Савояровы — различия между версиями

Материал из Ханограф
Перейти к: навигация, поиск
(исправочки и оформления)
(+ цитатник о нём)
Строка 23: Строка 23:
 
   | [[Файл:Vidal Savoyarova Khanon206.jpg|166px|link=Savoyarov Mikhail|...Михаил Савояров и Ариадна Савоярова (Азагарина или «Горькая»)...]]
 
   | [[Файл:Vidal Savoyarova Khanon206.jpg|166px|link=Savoyarov Mikhail|...Михаил Савояров и Ариадна Савоярова (Азагарина или «Горькая»)...]]
 
   |-
 
   |-
   | Видали?..&emsp;<small>''(~1913)'' <small><ref name="Vidal"><font color="green">''Иллюстрация''</font> — [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|Михаил Савояров]] и Ариадна Азагарина (Соловьёва-Савоярова), коллаж с задней обложки ''первого сборника'' стихов Савоярова. <small>(''М.Н.Савояров'', 1-й сборник сочинений: Песни, куплеты, пародии, дуэты. — Петроград, 1914 г., Типография В.С.Борозина, Гороховая 12)</small></ref></small></small>
+
   | Видали?..&emsp;<small>''(~1913)'' <small><ref name="Vidal"><font color="green">''Иллюстрация''</font> — [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|Михаил Савояров]] и Ариадна Азагарина (Соловьёва-Савоярова), коллаж с задней обложки ''первого сборника'' [[Михаил Савояров (избранное)|стихов Савоярова]]. <small>(''[[Михаил Савояров (цитаты о нём)|М.Н.Савояров]]'', 1-й сборник сочинений: Песни, куплеты, пародии, дуэты. — Петроград, 1914 г., Типография В.С.Борозина, Гороховая 12)</small></ref></small></small>
 
|}
 
|}
 
|}
 
|}
Строка 37: Строка 37:
 
<center><blockquote style="width:90%;font:normal 0.91rem 'Garamond',serif;text-align:justify;color:#773311;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;border:2px solid #7b0000;padding:15px;box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-webkit-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-moz-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;background:#CCAA88;">&emsp;&emsp;&emsp;...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения [[Torino|<font color="#554411">Северной Италии</font>]], всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...><br><br>&emsp;&emsp;&emsp;Теперь, во всяком случае, стало ясно, что Ницца и Савойя были той ценой, за которую Луи-Наполеон готов был пойти на воссоединение [[Венецианский гондольер, ос.1х (Юр.Ханон)|<font color="#554411">Венеции</font>]] и Ломбардии с Пьемонтом, и что он запросил эту цену за своё согласие на присоединение Средней Италии, потому что получить в данный момент Венецию было невозможно. Теперь начались гнусные манёвры бонапартовских агентов в Ницце и Савойе, и вопли подкупленной парижской прессы о том, что пьемонтское правительство подавляет в этих провинциях волю народа, который громко требует присоединения к Франции. Теперь, наконец, в Париже было [[Что сказал Заратуштра, ос.68 (Юр.Ханон)|<font color="#554411">открыто сказано</font>]], что ''«Альпы — естественная граница Франции, что Франция имеет право на них»''. <...><br><br>&emsp;&emsp;&emsp;Когда французская пресса утверждает, что Савойя по языку и обычаям близка Франции, то это по меньшей мере столь же верно, как и подобное утверждение в отношении французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше. Народ Савойи говорит на южнофранцузском диалекте; языком образованных слоёв и литературным повсюду является французский. Итальянский элемент в Савойе столь незначителен, что французский (т.е. южнофранцузский или провансальский) народный язык проник даже через Альпы [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#554411">в Пьемонт</font>]], до верхних долин рек Доры-Рипарии и Доры-Бальтеи. Несмотря на это, до войны решительно ничего не было слышно о симпатиях в пользу присоединения к Франции. Подобные мысли кое-где были только у отдельных лиц в Нижней Савойе, которая поддерживает некоторые торговые сношения с Францией, массе населения они были здесь так же чужды, как и во всех других пограничных с Францией и говорящих по-французски странах.<small><small><ref group="комм.">А [[Vot|вот]] ''за эти'' слова большая человеческая благодарность тебе, дорогая {{comment|Фрида|Энгельс}}. И в самом деле, очень тонкая ([[Ядовитые растения (Натур-философия натур. Плантариум)|ядовитая]]) ирония на счёт «французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше». Близок локоть, да не про...кусишь. А [[Vot|вот]] Савойю — пожалуйте, можно. Потому что рядом подходящего Полкана нету. Не укусит... ''С той поры'', видать, и появились в России [[Savoiarov (cite)|Савояровы]]. А то бы — не было...</ref></small></small> <...><br><br>&emsp;&emsp;&emsp;...несмотря на этническое родство, общность языка и альпийскую цепь, савойяры, по-видимому, не имеют никакого желания, чтобы [[Этика в Эстетике|<font color="#554411">их осчастливили</font>]] имперскими учреждениями великой французской родины. Они исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию [[Torino|<font color="#554411">в Турине</font>]] и {{comment|стала|якобы}} итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства, и савойский крест по настоящий день остаётся гербом Северной Италии, от Ниццы до Римини и от Сондрио до Сиены...<small><small><ref>Собрание сочинений ''К.Маркса'' и ''Ф.Энгельса'' <small>(издание второе)</small>, том тринадцатый, статья Ф.Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн».</ref></small></small></blockquote></center>
 
<center><blockquote style="width:90%;font:normal 0.91rem 'Garamond',serif;text-align:justify;color:#773311;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;border:2px solid #7b0000;padding:15px;box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-webkit-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;-moz-box-shadow:3px 4px 5px #A1652C;background:#CCAA88;">&emsp;&emsp;&emsp;...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения [[Torino|<font color="#554411">Северной Италии</font>]], всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...><br><br>&emsp;&emsp;&emsp;Теперь, во всяком случае, стало ясно, что Ницца и Савойя были той ценой, за которую Луи-Наполеон готов был пойти на воссоединение [[Венецианский гондольер, ос.1х (Юр.Ханон)|<font color="#554411">Венеции</font>]] и Ломбардии с Пьемонтом, и что он запросил эту цену за своё согласие на присоединение Средней Италии, потому что получить в данный момент Венецию было невозможно. Теперь начались гнусные манёвры бонапартовских агентов в Ницце и Савойе, и вопли подкупленной парижской прессы о том, что пьемонтское правительство подавляет в этих провинциях волю народа, который громко требует присоединения к Франции. Теперь, наконец, в Париже было [[Что сказал Заратуштра, ос.68 (Юр.Ханон)|<font color="#554411">открыто сказано</font>]], что ''«Альпы — естественная граница Франции, что Франция имеет право на них»''. <...><br><br>&emsp;&emsp;&emsp;Когда французская пресса утверждает, что Савойя по языку и обычаям близка Франции, то это по меньшей мере столь же верно, как и подобное утверждение в отношении французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше. Народ Савойи говорит на южнофранцузском диалекте; языком образованных слоёв и литературным повсюду является французский. Итальянский элемент в Савойе столь незначителен, что французский (т.е. южнофранцузский или провансальский) народный язык проник даже через Альпы [[Столица Савойской Империи (Савояровы)|<font color="#554411">в Пьемонт</font>]], до верхних долин рек Доры-Рипарии и Доры-Бальтеи. Несмотря на это, до войны решительно ничего не было слышно о симпатиях в пользу присоединения к Франции. Подобные мысли кое-где были только у отдельных лиц в Нижней Савойе, которая поддерживает некоторые торговые сношения с Францией, массе населения они были здесь так же чужды, как и во всех других пограничных с Францией и говорящих по-французски странах.<small><small><ref group="комм.">А [[Vot|вот]] ''за эти'' слова большая человеческая благодарность тебе, дорогая {{comment|Фрида|Энгельс}}. И в самом деле, очень тонкая ([[Ядовитые растения (Натур-философия натур. Плантариум)|ядовитая]]) ирония на счёт «французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше». Близок локоть, да не про...кусишь. А [[Vot|вот]] Савойю — пожалуйте, можно. Потому что рядом подходящего Полкана нету. Не укусит... ''С той поры'', видать, и появились в России [[Savoiarov (cite)|Савояровы]]. А то бы — не было...</ref></small></small> <...><br><br>&emsp;&emsp;&emsp;...несмотря на этническое родство, общность языка и альпийскую цепь, савойяры, по-видимому, не имеют никакого желания, чтобы [[Этика в Эстетике|<font color="#554411">их осчастливили</font>]] имперскими учреждениями великой французской родины. Они исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию [[Torino|<font color="#554411">в Турине</font>]] и {{comment|стала|якобы}} итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства, и савойский крест по настоящий день остаётся гербом Северной Италии, от Ниццы до Римини и от Сондрио до Сиены...<small><small><ref>Собрание сочинений ''К.Маркса'' и ''Ф.Энгельса'' <small>(издание второе)</small>, том тринадцатый, статья Ф.Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн».</ref></small></small></blockquote></center>
  
::::::<font style="font:normal 15px 'Georgia';color:#552211;">* * (не)Вероятно, кое-{{comment|кому|или совсем никому}} станет слегка понятно, немного {{comment|позже|вот именно: позже, не ниже}}, ''[[Charles-Emmanuel de Savoie-Carignan|<font color="#554411">по какой причине</font>]]'' я поместил здесь столь про...странную цитату {{comment|мистера|& мастера}} Энгельса... и ''почему'' не стал говорить об этом предмете, в полной мере «{{comment|савояровском|и савоярском}}», прямой речью & своим голосом...</font><small><small><ref name="Задним">''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г.</ref>{{rp|202-203}}</small></small>
+
::::::<font style="font:normal 15px 'Georgia';color:#552211;">* * (не)Вероятно, кое-{{comment|кому|или совсем никому}} станет слегка понятно, немного {{comment|позже|вот именно: позже, не ниже}}, ''[[Charles-Emmanuel de Savoie-Carignan|<font color="#554411">по какой причине</font>]]'' я поместил здесь столь про...странную цитату {{comment|мистера|& мастера}} Энгельса... и ''почему'' не стал говорить об этом предмете, в полной мере «[[Михаил Савояров (цитаты о нём)|<font color="#554411">{{comment|савояровском|и савоярском}}</font>]]», прямой речью & своим голосом...</font><small><small><ref name="Задним">''[[Эрик Сати|Эр.Сати]], [[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]'' «[[Воспоминания задним числом (Юр.Ханон)|Воспоминания задним числом]]» <small>([[Воспоминания задним числом, артефакты (Юр.Ханон)|яко’бы без]] {{comment|под’заголовка|первая книга обо всём, что оставалось умóлчанным}})</small>. — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & [[Faces de Russie|Лики России]], 2011 г.</ref>{{rp|202-203}}</small></small>
  
 
::— [[Also|<font color="#551144">Итак</font>]], {{comment|продолжим|мадам..., это если очень мягко выражаясь}}, словно бы [[Coitus|<font color="#551144">''ничего'' не случилось</font>]]...
 
::— [[Also|<font color="#551144">Итак</font>]], {{comment|продолжим|мадам..., это если очень мягко выражаясь}}, словно бы [[Coitus|<font color="#551144">''ничего'' не случилось</font>]]...
Строка 71: Строка 71:
 
::— Не так ли, мой [[Альфонс Алле|<font color="#551144">дорогой Альфонс</font>]]?
 
::— Не так ли, мой [[Альфонс Алле|<font color="#551144">дорогой Альфонс</font>]]?
  
И всё же, далеко ''не только'' профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого савояра, швейцара..., или даже [[Savoyarov Mikhail|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]], <small>собственной персоной</small>. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и растоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после ''«{{comment|великой|по числу грязи и гноя}}» французской революции'' — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. ''1790-1860'' — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже {{comment|королей|не исключая бастардов, разумеется}}..., которые <small>(поодиночке и группами)</small> покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви Савояровых (Соловьёвых), некоей Мари-Жанны Кариньян дю Савой, получившей позднее (из рук русских чиновников) — жестоко-адаптированную русскую фамилию...<small><small><ref name="Избран">''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.</ref>{{rp|27-28}}</small></small>
+
И всё же, далеко ''не только'' профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого савояра, швейцара..., или даже [[Savoyarov Mikhail|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]], <small>собственной персоной</small>. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и растоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после ''«{{comment|великой|по числу грязи и гноя}}» французской революции'' — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. ''1790-1860'' — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже {{comment|королей|не исключая бастардов, разумеется}}..., которые <small>(поодиночке и группами)</small> покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви [[Михаил Савояров (цитаты о нём)|<font color="#551144">Савояровых (Соловьёвых)</font>]], некоей Мари-Жанны Кариньян дю Савой, получившей позднее (из рук русских чиновников) — жестоко-адаптированную русскую фамилию...<small><small><ref name="Избран">''[[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]], [[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]]''. «[[Избранное из бранного (Михаил Савояров)|Избранное Из’бранного]]» ''(худшее из лучшего)''. — Сан-Перебур: [[Центр Средней Музыки]], 2017 г.</ref>{{rp|27-28}}</small></small>
 
::''Именно ту'', — скажем [[Anarchiste de musique|<font color="#551144">ради порядка</font>]], — о которой здесь и речь.
 
::''Именно ту'', — скажем [[Anarchiste de musique|<font color="#551144">ради порядка</font>]], — о которой здесь и речь.
  
Строка 104: Строка 104:
 
|}
 
|}
 
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;">
 
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;">
► [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Михаил Николаевич'''</font>]] (1876—1941) — русский <small>(чтобы не говорить: советский)</small> шансонье, артист, композитор и поэт, [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]] и «Король [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: [[Savoiarov (cite)|<font color="#551144">Савояров</font>]] стал первым поэтом и ''певцом [[Vomitus|<font color="#551144">рвоты</font>]]'' ([[tautos|<font color="#551144">заслуженно заслужив</font>]] прозвание «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной ([[Эксцентрика (Натур-философия натур)‏|<font color="#551144">эксцентрической</font>]]) ''обскурации'' и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным.<small><small><ref name="Провокат">''С.Кочетова''. «[[Ханон, Юрий|Юрий Ханон]]: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: [[Газетное меню (Юр.Ханон)|газета]] «Час пик» от 2 декабря 1991 г.</ref></small></small> Скажем так, без ложной скромности: первым в истории <small>(российской и [[Мировой дух|<font color="#551144">мировой</font>]])</small> эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине странных свойств характера «короля», пожизненно не склонного к [[Supreme|<font color="#551144">велеречивым манифестам</font>]] или теоретизированию, это направление <small>(почти)</small> не получило должного обоснования и освещения (равно как названия и символа веры) из уст своего основателя, за исключением корявого [[Фонфоризм (Михаил Савояров)|<font color="#551144">словечка «фонфоризм»</font>]], которое почти не имело [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">публичного хождения</font>]]. И тем не менее, назвать его не слишком сложно <small>(по известным чертам творческой & исполнительской манеры)</small>. Вариантов не так много... Первый из них: ''эксцентрический натурализм''. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.<small><small><ref name="через">''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через [[Trompeur (Savoyarov)|трубачей]]» ''(опыт сквозного раз...следования)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2019 г.</ref></small></small> В конечном {{comment|счёте|третьим пунктом}} скажем так: [[Фигляры (Эрик Сати)|<font color="#551144">гаерство</font>]] и ''[[Surrealisme|<font color="#551144">почти-сюрреалистическая</font>]] гротескная [[Cinq grimaces|<font color="#551144">клоунада</font>]]''. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка {{comment|известным|(с моей тяжёлой руки)}}.
+
► [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савояров''' <small>(Соловьёв-Савояров)</small> '''Михаил Николаевич'''</font>]] (1876—1941) — русский <small>(чтобы не говорить: советский)</small> шансонье, артист, композитор и поэт, [[Внук Короля (Юр.Ханон)|<font color="#551144">внук короля</font>]] и «Король [[Excentrique|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: [[Savoiarov (cite)|<font color="#551144">Савояров</font>]] стал [[Михаил Савояров (избранное)|<font color="#551144">первым поэтом</font>]] и ''певцом [[Vomitus|<font color="#551144">рвоты</font>]]'' ([[tautos|<font color="#551144">заслуженно заслужив</font>]] прозвание «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно [[Шаг вперёд - два назад, ос.24 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">сделать шаг в сторону</font>]] от излюбленной ([[Эксцентрика (Натур-философия натур)‏|<font color="#551144">эксцентрической</font>]]) ''обскурации'' и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным.<small><small><ref name="Провокат">''С.Кочетова''. «[[Ханон, Юрий|Юрий Ханон]]: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: [[Газетное меню (Юр.Ханон)|газета]] «Час пик» от 2 декабря 1991 г.</ref></small></small> Скажем так, без ложной скромности: первым в истории <small>(российской и [[Мировой дух|<font color="#551144">мировой</font>]])</small> эстрады [[Михаил Савояров (цитаты о нём)|<font color="#551144">Михаил Савояров</font>]] ''вынес'' на сцену свой [[Эпатаж (Натур-философия натур)‏‎|<font color="#551144">эпатажный авангардный</font>]] стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине странных свойств характера «короля», пожизненно не склонного к [[Supreme|<font color="#551144">велеречивым манифестам</font>]] или теоретизированию, это направление <small>(почти)</small> не получило должного обоснования и освещения (равно как названия и символа веры) из уст своего основателя, за исключением корявого [[Фонфоризм (Михаил Савояров)|<font color="#551144">словечка «фонфоризм»</font>]], которое почти не имело [[Публичные песни, ос.34 (Юр.Ханон)|<font color="#551144">публичного хождения</font>]]. И тем не менее, назвать его не слишком сложно <small>(по известным чертам творческой & исполнительской манеры)</small>. Вариантов не так много... Первый из них: ''[[Эксцентрика (Натур-философия натур)‏‎|<font color="#551144">эксцентрический натурализм</font>]]''. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.<small><small><ref name="через">''[[Savoyarov Yuri|Юр.Ханон]], [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]]''. «Через [[Trompeur (Savoyarov)|трубачей]]» ''(опыт сквозного раз...следования)''. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2019 г.</ref></small></small> В конечном {{comment|счёте|третьим пунктом}} скажем так: [[Фигляры (Эрик Сати)|<font color="#551144">гаерство</font>]] и ''[[Surrealisme|<font color="#551144">почти-сюрреалистическая</font>]] гротескная [[Cinq grimaces|<font color="#551144">клоунада</font>]]''. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка {{comment|известным|(с моей тяжёлой руки)}}.
::По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным перво...[[Fonforisme|<font color="#551144">открывателем, представителем</font>]], а затем — и перво...закрывателем абсурдистского [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">фумизма</font>]] в русском искусстве XX века.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|90}}</small></small><br><br>
+
::По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным перво...[[Fonforisme|<font color="#551144">открывателем, представителем</font>]], а затем — и [[Михаил Савояров (избранное)|<font color="#551144">перво...закрывателем</font>]] абсурдистского [[Дадаизм до дадаизма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">фумизма</font>]] в русском искусстве XX века.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|90}}</small></small><br><br>
 
</div>
 
</div>
 
{| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;"
 
{| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;"
Строка 117: Строка 117:
 
|}
 
|}
 
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;">
 
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;">
► [[Ариадна Савоярова (Михаил Савояров. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>(Соловьёва, Азагарина)</small> '''Ариадна Петровна'''</font>]] <small>(позднее была [[connue|<font color="#551144">известна</font>]] под псевдонимом «Ариадна Горькая»)</small> — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «{{comment|Савояровы|эти два лица можно увидеть здесь — наверху}}». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|64-65}}</small></small> Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с {{comment|трансформацией|многократно меняя на протяжении концерта роли, амплуа и внешний вид}}), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.<small><small><ref name = "Энциклоп">{{книга|автор = под ред. Уваровой.|заглавие = «Энциклопедия Эстрада России». XX век. «Все звёзды»|место = М.|издательство = ОЛМА-ПРЕСС|год = 2004|тираж = 5000}}</ref>{{rp|592}}</small></small> Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного {{comment|оперетточного|между прочим...}} цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал [[Михаил Савояров (цитатник)‏‎|<font color="#551144">Михаил Савояров</font>]]. Репертуар этого периода <small>(до середины 1920-х годов)</small> был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.<small><small><ref name="Энциклоп"/>{{rp|79}}</small></small>
+
► [[Ариадна Савоярова (Михаил Савояров. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>(Соловьёва, Азагарина)</small> '''Ариадна Петровна'''</font>]] <small>(позднее была [[connue|<font color="#551144">известна</font>]] под псевдонимом «Ариадна Горькая»)</small> — первая жена [[Михаил Савояров (цитаты о нём)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]], выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «{{comment|Савояровы|эти два лица можно увидеть здесь — наверху}}». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.<small><small><ref name="Избран"/>{{rp|64-65}}</small></small> Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с {{comment|трансформацией|многократно меняя на протяжении концерта роли, амплуа и внешний вид}}), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.<small><small><ref name = "Энциклоп">{{книга|автор = под ред. Уваровой.|заглавие = «Энциклопедия Эстрада России». XX век. «Все звёзды»|место = М.|издательство = ОЛМА-ПРЕСС|год = 2004|тираж = 5000}}</ref>{{rp|592}}</small></small> Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного {{comment|оперетточного|между прочим...}} цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал [[Михаил Савояров (цитатник)‏‎|<font color="#551144">Михаил Савояров</font>]]. Репертуар этого периода <small>(до середины 1920-х годов)</small> был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.<small><small><ref name="Энциклоп"/>{{rp|79}}</small></small>
::По всей видимости, Ариадна Азагарина в последний период своей жизни перестала быть «{{comment|Савояровой|сделавшись в большей мере «Соловьёвой» или Горькой}}», которой была чуть более десятка лет до большевистской революции.<br><br>
+
::По всей видимости, Ариадна Азагарина в последний период своей жизни перестала быть «{{comment|Савояровой|сделавшись в большей мере «Соловьёвой» или Горькой}}», которой пробыла чуть более десятка лет до большевистской революции.<br><br>
 
</div>
 
</div>
 
{| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;"
 
{| style="float:right;width:122px;padding:5px;margin:10px 0 10px 15px;background:#CC7733;border:1px solid #EE1111;-webkit-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-moz-box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;box-shadow:3px 4px 3px #9b4900;-webkit-border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;border-radius:5px;"
Строка 144: Строка 144:
 
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;">
 
<div style="margin:5px 16px;font:normal 15px 'Cambria';color:#441122;">
 
► [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>({{comment|Воронова|нет, не Соловьёва}})</small> '''Татьяна Васильевна'''</font>]] (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]] по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к {{comment|строгому|бельгийскому}} стилю [[Сюрреализм до сюрреализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">сюрреализма</font>]]) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">взрывной кинизм</font>]] «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к {{comment|человеческому|глубоко нормальному}} недомыслию.<small><small><ref name="Альфи">''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>''(издание первое, «[[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|недо’работанное]]»)''</small>. — {{comment|Сан-Перебург|это город такой, есть}}: «Центр Средней Музыки» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 2013 г., 544 стр.</ref>{{rp|54}}</small></small> Равным образом, ''{{comment|эксцентричной|хотя и не совсем королевской}}'' можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, [[Михаил Савояров (цитатник)‏‎|<font color="#551144">савояровский дух</font>]] — подобно взрыву — внезапно {{comment|выразил себя|чтобы не сказать: вымазал}} в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической [[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]. Художественной «точкой невозврата» стало {{comment|окончание|с отличием}} Татьяной Савояровой курса учения <small>(проф. [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]])</small> в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, ''когда'' они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.
 
► [[Татьяна Савоярова (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">'''Савоярова''' <small>({{comment|Воронова|нет, не Соловьёва}})</small> '''Татьяна Васильевна'''</font>]] (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка [[Михаил Савояров (Юр.Ханон. Лица)|<font color="#551144">Михаила Савоярова</font>]] по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к {{comment|строгому|бельгийскому}} стилю [[Сюрреализм до сюрреализма (Этика в эстетике)|<font color="#551144">сюрреализма</font>]]) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">взрывной кинизм</font>]] «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к {{comment|человеческому|глубоко нормальному}} недомыслию.<small><small><ref name="Альфи">''[[Юрий Ханон|Юр.Ханон]]''. «[[Альфонс, которого не было (Юр.Ханон)|Альфонс, которого не было]]» <small>''(издание первое, «[[Альфонс, которого не было, артефакты (Юр.Ханон)|недо’работанное]]»)''</small>. — {{comment|Сан-Перебург|это город такой, есть}}: «Центр Средней Музыки» & «[[Лики России (Юр.Ханон. Лица)|Лики России]]», 2013 г., 544 стр.</ref>{{rp|54}}</small></small> Равным образом, ''{{comment|эксцентричной|хотя и не совсем королевской}}'' можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, [[Михаил Савояров (цитатник)‏‎|<font color="#551144">савояровский дух</font>]] — подобно взрыву — внезапно {{comment|выразил себя|чтобы не сказать: вымазал}} в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической [[Эксцентрика (Натур-философия натур)|<font color="#551144">эксцентрики</font>]]. Художественной «точкой невозврата» стало {{comment|окончание|с отличием}} Татьяной Савояровой курса учения <small>(проф. [[Ханон, Юрий|<font color="#551144">Юрий Ханон</font>]])</small> в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, ''когда'' они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.
::По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя ''сто лет'' продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник {{comment|фамильному|альбигойскому}} [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">кинизму</font>]].<br><br><br>
+
::По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя ''сто лет'' продолжила линию искусства «[[Михаил Савояров (цитаты о нём)|<font color="#551144">короля эксцентрики</font>]]» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник {{comment|фамильному|альбигойскому}} [[Кинизм (Натур-философия натур)|<font color="#551144">кинизму</font>]].<br><br><br>
 
</div><center>
 
</div><center>
 
<div style="width:98%;height:10px;background:#C77533;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div>
 
<div style="width:98%;height:10px;background:#C77533;-webkit-border-radius:3px; -moz-border-radius:3px; border-radius:3px;"></div>
Строка 218: Строка 218:
 
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;"
 
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;"
 
| [[Файл:Yuri Khanon nobr204.jpg|60px|link=Savoyarov Yuri]] || [[Ханон, Юрий|<big>Юрий Савояров</big>]] или ''Юр.Ханóн''<br><small>''( герметическая статья )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] &<br><small>[[Savoyarov Yuri|Юр.Савояров]]</small>
 
| [[Файл:Yuri Khanon nobr204.jpg|60px|link=Savoyarov Yuri]] || [[Ханон, Юрий|<big>Юрий Савояров</big>]] или ''Юр.Ханóн''<br><small>''( герметическая статья )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] &<br><small>[[Savoyarov Yuri|Юр.Савояров]]</small>
 +
 +
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;"
 +
| [[Файл:Dmitry Bogemsky-Berkovic (1914).jpg|60px|link=Savoiarov (sur)]] || [[Михаил Савояров (цитаты о нём)‏‎|<big>Михаил Савояров</big> в цитатах о нём]] <br><small>''( страница минуты молчания )''</small> || [[Savoyarov Mikhail|Мх.Савояров]] &<br><small>[[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]]</small>
  
 
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;"
 
|- style="background:#D8995C;line-height:1.5;padding:15px;"

Версия 17:04, 12 октября 2021

« ...а ты видал — Савояровых?.. »
автор : кто-то из них     
       ( вероятно, даже этот )
Карл-Эммануил, принц мимо трона‎ Король, внук короля


Ханóграф: Портал
MS.png

Содержание



Belle-L.pngСавояровы ( короли и внуки )Belle-R.png

( справочное пособие )

...Михаил Савояров и Ариадна Савоярова (Азагарина или «Горькая»)...
Видали?.. (~1913) [1]


Савоя́ров,  Савоя́ровы (Savoyarov ou Savoiarov) — искуственно произведённая франко-русская фамилия, в конечном счёте происходящая от имени (самоназвания) жителей (подданных) королевства Савойского.[2]

О последнем (предмете), видимо, придётся сказать несколько слов отдельно..., вместо отступления.

Саво́йя (иначе: савойское королевство, герцогство, графство, королевство Савойя-Сардиния) — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтского (приморского) типа, — отчасти, наследовавшее некоторые владения (и традиции) королевства Арагон. Держава не слишком большая (по сути, буферная между двумя-тремя беспокойными империями) и не слишком богатая, к тому же, имевшая вокруг себя соседей (значительно более крупных и сильных), Савойя постоянно жила в постоянном режиме угроз, войн и политического лавирования, сопровождавшихся переменным успехом. Отдельные территории и города то входили в состав королевства, то отбирались обратно. Достаточно сказать, что в период своего расцвета герцогство включало в свой состав Ниццу, Геную, Женеву и Пьемонт. В некоторые (трудные) времена метрополия переносилась на остров Сардиния или другие итальянские территории (в конце концов, савойская династия стала правящей в новой Италии, хотя и ненадолго, как известно). Во все века существования Савойи как самостоятельного государства, её самым надёжным и верным врагом была, конечно, «великая» Франция. Именно она постоянно зарилась, точила зубы и пыталась захватить эту территорию (для себя буферную — в частности, на пути в Швейцарию & западную Италию).[3] Несколько раз эти конвульсивные попытки увенчивались (сомнительным) успехом, самая известная из которых случилась в 1794 году, когда войска революционной Франции оккупировали «департамент Монблан» и удерживали его двадцать лет, вплоть до последнего поражения коротышки-Наполеона и его окончательной ссылки.

В конце концов, только выморочному императору Наполеону III (в миру: «Альфонс II») удалось аннексировать Савойю и Ниццу в 1860 году. Это была его последняя победа (ох, и что тут началось!.., дым до небес)...

Несколькими до крайности желчными статьями на аннексию Савойи откликнулись — герр Карл Маркс и его верный соратник, Фрида Энгельс. В частности, Энгельс деловито (злобно и подробно) разобрал савойский вопрос в своей программной политической статье «Савойя, Ницца и Рейн»:[4]

   ...Но по мере того, как обнаруживалась неизбежность объединения Северной Италии, всё определённее обрисовывалась «идея», во имя которой Франция вела эту войну. Это была идея присоединения Савойи и Ниццы к Франции. Уже во время войны раздавались голоса, которые указывали на это присоединение как на цену французского вмешательства в итальянские дела. <...>

   Теперь, во всяком случае, стало ясно, что Ницца и Савойя были той ценой, за которую Луи-Наполеон готов был пойти на воссоединение Венеции и Ломбардии с Пьемонтом, и что он запросил эту цену за своё согласие на присоединение Средней Италии, потому что получить в данный момент Венецию было невозможно. Теперь начались гнусные манёвры бонапартовских агентов в Ницце и Савойе, и вопли подкупленной парижской прессы о том, что пьемонтское правительство подавляет в этих провинциях волю народа, который громко требует присоединения к Франции. Теперь, наконец, в Париже было открыто сказано, что «Альпы — естественная граница Франции, что Франция имеет право на них». <...>

   Когда французская пресса утверждает, что Савойя по языку и обычаям близка Франции, то это по меньшей мере столь же верно, как и подобное утверждение в отношении французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше. Народ Савойи говорит на южнофранцузском диалекте; языком образованных слоёв и литературным повсюду является французский. Итальянский элемент в Савойе столь незначителен, что французский (т.е. южнофранцузский или провансальский) народный язык проник даже через Альпы в Пьемонт, до верхних долин рек Доры-Рипарии и Доры-Бальтеи. Несмотря на это, до войны решительно ничего не было слышно о симпатиях в пользу присоединения к Франции. Подобные мысли кое-где были только у отдельных лиц в Нижней Савойе, которая поддерживает некоторые торговые сношения с Францией, массе населения они были здесь так же чужды, как и во всех других пограничных с Францией и говорящих по-французски странах.[комм. 1] <...>

   ...несмотря на этническое родство, общность языка и альпийскую цепь, савойяры, по-видимому, не имеют никакого желания, чтобы их осчастливили имперскими учреждениями великой французской родины. Они исполнены традиционного сознания, что не Италия завоевала Савойю, а Савойя завоевала Пьемонт. Вокруг маленькой Нижней Савойи воинственное горное племя сплотилось по всей провинции в государство, а затем спустилось на итальянскую равнину и с помощью военных и политических мер последовательно присоединило к себе Пьемонт, Монферрато, Ниццу, Ломеллину, Сардинию и Геную. Династия основала свою резиденцию в Турине и стала итальянской, но Савойя осталась колыбелью государства, и савойский крест по настоящий день остаётся гербом Северной Италии, от Ниццы до Римини и от Сондрио до Сиены...[5]
* * (не)Вероятно, кое-кому станет слегка понятно, немного позже, по какой причине я поместил здесь столь про...странную цитату мистера Энгельса... и почему не стал говорить об этом предмете, в полной мере «савояровском», прямой речью & своим голосом...[6]:202-203
Итак, продолжим, словно бы ничего не случилось...
...мальчик-савояр, нищий оборванец в Париже (1863 год, буквально через пару лет после очередной аннексии Савойи)...
Василий Перов
«Савояр» (~1863) [7]

П
оначалу я (вскользь) обмолвился, что Савойя — одно из типических государств европейского средневековья с разрозненной территорией кельтско-норманнского (приморского) типа. Несмотря на некоторую неточность этого утверждения (с точки зрения неких записных профессионалов от служанки политики), она — в основе своей (и в принципе) верна. Подобные государства, в основном, так или иначе, прекратили своё существование уже к XVIII веку. Савойское королевство, впрочем, хоть и не слишком-то благоденствовало, но кое-как просуществовало дольше в буферной зоне двух имперских влияний, лавируя между политическими и военными противниками при посредстве династической системы сдержек и противовесов. И только во второй половине XIX века (1860 год) оно, наконец, было в последний (ли?) раз разделено между более крупными государствами Европы: Италией и Францией, чтобы не произносить ещё одного, несравненно более грубого слова.

К тому моменту сама по себе территория «малой Савойи» уже стала до крайности бедным, почти нищим краем, многократно разорённым войнами и интервенциями; население с завидной регулярностью голодало и зимой многие жители отправлялись на заработки во Францию, Швейцарию и другие страны Европы, где часто нищенствовали или бродяжничали. Как раз к этим временам относится общеевропейская известность слова «Савояр» — в узком историческом смысле понимаемом как уличный мальчик-певец (впрочем, не обязательно мальчик, и не обязательно певец), говоря шире, бродячий музыкант родом из Савойи, этого несчастного края (повторяю для тех, кто не понял с первого раза), в последние времена разорённого постоянными войнами, набегами, аннексиями и оккупациями...

В более широком смысле «савояр» стал естественным наследником (и почти синонимом) других бродячих певцов из близких к Савойе краёв той же страны (света), примерно таким же способом разорённых и разграбленных оккупантами — в разные времена человеческой истории. И прежде всего, здесь на ум приходят альбигойцы, цветущий край которых в XIII веке был превращён благочестивым папашей (римским) Иннокентием III в разрушенное до основания подобие чистилища.[комм. 2] К слову сказать, большинство альбигойцев к тому времени жило в пределах королевства Арагон, уже раз упомянутого всуе. Последние из недобитых рыцарей-катаров разбрелись по дорогам своей сожжённой родины с жалобными песнями о потерянном рае. — Таким образом, оставим лишние разговоры.[8]:630 К концу XVIII века савояры присоединились к числу безусловно исторических профессий, в целом обрисованных (слегка понятными) понятиями: трубадур, трувер или, на худой конец, миннезингер.[9]

С другой, возможно, чуть менее рыцарской стороны, савояр (как типический бродячий музыкант) в своей обширной генеалогии имеет таких ортодоксально-эксцентрических родственников (или предков) как шут, гаер, паяц, буффон, клоун (не говоря уже о скоморохах и прочих юродивых)... Если же переходить на персоны или имена, то их список (от Арлекина и Панталоне до Пульчинеллы или Пьеро) — и вовсе упрётся концом в горизонт... «моей бедной Франции».

...свадебный портрет — за два-три года до смерти...
Шарль Эммануил, принц Кариньяно (~1797) [10]
— Не так ли, мой дорогой Альфонс?

И всё же, далеко не только профессии и занятия, — как прозрачно видно на примере любого савояра, швейцара..., или даже Михаила Савоярова, собственной персоной. Всё-таки, Савойя оставалась в первую очередь — разорённой и растоптанной родиной, откуда во времена оные..., особенно — за семьдесят лет, прошедших после «великой» французской революции — постоянно шёл исход. Как из земли обетованной. По всей Европе и даже миру. 1790-1860 — эти даты стали, пожалуй, самыми урожайными на повсеместное пришествие савояров..., во всех смыслах слова. И бедных, и богатых, и аристократов, и даже королей..., которые (поодиночке и группами) покидали (в который раз и) окончательно разорённое гнездо. Собственно, именно к этой части савойской эмиграции и относится появление в 1861 году в России родоначальницы отечественной ветви Савояровых (Соловьёвых), некоей Мари-Жанны Кариньян дю Савой, получившей позднее (из рук русских чиновников) — жестоко-адаптированную русскую фамилию...[11]:27-28

Именно ту, — скажем ради порядка, — о которой здесь и речь.

...и которая затем ..., в третьем поколении российских (чтобы не сказать: советских) Савояровых, чудесным образом соединилась со своими корнями, ветками и листвой..., чтобы не сказать короче: ботвой. Образовав, так сказать, прямую связь между всем, о чём тут и шла речь, начиная от бедных трубадуров и труверов (не говоря уже о гаерах и паяцах) и кончая, собственно, (пра)внуком некоего герцога, «королём эксцентрики» & альбигойским каноником, «внуком короля».

...хотя и это, — говоря с некоторой долей вероятности, — ещё далеко не конец...






A p p e n d i X - 1


Belle-L.pngСавояровыBelle-R.png
внуки королей и короли внуков

( справочное пособие )



...король эксцентрики в униформе клоуна...
М.Н.Савояров [12]

Савояров (Соловьёв-Савояров) Михаил Николаевич (1876—1941) — русский (чтобы не говорить: советский) шансонье, артист, композитор и поэт, внук короля и «Король эксцентрики» 1910-х годов. Можно было бы сказать коротко: Савояров стал первым поэтом и певцом рвоты (заслуженно заслужив прозвание «рвотного шансонье») в отечественной литературе и музыке. Но можно сделать шаг в сторону от излюбленной (эксцентрической) обскурации и объяснить чуть более подробно..., не гнушаясь быть понятным.[13] Скажем так, без ложной скромности: первым в истории (российской и мировой) эстрады Михаил Савояров вынес на сцену свой эпатажный авангардный стиль, дальнейшее развитие и существование которого было прервано большевистским переворотом 1917 года. По причине странных свойств характера «короля», пожизненно не склонного к велеречивым манифестам или теоретизированию, это направление (почти) не получило должного обоснования и освещения (равно как названия и символа веры) из уст своего основателя, за исключением корявого словечка «фонфоризм», которое почти не имело публичного хождения. И тем не менее, назвать его не слишком сложно (по известным чертам творческой & исполнительской манеры). Вариантов не так много... Первый из них: эксцентрический натурализм. Второй, пожалуй: гротескный экспрессионизм.[14] В конечном счёте скажем так: гаерство и почти-сюрреалистическая гротескная клоунада. И тем не менее, все эти странные премудрости можно свести к одному слову, в прежние полторы сотни лет не слишком-то понятному..., и только теперь ставшему у нас слегка известным.

По всей видимости, «король эксцентрики» стал единственным перво...открывателем, представителем, а затем — и перво...закрывателем абсурдистского фумизма в русском искусстве XX века.[11]:90

...Михаил Савояров и Ариадна Савоярова (Азагарина или «Горькая»)...
М.Н. и Ариадна...[1]

Савоярова (Соловьёва, Азагарина) Ариадна Петровна (позднее была известна под псевдонимом «Ариадна Горькая») — первая жена Михаила Савоярова, выступавшая вместе с ним в 1900-е и начале 1910-х годов под общей маркой «Савояровы». В начале сценической карьеры выступала в амплуа характерной исполнительницы шансонеток и песенок на французском языке.[11]:64-65 Первое время, заявляя себя в афишах как «франко-русские дуэттисты», Савояровы имели обширный (на двух языках) репертуар, состоявший из комических и сатирических песенок, а также танцев (с трансформацией), широко используя театральные костюмы, элементы декораций, грим, разные мизансцены и танцевально-акробатические приёмы.[15]:592 Можно сказать, что ранний театр Савояровых был универсальным вариантом бродячего артистического ковчега (или крошечного оперетточного цирка). После начала Первой мировой войны Ариадна Савоярова уехала в Москву вместе с сыном Георгием. Её более поздние выступления под характерным «блатным» псевдонимом «Ариадна Горькая», исполнительница «песен улицы» — продолжали линию «босяцкого жанра», в котором работал Михаил Савояров. Репертуар этого периода (до середины 1920-х годов) был преимущественно жалостливым и заунывным, повествуя о «печальной судьбе женщин», опустившихся на дно жизни.[15]:79

По всей видимости, Ариадна Азагарина в последний период своей жизни перестала быть «Савояровой», которой пробыла чуть более десятка лет до большевистской революции.

...«внук короля» (якобы без эксцентрики)
Ю.М.Савояров [16]

Савояров (Соловьёв-Савояров) Юрий Михайлович (р.1965), точнее говоря, некий каноник, более известный под псевдонимом Юрий Ханон — российский композитор (лауреат «Европейского Оскара») и философ, а также писатель, эссеист, художник, пианист, ботаник и, наконец, «внук короля» (Михаила Савоярова) — чтобы всё-таки закончить не полный список перечисления. Пожалуй, во времена настоящего безвременья для академического искусства, наступившие в России с воцарением последнего плебея, этот странный композитор может быть определён как «самая одиозная личность» современной русской культуры. Настоящий внук своего деда, Юрий Ханон отличается не только эксцентричным, но также крайне независимым и герметичным характером (ad marginem).[17] Более четверти века (с начала 1990-х) он ведёт необычайно замкнутый для человека искусства образ жизни, никогда не разменивая внутреннее «делание» на обычные «дела». Ко всей прочей герметичности, Юрий Ханон никогда и нигде не служил, а также не состоял и не состоит ни в одной профессиональной организации или группе (будь то музыкальной или литературной).[18] Получив в возрасте двадцати трёх лет мировую известность, всего спустя четыре года Юрий Савояров прекратил все публичные выступления, интервью, концерты, телесъёмки и любую публикацию своей музыки, посвятив всё оставшееся время «замкнутой работе».[14] Кроме некоторых экстремальных музыкальных произведений, опубликованы три книги этого автора, каждую из которых можно назвать прецедентом в русской литературе: по жанру или подходу.

По всей видимости, «внук короля» (Юрий Ханон) ничуть не в меньшей степени может быть определён в качестве «Савоярова»,[комм. 3] чем сам «король эксцентрики» и внук короля, Михаил Савояров.

...крон-принцесса Савойская, Петербург, сто (или тысячу) лет спустя...
Т.В.Савоярова [19]

Савоярова (Воронова) Татьяна Васильевна (р.1966) — российский эксцентричный художник, внучка Михаила Савоярова по другой родственной линии. Можно сказать сухо и коротко: её саркастическая живопись (отчасти, близкая к строгому стилю сюрреализма) служит достаточным артефактом причастности к каноническому «савойскому дому». Пожалуй, именно в её творчестве взрывной кинизм «короля эксцентрики» приобретает вид сдержанного и благородного (вплоть до ощущения полной непричастности) презрения к человеческому недомыслию.[20]:54 Равным образом, эксцентричной можно признать и её — биографию. После сорока лет творческого молчания, савояровский дух — подобно взрыву — внезапно выразил себя в доброй сотне картин, создавших отдельный мир статической эксцентрики. Художественной «точкой невозврата» стало окончание Татьяной Савояровой курса учения (проф. Юрий Ханон) в «Центре Средней Музыки». Как истинная «внучка короля», она также поставила себя совершенно отдельно от культурного контекста своего времени. Глядя на её картины, невозможно понять, когда они написаны. Татьяна Савоярова — безусловно, один из самых странных и причудливых мастеров кисти своего времени. О её картинах можно сказать два слова, и даже три..., но затем любое суждение о ней и её живописи наткнётся на собственную (полную) беспочвенность.

По всей видимости, «внучка короля» (Татьяна Савоярова) спустя сто лет продолжила линию искусства «короля эксцентрики» — в имперском живописном стиле, создав живописный памятник фамильному кинизму.




Прим’мечания

Ханóграф : Портал
MuPo.png


  1. А вот за эти слова большая человеческая благодарность тебе, дорогая Фрида. И в самом деле, очень тонкая (ядовитая) ирония на счёт «французской Швейцарии, валонской части Бельгии и англо-нормандских островов в Ла-Манше». Близок локоть, да не про...кусишь. А вот Савойю — пожалуйте, можно. Потому что рядом подходящего Полкана нету. Не укусит... С той поры, видать, и появились в России Савояровы. А то бы — не было...
  2. Подробности относительно волшебного превращения особой цивилизации альбигойцев (или добрых людей) в руины с горами трупов, можно почерпнуть из много...численной литературы, посвящённой Альбигойскому крестовому походу. Что же касается благочестивого папаши римского Иннокентия III, то эта скотина вообще не заслуживает упоминания.
  3. Краткую справку об определениях и внутренних статусах можно получить в сухом и почти бессодержательном описании, которое, говоря по большому счёту, ничего не содержит по существу вопроса. Собственно, такое положение дел находится в полном согласии с характером двоюродного дедушки Михаила Савоярова.


  1. 1,0 1,1 ИллюстрацияМихаил Савояров и Ариадна Азагарина (Соловьёва-Савоярова), коллаж с задней обложки первого сборника стихов Савоярова. (М.Н.Савояров, 1-й сборник сочинений: Песни, куплеты, пародии, дуэты. — Петроград, 1914 г., Типография В.С.Борозина, Гороховая 12)
  2. Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (сказка в п’розе). — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г.
    Ханóграф: Портал
    NFN.png
  3. Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус. «Два Процесса» или книга без-права-переписки. — Сан-Перебур, Центр Средней Музыки, 2014 г. — изд. второе, 624 стр.
  4. Статья Фридриха Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн» была написана в феврале 1860 года (по горячим следам событий), а в апреле того же года была отпечатана отдельной брошюрой.
  5. Собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса (издание второе), том тринадцатый, статья Ф.Энгельса «Савойя, Ницца и Рейн».
  6. Эр.Сати, Юр.Ханон «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & Лики России, 2011 г.
  7. Ил’люстрацияВасилий Перов «Савояр» (фрагмент картины). Париж, 1863-1864 гг. (oil on canvas, 40.5 x 32.2 cm, Tretyakov Gallery, Moscow)
  8. Юрий Ханон «Скрябин как лицо», часть первая. — (издание второе, переработанное). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2009. — 680 с.
  9. Юр.Ханон «Чёрные Аллеи» или книга-которой-не-было-и-не-будет. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г.
  10. Пер’люстрация — Портрет Шарля Эммануила де Савойя-Кариньян, принца Савойского — кисти неизвестного художника (Турин, ~1797 год). Портрет был сделан за три года до смерти принца в парижской тюрьме «Шайо».
  11. 11,0 11,1 11,2 Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
  12. Ил’люстрацияМихаил Савояров, «внук короля» — в костюме и в образе савояра, паяца, гаера (с галстуком висельника на шее), (не) любимая фотография Михаила Савоярова. С почтовой фото-открытки начала 1910-х годов (С-Петербург).
  13. С.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г.
  14. 14,0 14,1 Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Через трубачей» (опыт сквозного раз...следования). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2019 г.
  15. 15,0 15,1 под ред. Уваровой. «Энциклопедия Эстрада России». XX век. «Все звёзды». — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 5000 экз.
  16. Ил’люстрацияЮрий Ханон. Сана-Перебур, Нева, Петровская набережная, май 2008 г.
  17. «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.
  18. Grove’s Dictionary of Music & Musicians 2001 (Музыкальный словарь Гроува, статья: Yuri Khanon)
  19. Ил’люстрацияТ.В.Савоярова, портрет лица, фото: Юр.Ханон (не картина: не масло, не холст, сентябрь 2010 года)
  20. Юр.Ханон. «Альфонс, которого не было» (издание первое, «недо’работанное»). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» & «Лики России», 2013 г., 544 стр.




Лит’ература  (как всегда, запрещённая)

Ханóграф: Портал
Neknigi.png

Ханóграф: Портал
Yur.Khanon.png




Belle-L.pngA p p e n d i X - 2Belle-R.png

( или крошечный путеводитель по порталу )

Савояровы( см. тако же )



Лицо Название статьи Автор
M.N.Savoyarov Khanon-214.jpg Михаил Савояров, король эксцентрики
( краткая история вопроса )
Юр.Ханон
Mikhail Savoyarov Khanon-212.jpg Михаил Савояров, цитатный карманник
( коллектор местного значения )
Мх.Савояров &
Юр.Ханон
Charles Emmanuel. Prince di Savoia-Carignano (~1797).jpg Карл Эммануил,  король мимо трона
( отец, дед и прадед королей )
Юр.Ханон
Yuri Khanon nobr204.jpg Юрий Савояров или Юр.Ханóн
( герметическая статья )
Юр.Ханон &
Юр.Савояров
Dmitry Bogemsky-Berkovic (1914).jpg Михаил Савояров в цитатах о нём
( страница минуты молчания )
Мх.Савояров &
Юр.Ханон
Ophicleide fonforistique.jpg Фон-Форизм без дыма
( или фанфары по фумизму )
Юр.Ханон &
Мх.Савояров
M.N.Savoyarov Khanon-216gls.jpg « Внук Короля »
( или двух’томное надгробие )
Мх.Савояров
& Юр.Ханон
Savoyarov Izbrannoe Iz'brannogo (b).jpg Избранное Из’бранного
( или вторая книга — о первом )
Юр.Ханон
& Мх.Савояров
Psoy & Izbrannoe 11se218.jpg Из бранных в Из’бранные
( первое послесловие — о первой книге )
Псой Короленко
Юр.Ханон &
Мх.Савояров
Anaestesia Heckuard Khanon as206.jpg Из Бранного в Избранное
( дуэт двух Королей )
Анастезия Икар
Юр.Ханон &
Мх.Савояров
Dm.Bykof yr220.jpg Избрание — из брани
( от Быкова до Иванова )
Олег Иванов
Юр.Ханон &
Мх.Савояров
Torino Palazzo Carignano (detail).jpg Турин,  столица... савойской... империи
( мемуары ос’колка )
Юр.Ханон
Savoyarov Trubachi Khanon206.jpg « Трубачи », известные всем и никому
( срамная сцена или «русский минимализм» )
Юр.Ханон
& Мх.Савояров
Ginsbourg 1966-s.jpg « Трубачи » Александра Галича
( маленькое раз’следование с большим под’текстом )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Ал.Галич
Severny Arkady 22dec1977.jpg « Трубачи » Аркадия Северного
( ещё один странный случай эпохи застоя )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Ал.Галич
Yuri Herrmann avant 1948.jpg и даже « Трубачи » Юрия Германа
( между миром и — войной — или анонимка без доноса )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Юр.Герман
Schumacher Pyotr (1870-s).jpg Пётр Шумахер : сапожник и первый поэт царя Авгия
( или всё в говне )
Юр.Ханон
Tatiana Savoyarova The Soul of demokration (215).jpg « Родня »... от Шумахера до Савоярова
( ценная обс’ценная статья )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Пр.Шумахер
St.Sarmatov sr-1912.jpg Пан Сармат — матом по сармату
( или главный шайтан по шантану )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Ст.Сарматов
Dmitry Berkovic-Bogemsky (1910).jpg Не богемный , а богемский
( или «дурак ты, Дима» )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Дм.Беркóвич
Steinberg M.K de Tharon (1913-2017).jpg Двуглавый Михаил... по фамилии — Штейнберг
( или жестоко забытый... роман-с )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Мх.Штейнберг
Savoyarov Kisanka Oblo Khanon206.jpg « Кисанька » ,  идиллiя неидиллiческих времён...
( во весь рост )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Savoyarov Sbornik-2 Prevention-2.jpg « Вот, что наделали песни твои!.. »  полюбуйся...
( от печки до Савоярова )
Юр.Ханон
Мх.Савояров
Мх.Штейнберг
Anker Albert Der Absinth-Trinker (1908).jpg У...павший Галич
( или хроника пикировки )
Олег Иванов
&
Юр.Ханон
IzBrannoe izBrannogo Frontispis detail mr219.jpg Игорь Булатовский
( ...поэт вранья, издатель пепла... )
Юр.Ханон
Allais Late XIX Century Posters-ru.jpg Альфонс Алле,  предтеча самому себе
( или ещё один эксцентрик без королей )
Юр.Ханон
Satie Erik SatiErik Paris-1921 La Belle.jpg Эрик Сати,  лицо без ретуши
( Эри́к Экс’центри́к или наш нормандский Савояров )
Юр.Ханон
Sapeck La Joconde fumant la pipe 1883v.jpg Фумизм(совсем не русский)
( или дадаизм для русского фумиста )
Юр.Ханон
Yuri Khanon nobr191.jpg Анархистот — музыки
( или ещё один Савояров ... XXI века )
Пак Ноджа
Юр.Ханон
Khanon Yuri Tour il210.jpg Внук короля — эксцентрики
( ...и сам гроссмейстер гротеска... )
Бр.Йоффе
( пр. Br.Yoffe )
Ta Savoyarova39 Khanon-208se.jpg Татьяна Савоярова, художник от живописи
( или крон-принцесса Кариньяно )
Юр.Ханон
Vomito. Taccuino Sanitatis (Fragment).jpg Рвота   как предмет творчества
( придворная эксцентрика савойских королей )
Юр.Ханон






Belle-L.png  См. тако’ же   Belle-R.png

( путе’водитель по порталам ханóграфа )



Ханóграф : Портал
Skryabin.png

►   Александр Скрябинили хроника одной осечки
►   Альфонс Аллеили «опять слишком рано»
►   Анна т’Харондва профиля одного автора
►   Борис Йоффенабросок на лицо
►   Из музыки и обратнопоперёк и по касательной
►   Книги и Некнигиуходящий портал
►   Савояровский цитатникиз кармана
►   Натур-философия натури не только
►   Этика в Эстетикеили дважды на одном месте
►   Эрик Сатиещё один каноник
►   Эрик Сатив лицах и без оных
►   Эрик Сатив словах и фразах
►   Юр.Ханонили (пред) последнее предупреждение
►   Юр.Ханон : список‎‎из вялых записок





↙  в ссылку  ↘

1. Король Эксцентрики (в своём репертуаре)
2. Каноник Юрий Савояров (на своём месте)
3. Татьяна Савоярова (в своём праве)




← см. на зад




Red copyright.pngAuteur : Yuri Khanon.   Red copyright.png  Все права сохранены.   Red copyright.png   All rights reserved.

* * * эту статью может редактировать или исправлять
только один тот автор.
— Все желающие сделать замечания или дополнения, —
могут о(т)правиться сюда...

* * * вероятно, публикуется впервые :
текст, редактура и оформление
Юрий Савояров.



«s t y l e d  &   d e s i g n e d   b y   A n n a  t’ H a r o n»