Суккуленты (Натур-философия натур. Плантариум) — различия между версиями
T'Haron (обсуждение | вклад) (добавляю недостающие цитаты в Анечку) |
CanoniC (обсуждение | вклад) (добавка из книги без листьев) |
||
Строка 60: | Строка 60: | ||
<center><blockquote style="width:544px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> Снобизм ― это единственное [[Растение (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">растение</font>]], которое цветёт даже в пустыне.<small><small><ref>''Сергей Довлатов''. Записные книжки. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. — Сан-Перебург: «Азбука», 1999 г.</ref></small></small><hr><font style="float:right;font:normal 14px 'Times New Roman';color:#665566;">— ''Сергей Довлатов'', Записные книжки <small><small><ref group="комм.">При всём своём почти непечатном непочтении к такому {{comment|проме...жуточному|читай: межеумочному}} автору как Сергей Довлатов, — вынужден заметить (сугубо в скобках), что его фраза (афоризм?) из за...писной книжки хромает на обе ноги, с какой ни зайди. — Ежели с левой, то получается очевидное мелкотемье и фразёрство, а ежели с правой — то банальная болтовня и чистейшая {{comment|неправда|поскольку все..., почти все суккуленты в пустыне цветут}}. А в сумме, соединив левое с правым, получаем совершенное безмыслие, типичнейший ''«снобизм в пустыне»''.</ref></small></small></font><br></blockquote></center> | <center><blockquote style="width:544px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> Снобизм ― это единственное [[Растение (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">растение</font>]], которое цветёт даже в пустыне.<small><small><ref>''Сергей Довлатов''. Записные книжки. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4. — Сан-Перебург: «Азбука», 1999 г.</ref></small></small><hr><font style="float:right;font:normal 14px 'Times New Roman';color:#665566;">— ''Сергей Довлатов'', Записные книжки <small><small><ref group="комм.">При всём своём почти непечатном непочтении к такому {{comment|проме...жуточному|читай: межеумочному}} автору как Сергей Довлатов, — вынужден заметить (сугубо в скобках), что его фраза (афоризм?) из за...писной книжки хромает на обе ноги, с какой ни зайди. — Ежели с левой, то получается очевидное мелкотемье и фразёрство, а ежели с правой — то банальная болтовня и чистейшая {{comment|неправда|поскольку все..., почти все суккуленты в пустыне цветут}}. А в сумме, соединив левое с правым, получаем совершенное безмыслие, типичнейший ''«снобизм в пустыне»''.</ref></small></small></font><br></blockquote></center> | ||
− |   Кроме африканских молочаев, которые являют собой пример энциклопедически затасканный, почти банальный, с [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">кактусами</font>]] можно спутать растения, относящиеся к самым отдалённым семействам, начиная от {{comment|толстянковых|Crassulaceae}} и кончая [[Ластовень (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">ластовнёвыми</font>]] или даже <small>(страшно сказать!)</small> [[Лилия (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">лилейными</font>]]. Равным образом, многие представители других семейств часто имитируют друг друга между собой, что нетрудно заметить по их видовым названиям, иногда даже перекрёстным, указывающим на взаимное сходство.<small><small><ref group="комм.">Для таких видовых названий чаще всего характерны латинские суффиксы «-{{comment|oides|изредка «-opsis»}}» или «-formis», буквально означающий «похожий на...» (или имеющий вид/форму такого-то). С другой стороны, названия далеко не всегда отражают конвергенцию, — прежде всего потому, что даются сугубо субъективно и отражают ассоциации, [[Третье воображение (Из музыки и обратно)|воображение]] и, главное, личную ''мотивацию'' того, кто назвал и, одновременно, «имел право» называть.</ref></small></small> | + |   Кроме африканских молочаев, которые являют собой пример энциклопедически затасканный, почти банальный, с [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">кактусами</font>]] можно спутать растения, относящиеся к самым отдалённым семействам, начиная от {{comment|толстянковых|Crassulaceae}} и кончая [[Ластовень (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">ластовнёвыми</font>]] или даже <small>(страшно сказать!)</small> [[Лилия (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">лилейными</font>]]. Равным образом, многие представители других семейств часто имитируют друг друга между собой, что нетрудно заметить по их видовым названиям, иногда даже перекрёстным, указывающим на взаимное сходство.<small><small><ref group="комм.">Для таких видовых названий чаще всего характерны латинские суффиксы «-{{comment|oides|изредка «-opsis»}}» или «-formis», буквально означающий «похожий на...» (или имеющий вид/форму такого-то). С другой стороны, названия далеко не всегда отражают конвергенцию, — прежде всего потому, что даются сугубо субъективно и отражают ассоциации, [[Третье воображение (Из музыки и обратно)|воображение]] и, главное, личную ''мотивацию'' того, кто назвал и, одновременно, «имел право» называть.</ref></small></small> |
+ | |||
+ |   Грешно сказать, но временами встречаются аналогии не только (не столь) отдалённые, но и даже — не вполне приличные..., особенно, для человека «с положением» в обществе. По своей внутренней экстремальности растения альпийского пояса ''(и даже ниже пояса!)'' можно сравнить только с неубиваемыми суккулентами пустыни. Они где-то и похожи друг на друга, пустыни и горы, вместе со своими жителями, словно зыбкие отражения чёрного зеркала, слегка кривого. И те, и другие — спартанцы, вынужденные довольствоваться малым. Или очень малым. Существа, изгнанные из тучных земель куда-то наверх или вбок..., древние заключённые концлагеря под открытым небом. Всякий год, всякий месяц — ''по-над'' пропастью, на тонком лезвии предпоследнего выбора: между жизнью и смертью. Между замерзанием и засыханием. Между уйти и остаться. Единожды увидев хотя бы одно такое растение, наткнувшись взглядом, уже никогда не забыть жёсткого, почти жестокого образа, откуда-то из исподней глубины человеческого колодца.<small><small><ref name="Кбл"/></small></small> | ||
</div> | </div> | ||
{| style="float:right;width:222px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#DDCCBB;border:1px solid #993366;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #881111;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #881111;box-shadow:3px 4px 3px #881111;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | {| style="float:right;width:222px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#DDCCBB;border:1px solid #993366;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #881111;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #881111;box-shadow:3px 4px 3px #881111;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | ||
Строка 72: | Строка 74: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#550000;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#550000;"> | ||
+ | ::— Чудом выжившие. Вопреки всем и всему. И даже ему — человеку. | ||
  В конечном счёте, под морфологическим признаком суккулентности, взятым в самом широком смысле, ботаники подразумевают способность растений при посредстве корней, стеблей, стволов, листьев и даже цветов быстро всасывать как можно большее количество влаги, чтобы затем сохранять её в особых органах, специально для того приспособленных. Именно эти органы, впитавшие воду и, как следствие, ставшие сочными (мясистыми) хранилищами сока ''(succus)'', и становятся главным признаком, позволяющим называть определённые виды ''суккулентами''.<small><small><ref name="Паж">''Ф.Пажоут, Я.Валничек, Р.Шубик''. «Кактусы» (издание второе). — Прага: «Праце», 1963 г. — 208 стр.</ref>{{rp|154}}</small></small> Пожалуй, достаточно. После такого выразительного вывода, как говорится, не грех и повторить. |   В конечном счёте, под морфологическим признаком суккулентности, взятым в самом широком смысле, ботаники подразумевают способность растений при посредстве корней, стеблей, стволов, листьев и даже цветов быстро всасывать как можно большее количество влаги, чтобы затем сохранять её в особых органах, специально для того приспособленных. Именно эти органы, впитавшие воду и, как следствие, ставшие сочными (мясистыми) хранилищами сока ''(succus)'', и становятся главным признаком, позволяющим называть определённые виды ''суккулентами''.<small><small><ref name="Паж">''Ф.Пажоут, Я.Валничек, Р.Шубик''. «Кактусы» (издание второе). — Прага: «Праце», 1963 г. — 208 стр.</ref>{{rp|154}}</small></small> Пожалуй, достаточно. После такого выразительного вывода, как говорится, не грех и повторить. | ||
::— Коротко и сердито, по возможности... | ::— Коротко и сердито, по возможности... | ||
Строка 108: | Строка 111: | ||
<center><blockquote style="width:555px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> Пустыня родит воинственные стойкие [[Растение (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">растения</font>]], у которых вместо [[Лист (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">листьев</font>]] колючки. Пустыня родит воинов. Сытная земля родит [[Убогие ноты в двух частях, ос.18 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">лень и тупость</font>]].<small><small><ref name="илич">''Александр Иличевский''. Перс: Роман. — Мосва: АСТ, 2010 г.</ref></small></small><hr><font style="float:right;font:normal 14px 'Times New Roman';color:#665566;">— ''Александр Иличевский'', «Перс»</font><br></blockquote></center> | <center><blockquote style="width:555px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> Пустыня родит воинственные стойкие [[Растение (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">растения</font>]], у которых вместо [[Лист (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">листьев</font>]] колючки. Пустыня родит воинов. Сытная земля родит [[Убогие ноты в двух частях, ос.18 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">лень и тупость</font>]].<small><small><ref name="илич">''Александр Иличевский''. Перс: Роман. — Мосва: АСТ, 2010 г.</ref></small></small><hr><font style="float:right;font:normal 14px 'Times New Roman';color:#665566;">— ''Александр Иличевский'', «Перс»</font><br></blockquote></center> | ||
− |   Представляя собой чистейшую эманацию [[Страх (Натур-философия натур)|<font color="#551144">страха</font>]] (пассивного или активного, угрозы или {{comment|обороны|исключительно в зависимости от реципиента}}), тем не менее, колючки на стеблях суккулентов [[Jeu|<font color="#551144">играют</font>]] значительно бóльшее число ролей, чем это можно было узнать до сих пор. Само собой разумеется, что дело даже на первый взгляд не исчерпывается утилитарными функциями: притенением, защитой от ветра, конденсацией и впитыванием ночной влаги, — уже на первый взгляд структурное место шипов во внутренней картине мира и [[Конструкция в искусстве (Ник.Семёнов)|<font color="#551144">общей системе</font>]] существования организма намного превосходит все возможные знания ''о нём'', которые могли быть получены опытным путём.<small><small><ref name=" | + |   Представляя собой чистейшую эманацию [[Страх (Натур-философия натур)|<font color="#551144">страха</font>]] (пассивного или активного, угрозы или {{comment|обороны|исключительно в зависимости от реципиента}}), тем не менее, колючки на стеблях суккулентов [[Jeu|<font color="#551144">играют</font>]] значительно бóльшее число ролей, чем это можно было узнать до сих пор. Само собой разумеется, что дело даже на первый взгляд не исчерпывается утилитарными функциями: притенением, защитой от ветра, конденсацией и впитыванием ночной влаги, — уже на первый взгляд структурное место шипов во внутренней картине мира и [[Конструкция в искусстве (Ник.Семёнов)|<font color="#551144">общей системе</font>]] существования организма намного превосходит все возможные знания ''о нём'', которые могли быть получены опытным путём.<small><small><ref name="Кбл2">''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Книга без листьев (Юр.Ханон)|Книга без листьев]]» <small>(или первая попытка сказать {{comment|несказуемое|книга-прецедент с точки зрения философской ботаники}})</small>. — Сан-Перебург, [[Центр Средней Музыки]], 2014 г.</ref></small></small> Между тем, строение, происхождение колючек и, как следствие, их функции в разных семействах существенно различаются. |
</div> | </div> | ||
{| style="float:right;width:244px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#DDCCBB;border:1px solid #993366;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #881111;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #881111;box-shadow:3px 4px 3px #881111;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | {| style="float:right;width:244px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#DDCCBB;border:1px solid #993366;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #881111;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #881111;box-shadow:3px 4px 3px #881111;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | ||
Строка 128: | Строка 131: | ||
  Примерно таким (старым как мир) способом, — собирая, тасуя и раскидывая пасьянсом разные свойства словно в (не)детской игре, можно было бы охарактеризовать, разделить, а затем сызнова — соединить большую ''группу суккулентов''..., эту в высшей степени условную <small>(чтобы не сказать ещё раз: эфемерную)</small> общность, выдернутую и выделенную людьми по произволу..., — прошу прощения, — по нескольким произвольным характеристикам, взятых ими из [[Coitus|<font color="#551144">ко(гн)итального</font>]] ''принципа образа и подобия''...,<small><small><ref name="Биб"/></small></small> при помощи глаз, рук и других человеческих {{comment|органов|оказавшихся по случаю под рукой}}. — Потому что..., прошу прощения, напомню [[Minimalisme|<font color="#551144">ещё раз</font>]], это понятие — значительно более умозрительное и произвольное, чем [[Семейственность (Натур-философия натур)|<font color="#551144">даже семейство</font>]], род или вид, и касается неопределённого множества таксонов и отдельных организмов, часть из которых может считаться или не считаться ''(быть или не быть)'' суккулентами в зависимости от времени года, страны происхождения и — в первую очередь, конечно, — степени (не)строгости критериев. |   Примерно таким (старым как мир) способом, — собирая, тасуя и раскидывая пасьянсом разные свойства словно в (не)детской игре, можно было бы охарактеризовать, разделить, а затем сызнова — соединить большую ''группу суккулентов''..., эту в высшей степени условную <small>(чтобы не сказать ещё раз: эфемерную)</small> общность, выдернутую и выделенную людьми по произволу..., — прошу прощения, — по нескольким произвольным характеристикам, взятых ими из [[Coitus|<font color="#551144">ко(гн)итального</font>]] ''принципа образа и подобия''...,<small><small><ref name="Биб"/></small></small> при помощи глаз, рук и других человеческих {{comment|органов|оказавшихся по случаю под рукой}}. — Потому что..., прошу прощения, напомню [[Minimalisme|<font color="#551144">ещё раз</font>]], это понятие — значительно более умозрительное и произвольное, чем [[Семейственность (Натур-философия натур)|<font color="#551144">даже семейство</font>]], род или вид, и касается неопределённого множества таксонов и отдельных организмов, часть из которых может считаться или не считаться ''(быть или не быть)'' суккулентами в зависимости от времени года, страны происхождения и — в первую очередь, конечно, — степени (не)строгости критериев. | ||
− | <center><blockquote style="width:522px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> — Набери воды в рот, зажми нос, заткни уши ― [[vot|<font color="#551144">и вот</font>]], [[чёрт|<font color="#551144">''чёрт!''</font>]].., кажется, дело решено, ты уже — ''почти'' суккулент.<small><small><ref name=" | + | <center><blockquote style="width:522px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> — Набери воды в рот, зажми нос, заткни уши ― [[vot|<font color="#551144">и вот</font>]], [[чёрт|<font color="#551144">''чёрт!''</font>]].., кажется, дело решено, ты уже — ''почти'' суккулент.<small><small><ref name="Кбл2"/></small></small><hr><font style="float:right;font:normal 14px 'Times New Roman';color:#665566;">— ''[[Ханон, Юрий|<font color="#604444">Юр.Ханон</font>]]'', «[[Книга без листьев (Юр.Ханон)|<font color="#604444">Книга без листьев</font>]]» </font><br></blockquote></center> |
  Как (по)следствие, не только число семейств, но и количество родов, включающих в себя ''условные'' суккуленты, подсчитать невозможно. В этом вопросе [[Любители и любовники (Из музыки и обратно)|<font color="#551144">господа профессионалы</font>]] не в состоянии договориться не только между собой, но и, зачастую, внутри себя. Пожалуй, особой наглядностью отличается основополагающий труд Германа Якобсена, где он перечисляет 56 семейств, включающих в себя суккулентные виды, а затем с чисто немецкой педантичностью приводит (чёрным по белому) число в 243 рода из Африки и Мадагаскара, прибавляя к ним ещё 278 американских родов, — заведомо выпуская из этого списка орхидеи и кактусы.<small><small><ref name="Lex">''Hermann Jacobsen'', Das Sukkulenten Lexikon. — Jena: VEB Gustav Fischer Verlag, 1970.</ref>{{rp|12-17}}</small></small> |   Как (по)следствие, не только число семейств, но и количество родов, включающих в себя ''условные'' суккуленты, подсчитать невозможно. В этом вопросе [[Любители и любовники (Из музыки и обратно)|<font color="#551144">господа профессионалы</font>]] не в состоянии договориться не только между собой, но и, зачастую, внутри себя. Пожалуй, особой наглядностью отличается основополагающий труд Германа Якобсена, где он перечисляет 56 семейств, включающих в себя суккулентные виды, а затем с чисто немецкой педантичностью приводит (чёрным по белому) число в 243 рода из Африки и Мадагаскара, прибавляя к ним ещё 278 американских родов, — заведомо выпуская из этого списка орхидеи и кактусы.<small><small><ref name="Lex">''Hermann Jacobsen'', Das Sukkulenten Lexikon. — Jena: VEB Gustav Fischer Verlag, 1970.</ref>{{rp|12-17}}</small></small> | ||
Строка 142: | Строка 145: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#550000;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 14px 'Verdana';color:#550000;"> | ||
− |   Между тем, в одном только семействе Аизовых Якобсен насчитал 136 суккулентных родов, а вышедший на полтора десятка лет позднее справочник Маберли — только 115.<small><small><ref>''Mabberley D.J.'' The Plant-book. A portable dictionary of the vascular plants. — Cambridge, New York, Melbourne: Cambridge University Press, 1987</ref></small></small> Ещё более драматическая картина наблюдалась (последние две сотни лет) в области ''кактусовых'' наук. Если авторитетнейший монóграф этого семейства Курт Бакеберг приводит признаваемые им 233 рода,<small><small><ref>''Curt Backeberg''. Das Kakteenlexikon. — Jena, VEB Gustav Fischer, 1976</ref></small></small> английский учёный Дэвид Хант в том же 1976 году — всего 84, а германский исследователь В.Барлотт — только 73. И это, между прочим, касалось вопроса разграничения вполне конкретных таксонов, — вопроса, степень чёткости критериев которого несравнимо выше, чем в отношении каких-то «расплывчатых суккулентов», где царит [[Анархист от музыки (Юр.Ханон)|<font color="#551144">полнейшая анархия</font>]], разброд и шатание.<small><small><ref name="Агв"/>{{rp|8}}</small></small> Одним словом, жестокий научный субъективизм. Одни ботаники относятся к числу ортодоксов и фундаменталистов, причисляя к числу суккулентов только те растения аридных областей (ксерофиты, имеющие сочные органы), которые соответствуют тому или иному морфологическому определению. На другом краю находятся явные либералы, считающие, что [[Ананас (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">бромелии</font>]], [[Хойя (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">хойи</font>]], орхидеи и даже [[Нарцисс (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">луковичные</font>]] растения имеют право носить гордое звание суккулента, поскольку имеют сочные водосберегающие органы.<small><small><ref name="Lex"/>{{rp|12}}</small></small> Третья категория ботаников по какой-то причине (известной только им одним) исключает из списка суккулентных культур все геофиты (накапливающие влагу в корнях и прочем «{{comment|андеграунде|читай: в других подземных органах}}»).<small><small><ref name=" | + |   Между тем, в одном только семействе Аизовых Якобсен насчитал 136 суккулентных родов, а вышедший на полтора десятка лет позднее справочник Маберли — только 115.<small><small><ref>''Mabberley D.J.'' The Plant-book. A portable dictionary of the vascular plants. — Cambridge, New York, Melbourne: Cambridge University Press, 1987</ref></small></small> Ещё более драматическая картина наблюдалась (последние две сотни лет) в области ''кактусовых'' наук. Если авторитетнейший монóграф этого семейства Курт Бакеберг приводит признаваемые им 233 рода,<small><small><ref>''Curt Backeberg''. Das Kakteenlexikon. — Jena, VEB Gustav Fischer, 1976</ref></small></small> английский учёный Дэвид Хант в том же 1976 году — всего 84, а германский исследователь В.Барлотт — только 73. И это, между прочим, касалось вопроса разграничения вполне конкретных таксонов, — вопроса, степень чёткости критериев которого несравнимо выше, чем в отношении каких-то «расплывчатых суккулентов», где царит [[Анархист от музыки (Юр.Ханон)|<font color="#551144">полнейшая анархия</font>]], разброд и шатание.<small><small><ref name="Агв"/>{{rp|8}}</small></small> Одним словом, жестокий научный субъективизм. Одни ботаники относятся к числу ортодоксов и фундаменталистов, причисляя к числу суккулентов только те растения аридных областей (ксерофиты, имеющие сочные органы), которые соответствуют тому или иному морфологическому определению. На другом краю находятся явные либералы, считающие, что [[Ананас (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">бромелии</font>]], [[Хойя (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">хойи</font>]], орхидеи и даже [[Нарцисс (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">луковичные</font>]] растения имеют право носить гордое звание суккулента, поскольку имеют сочные водосберегающие органы.<small><small><ref name="Lex"/>{{rp|12}}</small></small> Третья категория ботаников по какой-то причине (известной только им одним) исключает из списка суккулентных культур все геофиты (накапливающие влагу в корнях и прочем «{{comment|андеграунде|читай: в других подземных органах}}»).<small><small><ref name="Кбл2"/></small></small> <br> |
  Подытоживая: разные авторы при всех своих добрых чувствах насчитывают от 15 до 20 тысяч видов суккулентов, относящихся примерно к восьми десяткам семейств. Мировыми лидерами по числу суккулентных видов считаются семейства [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">кактусовых</font>]], {{comment|аизовых|или мезембриантемовых, по-старому}}, толстянковых, [[Молочай (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">молочайных</font>]],<small><small><ref group="комм.">При этом хорошо бы не выпускать из виду, что ''далеко не все'' представители приведённых семейств принадлежат к типу суккулентов или даже ксерофитов. Пожалуй, самым чистым в этом отношении остаются [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|кактусы]] (хотя и они не без уродов..., пардон, исключений). Следом за ними идут Аизовые (живые камни и камушки). В остальных же [[Семейственность (Натур-философия натур)|семействах]], пускай даже имеющих репутацию вполне суккулентных, наблюдается полнейший разброд и шатание. К примеру, из 330 родов семейства молочайных суккулентными можно назвать всего семь. Правда, они, эти семеро, включают до двух тысяч видов. Однако остальные 323 рода остаются совершенно непричастными ко всемирной лиге суккулентности.</ref></small></small> орхидных, бромелиевых, [[Ластовень (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">ластовнёвых</font>]], [[Лилия (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">лилейных</font>]], [[Агава (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">агавовых</font>]] и кутровых.<small><small><ref name="Щелк">''Щелкунова Н.В., Гапон В.Н.'', «Кактусы». — {{comment|Мосва|есть такой... городок}}: ОЛМА-ПРЕСС (серия: Цветы дома и в саду), 2001 г. — 96 стр.</ref>{{rp|16}}</small></small> Правда, некоторые авторы в меру своей «испорченности» отказываются считать суккулентами — представителей то одних, то [[Семейственность (Натур-философия натур)|<font color="#551144">других семейств</font>]], добавляя в этот список соль, [[Перец (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">перец</font>]] и [[дерьмо|<font color="#551144">прочие ингредиенты</font>]] соответственно своему вкусу, [[Цвет и консистенция (Натур-философия натур)|<font color="#551144">цвету и запаху</font>]]. Дополнительную дозу пограничной неразберихи прибавляют [[Amateurs et amoureux|<font color="#551144">профессиональные садоводы и любители</font>]] растений, которые в своей литературе (и в прочем со’общении между собой) очень часто исключают из группы суккулентов всё [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">семейство кактусовых</font>]] (по щедрости душевной) или выделяют его в отдельную группу, словно бы находящуюся на почтительном отдалении («...кактусы ''и другие'' суккуленты»). Таким образом, круг (почти) замкнулся. — [[Благодарю покорно (Михаил Савояров)|<font color="#551144">Благодаря им</font>]], всем этим безымянным героям, суккуленты вошли в число категорий [[Protagoras|<font color="#551144">почти философских</font>]] по своей экзистенциальной расплывчатости и широте. |   Подытоживая: разные авторы при всех своих добрых чувствах насчитывают от 15 до 20 тысяч видов суккулентов, относящихся примерно к восьми десяткам семейств. Мировыми лидерами по числу суккулентных видов считаются семейства [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">кактусовых</font>]], {{comment|аизовых|или мезембриантемовых, по-старому}}, толстянковых, [[Молочай (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">молочайных</font>]],<small><small><ref group="комм.">При этом хорошо бы не выпускать из виду, что ''далеко не все'' представители приведённых семейств принадлежат к типу суккулентов или даже ксерофитов. Пожалуй, самым чистым в этом отношении остаются [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|кактусы]] (хотя и они не без уродов..., пардон, исключений). Следом за ними идут Аизовые (живые камни и камушки). В остальных же [[Семейственность (Натур-философия натур)|семействах]], пускай даже имеющих репутацию вполне суккулентных, наблюдается полнейший разброд и шатание. К примеру, из 330 родов семейства молочайных суккулентными можно назвать всего семь. Правда, они, эти семеро, включают до двух тысяч видов. Однако остальные 323 рода остаются совершенно непричастными ко всемирной лиге суккулентности.</ref></small></small> орхидных, бромелиевых, [[Ластовень (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">ластовнёвых</font>]], [[Лилия (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">лилейных</font>]], [[Агава (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">агавовых</font>]] и кутровых.<small><small><ref name="Щелк">''Щелкунова Н.В., Гапон В.Н.'', «Кактусы». — {{comment|Мосва|есть такой... городок}}: ОЛМА-ПРЕСС (серия: Цветы дома и в саду), 2001 г. — 96 стр.</ref>{{rp|16}}</small></small> Правда, некоторые авторы в меру своей «испорченности» отказываются считать суккулентами — представителей то одних, то [[Семейственность (Натур-философия натур)|<font color="#551144">других семейств</font>]], добавляя в этот список соль, [[Перец (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">перец</font>]] и [[дерьмо|<font color="#551144">прочие ингредиенты</font>]] соответственно своему вкусу, [[Цвет и консистенция (Натур-философия натур)|<font color="#551144">цвету и запаху</font>]]. Дополнительную дозу пограничной неразберихи прибавляют [[Amateurs et amoureux|<font color="#551144">профессиональные садоводы и любители</font>]] растений, которые в своей литературе (и в прочем со’общении между собой) очень часто исключают из группы суккулентов всё [[Кактус (Натур-философия натур. Плантариум)|<font color="#551144">семейство кактусовых</font>]] (по щедрости душевной) или выделяют его в отдельную группу, словно бы находящуюся на почтительном отдалении («...кактусы ''и другие'' суккуленты»). Таким образом, круг (почти) замкнулся. — [[Благодарю покорно (Михаил Савояров)|<font color="#551144">Благодаря им</font>]], всем этим безымянным героям, суккуленты вошли в число категорий [[Protagoras|<font color="#551144">почти философских</font>]] по своей экзистенциальной расплывчатости и широте. | ||
::А вопрос о ''суккулентах'' сделался едва ли не самым [[Засушенные эмбрионы (Эрик Сати)|<font color="#551144">незасушенных...</font>]] в ботанике. | ::А вопрос о ''суккулентах'' сделался едва ли не самым [[Засушенные эмбрионы (Эрик Сати)|<font color="#551144">незасушенных...</font>]] в ботанике. | ||
Строка 184: | Строка 187: | ||
::— Пускай даже и {{comment|бес понимания|вероятно, опечатка. Читай: «без понимания», — как обычно и происходит у людей}} его внутренней природы, даже {{comment|минимального|только ощущения}}... | ::— Пускай даже и {{comment|бес понимания|вероятно, опечатка. Читай: «без понимания», — как обычно и происходит у людей}} его внутренней природы, даже {{comment|минимального|только ощущения}}... | ||
− | <center><blockquote style="width:511px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> Пока {{comment|толстый|читай: суккулент}} сохнет, тонкий сдохнет <small>(прáвило человеческой пустыни).<small><ref name=" | + | <center><blockquote style="width:511px;font:normal 1.1em 'Cambria',serif;color:#733333;text-align:justify;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;;border:2px solid #993333;padding:15px;box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-webkit-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;-moz-box-shadow:-1px 1px 3px 1px #991111;background:#CCB4B4;"> Пока {{comment|толстый|читай: суккулент}} сохнет, тонкий сдохнет <small>(прáвило человеческой пустыни).<small><ref name="Кбл2"/></small></small><hr><font style="float:right;font:normal 14px 'Times New Roman';color:#665566;">— ''[[Ханон, Юрий|<font color="#604444">Юр.Ханон</font>]]'', «[[Книга без листьев (Юр.Ханон)|<font color="#604444">Книга без листьев</font>]]» </font><br></blockquote></center> |
  При том, в глаза..., и помимо глаз не может не действовать ещё одно, несомненное..., что безусловно оставляет отпечаток на всей истории суккулента и человека. При всём понимании громадного различия их природы, и полноте представления, что представляют они ''принципиально разные'' линии развития и сохранения жизни среди жёстких, часто пограничных условий неорганического мира, — нельзя не заметить определённого и даже, отчасти, [[Родня (Пётр Шумахер)|<font color="#551144">курьёзного родства</font>]] между людьми и суккулентами. — Родства той причудистой степени отдалённости, которая не вызывает у [[Необязательное Зло (Натур-философия натур)|<font color="#551144">заносчивого примата</font>]] <small>(властителя мира, вестимо)</small> немедленной ревности или зависти, но только — ощущение видимости..., особой видимости ''недоступного'' ему совершенства и сокровенного знания о принципиально ''ином пути'', — породившем столь красивый и выпуклый результат, странный живой [[Громоздкий фетиш (Юр.Ханон)|<font color="#551144">фетиш</font>]], маленькую драгоценность без оправы, почти оберег, способный тысячи лет выживать в условиях, в которых обычный человек не протянет и одного дня.<small><small><ref>''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Книга без листьев (Юр.Ханон)|Книга без листьев]]» <small>(или первая попытка сказать несказуемое)</small>. — Сана-Перебург: [[Центр Средней Музыки]], 2014 г.<br> |   При том, в глаза..., и помимо глаз не может не действовать ещё одно, несомненное..., что безусловно оставляет отпечаток на всей истории суккулента и человека. При всём понимании громадного различия их природы, и полноте представления, что представляют они ''принципиально разные'' линии развития и сохранения жизни среди жёстких, часто пограничных условий неорганического мира, — нельзя не заметить определённого и даже, отчасти, [[Родня (Пётр Шумахер)|<font color="#551144">курьёзного родства</font>]] между людьми и суккулентами. — Родства той причудистой степени отдалённости, которая не вызывает у [[Необязательное Зло (Натур-философия натур)|<font color="#551144">заносчивого примата</font>]] <small>(властителя мира, вестимо)</small> немедленной ревности или зависти, но только — ощущение видимости..., особой видимости ''недоступного'' ему совершенства и сокровенного знания о принципиально ''ином пути'', — породившем столь красивый и выпуклый результат, странный живой [[Громоздкий фетиш (Юр.Ханон)|<font color="#551144">фетиш</font>]], маленькую драгоценность без оправы, почти оберег, способный тысячи лет выживать в условиях, в которых обычный человек не протянет и одного дня.<small><small><ref>''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Книга без листьев (Юр.Ханон)|Книга без листьев]]» <small>(или первая попытка сказать несказуемое)</small>. — Сана-Перебург: [[Центр Средней Музыки]], 2014 г.<br> | ||
Строка 471: | Строка 474: | ||
<small><references group="комм."/></small> | <small><references group="комм."/></small> | ||
<center><br><br> | <center><br><br> | ||
− | <div style="width: | + | <div style="width:95%;height:7px;background:#BBAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div></center> |
<br clear="all"/> | <br clear="all"/> | ||
== <font face="Georgia" size=5 color="#AA9999">Из’ сточников</font> == | == <font face="Georgia" size=5 color="#AA9999">Из’ сточников</font> == | ||
Строка 513: | Строка 516: | ||
* ''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: [[Центр Средней Музыки]], 2017 г. | * ''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: [[Центр Средней Музыки]], 2017 г. | ||
* ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через [[Трубачи (Михаил Савояров)|Трубачей]]» ''(или опыт сквозного пре...следования)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г. | * ''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через [[Трубачи (Михаил Савояров)|Трубачей]]» ''(или опыт сквозного пре...следования)''. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г. | ||
+ | * ''[[Khanon|Юр.Ханон]], [[Erik Satie (liste)|Эр.Сати]]''. «Малая [[Аркёй (Эрик Сати)|аркёйская]] книга» (или {{comment|скрытый|лишнее слово (по принципу транзитивности)}} каталог [[Аркёйская школа (Эрик Сати. Лица)|школы иезуитов]]). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, {{comment|2021|издание внутреннее, как и все прочие}} г. | ||
<br> | <br> | ||
<div style="width:99%;height:10px;background:#BBAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:99%;height:10px;background:#BBAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | ||
Строка 548: | Строка 552: | ||
<br><br> | <br><br> | ||
:<font color="#991111">* * *<small> {{comment|это эссе|или эссенцию из сока}} может {{comment|править|или даже поправлять}}</small> '''только''' сам {{comment|Автор|в качестве руководящего суккулента}}.</font><br> | :<font color="#991111">* * *<small> {{comment|это эссе|или эссенцию из сока}} может {{comment|править|или даже поправлять}}</small> '''только''' сам {{comment|Автор|в качестве руководящего суккулента}}.</font><br> | ||
− | <small><font color="#664444"> — Все желающие ещё добавить, могут выжимать из себя сок по капле, — <br>или же обратиться к автору через — центральную <span class="plainlinks">[http://yuri-khanon.com/home <font color="#772255">''соковыжималку''</font>]</span>.</font></small><br><br></font> | + | <small><font color="#664444"> — Все желающие ещё добавить, могут выжимать из себя {{comment|сок|раба}} по капле, — <br>или же обратиться к автору через — центральную <span class="plainlinks">[http://yuri-khanon.com/home <font color="#772255">''соковыжималку''</font>]</span>.</font></small><br><br></font> |
<br> | <br> | ||
<div style="width:411px;height:4px;background:#BBAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> | <div style="width:411px;height:4px;background:#BBAAAA;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div> |
Версия 13:32, 18 ноября 2022
( ... или Evangelia xerophyta ... ) Из него торчал цветок,
Предупреждаю сразу (и в последний раз): основной вопрос, вынесенный на эту страницу для примерного о(б)суждения — имеет поистине ис-клю-чи-тель-ну-ю важность..., пожалуй, даже более значительный, чем обычный вопрос жизни и смерти. Он — как минимум, судьбоносный не только для дальнейшей истории человечества, но и для каждого отдельного человека, причём, вне всякой зависимости от того, знает он о том или нет.
Между тем, антропоморфный мир людей, надет, — как на холодный шомпол, — пронизан и жест(о)ко ограничен всего двумя-тремя способностями человеческого со...знания, в целом выстроенного на структурном принципе сопоставления (распознавания) тождества и различия, — в том числе, прямого и непрямого, явного и мнимого, конкретного и умозрительного, внешнего и внутреннего. В каждом конкретном случае может казаться, что принцип этот проявляет себя по-разному, «неповторимо», а временами даже и «причудливо», — однако на деле его свойства до крайности однообразны и несложны, находясь в полном согласии с природой и основанием своего главного носителя.[3] В конечном итоге, из одной этой способности и составлена большая часть «картины мира», образуемой со’знанием через несложные механизмы так называемого по’знания. — А в результате..., в результате, глядя на «белый свет», природу и прочие явления (не)органического мира, каждый человек в отдельности (и вся цивилизация в целом) имеет дело с дешёвой книжкой-раскраской (для детей), очередное издание которой обновляется несколько раз в год..., — какýю уже тысячу лет подряд?..
Само собой, принимая во внимание столь шаткое..., почти бедственное положение ветхого разума, — к нему на помощь (в качестве подпорки) непременно приходит наука... (чтобы не добавить: «так называемая» наука), — по существу, всего лишь одна из клановых форм существования того же со...знания, совершившего ряд конвенциональных усилий ради «доказательства» и дальнейшей институционализации своей независимости и объективности. В полном согласии с универсальным тавтологическим правилом человеческой природы: кáк это у них принято.[комм. 1] В результате, искомый круг замыкается: сознание даёт основание и формирует институты науки, расширяющей выводы сознания и дающей ему основание.
— В конце концов, не боги же горшки наполняют...[4] Термин «суккулент» происходит от двух латинских слов succus (сок) и lentus (долгий, продолжительный), в буквальном смысле: «длительно сочный», сохраняющий сок, одним словом: суккулент.[5] Широко употребительный среди любителей и профессионалов, этот неблагозвучный термин скрывает за собой сугубо морфологическое свойство организма, условным образом суммирующее некую особенность обмена веществ, один из специальных признаков жизненной формы, — способа приспособления к (неблагоприятным) условиям окружающей среды.[комм. 2] И прежде всего, суккулентность формируется как один из эффективных ответов на существование в условиях аридных ареалов: пустынь, полупустынь и нагорий с жарким и контрастным климатом. Вне всяких сомнений и конкуренции, сáмой известной и плотной группой среди суккулентов выступает семейство кактусовых, — почти все представители которого являются суккулентами высокого уровня специализации.[комм. 3] Между тем, даже при самом либеральном подсчёте, кактусы не составляют и половины всего мирового запаса суккулентов.
А затем ещё и добавить (несколько слов) по поводу так называемой конвергенции (в биологическом смысле слова),[комм. 4] когда существование в сходных экологических нишах (например, жарких и засушливых, как бы далеко они ни находились друг от друга) создаёт организмы неожиданным образом похожие друг на друга по внешнему виду (морфологически), невзирая на полное отсутствие какого-либо родства, пускай даже и дальнего.[7] В природе существует громадное количество видов растений и животных, которые при беглом взгляде на них — легко спутать. В первую очередь, пожалуй, приходят на ум некоторые виды кактусов (родина которых, как известно, Америка) и африканские молочаи, различить которые можно только на близком расстоянии (или по цветкам и плодам). Два очень далёких семейства: кактусовые и молочайные, непересекающиеся ареалы, разделённые Атлантическим океаном, и — подобное сходство, почти криминальное, развившееся (как считается) в результате приспособления к похожим неблагоприятным условиям существования. Африканские молочаи растут почти в таких же почвенно-климатических нишах, как и американские кактусы.
Особенно если припомнить, что аридные (засушливые) области занимают на планете до трети всей поверхности суши. Основным фактором, определяющим климат таких областей, становится крайне скудное количество атмосферных осадков (дождей), по классическому определению — в диапазоне от 50 до 300 миллиметров за год. Между тем, многие районы земли оказываются значительно более суровыми. Так, в африканской пустыне Намиб (где растут некоторые особо выносливые молочаи) за год выпадает около 15-20 мм. осадков, а во многих прибрежных районах Чили и Перу (одно из местообитаний спартанских кактусов) — и того меньше, 8-17 мм.[7] Основным источником влаги в таких местах выступают туманы или роса, выпадающая при резких перепадах температуры дня и ночи. Решающим фактором выживания в условиях жестокой нехватки воды становится высокая «гигроскопичность» организмов, их способность так или иначе осаждать, улавливать, быстро впитывать, а затем и сохранять небольшие количества (иногда следы) влаги в условиях очень высоких дневных температур и жёсткой инсоляции. В южно-африканских пустынях земля и камни почти каждодневно нагреваются до 50-60 градусов, а температура воздуха днём в тени может достигать 40°C. Приспособиться к подобным, с позволения сказать, условиям существования непросто, и набор предлагаемых природой средств выживания в такой среде относительно невелик.[8] Как следствие, и возникает не раз уже упомянутая (и видимая на глазок) конвергенция весьма далёких организмов, — когда среди африканских молочаев, например, можно обнаружить почти все жизненные формы, характерные для американских кактусов: шаровидные, столбчатые, кустарники с листьями, почвопокровные и свисающие (как эпифиты). Человеку неопытному трудновато отличить эуфорбию от кактуса.[5] Между тем, само название молочая говорит о том, что в нём содержится млечный сок, достаточно немного повредить его кожицу, чтобы увидеть: нет, это не кактус.[8] Снобизм ― это единственное растение, которое цветёт даже в пустыне.[9] Кроме африканских молочаев, которые являют собой пример энциклопедически затасканный, почти банальный, с кактусами можно спутать растения, относящиеся к самым отдалённым семействам, начиная от толстянковых и кончая ластовнёвыми или даже (страшно сказать!) лилейными. Равным образом, многие представители других семейств часто имитируют друг друга между собой, что нетрудно заметить по их видовым названиям, иногда даже перекрёстным, указывающим на взаимное сходство.[комм. 6] Грешно сказать, но временами встречаются аналогии не только (не столь) отдалённые, но и даже — не вполне приличные..., особенно, для человека «с положением» в обществе. По своей внутренней экстремальности растения альпийского пояса (и даже ниже пояса!) можно сравнить только с неубиваемыми суккулентами пустыни. Они где-то и похожи друг на друга, пустыни и горы, вместе со своими жителями, словно зыбкие отражения чёрного зеркала, слегка кривого. И те, и другие — спартанцы, вынужденные довольствоваться малым. Или очень малым. Существа, изгнанные из тучных земель куда-то наверх или вбок..., древние заключённые концлагеря под открытым небом. Всякий год, всякий месяц — по-над пропастью, на тонком лезвии предпоследнего выбора: между жизнью и смертью. Между замерзанием и засыханием. Между уйти и остаться. Единожды увидев хотя бы одно такое растение, наткнувшись взглядом, уже никогда не забыть жёсткого, почти жестокого образа, откуда-то из исподней глубины человеческого колодца.[8]
В конечном счёте, под морфологическим признаком суккулентности, взятым в самом широком смысле, ботаники подразумевают способность растений при посредстве корней, стеблей, стволов, листьев и даже цветов быстро всасывать как можно большее количество влаги, чтобы затем сохранять её в особых органах, специально для того приспособленных. Именно эти органы, впитавшие воду и, как следствие, ставшие сочными (мясистыми) хранилищами сока (succus), и становятся главным признаком, позволяющим называть определённые виды суккулентами.[11] Пожалуй, достаточно. После такого выразительного вывода, как говорится, не грех и повторить.
Итак, по мнению людей (формирующих свою антропоморфную картину мира, как и полагается, по образу и подобию),[12] всякий уважающий себя суккулент должен иметь две основных способности: быстрое впитывание и надёжное сохранение скудной пустынной влаги. Гигроскопичные как пакетик силикагеля, они должны собирать воду во всех доступных формах со своей территории, а затем сберегать её в особых резервуарах, расходуя с предельной экономностью. 1. Впитывание драгоценной влаги происходит потаённо и тихо, при помощи нескольких подручных приспособлений, в зависимости от внешних условий. Прежде всего, это корни, конечно.[комм. 7] В местах, где можно добраться до слоёв почвенной влаги, абсорбцией занимаются стержневые корни, проникающие в нижние слои на значительную глубину. Впрочем, водоносные слои в пустыне располагаются, как правило, слишком глубоко или несут слишком солёные или минерализованные воды, не пригодные для питания. А потому большинство суккулентов делают ставку на поверхностную корневую систему, распространяющуюся вширь, чтобы успеть собирать ночную росу с возможно бóльшей площади почвы.[11] Ничуть не меньшее значение, как это ни странно, имеет эпидермис стеблей и(ли) листьев, а также волоски, колючки и прочий ворс, которым столь щедро наделены суккуленты. В жаркое время суток они защищают растение от перегрева, а ночью выполняют сугубо провоцирующую функцию конденсаторов тумана и любой иной атмосферной влаги, создавая вокруг растения особую микроклиматическую зону повышенной влажности, откуда водяные пары поступают в растение через устьица, плотно закрытые у суккулентов днём, во время жары, но зато широко открытые — в тёмное время суток. В континентальном климате ночи прохладны, а потому нет причины держать их закрытыми как днём: вода и так не испарится из вязкого клеточного сока. Зато дополнительной влаге из воздуха открывается прямой доступ внутрь, в ткани растения. Исследования 1960-х годов, проведённые с помощью электронного микроскопа, показали, что колючки многих кактусов и суккулентов имеют трубчатую структуру и выполняют функцию маленьких насосов, впитывающих влагу из воздуха.[13] Не вызывает ни малейших сомнений, что это всего лишь капля в море неоткрытых представлений, — в данном случае, о живой природе пустыни. 2. Сохранение влаги у суккулентов выглядит значительно более наглядно, выпукло и даже весьма сочно, — в том числе и «морфологически», — собственно, за что они и получили своё слегка суковатое название. Добытая с таким трудом в первом пункте вода, затем сберегается в тех внутренних резервуарах, которые характерны для каждого конкретного вида: в мясистых корнях, внутри ствола (стебля) и веток, или в суккулентных листьях. Содержание влаги в этих органах может доходить до 95% объёма, причём, растение сразу превращает её в «сгущёнку» и хранит внутри себя в виде слизи с добавками, резко увеличивающими вязкость жидкости и препятствующими её испарению при высокой инсоляции и разогреве. Особенно преуспели в этом деле те же молочаи, сок которых защищён от испарения дважды (и даже трижды).[8] Все суккуленты, так или иначе, стремятся к уменьшению поверхности тела, чтобы уменьшить испарение. Колючки, опушение, волоски, восковидный или антоциановый налёт, а иногда даже задерживаемая пыль, грязь или песок служат, как это ни странно, той же цели. Листья у суккулентов (если они есть) сильно редуцированы и по количеству, и по размерам. Их форма также минимизирует поверхность испарения. Типичные скопи’домы наподобие «скупого рыцаря» Плюшкина, суккуленты собирают по капельке, а тратят только в крайнем случае и сквозь зубы. В самый неблагоприятный период покоя растения выглядят сухими, а иногда — почти мёртвыми, многие втягиваются под землю. Листья (если они есть) чаще всего без черешков, узкие, цилиндрические или округлые, часто сросшиеся. Чем засушливее место обитания растения, тем выше редукция поверхности листьев и(ли) стеблей. И только цветы суккулентов почти не несут на себе жестоких отпечатков экономии влаги,[11] хотя и для них в условиях жёсткого климата приходится создавать защитные механизмы. Так, многие суккуленты открывают цветы ночью, когда не так жарко. Напротив, «ромашкоподобные» цветки литопсов и других аизооновых закрываются, как только солнце уходит за облака: во время дождя может испортиться пыльца. Зрелища в пустыне ― эфемерны. К сожалению, любая попытка приспособиться, будь она удачной или не очень, порождает массу издержек. Тем более, когда речь идёт о вопросе жизни и смерти, а условия выживания без преувеличения — экстремальны.[15] Многочисленные приспособления к перегреву и нехватке влаги, а также воцарившийся в физиологии режим строгой экономии неизбежно приводит к замедлению обмена веществ и частичной редукции жизненно важных функций и органов. Большинство суккулентов — портативные, пигмеи или вовсе карлики, они невелики размером, растут очень медленно и выделяют значительно меньше кислорода, чем обычные растения.[комм. 9]
Самым грубым образом суккуленты обычно делят на листовые, стеблевые и третьи, условно говоря, каудексные (последние — смешанная и, отчасти, размытая группа, регулярно ревизуемая и оспариваемая, не говоря уже о том, что и две предыдущих вполне схематичны и не отличаются особой определённостью и остротой постановки вопроса). При том, как это всегда бывает с морфологическими признаками, далеко не все они отчётливо заметны или пуще того: могут быть имитацией или обманкой совсем другого свойства, часто — ортогонального. К примеру, даже у листовых суккулентов листья могут быть сильно редуцированы, отсутствовать вовсе или иметь вид совсем не листовой, а стеблевые — могут парадоксальным образом (почти) не иметь стебля..., наконец, некоторые каудексные в разные моменты периода вегетации имеют вид вполне листовых или стеблевых.[8] У анакампсероса бумажного родом из Австралии листья не только мельчайшие, но и прикрыты сверху черепитчатыми прилистниками, имеющими вид чертёжной кальки или целлофана.[комм. 10] Южноафриканские литопсы (живые камешки) вообще состоят из одной, реже двух пар листьев, сросшихся на две трети и живущих один сезон, а их близкие родственники конофитумы вообще выглядят как маленький стеблевой суккулент (они состоят из полностью сросшейся пары листьев, между которыми остаётся маленькая дырочка). У таких растений, как оказывается, стебля нет вовсе, они полностью погружены в почву, а на поверхности остаётся лишь верхняя плоская часть листа. У кислицы суккулентной с началом засушливого сезона тонкая пластинка листа отсыхает, а её роль выполняет сочный, толстый черешок, более напоминающий стебель.[7] А некоторые виды южноафриканских алоэ во время девятимесячной засухи складывают и сворачивают все листья к центру наподобие усохшего шара, чтобы свести транспирацию до минимума.[17]
► У листовых суккулентов главным органом (со)хранения воды становятся мясистые, утолщённые листья, иногда сросшиеся, соединённые в плотные розетки или принимающие округлую форму. Стебель иногда редуцирован или утолщён, однако это не является образующим признаком. Если выпустить за скобки семейство кактусовых, то листовые суккуленты составляют абсолютное большинство по числу видов и распространению. К их числу относятся такие известнейшие растения как агавы, алоэ, каланхоэ, крассулы, крестовники (хотя и не все), молодило, литопсы, очитки, хавортии, эхеверии... Впрочем, далеко не всё так просто. Многие из перечисленных персон запасают воду не только в листьях, но и в стеблях, а только что упомянутые хавортии — отправляют часть неприкосновенного запаса под землю, в мясистые шнуровидные корни.[17] ► У стеблевых суккулентов главным органом сохранения воды становится ствол, часто утолщённый и ребристый, с сильным развитием влагосодержащей ткани в коре и сердцевине, на него же возложена и функция фотосинтеза. Листья в этой группе могут отсутствовать вовсе (как у большинства кактусов) или быть очень мелкими, редуцированными, чешуйчатыми (как у саркостемм), быстро опадающими. Кроме собственно кактусов,[комм. 11] в эту группу входят многие кактусовидные молочаи и представители подсемейства стапелиевых. ► Наконец, у каудексных суккулентов сильно разрастается только нижняя часть стебля (или, напротив, верхняя часть корней, клубни или луковицы), ткани которой приобретают свойства губки и, таким образом, могут служить в качестве хранилища не только воды, но и жизни. Листья в период засухи чаще всего опадают. К числу этой поистине резиновой группы относят ятрофу, диоскорею, кедростис, адению,[7] а также неограниченное и неопределённое (исключительно по вкусу) множество эфемерной и ксерофитной флоры с подземными или почти подземными суккулентно-утолщёнными органами, позволяющими затаиться и переждать засушливый период. Пустыня родит воинственные стойкие растения, у которых вместо листьев колючки. Пустыня родит воинов. Сытная земля родит лень и тупость.[18] Представляя собой чистейшую эманацию страха (пассивного или активного, угрозы или обороны), тем не менее, колючки на стеблях суккулентов играют значительно бóльшее число ролей, чем это можно было узнать до сих пор. Само собой разумеется, что дело даже на первый взгляд не исчерпывается утилитарными функциями: притенением, защитой от ветра, конденсацией и впитыванием ночной влаги, — уже на первый взгляд структурное место шипов во внутренней картине мира и общей системе существования организма намного превосходит все возможные знания о нём, которые могли быть получены опытным путём.[19] Между тем, строение, происхождение колючек и, как следствие, их функции в разных семействах существенно различаются.
В целом можно утверждать, что шипы имеют, как правило, листовое происхождение. Наибольшей виртуозности и разнообразия в этом вопросе достигли, конечно, кактусы,[21] превратившие «свои бывшие листья» (а если выражаться точнее, то — чешуйки почек) в невероятное многообразие пуха, ворса, волосков, шипов, иголок, гвоздей и прочего строительного материала. Колючки и кривые «когти» молочаев это видоизменённые прилистники, у южноафриканской фукьерии — и вовсе можно наблюдать в реальном времени, как с наступлением засухи пластинка листа отмирает и на его месте остаётся весьма острый шип — бывшая центральная жилка. У пеларгонии колючей в роли колючек выступают листовые черешки. У некоторых видов молочая в иголки превращаются одревесневшие цветоносы.[7] Нетрудно заметить, что количество шипов будет нарастать после каждого цветения. Те растения, которые люди традиционно считают суккулентами, распространены почти по всей суше и даже в отрыве от неё (к примеру, эпифиты — отдельная статья расходов по части суккулентов). Они встречаются на всех континентах (на всякий случай исключая из списка Антарктиду, которая сама по себе порядочный суккулент). Их можно обнаружить на крайнем севере и таком же крайнем юге, например, в Гренландии и на острове Шпицберген растёт родиола розовая из семейства Толстянковых, а на архипелаге Огненная земля можно встретить несколько видов наскальных суккулентов и небольшой тефрокактус Дарвина. Однако две главных климатических фабрики по производству суккулентной флоры находятся в Африке и Америке. Если последняя, прежде всего, создавала кактусы, а растений из других семейств там заведомо меньше,[комм. 12] то Африка, несомненно, лидирует по числу суккулентов, относящихся к разным семействам.[комм. 13] Примерно таким (старым как мир) способом, — собирая, тасуя и раскидывая пасьянсом разные свойства словно в (не)детской игре, можно было бы охарактеризовать, разделить, а затем сызнова — соединить большую группу суккулентов..., эту в высшей степени условную (чтобы не сказать ещё раз: эфемерную) общность, выдернутую и выделенную людьми по произволу..., — прошу прощения, — по нескольким произвольным характеристикам, взятых ими из ко(гн)итального принципа образа и подобия...,[12] при помощи глаз, рук и других человеческих органов. — Потому что..., прошу прощения, напомню ещё раз, это понятие — значительно более умозрительное и произвольное, чем даже семейство, род или вид, и касается неопределённого множества таксонов и отдельных организмов, часть из которых может считаться или не считаться (быть или не быть) суккулентами в зависимости от времени года, страны происхождения и — в первую очередь, конечно, — степени (не)строгости критериев. — Набери воды в рот, зажми нос, заткни уши ― и вот, чёрт!.., кажется, дело решено, ты уже — почти суккулент.[19] Как (по)следствие, не только число семейств, но и количество родов, включающих в себя условные суккуленты, подсчитать невозможно. В этом вопросе господа профессионалы не в состоянии договориться не только между собой, но и, зачастую, внутри себя. Пожалуй, особой наглядностью отличается основополагающий труд Германа Якобсена, где он перечисляет 56 семейств, включающих в себя суккулентные виды, а затем с чисто немецкой педантичностью приводит (чёрным по белому) число в 243 рода из Африки и Мадагаскара, прибавляя к ним ещё 278 американских родов, — заведомо выпуская из этого списка орхидеи и кактусы.[22]
Между тем, в одном только семействе Аизовых Якобсен насчитал 136 суккулентных родов, а вышедший на полтора десятка лет позднее справочник Маберли — только 115.[24] Ещё более драматическая картина наблюдалась (последние две сотни лет) в области кактусовых наук. Если авторитетнейший монóграф этого семейства Курт Бакеберг приводит признаваемые им 233 рода,[25] английский учёный Дэвид Хант в том же 1976 году — всего 84, а германский исследователь В.Барлотт — только 73. И это, между прочим, касалось вопроса разграничения вполне конкретных таксонов, — вопроса, степень чёткости критериев которого несравнимо выше, чем в отношении каких-то «расплывчатых суккулентов», где царит полнейшая анархия, разброд и шатание.[7] Одним словом, жестокий научный субъективизм. Одни ботаники относятся к числу ортодоксов и фундаменталистов, причисляя к числу суккулентов только те растения аридных областей (ксерофиты, имеющие сочные органы), которые соответствуют тому или иному морфологическому определению. На другом краю находятся явные либералы, считающие, что бромелии, хойи, орхидеи и даже луковичные растения имеют право носить гордое звание суккулента, поскольку имеют сочные водосберегающие органы.[22] Третья категория ботаников по какой-то причине (известной только им одним) исключает из списка суккулентных культур все геофиты (накапливающие влагу в корнях и прочем «андеграунде»).[19]
Тем более приятный, что суккуленты в течение последних веков неизменно занимали почётное нечётное место среди декоративных и полезных домашних растений,[комм. 15] едва ли не каждое второе растение на подоконниках (и даже в палисадниках) — происходило из числа суккулентов. Как следствие, интерес к ним носил массовый характер, а литература (разного уровня и качества, в том числе и любительская) превосходила всё прочее, издаваемое на подобные темы. Между прочим..., господа-профессионалы (говорю это, слегка понизив голос) совсем не чужды тщеславности..., а потому редко отказываются от соблазна тянуться руками (а также языком) к вопросам, имеющим приятный популярный оттенок или находящимся неподалёку... от центров общественного внимания. ...воспоминания, всё более чёткие и связные, поплыли в темноте перед ним. Образы и переживания, более жгучие, чем ядовитый сок молочая, мучительнее, чем жажда в пустыне...[27] — Как принято считать, устойчивая склонность людей к суккулентам (включая или не включая кактусы) имеет несколько причин, в разной степени очевидных..., — впрочем, исключая главную, как всегда. В самом общем виде, стараясь не вспоминать про белую обезьяну, их можно было бы перечислить примерно так: любопытство, тщеславие, фантазия, лень и ещё кое-что поверх. Ну..., начать хотя бы с того, что более половины человеческого населения земли по своему духу — земледельцы лишённые земли. И эти миллиарды органических крестьян-лишенцев в силу своей субстратной памяти a priori склонны сосуществовать или жить рядом с растениями. Разумеется, далеко не во всех случаях они реализуют свою наклонность, и тем более, далеко не всегда выбирают — суккуленты. Однако имеется несколько причин, явных и не слишком, — которые подталкивают их (со спины) именно к такому выбору, казалось бы, не вполне очевидному.
И прежде всего, — любопытство, конечно. Суккуленты — на удивление непривычные, яркие, занятные (или даже забавные), они сразу привлекают внимание, некоторые — даже бросаются в глаза, попросту говоря, они имеют вид и чем-то неуловимым под’купают. В неразделимом комплекте с любопытством обязательно следует и фантазия: здесь уж кому как повезло, у кого какая имеется, такая и фантазия (думаю, подробности здесь можно и выпустить: любая мартышка или павиан поймут меня с лёгкостью). Потому что эти причудливые экзотические суккуленты, похожие на уменьшенные копии или модели (из) далёких стран или (даже) другого мира, едва на них поглядишь, обязательно вызовут в мыслях яркие картинки, ассоциации, а то и — мечты. Кому тропические, а кому и терапевтические; кому горные, а кому и гордые, чаще всего, о какой-то «красивой жизни».[29] Затем следует, как всегда, тщеславие и стяжание, хвастливое желание иметь у себя такую необычную штучку, свою, чтобы в любой момент можно было помечтать, глядя на неё, и самому пропитаться отражённым светом необычности. И наконец, замыкая обыденное шествие, торжественно следует примат лени, — вездесущее и всемогущее свойство старых-добрых приматов.[30] Конечно, растение — живое, за ним нужно ухаживать, хотя бы немного. Но с другой стороны, всё же не животное, хлопот меньше. К тому же суккуленты небольшого размера, неприхотливы, выносливы,[17] о них можно забыть на целую неделю (а то и на месяц), а потом вспомнить и всё-таки полить (всё как у них там, на родине). — Итог: дёшево и сердито. Праздная экзотика, забава, тщеславие, и сказочка — в одном горшке небольшого размера (ах, спасибо, мать-природа).[8]
П
При первом же взгляде — человека — на суккулент, сразу поражает его почти предельно выпуклый, чёткий образ. Удивительно цельный, целый, но одновременно и сопредельно сложный, сложенный из трёх, — подобно триединой природе самих людей, и созданный исключительно по образу и подобию...[12] Включающий в себя изначальное растение, в процессе жёсткого видоизменения добавившего..., впитавшего в себя животное и — камень, суккулент всегда выглядит как вещь. Он — вещественный. Словно аккумуляция, способная существовать только под высочайшим давлением,[комм. 16] они соединяют в себе несоединимое и выносят — невыносимое. Однако и этого мало. В большинстве образцов суккуленты не могут не вызывать мгновенного эмоционального ответа (с восклицательным знаком!), чаще всего — восхищения: до такой степени безупречно они оформлены эстетически, переплавляя в один образ — сразу три разные (часто непримиримые) эстетики: растительную, животную и каменную; причём, всякий раз в новых пропорциях и с переменными ингредиентами. В лучших своих образцах суккуленты — несомненные шедевры, произведения натурального искусства высочайшего уровня (если угодно — скульптуры, заведомо упрощая) и одновременно — фетиши, «зачарованные вещи» громадной силы действия и воздействия. В своих свойствах переплавленной триединой природы они, несомненно, превосходят всё, чего смогли достигнуть животные, растения или камни по отдельности. Поставив рядом «каменное лицо» литопса и оголённый эхинопсис, угловатую эуфорбию и цветок невероятной стапелии, человек напрямую сталкивается с заведомо недоступной ему степенью формального совершенства, заключённого в маленьком, иногда крошечном объёме и спрессованным — под громадным давлением. Отпечаток чуда, великой силы и пережитой смерти лежит на этих вещах.[3] И неудивительно, что люди в течение всей своей истории тянулись к этой живой внутренней тайне, и желали быть рядом с ней, обладая если и не самим фетишем, то хотя бы его малым знáком или наружной вещью.[32]
Пока толстый сохнет, тонкий сдохнет (прáвило человеческой пустыни).[19] При том, в глаза..., и помимо глаз не может не действовать ещё одно, несомненное..., что безусловно оставляет отпечаток на всей истории суккулента и человека. При всём понимании громадного различия их природы, и полноте представления, что представляют они принципиально разные линии развития и сохранения жизни среди жёстких, часто пограничных условий неорганического мира, — нельзя не заметить определённого и даже, отчасти, курьёзного родства между людьми и суккулентами. — Родства той причудистой степени отдалённости, которая не вызывает у заносчивого примата (властителя мира, вестимо) немедленной ревности или зависти, но только — ощущение видимости..., особой видимости недоступного ему совершенства и сокровенного знания о принципиально ином пути, — породившем столь красивый и выпуклый результат, странный живой фетиш, маленькую драгоценность без оправы, почти оберег, способный тысячи лет выживать в условиях, в которых обычный человек не протянет и одного дня.[33] История, в начале которой, а равно и в конце так и подмывает воскликнуть, приподняв один (безымянный) палец в знак подавляющего восхищения:
|
A p p e n d i X ...из специальной литературы...
...из неспециальной литературы...
...из поэтической литературы...
|