Савояровы — различия между версиями
CanoniC (обсуждение | вклад) (+ Цитатник Савоярова) |
CanoniC (обсуждение | вклад) (исправочки и оформления) |
||
Строка 84: | Строка 84: | ||
|} | |} | ||
<br> | <br> | ||
− | {| style="text-align:justify;font:normal 14px 'Arial'; border:1; -webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px; margin-top:1.2em; margin-bottom:2ex;padding:10px; background-color:# | + | {| style="text-align:justify;font:normal 14px 'Arial'; border:1; -webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px; margin-top:1.2em; margin-bottom:2ex;padding:10px; background-color:#CC7722; width:100%; clear:both;" cellpadding="10" cellspacing="0" |
− | | colspan="2" class="globegris" style="border:2px solid # | + | | colspan="2" class="globegris" style="border:2px solid #CC6633; background-color:#DDAA77; -webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px;"| |
− | + | <br> | |
<center> | <center> | ||
− | == <font | + | == <font style="font:normal 44px 'Georgia';color:#DDBB88;">A p p e n d i X <small>- 1</small></font> == |
− | + | <br>[[Image:Belle-L.png|link=Deutscher|77px]] <font style="font:normal 48px 'Georgia';color:#770000;">'''Савояровы</font> [[Image:Belle-R.png|link=Deutscher|77px]]<br> | |
− | ''<font face="Georgia" size=4 color="# | + | <font style="font:normal 19px 'Georgia';color:#DD8844;">'''''внуки королей и короли внуков'''''</font><br><br> |
+ | ''<font face="Georgia" size=4 color="#CC9966">( {{comment|справочное пособие|в том числе, и по болезни}} )</font>'' | ||
</center> | </center> | ||
<br><br> | <br><br> | ||
Строка 103: | Строка 104: | ||
|} | |} | ||
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | <div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;"> | ||
− | ► [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Михаил Николаевич'''</font>]] (1876—1941) — русский <small>(чтобы не говорить: советский)</small> шансонье, артист, композитор и поэт, [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]] и «Король [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: [[Savoiarov (cite)|<font color="#551144">Савояров</font>]] стал первым поэтом и ''певцом [[Vomitus|<font color="#551144">рвоты</font>]]'' (заслужив | + | ► [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Михаил Николаевич'''</font>]] (1876—1941) — русский <small>(чтобы не говорить: советский)</small> шансонье, артист, композитор и поэт, [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]] и «Король [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: [[Savoiarov (cite)|<font color="#551144">Савояров</font>]] стал первым поэтом и ''певцом [[Vomitus|<font color="#551144">рвоты</font>]]'' ([[tautos|<font color="#551144">заслуженно заслужив</font>]] прозвание «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной ([[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрической</font>]]) ''обскурации'' и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным.<small><small><ref name="Провокат">''С.Кочетова''. «[[Ханон, Юрий|Юрий Ханон]]: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: [[Газетное меню (Юр.Ханон)|газета]] «Час пик» от 2 декабря 1991 г.</ref></small></small> Скажем так, без ложной скромности: первым в истории <small>(российской и [[Мировой дух|<font color="#551144">мировой</font>]])</small> эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине странных свойств характера «короля», пожизненно не склонного к [[Supreme|<font color="#551144">велеречивым манифестам</font>]] или теоретизированию, это направление <small>(почти)</small> не получило должного обоснования и освещения (равно как названия и символа веры) из уст своего основателя, за исключением корявого [[Фонфоризм (Михаил Савояров)|<font color="#551144">словечка «фонфоризм»</font>]], которое почти не имело [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">публичного хождения</font>]]. И тем не менее, назвать его не слишком сложно <small>(по известным чертам творческой & исполнительской манеры)</small>. Вариантов не так много... Первый из них: ''эксцентрический натурализм''. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.<small><small><ref name="через">''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через [[Trompeur (Savoyarov)|трубачей]]» ''(опыт сквозного раз...следования)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2019 г.</ref></small></small> В конечном {{comment|счёте|третьим пунктом}} скажем так: [[Фигляры (Эрик Сати)|<font color="#551144">гаерство</font>]] и ''[[Surrealisme|<font color="#551144">почти-сюрреалистическая</font>]] гротескная [[Cinq grimaces|<font color="#551144">клоунада</font>]]''. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка {{comment|известным|(с моей тяжёлой руки)}}. |
− | ::По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным [[Fonforisme|<font color="#551144">открывателем, представителем</font>]], а затем — и закрывателем абсурдистского [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">фумизма</font>]] в русском искусстве XX века.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|90}}</small></small><br><br> | + | ::По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным перво...[[Fonforisme|<font color="#551144">открывателем, представителем</font>]], а затем — и перво...закрывателем абсурдистского [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">фумизма</font>]] в русском искусстве XX века.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|90}}</small></small><br><br> |
</div> | </div> | ||
{| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | {| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;" | ||
Строка 162: | Строка 163: | ||
== <font face="Georgia" size=5 color="#743838">Лит’ература  <small><small>''(как всегда, {{comment|запрещённая|в разумных пределах}})''</small></small></font> == | == <font face="Georgia" size=5 color="#743838">Лит’ература  <small><small>''(как всегда, {{comment|запрещённая|в разумных пределах}})''</small></small></font> == | ||
{{Некниги}}<br> | {{Некниги}}<br> | ||
− | * ''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г. | + | * ''[[Дмитрий Губин (Юр.Ханон. Лица)|Дм.Губин]]'' «[[Игра в Дни затмения (Юр.Ханон)|Игра в дни затмения]]» ''(Юрий Ханон: интервью)''. — Мосва: журнал «Огонёк», №26 за 1990 г. — стр.26-28 |
+ | * ''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: [[Центр Средней Музыки]] & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г. | ||
* «[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. | * «[[Ницше contra Ханон (Юр.Ханон)|Ницше ''contra'' Ханон]]» <small>''или книга, [[Nietzsche (arte)|которая-ни-на-что-не-похожа]]''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. | ||
* ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>(или ''книга [[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|в пред’последнем смысле]] слова)''</small>. — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & [[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]], 2013 г. | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>(или ''книга [[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|в пред’последнем смысле]] слова)''</small>. — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & [[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]], 2013 г. | ||
− | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]''. «[[Вялые записки (Юр.Ханон)|{{comment|Вялые записки|(пре)красная книга}}]]» ''({{comment|бес купюр|что за, право, писание?}})''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. <small>(сугубо внутреннее {{comment|издание|см.уничтоженное и сожжённое}})</small>. — 121 стр. | + | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]''. «[[Вялые записки (Юр.Ханон)|{{comment|Вялые записки|(пре)красная книга}}]]» ''({{comment|бес купюр|что за, право, писание?}})''. — Сана-Перебур: [[Центр Средней Музыки]], 191-202 гг. <small>(сугубо внутреннее {{comment|издание|см.уничтоженное и сожжённое}})</small>. — 121 стр. |
* ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]'', «[[Мусорная книга (Юр.Ханон)|Мусорная книга]]» <small>(в трёх {{comment|томах|по 424 стр.}})</small>. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. <small>(внутреннее издание)</small> | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]'', «[[Мусорная книга (Юр.Ханон)|Мусорная книга]]» <small>(в трёх {{comment|томах|по 424 стр.}})</small>. — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. <small>(внутреннее издание)</small> | ||
+ | * ''[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]''. «[[Не современная не музыка (Юр.Ханон)|Не современная не музыка]]» <small>''(интервью)''</small>. — Мосва: {{comment|жернал|так надо}} «Современная музыка», №1 {{comment|за 2011 г|и не только за 2011 (вообще №1)}}. | ||
* ''[[Chanon|Юр.Ханон]], [[Альфонс Алле (Альфонс Алле. Лица)|Аль.Алле]], {{Википедия|Кафка,_Франц|Фр.Кафка}}, {{Википедия|Дрейфус,_Альфред|Аль.Дрейфус}}'' «[[Два Процесса (Юр.Ханон)|Два Процесса]]» <small>''(или [[Два Процесса, артефакты (Юр.Ханон)|книга без права переписки]])''</small>. — Сан-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г. | * ''[[Chanon|Юр.Ханон]], [[Альфонс Алле (Альфонс Алле. Лица)|Аль.Алле]], {{Википедия|Кафка,_Франц|Фр.Кафка}}, {{Википедия|Дрейфус,_Альфред|Аль.Дрейфус}}'' «[[Два Процесса (Юр.Ханон)|Два Процесса]]» <small>''(или [[Два Процесса, артефакты (Юр.Ханон)|книга без права переписки]])''</small>. — Сан-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г. | ||
* ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Чёрные Аллеи (Юр.Ханон)|Чёрные Аллеи]]» <small>''( или книга, которой-[[Чёрные Аллеи, артефакты (Юр.Ханон)|не-было-и-не-будет]] )''</small>. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, {{comment|2013|с сожалением вынужден заметить, что это четырёхзначное число (что ниже, что выше) обозначает их год}} г. | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Чёрные Аллеи (Юр.Ханон)|Чёрные Аллеи]]» <small>''( или книга, которой-[[Чёрные Аллеи, артефакты (Юр.Ханон)|не-было-и-не-будет]] )''</small>. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, {{comment|2013|с сожалением вынужден заметить, что это четырёхзначное число (что ниже, что выше) обозначает их год}} г. | ||
− | |||
{{Юр.Ханон}} | {{Юр.Ханон}} | ||
+ | * ''{{Википедия|Латынин,_Леонид_Александрович|Л.А.Латынин}}, {{Википедия|Ханон,_Юрий|Юр.Ханон}}''. «[[Два Гримёра (Леонид Латынин, Юр.Ханон)|Два Гримёра]]» <small>''(роман с пятью приложениями)''</small>. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г. | ||
* ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Три Инвалида (Юр.Ханон)|Три Инвалида]]» <small>(или попытка скрыть ''то, чего и так никто не видит)''</small>. — Сана-Перебурга: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г. | * ''[[Anarchiste de musique|Юр.Ханон]]'' «[[Три Инвалида (Юр.Ханон)|Три Инвалида]]» <small>(или попытка скрыть ''то, чего и так никто не видит)''</small>. — Сана-Перебурга: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г. | ||
* ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Неизданное и сожжённое (Юр.Ханон)|Неизданное и сожжённое]]» ''<small>(навсегда потерянная книга о навсегда потерянном)</small>''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г. | * ''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Неизданное и сожжённое (Юр.Ханон)|Неизданное и сожжённое]]» ''<small>(навсегда потерянная книга о навсегда потерянном)</small>''. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г. | ||
Строка 186: | Строка 189: | ||
<br> | <br> | ||
− | {| style="text-align:justify;font:normal 14px 'Arial'; border:1; -webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px; margin-top:1.2em; margin-bottom:2ex;padding:10px; background-color:# | + | {| style="text-align:justify;font:normal 14px 'Arial'; border:1; -webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px; margin-top:1.2em; margin-bottom:2ex;padding:10px; background-color:#CC7733; width:100%; clear:both;" cellpadding="10" cellspacing="0" |
− | | colspan="2" class="globegris" style="border:2px solid # | + | | colspan="2" class="globegris" style="border:2px solid #AA1111; background-color:#DDA777; -webkit-border-radius:7px; -moz-border-radius:7px; border-radius:7px;"| |
− | + | <br> | |
<center> | <center> | ||
− | == | + | == [[Image:Belle-L.png|link=Valadon|77px]] <font style="font:normal 44px 'Georgia';color:#770000;">A p p e n d i X <small>- 2</small></font> [[Image:Belle-R.png|link=Valadon|77px]] == |
− | <font face="Georgia" size=4 color="# | + | <font face="Georgia" size=4 color="#CC9966">''( или крошечный путеводитель по порталу )''</font><br><br> |
+ | <font face="Georgia" size=5 color="#AA6622">{{comment|Савояровы|& иже с ними — повязанные}}  <small>''( см. ''{{comment|тако же|а тако же — инако же}}'' )''</small></font> | ||
</center> | </center> | ||
<br><br> | <br><br> | ||
Строка 207: | Строка 211: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:Mikhail Savoyarov Khanon-212.jpg|60px|link= | + | | [[Файл:Mikhail Savoyarov Khanon-212.jpg|60px|link=Savoiarov (cite)]] || [[Михаил Савояров (цитатник)|<big>Михаил Савояров</big>, цитатный карманник]] <br><small>''( коллектор местного значения )''</small> || [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]] &<br><small>[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]</small> |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 219: | Строка 223: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:M.N.Savoyarov Khanon-216gls.jpg|60px|link=Vnuk]] || « [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<big>Внук Короля</big>]] » <br><small>''( или двух’томное надгробие )''</small> || [[Михаил Савояров ( | + | | [[Файл:M.N.Savoyarov Khanon-216gls.jpg|60px|link=Vnuk]] || « [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<big>Внук Короля</big>]] » <br><small>''( или двух’томное надгробие )''</small> || [[Михаил Савояров (цитатник)|Мх.Савояров]]<br> & [[Chanon|Юр.Ханон]] |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 228: | Строка 232: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:Anaestesia Heckuard Khanon as206.jpg|60px|link=Anaestesia]] || [[Избранное из бранного (Анастасия Икар)|<big>Из Бранного ''в'' Избранное</big>]] <br><small>''( дуэт ''двух'' Королей )''</small>|| [[Anaestesia|Анастезия Икар]]<br><small> [[Chanon|Юр.Ханон]]</small> & <br><small> [[Михаил Савояров ( | + | | [[Файл:Anaestesia Heckuard Khanon as206.jpg|60px|link=Anaestesia]] || [[Избранное из бранного (Анастасия Икар)|<big>Из Бранного ''в'' Избранное</big>]] <br><small>''( дуэт ''двух'' Королей )''</small>|| [[Anaestesia|Анастезия Икар]]<br><small> [[Chanon|Юр.Ханон]]</small> & <br><small> [[Михаил Савояров (цитатник)|Мх.Савояров]]</small> |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 237: | Строка 241: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:Savoyarov Trubachi Khanon206.jpg|60px|link=Песенка про трубачей]] || [[Трубачи (Михаил Савояров)| | + | | [[Файл:Savoyarov Trubachi Khanon206.jpg|60px|link=Песенка про трубачей]] || [[Трубачи (Михаил Савояров)|<big>''« Трубачи »''</big>, известные всем и никому]] <br><small>''( срамная {{comment|сцена|или сценка}} или «[[Minimalisme|русский минимализм]]» )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] <br>& <small>[[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|Мх.Савояров]] |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 243: | Строка 247: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:Severny Arkady 22dec1977.jpg|60px|link=Arkady Severny]] || [[Трубачи Аркадия Северного (Михаил Савояров)|<big>''« Трубачи »''</big> Аркадия Северного]] <br><small>''( ещё один странный случай {{comment|эпохи застоя|не запоя, нет}} )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] <br><small>[[Михаил Савояров ( | + | | [[Файл:Severny Arkady 22dec1977.jpg|60px|link=Arkady Severny]] || [[Трубачи Аркадия Северного (Михаил Савояров)|<big>''« Трубачи »''</big> Аркадия Северного]] <br><small>''( ещё один странный случай {{comment|эпохи застоя|не запоя, нет}} )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] <br><small>[[Михаил Савояров (цитатник)|Мх.Савояров]]<br>[[Alexander Galich|Ал.Галич]]</small> |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 261: | Строка 265: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:Steinberg M.K de Tharon (1913-2017).jpg|60px|link=Steinberg]] || [[Михаил Штейнберг (Михаил Савояров. Лица)|<big>Двуглавый Михаил...</big> ''по фамилии — Штейнберг'']] <br><small>''( или жестоко забытый... роман-с )''</small>|| [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]<br><small>[[Михаил Савояров ( | + | | [[Файл:Steinberg M.K de Tharon (1913-2017).jpg|60px|link=Steinberg]] || [[Михаил Штейнберг (Михаил Савояров. Лица)|<big>Двуглавый Михаил...</big> ''по фамилии — Штейнберг'']] <br><small>''( или жестоко забытый... роман-с )''</small>|| [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]<br><small>[[Михаил Савояров (цитатник)|Мх.Савояров]]<br>[[Steinberg|Мх.Штейнберг]]</small> |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
Строка 291: | Строка 295: | ||
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
− | | [[Файл:Ta Savoyarova39 Khanon-208se.jpg|60px|link=Tatiana Savoyarova]] || [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<big>Татьяна Савоярова</big>, | + | | [[Файл:Ta Savoyarova39 Khanon-208se.jpg|60px|link=Tatiana Savoyarova]] || [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<big>Татьяна Савоярова</big>, художник ''от'' живописи]] <br><small>''( или крон-принцесса Кариньяно )''</small> || [[Юрий Ханон (Борис Йоффе)|Юр.Ханон]] |
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;" |
Версия 12:39, 28 сентября 2021
( справочное пособие )
Савоя́ров, Савоя́ровы (Savoyarov ou Savoiarov) — искуственно произведённая франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) королевства Савойского.[2]
Саво́йя (иначе: савойское королевство, герцогство, графство, королевство Савойя-Сардиния) — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа, — отчасти, наследовавшее некоторые владения (и традиции) королевства Арагон. Держава не слишком большая (по сути, буферная между двумя-тремя беспокойными империями) и не слишком богатая, к тому же, имевшая вокруг себя соседей (значительно более крупных и сильных), Савойя постоянно жила в постоянном режиме угроз, войн и политического лавирования, сопровождавшихся переменным успехом. Отдельные территории и города то входили в состав королевства, то отбирались обратно. Достаточно сказать, что в период своего расцвета герцогство включало в свой состав Ниццу, Геную, Женеву и Пьемонт. В некоторые (трудные) времена метрополия переносилась на остров Сардиния или другие итальянские территории (в конце концов, савойская династия стала правящей в новой Италии, хотя и ненадолго, как известно). Во все века существования Савойи как самостоятельного государства, её самым надёжным и верным врагом была, конечно, «великая» Франция. Именно она постоянно зарилась, точила зубы и пыталась захватить эту территорию (для себя буферную — в частности, на пути в Швейцарию & западную Италию).[3] Несколько раз эти конвульсивные попытки увенчивались (сомнительным) успехом, самая известная из которых случилась в 1794 году, когда войска революционной Франции оккупировали «департамент Монблан» и удерживали его двадцать лет, вплоть до последнего поражения коротышки-Наполеона и его окончательной ссылки.
Несколькими до крайности желчными статьями на аннексию Савойи откликнулись — герр Карл Маркс и его верный соратник, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс деловито (злобно и подробно) разобрал савойский вопрос в своей программной политической статье «Савойя, Ницца и Рейн»:[4] ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения Северной Италии, всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...>
П К тому моменту сама по себе территория «малой Савойи» уже стала до крайности бедным, почти нищим краем, многократно разорённым войнами и интервенциями; население с завидной регулярностью голодало и зимой многие жители отправлялись на заработки во Францию, Швейцарию и другие страны Европы, где часто нищенствовали или бродяжничали. Как раз к этим временам относится общеевропейская известность слова «Савояр» — в узком историческом смысле понимаемом как уличный мальчик-певец (впрочем, не обязательно мальчик, и не обязательно певец), говоря шире, бродячий музыкант родом из Савойи, этого несчастного края (повторяю для тех, кто не понял с первого раза), в последние времена разорённого постоянными войнами, набегами, аннексиями и оккупациями... В более широком смысле «савояр» стал естественным наследником (и почти синонимом) других бродячих певцов из близких к Савойе краёв той же страны (света), примерно таким же способом разорённых и разграбленных оккупантами — в разные времена человеческой истории. И прежде всего, здесь на ум приходят альбигойцы, цветущий край которых в XIII веке был превращён благочестивым папашей (римским) Иннокентием III в разрушенное до основания подобие чистилища.[комм. 2] К слову сказать, большинство альбигойцев к тому времени жило в пределах королевства Арагон, уже раз упомянутого всуе. Последние из недобитых рыцарей-катаров разбрелись по дорогам своей сожжённой родины с жалобными песнями о потерянном рае. — Таким образом, оставим лишние разговоры.[8] К концу XVIII века савояры присоединились к числу безусловно исторических профессий, в целом обрисованных (слегка понятными) понятиями: трубадур, трувер или, на худой конец, миннезингер.[9] С другой, возможно, чуть менее рыцарской стороны, савояр (как типический бродячий музыкант) в своей обширной генеалогии имеет таких ортодоксально-эксцентрических родственников (или предков) как шут, гаер, паяц, буффон, клоун (не говоря уже о скоморохах и прочих юродивых)... Если же переходить на персоны или имена, то их список (от Арлекина и Панталоне до Пульчинеллы или Пьеро) — и вовсе упрётся концом в горизонт... «моей бедной Франции».
И всё же, далеко не только профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого савояра, швейцара..., или даже Михаила Савоярова, собственной персоной. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и растоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после «великой» французской революции — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. 1790-1860 — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже королей..., которые (поодиночке и группами) покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви Савояровых (Соловьёвых), некоей Мари-Жанны Кариньян дю Савой, получившей позднее (из рук русских чиновников) — жестоко-адаптированную русскую фамилию...[11]
...и которая затем ..., в третьем поколении российских (чтобы не сказать: советских) Савояровых, чудесным образом соединилась со своими корнями, ветками и листвой..., чтобы не сказать короче: ботвой. Образовав, так сказать, прямую связь между всем, о чём тут и шла речь, начиная от бедных трубадуров и труверов (не говоря уже о гаерах и паяцах) и кончая, собственно, (пра)внуком некоего герцога, «королём эксцентрики» & альбигойским каноником, «внуком короля».
|
A p p e n d i X - 1
► Савояров (Соловьёв-Савояров) Михаил Николаевич (1876—1941) — русский (чтобы не говорить: советский) шансонье, артист, композитор и поэт, внук короля и «Король эксцентрики» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: Савояров стал первым поэтом и певцом рвоты (заслуженно заслужив прозвание «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) обскурации и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным.[13] Скажем так, без ложной скромности: первым в истории (российской и мировой) эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине странных свойств характера «короля», пожизненно не склонного к велеречивым манифестам или теоретизированию, это направление (почти) не получило должного обоснования и освещения (равно как названия и символа веры) из уст своего основателя, за исключением корявого словечка «фонфоризм», которое почти не имело публичного хождения. И тем не менее, назвать его не слишком сложно (по известным чертам творческой & исполнительской манеры). Вариантов не так много... Первый из них: эксцентрический натурализм. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.[14] В конечном счёте скажем так: гаерство и почти-сюрреалистическая гротескная клоунада. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка известным.
► Савоярова (Соловьёва, Азагарина) Ариадна Петровна (позднее была известна под псевдонимом «Ариадна Горькая») — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «Савояровы». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.[11] Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с трансформацией), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.[15] Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного оперетточного цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал Михаил Савояров. Репертуар этого периода (до середины 1920-х годов) был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.[15]
► Савояров (Соловьёв-Савояров) Юрий Михайлович (р.1965), точнее говоря, некий каноник, более известный под псевдонимом Юрий Ханон — российский композитор (лауреат «Европейского Оскара») и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «внук короля» (Михаила Савоярова) — чтобы всё-таки закончить не полный список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением последнего плебея, этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной русской культуры. Настоящий внук своего деда, Юрий Ханон отличается не только эксцентричным, но также крайне независимым и герметичным характером (ad marginem).[17] Более четверти века (с начала 1990-х) он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде не служил, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе (будь то музыкальной или литературной).[18] Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года Юрий Савояров прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой работе».[14] Кроме некоторых экстремальных музыкальных произведений, опубликованы три книги этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в русской литературе: по жанру или подходу.
► Савоярова (Воронова) Татьяна Васильевна (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка Михаила Савоярова по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к строгому стилю сюрреализма) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве взрывной кинизм «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к человеческому недомыслию.[20] Равным образом, эксцентричной можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно выразил себя в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической эксцентрики. Художественной «точкой невозврата» стало окончание Татьяной Савояровой курса учения (проф. Юрий Ханон) в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, когда они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.
Прим’мечания
Лит’ература (как всегда, запрещённая)
|
( путе’водитель по порталам ханóграфа )
« s t y l e d & d e s i g n e d b y A n n a t’ H a r o n »
|