Савояровы — различия между версиями
CanoniC (обсуждение | вклад) (+ НЕкниги) |
CanoniC (обсуждение | вклад) (+ Цитатник Савоярова) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
<br> | <br> | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#551111;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#551111;"> | ||
− | <font style="float:left;color:#441111;font-size:666%;font-family:'Georgia';text-shadow:#b93f03 1px 3px 6px;margin:5px 0 5px 0;padding:12px 4px 15px 1px;">'''С'''</font><big>'''авоя́ров,  Савоя́ровы'''</big> ''(Savoyarov <small>ou</small> Savoiarov)'' — искуственно {{comment|произведённая|в качестве фамилии и псевдонима}} франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#551144">{{comment|королевства|или герцогства, как его иногда называли}} Савойского</font>]].<small><small><ref name="внук">''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(сказка в п’розе)''. — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г. <br>{{ | + | <font style="float:left;color:#441111;font-size:666%;font-family:'Georgia';text-shadow:#b93f03 1px 3px 6px;margin:5px 0 5px 0;padding:12px 4px 15px 1px;">'''С'''</font><big>'''авоя́ров,  Савоя́ровы'''</big> ''(Savoyarov <small>ou</small> Savoiarov)'' — искуственно {{comment|произведённая|в качестве фамилии и псевдонима}} франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#551144">{{comment|королевства|или герцогства, как его иногда называли}} Савойского</font>]].<small><small><ref name="внук">''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(сказка в п’розе)''. — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г. <br>{{Натур-Философия Натур}}</ref></small></small> |
:— ''О последнем'' <small>(предмете)</small>, видимо, придётся сказать несколько слов отдельно..., вместо {{comment|отступления|во всех смыслах слова}}. | :— ''О последнем'' <small>(предмете)</small>, видимо, придётся сказать несколько слов отдельно..., вместо {{comment|отступления|во всех смыслах слова}}. | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Несколькими до крайности желчными статьями на ''аннексию Савойи'' {{comment|откликнулись|кроме меня, вестимо}} — герр Карл Маркс и его верный соратник, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс деловито (злобно и подробно) разобрал {{comment|савойский|точнее говоря, имперский или империалистический}} вопрос в своей программной политической статье ''«Савойя, Ницца и Рейн»:''<small><small><ref>Статья {{Википедия|Энгельс,_Фридрих|Фридриха Энгельса}} «Савойя, Ницца и Рейн» была написана в феврале 1860 года (по горячим следам событий), а в апреле того же года была отпечатана отдельной брошюрой.</ref></small></small> | Несколькими до крайности желчными статьями на ''аннексию Савойи'' {{comment|откликнулись|кроме меня, вестимо}} — герр Карл Маркс и его верный соратник, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс деловито (злобно и подробно) разобрал {{comment|савойский|точнее говоря, имперский или империалистический}} вопрос в своей программной политической статье ''«Савойя, Ницца и Рейн»:''<small><small><ref>Статья {{Википедия|Энгельс,_Фридрих|Фридриха Энгельса}} «Савойя, Ницца и Рейн» была написана в феврале 1860 года (по горячим следам событий), а в апреле того же года была отпечатана отдельной брошюрой.</ref></small></small> | ||
− | <center><blockquote style="width:90%;font:normal 0.91rem 'Garamond',serif;text-align:justify;color:#773311;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;border:2px solid #7b0000;padding:15px;box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-webkit-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-moz-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;background:#CCAA88;">   ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения [[Torino|<font color="#554411">Северной Италии</font>]], всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...><br><br>   Теперь, во всяком случае, стало ясно, что Ницца и Савойя были той ценой, за которую Луи-Наполеон готов был пойти на воссоединение [[Венецианский гондольер, ос.1х (Юр.Ханон)|<font color="#554411">Венеции</font>]] и Ломбардии с Пьемонтом, и что он запросил эту цену за своё согласие на присоединение Средней Италии, потому что получить в данный момент Венецию было невозможно. Теперь начались гнусные манёвры бонапартовских агентов в Ницце и Савойе, и вопли подкупленной парижской прессы о том, что пьемонтское правительство подавляет в этих провинциях волю народа, который громко требует присоединения к Франции. Теперь, наконец, в Париже было [[Что сказал Заратуштра, ос.68 (Юр.Ханон)|<font color="#554411">открыто сказано</font>]], что ''«Альпы — естественная граница Франции, что Франция имеет право на них»''. <...><br><br>   Когда французская пресса утверждает, что Савойя по языку и обычаям близка Франции, то это по меньшей мере столь же верно, как и подобное утверждение в отношении французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше. Народ Савойи говорит на южнофранцузском диалекте; языком образованных слоёв и литературным повсюду является французский. Итальянский элемент в Савойе столь незначителен, что французский (т.е. южнофранцузский или провансальский) народный язык проник даже через Альпы [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#554411">в Пьемонт</font>]], до верхних долин рек Доры-Рипарии и Доры-Бальтеи. Несмотря на это, до войны решительно ничего не было слышно о симпатиях в пользу присоединения к Франции. Подобные мысли кое-где были только у отдельных лиц в Нижней Савойе, которая поддерживает некоторые торговые сношения с Францией, массе населения они были здесь так же чужды, как и во всех других пограничных с Францией и говорящих по-французски странах.<small><small><ref group="комм.">А [[Vot|вот]] ''за эти'' слова большая человеческая благодарность тебе, дорогая {{comment|Фрида|Энгельс}}. И в самом деле, очень тонкая ([[Ядовитые растения (Натур-философия натур. Плантариум)|ядовитая]]) ирония на счёт «французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше». Близок локоть, да не про...кусишь. А [[Vot|вот]] Савойю — пожалуйте, можно. Потому что рядом подходящего Полкана нету. Не укусит... ''С той поры'', видать, и появились в России Савояровы. А то бы — не было...</ref></small></small> <...><br><br>   ...несмотря на этническое родство, общность языка и альпийскую цепь, савойяры, по-видимому, не имеют никакого желания, чтобы [[Этика в Эстетике|<font color="#554411">их осчастливили</font>]] имперскими учреждениями великой французской родины. Они исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию [[Torino|<font color="#554411">в Турине</font>]] и {{comment|стала|якобы}} итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства, и савойский крест по настоящий день остаётся гербом Северной Италии, от Ниццы до Римини и от Сондрио до Сиены...<small><small><ref>Собрание сочинений ''К.Маркса'' и ''Ф.Энгельса'' <small>(издание второе)</small>, том тринадцатый, статья Ф.Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн».</ref></small></small></blockquote></center> | + | <center><blockquote style="width:90%;font:normal 0.91rem 'Garamond',serif;text-align:justify;color:#773311;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;border:2px solid #7b0000;padding:15px;box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-webkit-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-moz-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;background:#CCAA88;">   ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения [[Torino|<font color="#554411">Северной Италии</font>]], всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...><br><br>   Теперь, во всяком случае, стало ясно, что Ницца и Савойя были той ценой, за которую Луи-Наполеон готов был пойти на воссоединение [[Венецианский гондольер, ос.1х (Юр.Ханон)|<font color="#554411">Венеции</font>]] и Ломбардии с Пьемонтом, и что он запросил эту цену за своё согласие на присоединение Средней Италии, потому что получить в данный момент Венецию было невозможно. Теперь начались гнусные манёвры бонапартовских агентов в Ницце и Савойе, и вопли подкупленной парижской прессы о том, что пьемонтское правительство подавляет в этих провинциях волю народа, который громко требует присоединения к Франции. Теперь, наконец, в Париже было [[Что сказал Заратуштра, ос.68 (Юр.Ханон)|<font color="#554411">открыто сказано</font>]], что ''«Альпы — естественная граница Франции, что Франция имеет право на них»''. <...><br><br>   Когда французская пресса утверждает, что Савойя по языку и обычаям близка Франции, то это по меньшей мере столь же верно, как и подобное утверждение в отношении французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше. Народ Савойи говорит на южнофранцузском диалекте; языком образованных слоёв и литературным повсюду является французский. Итальянский элемент в Савойе столь незначителен, что французский (т.е. южнофранцузский или провансальский) народный язык проник даже через Альпы [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#554411">в Пьемонт</font>]], до верхних долин рек Доры-Рипарии и Доры-Бальтеи. Несмотря на это, до войны решительно ничего не было слышно о симпатиях в пользу присоединения к Франции. Подобные мысли кое-где были только у отдельных лиц в Нижней Савойе, которая поддерживает некоторые торговые сношения с Францией, массе населения они были здесь так же чужды, как и во всех других пограничных с Францией и говорящих по-французски странах.<small><small><ref group="комм.">А [[Vot|вот]] ''за эти'' слова большая человеческая благодарность тебе, дорогая {{comment|Фрида|Энгельс}}. И в самом деле, очень тонкая ([[Ядовитые растения (Натур-философия натур. Плантариум)|ядовитая]]) ирония на счёт «французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше». Близок локоть, да не про...кусишь. А [[Vot|вот]] Савойю — пожалуйте, можно. Потому что рядом подходящего Полкана нету. Не укусит... ''С той поры'', видать, и появились в России [[Savoiarov (cite)|Савояровы]]. А то бы — не было...</ref></small></small> <...><br><br>   ...несмотря на этническое родство, общность языка и альпийскую цепь, савойяры, по-видимому, не имеют никакого желания, чтобы [[Этика в Эстетике|<font color="#554411">их осчастливили</font>]] имперскими учреждениями великой французской родины. Они исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию [[Torino|<font color="#554411">в Турине</font>]] и {{comment|стала|якобы}} итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства, и савойский крест по настоящий день остаётся гербом Северной Италии, от Ниццы до Римини и от Сондрио до Сиены...<small><small><ref>Собрание сочинений ''К.Маркса'' и ''Ф.Энгельса'' <small>(издание второе)</small>, том тринадцатый, статья Ф.Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн».</ref></small></small></blockquote></center> |
::::::<font style="font:normal 15px 'Georgia';color:#552211;">* * (не)Вероятно, кое-{{comment|кому|или совсем никому}} станет слегка понятно, немного {{comment|позже|вот именно: позже, не ниже}}, ''[[Charles-Emmanuel de Savoie-Carignan|<font color="#554411">по какой причине</font>]]'' я поместил здесь столь про...странную цитату {{comment|мистера|& мастера}} Энгельса... и ''почему'' не стал говорить об этом предмете, в полной мере «{{comment|савояровском|и савоярском}}», прямой речью & своим голосом...</font><small><small><ref name="Задним">''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г.</ref>{{rp|202-203}}</small></small> | ::::::<font style="font:normal 15px 'Georgia';color:#552211;">* * (не)Вероятно, кое-{{comment|кому|или совсем никому}} станет слегка понятно, немного {{comment|позже|вот именно: позже, не ниже}}, ''[[Charles-Emmanuel de Savoie-Carignan|<font color="#554411">по какой причине</font>]]'' я поместил здесь столь про...странную цитату {{comment|мистера|& мастера}} Энгельса... и ''почему'' не стал говорить об этом предмете, в полной мере «{{comment|савояровском|и савоярском}}», прямой речью & своим голосом...</font><small><small><ref name="Задним">''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г.</ref>{{rp|202-203}}</small></small> | ||
Строка 103: | Строка 103: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | ||
− | ► [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Михаил Николаевич'''</font>]] (1876—1941) — русский <small>(чтобы не говорить: советский)</small> шансонье, артист, композитор и поэт, [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]] и «Король [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: Савояров стал первым поэтом и ''певцом [[Vomitus|<font color="#551144">рвоты</font>]]'' (заслужив прозвище «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) ''обскурации'' и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным. Скажем так, без ложной скромности: первым в истории <small>(российской и [[Мировой дух|<font color="#551144">мировой</font>]])</small> эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине замкнутых свойств характера «короля», пожизненно не склонного к манифестам или теоретизированию, это направление <small>(почти)</small> не получило своего обоснования (равно как манифеста и названия) из уст его основателя, за исключением корявого [[Фонфоризм (Михаил Савояров)|<font color="#551144">словечка «фонфоризм»</font>]], которое почти не имело [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">публичного хождения</font>]]. И тем не менее, назвать его не слишком сложно <small>(по известным чертам творческой & исполнительской манеры)</small>. Вариантов не так много... Первый из них: ''эксцентричный натурализм''. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.<small><small><ref name="через">''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через трубачей» ''(опыт сквозного раз...следования)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2019 г.</ref></small></small> В конечном {{comment|счёте|третьим пунктом}} скажем так: ''[[Surrealisme|<font color="#551144">почти-сюрреалистическая</font>]] клоунада''. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка {{comment|известным|(с моей тяжёлой руки)}}. | + | ► [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Михаил Николаевич'''</font>]] (1876—1941) — русский <small>(чтобы не говорить: советский)</small> шансонье, артист, композитор и поэт, [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]] и «Король [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: [[Savoiarov (cite)|<font color="#551144">Савояров</font>]] стал первым поэтом и ''певцом [[Vomitus|<font color="#551144">рвоты</font>]]'' (заслужив прозвище «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) ''обскурации'' и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным. Скажем так, без ложной скромности: первым в истории <small>(российской и [[Мировой дух|<font color="#551144">мировой</font>]])</small> эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине замкнутых свойств характера «короля», пожизненно не склонного к манифестам или теоретизированию, это направление <small>(почти)</small> не получило своего обоснования (равно как манифеста и названия) из уст его основателя, за исключением корявого [[Фонфоризм (Михаил Савояров)|<font color="#551144">словечка «фонфоризм»</font>]], которое почти не имело [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">публичного хождения</font>]]. И тем не менее, назвать его не слишком сложно <small>(по известным чертам творческой & исполнительской манеры)</small>. Вариантов не так много... Первый из них: ''эксцентричный натурализм''. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.<small><small><ref name="через">''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через трубачей» ''(опыт сквозного раз...следования)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2019 г.</ref></small></small> В конечном {{comment|счёте|третьим пунктом}} скажем так: ''[[Surrealisme|<font color="#551144">почти-сюрреалистическая</font>]] клоунада''. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка {{comment|известным|(с моей тяжёлой руки)}}. |
::По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным [[Fonforisme|<font color="#551144">открывателем, представителем</font>]], а затем — и закрывателем абсурдистского [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">фумизма</font>]] в русском искусстве XX века.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|90}}</small></small><br><br> | ::По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным [[Fonforisme|<font color="#551144">открывателем, представителем</font>]], а затем — и закрывателем абсурдистского [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">фумизма</font>]] в русском искусстве XX века.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|90}}</small></small><br><br> | ||
</div> | </div> | ||
Строка 116: | Строка 116: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | ||
− | ► [[Ариадна Савоярова (Михаил Савояров. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>(Соловьёва, Азагарина)</small> '''Ариадна Петровна'''</font>]] <small>(позднее была [[connue|<font color="#551144">известна</font>]] под псевдонимом «Ариадна Горькая»)</small> — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «{{comment|Савояровы|эти два лица можно увидеть здесь — наверху}}». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|64-65}}</small></small> Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с {{comment|трансформацией|многократно меняя на протяжении концерта роли, амплуа и внешний вид}}), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.<small><small><ref name = "Энциклоп">{{книга|автор = под ред. Уваровой.|заглавие = «Энциклопедия Эстрада России». XX век. «Все звёзды»|место = М.|издательство = ОЛМА-ПРЕСС|год = 2004|тираж = 5000}}</ref>{{rp|592}}</small></small> Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного {{comment|оперетточного|между прочим...}} цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал Михаил Савояров. Репертуар этого периода <small>(до середины 1920-х годов)</small> был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.<small><small><ref name="Энциклоп"/>{{rp|79}}</small></small> | + | ► [[Ариадна Савоярова (Михаил Савояров. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>(Соловьёва, Азагарина)</small> '''Ариадна Петровна'''</font>]] <small>(позднее была [[connue|<font color="#551144">известна</font>]] под псевдонимом «Ариадна Горькая»)</small> — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «{{comment|Савояровы|эти два лица можно увидеть здесь — наверху}}». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|64-65}}</small></small> Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с {{comment|трансформацией|многократно меняя на протяжении концерта роли, амплуа и внешний вид}}), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.<small><small><ref name = "Энциклоп">{{книга|автор = под ред. Уваровой.|заглавие = «Энциклопедия Эстрада России». XX век. «Все звёзды»|место = М.|издательство = ОЛМА-ПРЕСС|год = 2004|тираж = 5000}}</ref>{{rp|592}}</small></small> Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного {{comment|оперетточного|между прочим...}} цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал [[Михаил Савояров (цитатник)|<font color="#551144">Михаил Савояров</font>]]. Репертуар этого периода <small>(до середины 1920-х годов)</small> был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.<small><small><ref name="Энциклоп"/>{{rp|79}}</small></small> |
::По всей видимости, Ариадна Азагарина в последний период своей жизни перестала быть «{{comment|Савояровой|сделавшись в большей мере «Соловьёвой» или Горькой}}», которой была чуть более десятка лет до большевистской революции.<br><br> | ::По всей видимости, Ариадна Азагарина в последний период своей жизни перестала быть «{{comment|Савояровой|сделавшись в большей мере «Соловьёвой» или Горькой}}», которой была чуть более десятка лет до большевистской революции.<br><br> | ||
</div> | </div> | ||
Строка 130: | Строка 130: | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | ||
► [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Юрий Михайлович'''</font>]] (р.1965), точнее говоря, ''некий [[Каноник (Натур-философия натур)|<font color="#551144">каноник</font>]]'', более известный под псевдонимом '''[[Юрий Ханон|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]]''' — российский композитор <small>(лауреат «[[Felix (arte)|<font color="#551144">Европейского Оскара</font>]]»)</small> и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]]» <small>([[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]])</small> — чтобы всё-таки закончить ''не полный'' список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением ''последнего {{comment|плебея|разумеется, я имею в виду Петю}}'', этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной [[Наша культура (Михаил Савояров)|<font color="#551144">русской культуры</font>]]. Настоящий внук своего деда, [[Savoyarov Yuri|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]] отличается не только [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентричным</font>]], но также крайне независимым и герметичным характером (ad marginem).<small><small><ref name="Contra">«[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.</ref></small></small> Более четверти века <small>(с начала 1990-х)</small> он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде {{comment|не служил|как один из знаков савояровского дома}}, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе <small>(будь то музыкальной или литературной).<small><ref name="Grove">{{Википедия|Музыкальный_словарь_Гроува|Grove’s}} Dictionary of Music & Musicians 2001 <small>(Музыкальный словарь Гроува, статья: Yuri Khanon)</small></ref></small></small> Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года [[Savoyarov Yuri|<font color="#551144">Юрий Савояров</font>]] прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой {{comment|работе|сволочь какая}}».<small><small><ref name="через"/></small></small> Кроме [[Symphonie Mediane|<font color="#551144">некоторых</font>]] [[Trois Symphonies Extremales|<font color="#551144">экстремальных музыкальных произведений</font>]], опубликованы ''{{comment|три|из десятка написанных}} книги'' этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в {{comment|русской|или мировой}} литературе: по жанру или подходу. | ► [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Юрий Михайлович'''</font>]] (р.1965), точнее говоря, ''некий [[Каноник (Натур-философия натур)|<font color="#551144">каноник</font>]]'', более известный под псевдонимом '''[[Юрий Ханон|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]]''' — российский композитор <small>(лауреат «[[Felix (arte)|<font color="#551144">Европейского Оскара</font>]]»)</small> и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]]» <small>([[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]])</small> — чтобы всё-таки закончить ''не полный'' список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением ''последнего {{comment|плебея|разумеется, я имею в виду Петю}}'', этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной [[Наша культура (Михаил Савояров)|<font color="#551144">русской культуры</font>]]. Настоящий внук своего деда, [[Savoyarov Yuri|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]] отличается не только [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентричным</font>]], но также крайне независимым и герметичным характером (ad marginem).<small><small><ref name="Contra">«[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.</ref></small></small> Более четверти века <small>(с начала 1990-х)</small> он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде {{comment|не служил|как один из знаков савояровского дома}}, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе <small>(будь то музыкальной или литературной).<small><ref name="Grove">{{Википедия|Музыкальный_словарь_Гроува|Grove’s}} Dictionary of Music & Musicians 2001 <small>(Музыкальный словарь Гроува, статья: Yuri Khanon)</small></ref></small></small> Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года [[Savoyarov Yuri|<font color="#551144">Юрий Савояров</font>]] прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой {{comment|работе|сволочь какая}}».<small><small><ref name="через"/></small></small> Кроме [[Symphonie Mediane|<font color="#551144">некоторых</font>]] [[Trois Symphonies Extremales|<font color="#551144">экстремальных музыкальных произведений</font>]], опубликованы ''{{comment|три|из десятка написанных}} книги'' этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в {{comment|русской|или мировой}} литературе: по жанру или подходу. | ||
− | ::По всей видимости, «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]]» (Юрий Ханон) ничуть не в меньшей степени может [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#551144">быть определён</font>]] в качестве «{{comment|Савоярова|нечто вроде Савойского ордена}}»,<small><small><ref group="комм.">Краткую справку об определениях и внутренних статусах можно получить в сухом и почти бессодержательном {{Википедия|Савойский_гражданский_орден|описании}}, которое, говоря по большому счёту, ничего не содержит [[Орден Слабости (Юр.Ханон)|по существу вопроса]]. Собственно, такое положение дел находится в полном согласии с характером {{Википедия|Карл_Альберт|двоюродного дедушки}} Михаила Савоярова.</ref></small></small> чем ''сам'' «король эксцентрики» и внук короля, Михаил Савояров.<br><br> | + | ::По всей видимости, «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]]» (Юрий Ханон) ничуть не в меньшей степени может [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#551144">быть определён</font>]] в качестве «{{comment|Савоярова|нечто вроде Савойского ордена}}»,<small><small><ref group="комм.">Краткую справку об определениях и внутренних статусах можно получить в сухом и почти бессодержательном {{Википедия|Савойский_гражданский_орден|описании}}, которое, говоря по большому счёту, ничего не содержит [[Орден Слабости (Юр.Ханон)|по существу вопроса]]. Собственно, такое положение дел находится в полном согласии с характером {{Википедия|Карл_Альберт|двоюродного дедушки}} Михаила Савоярова.</ref></small></small> чем ''сам'' «король эксцентрики» и внук короля, [[Михаил Савояров (цитатник)|<font color="#551144">Михаил Савояров</font>]].<br><br> |
</div> | </div> | ||
{| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | {| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | ||
Строка 142: | Строка 142: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | ||
− | ► [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>({{comment|Воронова|нет, не Соловьёва}})</small> '''Татьяна Васильевна'''</font>]] (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]] по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к {{comment|строгому|бельгийскому}} стилю [[Сюрреализм до сюрреализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">сюрреализма</font>]]) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">взрывной кинизм</font>]] «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к {{comment|человеческому|глубоко нормальному}} недомыслию.<small><small><ref name="Альфи">''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>''(издание первое, «[[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|недо’работанное]]»)''</small>. — {{comment|Сан-Перебург|это город такой, есть}}: «Центр Средней Музыки» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 2013 г., 544 стр.</ref>{{rp|54}}</small></small> Равным образом, ''{{comment|эксцентричной|хотя и не совсем королевской}}'' можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно {{comment|выразил себя|чтобы не сказать: вымазал}} в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической [[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]. Художественной «точкой невозврата» стало {{comment|окончание|с отличием}} Татьяной Савояровой курса учения <small>(проф. [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]])</small> в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, ''когда'' они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность. | + | ► [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>({{comment|Воронова|нет, не Соловьёва}})</small> '''Татьяна Васильевна'''</font>]] (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]] по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к {{comment|строгому|бельгийскому}} стилю [[Сюрреализм до сюрреализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">сюрреализма</font>]]) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">взрывной кинизм</font>]] «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к {{comment|человеческому|глубоко нормальному}} недомыслию.<small><small><ref name="Альфи">''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>''(издание первое, «[[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|недо’работанное]]»)''</small>. — {{comment|Сан-Перебург|это город такой, есть}}: «Центр Средней Музыки» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 2013 г., 544 стр.</ref>{{rp|54}}</small></small> Равным образом, ''{{comment|эксцентричной|хотя и не совсем королевской}}'' можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, [[Михаил Савояров (цитатник)|<font color="#551144">савояровский дух</font>]] — подобно взрыву — внезапно {{comment|выразил себя|чтобы не сказать: вымазал}} в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической [[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]. Художественной «точкой невозврата» стало {{comment|окончание|с отличием}} Татьяной Савояровой курса учения <small>(проф. [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]])</small> в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, ''когда'' они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность. |
::По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя ''сто лет'' продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник {{comment|фамильному|альбигойскому}} [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">кинизму</font>]].<br><br><br> | ::По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя ''сто лет'' продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник {{comment|фамильному|альбигойскому}} [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">кинизму</font>]].<br><br><br> | ||
</div><center> | </div><center> | ||
Строка 161: | Строка 161: | ||
<br></center> | <br></center> | ||
== <font face="Georgia" size=5 color="#743838">Лит’ература  <small><small>''(как всегда, {{comment|запрещённая|в разумных пределах}})''</small></small></font> == | == <font face="Georgia" size=5 color="#743838">Лит’ература  <small><small>''(как всегда, {{comment|запрещённая|в разумных пределах}})''</small></small></font> == | ||
− | {{ | + | {{Некниги}}<br> |
* ''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г. | * ''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г. | ||
* «[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. | * «[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. | ||
Строка 170: | Строка 170: | ||
* ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Чёрные Аллеи (Юр.Ханон)|Чёрные Аллеи]]» <small>''( или книга, которой-[[Чёрные Аллеи, артефакты (Юр.Ханон)|не-было-и-не-будет]] )''</small>. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, {{comment|2013|с сожалением вынужден заметить, что это четырёхзначное число (что ниже, что выше) обозначает их год}} г. | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Чёрные Аллеи (Юр.Ханон)|Чёрные Аллеи]]» <small>''( или книга, которой-[[Чёрные Аллеи, артефакты (Юр.Ханон)|не-было-и-не-будет]] )''</small>. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, {{comment|2013|с сожалением вынужден заметить, что это четырёхзначное число (что ниже, что выше) обозначает их год}} г. | ||
* ''{{Википедия|Латынин,_Леонид_Александрович|Л.А.Латынин}}, {{Википедия|Ханон,_Юрий|Юр.Ханон}}''. «[[Два Гримёра (Леонид Латынин, Юр.Ханон)|Два Гримёра]]» <small>''(роман с пятью приложениями)''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г. | * ''{{Википедия|Латынин,_Леонид_Александрович|Л.А.Латынин}}, {{Википедия|Ханон,_Юрий|Юр.Ханон}}''. «[[Два Гримёра (Леонид Латынин, Юр.Ханон)|Два Гримёра]]» <small>''(роман с пятью приложениями)''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г. | ||
− | {{ | + | {{Юр.Ханон}} |
* ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Три Инвалида (Юр.Ханон)|Три Инвалида]]» <small>(или попытка скрыть ''то, чего и так никто не видит)''</small>. — Сана-Перебурга: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г. | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Три Инвалида (Юр.Ханон)|Три Инвалида]]» <small>(или попытка скрыть ''то, чего и так никто не видит)''</small>. — Сана-Перебурга: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г. | ||
* ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Неизданное и сожжённое (Юр.Ханон)|Неизданное и сожжённое]]» ''<small>(навсегда потерянная книга о навсегда потерянном)</small>''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г. | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Неизданное и сожжённое (Юр.Ханон)|Неизданное и сожжённое]]» ''<small>(навсегда потерянная книга о навсегда потерянном)</small>''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г. | ||
Строка 205: | Строка 205: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
| [[Файл:M.N.Savoyarov Khanon-214.jpg|60px|link=Savoyarov Mikhail]] || [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<big>Михаил Савояров</big>, король эксцентрики]] <br><small>''( краткая история вопроса )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] | | [[Файл:M.N.Savoyarov Khanon-214.jpg|60px|link=Savoyarov Mikhail]] || [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<big>Михаил Савояров</big>, король эксцентрики]] <br><small>''( краткая история вопроса )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] | ||
+ | |||
+ | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
+ | | [[Файл:Mikhail Savoyarov Khanon-212.jpg|60px|link=Savoyarov Mikhail]] || [[Михаил Савояров (цитатник)|<big>Михаил Савояров</big>, цитатный карманник]] <br><small>''( коллектор местного значения )''</small> || [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]] &<br><small>[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]</small> | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 315: | Строка 318: | ||
::►   [[Из музыки и обратно|'''Из музыки и обратно''']]  ''<small>поперёк и по касательной</small>''<br> | ::►   [[Из музыки и обратно|'''Из музыки и обратно''']]  ''<small>поперёк и по касательной</small>''<br> | ||
::►   [[Книги и Некниги (Юр.Ханон)|'''Книги и Некниги''']]  ''<small>уходящий портал</small>''<br> | ::►   [[Книги и Некниги (Юр.Ханон)|'''Книги и Некниги''']]  ''<small>уходящий портал</small>''<br> | ||
+ | ::►   [[Михаил Савояров (цитатник)|'''Савояровский цитатник''']]  ''<small>из кармана</small>''<br> | ||
::►   [[Натур-философия натур|'''Натур-философия натур''']]  ''<small>и не только</small>''<br> | ::►   [[Натур-философия натур|'''Натур-философия натур''']]  ''<small>и не только</small>''<br> | ||
::►   [[Этика в Эстетике|'''Этика в Эстетике''']]  <small><small>или</small> ''дважды на одном месте''</small><br> | ::►   [[Этика в Эстетике|'''Этика в Эстетике''']]  <small><small>или</small> ''дважды на одном месте''</small><br> |
Версия 17:40, 27 сентября 2021
( справочное пособие )
Савоя́ров, Савоя́ровы (Savoyarov ou Savoiarov) — искуственно произведённая франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) королевства Савойского.[2]
Саво́йя (иначе: савойское королевство, герцогство, графство, королевство Савойя-Сардиния) — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа, — отчасти, наследовавшее некоторые владения (и традиции) королевства Арагон. Держава не слишком большая (по сути, буферная между двумя-тремя беспокойными империями) и не слишком богатая, к тому же, имевшая вокруг себя соседей (значительно более крупных и сильных), Савойя постоянно жила в постоянном режиме угроз, войн и политического лавирования, сопровождавшихся переменным успехом. Отдельные территории и города то входили в состав королевства, то отбирались обратно. Достаточно сказать, что в период своего расцвета герцогство включало в свой состав Ниццу, Геную, Женеву и Пьемонт. В некоторые (трудные) времена метрополия переносилась на остров Сардиния или другие итальянские территории (в конце концов, савойская династия стала правящей в новой Италии, хотя и ненадолго, как известно). Во все века существования Савойи как самостоятельного государства, её самым надёжным и верным врагом была, конечно, «великая» Франция. Именно она постоянно зарилась, точила зубы и пыталась захватить эту территорию (для себя буферную — в частности, на пути в Швейцарию & западную Италию).[3] Несколько раз эти конвульсивные попытки увенчивались (сомнительным) успехом, самая известная из которых случилась в 1794 году, когда войска революционной Франции оккупировали «департамент Монблан» и удерживали его двадцать лет, вплоть до последнего поражения коротышки-Наполеона и его окончательной ссылки.
Несколькими до крайности желчными статьями на аннексию Савойи откликнулись — герр Карл Маркс и его верный соратник, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс деловито (злобно и подробно) разобрал савойский вопрос в своей программной политической статье «Савойя, Ницца и Рейн»:[4] ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения Северной Италии, всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...>
П К тому моменту сама по себе территория «малой Савойи» уже стала до крайности бедным, почти нищим краем, многократно разорённым войнами и интервенциями; население с завидной регулярностью голодало и зимой многие жители отправлялись на заработки во Францию, Швейцарию и другие страны Европы, где часто нищенствовали или бродяжничали. Как раз к этим временам относится общеевропейская известность слова «Савояр» — в узком историческом смысле понимаемом как уличный мальчик-певец (впрочем, не обязательно мальчик, и не обязательно певец), говоря шире, бродячий музыкант родом из Савойи, этого несчастного края (повторяю для тех, кто не понял с первого раза), в последние времена разорённого постоянными войнами, набегами, аннексиями и оккупациями... В более широком смысле «савояр» стал естественным наследником (и почти синонимом) других бродячих певцов из близких к Савойе краёв той же страны (света), примерно таким же способом разорённых и разграбленных оккупантами — в разные времена человеческой истории. И прежде всего, здесь на ум приходят альбигойцы, цветущий край которых в XIII веке был превращён благочестивым папашей (римским) Иннокентием III в разрушенное до основания подобие чистилища.[комм. 2] К слову сказать, большинство альбигойцев к тому времени жило в пределах королевства Арагон, уже раз упомянутого всуе. Последние из недобитых рыцарей-катаров разбрелись по дорогам своей сожжённой родины с жалобными песнями о потерянном рае. — Таким образом, оставим лишние разговоры.[8] К концу XVIII века савояры присоединились к числу безусловно исторических профессий, в целом обрисованных (слегка понятными) понятиями: трубадур, трувер или, на худой конец, миннезингер.[9] С другой, возможно, чуть менее рыцарской стороны, савояр (как типический бродячий музыкант) в своей обширной генеалогии имеет таких ортодоксально-эксцентрических родственников (или предков) как шут, гаер, паяц, буффон, клоун (не говоря уже о скоморохах и прочих юродивых)... Если же переходить на персоны или имена, то их список (от Арлекина и Панталоне до Пульчинеллы или Пьеро) — и вовсе упрётся концом в горизонт... «моей бедной Франции».
И всё же, далеко не только профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого савояра, швейцара..., или даже Михаила Савоярова, собственной персоной. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и растоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после «великой» французской революции — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. 1790-1860 — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже королей..., которые (поодиночке и группами) покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви Савояровых (Соловьёвых), некоей Мари-Жанны Кариньян дю Савой, получившей позднее (из рук русских чиновников) — жестоко-адаптированную русскую фамилию...[11]
...и которая затем ..., в третьем поколении российских (чтобы не сказать: советских) Савояровых, чудесным образом соединилась со своими корнями, ветками и листвой..., чтобы не сказать короче: ботвой. Образовав, так сказать, прямую связь между всем, о чём тут и шла речь, начиная от бедных трубадуров и труверов (не говоря уже о гаерах и паяцах) и кончая, собственно, (пра)внуком некоего герцога, «королём эксцентрики» & альбигойским каноником, «внуком короля».
|
A p p e n d i X
► Савояров (Соловьёв-Савояров) Михаил Николаевич (1876—1941) — русский (чтобы не говорить: советский) шансонье, артист, композитор и поэт, внук короля и «Король эксцентрики» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: Савояров стал первым поэтом и певцом рвоты (заслужив прозвище «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) обскурации и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным. Скажем так, без ложной скромности: первым в истории (российской и мировой) эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине замкнутых свойств характера «короля», пожизненно не склонного к манифестам или теоретизированию, это направление (почти) не получило своего обоснования (равно как манифеста и названия) из уст его основателя, за исключением корявого словечка «фонфоризм», которое почти не имело публичного хождения. И тем не менее, назвать его не слишком сложно (по известным чертам творческой & исполнительской манеры). Вариантов не так много... Первый из них: эксцентричный натурализм. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.[13] В конечном счёте скажем так: почти-сюрреалистическая клоунада. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка известным.
► Савоярова (Соловьёва, Азагарина) Ариадна Петровна (позднее была известна под псевдонимом «Ариадна Горькая») — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «Савояровы». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.[11] Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с трансформацией), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.[14] Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного оперетточного цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал Михаил Савояров. Репертуар этого периода (до середины 1920-х годов) был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.[14]
► Савояров (Соловьёв-Савояров) Юрий Михайлович (р.1965), точнее говоря, некий каноник, более известный под псевдонимом Юрий Ханон — российский композитор (лауреат «Европейского Оскара») и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «внук короля» (Михаила Савоярова) — чтобы всё-таки закончить не полный список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением последнего плебея, этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной русской культуры. Настоящий внук своего деда, Юрий Ханон отличается не только эксцентричным, но также крайне независимым и герметичным характером (ad marginem).[16] Более четверти века (с начала 1990-х) он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде не служил, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе (будь то музыкальной или литературной).[17] Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года Юрий Савояров прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой работе».[13] Кроме некоторых экстремальных музыкальных произведений, опубликованы три книги этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в русской литературе: по жанру или подходу.
► Савоярова (Воронова) Татьяна Васильевна (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка Михаила Савоярова по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к строгому стилю сюрреализма) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве взрывной кинизм «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к человеческому недомыслию.[19] Равным образом, эксцентричной можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно выразил себя в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической эксцентрики. Художественной «точкой невозврата» стало окончание Татьяной Савояровой курса учения (проф. Юрий Ханон) в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, когда они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.
Прим’мечания
Лит’ература (как всегда, запрещённая)
|
( путе’водитель по порталам ханóграфа )
« s t y l e d & d e s i g n e d b y A n n a t’ H a r o n »
|