Эрик Сати. Список сочинений почти полный
Erik — Satie — I-er [комм. 1](справочка для неграмотных)
|
|
И тем не менее, за сорок лет своего творчества — вопреки ... всем вам, так называемому «обществу», «человечеству» или «окружению», (это уж как кому больше нравится) Эрик Сати всё-таки успел кое-что сделать, — прежде всего, заронив зерно и оставив глубокую борозду (и отпечаток пальцев) на искусстве конца XIX и всего XX века.[11] Благодаря его личному присутствию, в музыке зародились и сформировались такие крупнейшие направления модерна и авангарда как: импрессионизм, конструктивизм, примитивизм (демонстративно проходя мимо фонфоризма, конечно),[12] неоклассицизм, неоромантизм и даже (страшно сказать)– минимализм (список далеко не полный). Под непосредственным (а иногда также и по’средственным) влиянием этого странного Эрика образова́ли, обточили и отточили свой «уни(кальный)» творческий почерк (а также стиль и манеры) такие «признанные» признанием композиторы как Дебюсси, Равель, Стравинский, затем всякие шестёрки и семёрки, вроде Пуленка, Мийо, Франсе, а также поганца-Орика (з’ср), чиновника-Ибера, телёнка-Соге и даже (сравнительно) отдалённого (от него) пионэра Димы Шостаковича (список опять далеко не полный)...[7] Более того, продолжив многие фумистические начинания своего (не)признанного «дядюшки» Альфонса Алле, Сати оказался одним из зачинателей и (не)признанных столпов дадаизма и сюрреализма (причём, далеко не только в музыке).[11] И всё это он сделал (я повторяю) – исключительно вопреки.[13] Я не оговорился: именно так, во-пре-ки. Постоянно, пожизненно пробиваясь через противодействие среды, её равнодушие и плевки. Тысячи плевков. Сотни тысяч (чтобы ничего не преувеличивать).[14] И среди этого всего — жалких шесть лет «заказов» на своё творчество: какое бы оно ни было экстремальное и уникальное.
— И вот сегодня, в конце (вне) очередного года от Р.Х. я имею редкую возможность написать ещё одно уравнение, хотя и очень похожее, однако ничуть не менее выразительное, составив в один длинный ряд цифры 1981 и 2013 (выбор произвольный). И получив в результате разницу (пока только 33) – вычесть из них «2». Всего два года (1988 и 1992, да и те, прямо скажем, несколько натянутые), когда податель сего имел так называемый «заказ» на своё особенное, ни на что не похожее творчество.[16] А все остальные годы (пока их имелось в наличии только «31 штука») продолжая упрямо работать: один на один с самим собой, и даже не пытаясь стучаться (молотком или головой) во все те стены, заборы, решётки и железные двери, которые изрядно обстукивал, простукивал и выстукивал предтеча и первопроходец Эрик Сати, — немного раньше... при своей жизни.
- — Ничего не попишешь... Так было.
Вот почему именно я, как Никто́ Другой (а равным образом и — Не́кто Другой) — имею все основания предъявить сегодня этот небольшой «счёт»... за него. И только затем, предъявив счёт, опубликовать — список.[17] Не слишком большой (и всё же, достаточно объёмистый) список, который словно по иронии судьбы называется: «Почти полный список сочинений Эрика Сати».[комм. 3]
— Список существующих, не существующих и совсем не существующих сочинений,[18] среди которых не хватает как минимум сотни, двух, а то и целой тысячи — тех особенных, ни на что не похожих вещей, штук, штучек, гримас, трюков, крючков, фокусов и выходок, которых Сати не написал... пока мог, и теперь, как я подозреваю,[14] уже ни-ког-да не напишет...[комм. 4]
Ханóграф: Портал |
- Вероятно — никогда.
- Потому что время — вышло.[19]
- Потому что время — вышло.[19]
- Вероятно — никогда.
|
|
- ↑ Конечно, это легко сказать: просто «Эрик Сати» или даже «Эрик». А на самом деле его полное имя выглядит так: Erik-Alfred-Leslie Satie (Эри́к-Альфре́д-Ле́сли Сати́, составленное по простейшей схеме: «я-отец-мать-семья»). — Впрочем, дальше дело пошло исключительно по инерции: вполне традиционно сократив три начальных имени до — одного (первого и основного, имени собственного в прямом смысле слова), Сати (хотя и не сразу, но) радикально из’менил его внешний вид, поставив на конце непривычную для местного населения букву «K». Нечто вроде финального аккорда. — Наполовину шотландец (по матери), наполовину француз (точнее говоря, не вполне француз, но скорее — нормандец), в качестве отдельного (отчасти, внутреннего) эпатажа Сати любил слегка раздражать своих соотечественников «вражеским» правописанием своего имени. Для нормандцев (в том числе и для его прямых предков, включая деда) — англичане были злейшими врагами (ещё со времён царя Гороха, чтобы не вспоминать о более по́здней Орлеанской Девственнице). Правда, затем последовало поражение прусакам в 1871 году, равно кошмарное & позорное, которое несколько притупило традиционную ненависть, направив её тупое остриё — в обратную сторону... На северо-восток... — И всё же, Сати до конца своих дней сохранил счастливую склонность раздражать своих бравых сограждан всеми способами, не упуская случая кольнуть... в какое-нибудь мягкое или немягкое место, — в том числе, не брезгуя и такими мелочами, как — буква. Всего одна буква, к тому же — последняя. Тоже, между прочим, далеко не последнее дело...
- ↑ Собственно говоря, «а судьи кто?» — чтобы не говорить лишнего... Впрочем, эта милая мысль слишком сложна́, чтобы её ещё раз кому-нибудь повторять. А потому — оставим...
- ↑ Кстати, о птичках... Десять лет спустя (штаны и рукава) после окончания текста, пожалуй, можно себе кое-что позволить... Так сказать, с горних высот своего лаврового листа. Вот я и позволю, пожалуй... Прямо сейчас, значит, и позволю (себе) сделать... маленькую выписку из истории болезни этой публичной статьи (в четырёх частях) пополам с одной «очень толстой новинкой» (в данном случае, имея в виду отнюдь не «Скрябин как лицо». И попутно — всего два слова о подлецах и прецедентах (не путать с президентами)...
Для начала вскользь напомню (тем, кто только что родился или напротив, оканчивает свой век), что в 2009 и последующих годах «Воспоминания задним числом» были первой и единственной книгой Сати на русском языке. Равно как и этот список в четырёх частях. Таковыми они остаются и до сих пор (да и ещё останутся на не...добрую сотню лет в...перёд, как минимум, в силу своей уникальности). И тем не менее, не всё (на свете) так однозначно, как видится отсюда. Словно инфекция (или провокация), внесённая в залежалый бульон, спустя пять-семь-десять лет «Воспоминания задним числом» вызвали из зловонных недр человеческой задницы несколько небольших, но пахучих аппендиксов на ту же тему. Каких именно?.. — минутку терпения, сейчас отвечу. Вот, к примеру, один псевдо...литературный курьёз, если желаете..., ради за...травки.
Начнём так, словно (бы) речь идёт о велiком событии. Или напротив... — Итак: не далее как 7 августа 218 года это свершилось. Во время встречи некий (эпический поэт & свеже...испечённый изд(ев)атель) Игорь Булатовский признался мне, прихлёбывая коктейль «мохито», что во время редактирования и подготовки к изданию текста некоей брошюры (Эрик Сати. «Заметки млекопитающего»), опубликованной издательством имени Ивана Лимбаха в 2015 году, он регулярно приходил именно сюда, где сейчас написаны эти строки. И всякий раз пользовал(ся) именно этим списком (в четырёх частях) как основным справочным материалом, по которому проверял и исправлял приведённые в книге факты, даты и названия сочинений Эрика Сати. К слову замечу, что оный г.Булатовский в этой книжечке исполнял функцию выпускающего редактора (в чём нетрудно убедиться, открыв её с заднего входа, на стр.416). Причём, скажу понизив голос, ему даже в голову не пришло сказать мне, например, спасибо. Или хотя бы пожалуйста...
Казалось бы: и чтó из того? Чушь на постном мясе. Или очередная пустая история про «их нравы». В общем, сущая ерунда. — И всё же, добавлю ещё несколько слов поперёк строки...
— Пожалуй, повторю ещё раз, ради пущего закрепления. Разумеется, ни самому «эпическому поэту» Б., ни кому-нибудь из его рабо...тодателей (о которых разговор, как всегда, ниже) не пришло в голову поблагодарить основного автора (меня) или хотя бы сослаться на уни...кальный справочный материал. Что, впрочем, и неудивительно, если дать себе труд припомнить тяжеловатую историю создания первой русской книги о Сати «Воспоминания задним числом», — единственно из-за которой и появились на свет эти «Заметки млекопитающего».
Казалось бы: очередная пустая история про «их нравы». Так я сказал строкою выше. И ещё сказал..., что сущая ерунда. Говорить не о чем. И всё же, добавлю ещё несколько слов поперёк строки...
Пускай эта история, прямо скажем, образцово мелочная и поросшая плесенью, однако я не стану заставлять себя умолчать или сократить её... Даже из чистой брезгливости. Потому что подобные выходки плебеев (конкретного времени и места)..., прошу прощения, не имеют срока давности, но зато имеют своё название..., причём, вполне конкретное. И безо всяких скидок на недоношенность или умственную непол...ноценность.
Итак... Этот маленький анекдот, говоря задним числом, начался с коротких письменных переговоров между мною и тётенькой, считающей себя главным редактором некоего питерского изд(ев)ательства (имени бывшей жены Ивана Лимбаха). — Для начала отказав в публикации готового макета «Воспоминаний задним числом» и заслужив своей примерной неотёсанностью у нас с Эриком жёсткую отповедь..., почти диетическую, спустя ещё пару лет она продолжила с места в карьер свою «карьеру» (в карьере) следующим заявлением, сделанным уже по поводу книги «Альфонс, которого не было»: «пока я сижу на этом месте, автор с такой фамилией не будет иметь с её издательством никаких дел». И вообще, она просила бы впредь никогда не произносить в её присутствии сочетания букв, хотя бы отдалённо напоминающих «Ханон». — Даже на первый взгляд... слегка странноватое отношение к некоему лицу, которого она ни разу не видела (даже во сне). Муссолини... Джугаты... Франко... (последнего выпускаем из скромности). Нет, всё очевидно мелковато.
Казалось бы: вот ещё одна пустая история про (их) нравы. Сущая ерунда. Говорить не о чем. И всё же, добавлю ещё несколько слов попе...рёк строки...в форме груши
— Шли годы (а также бурь порыв мятежный, как поётся в соответствующей песне). Между тем, после вскрытия тела (очередного) пациента история эта оказалась далеко..., прошу прощения..., далеко не столь одномерной. Впервые узнав из присланного по её просьбе «демонстративного» фрагмента «Воспоминаний задним числом» о существовании автора по имени Эрик Сати (со столь нетривиальными текстами), госпожа г.редакторша не только обхамила единственного, оставшегося в живых автора этой книги, но и решила продолжить (в том же духе). Не долго думая, она взяла это дело на кончик своей административно-хозяйственной указки, и обратилась с предложением к (якобы) «блестящему транслятору Валерию Кислову», переводы которого (виданные мною, впрочем, только фрагментарно) показались мне не только показательно кислыми, но и сугубо курьёзными..., но прежде всего, категорически не соответствующими голосу и тону Сати. Впрочем, сразу оговорюсь: сам ни с одной стороны не являясь ни переводчиком, ни, тем более, ценителем их нелёгкой..., я не готов ни ценить, ни оценивать его малый труд, кроме как с позиции партикулярной этики. — А вот здесь-то как раз далеко не всё чисто... И чем дальше, тем грязнее, с позволения сказать. Или промолчать, на худой конец...
Казалось бы: очередная занудная и пустая история про «их нравы». Сущая ерунда. И говорить не о чем. Но всё же, добавлю ещё несколько слов поперёк строки. Или даже вдоль, если пожелаете...
И здесь, подобно блестящей форме рондо, я заставляю себя вернуться к началу комментария. Итак, подытожим, после всего... Во время подготовки и в процессе производстве издания затрапезной книжки «Заметки млекопитающего» изд(ев)ательство имени бывшей жены Лимбаха регулярно справлялось (и вовсе не за углом, а) прямо тут, на соответствующих страницах преосвященного Ханóграфа, проверяя себя по всем насущным вопросам жизни, творчества и даже смерти Эрика Сати. И разумеется, всё безупречно, comme il faut!.., ни малейшего слова..., ни пол-слова благодарности или хотя бы формального упоминания в книжке о том душещипательном факте не оказалось. Ну разве что только вот эта партикулярная мелочь, приведённая выше: «она просила бы впредь никогда не произносить в её присутствии сочетания букв, хотя бы отдалённо напоминающих «Ханон»...» — Думаю, этого вполне достаточно, после всего. Мы с Эриком удовлетворённо потираем руки. — Получив из мира млекопитающих ещё один неизменно низменный, но оттого ничуть не менее прекрасный «человеческий документ»!.., — как любил в таких случаях говорить Шура Скрябин.
Казалось бы, давно пора закончить: очередная занудная & пустая история про «их нравы» исчерпала себя, ещё не начавшись. Сущая ерунда. Говорить не о чем. И всё же, она (словно маленький гусиный поплавок на поверхности грязной лужи) высветила н(е)изменную человеческую пустоту и грязь, среди которой пожизненно барахтался сам Эрик-Альфред-Лесли (сто лет на’зад) и пока ещё продолжаю пребывать — я... Между прочим, ту же самую грязь и пустоту, которая, говоря по существу, и сократила список его сочинений вдвое, втрое, вдесятеро короче (равно как и мой собственный, сто лет спустя)...
— Так низкий же вам поклон за все прехорошенькие низости, ск(о)ромные работники культурного кайла и топора. Имя ваше — как всегда — безвестно, дела ваши — как всегда — зловонны. Не исключая также и всего остального, что я не премину оставить при вас. В качестве довеска, вестимо. - ↑ Когда-нибудь..., если успею — я непременно сделаю ещё и такой — отдельный, специальный список. Узко специальный. Или напротив: широко всеобъемлющий. Он будет называться: «Почти полный список ненаписанных сочинений Эрика Сати». И на нём будет стоять (по праву!) посвящение — всем вам... Да, всем вам, мои дорогие. Равно как и — всякие прочие... Обыкновенные & одинаковые. Со всех сторон.
Ис’сточники (тоже излишние)
Ханóграф: Портал |
- ↑ Дм.Губин. «Игра в дни затмения» (Юрий Ханон: интервью). — Мосва: журнал «Огонёк», №26 за 1990 г. — стр.27
- ↑ Юр.Ханон. «Лобзанья пантер и гиен». — Мосва: журнал «Огонёк» №50 за декабрь 1991 г. — стр.22
- ↑ Юр.Ханон «Три Инвалида» или попытка с(о)крыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- ↑ Юр.Ханон: «Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава» (во всех смыслах). — Сан-Перебург: «Ле журналь де Санкт-Петербург», № 4 за 1992 г., стр.7
- ↑ «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.
- ↑ Юр.Ханон «Животное. Человек. Инвалид» (или три последних гвоздя). — Санта-Перебура: Центр Средней Музыки, 2016-bis.
- ↑ 7,0 7,1 Эр.Сати, Юр.Ханон. «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Сан-Перебург: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010 г. 682 стр.
- ↑ Юр.Ханон. «Музыка эмбрионов» (Ханон — Сати), интервью с Максимом Максимовым. — Лени’град: газета «Смена», 9 мая 1991 г.
- ↑ Erik Satie, «Correspondance presque complete». — Paris. «Fayard / Imec», 2000. 1260 p. tirage 10 000. — p.651
- ↑ Ил’люстрация — фотография Эрика Сати в конце жизни (~1922). — Национальная библиотека Франции, Париж.
Ханóграф : Портал - ↑ 11,0 11,1 Юр.Ханон. «Альфонс, которого не было» (издание первое, «недо’работанное»). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» & «Лики России», 2013 г., 544 стр.
- ↑ Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (лучшее из худшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
- ↑ Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (сказка в п’розе). — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ 14,0 14,1 С.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сана-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г.
- ↑ Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус. «Два Процесса» или книга без-права-переписки. — Сан-Перебур, Центр Средней Музыки, 2014 г. — изд. второе, 624 стр.
- ↑ Юр.Ханон: «Не современная Не музыка» (якобы интервью с Олегом Макаровым). — Мосва: «Научтехлитиздат», журнал «Современная музыка», №1-2011, стр.2-12
- ↑ Юр.Ханон. «Вялые записки» (бес купюр). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. (сугубо внутреннее издание). — 121 стр.
- ↑ Юр.Ханон «Неизданное и сожжённое» (навсегда потерянная книга о навсегда потерянном). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г.
- ↑ Юр.Ханон «Чёрные Аллеи» или книга-которой-не-было-и-не-будет. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г.
- ↑ Иллюстрация — комментатор Юр.Ханон. — Сан-Перебур (дурное место). — Canonic & composer Yuri Khanon, sept-2015, Saint-Petersbourg.
Лит’ ература ( тем более излишняя, конечно )
Ханóграф: Портал |
- Д.Губин «Игра в дни затмения» (Юрий Ханон: интервью). — Мосва: журнал «Огонёк», №26 за 1990 г. — стр.26-28
- Юр.Ханон «Музыка эмбрионов» (интервью с Максимом Максимовым). — Ленинград: газета «Смена» от 9 мая 1991 г., стр.2
- Юр.Ханон. «Лобзанья пантер и гиен». — Мосва: журнал «Огонёк» №50 за декабрь 1991 г. — стр.21-23
- Юр.Ханон, «Скрябин умер, но дело его живёт» (интервью с Кириллом Шевченко). — Ленинград: газета «Смена» от 13 ноября 1991 г., стр.7
- С.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г., стр.11
- Юр.Ханон. «Александр Николаевич (январские тезисы)...» (к 120 годовщине со дня рождения А.Н.Скрябина). — Сан-Перебург: газета «Смена» от 7 января 1992 г. – стр.6 (и последняя)
- Юр.Ханон: «Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава» (во всех смыслах). — Сан-Перебург: «Ле журналь де Санкт-Петербург», № 4 за 1992 г., стр.7
- Юр.Ханон. «Несколько маленьких грустных слов по поводу годовщины усов» — Сан-Перебург: газета «Смена» от 6 января 1993 г. – стр.7
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо». — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» & изд.«Лики России», 1995 г. — том 1. — 680 с. — 3000 экз.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо» (часть вторая), издание уничтоженное. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки & те же Лики России, 2002 г. — 840 стр.
- «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. — 836 стр.
Ханóграф: Портал |
- Эр.Сати, Юр.Ханон «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Санкта-Перебурга: Центр Средней Музыки & Лики России, 2011 г.
- Юр.Ханон «Альфонс, которого не было» (или книга в пред’последнем смысле слова). — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & Лики России, 2013 г. — 544 стр.
- Юр.Ханон. «Вялые записки» (бес купюр). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. (сугубо внутреннее издание). — 121 стр.
- Юр.Ханон, «Мусорная книга» (в трёх томах). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. (внутреннее издание)
- Юр.Ханон. «Не современная не музыка» (интервью). — Мосва: жернал «Современная музыка», №1 за 2011 г. — стр.2-12
- Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус «Два Процесса» (или книга без права переписки). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г. — 624 стр.
- Юр.Ханон «Чёрные Аллеи» (или книга, которой-не-было-и-не-будет). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г. — 648 стр.
- Юр.Ханон «Три Инвалида» или попытка с(о)крыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- Л.А.Латынин, Юр.Ханон. «Два Гримёра» (роман с пятью приложениями). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г.
- Юр.Ханон «Книга без листьев» (или первая попытка сказать несказуемое). — Сан-Перебург, Центр Средней Музыки, 2014 г.
- Юр.Ханон «Неизданное и сожжённое» (на’всегда потерянная книга о на’всегда потерянном). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015 г.
- Юр.Ханон «Животное. Человек. Инвалид» (или три последних гвоздя). — Санта-Перебура: Центр Средней Музыки, 2016-bis.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Через Трубачей» (или опыт сквозного пре...следования). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г.
См. так’же ( по списку излишнего )
Ханóграф: Портал |
- Жорж Матиас ( профессор около нуля )
- Амбруаз Томá ( или учитель весьма ничтожный )
- Сусанна Валадон (или натурщица для композитора)
- Эмиль ... на месте ... Эрика ( или родство через стул )
- Бастард Тристана ( или ублюдок Вагнера )
- Раз’дражения ( или неосторожно открытое открытие )
- Урод Успуда ( или случайно неоткрытое открытие )
- Пять Гримас ( не ко сну и не в летнюю ночь )
Ханóграф : Портал |
- Автоматические Описи дел... ( описавшие всё на свете )
- Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава ( во всех смыслах )
- Любители и любовники
- Клод Дебюсси ( тридцать лет спустя )
- Траурный марш на смерть великого глухого ( не говоря уже о слепых... )
- Дадаизм до дадаизма
- И минимализм — до минимализма
- Смерть и(ли) Смех
Продол’жжение (окончательно излишнее)
Ханóграф : Портал |
- ► Эрик Сати. Список сочинений почти полный.
Часть первая (1884-1899) ► - ► Эрик Сати. Список сочинений почти полный.
Часть вторая (1900—1913) ► - ► Эрик Сати. Список сочинений почти полный.
Часть третья (1914—1924) ►
© Автор (Yuri Khanon ) не возражает
против копирования данной статьи
в разных целях (включая коммерческие)
при условии наличия корректной ссылки
на автора и источник информации.
- * * * эту статью может редактировать или исправлять
только автор.
— Желающие сделать замечания, могут послать их — куда подальше
посредством прямого действия, если кто понимает мои слова.
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »