Девясил (Натур-философия натур. Плантариум)

Материал из Ханограф
(перенаправлено с «Inula»)
Перейти к: навигация, поиск
9 сил
 ( не считая четвёртой )
авторы: Юр.Ханон  &  Анн.t'Харон
« Бальзам на душную » « Бальзам как на духу́ »

Ханóграф: Портал
NFN.png


Содержание



Belle-Lt.png девять её сил...Belle-Rt.png
на фоне его слабости ...

И ещё, что было сил,   
Обожаю девясил...[1]     

( М.Савояровъ )


...са́м ты..., девясил шершавый...
Девясил шершавый (Германия) [2]

д
евяси́л или жёлтый цвет (лат. Ínula) — чтоб вы впредь знали, тáк (или примерно так) называются [комм. 1] травянистые многолетние лекарственные растения из рода девясил семейства астровых (или сложноцветных, если по-старому).[комм. 2]

  Почти тотемное название девясил (девятисил, девять сил), дивосил или, тем более, живосил — говорит само за себя без посторонних подробностей и таких же объяснений. Подобно большинству местных локализаторов органического страха обезьяны перед силами природы внешней (а равно и бессилиями природы внутренней), девясил наделялся магическими свойствами у большинства племён, кланов и народностей, на которые приходились его места произрастания. Рослые (почти вровень с человеком или даже превосходящие),[комм. 3] высокие и выносливые растения, растущие кустом, привлекали внимание и вызывали закономерную зависть: желание становиться подобным.[3]

  Кроме того, лучистые золотые цветы, имеющие внешнее сходство с солнцем или жёлтой звездой действовали, отчасти, гипнотически и были способны возбуждать ритуальные комплексы. Именно отсюда, из этого места, как нетрудно догадаться, и произрастает высокое значение девясила (мозжечковое, напрямую соответствующее языческим традициям) как растительного символа (Inula) во многих поли’теистических культах (не исключая друидов, разумеется). Немногие... уцелевшие свидетели утверждают, — зачастую было так: девясил помещался в центре капища и участвовал как «девятая сила» в процессе заклинания сил природы, в том числе и прямых..., продуктивных, не считая девяти месяцев беременности (и даже оргиастических, как наверное выразился бы Саша Скрябин)... Семьям, селениям, кланам, стаям и племенам хотелось, чтобы это растение постоянно находилось в центре и на окраине их территорий, охраняя и оберегая от болезней и — врагов. Несомненно, что именно по этой причине культурные формы, насаждаемые тысячелетиями, настолько распространились, что первоначальный ареал дикорастущего вида оказалось попросту невозможно определить.

  Девясил высокий относится к числу древнейших (не только профессий, с позволения сказать, но и) лекарственных растений, которые систематически применяли врачи эпохи Гиппократа, Диоскорида, Плиния..., а также Плиния, Диоскорида и Гиппократа, не исключая, впрочем, и всех остальных времён. Те же, в свою очередь, заимствовали культуру «солнечного цветка Ра» (или Ре) напрямую из Египта — подобно большинству своих традиционных «научных» знаний. Там же, в свою очередь, девясил имел важнейшее культовое значение (в том числе, для бальзамирования священных трупов) и выращивался в больших количествах, часто наряду... или даже вместе с кано́пером. — Дым до небес..., даже дух захватывает.

  — Кстати, о птицах..., культовую связность канупера и девясила приметили не только египтяне времён Среднего Царства (не говоря уже о Древнем). К примеру, спустя пару-тройку тысяч лет для пижмы бальзамической и в средней полосе России было весьма распространено название «девятисильник благо’вонный» — типично средне-русское тотемное имя, которое скорее отражает похвалу и крайнее уважение крестьянского населения или кочевников к этому завозному «сорняку». Такое имя, «девятисильник» (или девясил) — говорит о высочайшей оберегающей (и лечебной, как следствие) оценке значения и того, и другого растения. «Девятисильный», — значит, по девяти силам лечит, практически, по всем какие есть, да ещё и к тому же наверняка нечистую силу отпугивает... по всем девяти лучам своего солнечного могущества...

С (первого) разу и не разберёшь: цветок это или какое-то подобие
гóспода бога, вездесущего и всемогущего...[4]

  Вслед за ветхими эллинами, опустившими применение «девяти’сила» (равно как и многих других египетских знаний о растениях) до утилитарного уровня прикладной медицины, это растение также нашло своё место во врачебной практике Авиценны и тысячи других лекарей «мягкого» Востока.[комм. 4] Девясил высокий как одно из эффективных растительных средств был описан во враческих & врачебных трактатах, в первую очередь, Диоскорида, отличившегося при Нероне; затем — трагически погибшего Плиния старшего и, разумеется, краеугольного Гиппократа. О бальзамировании, само собой, предпочитали особо не вспоминать.

  Как следствие всего перечисленного естественно-исторического бреда, в древней Греции и почти таком же Риме девясил стали использовать на всё более широкую широкую ногу, — причём, не только в качестве лекарственного средства, но и ради скуки или разнообразия. В частности, из него научились готовить самостоятельные оригинальные блюда (рецептура прилагается ниже), а также — в качестве божественной приправы к таким блюдам, говорить о которых (всуе) совсем не хотелось бы. В средние века (вместе со «священным» бальзамом канупера) девясил входил в число растений, обязательных (или настоятель...но рекомендованных) для монастырских садов и городского озеленения.

  Ничто в товарном производстве не должно оставаться неохваченным, даже божество (на всякий случай). В пищевой промышленности девясил (высокий) используют при изготовлении кондитерских изделий, для ароматизации вин, а также рыбы и других пищевых продуктов (последнее особенно трогательно). Также не стоило бы забывать, что девясил — неприхотливое и выносливое культурное растение, часто его садовые сорта используют для насаждений и декорирования влажных мест в парках, вдоль дорожек, тропинок, шоссе и железных дорог, а также отмывания выделяемых на эти цели соответствующих бюджетных средств. Последнее обстоятельство, как не трудно догадаться, играет особо важную роль в дальнейшем продвижении солнцеликих кустов девясила в область народного хозяйства такой же страны, а также в совершенствовании республиканских форм правления и у...правления российской действительностью.

  Не замахиваясь на слишком многое..., наскоро завершу: скромно и скупо, почти без слов. Как Мендельссон...[5]
  Итак..., сегодня приходится лишний раз признать, что языческие «девять сил» в полной мере выполнили свою функцию (маленького, местного) индикатора... и (такого же) провокатора.[6] Иудо-христианская цивилизация исключительных потребителей, за последние две тысячи лет распространившая своё господство на три с половиной континента, тем не менее, решительно упустила — главное пространство своего (не)влияния, через которое она пришла к власти, и через которое — конечно же, уйдёт обратно... Этот континент, чтобы не называть его нехорошим именем, — он находится глубоко внутри всякого из них, бравых обывателей своего маленького мира: и каждого вместе, и всех порознь. Всегда внутри. Без различий и уточнений. — О чём бы ни шло дело. И своё объемлющее влияние он проявляет как раз там, где и находится: внутри... В точности так, и я не побрезгую повторить: внутри. Без различия масштаба или размера, времени или места: внутри народов и государств; внутри групп и кланов; внутри племён и времён..., в конце концов, даже внутри по́лости этой (трижды) прекрасной обезьяны, отчего-то привыкшей называть себя — человеком. Именно там он и проиграл своё главное сражение.[7]:601 Оставив на месте девяти сил — всего лишь две..., от силы — три (силы, да и те — полуживые). И с каким-то изуверским наслаждением променяв все остальные (сначала пять, а затем и ещё четыре) — одну за другой — на очевидную девяти’слабость...

Так во́т, значит, о чём они предпочитают всякий раз умалчивать,      
    (не) глядя на этот девяти’сильный цветок...,
              девятичного подобия нутряного солнца.




A p p e n d i X

маленький цитатник 9-д

( для особо ослабевших особ )

Всё сломала, всё скрутила...     
Ну, я говорю, ― и сила!..,      
Или даже девять сил.[8]        

( М.Савояровъ )


...высокий девясил, очень высокий, выше не бывает...
Девясил высокий ( нас... Турция )

 ...в двух словах...  (о девятисиле)


➤   

Девясил противостоит яду, облегчает больную грудь, освещает и даёт сердцу радость и усладу.

  — В.Х.фон Хо́хберг, из книги «Сыч, атакуемый птицами», 1675
➤   

Тот корень <девятисильный> истолочь и смешать с мёдом пресным... и принять его по утру и вечером, сколько захочется, и от того <...> вредная мокрота густая изнутри изгонится.[9]

  — Симеон Половцев, «Вертоград Прохладный», конец XVII века
➤   

Я всех бессильнее, когда один счисляюсь,
Но если к одному из братьев прилепляюсь,
Я больше в девять раз прибавлю сил его...[10]

  Адриан Дубровский, «Есть братьев у меня великое число...», 1756
➤   

...примѣтили мы великое множество самопроизвольно растущаго девясила (Inula Helenium), котораго корень жители употребляютъ въ разныхъ припадкахъ, натопивъ оной въ квасý.[11]

  — Иван Лепёхин, «Дневные записки путешествія доктора и Академіи Наукъ адъюнкта...», 1768
➤   

Иное дело засечка, опухоль или, например, сап; тут сейчас видно: глаза гноятся, сопли текут ручьём — давай ей антимонии, да серы горючей, да девясильного корня, авось и поправится.

  Николай Некрасов, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», 1843
➤   

На песчаных же островах и мелях реки Оки много белокопытника и девясила. <...>
По дороге от Мурома: Inula foetida, вонючий девясил.[12]

  — Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849
➤   

...тучный чернозём, оставленный без обработки, покрывается сорными травами: полыном, чернобыльником, девясилом, репейником и другими...[13]

  — Егор Дриянский, «Записки мелкотравчатого», 1857
➤   

Къ концу іюня и въ началѣ iюля начинаютъ цвѣсти растенія, отличающіяся своимъ ростомъ; <...> девясилъ, или карандысь, съ самымъ большимъ изъ сложныхъ цвѣтковъ между здѣшними дикими растеніями, отчего онъ называется также польскимь подсолнечникомъ.[14]

  — Григорий Потанин, «Полгода в Алтае», 1859
➤   

Корень девясила употреблялся для жевания от зубной боли; <...> По другому травнику, от побоев и ран рекомендовали <...> девятисил (или девясил)...[15]

  — Николай Костомаров, «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа...», 1860
➤   

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился...[16]

  — Николай Некрасов, «Орина, мать солдатская», 1863
➤   

А вот у самых ваших ног растёт здесь благовонный девясил, он утоляет боли груди; подальше два шага от вас, я вижу огневой жабник, который лечит чёрную немочь...

  Николай Лесков, «На ножах», 1870
➤   

Девясил — траву здоровья
В ночь русалка поливает.
Девясил, слыхать в народе,
Девять сил в себе скрывает.[17]:332

  Йован Йованович-Змай (перевод Михаила Исаковского), «Девясил», ~1871
➤   

Накануне Аграфены Купальницы, за день до Ивана Купалы, с солнечным всходом по домам суета поднимается. Запасливые домовитые хозяйки, старые и молодые, советуются, в каком месте какие целебные травы в купальские ночи брать; где череду от золотухи, где <...> зверобой, ромашку и девясил...[18]

  — Павел Мельников-Печерский, «В лесах» (книга вторая), 1874
➤   

По всей средней Европе сильно распространен Д<евясил> обыкновенный, или высокий, I. Helenium L., который собственно один только и зовётся Д<евясилом> в русском народе (также девятисил, девясильник, дивосил, дикий подсолнечник).[19]

  — Александр Антонов, «Девясил» (словарь Брокгауза и Ефрона), 1907
➤   

Но народный опыт, передающийся из поколения в поколение и уходящий своими истоками в глубь веков, убеждает, что и тут не обошлось без растительных красок, извлечённых из диких растений. С незапамятных времен известно, что <...> корни девясила, вымачиваемые с азотистым аммонием (а в народной практике ― с мочой), дают <ткани> синюю окраску.[20]

  — Зинаида Короткова, Ростислав Фёдоров, «Цветно платьице не носится...», 1970
➤   

Идя по сыроватому лугу, вы обязательно обратите на него внимание. Уж очень он заметен: стебель девясила нередко достигает двух метров в высоту! <...> В земле девясил прячет короткое, толстое, мясистое корневище, от которого отходят толстые корни. Именно они используются с лечебной целью.[21]

  Алексей Быков, «Девять сил», 1970
➤   

В этом растении впервые был обнаружен углевод инулин, которого в его корневище до 44%. По латинскому названию растения (Inula helenium L.) вновь открытое вещество и получило своё имя. Инулин ― это полисахарид, состоящий из 30-36 остатков сахара фруктозы. Сам инулин особой сладостью не отличается, но его можно превратить в сладкую фруктозу...[21]

  — Алексей Быков, «Девять сил», 1970
➤   

Одни авторы считают родиной <девясила> Среднюю Азию, другие указывают в качестве неё Апеннинский и Балканский полуострова. В ряде районов Европы, а также в Малой Азии, Японии и Северной Америке встречается лишь в одичавшем состоянии на лугах... <...> Древние римляне использовали корневище девясила как лечебное средство и в качестве овоща.[22]

  — Франтишек Стары, «Лекарственные растения», 1982
➤   

Научное название рода Inula (от греческого inaein — очищать, опорожнять) указывает на его лекарственное действие. <...> Как сырьё используется подземная часть девясила. Корневища могут употребляться при приготовлении пудингов, конфет и др. <...> Корни и корневища девясила обладают отхаркивающим, противовоспалительным и желчегонным действием.[23]:21-22

  — Михаил Кудинов и др., «Пряно-ароматические растения», 1986
...высокий девясил, очень высокий, выше не бывает...
Девясил высокий
( рис. Ивана Шишкина ) [24]
➤   

Корни и корневища девясила содержат значительное количество инулина (до 40%) и могут использоваться для получения фруктозного сиропа и патоки точно так же, как цикорий. Инулин и назван так потому, что впервые обнаружен в девясиле, латинское название которого — инула. <...> Внешний вид девясила настолько характерен, что он определяется даже из окна движущегося поезда.

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

Поскольку, как и лопух, девясил содержит много инулина, из него можно сварить варенье по тому же рецепту, только оно будет иметь очень сильный запах. Готовят из девясила и самостоятельные блюда — кисель, засахаренные корни, которые скорее являются лекарством, а не пищей.

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

Поскольку, как и лопух, девясил содержит много инулина, из него можно сварить варенье по тому же рецепту, только оно будет иметь очень сильный запах. Готовят из девясила и самостоятельные блюда — кисель, засахаренные корни, которые скорее являются лекарством, а не пищей. <...> в Средневековье вырабатывалось вино, настоянное на девясиле, — «Напиток святого Павла», применявшееся как лекарство.

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

К концу лета по сырым лугам и полянам вырастают мощные растения девясила высокого: прикорневая розетка широких опушённых листьев служит основанием для полутораметрового цветоноса, несущего жёлтые, ромашкоподобные цветки.[25]

  — Юрий Карпун, «Природа района Сочи», 1997
➤   

...свежих сосновых побегов нарвал, полынь на лугу отыскал и цветы девясила. Засыпал всё это в жирный после утиного супчика казан и, долив озёрной водицы, поставил на огонь. Варево вышло горьковатое, но приятное и хорошо пахло.[26]

  — Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985
➤   

Было время гаданий, святочных забот, момент окуривать курятники смолою с девясилом, что спасает, как известно, кур от домового да курьей чумки...[27]

  — Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003
➤   

...в этом стихе <Библии> на языке оригинала ― иврите ― употреблено слово, обозначающее не крапиву, а девясил вязкий (Inula viscose), хорошо известное в Израиле травянистое растение, содержащее едкий сок. Это растение семейства сложноцветных росло и продолжает расти практически повсеместно, образуя обширные заросли вдоль сухих русел рек, на песчаных отмелях и пустырях. Оно вполне могло служить для евреев таким же символом запустения, каким для русских является крапива.[28]

  — Игорь Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений», 2006
➤   

На набережной расцвели незнакомые прежде красивые жёлтые цветы ― девясил. <...> Записи, письма, мысли о стареющих друзьях, о собственной работе то и дело возобновляют чувство, что в каком-то возрасте доходишь до предела, дальше начинаешь лишь повторяться.[29]

  — Марк Харитонов, Стенография конца века. Из дневниковых записей, 19 июля 2008
➤   

Однажды принёс траву Herba Hellenium, которая якобы придаёт невероятную силу и по-русски называется девясил. <...> Но Алексею Фёдоровичу всё равно ничего не помогало.[30]

  — Аза Тахо-Годи, «Жизнь и судьба» (Воспоминания), 2009
➤   

В народной медицине используют также <...> девясил шершавый, девясил жёстковолосистый, девясил волосистый, гвоздичка, горицвет лесовой, дивуха, сладкое зелье, нашатырка, сидач, суховерх, суховершки, чайная трава, чёртогон (Inula salicina L.)...[31]:349

  — Екатерина Донецкая, «Лекарственные растения в быту, медицине, косметике» (том второй), 2017
➤   

Вот помню, в какой-то книге вычитал, девясил есть такая трава. Красивое название, а что за трава, не знаю.[32]

  — Алексей Слаповский, «Большая Книга Перемен», 2010
➤   

Отвары и настои корней и корневищ девясила высокого применяют <...> при поносах, вызванных хроническим энтероколитом и привычных запорах. Используется против веснушек и пигментных пятен...[33]:89

  — Валерий Данилов, «Прекрасный сад своими руками», 2012
➤   

Листья девясила прикладывают к ранам для более быстрого заживления; также они ускоряют созревание фурункулов. <...> Проявляет женственность, особенно у представительниц прекрасного пола с именем Анна.[34]

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» («Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Девясил пробуждает уснувшую человечность в людях и окрашивает жизнь в новые цвета... <...> Снижает вероятность аварий на дорогах. <...> Девясил повышает улыбчивость. <...> Девясил нейтрализует такое качество, как упрямство.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» («Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Девясил в случае массового применения на уровне государств вполне может повлиять на снижение количества оружия на планете.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020

...а девясил британский — отчего-то в Германии...
Девясил британский ( Хермания ) [35]

 в строгой п’розе... (о девяти силах)


➤   

Девясил противостоит яду, облегчает больную грудь, освещает и даёт сердцу радость и усладу. То есть, кто любит Божье слово и церковь, без печали преодолевает невзгоды жизни...[комм. 5]

  — В.Х.фон Хо́хберг, из книги «Сыч, атакуемый птицами», 1675
➤   

Тот корень <девятисильный> истолочь и смешать с мёдом пресным... и принять его по утру и вечером, сколько захочется, и от того кашель успокоится и вредная мокрота густая изнутри изгонится. Тот же корень вареный в вине и подслащенный сахаром хорошо, и принятый тяжело дышащим помогает.[9]

  — Симеон Половцев, «Вертоград Прохладный», конец XVII века
➤   

По реке Черемшану, по луговой стороне, обширные и тучные поля, по правую гнездовые перелески, наполненные дикими розами.
Растёт множество девясилу (Inula Helenium). В берёзовых перелесках гордится алыми шапками Барская спесь. Lychnis chalcedonica. <...> Золотая сарацинская лоза, Senecio saracenicus, покрывает горы. Благовонный девясил, Inula odorata, Большой ландыш, Hemoracalis liliastrum — по горам.[36]

  — Николай Гоголь, Заметки по этнографии (Травник Симбирский), 1850
➤   

Къ концу іюня и въ началѣ iюля начинаютъ цвѣсти растенія, отличающіяся своимъ ростомъ; кипрей цвѣтетъ по пустошамъ и покрываетъ малиновымъ цвѣтомъ цѣлыя полосы на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ весной цвѣла рута; <...> девясилъ, или карандысь, съ самымъ большимъ изъ сложныхъ цвѣтковъ между здѣшними дикими растеніями, отчего онъ называется также польскимь подсолнечникомъ.[14]

  — Григорий Потанин, «Полгода в Алтае», 1859
➤   

Корень девясила употреблялся для жевания от зубной боли; ирной корень настаивался на водке и давался от удушья... По другому травнику, от побоев и ран рекомендовали травы девятисил (или девясил), хмельник, ужик и папутник.[15]

  — Николай Костомаров, «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», 1860
➤   

Немалая слава шла про «девясил» (девятисил, дивосил) — траву, таившую в себе средство от болезней сердца, а потому в иных местностях прямо и прозывавшуюся «сердечною». Помогала она, по словам старых людей, и от ран.[37]

  — Аполлон Коринфский, «Народная Русь: Круглый год сказаний...», 1901
➤   

По всей средней Европе сильно распространен Д<евясил> обыкновенный, или высокий, I. Helenium L., который собственно один только и зовётся Д<евясилом> в русском народе (также девятисил, девясильник, дивосил, дикий подсолнечник). У нас он по всей Европейской России до Армении и в западной Сибири. <...> В качестве сорных растений весьма часты у нас ещё низкорослые: Д.британскийI. britannica L., Д. шершавый — I. hirta L., a в южной России Д.иволистный — I. salicina L., известные под множеством местных названий (а преимущественно варахия, горькуша, золотарник, лесная желтуха, горицвет лесовой, жёлтый глаз, воловьи очи и многие другие). Все также употребительны в домашней медицине, причём весьма часто принимаются за арнику, подобно немалому числу иных растений, схожих с последней, как и Девясил. Всего в России до 20 видов.[19]

  — Александр Антонов, «Девясил» (словарь Брокгауза и Ефрона), 1907
➤   

Но народный опыт, передающийся из поколения в поколение и уходящий своими истоками в глубь веков, убеждает, что и тут не обошлось без растительных красок, извлечённых из диких растений. С незапамятных времен известно, что отвар из корней конского щавеля, соединённый с винным камнем, окрашивает ткани в жёлтый цвет, а при железной протраве даёт чёрный. Корни девясила, вымачиваемые с азотистым аммонием (а в народной практике ― с мочой), дают синюю окраску. Водная вытяжка из цветков зверобоя красит в жёлтый и зелёный цвета, а тот же подкисленный горячий настой ― в красный и розовый.[20]

  — Зинаида Короткова, Ростислав Фёдоров, «Цветно платьице не носится...», 1970
➤   

В старину это растение считалось одним из наиболее сильнодействующих лекарственных и магических средств. Оно широко использовалось для колдовства: в народе верили, что оно обладает девятью волшебными силами. Недаром ему и дали такое многозначительное название ― девясил. С лечебной целью девясил использовали ещё в древней Греции и Риме. Очень ценит его тибетская медицина, в которой применяется один из местных видов девясила. <...>
Растение можно найти по влажным местам у берегов рек, озёр, на лугах, лесных полянах, среди зарослей кустарников. Крупные золотисто-жёлтые соцветия девясила появляются среди лета. Иногда растение называют диким подсолнечником. Идя по сыроватому лугу, вы обязательно обратите на него внимание. Уж очень он заметен: стебель девясила нередко достигает двух метров в высоту! Как декоративное растение девясил охотно выращивают в садах Украины. В земле девясил прячет короткое, толстое, мясистое корневище, от которого отходят толстые корни. Именно они используются с лечебной целью. В них содержатся эфирное масло, сапонины, смолы, незначительное количество алкалоидов, смолистые и другие вещества. В этом растении впервые был обнаружен углевод инулин, которого в его корневище до 44%. По латинскому названию растения (Inula helenium L.) вновь открытое вещество и получило своё имя. Инулин ― это полисахарид, состоящий из 30-36 остатков сахара фруктозы. Сам инулин особой сладостью не отличается, но его можно превратить в сладкую фруктозу, для этого достаточно подействовать на него кислотой, в результате чего молекула инулина, гидролизуясь, распадается на молекулы фруктозы. Если, например, молодые одногодичные корни девясила очистить, промыть, мелко нарезать и сварить с кислым молоком или щавелём, то получится сладкий сироп.[21]

  Алексей Быков, «Девять сил», 1970
➤   

Одни авторы считают родиной <девясила> Среднюю Азию, другие указывают в качестве неё Апеннинский и Балканский полуострова. В ряде районов Европы, а также в Малой Азии, Японии и Северной Америке встречается лишь в одичавшем состоянии на лугах, среди прибрежных кустарников по опушкам лесов, луговым оврагам, сырым лугам, среди живых изгородей, в окрестностях посёлков. <...>
В настоящее время сырьё заготавливают только от культивированных растений (Северная Голландия, Бельгия, Франция, Германия, Югославия, Польша, Венгрия и Северная Америка). Древние римляне использовали корневище девясила как лечебное средство и в качестве овоща.[22]:150

  — Франтишек Стары, «Лекарственные растения», 1982
➤   

Научное название рода Inula (от греческого inaein — очищать, опорожнять) указывает на его лекарственное действие. Видовое название helenium (от греческого Helios — солнце) из-за формы соцветия и окраски цветков. Местные названия: оман, девятисил, дивосил, дикий подсолнечник, дзивасил высокий, жывасил (бел.), андыз (азер.), кхмух (арм.) мзиура (груз.), чорой, совырварице (молд.).[23]:21

  — Михаил Кудинов и др., «Пряно-ароматические растения», 1986
➤   

Как сырьё используется подземная часть девясила. Корневища могут употребляться при приготовлении пудингов, конфет и др. В качестве пряности представляет интерес для консервной промышленности.
Очень популярен в народе как лекарственное растение. По старинным поверьям, имеет девять волшебных сил, на что указывает его русское название.
Корни и корневища девясила обладают отхаркивающим, противовоспалительным и желчегонным действием. Благодаря противовоспалительному действию препараты девясила являются эффективным средством для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, а также суставного ревматизма и геморроя. Препарат «Алантон», выпускаемый в форме таблеток, способствует заживлению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Мази на основе девясила используются наружно при различных кожных заболеваниях (чесотке, экземе, нейродермитах).
Корни обладают красительным действием (дают синий цвет). Посредственный медонос. Декоративен.[23]:22

  — Михаил Кудинов и др., «Пряно-ароматические растения», 1986
➤   

...девясил запоминается с первого взгляда. Из девяти видов, встречающихся в средней полосе России, нас интересует только один, зато самый знаменитый и крупный. В июле его огромные, иногда до 2 м, стебли с крупными, многочисленными корзинками жёлтых цветов заметны издалека.
Девясил высокий (Inula helenium) можно встретить на лугах, полянах, по кустарникам, особенно на влажных местах. Весьма обыкновенное растение для чернозёмной зоны и лесов Кавказа, севернее встречается реже, но зато разводится по огородам и садам.
Девясил — многолетник, его существование обеспечивает очень крупное корневище с корнями, корневище короткое, толстое, снаружи бурое, вниз от него отходят толстые мясистые немногочисленные, но длинные корни, внутри желтоватые, с очень сильным, специфическим запахом. Корни и корневища девясила содержат значительное количество инулина (до 40%) и могут использоваться для получения фруктозного сиропа и патоки точно так же, как цикорий. Инулин и назван так потому, что впервые обнаружен в девясиле, латинское название которого — инула.
Но корневища и корни можно найти, только зная, как выглядит само растение. Весной оно развивает листовую розетку крупных, иногда до 1 м длиной, продолговато-эллиптических листьев, суживающихся с одной стороны в длинный прочный черешок, а с другой в узкий «носик». Розетка девясила, несмотря на крупные листья, не стелется по земле, а стоит почти вертикально. Листья серовато-сизые, сверху жестко опушённые, снизу совсем серо-войлочные, с сильно выступающими сетчатыми жилками, по краю неравно-зубчатые.
Стебель прямой, со стеблеобъемлющими листьями, такими же опушёнными, как и розеточные. Сам стебель бороздчатый, разветвлённый, сверху косматый. Корзинки на довольно коротких (2–3 см) цветоножках по одной – четыре на концах веточек, крупные, до 6 см в диаметре. Краевые цветки с очень длинным язычком, редкие, в центре цветки трубчатые, все тёмно-жёлтые. Семена с буроватым пухом, летучие. После осыпания семян побуревшие корзинки декоративны и используются для эффектных сухих букетов. Они похожи на цветы с почти белой серединой и бурыми лепестками. Внешний вид девясила настолько характерен, что он определяется даже из окна движущегося поезда.[38]

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

Своим названием девясил обязан давнему применению в медицине. По одной версии, его название первоначально звучало «девятисил», а Даль не без оснований предлагал другой вариант — дивосил. И в том и в другом варианте звучит нескрываемое восхищение целебными силами этого растения.
Действительно, девясил обладает обширным и разнообразным действием: желчегонным, отхаркивающим, противомикробным, противоглистным. Благодаря противовоспалительным свойствам настои и отвары девясила эффективны при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Они улучшают аппетит, уменьшают секрецию. Девясил применяют при заболеваниях дыхательных путей, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. При глистах девясил действует даже лучше прославленной цитварной полыни.[39]:196 В результате столь многообразного действия девясил часто применяют как общеукрепляющее средство, назначая его ослабленным людям.
Девясил ценится и в традиционной восточной медицине; в Индии — при хроническом бронхите и ревматизме; в Китае используют не только корень, но и соцветия — при гнойных ранах и кашле. В Монголии соцветия используют как противоцинготное. А в тибетской медицине собирают всю надземную часть растения и рекомендуют её при ангине, дифтерии и желудочно-кишечных заболеваниях.
Сильный пряный аромат девясила позволяет использовать его как пряное растение. В европейских странах и США корень девясила используют для отдушки конфет, в ликёро-водочной промышленности, добавляют его в консервы, особенно рыбные, пищевые концентраты, овощные супы.
Поскольку, как и лопух, девясил содержит много инулина, из него можно сварить варенье по тому же рецепту, только оно будет иметь очень сильный запах. Добавляют девясил в компоты, лучше из фруктов с несильным запахом — яблочный, сливовый, клюквенный, в кисель — в этом случае получается хорошее средство от простуды. Можно добавлять девясил в сладкие каши — овсяную, рисовую, манную. Готовят из девясила и самостоятельные блюда — кисель, засахаренные корни, которые скорее являются лекарством, а не пищей.
Интересно, что лекарственное действие девясила зависит почти исключительно от содержания в нём эфирного масла, которое почти не растворимо в воде, зато хорошо растворяется в спирте, поэтому спиртовые вытяжки и вытяжки на вине более эффективны, чем настои и отвары. Недаром в Средневековье вырабатывалось вино, настоянное на девясиле, — «Напиток святого Павла», применявшееся как лекарство.[38]

  — Наталья Замятина, «Кухня Робинзона», 1994
➤   

К концу лета по сырым лугам и полянам вырастают мощные растения девясила высокого: прикорневая розетка широких опушённых листьев служит основанием для полутораметрового цветоноса, несущего жёлтые, ромашкоподобные цветки. Корни девясила ― популярное в народе лекарственное средство. Лечебна и полынь-чернобыльник с лопастно-рассечёнными листьями. Повыше в горы, на выпасах, рассыпались по низкой траве бело-розовые звёздочки маргаритки многолетней.[25]

  — Юрий Карпун, «Природа района Сочи», 1997
➤   

И лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более или менее правильное название или помочь сделать адекватную замену одного названия растения другим. Например, в русском переводе книги пророка Исаии (55:12) сказано: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастёт мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое».
Однако в этом стихе на языке оригинала ― иврите ― употреблено слово, обозначающее не крапиву, а девясил вязкий (Inula viscose), хорошо известное в Израиле травянистое растение, содержащее едкий сок. Это растение семейства сложноцветных росло и продолжает расти практически повсеместно, образуя обширные заросли вдоль сухих русел рек, на песчаных отмелях и пустырях. Оно вполне могло служить для евреев таким же символом запустения, каким для русских является крапива. Переводчик, столкнувшись с совершенно неизвестным ему названием, но, отчётливо понимая смысл сказанного, заменяет неведомое ему растение крапивой ― словом, несущим ту же смысловую нагрузку.[28]

  — Игорь Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений», 2006
➤   

Девясил, инула (Inula), семейство Сложноцветные. Многолетнее травянистое растение с крупными листьями и жёлтыми цветками.
Предпочитает плодородную влажную почву на солнце или в полутени, зимостоек. Весной требует мульчирования почвы, в сухую погоду — полива.
Размножают делением куста и посевом семян. Используется для одиночных посадок на газоне, по берегам водоёмов и в широких миксбордюрах.
Отвары и настои корней и корневищ девясила высокого применяют как отхаркивающее, мочегонное, противовоспалительное и тонизирующее вещество. Как сильное отхаркивающее показаны при при лечении катара верхних дыхательных путей с повышенной секрецией, хронических бронхитах, трахеитах, катаральном бронхите, коклюше, туберкулёзе. Эффективны при гастритах, колитах, заболеваниях печени, желчного пузыря и мочевыводящих путей, при поносах, вызванных хроническим энтероколитом и привычных запорах.[33]:89

  — Валерий Данилов, «Прекрасный сад своими руками», 2012
➤   

В различных частях девясила высокого содержатся: алантолактон — в эф. масле крн.; бензойная кислота; витамин E (альфа-токоферол) — лист.; инулин — крн.; 44%; камфора (камфара) — в эф. масле крщ.; азулен — эф. масло крн.; изокверцетин (кверцетин-3-глюкозид); кверцетин (кверцитин) — раст., цв.; кофейная кислота — раст.; костунолид; отосенин; скополетин — раст.; бета-ситостерол (бета-ситостерин) — крн.; стигмастерин (стигмастерол) — крн.; умбеллиферон; хлорогеновая кислота — раст. В корневищах и корнях девясил содержится эфирное (алантовое) масло (1-3%); при комнатной температуре это кристаллическая масса, при 30-45°C — масло хорошо растворимо в органических растворителях, плохо — в воде. Кристаллическая часть масла состоит из смеси сесквитерпеновых лактонов: алантолактона, изоалантолактона, дигидроалантолактона, проазулена и др.[31]:349

  — Екатерина Донецкая, «Лекарственные растения в быту, медицине, косметике» (том второй), 2017
➤   

В официальной медицине к применению допускается девясил великолепный (Inula Magnifica Lypski), а также девясил большой или девясил крупнолистный (Inula macrophylla Kar. & Kir.), синоним девясил огромный, карандыз (Inula Grandis schrenk) и девясил британский (Inula Britanica L.).
В народной медицине используют также девясил германский, сладкая трава, сладкое зелье (Inula germanica L.); девясил шершавый, девясил жёстковолосистый, девясил волосистый, гвоздичка, горицвет лесовой, дивуха, сладкое зелье, нашатырка, сидач, суховерх, суховершки, чайная трава, чёртогон (Inula salicina L.); девясил растопыренный (девясил блошиный, блошник, багатинка, коморник, комарник, жёлтая мята, мухолов, мушник) (Inula conyza DC.).[31]:349

  — Екатерина Донецкая, «Лекарственные растения в быту, медицине, косметике» (том второй), 2017
➤   

1. Это растение способствует раскрытию таких качеств, как доброта, добросердечие и убирает напряжения в области сердца (четвёртый энергетический центр).
2. Проявляет женственность, особенно у представительниц прекрасного пола с именем Анна. Значение этого имени предполагает заботу о мужчине, трансформацию части его ментальной энергии. Анна хочет внимательности от мужчин, но допускает и некую хитрость в отношениях. Хитрость может граничить с простым использованием в своих нуждах. В целом Анна спокойна и неприхотлива.
3. Девясил нейтрализует женские черты, связанные с кошачьими манерами поведения. К таким манерам можно отнести стремление погулять, приткнуться к тому, кто приласкает.[34]

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

4. При общении с живым девясилом разогревается сердечный центр, возникает чувство тепла и радости. Этих ощущений так не хватает в большом городе с его нескончаемой погоней за новыми материальными благами. Девясил пробуждает уснувшую человечность в людях и окрашивает жизнь в новые цвета, меняя чёрно-белый фон существования на цветной.
5. Снижает вероятность аварий на дорогах.
6. Проявляет лисьи повадки, к которым можно отнести хитрость, изворотливость и смекалку. Для одних людей эти качества неприемлемы, поскольку они воспитаны в простоте и бесхитростности. Для других же, в силу профессиональной деятельности или положения в социуме, развитие этого качества может принести большую пользу.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

8. Применение девясила запускает в сердце весну. Освежаются в памяти события, связанные с давними любовными отношениями, принося тем самым облегчение, особенно в тех случаях, когда имело место тяжёлое расставание и осталось чувство недолюбленности. Данное растение также расслабляет сферу сексуальных привязанностей и реакций.
9. Помогает легко завязывать отношения с противоположным полом, нацеленные на недлительные сексуальные связи.
10. Вводит в психику фактор спокойной речи.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

12. Девясил повышает улыбчивость. В настоящее время люди как будто разучились улыбаться, а следовательно, радостно реагировать на то или иное событие. Именно эту способность и возвращает растение. Просто улыбка — и настроение улучшается, дела идут веселее, и всё получается так, как задумывалось. <...>
15. Снижает резкость проявления такого феномена, как светимость головы, придаёт мягкость и лёгкость ментальным процессам. Рекомендуется тем, кто много думает и от этого страдает, не имея возможности избавиться от избытка информации, порождающей напряжение. Вполне подходит для учёных, изобретателей, программистов, детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, и т.п. <...>
19. Девясил нейтрализует такое качество, как упрямство.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

21. Девясил способствует освобождению памяти от первых детских сексуальных желаний.
22. Люди, выращивающие девясил и ухаживающие за ним, будут освобождаться от заболеваний и недомоганий рук.
23. В сочетании с горячим молоком работает на очищение области кишечника. Эта область становится теплее и ярче.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Перспективы массового применения.
1. При массовом использовании девясила люди могут стать мягче по отношению друг к другу, уйдут проявления жестокости и жёсткости.
2. Проявится стремление к чистоте, чистоплотности.
3. Люди станут получать удовольствие от простых действий. Просто сидя в кресле или в минуту перерыва отстранившись от дел, человек будет спокойно погружаться в состояние спокойствия, получая удовольствие без всяких оснований.
4. В обществе будет заметно проявлено такое качество, как человечность. Люди будут чаще вспоминать, что у других тоже есть свои проблемы и им стоит посочувствовать.
5. Уменьшится сила лунного воздействия на психику и судьбу человека.
6. Девясил можно использовать в борьбе с психическими вирусами, угнетающими сознание...:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

Вишня и девясил — очень интересное сочетание. Человек под воздействием этих растений входит в активное состояние, ощущая прилив сил. Это состояние поможет решить задачи или проблемы, справиться с которыми раньше не представлялось возможности. Рекомендуется людям, зашедшим в тупик.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

13. Девясил в случае массового применения на уровне государств вполне может повлиять на снижение количества оружия на планете. Есть уверенность, что люди просто станут понимать бессмысленность процесса гонки вооружений.:там же

  — Александр Сизов, «Тайные силы растений» (глава «Психическая сила девясила»), 2020
➤   

— Ещё в III веке до н.э. в Китае говорили, что девясил даёт не 9, а 99 сил. В Древнем Риме и Греции девясил использовали и как еду, и как лекарство.
— Много легенд связано с девясилом, в которых говорилось, что девясил избавляет от болезней греха.
— Авиценна писал, что девясил бодрит и укрепляет сердце, успокаивает боли в суставах и спине. <...>
— Зимой при переходе с войском через Альпы А.В.Суворов приказал солдатам пить чай из корня девясила высокого. <...> Девясил повышает сопротивляемость организма к холоду и недостатку кислорода — в общем, помогает не замерзнуть.[40]

  — Светлана Сулименко, «33 пряности. Друзья лекаря – хвала повара», 2021
➤   

Парис, сын Троянского царя, похитил Елену, а разгневанный Менелай собрал войско, и выступил против Трои. Греки держали в осаде троянцев десять лет. И затем состоялся поединок Менелая и Париса. Прекрасная Елена оделась в дорогие одежды, и поднялась на башню, чтобы наблюдать за поединком. Взойдя на крепостные стены, она вспомнила родную Спарту, и из её глаз полились горячие слёзы. Где они падали на землю, там появлялись растения с красивыми жёлтыми цветами, которым дали название «эльна Элениум», что означает — очищение Елены. Элениум, так называют на латинском девясил — многолетнее растение, с толстым корневищем бурого цвета, с бархатистыми, удлинёнными листьями и яркими, небольшими жёлтыми цветками.[40]

  — Светлана Сулименко, «33 пряности. Друзья лекаря – хвала повара», 2021

...германский девясил в Праге...
Девясил германский ( Прага ) [41]

 в нестрогой п’розе... (о девяти силах)


➤   

Отъ деревни Якушкиной ѣхали мы до Чувашской деревни Малыклы Новой, которая отъ Якушкиной отстоитъ въ 8 верстахъ. Въ сёмъ проѣздѣ примѣтили мы великое множество самопроизвольно растущаго девясила (Inula Helenium), котораго корень жители употребляютъ въ разныхъ припадкахъ, натопивъ оной въ квасý.[11]

  — Иван Лепёхин, «Дневные записки путешествія...», 1768
➤   

Ещё я вам скажу, наше-то дело потрудней, чем ихное; человека можно расспросить, что у него болит, в каком месте, жар ли у него, холодно ли ему; он всё тебе скажет… а лошадь, к примеру, или корова — стоит, понурив голову, да глядит в землю; ничего от неё не добьёшься. Скотина так и есть скотина! Иное дело засечка, опухоль или, например, сап; тут сейчас видно: глаза гноятся, сопли текут ручьём — давай ей антимонии, да серы горючей, да девясильного корня, авось и поправится.

  — Николай Некрасов, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», 1843
➤   

Лугá и украшенные кустами сенные покосы вокруг Мурома снабжены богато сибирским сабельником, сокольим перелетом, плакуном и диким чесноком, употребл<яемым> в пищу. Много также чёрного папоротника (Osmunda struthiopteris), Савиной стрелы и молочайника (Euphorbia palustris), — употребляемой жителями как слабительное. На песчаных же островах и мелях реки Оки много белокопытника и девясила.[12]

  — Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849
➤   

Дорога к Арзамасу. Песчаные пустоши покрыты простыми травами, в числе их кровен<осным> девясилом и горлянкой. Рассеянный мелкий лес. <...>
На увалах около Самары росли цветущие здесь в мае: <...> Чертополох лазоревый. Девясил мошистый и душистый. <...>
По дороге от Владимира: <...> Девясил кровоносный, Inula disenterica. Куколь, Lichnis segetum. Lolium temulans, головолом. <...>
От Мурома: <...> Душица, Origanum, в алый цвет. Мятлика, Arundo calamogrostis, в зелёную из нецвёлых колосков. Inula foetida, вонючий девясил.[12]

  — Николай Гоголь, Конспект книги П.С.Палласа, лето-осень 1849
➤   

Это собственность (как её называет мой Афанасий) графини «Отакойто». Купцы-гуртоправы снимают часть этой степи, участками, для выкормки бойкого скота, с правом распахивать третью часть участка. Таким образом, поднявши часть степи плугом, они засевают на ней бакчи, потом просо, мак, пшеницу и <затем>, снявши несколько хлебов, бросают вспаханную землю и поднимают новь; тучный чернозём, оставленный без обработки, покрывается сорными травами: полыном, чернобыльником, девясилом, репейником и другими; некоторые стебли тянутся в вышину аршина на два и выше и образуют собою сорную заросль вышиною в рост человеческий. Вот отчего издали эти соры кажутся сплошною лесной кущей и так разнообразят вид степи. Тут появляется множество мышей, которым в грунте разрыхлённом легко устраивать для себя норки, и это служит приманкой для лисиц. Они постоянно мышкуют в сорах, а живут и выплаживают по соседству с ними, в сурчинах.[13]

  — Егор Дриянский, «Записки мелкотравчатого», 1857
➤   

Тут другая дама, миссис Девясил, пришла с визитом и позвонила у входной двери — «рин-тин-тин».
— Милая моя миссис Девясил, — сказала миссис Апельсин, — как поживаете? Пожалуйста, пообедайте с нами. У нас будет только вырезка из пастилы, а потом просто хлеб с патокой, но если вы не побрезгаете нашим угощением, это будет так любезно с вашей стороны!
— С удовольствием, — сказала миссис Девясил. — Буду очень рада. Но как вы думаете, зачем я к вам пришла, сударыня? Догадайтесь, сударыня. <...>
Когда пришла пора пить чай, мистер и миссис Апельсин с ребёночком и миссис Девясил отправились к миссис Девясил. Дети ещё не пришли, но бальный зал для них был уже готов и разукрашен бумажными цветами.
— Какая прелесть! — сказала миссис Апельсин. — Ах, милашки! Как они обрадуются!
— А вот я детьми не интересуюсь, — сказал мистер Апельсин и зевнул.
— Даже девочками? — сказала миссис Девясил. — Полно! Девочками-то вы интересуетесь!..[42]

  — Чарлз Диккенс, «Роман, сочинённый на каникулах. Сочинение мисс Нетти Эшфорд» (рассказ), 1868
➤   

Нет, не сено одно волу-молотильцу я вокруг себя вижу, ― я вижу вон он в лесу, девясил благовонный, утоляющий боли надсаженной груди; вон огненный жабник, врачующий чёрную немочь; верхоцветный исоп от удушья; ароматная марь против нерв, вон рвотный копытень; сон-трава от прострела; кустистый дрок; крепящая расслабленных омела; и болдырьян от детского родимца; и корень мандрагор, что благотворный сон даёт лишённому покоя несчастливцу...

  — Николай Лесков, «Божедомы», 1868
➤   

— Сено и спирт! А вот у самых ваших ног растёт здесь благовонный девясил, он утоляет боли груди; подальше два шага от вас, я вижу огневой жабник, который лечит чёрную немочь; вон там на камнях растёт верхоцветный исоп, от удушья; вон ароматная марь, против нервов; рвотный копытень; сонтрава от прострела; кустистый дрок; крепящая расслабленных омела; вон болдырян, от детского родилища и мадрагары, от которых спят убитые тоской и страданием. Теперь, там, на поле, я вижу траву гулявицу от судорог; на холмике вон Божье деревцо; вон львиноуст от трепетанья сердца; дягиль, лютик, целебная и смрадная трава омег; вон курослеп, от укушения бешеным животным; а там по потовинам луга растёт ручейный гравилат от кровотока; авран и многолетний крин, восстановляющий бессилие; медвежье ухо от перхоты; хрупкая ива, в которой купают золотушных детей; кувшинчик, кукушкин лён, козлобород... Не сено здесь, мой государь, а Божья аптека.

  Николай Лесков, «На ножах», 1870
➤   

Накануне Аграфены Купальницы, за день до Ивана Купалы, с солнечным всходом по домам суета поднимается. Запасливые домовитые хозяйки, старые и молодые, советуются, в каком месте какие целебные травы в купальские ночи брать; где череду от золотухи, где шалфей от горловой скорби, где мать-мачеху, где зверобой, ромашку и девясил... А ведуны да знахарки об иных травах мыслят: им бы сыскать радужный, златоогненный цвет перелёт-травы, что светлым мотыльком порхает по лесу в Иванову ночь; им бы выкопать корень ревеньки, что стонет и ревёт на купальской заре, им бы через серебряную гривну сорвать чудный цвет архилина да набрать тирлич-травы, той самой, что ведьмы рвут в Иванову ночь на Лысой горе; им бы добыть спрыг-травы да огненного цвета папоротника...[18]

  — Павел Мельников-Печерский, «В лесах» (книга вторая), 1874
➤   

Фрол оделся, чтоб комары не заели, и занялся аптечным сбором. Нащипал белого земляничного цвету и кожаных листиков брусники, свежих сосновых побегов нарвал, полынь на лугу отыскал и цветы девясила. Засыпал всё это в жирный после утиного супчика казан и, долив озёрной водицы, поставил на огонь. Варево вышло горьковатое, но приятное и хорошо пахло. Витёк покорно испил целую банку и с помощью Фрола кое-как доковылял до бивуака.[26]

  — Еремей Парнов, «Третий глаз Шивы», 1985
➤   

На узких, высоко приподнятых над поверхностью грядках вместо моркови и огурцов золотились звездочки зверобоя, качались скромные головки тысячелистника. Среди ошарашивающего разнообразия Люсин распознал валерьяну и донник, душицу и мяту, девясил, шалфей и горец.[43]

  Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990
➤   

Было время гаданий, святочных забот, момент окуривать курятники смолою с девясилом, что спасает, как известно, кур от домового да курьей чумки, дни смывания лихоманки, отлучения от коровников ведьм, когда в ход шли вернейшие средства: четверговая соль, зола из семи печей, земляной купальский уголь из-под чернобыльника, сальная заговоренная свеча, вощанки, принесённый на север с киевских полей чертополох.[27]

  — Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003
➤   

Каждый день ливни, грозы, Яуза разлилась. На набережной расцвели незнакомые прежде красивые жёлтые цветы ― девясил. Работал. В «Зарубежных записках» приняли мою «Стенографию», хотят напечатать в будущем году. Записи, письма, мысли о стареющих друзьях, о собственной работе то и дело возобновляют чувство, что в каком-то возрасте доходишь до предела, дальше начинаешь лишь повторяться.[29]

  — Марк Харитонов, Стенография конца века. Из дневниковых записей, 19 июля 2008
➤   

Однажды принёс траву Herba Hellenium, которая якобы придаёт невероятную силу и по-русски называется девясил. По рецепту Александра Петровича настояли в графине (сложная процедура), напиток приятный. Но Алексею Фёдоровичу всё равно ничего не помогало. Уже после Валентины Михайловны пытался опять нас приучить к этой «траве Елены» (мыслится ― Елены прекрасной), но весь графин опустошили <строительные> рабочие во время ремонта ― уж очень хороша водица.[30]

  — Аза Тахо-Годи, «Жизнь и судьба» (Воспоминания), 2009
➤   

А всякие травы как называются, только старухи помнят. Ну, подорожник, ромашку, лопух я тоже сам узнаю, а их же сотни и тысячи, и каждая травинка со своим названием. Вот помню, в какой-то книге вычитал, девясил есть такая трава. Красивое название, а что за трава, не знаю.[32]

  — Алексей Слаповский, «Большая Книга Перемен», 2010

 в стихах и поэзии... (о девяти силах)

...око христово, оно же — крестово...
Девясил Христово око ( Австрия ) [44]


➤   

То, что «элениум» греки, и «эльна» ещё называют,
Врач девясилом зовёт, и растенье известно любому.[38]

  Одо Магдунский, «О свойствах трав», XII век
➤   

Я всех бессильнее, когда один счисляюсь,
Но если к одному из братьев прилепляюсь,
Я больше в девять раз прибавлю сил его;
Как братьев нет при мне, не сто́ю ничего...[10]

  Адриан Дубровский, «Есть братьев у меня великое число...», 1756
➤   

Сей меч единым сильным махом
У Гидры девять глав отсе́к;
Сей меч хранился там под страхом
И в сказках назван Самосе́к.[45]

  — Ипполит Богданович, «Душенька» (книга вторая), 1782
➤   

Послушайте повести чу́дной!
Дочерей у матери девять,
Десятою беременная ходит;
Бога молит, чтоб мальчик родился.
А когда её время приспело,
Родила мать десятую дочку.
Спрашивал кум на крестинах,
Какое дать крестнице имя?
С досадою мать отвечала:
«Яня имя ей, побери её дьявол[46]

  Александр Востоков, «Яня мизиница» (из сборника «Сербские песни»), 1824
➤   

Хоть мы крепости не взяли,
Но поклясться можем смело
Перед совестью и честью,
Не нарушили ни разу
Нами данного обета:
Целых девять лет не ели,
Ничего не ели ровно,
Кроме только молока!»
Ободрённые сей речью,
Девятнадцать кастильянцев,
Все, качаяся на седлах,
В голос слабо закричали :
«Sancto Jago Compostello!..»[47]:51

  — Козьма Прутков (Алексей Толстой), «Осада Памбы» , 1854
➤   

Говорит: «Поправлюсь, матушка!»
Да ошибся ― не поправился,
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился...[16]

  — Николай Некрасов, «Орина, мать солдатская», 1863
➤   

Девясил — траву здоровья
В ночь русалка поливает.
Девясил, слыхать в народе,
Девять сил в себе скрывает.
Волшебством своим, русалка,
Обаяньем, сердцу милым,
Ты полей и эту песню,
Что назвал я Девясилом.
Может, эта песня рану
Сыну Сербии прикроет
И хотя бы на мгновенье
Боль и муку успокоит.[17]:332

  Йован Йованович-Змай (перевод Михаила Исаковского), «Девясил», 1899
➤   

Её любовь проснулась в девять лет,
Когда иной ребёнок занят куклой.
Дитя цвело, как томный персик пухлый,
И кудри вились, точно триолет...[48]

  Игорь Северянин, «Сонет», 1909
➤   

Ленясь, смотрю на берега...
Душа вполне во власти тела ―
В неделю правая нога
На девять фунтов пополнела...[49]

  Саша Чёрный, «Благословен степной ковыль...» (из сборника «Кумысные вирши»), 1909
➤   

И вернувшись на дорогу
С облегчением, немного,
Нахожу поломку! ― у колёс,
Девясилу ― чёрт принёс!
Между спиц попала травка,
Не ромашка, не пупавка,
Всё сломала, всё скрутила,
Ну, я говорю, ― и сила!..
Или даже — девять сил,
(я про них и говорил)...[8]

  Михаил Савояров, «Колёсная пара» (из сборника «Стихи Я»), 1911
➤   

Самый первый в мире цвет ― первоцвет,
Самый первый ― это он, первоцвет,
И первей его на этом свете ― нет. <...>
И ещё, что было сил,
Обожаю девясил.[1]

  Михаил Савояров, «Без счёта» (из сборника «Не в растения»), 1913
➤   

И если слабею, мне снится икона
И девять ступенек на ней.
И в голосе грозном софийского звона
Мне слышится голос тревоги твоей...[50]

  Анна Ахматова, «И в Киевском храме Премудрости Бога...», 1914
➤   

Бас, то есть Собакин-младший, пел под Шаляпина, да ещё и о́кал:
Молодило! Хрен! Пупавка!
Клещевина, клопогон!
Девясил, мордовник, шпорник,
Высколка, копытень, лютик,
Коровяк, котовник, лук.
На третьем куплете хор, миманс, танцоры разделились на две группы, славянофилы да западники, каждый выкрикивал своё в пику оппонентам...[27]

  Наталья Галкина, «Вилла Рено», 2003
➤   

Вторая степень дилетантства —
Сорить предлогами В стихах.
Мешает лишнее убранство,
Полуштрихи В полутонах.
На третьей каверзной ступени
Конечно рифма сил-просил.
Не сил просил, а озарений.
Кореньев типа «девясил».[51]

  — Илья Кривоносов, «Графоманом являясь», 2019
➤   

Ночь поднялась из низин,
Мгла горизонты укрыла.
Только и ярок вблизи
Жёлтый цветок девясила,
Да сквозь задумчивый сад,
Полдня последняя нега,
Льётся молочный закат
В неозарённое небо.[52]

  — Владимир Алексеев, «Солнце садится», 2020
➤   

Трижды семь полян, там гуляют стада оленей,
Там душистый отвар: мята и девясил,
Только выпьешь глоток прибавляет любому сил,
Там трава высока, почти до коленей.[53]

  — Юлия Борисова, «Чертоги фей», 2022




A p p e n d i X - II

...комментарий с дубинкой в руках (и с камнем во рту)...
пара слов вдогонку [54]

Ком’ментарии


  1. Чтобы не врать слишком долго, наскоро перечислю другие народные имена & на...звания девясила, взятые из соответствующих словарей и справочников. Вот они: девятисил, оман, дикий подсолнечник, дивосил, горькуха, золотарник, лесная желтуха, горицвет лесовой, чертополох, еленина трава, чертополошник, медвежье ухо... Между тем, всякому проницающему и проницательному оку понятно, что большинство этих названий относятся — к девясилу высокому, самому известному и заметному виду. Другие варианты того же сáмого (как выражался, в своё время, блаженный Эрик Первый) можно найти — ниже (что, несомненно, может доставить отдельное наслаждение). Там, где цветёт и пахнет первый аппендикс.
  2. Упомянутый всуе род девясил насчитывает более сотни видов, из которых на территории, прошу прощения, России произрастает примерно треть, несомненно лучшая как по качеству, так и по составу. Наиболее известный вид, это — девясил высокий, признанное лекарственное и ароматическое растение. Как правило, именно его и имеют в виду, когда говорят просто и односложно: «девясил», — без дальнейших уточнений. Или не совсем его, в крайнем случае.
  3. Именно так: почти вровень с человеком, точнее говоря, в человеческий рост (или даже превосходящие по высоте). Казалось бы, сущая мелочь (ещё одна). Однако её значение (и даже смысл, отчасти) трудно переоценить. — Вопрос роста и его соотношения, как это ни странно слышать, во все времена был одним из важнейших (фундаментальных) для возникновения у человеческих (и человекоподобных) приматов некоей новой внутренней сущности. Для начала (говоря чисто схематически) появляется безотчётное беспокойство, а затем первичная рефлексия, которая при известных обстоятельствах переходит в наращённый шизоидный диалог. Таким путём возникает любой тотемный культ (вражды, страха или поклонения). Нежданно оказавшись вровень (лицом к лицу) с неким живым объектом, пускай даже и растением, человеческая обезьяна не способна не ощутить его как нечто равное (субъект), близкое или, по крайней мере, соотносимое, а затем и оценить возможные критерии превосходства, как со своей стороны, так и с противной. Со всеми вытекающими отсюда следствиями и последствиями. Или — без них, что тоже возможно (в крайнем случае). Однако последний вариант выходит за рамки настоящего о(б)суждения.
  4. Утилитарная цивилизация потребителей, несомненно, нашла прекрасное потребительное место и для этого предмета. Спектр даже современного медицинского применения девясила (чаще всего девясила высокого или Inula helenium L.), очень широк: от гомеопатии до мазей или настойки на портвейне. Последнее, естественно, приветствуется особо. Производятся из девятисильника также и лекарственные препараты, в частности давно известные таблетки алантолактон (глистогонные) и алантон (применяется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки). Старые латинские названия девясила, которые употребляли аптекари и эскулапы: Helenii rhizome (для корневищ), Helenii folium (для листьев), а в более старой форме: Radix & Folia Helenii (опять же, разумея под этим именем самый известный вид: девясил высокий или «солнечник»).
  5. Не стану скрывать: редко когда удаётся испытать большее наслаждение от соприкосновения с типической религиозной логикой, да ещё и поэтической, да ещё столь изысканного по форме средневекового (бес) сознания. Спасибо тебе сердешное, мой дорого́й герр Хохберг.


Ис’сточники


  1. 1,0 1,1 М.Н.Савояров, «Без счёта» (1913), из сборника «Не в растения» (1902-1934 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  2. Ил’люстрация — (Inula hirta (девясил шершавый), Tauberland, Germany (12 mai 2007).
  3. Библия (синодальный перевод). 1876 год. — Бытие (Первая книга Моисеева). Глава 1: 26-27.
  4. Юр.Ханон. «Закрытый Реквием» для 13 исполнителей (ос.71, 1998) — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 1999 г.
  5. Мендельсон Ф. Пестни без слов (для фор’тепиано). — Мосва: издательство Музыка (его), 1965 г.
  6. С.О.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г.
  7. Юр.Ханон. «Чёрные Аллеи», или книга, которой-не-было-и-не-будет. — Сан-Перебур, Центр Средней Музыки, 2012 г. — 648 стр.


  8. 8,0 8,1 М.Н.Савояров, «Колёсная пара» (1911). «Замётки и помётки» к сборнику «Стихи Я»: (1901-1940 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
  9. 9,0 9,1 Симеон Половцев (перевод с польского в конце XVII века). «Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих».
  10. 10,0 10,1 А.И.Дубровский в сборнике: «Поэты XVIII века». Библиотека поэта. — Лениград: Советский писатель, 1972 г.
  11. 11,0 11,1 И.И.Лепёхин. Дневныя записки путешествія доктора и Академіи Наукъ адъюнкта Ивана Лепехина по разнымъ провинціямъ Россійскаго государства, 1768 и 1769 году, в книге: Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV-XVIII вв. — Сталинград. Краевое книгоиздательство, 1936 г.
  12. 12,0 12,1 12,2 Н.В.Гоголь. Конспект книги П.С.Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства в 1768-1773 гг.» — 3 ч. — Сан-Бург: 1773—1788 г.
  13. 13,0 13,1 Е.Э.Дриянский. «Записки мелкотравчатого». — Мосва: «Советская Россия», 1985 г.
  14. 14,0 14,1 Г.Н.Потанин. «Полгода в Алтае». — Сан-Пург, «Русское слово» (издатель Г. А. Кушелёв-Безбородко), № 9 за 1859 г.
  15. 15,0 15,1 Собрание сочинений Н.И.Костомарова в 8 книгах, 21 том. Исторические монографии и исследования. — Сан-Пург, Типография М.М.Стасюлевича, 1904 г. — Книга 8, том 19.
  16. 16,0 16,1 Н.А.Некрасов. Полное собрание стихотворений в трёх томах: «Библиотека поэта». Большая серия. — Ленинград: Советский писатель, 1967 г.
  17. 17,0 17,1 М. В. Исаковский. Стихотворения. Песни. Переводы. — Мосва: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1959 г.
  18. 18,0 18,1 П.И. Мельников-Печерский. Собрание сочинений. — Мосва: «Правда», 1976 г.
  19. 19,0 19,1 А.А.Антонов. «Девясил». — Сан-Пербург: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907 г.
  20. 20,0 20,1 Короткова З., Федоров Р., «Цветно платьице не носится...». — Мосва: жернал «Химия и жизнь», №2 за 1970 г.
  21. 21,0 21,1 21,2 А.Быков, «Девять сил». — Мосва: жернал «Химия и жизнь», №12 за 1970 г.
  22. 22,0 22,1 Ф.Стары, В.Йирасек. «Лекарственные растения». — Прага: Артия, 1982 г., 256 стр.
  23. 23,0 23,1 23,2 Кудинов М.А., Кухарева Л.В., Пашина Г.В., Иванова Е.В. «Пряно-ароматические растения» (издание второе, переработанное и дополненное). — Минск: Ураджай, 1986 г. — 160 стр., 16 л. илл.
  24. Ил’люстрация — Девясил высокий (Inula helenium). Рисунок с натуры Ивана Шишкина (1872 год). Из фондов сан-перебургской Академии Художеств
  25. 25,0 25,1 Карпун Ю.Н. «Природа района Сочи. Рельеф, климат, растительность». (Природоведческий очерк). — Сочи: по-старому, 1997 г.
  26. 26,0 26,1 Е.И. Парнов, «Третий глаз Шивы». — Мосва: Детская литература, 1985 г.
  27. 27,0 27,1 27,2 Н.В.Галкина, «Вилла Рено». — Сана-Перебур: журнал «Нева», №1 за 2004 г.
  28. 28,0 28,1 И. Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений». — Мосва: журнал «Наука и жизнь», №5 за 2006 г.
  29. 29,0 29,1 М.С.Харитонов. Стенография конца века. Из дневниковых записей. — Мсва: Новое литературное обозрение, 2002 г.
  30. 30,0 30,1 А.А.Тахо-Годи, Жизнь и судьба: Воспоминания. — Мсва: Молодая гвардия, 2009 г.
  31. 31,0 31,1 31,2 Е.Донецкая. Лекарственные растения в быту, медицине, косметике. Том 2 (В-Д). — Мосва: Вече, 2017 г. — 464 с.
  32. 32,0 32,1 Алексей Слаповский, «Большая Книга Перемен». — Сарратов: «Волга», № 9-10, 2010 г.
  33. 33,0 33,1 В.Данилов. Прекрасный сад своими руками. Иллюстрированный справочник цветовода. — Мосва: Аделант, 2012 г. — 288 с.
  34. 34,0 34,1 Александр Сизов. Тайные силы растений. — Мосва: Весь, 2020 г. — 352 с.
  35. Ил’люстрация — Wiesen-Alant (Inula britannica) im Naturschutzgebiet Rheinwald Altlußheim, административный округ Карлсруэ (24 iuni 2014)
  36. Г.Виноградов. Н.В.Гоголь. Материалы и исследования. Том 1. Лениград: 1936 г. — стр.13-21.
  37. Аполлон Коринфский. «Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа (глава: Злые и добрые травы). — Мосва, 1901 г.
  38. 38,0 38,1 38,2 Наталья Замятина. Кухня Робинзона. Рецепты блюд из дикорастущих растений и цветов. — Мосва: Институт технологических исследований, 1994 г. — 656 с.
  39. Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
  40. 40,0 40,1 Светлана Сулименко. 33 пряности. Друзья лекаря – хвала повара. — Мосва: Ридеро, 2020 г. — 352 с.
  41. Иллюстрация — Flowers of plant Inula germanica from the Botanical Gardens of Charles University, Prague, Czech Republic (ботанический сад города Прага, 13 iuli 2011)
    Ханóграф: Портал
    AnTh.png
  42. Чарлз Диккенс, Собрание сочинений в тридцати томах, том 26, (перевод М.Клягиной-Кондратьевой, И.Гуровой). — Мосва: Государственное издательство художественной литературы, 1960 г.
  43. Е.И.Парнов, «Александрийская гемма». — Мосва: «Московский рабочий», 1992 г.
  44. Ил’люстрация — «Christusaugen-Alant», Inula oculus-christi. Fundort: Austria, Leiser-Berge, Bezirk Mistelbach, Niederösterreich; ca. 460 msm.
  45. И.Ф.Богданович «Стихотворения и поэмы». Библиотека поэта. Большая серия. — Лениград: Советский писатель, 1957 г.
  46. А.Х.Востоков в сборнике: «Поэты-радищевцы». Библиотека поэта. — Лениград: Советский писатель, 1979 г.
  47. «Сочинения Козьмы Пруткова». — Мосва: «Художественная литература», 1976 г. 384 стр.
  48. Игорь Северянин, «Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы». — Мосва: «Наука», 2004 г.
  49. Саша Чёрный, собрание сочинений в пяти томах, — Мосва: «Эллис-Лак», 2007 г.
  50. А.А.Ахматова. Собрание сочинений в шести томах. — Мосва: Эллис Лак, 1998 г.
  51. Илья Кривоносов. Сборник стихов. 2014-2021. — Мсва: Литрес, 2021 г. — 110 с.
  52. Владимир Алексеев. Моему другу. Первая книга стихов. — Мсва: Литрес, 2021 г. — 60 с.
  53. Юлия Борисова. О чём поёт твоя свирель. Стихи. — Мсва: Литрес, 2022 г. — 70 с.
  54. Иллюстрациянекий ко’позитор ещё в те времена, перед пересадкой тотемного Trichocereus scopulicola (лысый природный эхинопсис из Чили). — Сан-Перебур, 5 апреля 2010 года (завершая «Ницше contra Ханон»).


Лит’ература  ( бывшая и не бывшая )

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

Ханóграф: Портал
Zapiski.png
Ханóграф: Портал
Yur.Khanon.png



См. тако же

Ханóграф: Портал
NFN.png

Ханóграф: Портал
EE.png



см. дальше





или в ссылку

— Компилятивное эссе « артефакты девяти сил »
было собрано (по малым кусочикам) в конце 2013 года.
Кое-как сократив, в оскоплённом виде оно было подарено
боковому проекту « викицитатник » под сходным именем : « Девясил ».



Red copyright.png  Авторы : Юр.Ханон & Анн.t’Харон.     Все права со’хранены. Red copyright.png
Auteurs : Yur.Khanon & Ann.t’Haron.  Red copyright.png  All rights reserved.


* * * эту статью могут исправлять
только сами Авторы.
(оба двои обои)

— Желающие сделать замечания или дополнения,
могут оставить их при себе — или
переправить через резиновый шланг.



«s t y l e t  &   d e s i g n e t   b y   A n n a  t’ H a r o n»