A p p e n d i X - 1
малый цитатник п.п.
( в одном цвете )
Среди моих книжных полок, Заняв целый книжный шкаф, Живёт знаменитый тавто́лог Луций Корнелий Тавт...[37] ( Мх.Савояровъ )
|
Пупавка красильная [12]
|
|
...в двух словах... (о пупавке)
➤ |
Все яровые пашни от сей реки до Суры выжелтила собою пупавка, которой цветы можно было сбирать возами. Превосходная жёлтая краска.[38]
|
|
— Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849 |
➤ |
...изобилие болотных трав и излишняя мокрота мешают произрастанию обыкновенных луговых трав.[комм. 7] Везде видно преобладание чемерики, или чемерицы, пупавок и трилистника.[39]
|
|
— Сергей Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 |
➤ |
...голос как из бочки, глаза как лукошко, скелет скелетом, сюртук на нём с чужого плеча, жёлт как пупавка — и она его жена, она его любит... да это сон какой-то...[40]
|
|
— Иван Пургенев, «Накануне», 1859 |
➤ |
...грозные полки идут, штыки на солнце горят, — знамёна рваные над шапками страшными, мохнатыми треплются, — идут, трах-тах, трах-тах, шаг отбивают, — молча идут, а рожи у всех, как пупавка, жёлтые, а глаз-то подо лбом и в помине нет…
|
|
— Александр Амфитеатров, «Наполеондер» (солдатская легенда о старой гвардии), 1901 |
➤ |
Ростом ― вершок, дура-дурой, по-русски едва бормочет, лицо жёлтое, как пупавка, глаза враскос... И что же ты думаешь? От поклонников отбоя не было.[41]
|
|
— Александр Амфитеатров, «Марья Лусьева», 1903 |
➤ |
...ярко блиставшие, подобные белому дню, головки пупавок, раковые шейки метёлками, напротив того, умерявшие свет тихой своей фиолетовостью...[42]
|
|
— Иван Новиков, «Жертва», 1921 |
➤ |
Сергей Остифеич нагнулся, сорвал пупавку и растёр её в пальцах.
― Беги… чорт! ― сказал он, не глядя...[43]
|
|
— Леонид Леонов, «Барсуки», 1924 |
➤ |
В один букет завязываешь ты
Гвоздик загар и белую пупавку,
И просто приглянувшуюся травку...[44]:127
|
|
— Иван Новиков, «Соответствия», после 1947 |
➤ |
|
|
— Николай Браун, «Баранчики», 1954 |
➤ |
Терракота ― это название происходит от латинских слов terra ― земля и cota ― обожжённая. <...> После обжига изделия из терракоты становятся красновато-оранжевыми.[46]
|
|
— Борис Горзев, Словарик эрудита, 1967 |
➤ |
Вдруг они заметили, что травка Пупавка облысела. Облысела, как дядя Одуванчик.[47]
|
|
— Нина Павлова, «Травка-Пупавка», 1969 |
➤ |
А что же тогда Anthemis nobilis, римская? Пусть лучше Anthemis nobilis, Цветок благородный. Он сразу захотел, чтобы его так звали: не Андрéй Нóвиков, а Антéмис Нóбилис.[48]
|
|
— Анатолий Найман, «Все и каждый», 2001 |
➤ |
...упаду в траву и стану ждать. Здесь другой мир. По стеблю оранжевой пупавки ползёт прозрачно-зелёная тля. Ромашки и васильки покачиваются, словно в хороводе, высоко над моей головой.[49]
|
|
— Николай Крыщук, «Отступление» (рассказ), 2003 |
➤ |
Пупавка благородная, или антемис (Anthemis nobilis) <...> выдерживает стрижку, не боится вытаптывания, а если растереть её листья, они приятно пахнут. Плохо растёт на пониженных местах...[50]
|
|
— Галина Фёдорова, «Надёжное укрытие», 2003 |
➤ |
Цветки содержат химическое вещество кверцетин, являющийся провитамином P, стойкий жёлтый красящий пигмент и обладают очень сильной инсектицидной активностью.[51]
|
|
— Юрий Комаров, «Лечит не лечит...», 2003 |
➤ |
Пупавку красильную применяют наружно в виде примочек и присыпок смолотыми в пыль цветками или просто прикладывают свежие цветки к кровоточащей ране.[51]
|
|
— Юрий Комаров, «Лечит не лечит...», 2003 |
➤ |
Пупавка красильная привлекает к себе внимание своей светло-зелёной, ажурной, как листья папоротников, листвой, «проволочными» стеблями и жёлтыми цветками различных оттенков...[52]
|
|
— Татьяна Койсман, «От альпинария к цветнику», 2003 |
➤ |
Для тех, кто любит яркие сочетания, можно предложить в компанию к пупавке крокосмию обыкновенную «Lucifer» с ярко-красными цветками или с жёлтыми ― коровяк...[52]
|
|
— Татьяна Койсман, «От альпинария к цветнику», 2003 |
➤ |
|
|
— Валерий Володин, «Повесть врéменных лет», 2009 |
➤ |
Место обитания: открытые известковые или песчатые береговые склоны, сухие песчаные луга, обочины дорог, железнодорожные насыпи. <...> Осторожно: пупавка красильная подлежит охране на территории Ленинградской области![54]:291
|
|
— Валентина Бубырева, Ирина Сорокина, Атлас дикорастущих растений Ленинградской области, 2021 |
➤ |
Проще всего пупавку красильную принести из соседнего огорода или поля и посадить на самое солнце на песчаную удобренную почву.[55]
|
|
— Татьяна Ильина, «Аптечный огород», 2022 |
...из специальной литературы...
➤ |
Пупавка, травка растущая изобильно въ хлѣбѣ
и приносящая цвѣты желтые.[56]:484
|
|
— Полной Французской и Российской Лексикон от L до Z, 1786 |
➤ |
Пупавка Красильная (Пытушники; Anthemis tinctoria) растущая въ великомъ изобили по рѣкамъ Сурѣ и Пьяной, употребляется тамъ Русскими крестьянами Чувашами и Татарами на крашенье въ желтой цвѣтъ.[57]:389
|
|
— Готтхильф Генрих фон Шуберт, «Руководство к познанию естественной истории», 1823 |
➤ |
Пупавка красильная (Anthemis tinctoria, Linn.) Свѣжие цвѣтки окрашиваютъ шерсть подготовленную квасцами, въ яркiй желтый цвѣтъ.[56]:т.III:302
|
|
— Иван Двигубский, «Лексикон городскаго и сельскаго хозяйства», 1836 |
➤ |
§34. Масло римской ромашки (Anthemis nobilis), по наблюдению Гергардта, при обработке расплавленным кали даёт особый теребен С10Н8 и ангеликовую кислоту С10Н8O4, а при действии едкого кали в спиртовом растворе образует кислоту валериановую.[58]
|
|
— Александр Бутлеров, «Об окислении органических соединений» (диссертация), 1851 |
➤ |
...многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных (Compositae), растущее по всей России до Архангельска, в Крыму, в Закавказье. Встречается оно на полях, холмах, в степях и бросается в глаза своими довольно крупными ярко-жёлтыми головками (почему и само растение известно в народе под названиями: желтоцвета, желтушки, жёлтой ромашки и др.); головки сидят на длинных ножках. <...> Из цветков П<упавки> можно получать лимонно-жёлтую краску <отчего она и называется красильной>. В народной медицине П. употребляется от желтухи, от золотухи, от простуды и пр.
|
|
— Словарь Брокгауза и Ефрона, из статьи «Пупавка», до 1907 |
➤ |
Anthemis tinctoria L. Пупавка красильная (многолетнее растение).
Семянки сдавленные, клиновидно-четырехгранные, на поперечном разрезе ромбические (два острых и два тупых угла), с пятью ребрышками с каждой стороны. Верхушка семянок расширенная, усечённая, в очертании ромбическая, в невысокой волнисто-перепончатой окраиной (коронка). Основание семянок суженное, тупое. Поверхность семянок продольно-ребристая, вдоль семянок располагается десять тупых рёбер. Окраска семянок палевая, светло-коричневая и коричневая, длина около 2 мм., ширина около 0,5 мм.
Распространён почти по всей европейской части СССР, в Крыму, на Кавказе, в Сибири и на Урале. Встречается на паровых полях, возле дорог, жилья, по залежам и сухим лугам.[59]:242
|
|
— Николай Майсурян, «Определитель семян и плодов сорных растений», 1927 |
➤ |
Пупавка благородная, или антемис (Anthemis nobilis) ― низкорослое растение с ползучими стеблями и перисто-рассечёнными листьями. Предпочитает открытые солнечные места и кислые почвы, свободные от сорняков. Она выдерживает стрижку, не боится вытаптывания, а если растереть её листья, они приятно пахнут. Плохо растёт на пониженных местах, где застаивается вода. Размножают семенами, которые высевают весной или осенью.[50]
|
|
— Галина Фёдорова, «Надёжное укрытие», 2003 |
➤ |
Пупавка красильная (Anthemis tinctoria), или ромашка жёлтая, или полевые ноготки ― многолетник с прямым ветвящимся наверху стеблем, с жёлтыми краевыми и внутренними цветками. Очень хорошо растёт в саду, при минимальном уходе цветочные корзинки намного крупнее, чем у пупавки дикорастущей. Цветки содержат химическое вещество кверцетин, являющийся провитамином P, стойкий жёлтый красящий пигмент и обладают очень сильной инсектицидной активностью. В медицине традиционной она применяется для лечения авитаминозов, геморрагических диатезов, капилляротоксикозов, т. е. при всех заболеваниях, связанных с дефицитом витамина Р, сопровождающихся повышенной проницаемостью сосудистой стенки.[51]
|
|
— Юрий Комаров, «Лечит не лечит...», 2003 |
➤ |
В народной медицине применение пупавки красильной несколько шире, чем в традиционной. Во-первых, это обязательный компонент при лечении кожных заболеваний. Во-вторых, применяется для лечения аллергических болезней, от экссудативного диатеза до бронхиальной астмы. В-третьих, используется как кровоостанавливающее средство при кровоточащих ссадинах и рваных ранах, при повышенной кровоточивости дёсен, при маточных кровотечениях. В-четвертых, как мочегонное, потогонное и желчегонное. В-пятых, как антигельминтное.[51]
|
|
— Юрий Комаров, «Лечит не лечит...», 2003 |
➤ |
Пупавку красильную применяют наружно в виде примочек и присыпок смолотыми в пыль цветками или просто прикладывают свежие цветки к кровоточащей ране. Как внутреннее: отвар 10 г краевых цветков на 0, 2 л воды. При аскаридозе внутрь в виде отвара 30 г. на 0,5 л воды. Применять по четверти стакана 5-6 раз в день.[51]
|
|
— Юрий Комаров, «Лечит не лечит...», 2003 |
➤ |
Пупавка красильная привлекает к себе внимание своей светло-зелёной, ажурной, как листья папоротников, листвой, «проволочными» стеблями и жёлтыми цветками различных оттенков, которые радуют яркими красками в течение всего лета. У этого растения есть и карликовые формы высотой всего 15 см. Но не стоит забывать и о «высокорослых» сортах, например, «E.C.Buxton» высотой 50 см с кремово-жёлтыми цветками, похожими на ромашки, и «Wargreve Variety» высотой 90 см, с лимонно-жёлтыми цветками. Очень интересны сочетания пупавки с элимусом, энотерой, котовником, полынями, тысячелистником. Для тех, кто любит яркие сочетания, можно предложить в компанию к пупавке крокосмию обыкновенную «Lucifer» с ярко-красными цветками или с жёлтыми ― коровяк, энотеру, очиток гибридный. Весной прекрасными «соседями» для пупавки будут сорта тюльпана с красными цветками.[52]
|
|
— Татьяна Койсман, «От альпинария к цветнику», 2003 |
➤ |
Пупавка красильная. Anthemis tinctoria. Растение опушено прижатыми волосками, выглядит сероватым, с сильным запахом, напоминающим пижму. Семянки без хохолка. До 70 см.
Сухие луга, степи, опушки, вдоль дорог, на нарушенных местах, часто на известняках. Север европейской части, Сибирь.[60]:218
|
|
— Ирина Пескова, Растения России. Определитель, 2015 |
➤ |
2. Переменные индикаторы карбонатных почв — кальцефиты: желтушник левкойный Erysimum cheiranthoides; пупавка красильная Anthemis tinctoria; горичник олений Peucedanum cervaria и др.[61]:218
|
|
— Марина Опекунова, «Биоиндикация загрязнений», 2016 |
➤ |
Anthemis tinctoria L. — Пупáвка красильная. Сухие луга, открытые склоны на известняках, обочины дорог, пустоши, ж.-д. насыпи. Рассеянно встречается по всей территории области, нередко.
«Из цветов получают прекрасную краску жёлто-лимонного цвета». (Литвинов Д.И., 1895 г.)[62]:474
|
|
— Сергей Майоров, Алексей Скворцов, Александр Крылов, «Калужская флора: аннотированный список сосудистых растений», 2010 |
➤ |
Пупавка красильная (Anthemis tinctoria). Сем. Сложноцветные (Asteraceae). Цветки маленькие, но собраны в довольно крупные, напоминающие цветок ярко-жёлтые соцветия — краевые цветки в них более крупные, ложноязычковые (похожи на лепестки), срединные — короткие, узкие, трубчатые. Время цветения — с конца июня по август. Листья продолговатые в очертании, рассечены на узкие доли, на стеблях расположены поочерёдно. Высота растения 20-50 см. Подземная часть — стержневой корень. Место обитания: открытые известковые или песчатые береговые склоны, сухие песчаные луга, обочины дорог, железнодорожные насыпи. Распространение — довольно редко, преимущественно в западной половине области.
Осторожно: пупавка красильная подлежит охране на территории Ленинградской области![54]:291
|
|
— Валентина Бубырева, Ирина Сорокина, Атлас дикорастущих растений Ленинградской области, 2021 |
➤ |
Пупавка красильная (Anthemis tinctoria L.) Пупавка благородная. (Anthemis nobile L.) Семейство Сложноцветные.
Цветы, которые мы называем собрательным словом ромашки, зачастую относятся совсем к другому роду, хотя и внешне похожи. В нашей флоре встречается несколько видов пупавок, одни неприятно пахнут (пупавка собачья), другие вообще без запаха (пупавки полевая и девичья), а упомянутые выше <два вида> обладают специфическим сильным запахом. Эти неприхотливые многолетники хорошо себя чувствуют на открытых участках, не требуют ухода и легко размножаются. С давних времён пупавка благородная выращивалась в садах и использовалась как лекарственная, а в настоящее время созданы махровые сорта для декоративного цветоводства.[55]
|
|
— Татьяна Ильина, «Аптечный огород», 2022 |
➤ |
Проще всего пупавку красильную принести из соседнего огорода или поля и посадить на самое солнце на песчаную удобренную почву. Несрезанные корзинки дают множество семян, на следующий год они всходят и розетки рассады можно в конце августа посадить на положенное им место. Пупавка благородная семян образует мало или не даёт совсем. Её легче размножать весной делением корней. Рассада махровых великолепных сортов <...> пышно цветёт, но вымерзает в средней полосе. Пупавки не любят застоя влаги и цветут на полном солнце.[55]
|
|
— Татьяна Ильина, «Аптечный огород», 2022 |
...из не...специальной литературы...
➤ |
Пупавкой яйца красить — цветки пупавки красильной дают краску жёлтого цвета.[63]:8
|
|
— Иван Сахаров, «Сказания русского народа...», 1836 |
➤ |
Все яровые пашни от сей реки до Суры выжелтила собою пупавка, которой цветы можно было сбирать возами. Превосходная жёлтая краска. Высокие холмы по речке Пьяной выказывают известковый камень, но как земля иловата, то весь берег прорыт глубокими дождевыми ручьями и буераками, какие производит обыкновенно на такой мягкой земле стремящаяся с гор снеговая вешняя вода.[38]
|
|
— Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849 |
➤ |
В зелёную краску красят мхом, растущим под именем зеленицы во всех болотных и глинистых местах. Его собирают по деревням мужики, вяжут в пучки и дёшево продают на рынках. <...>
В жёлтый цвет <красят> цветы растенья пупавки, дрока и серпухи, дико растущих по всем местам России.[38]
|
|
— Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849 |
➤ |
Болота мокрые и кочковатые, всегда поддерживаемые подземными ключами, изредка поросшие таловыми кустиками, постоянно сохраняя влажность почвы, уже не представляют богатых сенокосов, потому что изобилие болотных трав и излишняя мокрота мешают произрастанию обыкновенных луговых трав. Везде видно преобладание чемерики, или чемерицы, пупавок и трилистника. Мягкая поверхность земли, уступая ноге человека, не глубоко тонет под ней: сейчас слышен твёрдый грунт. Ходить по таким болотам не вязко, не топко и не тяжело. Это самые обширные и лучшие болота для охоты; они нередко пересекаются текучими, а не стоячими в ямках родниками.[39]
|
|
— Сергей Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 |
➤ |
Новинкой для меня явился оригинальный вид Anthemis с почти цельными листьями и красивыми снежно-белыми цветами. Он растёт в изобилии на скалах пониже ледника <горы Ацытаку>. <...>
Некоторые склоны сплошь синие от гераней (Geranium gymnocaulon) в полном цвету. Неподалёку от перевала мне посчастливилось снова найти тот новый Anthemis, который открыл я на вершине Ацытаку.[64]
|
|
— Николай Альбов, «Очарованный Абхазией. Жизнь и странствия Николая Альбова», август-сентябрь 1884 |
➤ |
Бас, то есть Собакин-младший, пел под Шаляпина, да ещё и óкал:
Молодило! Хрен! Пупавка!
Клещевина, клопогон!
Девясил, мордовник, шпорник,
Высколка, копытень, лютик,
Коровяк, котовник, лук.
На третьем куплете хор, миманс, танцоры разделились на две группы, славянофилы да западники, каждый выкрикивал своё в пику оппонентам...[65]
|
|
— Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003 |
➤ |
Терракота ― это название происходит от латинских слов terra ― земля и cota ― обожжённая. Сырьё для терракоты ― легкоплавкие чистые глины. После обжига изделия из терракоты становятся красновато-оранжевыми. Иногда в шихту вводят красители и получают терракоту других цветов.[46]
|
|
— Борис Горзев, Словарик эрудита, 1967 |
...из совсем не...специальной литературы...
➤ |
— Да вы больны, — воскликнула она. — Елена, он у тебя болен!
— Я был нездоров, Анна Васильевна, — ответил Инсаров, — и теперь ещё не совсем поправился; но я надеюсь, родной воздух меня восстановит окончательно.
— Да… Болгария! — пролепетала Анна Васильевна и подумала: «Боже мой, болгар, умирающий, голос как из бочки, глаза как лукошко, скелет скелетом, сюртук на нём с чужого плеча, жёлт как пупавка — и она его жена, она его любит... да это сон какой-то...» Но она тотчас же спохватилась.
— Дмитрий Никанорович, — проговорила она, — вы непременно... непременно должны ехать?
— Непременно, Анна Васильевна.[40]
|
|
— Иван Пургенев, «Накануне», 1859 |
➤ |
И крикнул своё вещее слово:
— Бонапартий! Шестьсот шестьдесят шесть, число звериное!
Потряслась земля, загудело славное Куликово поле. Глянули наши, да — все и руки врозь: со всех-то краёв поля — грозные полки идут, штыки на солнце горят, — знамёна рваные над шапками страшными, мохнатыми треплются, — идут, трах-тах, трах-тах, шаг отбивают, — молча идут, а рожи у всех, как пупавка, жёлтые, а глаз-то подо лбом и в помине нет...
|
|
— Александр Амфитеатров, «Наполеондер» (солдатская легенда о старой гвардии), 1901 |
➤ |
Ну Люська хоть красивая, ― и лицом, и фигурою вышла... А то жила тут у нас, у Полины Кондратьевны гостила, одна киргизская или бурятская, что ли, княжна... Да врала, небось, что княжна, ― так азиатка, из опойковых. Ростом ― вершок, дура-дурой, по-русски едва бормочет, лицо жёлтое, как пупавка, глаза враскос... И что же ты думаешь? От поклонников отбоя не было. Первый же твой Сморчевский с ума сходил...[41]
|
|
— Александр Амфитеатров, «Марья Лусьева», 1903 |
➤ |
Алые капли гвоздики, воздушные на тонких стеблях колокольчики, шелковистая дрёма, похожая на ветерок, заплутавшийся между травы, ярко блиставшие, подобные белому дню, головки пупавок, раковые шейки метёлками, напротив того, умерявшие свет тихой своей фиолетовостью, жёлтые лютики, чем-то напоминавшие пасхальные свечи в весеннюю ночь, и, наконец, у самой земли, разноцветные стайки анютиных глазок, похожих на маленьких девочек в ситцевых платьицах...[42]
|
|
— Иван Новиков, «Жертва», 1921 |
➤ |
Размокшее картофельное поле душно пахло картофельной же ботвой. Сергей Остифеич нагнулся, сорвал пупавку и растёр её в пальцах.
― Беги… чорт! ― сказал он, не глядя на татарчонка, и пихнул его в плечо. Тот вздрогнул, огляделся и побежал вон из ложбинки, спотыкаясь о гряды и крича что-то на своём языке.[43]
|
|
— Леонид Леонов, «Барсуки», 1924 |
➤ |
Опять шёл дождь. И когда он прошёл, из дачи выбежал маленький дачник и побежал по дорожке к калитке. Травка Пупавка прижалась к земле под его сандалькой. Потом он побежал по другой дорожке, через огород. А потом уже бегал в палисадник и собирал дождевых червей на всех дорожках.
Подул ветерок и прогнал последние тучи. Травки обрадовались и начали болтать. Вдруг они заметили, что травка Пупавка облысела. Облысела, как дядя Одуванчик. Ни одного-то на ней семечка!
— Где же твои детки-прилипалки, куда они девались? — зашелестели травки.
Но лысая травка Пупавка улыбалась и молчала.
— Верно, их смыло дождём? Тебе под корешок смыло? Ну и тесно же будет расти им весной!
— Нет, — ответила травка Пупавка, — совсем не будет тесно. Теперь всё очень-очень хорошо. И как я рада, что выросла посреди дорожки![47]
|
|
— Нина Павлова, «Травка-Пупавка», 1969 |
➤ |
В одиннадцать <лет> нашёл по определителю растений: сложноцветное, стебель гладкий, раскидисто-ветвистый, листья двояко-перисто-рассеченные, головки ― по одной на конце ветвей, цветоложе продолговато-коническое, полое, краевые цветки белые, язычковые; внутренние ― трубчатые, жёлтого цвета: Matricaria chamomilla, аптечная. (А что же тогда Anthemis nobilis, римская? Пусть лучше Anthemis nobilis, Цветок благородный. Он сразу захотел, чтобы его так звали: не Андрей Новиков, а Антéмис Нóбилис.) Лет сорока он мог сорвать ромашку или присесть перед ней и уставиться на десять минут, на пятнадцать, пока не увидит белой луны вокруг жёлтого солнца, потом белого нуля вокруг золотой дыры, потом белого опахала над сияющим ликом фараоном ― горного воздуха и вешнего жара.[48]
|
|
— Анатолий Найман, «Все и каждый», 2001 |
➤ |
Тропинка выводит меня на высокий холм. Сейчас я взберусь на него, упаду в траву и стану ждать. Здесь другой мир. По стеблю оранжевой пупавки ползёт прозрачно-зелёная тля. Ромашки и васильки покачиваются, словно в хороводе, высоко над моей головой. Там же игрушечными коньками перелетают подтянутые кузнечики. Рука нащупывает зрелую землянику.[49]
|
|
— Николай Крыщук, «Отступление» (рассказ), 2003 |
➤ |
Купырь лесной. Очиток едкий. Ветреничка лютичная. Мордовник обыкновенный. Тимьян Маршалла. Шалфей поникающий. Пупавка светло-жёлтая. Гониолимон татарский. Чудный народец! население России! Вот бы так людей окликать... Здравствуй, мол, касатик аировидный. Каково почивала ты средь мрака своих очей, милая, неподражаемая ветреничка лютичная? Здесь даже грубость легко свести до пустой укоризны: эх, ну что ж ты натворил, гониолимон татарский, мордовник ты после этого обыкновенный!..[53]
|
|
— Валерий Володин, «Повесть врéменных лет», 2009 |
...из окончательно не...специальной литературы...
➤ |
Как стебли — строки, рифмы как цветы.
В один букет завязываешь ты
Гвоздик загар и белую пупавку,
И просто приглянувшуюся травку,
Чей милый очерк может оттенить
Движенье чувств и мысли перевить.[44]:127
|
|
— Иван Новиков, «Соответствия», после 1947 |
➤ |
Мы ромашки звали — пупавки,
А щавель в лугах — столбецы.
Кто в названья их внёс поправки —
Может, деды, может, отцы, —
Мы не знали. А под кустами,
По оврагам и у ручья —
Там баранчики вырастали,
Так ли я говорю, друзья?..[45]:116
|
|
— Николай Браун, «Баранчики», 1954 |
➤ |
— Это жёлтая ромашка?
— Нет, совсем другая травка,
и зовётся эта травка
не ромашка, а пупавка.[66]
|
|
— Юрий Насимович, «Стихи о травах», 1970-е |
A p p e n d i X - 2
Ком’ ментарии
- ↑ Три последующих названия других растений, перечисленных также случайно, как и самая пупавка красильная, тем не менее, имеют за спиной вполне точный ботанический идентификатор (с позволения сказать). Несмотря на всю внешнюю вальяжность эпитетов и (снова повторю!) намеренную провокационность тона, тем не менее, все они представляют собой совершенно конкретные и корректные ботанические виды академического характера (выданные автором в необременительной для читателя форме перевода на русский язык с обще...человеческой латыни). Таким образом, не представляет труда выяснить, что «свиной хлеб персидского цикламена» представляет собою не что иное, как строго выдержанный Cyclamen persicum. Идущий вплотную следом за ним «сомнительный лопух» — не что иное как Arctium ambiguum, вероятный натургибрид, что, впрочем, нисколько не умаляет его многочисленных достоинств. Что же касается «расширенной церопегии» (или, по-ангельски говоря, «Condom Plant»), то в её лице мы сталкиваемся с популярным у коллекционеров видом Ceropegia ampliata. — Таким образом, круг снова замкнулся. Всё в порядке. Можно продолжать в том же духе.
Красная строка. Точка с запятой; И ещё одна красная строка, немного ниже, чем полагается.
- ↑ Кстати сказать, небесполезно было бы узнать (хотя бы примерно) состав, а если повезёт, то и формулу этой «первозданной глины», из которой происходила лепка (равно религиозная, естественно-научная или спекулятивная). И главное: откуда удалось изыскать столь практичный и удобный в использовании материал в условиях начального хаоса. Во всяком случае, это могло бы дать ключ к более точному..., а может быть, даже научному пониманию, из чего состоит их хвалёная антропоморфность. И может быть, даже найти к ней некие дополнительные или нейтрализующие средства (кроме давно известных..., и таких же антропорфных, как и сам этот антроп, божьей милостью).
- ↑ Хотя бы потому уже, что родившись (на этом свете), начинать более — нé с чего. Только с неё, родимой. Тем более, если родился человеком, от человека и среди людей, уже заранее получив, так сказать, тройную порцию. И тогда других вариантов не остаётся. Они все упакованы на всю жизнь — как в чемодане. С соответствующей биркой. Концентрат, который приходится разбавлять водой. По вкусу. Или без оного. Тут уж выбора нет. Всегда и для всех, она одна — необходимое и неизбежное начало. Первый шаг. Середина первого шага. Окончание первого шага. А также — и всех прочих шагов, вплоть до последнего (через отрицание или более сложное сложение), если успеть его заметить, конечно. Пронизывая всё сущее, существующее и все существа, наконец, она — не более и не менее, чем формула Бога. Что же касается до всех прочих так называемых «случаев» или «исключений», когда якобы «обходится без неё», то это — не более чем риторика (болтовня). Продиктованная духом противоречия или неприсутствия. Кстати: и тот, и другой — всего лишь варианты или, если угодно, формы её приземлённого существования. Пожалуй, пока достаточно.
- ↑ На самом деле «никаких лепестков», конечно. Цветы пупавки совершенно типичные для сложноцветных (потому так и называемых, что каждый цветок у них — не цветок, а соцветие). По краю идут так называемые язычковые цветки (видимые как лепестки). А в центре — трубчатые (нечто вроде серединки). Обыкновенная ромашка. Но только — всё жёлтое. Без малейшеего позыва на контраст.
- ↑ Даже среди пупавок, между прочим, цветовая тавтология не пользуется большим одобрением или, тем более, спросом. Самые распространённые виды (Пупавку полевую или собачую, например), вообще невозможно отличить от ромашек (они и есть для всех — ромашки, само собой). Особенно, если не специалист в поле пришёл. Белые лепестки, жёлтая серединка, зелёная ботва. Всё обычно, всё как принято. Вот и вся «тинктория».
- ↑ Собственно, ничего особенно мудрёного в этом слове нет. За исключением, разве что, всего одного маленького обстоятельства. Дело в том, что оно, употреблённое в качестве точного антропоморфного термина (из области реверсивной психологии, вероятнее всего), тем не менее, носит сугубо закрытый характер и остаётся (якобы) без пояснений. Будто бы реверсия в форме диверсии. — Впрочем, нет, не так. На самом деле, если дать себе малый труд, всё обстоит в точности наоборот.
- ↑ В своё время..., точнее говоря, это было весной 2015 года, этот малый аппендикс-1 в виде дополнительно сокращённого, стандартизованного и оболваненного огрызка был подарен, как несомненный раритет (при драгоценном посредстве m-lle Анны) — российской википедии. Точнее говоря, одному из проектов фонда викимедиа: русскому цитатнику, где и существует до сих пор в затрапезном виде. Если кто желает, может проверить. Вот ссылка, без лишних слов: Пупавка, называется.
Ис’ точники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 М.Н.Савояров, «Тучный» (1911). «Замётки и помётки» к сборнику «Стихи я»: (1901-1940 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ Иллюстрация — Helianthus annuus. Asteraceae, Sonnenblume, Habitus. — Photo: 16 iuli 2009, Stutensee, Germany.
- ↑ Даниил Хармс. Собрание сочинений: в двух томах. — Мосва: Виктори, 1994 г. — том второй, случаи.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Юр.Ханон «Книга без листьев» (или первая попытка сказать несказуемое). — Сан-Перебург, Центр Средней Музыки, 2014 г.
- ↑ 5,0 5,1 С.О.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г.
- ↑ И.С.Пургенев. «Накануне». «Отцы и дети». — Мосва: «Художественная лит...ература», 1979 г.
- ↑ Иллюстрация — Senecio vulgaris (Gewohnliches Greiskraut) an der Saar in Saarbrucken (17 april 2013).
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Библия (синодальный перевод). 1876 год. — Бытие (Первая книга Моисеева). Глава 1: 26-27.
- ↑ У. И. Шекспир. «Гамлет. Макбет». — М.: АСТ, серия: эксклюзивная классика, 2019 г.
- ↑ Д. Е. Алигьери. Божественная комедия. — М.: АСТ, серия: классики детям, 2016 г.
- ↑ М.Н.Савояров, «Альпака» (1909), Замётки и помётки, куплеты из сборника «Не в растения» (1902-1934 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ 12,0 12,1 Иллюстрация — Пупавка красильная, Cota (Anthemis) tinctoria, растение 5 месяцев, культивар автора, небольшое соцветие во всё поле («цветок» 32х9).
- ↑ Boutlerow A. Faits pour servir à l'histoire des dérivés méthyléniques. — Bulletin de la Société chimique de Paris. — 1861. — P.90
- ↑ 14,0 14,1 Юр.Ханон, «Тусклые беседы» (цикл регулярных статей, еженедельная страница обструктивной критики). — Сан-Перебург, газета «Сегодня», апрель-октябрь 1993 г.
- ↑ Библия (синодальный перевод). 1876 год. — От Иоанна святое благовествование (Евангелие). Глава 1: 1-5.
- ↑ Юр.Ханон. «Альфонс, которого не было» (издание первое, «недо’работанное»). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» & «Лики России», 2013 г., 544 стр.
- ↑ Иллюстрация — Inula hirta (девясил шершавый), Tauberland, Germany (12 mai 2007).
- ↑ М.Н.Савояров, «Переход» (1919). «Подмётки» к сборнику «Вариации Диабелли» (1903-1929 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ А. М. Бутлеров. Сочинения в трёх томах. — Мосва: Издательство Академии Наук СССР, 1953-1958 гг. — Том первый.
- ↑ Юр.Ханон, «Мусорная книга» (том первый). — Сана-Перебур. «Центр Средней Музыки», 2002 г.
- ↑ Эр.Сати, Юр.Ханон. «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Сан-Перебург: Центр Средней Музыки & изд.Лики России, 2010 г. — 682 стр.
- ↑ Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус. «Два Процесса» или книга без-права-переписки. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012 г. — изд.первое, 568 стр.
- ↑ 23,0 23,1 Юр.Ханон. «Чёрные Аллеи», или книга, которой-не-было-и-не-будет. — Сан-Перебур, Центр Средней Музыки, 2012 г. — 648 стр.
- ↑ Пушкин А. С. Полное собрание сочинений, 1837-1937 гг. В 16 томах. Том первый. — Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери» (1830).
- ↑ Иллюстрация — Пупавка полевая в поле, коммунальное растение (communis) множественная. (Anthemis arvensis). Испания, Валенсия, 27 февраля 2008 г.
- ↑ Юр.Ханон. «Три Инвалида» или попытка с(о)крыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- ↑ Иллюстрация — Астра дикая (итальянская), Aster amellus cv. Rudolf Goethe. 20 se 2015.
- ↑ Иван Фёдоров. Острожская Библия. «Отче наш». — Острог: Острожская типография князя Константина Острожского, 1581 г.
- ↑ Юр.Ханон, Аль Алле. «Мы не свинина» (малая ботаническая энциклопедия). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012 г.
- ↑ А. П. Межиров, «Артиллерия бьёт по своим»: избранные стихотворения последних лет. — Мосва, «Зебра», 2006 г.
- ↑ Юр.Ханон, «Мусорная книга» (том второй). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2002 г.
- ↑ Иллюстрация — вечерний закат солнца (Португалия), в общем, всё сравнительно недавно. — Por do Sol Chapada Diamantina, 8 mai 2015.
- ↑ Юр.Ханон. «Уходящая книга» (вид со спины). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2020 г.
- ↑ М.Н.Савояров, «Детское место», колабельная (1900). «Замётки и помётки» к сборнику «Кризы и репризы» (1907-1927 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.
- ↑ Юр.Ханон. Н.Колодников. «Человек, которого не было...». — Рига, Сан-Перебур: «ещёнепознер», youtube.com, 14 октября 2021 г.
- ↑ М.Н.Савояров, «Нас...ледие» (1917). «Замётки и помётки» к сборнику «Посиневшие философы» (1903-1924 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ 38,0 38,1 38,2 Н.В.Гоголь. Конспект книги П.С.Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768-1773 гг.» — 3 ч. СПб. 1773—1788 г.
- ↑ 39,0 39,1 С.Т.Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». — Мосва: «Правда», 1987 г.
- ↑ 40,0 40,1 И.С.Пургенев. «Накануне». «Отцы и дети». — Мсва: «Художественная литература», 1979 г.
- ↑ 41,0 41,1 А.В.Амфитеатров, Собрание сочинений в 10 томах, том второй. — Мосва: НПК «Интелвак», 2000 г.
- ↑ 42,0 42,1 И.А.Новиков. «Золотые кресты»: Роман. Повести и рассказы. — Мценск, 2004 г.
- ↑ 43,0 43,1 Л.М.Леонов, Собрание сочинений в 10-ти томах. Том второй. — Мосва: «Художественная литература», 1983 г.
- ↑ 44,0 44,1 И.А.Новиков. Под родным небом. Стихотворения разных лет. — Мосва: Советский писатель, 1956 г. — 308 с.
- ↑ 45,0 45,1 Н.Л.Браун. Стихотворения. — Лениград: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1968 г.
- ↑ 46,0 46,1 Б.А.Горзев. Словарик эрудита (редакционная колонка). — Мосва: «Химия и жизнь», № 6, 1967 год
- ↑ 47,0 47,1 Н.М.Павлова, Загадки цветов (рис.Е.В.Бианки). – Лениград: Детская литература, 1977 г. — 93 с.
- ↑ 48,0 48,1 А.Г.Найман, Все и каждый. — Мосва: журнал «Отябрь», №3 за 2001 г.
- ↑ 49,0 49,1 Н.Крыщук. «Отступление». — Мсва: жернал «Зезда», №6 за 2003 г.
- ↑ 50,0 50,1 Г.Фёдорова, Надёжное укрытие. — Мосва: «Сад своими руками», июль 2003 г.
- ↑ 51,0 51,1 51,2 51,3 51,4 Ю.Комаров, Лечит не лечит... — Мосва: «Сад своими руками», июль 2003 г.
- ↑ 52,0 52,1 52,2 Т.Койсман, От альпинария к цветнику. — Мосва: «Сад своими руками», сентябрь 2003 г.
- ↑ 53,0 53,1 Валерий Володин. Повесть врЕменных лет. — Сарратов: журнал «Волга», № 5-6, 2009 г.
- ↑ 54,0 54,1 В.Бубырева, И.Сорокина, Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. — Сан-Перебур: Товарищество научных изданий КМК, 2021 г.
- ↑ 55,0 55,1 55,2 Т.Ильина, Аптечный огород. Справочник целебных трав, которые вы можете вырастить сами. — Мосва: Эксмо, 2022 г.
- ↑ 56,0 56,1 Полной Французской и Российской Лексикон с послѣдняго издания Лексикона Французской Академии. от L до Z. Часть II. — Сан-Перебургъ: печатано в императорской типографии, 1786 г.
- ↑ Г.Г.фон Шуберт. Руководство к естественной истории: Часть I. — Дерпт: 1841 г.
- ↑ А.М.Бутлеров Сочинения в 3 томах. Том первый. — Мосва: Издательство Академии Наук СССР, 1953-1958 гг.
- ↑ Н.А.Майсурян, Определитель семян и плодов сорных растений. Издание 2-е, перераб. и доп. — Мосва: Колос, 1978 г.
- ↑ И.Пескова, Растения России. Определитель (ред. Целлариус Е.Ю.) Серия: наглядный определитель. — Мосва: АСТ, 2015 г.
- ↑ М.Опекунова, Биоиндикация загрязнений. — Сан-Перебур: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 г.
- ↑ С.Майоров, А.Скворцов, А.Крылов, Калужская флора: аннотированный список сосудистых растений Калужской области. — Калуга: Товарищество научных изданий КМК, 2018 г. — 763 стр.
- ↑ Сказания русского народа о семейной жизни своих предков, собранные И. Сахаровым. 2-е изд. — Санкт-Петербург : Гуттенбергова тип., 1837 г.
- ↑ Н.М.Альбов. Очарованный Абхазией. Жизнь и странствия Николая Альбова. Дневники, статьи, письма, воспоминания. — Ссухум: 2016 г.
- ↑ Н.В.Галкина, «Вилла Рено». — Сан-Перебур: журнал «Нева», №1 за 2004 г.
- ↑ Ю.А.Насимович. Книга о травах. — М.: журнал «Тёмный лес», 2018 г.
- ↑ Иллюстрация — Церопегия амплиата (Ceropegia ampliata, так называемый «condom plant»). Десятилетнее оранжерейное растение в цвету (2 мая 2009). Фотография была опубликована на стр.8 интервью «Не современная не музыка».
Лит’ература (в рамках тавтологии)
- Д.Губин, Юр.Ханон. «Музей Вождей». — Лениград: программа «Монитор» от 8 апреля 1990 г.
- Д.Губин «Игра в дни затмения» (Юрий Ханон: интервью). — Мосва: журнал «Огонёк», №26 за 1990 г. — стр.26-28
- Юр.Ханон «Музыка эмбрионов» (интервью с Максимом Максимовым). — Лениград: газета «Смена» от 9 мая 1991 г., стр.2
- Юр.Ханон. «Лобзанья пантер и гиен». — Мосва: журнал «Огонёк» №50 за декабрь 1991 г. — стр.21-23
- Юр.Ханон, «Скрябин умер, но дело его живёт» (интервью с Кириллом Шевченко). — Ленинград: газета «Смена» от 13 ноября 1991 г., стр.7
- С.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г., стр.11
- Юр.Ханон. «Александр Николаевич (январские тезисы)...» (к 120 годовщине со дня рождения А.Н.Скрябина). — Сан-Перебург: газета «Смена» от 7 января 1992 г. – стр.6 (и последняя)
- Юр.Ханон. «Моя маленькая ханинская скрябиниана». — Мосва: журнал «Место Печати» №2 за 1992 г. — Приложение: к 120-летию со дня рождения А.Н.Скрябина, стр.102-135.
- Юр.Ханон: «Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава» (во всех смыслах). — Сан-Перебург: «Ле журналь де Санкт-Петербург», № 4 за 1992 г., стр.7
- Юр.Ханон. «Несколько маленьких грустных слов по поводу годовщины усов» — Сан-Перебург: газета «Смена» от 6 января 1993 г. – стр.7
- Юр.Ханон, «Разговор с психиатром в присутствии увеличенного изображения Скрябина», — Москва: журнал «Место печати», №4 за 1993 г.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо». — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» & изд.«Лики России», 1995 г. — том 1. — 680 с. — 3000 экз.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо» (издание второе, до- и пере’работанное). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» 2009 г. — том 1. — 680 с.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо» (часть вторая), издание уничтоженное. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки & те же Лики России, 2002 г. — 840 стр.
- «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. — 836 стр.
- Эр.Сати, Юр.Ханон «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Санкта-Перебурга: Центр Средней Музыки & Лики России, 2011 г.
- Юр.Ханон «Альфонс, которого не было» (или книга в пред’последнем смысле слова). — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & Лики России, 2013 г. — 544 стр.
- Юр.Ханон. «Вялые записки» (бес купюр). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. (сугубо внутреннее издание). — 121 стр.
- Юр.Ханон, «Мусорная книга» (в трёх томах). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. (внутреннее издание)
- Юр.Ханон. «Не современная не музыка» (интервью). — Мосва: жернал «Современная музыка», №1 за 2011 г. — стр.2-12
- Юр.Ханон, Аль Алле. «Мы не свинина» (малая ботаническая энциклопедия). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012 г.
- Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус «Два Процесса» (или книга без права переписки). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г. — 624 стр.
- Юр.Ханон «Чёрные Аллеи» (или книга, которой-не-было-и-не-будет). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г. — 648 стр.
- Юр.Ханон, Аль Алле. «Не бейтесь в истерике» (или бейтесь в припадке). Третий сборник (второго мусора). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г.
- Юр.Ханон «Три Инвалида» или попытка с(о)крыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- Л.А.Латынин, Юр.Ханон. «Два Гримёра» (роман с пятью приложениями). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г.
- Юр.Ханон «Книга без листьев» (или первая попытка сказать несказуемое). — Сан-Перебург, Центр Средней Музыки, 2014 г.
- Юр.Ханон, «ПАР» (роман-автограф). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2015 г.
- Юр.Ханон «Неизданное и сожжённое» (на’всегда потерянная книга о на’всегда потерянном). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015 г.
- Юр.Ханон «Животное. Человек. Инвалид» (или три последних гвоздя). — Санта-Перебура: Центр Средней Музыки, 2016-bis.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Через Трубачей» (или опыт сквозного пре...следования). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г.
- Юр.Ханон, Эр.Сати. «Малая аркёйская книга» (или скрытый каталог школы иезуитов). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2021 г.
См. так’ же
см. д’альше →
Автор : Юр.Ханон. Все права сохранены. Auteur : Yuri Khanon. All rights p...reserved.
- * * * эту статью (при всех равных) может править
только сам Автор.
— Всякие желающие сделать замечания или заметки, могут запастись тавтологическим терпением или отправить семенной материал через Корнелия Луция Тавта.
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|
|