не проблема! «Эти щедроты нами оценены по достоинству... один зонтик на коже с ремешком», — пишет [[Жан Кокто (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Жан Кокто</font>]] — Мисе Эдвардс 7 октября 1916 г.<small><small><ref name="Ecrits">{{книга|автор=Erik Satie|заглавие=«Ecrits» (par [[Орнелла Вольта (Эрик Сати. Лица)|<font color="#551144">Ornella Volta</font>]], перевод: Юр.Ханон)|ссылка=|место= Paris|издательство= Editions Gerard Lebovici|год= 1990|страницы=souces et notes|}}</ref>{{rp|237}}</small></small>|Автор=[[Орнелла Вольта (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Орнелла Вольта</font>]], «{{comment|Наследие|Ecrits}}» Эрика Сати, 1990}} | ||
| Строка 268: | Строка 268: | ||
{{Q|''<[[Ролан-Манюэль (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Ролан-Манюэль</font>]]>'' слушал «Сократа» на первом публичном исполнении в Зале {{comment|Консерватории|парижской, разумеется}}, 14 февраля, с двумя певицами под рояль. В своей статье он назвал «Сократа» голой, статичной звуковой декорацией, полностью воспроизводящей эстетику «{{Википедия|Пеллеас_и_Мелизанда_(опера)|Пеллеаса}}». Мало того, что это была явная неправда, так ещё и чистейшая [[Подлость (Натур-философия натур)|<font color="#441133">подлость</font>]]. Тем более, ''после всего''. <...> Сгинь, Ролан, сгинь к [[чёрт|<font color="#441133">чорту</font>]], мелкий пакостник. Тебе ещё возвернётся твой критик...<small><small><ref name="Khanon"/>{{rp|435}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#441133">Эр.Сати</font>]], [[Юрий Ханон|<font color="#441133">Юр.Ханон</font>]], «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|<font color="#441133">Воспоминания задним числом</font>]]», 2010}} | {{Q|''<[[Ролан-Манюэль (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Ролан-Манюэль</font>]]>'' слушал «Сократа» на первом публичном исполнении в Зале {{comment|Консерватории|парижской, разумеется}}, 14 февраля, с двумя певицами под рояль. В своей статье он назвал «Сократа» голой, статичной звуковой декорацией, полностью воспроизводящей эстетику «{{Википедия|Пеллеас_и_Мелизанда_(опера)|Пеллеаса}}». Мало того, что это была явная неправда, так ещё и чистейшая [[Подлость (Натур-философия натур)|<font color="#441133">подлость</font>]]. Тем более, ''после всего''. <...> Сгинь, Ролан, сгинь к [[чёрт|<font color="#441133">чорту</font>]], мелкий пакостник. Тебе ещё возвернётся твой критик...<small><small><ref name="Khanon"/>{{rp|435}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати (Лица)|<font color="#441133">Эр.Сати</font>]], [[Юрий Ханон|<font color="#441133">Юр.Ханон</font>]], «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|<font color="#441133">Воспоминания задним числом</font>]]», 2010}} | ||
<!-- --> | <!-- --> | ||
| − | {{Q|«Сократ» открыл большой ящик с греческими привидениями. Но... никто в этом не сознался, разумеется. И даже билета не прислали, старому композитору музыки... «Антигона» Софокла, в переделке [[Жан Кокто (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Жана Кокто</font>]], да ещё и с музыкой [[Артюр Онеггер (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Онеггера</font>]] (разве у него вообще есть музыка)? Очень загадочный спектакль. Но я так и не понял, ''а кто'' там автор?.. <>уж не Сати ли?.. | + | {{Q|«Сократ» открыл большой ящик с греческими привидениями. Но... никто в этом не сознался, разумеется. И даже билета не прислали, старому композитору музыки... «Антигона» Софокла, в переделке [[Жан Кокто (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Жана Кокто</font>]], да ещё и с музыкой [[Артюр Онеггер (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Онеггера</font>]] (разве у него вообще есть музыка)? Очень загадочный {{comment|спектакль|очередная крайне некрасивая история со стороны этого маленького жулика Кокто}}. Но я так и не понял, ''а кто'' там автор?.. <small><уж не сам Сати ли?..><small>{{rp|ibid:524}}</small></small>|Автор=[[Эрик Сати|<font color="#441133">Эр.Сати</font>]], [[Ханон, Юрий|<font color="#441133">Юр.Ханон</font>]], «Воспоминания задним числом», 2010}} |
<!-- --> | <!-- --> | ||
{{Q|Ещё в начале 1917 года, зимой, в небольшом перерыве между ''двумя'' работами над ''одним'' [[Парад (Эрик Сати)|<font color="#441133">балетом «Парад»</font>]], Сати задумал и даже «немного прикоснулся» к своему новому крупному открытию... (по заказу [[Княгиня де Полиньяк (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">княгини Полиньяк</font>]]). Это была (вернее говоря, ''будет)'' симфоническая драма «Сократ», на текст (опять!) трёх диалогов Платона, очередной прорыв в [[Схола канторум (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">музыкальных стилях</font>]] и ещё один {{comment|знак|чтобы не сказать: стигмат}} «предтечи». Спустя десяток лет это направление в музыке, поддержанное и продолженное прежде всего [[Игорь Стравинский (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Стравинским</font>]], получит название: «[[Неоклассицизм до неоклассицизма (Этика в эстетике)|<font color="#441133">неоклассицизм</font>]]»...<small><small><ref>''[[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юр.Ханон</font>]]''. «Эрик Сати. Список сочинений почти полный». [[Эрик Сати. Список сочинений почти полный (Часть третья)|<font color="#551144">Часть третья: 1914-1924 год</font>]] <small>(эссе из [[Эрик Сати. Список сочинений почти полный|<font color="#551144">соседнего помещения</font>]])</small>.</ref></small></small>|Автор=[[Ханон, Юрий|<font color="#441133">Юр.Ханон</font>]], «[[Эрик Сати. Список сочинений почти полный (Часть третья)|<font color="#441133">Эрик-Сати-Первый</font>]]» <small>(часть третья)</small>, 2014}} | {{Q|Ещё в начале 1917 года, зимой, в небольшом перерыве между ''двумя'' работами над ''одним'' [[Парад (Эрик Сати)|<font color="#441133">балетом «Парад»</font>]], Сати задумал и даже «немного прикоснулся» к своему новому крупному открытию... (по заказу [[Княгиня де Полиньяк (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">княгини Полиньяк</font>]]). Это была (вернее говоря, ''будет)'' симфоническая драма «Сократ», на текст (опять!) трёх диалогов Платона, очередной прорыв в [[Схола канторум (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">музыкальных стилях</font>]] и ещё один {{comment|знак|чтобы не сказать: стигмат}} «предтечи». Спустя десяток лет это направление в музыке, поддержанное и продолженное прежде всего [[Игорь Стравинский (Эрик Сати. Лица)|<font color="#441133">Стравинским</font>]], получит название: «[[Неоклассицизм до неоклассицизма (Этика в эстетике)|<font color="#441133">неоклассицизм</font>]]»...<small><small><ref>''[[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юр.Ханон</font>]]''. «Эрик Сати. Список сочинений почти полный». [[Эрик Сати. Список сочинений почти полный (Часть третья)|<font color="#551144">Часть третья: 1914-1924 год</font>]] <small>(эссе из [[Эрик Сати. Список сочинений почти полный|<font color="#551144">соседнего помещения</font>]])</small>.</ref></small></small>|Автор=[[Ханон, Юрий|<font color="#441133">Юр.Ханон</font>]], «[[Эрик Сати. Список сочинений почти полный (Часть третья)|<font color="#441133">Эрик-Сати-Первый</font>]]» <small>(часть третья)</small>, 2014}} | ||
Текущая версия на 13:07, 7 ноября 2025
( арт & факты )Какой кошмар! Какой скандал![1] ( Мх.Савояров )
С
Своей якобы «симфонической драмой» (которая на самом деле не была ни «симфонической», ни «драмой») он попутно намеревался «одурачить» и «пустить по ложному следу» так называемых «сатистов», проще говоря, своих поклонников и последователей, которые после скандальной премьеры жёстко-эпатажного балета «Парад» (май 1917 года) никак не ожидали от него подобного произведения: архаического, унылого и мертвенно-спокойного. Нужно сказать, что и второй коварный замысел Сати так же удался и «сыграл» в полной мере (дым до небес). Поклонники были озадачены, эпигоны — одурачены, однако, в результате мировая музыкальная культура — и в самом деле получила прецедент «небывалого и ни на что не похожего произведения искусства».
Литературной основой для симфонической драмы «Сократ» стали отрывки из текстов трёх диалогов древнегреческого философа Платона во французском переводе (давно покойного) писателя и переводчика Виктора Кузена,[комм. 1] соответствующие трём частям: «Пир», «На берегах Илизуса» и «Смерть Сократа». — Говоря с голоса самого́ Эрика Сати, можно полностью подтвердить состоятельность намерений Автора драмы «Сократ», а также и общее мнение тех, кто непредвзято знакóм с творчеством «аркёйского Мэтра». — И в самом деле, в результате реализации провокационных (отчасти) планов состоялось парадоксальное произведение, не имевшее (и не имеющее до сих пор) прецедента в истории искусств. В 1916-1919 годах Эрик Сати создал первый образец, ставший жёстким предвосхищением или открытием зарождающегося нового стиля: музыкального неоклассицизма, который получит своё полное развитие только десятью годами позднее... — и прежде всего в творчестве тех композиторов, которых профессиональные кланы музыковедов и историков музыки имеют роскошество никогда — не называть «эпигонами, учениками, продолжателями или хотя бы последователями» Эрика Сати.
| |||||||||||||
|
A p p e n d i X ( малый цитатник теней Сократа )сам Сати о «Сократе»Сократ познал — и не познал,Какой кошмар! Какой скандал![1] ( Мх.Савояров )
не сам Сати о «Сократе»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||






