Савояровы — различия между версиями
T'Haron (обсуждение | вклад) м (малюсенька поправочка (цалую Юрочку)) |
CanoniC (обсуждение | вклад) (+ НЕкниги) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
<br> | <br> | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#551111;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#551111;"> | ||
− | <font style="float:left;color:#441111;font-size:666%;font-family:'Georgia';text-shadow:#b93f03 1px 3px 6px;margin:5px 0 5px 0;padding:12px 4px 15px 1px;">'''С'''</font><big>'''авоя́ров,  Савоя́ровы'''</big> ''(Savoyarov <small>ou</small> Savoiarov)'' — искуственно {{comment|произведённая|в качестве фамилии и псевдонима}} франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#551144">{{comment|королевства|или герцогства, как его иногда называли}} Савойского</font>]].<small><small><ref name="внук">''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(сказка в п’розе)''. — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г.</ref></small></small> | + | <font style="float:left;color:#441111;font-size:666%;font-family:'Georgia';text-shadow:#b93f03 1px 3px 6px;margin:5px 0 5px 0;padding:12px 4px 15px 1px;">'''С'''</font><big>'''авоя́ров,  Савоя́ровы'''</big> ''(Savoyarov <small>ou</small> Savoiarov)'' — искуственно {{comment|произведённая|в качестве фамилии и псевдонима}} франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#551144">{{comment|королевства|или герцогства, как его иногда называли}} Савойского</font>]].<small><small><ref name="внук">''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(сказка в п’розе)''. — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г. <br>{{Некниги}}</ref></small></small> |
:— ''О последнем'' <small>(предмете)</small>, видимо, придётся сказать несколько слов отдельно..., вместо {{comment|отступления|во всех смыслах слова}}. | :— ''О последнем'' <small>(предмете)</small>, видимо, придётся сказать несколько слов отдельно..., вместо {{comment|отступления|во всех смыслах слова}}. | ||
Строка 79: | Строка 79: | ||
</div><br><br> | </div><br><br> | ||
<center> | <center> | ||
− | <div style="width: | + | <div style="width:98%;height:10px;background:#C77533;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> |
− | + | <br></center> | |
− | <br clear="all" /> | + | <br clear="all"/> |
|} | |} | ||
<br> | <br> | ||
Строка 143: | Строка 143: | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | ||
► [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>({{comment|Воронова|нет, не Соловьёва}})</small> '''Татьяна Васильевна'''</font>]] (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]] по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к {{comment|строгому|бельгийскому}} стилю [[Сюрреализм до сюрреализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">сюрреализма</font>]]) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">взрывной кинизм</font>]] «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к {{comment|человеческому|глубоко нормальному}} недомыслию.<small><small><ref name="Альфи">''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>''(издание первое, «[[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|недо’работанное]]»)''</small>. — {{comment|Сан-Перебург|это город такой, есть}}: «Центр Средней Музыки» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 2013 г., 544 стр.</ref>{{rp|54}}</small></small> Равным образом, ''{{comment|эксцентричной|хотя и не совсем королевской}}'' можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно {{comment|выразил себя|чтобы не сказать: вымазал}} в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической [[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]. Художественной «точкой невозврата» стало {{comment|окончание|с отличием}} Татьяной Савояровой курса учения <small>(проф. [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]])</small> в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, ''когда'' они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность. | ► [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>({{comment|Воронова|нет, не Соловьёва}})</small> '''Татьяна Васильевна'''</font>]] (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]] по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к {{comment|строгому|бельгийскому}} стилю [[Сюрреализм до сюрреализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">сюрреализма</font>]]) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">взрывной кинизм</font>]] «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к {{comment|человеческому|глубоко нормальному}} недомыслию.<small><small><ref name="Альфи">''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>''(издание первое, «[[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|недо’работанное]]»)''</small>. — {{comment|Сан-Перебург|это город такой, есть}}: «Центр Средней Музыки» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 2013 г., 544 стр.</ref>{{rp|54}}</small></small> Равным образом, ''{{comment|эксцентричной|хотя и не совсем королевской}}'' можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно {{comment|выразил себя|чтобы не сказать: вымазал}} в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической [[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]. Художественной «точкой невозврата» стало {{comment|окончание|с отличием}} Татьяной Савояровой курса учения <small>(проф. [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]])</small> в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, ''когда'' они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность. | ||
− | ::По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя ''сто лет'' продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник {{comment|фамильному|альбигойскому}} [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">кинизму</font>]].<br><br> | + | ::По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя ''сто лет'' продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник {{comment|фамильному|альбигойскому}} [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">кинизму</font>]].<br><br><br> |
− | </div> | + | </div><center> |
− | <center> | + | <div style="width:98%;height:10px;background:#C77533;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> |
− | <div style="width: | + | <br></center> |
− | + | ||
<br clear="all"/> | <br clear="all"/> | ||
− | == <font face="Georgia">Прим’мечания</font> == | + | == <font face="Georgia" size=5 color="#743838">Прим’мечания</font> == |
{{Поперёк музыки}} | {{Поперёк музыки}} | ||
<br> | <br> | ||
Строка 161: | Строка 160: | ||
<div style="width:98%;height:10px;background:#C69A69;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:98%;height:10px;background:#C69A69;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | ||
<br></center> | <br></center> | ||
− | <br clear="all" /> | + | == <font face="Georgia" size=5 color="#743838">Лит’ература  <small><small>''(как всегда, {{comment|запрещённая|в разумных пределах}})''</small></small></font> == |
+ | {{Юр.Ханон}}<br> | ||
+ | * ''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г. | ||
+ | * «[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. | ||
+ | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>(или ''книга [[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|в пред’последнем смысле]] слова)''</small>. — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & [[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]], 2013 г. | ||
+ | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]''. «[[Вялые записки (Юр.Ханон)|{{comment|Вялые записки|(пре)красная книга}}]]» ''({{comment|бес купюр|что за, право, писание?}})''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. <small>(сугубо внутреннее {{comment|издание|см.уничтоженное и сожжённое}})</small>. — 121 стр. | ||
+ | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]'', «[[Мусорная книга (Юр.Ханон)|Мусорная книга]]» <small>(в трёх {{comment|томах|по 424 стр.}})</small>. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. <small>(внутреннее издание)</small> | ||
+ | * ''[[Chanon|Юр.Ханон]], [[Альфонс Алле (Альфонс Алле. Лица)|Аль.Алле]], {{Википедия|Кафка,_Франц|Фр.Кафка}}, {{Википедия|Дрейфус,_Альфред|Аль.Дрейфус}}'' «[[Два Процесса (Юр.Ханон)|Два Процесса]]» <small>''(или [[Два Процесса, артефакты (Юр.Ханон)|книга без права переписки]])''</small>. — Сан-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г. | ||
+ | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Чёрные Аллеи (Юр.Ханон)|Чёрные Аллеи]]» <small>''( или книга, которой-[[Чёрные Аллеи, артефакты (Юр.Ханон)|не-было-и-не-будет]] )''</small>. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, {{comment|2013|с сожалением вынужден заметить, что это четырёхзначное число (что ниже, что выше) обозначает их год}} г. | ||
+ | * ''{{Википедия|Латынин,_Леонид_Александрович|Л.А.Латынин}}, {{Википедия|Ханон,_Юрий|Юр.Ханон}}''. «[[Два Гримёра (Леонид Латынин, Юр.Ханон)|Два Гримёра]]» <small>''(роман с пятью приложениями)''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г. | ||
+ | {{Натур-Философия Натур}} | ||
+ | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Три Инвалида (Юр.Ханон)|Три Инвалида]]» <small>(или попытка скрыть ''то, чего и так никто не видит)''</small>. — Сана-Перебурга: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г. | ||
+ | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Неизданное и сожжённое (Юр.Ханон)|Неизданное и сожжённое]]» ''<small>(навсегда потерянная книга о навсегда потерянном)</small>''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г. | ||
+ | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Скрябин как лицо (Юр.Ханон)|Скрябин как лицо]]», часть вторая, ''издание первое'' <small>([[Rimsky|несостоявшееся и уничтоженное]])</small>. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2002 г. | ||
+ | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Скрябин как лицо (Юр.Ханон)|Скрябин как лицо]]», часть первая, ''издание второе'' <small>(доработанное и ухудшенное)</small>. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2009 г. | ||
+ | * «[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''(или книга, которая-ни-на-что-не-похожа)''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. | ||
+ | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Животное. Человек. Инвалид (Юр.Ханон)|Животное. Человек. Инвалид]]» <small>''(или три последних {{comment|гвоздя|в гроб (якобы) неназванной персоны}})''</small>. — Санта-Перебурга: Центр Средней Музыки, 2016-b. | ||
+ | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «[[Внук Короля (Юр.Ханон)|Внук Короля]]» ''(двух...томная сказка в прозе)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г. | ||
+ | * ''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г. | ||
+ | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через [[Трубачи (Михаил Савояров)|Трубачей]]» ''(или опыт сквозного пре...следования)''. — Сана-Перебур: «[[Центр Средней Музыки]]», 2019 г.<br><br> | ||
+ | <center> | ||
+ | <div style="width:98%;height:9px;background:#C69A69;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div></center><br> | ||
+ | <br clear="all"/> | ||
|} | |} | ||
<br> | <br> | ||
Строка 293: | Строка 314: | ||
::►   [[Борис Йоффе|'''Борис Йоффе''']]  ''<small>набросок на лицо</small>''<br> | ::►   [[Борис Йоффе|'''Борис Йоффе''']]  ''<small>набросок на лицо</small>''<br> | ||
::►   [[Из музыки и обратно|'''Из музыки и обратно''']]  ''<small>поперёк и по касательной</small>''<br> | ::►   [[Из музыки и обратно|'''Из музыки и обратно''']]  ''<small>поперёк и по касательной</small>''<br> | ||
+ | ::►   [[Книги и Некниги (Юр.Ханон)|'''Книги и Некниги''']]  ''<small>уходящий портал</small>''<br> | ||
::►   [[Натур-философия натур|'''Натур-философия натур''']]  ''<small>и не только</small>''<br> | ::►   [[Натур-философия натур|'''Натур-философия натур''']]  ''<small>и не только</small>''<br> | ||
::►   [[Этика в Эстетике|'''Этика в Эстетике''']]  <small><small>или</small> ''дважды на одном месте''</small><br> | ::►   [[Этика в Эстетике|'''Этика в Эстетике''']]  <small><small>или</small> ''дважды на одном месте''</small><br> | ||
Строка 314: | Строка 336: | ||
[http://www.savoyarova.com/ru/ '''3. Татьяна Савоярова''' <small>(в своём праве)</small>]</big> | [http://www.savoyarova.com/ru/ '''3. Татьяна Савоярова''' <small>(в своём праве)</small>]</big> | ||
<br><br><br> | <br><br><br> | ||
+ | <div style="width:22%;height:6px;background:#C77733;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div><br> | ||
+ | <font face="Georgia" size=5 color="#7b0000">'''[[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|← см. {{comment|на зад|в одно слово}}]]'''</font><br><br> | ||
<div style="width:22%;height:6px;background:#C77733;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:22%;height:6px;background:#C77733;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | ||
− | < | + | <br><br><font style="font:normal 16px 'Georgia';"> |
− | < | + | |
− | + | ||
<br> | <br> | ||
<small>[[Image:Red copyright.png|24px]]  {{comment|Auteur|на русский язык это слово не переводится}} : [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">''Yuri Khanon''</font>]].   [[Image:Red copyright.png|24px]]  Все права {{comment|сохранены|в подвале}}.   [[Image:Red copyright.png|24px]]   All rights {{comment|reserved|& conserved}}.</small><br><br> | <small>[[Image:Red copyright.png|24px]]  {{comment|Auteur|на русский язык это слово не переводится}} : [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">''Yuri Khanon''</font>]].   [[Image:Red copyright.png|24px]]  Все права {{comment|сохранены|в подвале}}.   [[Image:Red copyright.png|24px]]   All rights {{comment|reserved|& conserved}}.</small><br><br> | ||
− | <font color="#7B1A0F">* * * <small> эту статью {{comment|может|или не может}} редактировать или исправлять</small> '''только''' тот {{comment|автор|фамилия которого «Савояров»}}.<br> | + | <font color="#7B1A0F">* * * <small> эту статью {{comment|может|или не может}} редактировать или исправлять</small> <br>'''только''' один тот {{comment|автор|фамилия которого «Савояров»}}.<br> |
− | <small><font color="#1F4F1F">— Все желающие сделать замечания или дополнения, — могут [ | + | <small><font color="#1F4F1F">— Все желающие сделать замечания или дополнения, — <br>могут [https://yuri-khanon.com/email о<small>(т)</small>правиться сюда]...</font> </small><br> |
− | <font color="# | + | <font color="#442211">* * * <small>вероятно, '''публикуется {{comment|впервые|или во второй раз, минуя первый}} :''' <br>''текст, редактура и оформление''</small> — [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Савояров</font>]].</font><br><br></font> |
<br> | <br> | ||
<div style="width:444px;height:3px;background:#C77733;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:444px;height:3px;background:#C77733;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> |
Версия 15:13, 31 августа 2021
( справочное пособие )
Савоя́ров, Савоя́ровы (Savoyarov ou Savoiarov) — искуственно произведённая франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) королевства Савойского.[2]
Саво́йя (иначе: савойское королевство, герцогство, графство, королевство Савойя-Сардиния) — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа, — отчасти, наследовавшее некоторые владения (и традиции) королевства Арагон. Держава не слишком большая (по сути, буферная между двумя-тремя беспокойными империями) и не слишком богатая, к тому же, имевшая вокруг себя соседей (значительно более крупных и сильных), Савойя постоянно жила в постоянном режиме угроз, войн и политического лавирования, сопровождавшихся переменным успехом. Отдельные территории и города то входили в состав королевства, то отбирались обратно. Достаточно сказать, что в период своего расцвета герцогство включало в свой состав Ниццу, Геную, Женеву и Пьемонт. В некоторые (трудные) времена метрополия переносилась на остров Сардиния или другие итальянские территории (в конце концов, савойская династия стала правящей в новой Италии, хотя и ненадолго, как известно). Во все века существования Савойи как самостоятельного государства, её самым надёжным и верным врагом была, конечно, «великая» Франция. Именно она постоянно зарилась, точила зубы и пыталась захватить эту территорию (для себя буферную — в частности, на пути в Швейцарию & западную Италию).[3] Несколько раз эти конвульсивные попытки увенчивались (сомнительным) успехом, самая известная из которых случилась в 1794 году, когда войска революционной Франции оккупировали «департамент Монблан» и удерживали его двадцать лет, вплоть до последнего поражения коротышки-Наполеона и его окончательной ссылки.
Несколькими до крайности желчными статьями на аннексию Савойи откликнулись — герр Карл Маркс и его верный соратник, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс деловито (злобно и подробно) разобрал савойский вопрос в своей программной политической статье «Савойя, Ницца и Рейн»:[4] ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения Северной Италии, всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...>
П К тому моменту сама по себе территория «малой Савойи» уже стала до крайности бедным, почти нищим краем, многократно разорённым войнами и интервенциями; население с завидной регулярностью голодало и зимой многие жители отправлялись на заработки во Францию, Швейцарию и другие страны Европы, где часто нищенствовали или бродяжничали. Как раз к этим временам относится общеевропейская известность слова «Савояр» — в узком историческом смысле понимаемом как уличный мальчик-певец (впрочем, не обязательно мальчик, и не обязательно певец), говоря шире, бродячий музыкант родом из Савойи, этого несчастного края (повторяю для тех, кто не понял с первого раза), в последние времена разорённого постоянными войнами, набегами, аннексиями и оккупациями... В более широком смысле «савояр» стал естественным наследником (и почти синонимом) других бродячих певцов из близких к Савойе краёв той же страны (света), примерно таким же способом разорённых и разграбленных оккупантами — в разные времена человеческой истории. И прежде всего, здесь на ум приходят альбигойцы, цветущий край которых в XIII веке был превращён благочестивым папашей (римским) Иннокентием III в разрушенное до основания подобие чистилища.[комм. 2] К слову сказать, большинство альбигойцев к тому времени жило в пределах королевства Арагон, уже раз упомянутого всуе. Последние из недобитых рыцарей-катаров разбрелись по дорогам своей сожжённой родины с жалобными песнями о потерянном рае. — Таким образом, оставим лишние разговоры.[8] К концу XVIII века савояры присоединились к числу безусловно исторических профессий, в целом обрисованных (слегка понятными) понятиями: трубадур, трувер или, на худой конец, миннезингер.[9] С другой, возможно, чуть менее рыцарской стороны, савояр (как типический бродячий музыкант) в своей обширной генеалогии имеет таких ортодоксально-эксцентрических родственников (или предков) как шут, гаер, паяц, буффон, клоун (не говоря уже о скоморохах и прочих юродивых)... Если же переходить на персоны или имена, то их список (от Арлекина и Панталоне до Пульчинеллы или Пьеро) — и вовсе упрётся концом в горизонт... «моей бедной Франции».
И всё же, далеко не только профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого савояра, швейцара..., или даже Михаила Савоярова, собственной персоной. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и растоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после «великой» французской революции — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. 1790-1860 — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже королей..., которые (поодиночке и группами) покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви Савояровых (Соловьёвых), некоей Мари-Жанны Кариньян дю Савой, получившей позднее (из рук русских чиновников) — жестоко-адаптированную русскую фамилию...[11]
...и которая затем ..., в третьем поколении российских (чтобы не сказать: советских) Савояровых, чудесным образом соединилась со своими корнями, ветками и листвой..., чтобы не сказать короче: ботвой. Образовав, так сказать, прямую связь между всем, о чём тут и шла речь, начиная от бедных трубадуров и труверов (не говоря уже о гаерах и паяцах) и кончая, собственно, (пра)внуком некоего герцога, «королём эксцентрики» & альбигойским каноником, «внуком короля».
|
A p p e n d i X
► Савояров (Соловьёв-Савояров) Михаил Николаевич (1876—1941) — русский (чтобы не говорить: советский) шансонье, артист, композитор и поэт, внук короля и «Король эксцентрики» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: Савояров стал первым поэтом и певцом рвоты (заслужив прозвище «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) обскурации и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным. Скажем так, без ложной скромности: первым в истории (российской и мировой) эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине замкнутых свойств характера «короля», пожизненно не склонного к манифестам или теоретизированию, это направление (почти) не получило своего обоснования (равно как манифеста и названия) из уст его основателя, за исключением корявого словечка «фонфоризм», которое почти не имело публичного хождения. И тем не менее, назвать его не слишком сложно (по известным чертам творческой & исполнительской манеры). Вариантов не так много... Первый из них: эксцентричный натурализм. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.[13] В конечном счёте скажем так: почти-сюрреалистическая клоунада. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка известным.
► Савоярова (Соловьёва, Азагарина) Ариадна Петровна (позднее была известна под псевдонимом «Ариадна Горькая») — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «Савояровы». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.[11] Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с трансформацией), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.[14] Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного оперетточного цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал Михаил Савояров. Репертуар этого периода (до середины 1920-х годов) был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.[14]
► Савояров (Соловьёв-Савояров) Юрий Михайлович (р.1965), точнее говоря, некий каноник, более известный под псевдонимом Юрий Ханон — российский композитор (лауреат «Европейского Оскара») и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «внук короля» (Михаила Савоярова) — чтобы всё-таки закончить не полный список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением последнего плебея, этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной русской культуры. Настоящий внук своего деда, Юрий Ханон отличается не только эксцентричным, но также крайне независимым и герметичным характером (ad marginem).[16] Более четверти века (с начала 1990-х) он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде не служил, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе (будь то музыкальной или литературной).[17] Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года Юрий Савояров прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой работе».[13] Кроме некоторых экстремальных музыкальных произведений, опубликованы три книги этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в русской литературе: по жанру или подходу.
► Савоярова (Воронова) Татьяна Васильевна (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка Михаила Савоярова по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к строгому стилю сюрреализма) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве взрывной кинизм «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к человеческому недомыслию.[19] Равным образом, эксцентричной можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно выразил себя в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической эксцентрики. Художественной «точкой невозврата» стало окончание Татьяной Савояровой курса учения (проф. Юрий Ханон) в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, когда они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.
Прим’мечания
Лит’ература (как всегда, запрещённая)
|
( путе’водитель по порталам ханóграфа )
« s t y l e d & d e s i g n e d b y A n n a t’ H a r o n »
|