Странное сочетание (Скрябин) — различия между версиями
T'Haron (обсуждение | вклад) м (малюсенька поправочка (цалую Юрочку)) |
CanoniC (обсуждение | вклад) м (ещё литература +2 формальное) |
||
Строка 417: | Строка 417: | ||
* ''{{Википедия|Сабанеев,_Леонид_Леонидович|Сабанеев Л.Л.}}'' «Воспоминания о Скрябине». — Мосва: Муз. сектор Государственного издательства, 1925 г. | * ''{{Википедия|Сабанеев,_Леонид_Леонидович|Сабанеев Л.Л.}}'' «Воспоминания о Скрябине». — Мосва: Муз. сектор Государственного издательства, 1925 г. | ||
* ''Сабанеев Л.Л.'' «Скрябин» (два пере’издания). — М.-П., 1923 г. | * ''Сабанеев Л.Л.'' «Скрябин» (два пере’издания). — М.-П., 1923 г. | ||
− | |||
* ''[[Chanon|Юр.Ханон]]'', «[[Скрябин умер, но дело его живёт (Юр.Ханон)|Скрябин умер, но дело его живёт]]» <small>(интервью с [[Орден Слабости (Юр.Ханон)#...выписка из истории Ордена Слабости...|Кириллом Шевченко]])</small>. — Лениград: газета «Смена» от 13 ноября 1991 г., стр.7 | * ''[[Chanon|Юр.Ханон]]'', «[[Скрябин умер, но дело его живёт (Юр.Ханон)|Скрябин умер, но дело его живёт]]» <small>(интервью с [[Орден Слабости (Юр.Ханон)#...выписка из истории Ордена Слабости...|Кириллом Шевченко]])</small>. — Лениград: газета «Смена» от 13 ноября 1991 г., стр.7 | ||
* ''[[Chanon|Юр.Ханон]]''. «[[Александр Скрябин, к 120-летию (Юр.Ханон)|Александр Николаевич ''(январские тезисы)'']]...» (к 120 годовщине со дня рождения [[Scriabine|А.Н.Скрябина]]). — Сан-Перебург: газета «Смена» от 7 января 1992 г. – стр.6 (и последняя) | * ''[[Chanon|Юр.Ханон]]''. «[[Александр Скрябин, к 120-летию (Юр.Ханон)|Александр Николаевич ''(январские тезисы)'']]...» (к 120 годовщине со дня рождения [[Scriabine|А.Н.Скрябина]]). — Сан-Перебург: газета «Смена» от 7 января 1992 г. – стр.6 (и последняя) | ||
+ | * ''[[Khanon|Юр.Ханон]]''. «[[Моя маленькая скрябиниана (Юр.Ханон)|Моя маленькая ханинская скрябиниана]]». — Мосва: журнал «Место Печати» №2 за 1992 г. | ||
+ | * ''[[Юрий Ханон (Борис Йоффе)|Юрий Ханон]]:'' «[[Эрик-Альфред-Лесли (Юр.Ханон)|Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава]]» ''(во всех смыслах)''. — Сан-Перебург: «Ле журналь де Санкт-Петербург», № 4 за 1992 г., стр.7 | ||
* ''[[Юрий Ханон (Борис Йоффе)|Юр.Ханон]].'' «[[Александр Скрябин, к 121-летию (Юр.Ханон)|Несколько маленьких грустных слов по поводу годовщины усов]]» (к 121 годовщине со дня рождения [[Scriabine|А.Н.Скрябина]]). — Сан-Перебург: [[Газетное меню (Юр.Ханон)|газета]] «Смена» от 6 января 1993 г. – стр.7 | * ''[[Юрий Ханон (Борис Йоффе)|Юр.Ханон]].'' «[[Александр Скрябин, к 121-летию (Юр.Ханон)|Несколько маленьких грустных слов по поводу годовщины усов]]» (к 121 годовщине со дня рождения [[Scriabine|А.Н.Скрябина]]). — Сан-Перебург: [[Газетное меню (Юр.Ханон)|газета]] «Смена» от 6 января 1993 г. – стр.7 | ||
+ | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]'', «[[Беседа с психиатром в присутствии увеличенного изображения Скрябина (Юр.Ханон)|Разговор с психиатром в присутствии увеличенного изображения Скрябина]]», — Мосва: журнал «Место печати», №4 за 1993 г. | ||
* ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Скрябин как лицо (Юр.Ханон)|Скрябин как лицо]]». — Сана-Перебур: «[[Центр Средней Музыки]]» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 1995 г. — том 1. — 680 с. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-026-Х | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Скрябин как лицо (Юр.Ханон)|Скрябин как лицо]]». — Сана-Перебур: «[[Центр Средней Музыки]]» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 1995 г. — том 1. — 680 с. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-026-Х | ||
* ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Скрябин как лицо (Юр.Ханон)|Скрябин как лицо]]» <small>(издание второе, до- и пере’работанное)</small>. — Сан-Перебург: «[[Центр Средней Музыки]]», 2009 г. — том 1. — 680 с. | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Скрябин как лицо (Юр.Ханон)|Скрябин как лицо]]» <small>(издание второе, до- и пере’работанное)</small>. — Сан-Перебург: «[[Центр Средней Музыки]]», 2009 г. — том 1. — 680 с. |
Текущая версия на 22:50, 8 февраля 2022
К «Скрябин — и Рахманинов...» — прочитали вы (без особого удивления) на обложке этого диска.[комм. 1] И очень напрасно. Потому что — прежде всего — следовало бы удивиться. Очень даже следовало...
«Скрябин — и Рахманинов...» — пожалуй, трудно было бы придумать сопоставление (или сочетание) более причудливое или абсурдное... (чтобы не сказать: глупое), — для тех, кто понимает, конечно...[комм. 2]
«Скрябин — и Рахманинов...» Почти абсолютные современники.
— Скрябин — и Рахманинов... Сверстники, однокурсники, соученики, приятели и конкурренты по московской консерватории, два «золотых медалиста» из выпуска одного года, разве только с некоторой разницей... Потому что один медалист был — большой, а другой — малый, — в полном согласии со своими габаритами или ростом... Впрочем, и на будущее они продолжали вполне в том же духе. Дым до небес. Один из них грёб золота куда больше (и дольше), чем другой.
— Рахманинов — и Скрябин... Оба москвичи. Нет, не питерцы... Совсем не питерцы... — Их «знакомство» (если это можно назвать таким словом) продолжалось (с переменной симпатией, мягко выражаясь) почти — тридцать лет, вплоть до скоропалительной смерти Скрябина — в 1915 году. А встретились они впервые ещё тринадцатилетними подростками — в подготовительном фортепианном классе модного...,[комм. 3] очень модного московского зверя — Николая Зверева (это был 1886 год). Кажется, именно с тех пор они не без особенной ревности следили (чаще издалека) за успехами друг друга.[3] И за провалами — тоже.
— Но всё же, несмотря на всю био-графическую близость, не следовало бы торопиться — и ставить два этих имени рядом.
Несомненно, их многое сближает. Очень многое..., — помимо того, что я попытался перечислить. Выше... Однако, говоря между нами, это всё — больше поверхностные сходства, касающиеся времени, времён, обстановки жизни художника, но отнюдь не её — существа.
Скрябины — и Рахманиновы... Две обедневшие (да и прежде, прямо скажем, не слишком богатые) служилые дворянские фамилии (безземельные), два полусиротских детства «почти» без родителей (обоим заменили отца и мать близкие родственники или даже педагоги консерватории). И как следствие — тонкая, ранимая, даже болезненная психика и вполне такая же — нервная система. Иногда даже — очень нервная... Скрябины... — и Рахманиновы...
Уже после 1901 года даже самые имена Скрябина — и Рахманинова становятся знамёнами (а временами и дубинами) в руках двух враждующих музыкальных партий: «модернистов» и «ретроградов». К этому времени им обоим слегка под тридцать лет. Но и много раньше они, безусловно, принадлежали к разным профессиональным школам, чаще всего — не слишком симпатизирующим друг другу. Отчасти, к такому расхождению располагала их природная комплекция и органика, на удивление разная... — В своём роде, два типажа, почти противоположных в некоторых крайностях... Рахманинов... — рослый (хотя и худой, по первости), с крупными чертами лица и ненормально длинными пальцами рук. С самого начала (и как пианист, и как композитор) он не скрывал своей склонности к эффектному, внешнему фортепианному стилю. После упомянутого выше детского педагога Николая Зверева, место консерваторского учителя Рахманинова весьма удачным образом занял его кузен, Саша Зило́ти. Он — всего на десять лет старше Рахманинова, но зато уже очень многое успел... К примеру, он весьма оборотистый музыкальный предприниматель, к тому же любит афишировать своё «реальное» ученичество у «самого́» Франца Листа..., со всеми вытекающими последствиями.[комм. 4]
Совсем не таков Скрябин... Маленького роста, худой, бледный, с тонкими чертами лица и очень маленькими, слабыми, «почти нефортепианными» руками. Ученик и до поры любимец (почти сынок) директора консерватории Василия Сафонова (неизменно отзывавшегося о школе Листа-Зилоти с особенным, казаческим презрением),[комм. 5] Скрябин — ярчайший представитель шопеновской или брассеновской школы пианизма,[3] которую в те времена чаще всего называли — просто французской.[комм. 6] Инструмент под его руками даже не звучит, а дышит: совсем не громогласно, но зато тонко и мягко, — порождая чаще всего не звуки, а от’звуки. Это — целый мир, — школа полутонов, намёков, недосказанностей...
Итак: картина предельно ясна. Кажется, пора кончать эту историю, подводить под ней черту, а затем и ставить — жирную точку... Хотя (по правде говоря) я пока ещё ни словом не обмолвился о главном предмете своего преди’словия. Но впрочем..., в...прочем..., как ни крути, но почти всё сказанное — о школах и лицах — на самом деле имеет отношение (и прямое отношение!) к двум фортепианным концертам, звучащим с этого диска. Первому — и второму...
Казалось бы, совсем не большой срок... И всего-то каких-то чахлых четыре года (1897-1901) разделяет два этих сочинения двух (не)приятелей-одноклассников... Но если взглянуть чуть внимательнее: какие это годы! И какие одноклассники!.. — Второй концерт господина Рахманинова..., сочинённый в 1901 году... — Казалось бы, вот одна из первых и первейших партитур XX века, тем не менее, полностью повёрнутая назад, в (поза)прошлый век русского (отчасти, национального) романтизма. [комм. 7] Равно как и сам автор, — кажется, до 1943 года сохранивший старорежимную осанку. Там, во глубине американской провинции. — И с другой стороны, первый и единственный скрябинский концерт..., сочинённый ещё в 1897 году..., — и весь построенный на материале импровизационного европейского романтизма XIX века. Законченный в (поза)прошлом веке, он — весь нацелен вперёд, словно бы понимая собственную недостаточность на фоне наступающего (буквально, наступающего) XX столетия... Равно как и его автор, которому во всю свою жизнь, постоянно недостаточно ни настоящего, ни будущего — ни даже этого утлого мира, в котором он словно бы заблудился по недоразумению. Всего на минуту-другую. И вот-вот его покинет...
Казалось бы, совсем не большой срок... Каких-то жалких четыре года разделяет два этих сочинения: первый и единственный фортепианный концерт (Скрябина), и — второй концерт (Рахманинова). Однако оба они занимают (пардон, уже заняли) совершенно особенное место в биографическом материале каждого из них. Как это ни странно сказать, но оба этих концерта явились результатом — настоящего нервного срыва, переутомления своего автора и последующей вслед за тем — женитьбы.
Нет, и не ловите меня на слове! — инсинуации сегодня не в моём репертуаре. Конечно, я не хотел бы сказать, что оба автора закатывали истерические концерты, прежде чем вылить своё вдохновенное негодование — на нотную бумагу... Скорее, даже напротив. Скрябин — и Рахманинов... — Оба сочиняли свой концертный опус, находясь в подавленном состоянии. Или сразу после него...
Редко когда случается подержать в руках музыкальные партитуры (тем более — какие! — буквально сказать: первостепенные в истории искусства), посвящённые врачу. Например, симфония — для психо...терапевта. Опера — светлой памяти гидропата... Или, хотя бы, балет — велiкого имени стоматолога. На первый взгляд — чистейший курьёз. Или — усмешка одного всемирно-исторического персонажа...
— Совсем не случайно господин Рахманинов поставил на первой странице своего концерта посвящение доктору Далю, — известному (и даже модному) тогда психотерапевту и гипнотизёру. — Именно ему, этому вполне ещё молодому доктору, проделывая незатейливые пассы руками, удалось преодолеть почти пятилетнюю нервную депрессию, наступившую у молодого пациента после грандиозного провала питерской премьеры его Первой симфонии.[3] — Правда, на скрябинском концерте не поставлено посвящения доктору Захарьину (нет-нет, этот не был гипнотизёром),[комм. 8] к помощи которого композитору пришлось обратиться тремя годами раньше.[3] Однако и его фортепианный концерт стал результатом углубляющегося нервного расстройства и глубочайшего личного кризиса, выход из которого потребовал — какой-то нелепой женитьбы и ещё нескольких лет мучительного роста...[комм. 9] Скрябин — и Рахманинов... — удивительно по-разному они работали над этими опусами. Словно бы пытались лишний подчеркнуть крайнее несходство между собой..., или между ними. Рахманиновский концерт был написан (почти) единым махом, в 1901 году. Спасибо доктору Далю, — автора словно бы прорвало после затянувшегося анабиоза... Без сомнения, это яркое (почти манифестивное) произведение можно считать высшим достижением Рахманинова, — длинная..., пожалуй, слишком длинная творческая жизнь которого имела вслед за тем ярко выраженный нисходящий характер. Второй фортепианный концерт — это крупная и яркая музыка, бросающаяся в глаза с любого расстояния, подобно не раз уже упомянутому здесь (всуе) фортепианному концерту Чайковского.
Напротив того, скрябинский концерт, законченный в 1897 году — это не более чем эскиз..., первый оркестровый опыт композитора. Не только не написанный единым дыханием, но и буквально — истерзанный и вымученный, на целый год он стал хроническим ужасом и источником дурного настроения. Кажется, чтобы закончить своё первое «крупное» произведение, Скрябин был вынужден перетряхнуть и выгрести из закромов буквально все эскизы и собрать в одно корыто едва ли не все остатки своего раннего «кадетского» периода творчества.[3] Буквально: прощаясь с детством...[комм. 10] И теперь, поглядывая на тонкую бижутерию фортепианного концерта Скрябина — остаётся только развести руками... Сегодня, зная все последующие годы роста и окончательный результат — не трудно сделать вывод. Очевидно, перед нами начальная точка крутого пути восхождения композитора-доктринёра — туда, к своей великой Мистерии. Той Мистерии, в которой он (совершенно серьёзно) собирался уничтожить Вселенную и сжечь землю в огне всемирной оргии соединяющихся искусств.
Конечно, в концерте ещё нет даже и следов того, «настоящего» (имея в виду «Прометея» или хотя бы поэму экстаза) Скрябина, и никакая (пускай самая робкая) Мистерия не проклёвывается даже самым условным намёком... Здесь — ещё только музыка, только музыка — и не более того. Однако эта музыка — очень тонкая, мелкая и особенная. В отличие от броских эффектов Чайковского-Листа-Рахманинова — её невозможно разглядеть со стороны, издалека... В неё нужно вслушиваться, всматриваться и дегустировать мелкими глотками. Пускай не как вино, но хотя бы — как прозрачную родниковую воду...
|
Пояс ’ нение (впрочем, излишнее)
Настоящая статья «Странное соседство» была написана (в давние времена) по просьбе некоей m-lle ZZ (ныне уже покойной), — в качестве вступительного текста для предполагаемого компакт-диска.[комм. 11] Понятное дело, внутри этой коробочки содержалось именно то..., на мой вкус, диковатое сочетание: Рахманинов — и Скрябин... Хотя на самом деле они..., эти люди из века в век (не говоря уже об эпохах или тысячелетиях) живут именно таким образом. Собственно говоря, «а чаво» тут странного?.. Дым до небес. — Ну Скрябин..., ну Рахманинов.
И в самом деле, они совершенно правы. Плевать. И на того, и на другого, и на всех вместе. Не стану возражать. И единственной моей целью было показать: что бывает, если всё-таки не наплевать. Иные сочетания двух вполне постных предметов (или веществ)..., если припомнить курс химии — приводят к большому количеству пены..., или выпадению в осадок..., не говоря уже о взрыве. Здесь не тот случай, конечно. В конце концов, не будем краснеть... Пурген — только в желудке слабительное... А в пробирке даже самое малое количество щёлочи заставляет его очень сильно покраснеть... До состояния полнейшей пунцовости.
Разумеется, всё это я высказал и тогда. В 1994 году (а ведь это было больше двадцати лет на зад). И ещё добавил: «ослу понятно, что этот диск не будет издан..., а если и будет, то без моего текста..., а с каким-то другим, не раз жёванным». Наверное, я был прав. Хотя оценить свою правоту по достоинству я так — и не смог... До сих пор я так и не знаю: какая из моих правд восторжествовала. Или напротив: воплотилась в жизнь. Тем не менее, я своё дело сделал. Текст был готов сразу и в точности...
Вот почему я вынужден сегодня сказать так: настоящий вступительный текст к неизвестному диску публикуется здесь впервые. И это верно в любом случае... — Поскольку даже если диск вышел (трудно себе представить) и даже если он был с моим вступительным текстом (невероятно предположить) — то даже в этом случае всё перечисленное выше предстало в сильно оскоплённом виде. Тот вариант, который находится здесь — примерно вдвое подробнее той скромной коротышки, — специально сокращённой, причёсанной, отмытой и обрезанной для публичного применения...[комм. 12]
|
A p p e n d i X
Какая связь, какая проза...
А без поэзии..., ну что за связь!
|