Девясил (Натур-философия натур. Плантариум)

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
9 сил
 ( не считая четвёртой )
авторы: Юр.Ханон  &  Анн.t'Харон
« Бальзам на душную » « Бальзам как на духу́ »

Ханóграф: Портал
NFN.png


Содержание



Belle-Lt.png девять её сил...Belle-Rt.png
на фоне его слабости ...

И ещё, что было сил,   
Обожаю девясил...[1]     

( М.Савояровъ )


...са́м ты..., девясил шершавый...
Девясил шершавый (Германия) [2]

д
евяси́л или жёлтый цвет (лат. Ínula) — чтоб вы впредь знали, тáк (или примерно так) называются [комм. 1] травянистые многолетние лекарственные растения из рода девясил семейства астровых (или сложноцветных, если по-старому).[комм. 2]

  Ритуальное & почти тотемное название этого растения говорит само за себя без посторонних подробностей и таких же объяснений. — Девясил (девятисил, девять сил), дивосил или, тем более, живосил. Подобно большинству местных локализаторов органического страха обезьяны перед силами природы внешней (а равно и бессилиями природы внутренней), девясил наделялся магическими свойствами у большинства племён, кланов и народностей, на которые приходились его естественные места произрастания. Рослые (почти вровень с человеком или даже превосходящие),[комм. 3] высокие и выносливые растения, растущие кустом, привлекали внимание и вызывали закономерную зависть: желание иметь сходный образ и подобiе.[3]

  Кроме того, лучистые золотые цветы, имеющие внешнее сходство (перво’родство) с солнцем или жёлтой звездой действовали, отчасти, гипнотически и были способны возбуждать ритуальные комплексы. Именно отсюда, из этого места, как нетрудно догадаться, и произрастает высокое значение девясила (мозжечковое, напрямую соответствующее языческим традициям) как растительного символа (Inula) во многих поли’теистических культах (не исключая друидов, разумеется). Немногие... уцелевшие свидетели утверждают, — зачастую было так: девясил помещался в центре капища и участвовал как «девятая сила» в процессе заклинания сил природы, в том числе и прямых..., продуктивных, не считая девяти месяцев беременности (и даже оргиастических, как наверное выразился бы Саша Скрябин)... Семьи, селения, кланы, стаи и племена испытывали желание, чтобы такое растение постоянно находилось в центре и на окраине их территорий, охраняя и оберегая от болезней и — врагов, конечно. Несомненно, что именно по этой причине культурные формы, насаждаемые тысячелетиями, настолько распространились, что первоначальный ареал дикорастущего вида оказалось попросту невозможно определить.

  Девясил высокий относится к числу древнейших (не только профессий, с позволения сказать, но и) лекарственных растений, которые систематически применяли врачи эпохи Гиппократа, Диоскорида, Плиния..., а также Плиния, Диоскорида и Гиппократа, не исключая, впрочем, и всех остальных времён. Те же, в свою очередь, заимствовали культуру «солнечного цветка Ра» (или Ре) напрямую из Египта — подобно большинству своих традиционных «научных» знаний. Там же, в свою очередь, девясил имел важнейшее культовое значение (в том числе, для бальзамирования священных трупов) и выращивался в больших количествах, часто наряду... или даже вместе с кано́пером.

Дым до небес..., даже дух захватывает.

  — Кстати, о птицах..., культовую связность канупера и девясила приметили не только египтяне времён Среднего Царства (не говоря уже о Древнем). К примеру, спустя пару-тройку тысяч лет для пижмы бальзамической и в средней полосе России было весьма распространено название «девятисильник благо’вонный» — типично средне-русское тотемное имя, которое скорее отражает похвалу и крайнее уважение крестьянского населения или кочевников к этому завозному «сорняку». Такое имя, «девятисильник» (или девясил) — говорит о высочайшей оберегающей (и лечебной, как следствие) оценке значения и того, и другого растения. «Девятисильный», — значит, по девяти силам лечит, практически, по всем какие есть, да ещё и к тому же наверняка нечистую силу отпугивает... по всем девяти лучам своего солнечного могущества...

С (первого) разу и не разберёшь: цветок это или какое-то подобие
гóспода бога, вездесущего и всемогущего...[4]

  Вслед за ветхими эллинами, опустившими применение «девяти’сила» (равно как и многих других египетских знаний о растениях) до утилитарного уровня прикладной медицины, это растение также нашло своё место во врачебной практике Авиценны и тысячи других лекарей «мягкого» Востока.[комм. 4] Девясил высокий как одно из эффективных растительных средств был описан во враческих & врачебных трактатах, в первую очередь, Диоскорида, отличившегося при Нероне; затем — трагически погибшего Плиния старшего и, разумеется, краеугольного Гиппократа. О бальзамировании, само собой, предпочитали не вспоминать... без особой нужды.

  Как следствие всего перечисленного естественно-исторического бреда, в древней Греции и почти таком же Риме девясил стали использовать на всё более широкую широкую ногу, — причём, не только в качестве лекарственного средства, но и ради скуки или разнообразия. В частности, из него научились готовить самостоятельные оригинальные блюда (рецептура прилагается ниже), а также — в качестве божественной приправы к таким блюдам, говорить о которых (всуе) совсем не хотелось бы. В средние века (вместе со «священным» бальзамом канупера) девясил входил в число растений, обязательных (или настоятель...но рекомендованных) для монастырских садов и городского озеленения.

  Ничто в товарном производстве не должно оставаться неохваченным, даже божество (на всякий случай). В пищевой промышленности девясил (высокий) используют при изготовлении кондитерских изделий, для ароматизации вин, а также рыбы и других пищевых продуктов (последнее особенно трогательно). Также не стоило бы забывать, что девясил — неприхотливое и выносливое культурное растение, часто его садовые сорта используют для насаждений и декорирования влажных мест в парках, вдоль дорожек, тропинок, шоссе и железных дорог, а также отмывания выделяемых на эти цели соответствующих бюджетных средств. Последнее обстоятельство, как не трудно догадаться, играет особо важную роль в дальнейшем продвижении солнцеликих кустов девясила в область народного хозяйства такой же страны, а также в совершенствовании республиканских форм правления и у...правления российской действительностью.

  Не замахиваясь на слишком многое..., наскоро завершу: скромно и скупо, почти без слов. Как Мендельссон...[5]
  Итак..., сегодня приходится лишний раз признать, что языческие «девять сил» в полной мере выполнили свою функцию (маленького, местного) индикатора... и (такого же) провокатора.[6] Иудо-христианская цивилизация исключительных потребителей, за последние две тысячи лет распространившая своё господство на три с половиной континента, тем не менее, решительно упустила — главное пространство своего (не)влияния, через которое она пришла к власти, и через которое — конечно же, уйдёт обратно... Этот континент, чтобы не называть его нехорошим именем, — он находится глубоко внутри всякого из них, бравых обывателей своего маленького мира: и каждого вместе, и всех порознь. Всегда внутри. Без различий и уточнений. — О чём бы ни шло дело. И своё объемлющее влияние он проявляет как раз там, где и находится: внутри... В точности так, и я не побрезгую повторить: внутри. Без различия масштаба или размера, времени или места: внутри народов и государств; внутри групп и кланов; внутри племён и времён..., в конце концов, даже внутри по́лости этой (трижды) прекрасной обезьяны, отчего-то привыкшей называть себя — человеком. Именно там он и проиграл своё главное сражение.[7]:601 Оставив на месте девяти сил — всего лишь две..., от силы — три (силы, да и те — полуживые). И с каким-то изуверским наслаждением променяв все остальные (сначала пять, а затем и ещё четыре) — одну за другой — на очевидную девяти’слабость...

Так во́т, значит, о чём они всякий раз умалчивают,      
    (не) глядя на этот девяти’сильный цветок...,
              девятичного подобия нутряного солнца.




A p p e n d i X

маленький цитатник 9-д

( для особо ослабевших особ )

Всё сломала, всё скрутила...     
Ну, я говорю, ― и сила!..,      
Или даже девять сил.[8]        

( М.Савояровъ )


...высокий девясил, очень высокий, выше не бывает...
Девясил высокий ( нас... Турция )

 ...в двух словах...  (о девятисиле)


➤   

И горчичных листов, и горького класть девясилу
Первый я научил...

  — Гораций (Квинт Гораций Флакк), «Сатира Восьмая» (перевод ЛаФета), конец I века до н.э.
➤   

Девясил противостоит яду, облегчает больную грудь, освещает и даёт сердцу радость и усладу.

  — В.Х.фон Хо́хберг, из книги «Сыч, атакуемый птицами», 1675
➤   

Тот корень <девятисильный> истолочь и смешать с мёдом пресным... и принять его по утру и вечером, сколько захочется, и от того <...> вредная мокрота густая изнутри изгонится.[9]

  — Симеон Половцев, «Вертоград Прохладный», конец XVII века
➤   

Я всех бессильнее, когда один счисляюсь,
Но если к одному из братьев прилепляюсь,
Я больше в девять раз прибавлю сил его...[10]

  Адриан Дубровский, «Есть братьев у меня великое число...», 1756
➤   

...примѣтили мы великое множество самопроизвольно растущаго девясила (Inula Helenium), котораго корень жители употребляютъ въ разныхъ припадкахъ, натопивъ оной въ квасý.[11]

  — Иван Лепёхин, «Дневные записки путешествія доктора и Академіи Наукъ адъюнкта...», 1768
➤   

Девясилъ есть живучее произрастѣніе и весьма легко выходящее, оно любитъ тучную землю и застѣнь: разводятъ оное во многихъ садахъ; а какъ сѣмяна онаго весьма рѣдки, то размножаютъ его самымъ произрастѣніемъ въ концѣ Сентября мѣсяца. Корень сего растѣнія весьма много употребляется въ лѣкарствахъ.[12]

  — Николай Иванов, «Подробный словарь увеселительного, ботанического и хозяйственного садоводства», 1792
➤   

Иное дело засечка, опухоль или, например, сап; тут сейчас видно: глаза гноятся, сопли текут ручьём — давай ей антимонии, да серы горючей, да девясильного корня, авось и поправится.

  Николай Некрасов, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», 1843
➤   

На песчаных же островах и мелях реки Оки много белокопытника и девясила. <...>
По дороге от Мурома: Inula foetida, вонючий девясил.[13]

  — Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849
➤   

...тучный чернозём, оставленный без обработки, покрывается сорными травами: полыном, чернобыльником, девясилом, репейником и другими...[14]

  — Егор Дриянский, «Записки мелкотравчатого», 1857
➤   

Къ концу іюня и въ началѣ iюля начинаютъ цвѣсти растенія, отличающіяся своимъ ростомъ; <...> девясилъ, или карандысь, съ самымъ большимъ изъ сложныхъ цвѣтковъ между здѣшними дикими растеніями, отчего онъ называется также польскимь подсолнечникомъ.[15]

  — Григорий Потанин, «Полгода в Алтае», 1859
➤   

Корень девясила употреблялся для жевания от зубной боли; <...> По другому травнику, от побоев и ран рекомендовали <...> девятисил (или девясил)...[16]

  — Николай Костомаров, «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа...», 1860
➤   

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился...[17]

  — Николай Некрасов, «Орина, мать солдатская», 1863
➤   

А вот у самых ваших ног растёт здесь благовонный девясил, он утоляет боли груди; подальше два шага от вас, я вижу огневой жабник, который лечит чёрную немочь...

  Николай Лесков, «На ножах», 1870
➤   

Девясил — траву здоровья
В ночь русалка поливает.
Девясил, слыхать в народе,
Девять сил в себе скрывает.[18]:332

  Йован Йованович-Змай (перевод Михаила Исаковского), «Девясил», ~1871
➤   

Накануне Аграфены Купальницы, за день до Ивана Купалы, с солнечным всходом по домам суета поднимается. Запасливые домовитые хозяйки, старые и молодые, советуются, в каком месте какие целебные травы в купальские ночи брать; где череду от золотухи, где <...> зверобой, ромашку и девясил...[19]

  — Павел Мельников-Печерский, «В лесах» (книга вторая), 1874
➤   

По всей средней Европе сильно распространен Д<евясил> обыкновенный, или высокий, I. Helenium L., который собственно один только и зовётся Д<евясилом> в русском народе (также девятисил, девясильник, дивосил, дикий подсолнечник).[20]

  — Александр Антонов, «Девясил» (словарь Брокгауза и Ефрона), 1907
➤   

Но народный опыт, передающийся из поколения в поколение и уходящий своими истоками в глубь веков, убеждает, что и тут не обошлось без растительных красок, извлечённых из диких растений. С незапамятных времен известно, что <...> корни девясила, вымачиваемые с азотистым аммонием (а в народной практике ― с мочой), дают <ткани> синюю окраску.[21]

  — Зинаида Короткова, Ростислав Фёдоров, «Цветно платьице не носится...», 1970
➤   

Идя по сыроватому лугу, вы обязательно обратите на него внимание. Уж очень он заметен: стебель девясила нередко достигает двух метров в высоту! <...> В земле девясил прячет короткое, толстое, мясистое корневище, от которого отходят толстые корни. Именно они используются с лечебной целью.[22]

  Алексей Быков, «Девять сил», 1970
➤   

В этом растении впервые был обнаружен углевод инулин, которого в его корневище до 44%. По латинскому названию растения (Inula helenium L.) вновь открытое вещество и получило своё имя. Инулин ― это полисахарид, состоящий из 30-36 остатков сахара фруктозы. Сам инулин особой сладостью не отличается, но его можно превратить в сладкую фруктозу...[22]

  — Алексей Быков, «Девять сил», 1970
➤   

Одни авторы считают родиной <девясила> Среднюю Азию, другие указывают в качестве неё Апеннинский и Балканский полуострова. В ряде районов Европы, а также в Малой Азии, Японии и Северной Америке встречается лишь в одичавшем состоянии на лугах... <...> Древние римляне использовали корневище девясила как лечебное средство и в качестве овоща.[23]

  — Франтишек Стары, «Лекарственные растения», 1982
➤   

Научное название рода Inula (от греческого inaein — очищать, опорожнять) указывает на его лекарственное действие. <...> Как сырьё используется подземная часть девясила. Корневища могут употребляться при приготовлении пудингов, конфет и др. <...> Корни и корневища девясила обладают отхаркивающим, противовоспалительным и желчегонным действием.[24]:21-22

  — Михаил Кудинов и др., «Пряно-ароматические растения», 1986
...высокий девясил, очень высокий, выше не бывает...
Девясил высокий
( рис. Ивана Шишкина ) [25]
➤   

Корни и корневища девясила содержат значительное количество инулина (до 40%) и могут использоваться для получения фруктозного сиропа и патоки точно так же, как цикорий. Инулин и назван так потому, что впервые обнаружен в девясиле, латинское название которого — инула. <...> Внешний вид девясила настолько характерен, что он определяется даже из окна движущегося поезда.

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

Поскольку, как и лопух, девясил содержит много инулина, из него можно сварить варенье по тому же рецепту, только оно будет иметь очень сильный запах. Готовят из девясила и самостоятельные блюда — кисель, засахаренные корни, которые скорее являются лекарством, а не пищей.

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

Поскольку, как и лопух, девясил содержит много инулина, из него можно сварить варенье по тому же рецепту, только оно будет иметь очень сильный запах. Готовят из девясила и самостоятельные блюда — кисель, засахаренные корни, которые скорее являются лекарством, а не пищей. <...> в Средневековье вырабатывалось вино, настоянное на девясиле, — «Напиток святого Павла», применявшееся как лекарство.

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

К концу лета по сырым лугам и полянам вырастают мощные растения девясила высокого: прикорневая розетка широких опушённых листьев служит основанием для полутораметрового цветоноса, несущего жёлтые, ромашкоподобные цветки.[26]

  — Юрий Карпун, «Природа района Сочи», 1997
➤   

...свежих сосновых побегов нарвал, полынь на лугу отыскал и цветы девясила. Засыпал всё это в жирный после утиного супчика казан и, долив озёрной водицы, поставил на огонь. Варево вышло горьковатое, но приятное и хорошо пахло.[27]

  — Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985
➤   

Было время гаданий, святочных забот, момент окуривать курятники смолою с девясилом, что спасает, как известно, кур от домового да курьей чумки...[28]

  — Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003
➤   

...в этом стихе <Библии> на языке оригинала ― иврите ― употреблено слово, обозначающее не крапиву, а девясил вязкий (Inula viscose), хорошо известное в Израиле травянистое растение, содержащее едкий сок. Это растение семейства сложноцветных росло и продолжает расти практически повсеместно, образуя обширные заросли вдоль сухих русел рек, на песчаных отмелях и пустырях. Оно вполне могло служить для евреев таким же символом запустения, каким для русских является крапива.[29]

  — Игорь Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений», 2006
➤   

На набережной расцвели незнакомые прежде красивые жёлтые цветы ― девясил. <...> Записи, письма, мысли о стареющих друзьях, о собственной работе то и дело возобновляют чувство, что в каком-то возрасте доходишь до предела, дальше начинаешь лишь повторяться.[30]

  — Марк Харитонов, Стенография конца века. Из дневниковых записей, 19 июля 2008
➤   

Однажды принёс траву Herba Hellenium, которая якобы придаёт невероятную силу и по-русски называется девясил. <...> Но Алексею Фёдоровичу всё равно ничего не помогало.[31]

  — Аза Тахо-Годи, «Жизнь и судьба» (Воспоминания), 2009
➤   

В народной медицине используют также <...> девясил шершавый, девясил жёстковолосистый, девясил волосистый, гвоздичка, горицвет лесовой, дивуха, сладкое зелье, нашатырка, сидач, суховерх, суховершки, чайная трава, чёртогон (Inula salicina L.)...[32]:349

  — Екатерина Донецкая, «Лекарственные растения в быту, медицине, косметике» (том второй), 2017
➤   

Вот помню, в какой-то книге вычитал, девясил есть такая трава. Красивое название, а что за трава, не знаю.[33]

  — Алексей Слаповский, «Большая Книга Перемен», 2010
➤   

Отвары и настои корней и корневищ девясила высокого применяют <...> при поносах, вызванных хроническим энтероколитом и привычных запорах. Используется против веснушек и пигментных пятен...[34]:89

  — Валерий Данилов, «Прекрасный сад своими руками», 2012
➤   

Листья девясила прикладывают к ранам для более быстрого заживления; также они ускоряют созревание фурункулов. <...> Проявляет женственность, особенно у представительниц прекрасного пола с именем Анна.[35]

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» («Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Девясил пробуждает уснувшую человечность в людях и окрашивает жизнь в новые цвета... <...> Снижает вероятность аварий на дорогах. <...> Девясил повышает улыбчивость. <...> Девясил нейтрализует такое качество, как упрямство.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» («Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Девясил в случае массового применения на уровне государств вполне может повлиять на снижение количества оружия на планете.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020

...а девясил британский — отчего-то в Германии...
Девясил британский ( Хермания ) [36]

 в строгой п’розе... (о девяти силах)


➤   

Девясил противостоит яду, облегчает больную грудь, освещает и даёт сердцу радость и усладу. То есть, кто любит Божье слово и церковь, без печали преодолевает невзгоды жизни...[комм. 5]

  — В.Х.фон Хо́хберг, из книги «Сыч, атакуемый птицами», 1675
➤   

Тот корень <девятисильный> истолочь и смешать с мёдом пресным... и принять его по утру и вечером, сколько захочется, и от того кашель успокоится и вредная мокрота густая изнутри изгонится. Тот же корень вареный в вине и подслащенный сахаром хорошо, и принятый тяжело дышащим помогает.[9]

  — Симеон Половцев, «Вертоград Прохладный», конец XVII века
➤   

Девясилъ. Произрастѣніе могущее почесться, нѣкоторымъ образомъ родомъ астера, коренья онаго ароматическія, сладковатыя вкусомъ съ нѣкоторою небольшею горечью: стволы онаго бываютъ прямыя, пустыя, отъ пяти до шести футовъ вышиною, и усаженныя листьями бѣлесоватыми и мягковатыми; на верхушкѣ оныхъ бываетъ лучеобразной цвѣтокъ, котораго окружіе составлено изъ листочковъ, а верхняя крона изъ полулисточковъ поддерживаемыхъ чешуйчатою пуговкою, и сидящихъ на зародышахъ, кои потомъ обращаются въ продолговатые, слабые и игольчатые сѣмяна. Девясилъ есть живучее произрастѣніе и весьма легко выходящее, оно любитъ тучную землю и застѣнь: разводятъ оное во многихъ садахъ; а какъ сѣмяна онаго весьма рѣдки, то размножаютъ его самымъ произрастѣніемъ въ концѣ Сентября мѣсяца. Корень сего растѣнія весьма много употребляется въ лѣкарствахъ.[12]

  — Николай Иванов, «Подробный словарь увеселительного, ботанического и хозяйственного садоводства», 1792
➤   

По реке Черемшану, по луговой стороне, обширные и тучные поля, по правую гнездовые перелески, наполненные дикими розами.
Растёт множество девясилу (Inula Helenium). В берёзовых перелесках гордится алыми шапками Барская спесь. Lychnis chalcedonica. <...> Золотая сарацинская лоза, Senecio saracenicus, покрывает горы. Благовонный девясил, Inula odorata, Большой ландыш, Hemoracalis liliastrum — по горам.[37]

  — Николай Гоголь, Заметки по этнографии (Травник Симбирский), 1850
➤   

Къ концу іюня и въ началѣ iюля начинаютъ цвѣсти растенія, отличающіяся своимъ ростомъ; кипрей цвѣтетъ по пустошамъ и покрываетъ малиновымъ цвѣтомъ цѣлыя полосы на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ весной цвѣла рута; <...> девясилъ, или карандысь, съ самымъ большимъ изъ сложныхъ цвѣтковъ между здѣшними дикими растеніями, отчего онъ называется также польскимь подсолнечникомъ.[15]

  — Григорий Потанин, «Полгода в Алтае», 1859
➤   

Корень девясила употреблялся для жевания от зубной боли; ирной корень настаивался на водке и давался от удушья... По другому травнику, от побоев и ран рекомендовали травы девятисил (или девясил), хмельник, ужик и папутник.[16]

  — Николай Костомаров, «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», 1860
➤   

Немалая слава шла про «девясил» (девятисил, дивосил) — траву, таившую в себе средство от болезней сердца, а потому в иных местностях прямо и прозывавшуюся «сердечною». Помогала она, по словам старых людей, и от ран.[38]

  — Аполлон Коринфский, «Народная Русь: Круглый год сказаний...», 1901
➤   

По всей средней Европе сильно распространен Д<евясил> обыкновенный, или высокий, I. Helenium L., который собственно один только и зовётся Д<евясилом> в русском народе (также девятисил, девясильник, дивосил, дикий подсолнечник). У нас он по всей Европейской России до Армении и в западной Сибири. <...> В качестве сорных растений весьма часты у нас ещё низкорослые: Д.британскийI. britannica L., Д. шершавый — I. hirta L., a в южной России Д.иволистный — I. salicina L., известные под множеством местных названий (а преимущественно варахия, горькуша, золотарник, лесная желтуха, горицвет лесовой, жёлтый глаз, воловьи очи и многие другие). Все также употребительны в домашней медицине, причём весьма часто принимаются за арнику, подобно немалому числу иных растений, схожих с последней, как и Девясил. Всего в России до 20 видов.[20]

  — Александр Антонов, «Девясил» (словарь Брокгауза и Ефрона), 1907
➤   

Но народный опыт, передающийся из поколения в поколение и уходящий своими истоками в глубь веков, убеждает, что и тут не обошлось без растительных красок, извлечённых из диких растений. С незапамятных времен известно, что отвар из корней конского щавеля, соединённый с винным камнем, окрашивает ткани в жёлтый цвет, а при железной протраве даёт чёрный. Корни девясила, вымачиваемые с азотистым аммонием (а в народной практике ― с мочой), дают синюю окраску. Водная вытяжка из цветков зверобоя красит в жёлтый и зелёный цвета, а тот же подкисленный горячий настой ― в красный и розовый.[21]

  — Зинаида Короткова, Ростислав Фёдоров, «Цветно платьице не носится...», 1970
➤   

В старину это растение считалось одним из наиболее сильнодействующих лекарственных и магических средств. Оно широко использовалось для колдовства: в народе верили, что оно обладает девятью волшебными силами. Недаром ему и дали такое многозначительное название ― девясил. С лечебной целью девясил использовали ещё в древней Греции и Риме. Очень ценит его тибетская медицина, в которой применяется один из местных видов девясила. <...>
Растение можно найти по влажным местам у берегов рек, озёр, на лугах, лесных полянах, среди зарослей кустарников. Крупные золотисто-жёлтые соцветия девясила появляются среди лета. Иногда растение называют диким подсолнечником. Идя по сыроватому лугу, вы обязательно обратите на него внимание. Уж очень он заметен: стебель девясила нередко достигает двух метров в высоту! Как декоративное растение девясил охотно выращивают в садах Украины. В земле девясил прячет короткое, толстое, мясистое корневище, от которого отходят толстые корни. Именно они используются с лечебной целью. В них содержатся эфирное масло, сапонины, смолы, незначительное количество алкалоидов, смолистые и другие вещества. В этом растении впервые был обнаружен углевод инулин, которого в его корневище до 44%. По латинскому названию растения (Inula helenium L.) вновь открытое вещество и получило своё имя. Инулин ― это полисахарид, состоящий из 30-36 остатков сахара фруктозы. Сам инулин особой сладостью не отличается, но его можно превратить в сладкую фруктозу, для этого достаточно подействовать на него кислотой, в результате чего молекула инулина, гидролизуясь, распадается на молекулы фруктозы. Если, например, молодые одногодичные корни девясила очистить, промыть, мелко нарезать и сварить с кислым молоком или щавелём, то получится сладкий сироп.[22]

  Алексей Быков, «Девять сил», 1970
➤   

Одни авторы считают родиной <девясила> Среднюю Азию, другие указывают в качестве неё Апеннинский и Балканский полуострова. В ряде районов Европы, а также в Малой Азии, Японии и Северной Америке встречается лишь в одичавшем состоянии на лугах, среди прибрежных кустарников по опушкам лесов, луговым оврагам, сырым лугам, среди живых изгородей, в окрестностях посёлков. <...>
В настоящее время сырьё заготавливают только от культивированных растений (Северная Голландия, Бельгия, Франция, Германия, Югославия, Польша, Венгрия и Северная Америка). Древние римляне использовали корневище девясила как лечебное средство и в качестве овоща.[23]:150

  — Франтишек Стары, «Лекарственные растения», 1982
➤   

Научное название рода Inula (от греческого inaein — очищать, опорожнять) указывает на его лекарственное действие. Видовое название helenium (от греческого Helios — солнце) из-за формы соцветия и окраски цветков. Местные названия: оман, девятисил, дивосил, дикий подсолнечник, дзивасил высокий, жывасил (бел.), андыз (азер.), кхмух (арм.) мзиура (груз.), чорой, совырварице (молд.).[24]:21

  — Михаил Кудинов и др., «Пряно-ароматические растения», 1986
➤   

Как сырьё используется подземная часть девясила. Корневища могут употребляться при приготовлении пудингов, конфет и др. В качестве пряности представляет интерес для консервной промышленности.
Очень популярен в народе как лекарственное растение. По старинным поверьям, имеет девять волшебных сил, на что указывает его русское название.
Корни и корневища девясила обладают отхаркивающим, противовоспалительным и желчегонным действием. Благодаря противовоспалительному действию препараты девясила являются эффективным средством для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, а также суставного ревматизма и геморроя. Препарат «Алантон», выпускаемый в форме таблеток, способствует заживлению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Мази на основе девясила используются наружно при различных кожных заболеваниях (чесотке, экземе, нейродермитах).
Корни обладают красительным действием (дают синий цвет). Посредственный медонос. Декоративен.[24]:22

  — Михаил Кудинов и др., «Пряно-ароматические растения», 1986
➤   

...девясил запоминается с первого взгляда. Из девяти видов, встречающихся в средней полосе России, нас интересует только один, зато самый знаменитый и крупный. В июле его огромные, иногда до 2 м, стебли с крупными, многочисленными корзинками жёлтых цветов заметны издалека.
Девясил высокий (Inula helenium) можно встретить на лугах, полянах, по кустарникам, особенно на влажных местах. Весьма обыкновенное растение для чернозёмной зоны и лесов Кавказа, севернее встречается реже, но зато разводится по огородам и садам.
Девясил — многолетник, его существование обеспечивает очень крупное корневище с корнями, корневище короткое, толстое, снаружи бурое, вниз от него отходят толстые мясистые немногочисленные, но длинные корни, внутри желтоватые, с очень сильным, специфическим запахом. Корни и корневища девясила содержат значительное количество инулина (до 40%) и могут использоваться для получения фруктозного сиропа и патоки точно так же, как цикорий. Инулин и назван так потому, что впервые обнаружен в девясиле, латинское название которого — инула.
Но корневища и корни можно найти, только зная, как выглядит само растение. Весной оно развивает листовую розетку крупных, иногда до 1 м длиной, продолговато-эллиптических листьев, суживающихся с одной стороны в длинный прочный черешок, а с другой в узкий «носик». Розетка девясила, несмотря на крупные листья, не стелется по земле, а стоит почти вертикально. Листья серовато-сизые, сверху жестко опушённые, снизу совсем серо-войлочные, с сильно выступающими сетчатыми жилками, по краю неравно-зубчатые.
Стебель прямой, со стеблеобъемлющими листьями, такими же опушёнными, как и розеточные. Сам стебель бороздчатый, разветвлённый, сверху косматый. Корзинки на довольно коротких (2–3 см) цветоножках по одной – четыре на концах веточек, крупные, до 6 см в диаметре. Краевые цветки с очень длинным язычком, редкие, в центре цветки трубчатые, все тёмно-жёлтые. Семена с буроватым пухом, летучие. После осыпания семян побуревшие корзинки декоративны и используются для эффектных сухих букетов. Они похожи на цветы с почти белой серединой и бурыми лепестками. Внешний вид девясила настолько характерен, что он определяется даже из окна движущегося поезда.[39]

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

Своим названием девясил обязан давнему применению в медицине. По одной версии, его название первоначально звучало «девятисил», а Даль не без оснований предлагал другой вариант — дивосил. И в том и в другом варианте звучит нескрываемое восхищение целебными силами этого растения.
Действительно, девясил обладает обширным и разнообразным действием: желчегонным, отхаркивающим, противомикробным, противоглистным. Благодаря противовоспалительным свойствам настои и отвары девясила эффективны при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Они улучшают аппетит, уменьшают секрецию. Девясил применяют при заболеваниях дыхательных путей, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. При глистах девясил действует даже лучше прославленной цитварной полыни.[40]:196 В результате столь многообразного действия девясил часто применяют как общеукрепляющее средство, назначая его ослабленным людям.
Девясил ценится и в традиционной восточной медицине; в Индии — при хроническом бронхите и ревматизме; в Китае используют не только корень, но и соцветия — при гнойных ранах и кашле. В Монголии соцветия используют как противоцинготное. А в тибетской медицине собирают всю надземную часть растения и рекомендуют её при ангине, дифтерии и желудочно-кишечных заболеваниях.
Сильный пряный аромат девясила позволяет использовать его как пряное растение. В европейских странах и США корень девясила используют для отдушки конфет, в ликёро-водочной промышленности, добавляют его в консервы, особенно рыбные, пищевые концентраты, овощные супы.
Поскольку, как и лопух, девясил содержит много инулина, из него можно сварить варенье по тому же рецепту, только оно будет иметь очень сильный запах. Добавляют девясил в компоты, лучше из фруктов с несильным запахом — яблочный, сливовый, клюквенный, в кисель — в этом случае получается хорошее средство от простуды. Можно добавлять девясил в сладкие каши — овсяную, рисовую, манную. Готовят из девясила и самостоятельные блюда — кисель, засахаренные корни, которые скорее являются лекарством, а не пищей.
Интересно, что лекарственное действие девясила зависит почти исключительно от содержания в нём эфирного масла, которое почти не растворимо в воде, зато хорошо растворяется в спирте, поэтому спиртовые вытяжки и вытяжки на вине более эффективны, чем настои и отвары. Недаром в Средневековье вырабатывалось вино, настоянное на девясиле, — «Напиток святого Павла», применявшееся как лекарство.[39]

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

К концу лета по сырым лугам и полянам вырастают мощные растения девясила высокого: прикорневая розетка широких опушённых листьев служит основанием для полутораметрового цветоноса, несущего жёлтые, ромашкоподобные цветки. Корни девясила ― популярное в народе лекарственное средство. Лечебна и полынь-чернобыльник с лопастно-рассечёнными листьями. Повыше в горы, на выпасах, рассыпались по низкой траве бело-розовые звёздочки маргаритки многолетней.[26]

  — Юрий Карпун, «Природа района Сочи», 1997
➤   

И лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более или менее правильное название или помочь сделать адекватную замену одного названия растения другим. Например, в русском переводе книги пророка Исаии (55:12) сказано: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое».
Однако в этом стихе на языке оригинала ― иврите ― употреблено слово, обозначающее не крапиву, а девясил вязкий (Inula viscose), хорошо известное в Израиле травянистое растение, содержащее едкий сок. Это растение семейства сложноцветных росло и продолжает расти практически повсеместно, образуя обширные заросли вдоль сухих русел рек, на песчаных отмелях и пустырях. Оно вполне могло служить для евреев таким же символом запустения, каким для русских является крапива. Переводчик, столкнувшись с совершенно неизвестным ему названием, но, отчётливо понимая смысл сказанного, заменяет неведомое ему растение крапивой ― словом, несущим ту же смысловую нагрузку.[29]

  — Игорь Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений», 2006
➤   

Девясил, инула (Inula), семейство Сложноцветные. Многолетнее травянистое растение с крупными листьями и жёлтыми цветками.
Предпочитает плодородную влажную почву на солнце или в полутени, зимостоек. Весной требует мульчирования почвы, в сухую погоду — полива.
Размножают делением куста и посевом семян. Используется для одиночных посадок на газоне, по берегам водоёмов и в широких миксбордюрах.
Отвары и настои корней и корневищ девясила высокого применяют как отхаркивающее, мочегонное, противовоспалительное и тонизирующее вещество. Как сильное отхаркивающее показаны при при лечении катара верхних дыхательных путей с повышенной секрецией, хронических бронхитах, трахеитах, катаральном бронхите, коклюше, туберкулёзе. Эффективны при гастритах, колитах, заболеваниях печени, желчного пузыря и мочевыводящих путей, при поносах, вызванных хроническим энтероколитом и привычных запорах.[34]:89

  — Валерий Данилов, «Прекрасный сад своими руками», 2012
➤   

В различных частях девясила высокого содержатся: алантолактон — в эф. масле крн.; бензойная кислота; витамин E (альфа-токоферол) — лист.; инулин — крн.; 44%; камфора (камфара) — в эф. масле крщ.; азулен — эф. масло крн.; изокверцетин (кверцетин-3-глюкозид); кверцетин (кверцитин) — раст., цв.; кофейная кислота — раст.; костунолид; отосенин; скополетин — раст.; бета-ситостерол (бета-ситостерин) — крн.; стигмастерин (стигмастерол) — крн.; умбеллиферон; хлорогеновая кислота — раст. В корневищах и корнях девясил содержится эфирное (алантовое) масло (1-3%); при комнатной температуре это кристаллическая масса, при 30-45°C — масло хорошо растворимо в органических растворителях, плохо — в воде. Кристаллическая часть масла состоит из смеси сесквитерпеновых лактонов: алантолактона, изоалантолактона, дигидроалантолактона, проазулена и др.[32]:349

  — Екатерина Донецкая, «Лекарственные растения в быту, медицине, косметике» (том второй), 2017
➤   

В официальной медицине к применению допускается девясил великолепный (Inula Magnifica Lypski), а также девясил большой или девясил крупнолистный (Inula macrophylla Kar. & Kir.), синоним девясил огромный, карандыз (Inula Grandis schrenk) и девясил британский (Inula Britanica L.).
В народной медицине используют также девясил германский, сладкая трава, сладкое зелье (Inula germanica L.); девясил шершавый, девясил жёстковолосистый, девясил волосистый, гвоздичка, горицвет лесовой, дивуха, сладкое зелье, нашатырка, сидач, суховерх, суховершки, чайная трава, чёртогон (Inula salicina L.); девясил растопыренный (девясил блошиный, блошник, багатинка, коморник, комарник, жёлтая мята, мухолов, мушник) (Inula conyza DC.).[32]:349

  — Екатерина Донецкая, «Лекарственные растения в быту, медицине, косметике» (том второй), 2017
➤   

1. Это растение способствует раскрытию таких качеств, как доброта, добросердечие и убирает напряжения в области сердца (четвёртый энергетический центр).
2. Проявляет женственность, особенно у представительниц прекрасного пола с именем Анна. Значение этого имени предполагает заботу о мужчине, трансформацию части его ментальной энергии. Анна хочет внимательности от мужчин, но допускает и некую хитрость в отношениях. Хитрость может граничить с простым использованием в своих нуждах. В целом Анна спокойна и неприхотлива.
3. Девясил нейтрализует женские черты, связанные с кошачьими манерами поведения. К таким манерам можно отнести стремление погулять, приткнуться к тому, кто приласкает.[35]

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

4. При общении с живым девясилом разогревается сердечный центр, возникает чувство тепла и радости. Этих ощущений так не хватает в большом городе с его нескончаемой погоней за новыми материальными благами. Девясил пробуждает уснувшую человечность в людях и окрашивает жизнь в новые цвета, меняя чёрно-белый фон существования на цветной.
5. Снижает вероятность аварий на дорогах.
6. Проявляет лисьи повадки, к которым можно отнести хитрость, изворотливость и смекалку. Для одних людей эти качества неприемлемы, поскольку они воспитаны в простоте и бесхитростности. Для других же, в силу профессиональной деятельности или положения в социуме, развитие этого качества может принести большую пользу.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

8. Применение девясила запускает в сердце весну. Освежаются в памяти события, связанные с давними любовными отношениями, принося тем самым облегчение, особенно в тех случаях, когда имело место тяжёлое расставание и осталось чувство недолюбленности. Данное растение также расслабляет сферу сексуальных привязанностей и реакций.
9. Помогает легко завязывать отношения с противоположным полом, нацеленные на недлительные сексуальные связи.
10. Вводит в психику фактор спокойной речи.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

12. Девясил повышает улыбчивость. В настоящее время люди как будто разучились улыбаться, а следовательно, радостно реагировать на то или иное событие. Именно эту способность и возвращает растение. Просто улыбка — и настроение улучшается, дела идут веселее, и всё получается так, как задумывалось. <...>
15. Снижает резкость проявления такого феномена, как светимость головы, придаёт мягкость и лёгкость ментальным процессам. Рекомендуется тем, кто много думает и от этого страдает, не имея возможности избавиться от избытка информации, порождающей напряжение. Вполне подходит для учёных, изобретателей, программистов, детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, и т.п. <...>
19. Девясил нейтрализует такое качество, как упрямство.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

21. Девясил способствует освобождению памяти от первых детских сексуальных желаний.
22. Люди, выращивающие девясил и ухаживающие за ним, будут освобождаться от заболеваний и недомоганий рук.
23. В сочетании с горячим молоком работает на очищение области кишечника. Эта область становится теплее и ярче.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Перспективы массового применения.
1. При массовом использовании девясила люди могут стать мягче по отношению друг к другу, уйдут проявления жестокости и жёсткости.
2. Проявится стремление к чистоте, чистоплотности.
3. Люди станут получать удовольствие от простых действий. Просто сидя в кресле или в минуту перерыва отстранившись от дел, человек будет спокойно погружаться в состояние спокойствия, получая удовольствие без всяких оснований.
4. В обществе будет заметно проявлено такое качество, как человечность. Люди будут чаще вспоминать, что у других тоже есть свои проблемы и им стоит посочувствовать.
5. Уменьшится сила лунного воздействия на психику и судьбу человека.
6. Девясил можно использовать в борьбе с психическими вирусами, угнетающими сознание...:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Вишня и девясил — очень интересное сочетание. Человек под воздействием этих растений входит в активное состояние, ощущая прилив сил. Это состояние поможет решить задачи или проблемы, справиться с которыми раньше не представлялось возможности. Рекомендуется людям, зашедшим в тупик.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

13. Девясил в случае массового применения на уровне государств вполне может повлиять на снижение количества оружия на планете. Есть уверенность, что люди просто станут понимать бессмысленность процесса гонки вооружений.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

— Ещё в III веке до н.э. в Китае говорили, что девясил даёт не 9, а 99 сил. В Древнем Риме и Греции девясил использовали и как еду, и как лекарство.
— Много легенд связано с девясилом, в которых говорилось, что девясил избавляет от болезней греха.
— Авиценна писал, что девясил бодрит и укрепляет сердце, успокаивает боли в суставах и спине. <...>
— Зимой при переходе с войском через Альпы А.В.Суворов приказал солдатам пить чай из корня девясила высокого. <...> Девясил повышает сопротивляемость организма к холоду и недостатку кислорода — в общем, помогает не замерзнуть.[41]

  — Светлана Сулименко, «33 пряности. Друзья лекаря – хвала повара», 2021
➤   

Парис, сын Троянского царя, похитил Елену, а разгневанный Менелай собрал войско, и выступил против Трои. Греки держали в осаде троянцев десять лет. И затем состоялся поединок Менелая и Париса. Прекрасная Елена оделась в дорогие одежды, и поднялась на башню, чтобы наблюдать за поединком. Взойдя на крепостные стены, она вспомнила родную Спарту, и из её глаз полились горячие слёзы. Где они падали на землю, там появлялись растения с красивыми жёлтыми цветами, которым дали название «эльна Элениум», что означает — очищение Елены. Элениум, так называют на латинском девясил — многолетнее растение, с толстым корневищем бурого цвета, с бархатистыми, удлинёнными листьями и яркими, небольшими жёлтыми цветками.[41]

  — Светлана Сулименко, «33 пряности. Друзья лекаря – хвала повара», 2021

...германский девясил в Праге...
Девясил германский ( Прага ) [42]

 в нестрогой п’розе... (о девяти силах)


➤   

Отъ деревни Якушкиной ѣхали мы до Чувашской деревни Малыклы Новой, которая отъ Якушкиной отстоитъ въ 8 верстахъ. Въ сёмъ проѣздѣ примѣтили мы великое множество самопроизвольно растущаго девясила (Inula Helenium), котораго корень жители употребляютъ въ разныхъ припадкахъ, натопивъ оной въ квасý.[11]

  — Иван Лепёхин, «Дневные записки путешествія...», 1768
➤   

Ещё я вам скажу, наше-то дело потрудней, чем ихное; человека можно расспросить, что у него болит, в каком месте, жар ли у него, холодно ли ему; он всё тебе скажет… а лошадь, к примеру, или корова — стоит, понурив голову, да глядит в землю; ничего от неё не добьёшься. Скотина так и есть скотина! Иное дело засечка, опухоль или, например, сап; тут сейчас видно: глаза гноятся, сопли текут ручьём — давай ей антимонии, да серы горючей, да девясильного корня, авось и поправится.

  — Николай Некрасов, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», 1843
➤   

Лугá и украшенные кустами сенные покосы вокруг Мурома снабжены богато сибирским сабельником, сокольим перелетом, плакуном и диким чесноком, употребл<яемым> в пищу. Много также чёрного папоротника (Osmunda struthiopteris), Савиной стрелы и молочайника (Euphorbia palustris), — употребляемой жителями как слабительное. На песчаных же островах и мелях реки Оки много белокопытника и девясила.[13]

  — Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849
➤   

Дорога к Арзамасу. Песчаные пустоши покрыты простыми травами, в числе их кровен<осным> девясилом и горлянкой. Рассеянный мелкий лес. <...>
На увалах около Самары росли цветущие здесь в мае: <...> Чертополох лазоревый. Девясил мошистый и душистый. <...>
По дороге от Владимира: <...> Девясил кровоносный, Inula disenterica. Куколь, Lichnis segetum. Lolium temulans, головолом. <...>
От Мурома: <...> Душица, Origanum, в алый цвет. Мятлика, Arundo calamogrostis, в зелёную из нецвёлых колосков. Inula foetida, вонючий девясил.[13]

  — Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849
➤   

Это собственность (как её называет мой Афанасий) графини «Отакойто». Купцы-гуртоправы снимают часть этой степи, участками, для выкормки бойкого скота, с правом распахивать третью часть участка. Таким образом, поднявши часть степи плугом, они засевают на ней бакчи, потом просо, мак, пшеницу и <затем>, снявши несколько хлебов, бросают вспаханную землю и поднимают новь; тучный чернозём, оставленный без обработки, покрывается сорными травами: полыном, чернобыльником, девясилом, репейником и другими; некоторые стебли тянутся в вышину аршина на два и выше и образуют собою сорную заросль вышиною в рост человеческий. Вот отчего издали эти соры кажутся сплошною лесной кущей и так разнообразят вид степи. Тут появляется множество мышей, которым в грунте разрыхлённом легко устраивать для себя норки, и это служит приманкой для лисиц. Они постоянно мышкуют в сорах, а живут и выплаживают по соседству с ними, в сурчинах.[14]

  — Егор Дриянский, «Записки мелкотравчатого», 1857
➤   

Тут другая дама, миссис Девясил, пришла с визитом и позвонила у входной двери — «рин-тин-тин».
— Милая моя миссис Девясил, — сказала миссис Апельсин, — как поживаете? Пожалуйста, пообедайте с нами. У нас будет только вырезка из пастилы, а потом просто хлеб с патокой, но если вы не побрезгаете нашим угощением, это будет так любезно с вашей стороны!
— С удовольствием, — сказала миссис Девясил. — Буду очень рада. Но как вы думаете, зачем я к вам пришла, сударыня? Догадайтесь, сударыня. <...>
Когда пришла пора пить чай, мистер и миссис Апельсин с ребёночком и миссис Девясил отправились к миссис Девясил. Дети ещё не пришли, но бальный зал для них был уже готов и разукрашен бумажными цветами.
— Какая прелесть! — сказала миссис Апельсин. — Ах, милашки! Как они обрадуются!
— А вот я детьми не интересуюсь, — сказал мистер Апельсин и зевнул.
— Даже девочками? — сказала миссис Девясил. — Полно! Девочками-то вы интересуетесь!..[43]

  — Чарлз Диккенс, «Роман, сочинённый на каникулах. Сочинение мисс Нетти Эшфорд» (рассказ), 1868
➤   

Нет, не сено одно волу-молотильцу я вокруг себя вижу, ― я вижу вон он в лесу, девясил благовонный, утоляющий боли надсаженной груди; вон огненный жабник, врачующий чёрную немочь; верхоцветный исоп от удушья; ароматная марь против нерв, вон рвотный копытень; сон-трава от прострела; кустистый дрок; крепящая расслабленных омела; и болдырьян от детского родимца; и корень мандрагор, что благотворный сон даёт лишённому покоя несчастливцу...

  — Николай Лесков, «Божедомы», 1868
➤   

— Сено и спирт! А вот у самых ваших ног растёт здесь благовонный девясил, он утоляет боли груди; подальше два шага от вас, я вижу огневой жабник, который лечит чёрную немочь; вон там на камнях растёт верхоцветный исоп, от удушья; вон ароматная марь, против нервов; рвотный копытень; сонтрава от прострела; кустистый дрок; крепящая расслабленных омела; вон болдырян, от детского родилища и мадрагары, от которых спят убитые тоской и страданием. Теперь, там, на поле, я вижу траву гулявицу от судорог; на холмике вон Божье деревцо; вон львиноуст от трепетанья сердца; дягиль, лютик, целебная и смрадная трава омег; вон курослеп, от укушения бешеным животным; а там по потовинам луга растёт ручейный гравилат от кровотока; авран и многолетний крин, восстановляющий бессилие; медвежье ухо от перхоты; хрупкая ива, в которой купают золотушных детей; кувшинчик, кукушкин лён, козлобород... Не сено здесь, мой государь, а Божья аптека.

  Николай Лесков, «На ножах», 1870
➤   

Накануне Аграфены Купальницы, за день до Ивана Купалы, с солнечным всходом по домам суета поднимается. Запасливые домовитые хозяйки, старые и молодые, советуются, в каком месте какие целебные травы в купальские ночи брать; где череду от золотухи, где шалфей от горловой скорби, где мать-мачеху, где зверобой, ромашку и девясил... А ведуны да знахарки об иных травах мыслят: им бы сыскать радужный, златоогненный цвет перелёт-травы, что светлым мотыльком порхает по лесу в Иванову ночь; им бы выкопать корень ревеньки, что стонет и ревёт на купальской заре, им бы через серебряную гривну сорвать чудный цвет архилина да набрать тирлич-травы, той самой, что ведьмы рвут в Иванову ночь на Лысой горе; им бы добыть спрыг-травы да огненного цвета папоротника...[19]

  — Павел Мельников-Печерский, «В лесах» (книга вторая), 1874
➤   

Фрол оделся, чтоб комары не заели, и занялся аптечным сбором. Нащипал белого земляничного цвету и кожаных листиков брусники, свежих сосновых побегов нарвал, полынь на лугу отыскал и цветы девясила. Засыпал всё это в жирный после утиного супчика казан и, долив озёрной водицы, поставил на огонь. Варево вышло горьковатое, но приятное и хорошо пахло. Витёк покорно испил целую банку и с помощью Фрола кое-как доковылял до бивуака.[27]

  — Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985
➤   

На узких, высоко приподнятых над поверхностью грядках вместо моркови и огурцов золотились звездочки зверобоя, качались скромные головки тысячелистника. Среди ошарашивающего разнообразия Люсин распознал валерьяну и донник, душицу и мяту, девясил, шалфей и горец.[44]

  Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990
➤   

Было время гаданий, святочных забот, момент окуривать курятники смолою с девясилом, что спасает, как известно, кур от домового да курьей чумки, дни смывания лихоманки, отлучения от коровников ведьм, когда в ход шли вернейшие средства: четверговая соль, зола из семи печей, земляной купальский уголь из-под чернобыльника, сальная заговоренная свеча, вощанки, принесённый на север с киевских полей чертополох.[28]

  — Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003
➤   

Каждый день ливни, грозы, Яуза разлилась. На набережной расцвели незнакомые прежде красивые жёлтые цветы ― девясил. Работал. В «Зарубежных записках» приняли мою «Стенографию», хотят напечатать в будущем году. Записи, письма, мысли о стареющих друзьях, о собственной работе то и дело возобновляют чувство, что в каком-то возрасте доходишь до предела, дальше начинаешь лишь повторяться.[30]

  — Марк Харитонов, Стенография конца века. Из дневниковых записей, 19 июля 2008
➤   

Однажды принёс траву Herba Hellenium, которая якобы придаёт невероятную силу и по-русски называется девясил. По рецепту Александра Петровича настояли в графине (сложная процедура), напиток приятный. Но Алексею Фёдоровичу всё равно ничего не помогало. Уже после Валентины Михайловны пытался опять нас приучить к этой «траве Елены» (мыслится ― Елены прекрасной), но весь графин опустошили <строительные> рабочие во время ремонта ― уж очень хороша водица.[31]

  — Аза Тахо-Годи, «Жизнь и судьба» (Воспоминания), 2009
➤   

А всякие травы как называются, только старухи помнят. Ну, подорожник, ромашку, лопух я тоже сам узнаю, а их же сотни и тысячи, и каждая травинка со своим названием. Вот помню, в какой-то книге вычитал, девясил есть такая трава. Красивое название, а что за трава, не знаю.[33]

  — Алексей Слаповский, «Большая Книга Перемен», 2010

 в стихах и поэзии... (о девяти силах)

...око христово, оно же — крестово...
Девясил Христово око ( Австрия ) [45]


➤   

«Я бы желал её видеть огромной на блюде огромном».
Глотка кричит, достойная Гарпий прожорливых. Ты же,
Австер, не плох будь, свари им припасы. Хоть свежие даже
Пахнут кабан или камбала, если обильем желудок
Обременён до болезни, и полный скорей бы редису
Иль девясилу потребовал едкого...

  — Гораций (Квинт Гораций Флакк), «Сатира Вторая» (перевод ЛаФета), конец I века до н.э.
➤   

Вот из чего подливка: тут масло оливок Венафра
Первой выжимки, также рассол из рыбы Иберской
С пятилетним вином, — но при этом отнюдь не заморским.
Это варится; как сварят, вино ни одно так нейдет тут
Как Хиосское, — с белым перцем и уксуса долей,
Лишь из вина Мефимна свернулся бы он, окисая.
И горчичных листов, и горького класть девясилу
Первый я научил...

  — Гораций (Квинт Гораций Флакк), «Сатира Восьмая» (перевод ЛаФета), конец I века до н.э.
➤   

То, что «элениум» греки, и «эльна» ещё называют,
Врач девясилом зовёт, и растенье известно любому.[39]

  Одо Магдунский, «О свойствах трав», XII век
➤   

Я всех бессильнее, когда один счисляюсь,
Но если к одному из братьев прилепляюсь,
Я больше в девять раз прибавлю сил его;
Как братьев нет при мне, не сто́ю ничего...[10]

  Адриан Дубровский, «Есть братьев у меня великое число...», 1756
➤   

Сей меч единым сильным махом
У Гидры девять глав отсе́к;
Сей меч хранился там под страхом
И в сказках назван Самосе́к.[46]

  — Ипполит Богданович, «Душенька» (книга вторая), 1782
➤   

Послушайте повести чу́дной!
Дочерей у матери девять,
Десятою беременная ходит;
Бога молит, чтоб мальчик родился.
А когда её время приспело,
Родила мать десятую дочку.
Спрашивал кум на крестинах,
Какое дать крестнице имя?
С досадою мать отвечала:
«Яня имя ей, побери её дьявол[47]

  Александр Востоков, «Яня мизиница» (из сборника «Сербские песни»), 1824
➤   

Хоть мы крепости не взяли,
Но поклясться можем смело
Перед совестью и честью,
Не нарушили ни разу
Нами данного обета:
Целых девять лет не ели,
Ничего не ели ровно,
Кроме только молока!»
Ободрённые сей речью,
Девятнадцать кастильянцев,
Все, качаяся на седлах,
В голос слабо закричали :
«Sancto Jago Compostello!..»[48]:51

  — Козьма Прутков (Алексей Толстой), «Осада Памбы» , 1854
➤   

Говорит: «Поправлюсь, матушка!»
Да ошибся ― не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился...[17]

  — Николай Некрасов, «Орина, мать солдатская», 1863
➤   

Девясил — траву здоровья
В ночь русалка поливает.
Девясил, слыхать в народе,
Девять сил в себе скрывает.
Волшебством своим, русалка,
Обаяньем, сердцу милым,
Ты полей и эту песню,
Что назвал я Девясилом.
Может, эта песня рану
Сыну Сербии прикроет
И хотя бы на мгновенье
Боль и муку успокоит.[18]:332

  Йован Йованович-Змай (перевод Михаила Исаковского), «Девясил», 1899
➤   

Её любовь проснулась в девять лет,
Когда иной ребёнок занят куклой.
Дитя цвело, как томный персик пухлый,
И кудри вились, точно триолет...[49]

  Игорь Северянин, «Сонет», 1909
➤   

Ленясь, смотрю на берега...
Душа вполне во власти тела ―
В неделю правая нога
На девять фунтов пополнела...[50]

  Саша Чёрный, «Благословен степной ковыль...» (из сборника «Кумысные вирши»), 1909
➤   

И вернувшись на дорогу
С облегчением, немного,
Нахожу поломку! ― у колёс,
Девясилу ― чёрт принёс!
Между спиц попала травка,
Не ромашка, не пупавка,
Всё сломала, всё скрутила,
Ну, я говорю, ― и сила!..
Или даже — девять сил,
(я про них и говорил)...[8]

  Михаил Савояров, «Колёсная пара» (из сборника «Стихи Я»), 1911
➤   

Самый первый в мире цвет ― первоцвет,
Самый первый ― это он, первоцвет,
И первей его на этом свете ― нет. <...>
И ещё, что было сил,
Обожаю девясил.[1]

  Михаил Савояров, «Без счёта» (из сборника «Не в растения»), 1913
➤   

И если слабею, мне снится икона
И девять ступенек на ней.
И в голосе грозном софийского звона
Мне слышится голос тревоги твоей...[51]

  Анна Ахматова, «И в Киевском храме Премудрости Бога...», 1914
➤   

Бас, то есть Собакин-младший, пел под Шаляпина, да ещё и о́кал:
Молодило! Хрен! Пупавка!
Клещевина, клопогон!
Девясил, мордовник, шпорник,
Высколка, копытень, лютик,
Коровяк, котовник, лук.
На третьем куплете хор, миманс, танцоры разделились на две группы, славянофилы да западники, каждый выкрикивал своё в пику оппонентам...[28]

  Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003
➤   

Вторая степень дилетантства —
Сорить предлогами В стихах.
Мешает лишнее убранство,
Полуштрихи В полутонах.
На третьей каверзной ступени
Конечно рифма сил-просил.
Не сил просил, а озарений.
Кореньев типа «девясил».[52]

  — Илья Кривоносов, «Графоманом являясь», 2019
➤   

Ночь поднялась из низин,
Мгла горизонты укрыла.
Только и ярок вблизи
Жёлтый цветок девясила,
Да сквозь задумчивый сад,
Полдня последняя нега,
Льётся молочный закат
В неозарённое небо.[53]

  — Владимир Алексеев, «Солнце садится», 2020
➤   

Трижды семь полян, там гуляют стада оленей,
Там душистый отвар: мята и девясил,
Только выпьешь глоток прибавляет любому сил,
Там трава высока, почти до коленей.[54]

  — Юлия Борисова, «Чертоги фей», 2022




A p p e n d i X - II

...комментарий с дубинкой в руках (и с камнем во рту)...
пара слов вдогонку [55]

Ком’ментарии


  1. Чтобы не врать слишком долго и уныло, наскоро перечислю другие народные имена & на...звания девясила, взятые из соответствующих словарей и справочников. Вот они: девятисил, оман, дикий подсолнечник, дивосил, горькуха, золотарник, лесная желтуха, горицвет лесовой, чертополох, еленина трава, чертополошник, медвежье ухо... Между тем, всякому проницающему и проницательному оку понятно, что большинство этих названий относятся — к девясилу высокому, самому известному и заметному виду. Другие варианты того же сáмого (как выражался, в своё время, блаженный Эрик Первый) можно найти — ниже (что, несомненно, может доставить отдельное наслаждение). Там, где цветёт и пахнет первый аппендикс.
  2. Упомянутый всуе род девясил насчитывает более сотни видов, из которых на территории, прошу прощения, России произрастает примерно треть, несомненно лучшая как по качеству, так и по составу. Наиболее известный вид, это — девясил высокий, обще...признанное лекарственное и ароматическое растение. Как правило, именно его и имеют в виду, когда говорят просто и односложно: «девясил», — без дальнейших уточнений. Или не совсем его, в крайнем случае.
  3. Здесь нет никакой ошибки или случайного слова. Всё именно так: почти вровень с человеком, точнее говоря, в человеческий рост (или даже превосходящие по высоте). Казалось бы, всего лишь размер..., сущая мелочь (ещё одна). Однако её значение (и даже смысл, отчасти) трудно переоценить. — Вопрос роста и его соотношения, как это ни странно слышать, во все времена был одним из важнейших (фундаментальных) для возникновения у человеческих (и человекоподобных) приматов некоей новой внутренней сущности. Для начала (говоря чисто схематически) появляется безотчётное беспокойство, а затем первичная рефлексия, которая при известных обстоятельствах переходит в наращённый шизоидный диалог. Таким путём возникает любой тотемный культ (вражды, страха или поклонения). Нежданно оказавшись вровень (рóвней, визави, лицом к лицу) с неким живым объектом, пускай даже и растением, человеческая обезьяна не способна не ощутить его как нечто равное (субъект), близкое или, по крайней мере, соотносимое, а затем попытаться оценить возможные критерии превосходства, — как со своей стороны, так и с противной. Со всеми вытекающими отсюда следствиями и последствиями. Или — без них, что тоже возможно (в крайнем случае). Однако последний вариант (осмелюсь заметить) далеко выходит за рамки настоящего о(б)суждения.
  4. Утилитарная цивилизация потребителей, несомненно, нашла прекрасное потребительное место и для этого предмета. Спектр даже современного медицинского применения девясила (чаще всего девясила высокого или Inula helenium L.), очень широк: от гомеопатии до мазей или настойки на портвейне. Последнее, естественно, приветствуется особо. Производятся из девятисильника также и лекарственные препараты, в частности давно известные таблетки алантолактон (глистогонные) и алантон (применяется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки). Старые латинские названия девясила, которые употребляли аптекари и эскулапы: Helenii rhizome (для корневищ), Helenii folium (для листьев), а в более старой форме: Radix & Folia Helenii (опять же, разумея под этим именем самый известный вид: девясил высокий или «солнечник»).
  5. Не стану скрывать: редко когда удаётся испытать бóльшее наслаждение от соприкосновения с типической религиозной логикой, да ещё и поэтической, да ещё столь изысканного по форме средневекового (бес) сознания. Спасибо тебе сердешное, мой дорого́й герр Хохберг.


Ис’сточники


  1. 1,0 1,1 М.Н.Савояров, «Без счёта» (1913), из сборника «Не в растения» (1902-1934 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  2. Ил’люстрация — (Inula hirta (девясил шершавый), Tauberland, Germany (12 mai 2007).
  3. Библия (синодальный перевод). 1876 год. — Бытие (Первая книга Моисеева). Глава 1: 26-27.
  4. Юр.Ханон. «Закрытый Реквием» для 13 исполнителей (ос.71, 1998) — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 1999 г.
  5. Мендельсон Ф. Пестни без слов (для фор’тепиано). — Мосва: издательство Музыка (его), 1965 г.
  6. С.О.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г.
  7. Юр.Ханон. «Чёрные Аллеи», или книга, которой-не-было-и-не-будет. — Сан-Перебур, Центр Средней Музыки, 2012 г. — 648 стр.


  8. 8,0 8,1 М.Н.Савояров, «Колёсная пара» (1911). «Замётки и помётки» к сборнику «Стихи Я»: (1901-1940 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  9. 9,0 9,1 Симеон Половцев (перевод с польского в конце XVII века). «Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих».
  10. 10,0 10,1 А.И.Дубровский в сборнике: «Поэты XVIII века». Библиотека поэта. — Лениград: Советский писатель, 1972 г.
  11. 11,0 11,1 И.И.Лепёхин. Дневныя записки путешествія доктора и Академіи Наукъ адъюнкта Ивана Лепехина по разнымъ провинціямъ Россійскаго государства, 1768 и 1769 году, в книге: Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. — Сталинград. Краевое книгоиздательство, 1936 г.
  12. 12,0 12,1 Иванов Н.И. Подробный словарь увеселительного, ботанического и хозяйственного садоводства : Содержащий в себе по азбучному порядку имяна, названия и свойства произрастений, как российских, так и иностранных, с подробным предписанием способов их размножения, воспитывания и предохранения от болезней... Часть вторая. — Во граде св. Петра: Иждив. книгопродав. Т.Полежаева и Г.Зотова : Императорская типография, 1792 г.
  13. 13,0 13,1 13,2 Н.В.Гоголь. Конспект книги П.С.Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768-1773 гг.» — 3 ч. — Сан-Бург: 1773—1788 г.
  14. 14,0 14,1 Е.Э.Дриянский. Записки мелкотравчатого. — Мосва: «Советская Россия», 1985 г.
  15. 15,0 15,1 Г.Н.Потанин. «Полгода в Алтае». — Сан-Пург, «Русское слово» (издатель Г. А. Кушелёв-Безбородко), № 9 за 1859 г.
  16. 16,0 16,1 Собрание сочинений Н.И.Костомарова в 8 книгах, 21 том. Исторические монографии и исследования. — Сан-Пург, Типография М.М.Стасюлевича, 1904 г. — Книга 8, том 19.
  17. 17,0 17,1 Н.А.Некрасов. Полное собрание стихотворений в трёх томах: «Библиотека поэта». Большая серия. — Ленинград: Советский писатель, 1967 г.
  18. 18,0 18,1 М.В.Исаковский. Стихотворения. Песни. Переводы. — Мосва: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1959 г.
  19. 19,0 19,1 Мельников-Печерский П.И.. Собрание сочинений. — Мосва: «Правда», 1976 г.
  20. 20,0 20,1 А.А.Антонов. «Девясил». — Сан-Пербург: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907 г.
  21. 21,0 21,1 Короткова З., Федоров Р., «Цветно платьице не носится...». — Мосва: жернал «Химия и жизнь», №2 за 1970 г.
  22. 22,0 22,1 22,2 А.Быков, «Девять сил». — Мосва: жернал «Химия и жизнь», №12 за 1970 г.
  23. 23,0 23,1 Ф.Стары, В.Йирасек. «Лекарственные растения». — Прага: Артия, 1982 г., 256 стр.
  24. 24,0 24,1 24,2 Кудинов М.А., Кухарева Л.В., Пашина Г.В., Иванова Е.В. «Пряно-ароматические растения» (издание второе, переработанное и дополненное). — Минск: Ураджай, 1986 г. — 160 стр., 16 л. илл.
  25. Ил’люстрация — Девясил высокий (Inula helenium). Рисунок с натуры Ивана Шишкина (1872 год). Из фондов сан-перебургской Академии Художеств
  26. 26,0 26,1 Карпун Ю.Н. «Природа района Сочи. Рельеф, климат, растительность». (Природоведческий очерк). — Сочи: по-старому, 1997 г.
  27. 27,0 27,1 Е.И. Парнов, Третий глаз Шивы. — Мосва: Детская литература, 1985 г.
  28. 28,0 28,1 28,2 Н.В.Галкина, Вилла Рено. — Сана-Перебур: журнал «Нева», №1 за 2004 г.
  29. 29,0 29,1 Игорь Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений». — Мосва: жернал «Наука и жизнь», №5 за 2006 г.
  30. 30,0 30,1 М.С.Харитонов. Стенография конца века. Из дневниковых записей. — Мсва: Новое литературное обозрение, 2002 г.
  31. 31,0 31,1 А.А.Тахо-Годи, Жизнь и судьба: Воспоминания. — Мсва: Молодая гвардия, 2009 г.
  32. 32,0 32,1 32,2 Е.Донецкая. Лекарственные растения в быту, медицине, косметике. Том 2 (В-Д). — Мосва: Вече, 2017 г. — 464 с.
  33. 33,0 33,1 Алексей Слаповский, Большая Книга Перемен. — Сарратов: «Волга», № 9-10, 2010 г.
  34. 34,0 34,1 В.Данилов. Прекрасный сад своими руками. Иллюстрированный справочник цветовода. — Мосва: Аделант, 2012 г. — 288 с.
  35. 35,0 35,1 Александр Сизов. Тайные силы растений. — Мосва: Весь, 2020 г. — 352 с.
  36. Ил’люстрация — Wiesen-Alant (Inula britannica) im Naturschutzgebiet Rheinwald Altlußheim, административный округ Карлсруэ (24 iuni 2014)
  37. Г.Виноградов. Н.В.Гоголь. Материалы и исследования. Том 1. Лениград: 1936 г. — стр.13-21.
  38. Аполлон Коринфский. «Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа (глава: Злые и добрые травы). — Мосва, 1901 г.
  39. 39,0 39,1 39,2 Наталья Замятина. Кухня Робинзона. Рецепты блюд из дикорастущих растений и цветов. — Мосва: Институт технологических исследований, 1994 г. — 656 с.
  40. Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
  41. 41,0 41,1 Светлана Сулименко. 33 пряности. Друзья лекаря – хвала повара. — Мосва: Ридеро, 2020 г. — 352 с.
  42. Иллюстрация — Flowers of plant Inula germanica from the Botanical Gardens of Charles University, Prague, Czech Republic (ботанический сад города Прага, 13 iuli 2011)
    Ханóграф: Портал
    AnTh.png
  43. Чарлз Диккенс, Собрание сочинений в тридцати томах, том 26, (перевод М.Клягиной-Кондратьевой, И.Гуровой). — Мосва: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г.
  44. Е.И.Парнов, Александрийская гемма. — Мосва: «Московский рабочий», 1992 г.
  45. Ил’люстрация — «Christusaugen-Alant», Inula oculus-christi. Fundort: Austria, Leiser-Berge, Bezirk Mistelbach, Niederösterreich; ca. 460 msm.
  46. И.Ф.Богданович «Стихотворения и поэмы». Библиотека поэта. Большая серия. — Лениград: Советский писатель, 1957 г.
  47. А.Х.Востоков в сборнике: «Поэты-радищевцы». Библиотека поэта. — Лениград: Советский писатель, 1979 г.
  48. Сочинения Козьмы Пруткова. — Мосва: «Художественная литература», 1976 г. 384 стр.
  49. Игорь Северянин, «Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы». — Мосва: «Наука», 2004 г.
  50. Саша Чёрный, собрание сочинений в пяти томах, не считая шестого. — Мосва: «Эллис-Лак», 2007 г.
  51. А.А.Ахматова. Собрание сочинений в шести томах. — Мосва: Эллис Лак, 1998 г.
  52. Илья Кривоносов. Сборник стихов. 2014-2021. — Мсва: Литрес, 2021 г. — 110 с.
  53. Владимир Алексеев. Моему другу. Первая книга стихов. — Мсва: Литрес, 2021 г. — 60 с.
  54. Юлия Борисова. О чём поёт твоя свирель. Стихи. — Мсва: Литрес, 2022 г. — 70 с.
  55. Иллюстрациянекий ко’позитор ещё в те времена, перед пересадкой тотемного Trichocereus scopulicola (лысый природный эхинопсис из Чили). — Сан-Перебур, 5 апреля 2010 года (завершая «Ницше contra Ханон»).


Лит’ература  ( бывшая и не бывшая )

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

Ханóграф: Портал
Zapiski.png
Ханóграф: Портал
Yur.Khanon.png



См. тако же

Ханóграф: Портал
NFN.png

Ханóграф: Портал
EE.png



см. дальше





или в ссылку

— Компилятивное эссе « артефакты девяти сил »
было собрано (по малым кусочикам) в конце 2013 года.
Кое-как сократив, в оскоплённом виде оно было подарено
боковому проекту « викицитатник » под сходным именем : « Девясил ».



Red copyright.png  Авторы : Юр.Ханон & Анн.t’Харон.     Все права со’хранены. Red copyright.png
Auteurs : Yur.Khanon & Ann.t’Haron.  Red copyright.png  All rights reserved.


* * * эту статью могут исправлять
только сами Авторы.
(оба двои обои)

— Желающие сделать замечания или дополнения,
могут оставить их при себе — или
переправить через резиновый шланг.



«s t y l e t  &   d e s i g n e t   b y   A n n a  t’ H a r o n»