малый савояровский цитатник
малый савояровский цитатник
( изъ опубликованного за 120 лет )
...сегодня вечером, как всегда, Михаил Савояров в своём репертуаре... — из афиши концерта, 1912
Савояров..., Савояров..., а ктó это? Почему я о нём ничего не знаю?..[8] ( Дм. Быков )
Слова без музыки
➤ |
Что прочитать, что спеть, — не знаю,
Чтобы не вызвать строгий суд?..
Быть куплетистом, уверяю, —
Неблагодарный, чёрный труд!
На этом поприще тернистом,
Всё ищешь новеньких идей
И с каждым днём, быть юмористом
Увы, становится мерзей... <...>
За тему строго не судите, —
Не смог я лучшей подыскать
И Савоярова простите,
Коль не сумел он вас занять!..[10]:3-6
|
|
— «Кафешантанная кулиса» (монолог), 1910-е |
➤ |
Я явился в сие
Помещение,
Вам доставить, „месье“
Развлечение.
К вам походкой сейчас
Шёл я гордою,
Позабавить чтоб вас
Пьяной мордою.[10]:18
|
|
— «Босяцкое приветствие» (вступительный монолог), 1910-е |
➤ |
В Швейцарии — уйма швейцаров! С ума сойдёшь. Там почти все поголовно — швейцары. Иногда там можно прослоняться целый день и не встретишь никого, кроме швейцаров!.. Это я вам точно говорю, поскольку сам — савояр Савояров, родом из Савойи, она там совсем рядом, буквально за углом.
|
|
— Представление: два слова о себе, 1910-е |
-
➤ |
Если хочешь заплакать —
сначала сделайся бездарным.[12]:635
|
-
➤ |
Где заканчивается голова —
там начинается много чего другого.[12]:742
|
➤ |
Что может быть прекраснее осла?
— пожалуй, только его дети...[12]:796
|
|
— Замётки и подмётки (для сборника «Посиневшие философы»)[13] |
➤ |
Процесс, на тó он и процесс,
чтобы остаться без результата.[17]:5
|
|
— «Введение в процесс», эпи’граф к введению |
➤ |
– Странная история! Поверх этого мира лежит шляпа!
Она мешает на него смотреть, она мешает его видеть, она мешает его наблюдать, она мешает даже в нём жить!.. —
...Я отказываюсь продолжать этот разговор, пока он не уберёт свою шляпу!..[17]:84
|
|
— «Процесс Барсука», тоже эпи’граф |
➤ |
Если ты человек слова —
лучше молчи!..:там же, стр.575
|
|
— «Процесс Процессов», вместо эпи’графа» |
➤ |
Не всякая сказочка с начала начинается,
Некоторые, случается, и с конца начинаются...:там же, стр.606
|
|
— «Содержание и Оправдание», тоже эпи’граф |
➤ |
и вот, между ними произошёл
следующий разговор...[19]:106
|
|
— «Чёрные Аллеи», бес’содержательное вступление |
➤ |
|
|
— Замётки и подмётки (для сборника «Посиневшие философы») |
➤ |
Маша, Маша, что за ляпсус,
Ты беременна опять,
Почему в тетради клякса,
И не убрана кровать?..[20]
|
|
— «Ошибочки» (для сборника «Наброски и отброски») |
➤ |
Весь мир — деревня,
люди в нём — старухи,
как мухи на стекле...[4]:337
|
|
— из поэмы «Три Михаила» |
Савояров — это вовсе не «голос улицы» Савояров, это — голос самого себя...[21] ( О.Е.Иванов )
Куплеты и припевы
➤ |
|
|
— «Представление» (нешуточные босяцкие куплеты) |
➤ |
Каб не страсть вот к сей посуде,
Я бы тоже вышел в люди
С положе-ни-ем.
Мог бы быть кассиром, право,
Воровал бы слева, справа,
С наслажде-ни-ем.
Может был бы депутатом
И орал благим бы матом
На собра-ни-ях.
Я бы злился и ругался,
Очень резко выражался
В заседа-ни-ях.:там же, стр.24
|
|
— «Представление» (нешуточные босяцкие куплеты) |
➤ |
Меня в санях с женою,
Извозчик вёз, зимою, —
Спокойно, кляча, шла —
Вдруг, биться начала!
Так сани колотила,
Что в щепки превратила...
Извозчик мой, с тоской
Твердил: «вот сказ какой!
Не лошадь, — а телёнок,
Смирнá, что твой ягнёнок».
— «С чего ж она брыкала?»
— «Возжа, под хвост, попала!»:там же, стр.41-42
|
|
— «Возжа попала» (комические куплеты) |
➤ |
Взгляните вы и тут, и там, —
Заела всех, забота
И постоянно в жизни нам
Не достаёт, чего-то!:там же, стр.47
|
|
— «Недостаёт, чего-то!» (комические куплеты) |
➤ |
Однажды раз, воскресным днём,
Жену застал он с дьяком,
Тот причащал её крестом
К амвону ставил раком.
Она стенала, и молясь,
Лбом об пол билась с силой,
А дьяк, под рясой заголясь,
Кропил её кадилом.
Знаменьем крестным осенив,
Пихал он ей икону,
Целуй! – кричал, боголюбив,
Благоговел со стоном...[23]
|
|
— «Родня» (куплеты на двоих) |
➤ |
По железной дороге железно,
Ходит поезд почти бесполезно,
Потому что туда и — обратно
Хоть и глупо, но всё же приятно.[4]:23
|
|
— «Туда и обратно» (бес’конечные куплеты) |
➤ |
С метлою из сторожки,
К ним сторож прибежал:
Он и котов, и кошку,
Нещадно отодрал...
Вздыхает „сын“ несчастный;
Клянёт судьбу „отец“:
— „О, как любовь прекрасна!
Увы, печален лишь конец!“[25]
|
|
— «Кисанька» (кошачья идиллiя) |
➤ |
Дайте мне их совсем
Иль погибнуть вам всем
Из-за дам, из-за дам, из-за дам![комм. 5]
А уж я, что таить:
Я хочу только жить
Из-за дам, из-за дам, из-за дам![27]
|
|
— «Из-за дам!» (комические куплеты) |
➤ |
Мужчина — царь природы,
И всем понять пора,
Что бабья вся порода, — лишь:
Часть нашего ребра!..[28]:14
|
|
— «Мужчина — царь природы» (комические куплеты) |
➤ |
Душой любя права,
Иной стремится в гласные,
И каждому слова
Он подберёт прекрасные.
Но если уж успел
Он гласным стать действительно,
Чтоб пирожка не съел...,
Сомнительно, сомнительно...[10]
|
|
— «Сомнительно, сомнительно...», 1907 |
➤ |
Хорошо, хорошо,
Эка, право, эка, право,
Эка, право, благодать!
Так и надо, так и надо!
Так и надо поступать!..:там же, стр.14
|
|
— «Хорошо, хорошо!» (злободневный припев) |
➤ |
И каждый, ведь, хлопочет, —
Другому «насолить»,
Один другого хочет
На якорь посадить!..:там же, стр.20
|
|
— «На якорь посадить» (комические куплеты) |
➤ |
Шлёшь только Богу моленья,
Что цела твоя шкура!
— Вóт вам плоды просвещенья,
— Вóт вам наша культура!..:там же, стр.27
|
|
— «Наша культура» (популярные злободневные куплеты) |
➤ |
Вся-то у дам, без стесненья,
Напоказ арматура!
— Вóт вам плоды просвещенья,
— Вóт вам наша культура!..:там же, стр.28
|
|
— «Наша культура» (популярные злободневные куплеты) |
➤ |
Чтоб куплеты написать,
Надо иметь практику:
Осторожность соблюдать
И большую тактику.
Вот, держа на сцену путь
Я молю Всевышнего,
Чтоб в куплетах не сболтнуть
Мне чего-то лишнего.[30]:11
|
|
— «Это уже лишнее!» (комические куплеты) |
➤ |
Всё у дам,
Тут и там
Симпатично,
Всё у дамы со смыслом всегда.
Всё у дам,
Тут и там
Так практично, —
Применимо туда и сюда.[30]:23-24
|
|
— «Дамы практичнее нас!» (комические куплеты) |
➤ |
Пуп земли, господь-создатель,
Приведу простой пример:
Депутат, буржуй, издатель,
Всяк себе король-премьер.
Даже пусть в носу копатель,
На вершине всех карьер:
Хочешь хересу, приятель,
Но не хочешь просто — хер?..[28]:48
|
|
— «Королевские куплеты» (мимо слов) |
➤ |
Не на практике, не в теории,
Просто так! —
Я попал в историю
Задним ходом, — как рак!..[26]
|
|
— «Попал в историю» (куплеты навыворот) |
➤ |
Разрешите... дайте место,
А то я не разрешу! —
Может, утку пережарю,
Может, яйца причешу...:там же
|
|
— «Газетные куплеты» (мимо кармана) |
➤ |
Изъ села бегут мальчишки,
Девки, бабы, ребятишки —
Словно стая саранчи —
И чуть слышны трубачи.
Раздаются тары-бары:
Въ село въехали гусары —
Все красавцы-усачи, —
Впереди всехъ трубачи...[32]
|
|
— «Трубачи» (постой в деревне), песенка-картинка |
➤ |
Бабы чуть не зарыдали,
На колени даже встали,
Так охота, прямо — плачь!
Затруби-ка мне, трубач. <...>
Поначалу глотки драли,
Позже в очередь все встали,
Кто из них пришёл первей,
И получит — трубачей. <...>
Руки быстры, трубы крепки,
От клубнички и до репки
Крики слышались в ночи:
— Ой, какие трубачи!.. <...>
Девки, выйдя из овина,
И стыдливы, и невинны,
Обнажённы, горячи —
Услужили трубачи!.. <...>
Протрубили до рассвета,
В сене, в душном жáре лета,
В луже пота и мочи —
Засыпали трубачи...[6]:42-66
|
|
— «Трубачи» (постой в деревне), песенка-картинка |
➤ |
С тех пор, как война настала,
Я открыл секрет такой:
Что с оружием немало
В людях сходства есть порой...[26]
|
|
— «Орудийные сходства» (милитаристские куплеты) |
➤ |
Всё мало, мало, мало
Ещё, ещё давай!
Ну, времечко настало:
Ложись, да помирай!..[33]:30
|
|
— «Всё мало, мало!» (рассказ под шафé) |
➤ |
Когда эвакуируюсь
С пирушки я домой, —
Всегда полемизирую
С дурацкою луной...[35]
|
|
— «Луна – пьяна!» (комические куплеты) |
➤ |
Луна, Луна! Наверно, ты пьяна
И корчишься, и морщишься, насмешкою полна.
Луна, Луна! Не светишь ни рожна:
Вся скорчилась, испортилась, ни к чёрту не годна.[комм. 6]
Фасон-то твой большой:
Смеёшься надо мной!
Сама ты, дура, врёшь:
За солнца счёт живёшь...[35]
|
|
— «Луна – пьяна!» (комические куплеты) |
➤ |
Где на улице стрясётся
Происшествие, подчас,
Там мгновенно соберётся
Масса публики у нас.
Лезут, тянутся обычно,
Шум и давка, как базар,
И кричит блюститель зычно:
«Осади на тротуар!»
Раньше времени вернулся
Раз из клуба я домой,
И невольно ужаснулся, —
Друга там застав с женой.
Я схватил его как кошку,
Смял в комок, нанёс удар,
И сказал, швырнув в окошко:
«Осади на тротуар!»[33]:10
|
|
— «Осади на тротуар» (куплеты на нашу родную тему) |
➤ |
У дона Марона ребёнок
Способный, талантливый был:
Скульптурой занявшись с пелёнок,
Он очень недурно лепил.
Хлеба кусочек подцепит,
Смотришь: сидит – уже лепит!
Он из навоза, из хлеба, из каши
Делал прекрасные бюсты папаши.[комм. 7]
Все дети играют,
Содом поднимают:
— ой, ой, ой...
А Яша, красавец, Всё лепит и лепит;
С утра и до вечера лепит и лепит,
Всё лепит, и лепит. И лепит, и лепит,
И Бог его знает, когда он налепит!..[33]:28
|
|
— «Яша скульптор» (королевское болеро) |
➤ |
Говорят, дрова
Нынче больно дорогие:
Как не деревянные,
А словно золотые,
Говорят, коль гости
Нас будут посещать, —
Будем мы поленом
Их угощать.
Говорят,
Говорят,
Поговаривают!..[33]:24
|
|
— «Сплетни» (злободневные шаржи) |
➤ |
Говорят, король наш
Командует отважно,
Отступает быстро,
А водку пьёт вальяжно,
Ростом хоть не вышел,
Зато торчат усы,
Вместо прифронто́-вой полосы.
Говорят,
Говорят,
Приговаривают!..[36]
|
|
— «Сплетни» (злободневные шаржи) |
➤ |
Я от рожденья парень смирный,
Мой общий взгляд на вещи мирный,
Я по натуре добродушен:
Судьбе покорен и послушен.
Мне нанесут порой обиду,
Я не показывая виду
Лишь заявить спешу проворно:
Благодарю покорно!
Благодарю покорно!
Хоть тыщу раз я повторю:
Покорно вас благодарю...[37]
|
|
— «Благодарю покорно!» (сатирические куплеты) |
➤ |
Налоги платит житель мирный,
То подоходный, то квартирный,
За пса, за лошадь, за кота,
А заправилы, неспроста,
Налог хотят брать без изъянов:
За блох, клопов, за тараканов,
За всё что бело и что чёрно:
Благодарю покорно!
Благодарю покорно!
Хоть тыщу раз я повторю:
Покорно вас благодарю...[37]
|
|
— «Благодарю покорно!» (сатирические куплеты) |
➤ |
Нянька в Парке погуляла
В сильный дождик, говорят:
И галоши потеряла
И двоих в грязи ребят...[38]
|
|
— Криворожские частушки 1933 года |
Один из основных принципов Савоярова — свобода от рамок того или иного вида искусства...[39]:358 ( Псой Короленко )
Ответы, романсы и пародии
➤ |
Одни глаза я обожал, –
В них столько неги, столько ласки!
Когда же я их целовал,
То на губах мне липли краски. <...>
В моей душе растёт гроза,
Со всех сторон себя лечу я...
Ах, я влюблён в одни глаза,
Но чьи они... вам не скажу я.[10]:25
|
|
— «Глаза» (пародия на романс) [комм. 8] |
➤ |
Блещут хоромы, огнями залитые,
В них бюрократы довольные, сытые!..[10]:23
|
|
— «Ночи безумныя» (босяцкий дуэт) |
➤ |
Иду в перёд я или в зад,
Иду печален или рад,
И мой песец за мною,
Шагаю в дождь я или в град,
Шагаю в рай я или в ад,
И мой песец за мною.[комм. 9]
За мной всегда, за мной везде,
И мой песец за мною.
За мной всегда, за мной везде,
И мой песец за мною...[6]:160-161
|
|
— «Русский савояр» (куплеты без сурка) |
➤ |
|
|
— «Страшная басня» (из сборника «Оды и пароды») |
➤ |
|
|
— «Пика у дамы» (из сборника «Оды и пароды») |
➤ |
Что ты воешь, вялый Вавич,[комм. 11]
Помавая головой,
Не любовник, не товарищ,
И не воин, и не вой...[26]
|
|
— «ВВВ» (вариации варёного вóрона) |
➤ |
Всё бы я слушать готов твоё пенье,
Как в первой встрече увлечься тобой!
Помню тот чудный момент упоенья, —
Странное что-то творилось со мной…
Чем объяснить, что когда ты завыла, —
Волосы дыбом, вдруг, встали мои,
Смазать хотелось кому-нибудь в рыло!..
— Вóт, чтó наделали песни твои...
Помню: в деревне гулять мы собрались,
У мужичка на дворе пили чай; —
Свинки лежали, собачки игрались…
И вдруг, ты петь начала, невзначай!..[комм. 12]
Лишь только голоса звуки раздались,
Бросились вон со двора две свиньи, —
Выли собаки, коровы бодались!..
— Вóт чтó наделали песни твои...[30]:29
|
|
— «Вот, что наделали песни твои!» (пародия на романс) |
➤ |
Встретил Штейнберга со шпицем,
Вставил шпильку им и спицу.
<...>
Встретил Штейнберга со шпицем,
Как бы мне теперь не спиться...[43]
|
|
— «Шпильки» (из сборника «Наброски и отброски») |
➤ |
Что мне делать с бесхвостой лошадкой,
Гадкий Петька ей хвост оторвал,
Я заткнул эту дырочку ваткой,
Но боюсь, что мой конь захворал...[комм. 13]
|
|
— «Детское место» (колыбельная для бесхвостого друга) |
➤ |
Хоть у рояля больше струн, раз в сто,
Я всякий раз предпочитаю скрипку...,
Она — куда быстрее вызовет улыбку,
И превратит мои усилия — в Ничто. <...>
Я пою, я скриплю, я играю на скрипке смычком,
Я смычу, я кричу, я хочу прокричать вам о том,
Что тапёра вчера рассчитали, уволили, выгнали вон,
Что тапёра вчера зарубили в углу топором,
И теперь без него ― пианола играет в углу том пустом,
Ни о том, ни о сём, ни за чем, ни о чём, ни при чём.[26]
|
|
— «Механическая скрипка» (жесто-окий романс) |
➤ |
Посреди долины ровной,
Между Питером и Ковной,
Как бревно промеж дороги,
Как канава на пути,
Что ж ты, Дима, снова мимо,
Дима наш, не-об-хо-Димый,
— Ну, попробуй: обойти.:там же, стр. 84
|
|
— «Дурак ты, Дима...» (романс-эпиграмма) |
➤ |
|
|
— «Бог-Эмский» (ответы и эрпигаммы) |
➤ |
Не греши сребролю-би-ем,
Не греши сладостра-сти-ем,
Не разменивайся се-ре-бром,
Выпей брому, выпей бром...,
Золотце моё, не мелочись, —
Лучше золото люби,
Только ляписом — лечись. <...>
Сребролюбие, мой друг, не порок.
Сребролюбие, мой друг, не грешок.
Сребролюбие, мой друг, лишь недуг,
Хочешь вылечиться в срок?
— Выпей ляпису, дружок...[комм. 14]
|
|
— «По мелочи» (сценка в церкви) |
➤ |
|
|
— «Послабление» (из сборника «Оды и пароды») |
➤ |
Магазин. Толпа. Дешёвка.[комм. 15]
Вдруг торговцы замечают,
Как две дамы, очень ловко,
Прямо — в юбки шёлк пихают.
Дам подробно осмотрели, –
Те кричат: «Мы не воровки!
Только шёлку взять хотели
По дешёвке! По дешёвке.[30]:19 <...>
Утро. Блок. Толпа у входа
Ломится купить билеты,
Дамочки второго рода
И аптечные атлеты!
Огорчённые природой
Без билета, без сноровки,
С заднего пройдут прохода
По дешёвке! По дешёвке...
|
|
— «По дешёвке!» (Блоку посвящается) |
➤ |
Я сказал: значит, вы мой идеал.
И она в ответ сказала:
Я такого идеала
Тоже раньше не видала.[47]
|
|
— «До предела» (ночная песенка) |
➤ |
Всё твержу я, бледнея, бледнея:
У меня есть идея, идея!
Но какая, такая идея,
Не скажу я, вернее, вернее!..[13]
|
|
— «Признание» (философские куплеты) |
➤ |
Нам не дано гадать на гуще,
И не дано предугадать ―
Где с видом вечно загребущим
Свой лик являет благодать...[4]:213
|
|
— «Не всегда» (благодаря Тютчеву) |
➤ |
Ума ведь нам не занимать,
Хотя аршином не замерить...
Во всём, во что лишь можно верить,
Всегда ― особенная стать...:там же, стр. 281
|
|
— «Россия» (ни сесть, ни встать) |
➤ |
Вы всё та же, вся пахнете амброю,
Перемены в вас нет, вы всё та,
Сами пол подметаете шваброю,
Но изящны, как сон, как мечта.
Нет, нет, нет! это только вам кажется,
Что привыкнуть так трудно к труду, —
Нет, со всем можно свыкнуться, сладиться,
И избыть и тоску, и нужду.
Ничего, что перчатка зашитая,
Не снимая её расстегну,
К тому месту, где ручка открытая,
Я с восторгом губами прильну,
Даже пахнут и пальчики ладаном,
Хотя сами готовят обед,
Только многое, многое надо нам.
Только многого, многого нет...[49]
|
|
— «Вы – всё та же!» (канцонетта) [комм. 16] |
...его стихи, лёгкие, смешные и неожиданные, производят впечатление безвоздушных...[50] ( Анастасия Икар )
...из шести сборников...
- основная статья : «...из семи сборников»
➤ |
Две вороны в грязной луже
Моют перья и бока.
Боже мой, ну чем я хуже?
Лучше ведь, наверняка!..[4]:29
|
|
— «Сравнение» (из сборника «Наброски и отброски», 1904) |
➤ |
|
|
— «Ре’призное» (из сборника «Кризы и репризы», 1907) |
➤ |
Пчела летит за летней взяткой
На липовый цветок,
Ко мне в карман чиновник сладкий
Свой тянет хоботок...:там же, стр.239
|
|
— «Прелести» (из сборника «Сатиры и сатирки», 1912) |
➤ |
Что это? ― лилия в мире насилия?
Символ насилия, символ бессилия?..
Крадучись, выйду я в ночь с топором,
Чтобы всё зло заменилось добром.:там же, стр.166
|
|
— «Лил ли я» (из сборника «Не в растения», 1915) |
➤ |
Благодарю тебя я, стоя на коленях,
Ах, господи, опять ты всех опередил!
Пока кривлялся я, и пел на сцене,
Ты несколько ненужных поколений
― Пришёл, увидел, перебил.:там же, стр.166
|
|
— «Война» (из сборника «Вариации Диабелли», 1916) |
➤ |
Видит бог, я не философ,
Я не молод и не стар.
Паровозы пар пускают,
Выпускают. И впускают.
Кто их знает, паровозов,
И зачем весь этот пар...:там же, стр.141
|
|
— «Воксальное» (из сборника «Посиневшие философы», 1917) |
➤ |
Не скрою, — надоело петь...
Мне надоело петь в мажоре,
Пою, а шапки все на мне,
Горят как на базарном воре.[52]
|
|
— «Тональность» (из сборника «Стихи я», 1919) |
➤ |
Я пришёл как все другие,
Странно, дико, невзначай...
Здравствуй, матушка Россия,
Здравствуй и ― прощай.[4]:307
|
|
— «Шестой» (из сборника «Оды и Пароды», 1936) |
Предупреждение: стихи из шести (варианты: семи, восьми, девяти) по...етических сборников Савоярова можно (будет) найти не здесь, а где-то → там, немного далее, по отдельным статьям...
...Всё слушаю Савоярова да ем в кабаках...[53] ( Ал. Блок )
Слова про Савоярова
- основная статья : «Цитаты про Савоярова»
➤ |
...Люба, наконец, увидала Савоярова, который сейчас гастролирует в «миниатюре» рядом с нами. — Зачем измерять унциями дарования александринцев, играющих всегда после обеда и перед ужином, когда есть действительное искусство в «миниатюрах»... Ещё один кол в горло буржуям, которые не имеют представления, что под боком...[55]
|
|
— Александр Блок, записные книжки, 20 марта 1918 |
➤ |
...Худощавый господин с бледным морщинистым лицом в элегантном смокинге и белых лайковых перчатках. На голове — лоснящийся цилиндр, в руках — скрипка. «Луна, луна! Наверно, ты пьяна...» — напевает он и подаёт мне визитную карточку. На плотной розоватой бумаге, пахнущей английскими духами, каллиграфически написано: «Михаил Савояров». Тот самый Савояров, которого любил Блок...[56]
|
|
— Владимир Поляков, «Товарищ Смех», 1974 |
➤ |
Потрясений Февральской революции семнадцатого года Вертинский почти не заметил, занятый гастролями и концертами: чёрный Пьеро был нарасхват и наслаждался успехом. Его дребезжащий голос и грассирование начал пародировать сам Савояров — знак действительной популярности! Наконец, произошло то, о чём мечтает любой артист.[57]:400
|
|
— Дмитрий Миропольский, «1916. Война и Мир», 2008 |
➤ |
Да, Савояров — это голос улицы. Очень многие его стихи хорошо известны. Самые известные — это песня «Трубачи» («Все красавцы, усачи, в трубы дуют трубачи…»). К сожалению, она часто ассоциируется с другими именами или издаётся анонимно. Но было у него много других замечательных произведений, и политических в том числе. Вот это пример, когда человек интеллигентный, человек высокой культуры великолепно имитирует голос улицы, и не зря Блок водил на выступления Савоярова Любовь Дмитриевну, чтобы она правильно научилась читать «Двенадцать». Многие интонации «Двенадцати» порождены этим таким беззаконным шансонье, и то, что Ханон привлекает к нему внимание, представляется мне чрезвычайно важным.[58]
|
|
— Дмитрий Быков, «Один», 10 января 2020 |
Предупреждение: цитаты из устных и писаных текстов, посвящённых Михаилу Савоярову, можно (будет) найти не здесь, а → там, за соседним углом, немного далее, в отдельной статье.
|