Натур-философия натур — различия между версиями
CanoniC (обсуждение | вклад) (+ НЕкниги) |
CanoniC (обсуждение | вклад) м (+ Жак Ибер) |
||
Строка 478: | Строка 478: | ||
|- style="background:#bd9393;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#bd9393;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
| [[Файл:Erik Satie Brighton vers 1867 Khanon214.jpg|60px|link=Diane]] || [[Диана Сати (Эрик Сати. Лица)|<big>Диана Сати</big>]] <br><small>''( или младшая сестра, которой не было )''</small> || [[Chanon|Юр.Ханон]] | | [[Файл:Erik Satie Brighton vers 1867 Khanon214.jpg|60px|link=Diane]] || [[Диана Сати (Эрик Сати. Лица)|<big>Диана Сати</big>]] <br><small>''( или младшая сестра, которой не было )''</small> || [[Chanon|Юр.Ханон]] | ||
+ | |||
+ | |- style="background:#bd9393;line-height:1.5;padding:15px;" | ||
+ | | [[Файл:Jacques Ibert (vers 1927).jpg|60px|link=Ibert]] || [[Жак Ибер (Эрик Сати. Лица)|<big>Жак Ибер</big>, <small>''удачно'' промахнувшийся</small>]] <br><small>''( или №7 из Шестёрки )''</small> || [[Ханон, Юрий|Юр.Ханон]] | ||
|- style="background:#bd9393;line-height:1.5;padding:15px;" | |- style="background:#bd9393;line-height:1.5;padding:15px;" |
Версия 16:56, 13 сентября 2021
...и философия в натуре,
Нату́р-филосо́фия нату́р (ну и ну!.., новое дело, значит, — вóт ещё одно сложное слово, от лат. natura и греч. filosofia) — разумеется, я ни на минуту не ставлю перед собой задачу кое-что пояснить или сделать понятным. Но скорее — в точности напротив: ещё более затемнить... то́ зыбкое (не)понимание, которого, как явствует по определению — не было и вчера..., и позавчера — и вообще во все времена — вплоть до момента встречи с этим с(т)ранным текстом... — «Натур-философия натур», значит.
В связи с (со)предельной глупостью последнего вопроса — у него имеется одно несомненное достоинство... А именно: он не требует ответа. Равно как и вы... — А потому я и продолжу в прежнем духе, ограничившись попутным замечанием, что «понимание» может находиться — немного ниже. Дым до небес... Как это широко принято... Как и полагается (скромно потупив глаза) — начнём с малого... Натур’фило’софия, говоря не своим голосом — это тройчатосложное слово чаще всего можно встретить в качестве некоего исторического термина, обозначающего нечто такое, чего сегодня уже (якобы) не бывает. Или почти не встречается, как некий (почти клинический) анахронизм, отживший не только своё время, но и срок... А именно: в течение примерно двух десятков веков под натурфилософией понимали некую всеохватывающую (системную, с позволения сказать) картину природы, намеренно выстроенную теми или иными мыслителями прошлого как «целостную систему самых общих законов естествознания».[3] Спасибо... — Несмотря на всю чудовищность, всё же запомним это професси(ональное) определение, поскольку посреди всего мусора в нём содержится — одно — очень точное и важное по’нятие... Теперь взглянем немного на зад: кто же пустил эту утку. Ответ будет прост и якобы точен. Пожалуй, впервые термин «philosophia naturalis» можно встретить у греческого мсье Сенеки..., — (...Мой друг, Сенецио, старик, — прошли твои былые годы...)[4] Однако это несомненная передержка. Вернее было бы выразиться так: из сохранившихся письменных (и переписьменных) источников именно за стариком Сенекой долее других был удержан приоритет в употреблении этого термина... А ещё вернее сказать так: среди клановых профессионалов от философии (понимаемой как науки) первым бенефициаром термина «натурфилософия» принято считать именно Сенеку. И здесь (посреди & между строк якобы пустого пререкания) содержится некое точное знание.
— Немало...важно понимать, что натурфилософия выросла ещё в начальный период классического по...знания (к примеру, в античности) как противоположная (а временами даже и противо’стоящая) религии попытка найти некий рациональный «первоисточник», «конечные причины» и «фундаментальные закономерности» всего сущего (в частности, природных явлений), не прибегая при этом к слову «бог» или «боги». К слову сказать, эта потребность (далеко не очевидная) относится к числу фундаментальных изъянов обезьяны..., чтобы не говорить о — природе человека. И здесь мы слышим впервые (пускай и скрытое между строк) слово: «натур-философия натур».
С течением времени и развитием цивилизации отдельные области знания, формируясь в группы заинтересованных или влиятельных лиц, объясняли всем окружающим свою необходимость (или полезность), затем получали свои институты и (как следствие) — эмансипировались, перерастая в отдельные профессии или кланы со своими целями, деятельностью и языком. — В частности, примерно таким путём «натура» (не путать с натурщицей!) постепенно отделилась от «философии», образовав самостоятельную ветвь: науку. А затем — и целый куст наук. Как естественных (натуральных), так и умозрительных (спекулятивных). Примерно аналогичным образом разделилось и представление о структуре философии как таковой... Во всяком случае, такова классика жанра с точки зрения истории европейской науки. Очень часто «натур’философию» в её изначальной, (в данном случае — древнегреческой) форме относят к многочисленным учениям о природе (объекте) — в отличие от учения о человеке, родовое начало которого обычно относят к двум греческим господам: прежде всего, Протагору (как представителю старших софистов) и Сократу (как первому представителю будущего племени сократиков и сокритиков). Именно здесь, по мнению профессионалов, и содержится точка расхождения (развилка дорог) философии (включая психологию) и естествознания (включая все позднейшие науки)... Однако в этом определении (смею заметить) содержится некая принципиальная нелепость, логический казус, в существо которого (ещё тогда, в свои ветхие времена) упёрлись лбами оба отца-родоначальника: Протагор и Сократ. Вернее сказать, Протагор этот казус сформулировал и поставил ребром, а Сократ — увы, не только не понял, но и попытался опровергнуть (прежде всего, в силу своей личной неприязни к Протагору).[комм. 1] В классическом варианте профессионалы от науки называют натурфилософией — в прямом смысле (едва ли не в прямом переводе) философию природы, основной особенностью которой следует считать некое умозрительное или спекулятивное истолкование природы, рассматриваемой как объект (вещь в себе, если судить в «окантовке») в его целостности.[5] Отсюда вырастала и характерная для профессорской философии проблема: толкования границ между естествознанием и натурфилософией.[комм. 2] Разумеется, эта «проблема» (если попытаться обсуждать её серьёзно) была буквальным образом неотделима от тех «говорящих голов» (или пишущих ручек и ручонок), которые её обсуждали.[комм. 3] А потому в разные времена границы между естествознанием и философией блуждали туда-сюда в достаточно вольных пределах.
В древней Греции натурфилософия до состояния неразличимости сливалась с естествознанием (по причине, указанной чуть выше в про’странном комментарии) и чаще всего именовалась «физикой».[5] Так происходило в (тяжёлых) условиях зародышевого состояния наук и почти полного отсутствия специализации (и, как следствие — соответствующих кланов). В дегенеративные времена средневековой схоластики натурфилософия развивалась (как — правило) в рамках дозволенной церковной инквизицией геоцентрической модели мира, пытаясь втиснуть в неё отдельные тезисы аристотелевской или неоплатонической космогонии. Начиная с эпохи Возрождения — натурфилософия (обладая всеми свойствами антитезы) противостояла (как могла) церковной модели мира, скрывая за попытками материалистического толкования целостности мира — по сути, атеизм, в разной степени откровенности... Развиваясь в этом русле, к XVII веку натурфилософия превратилась в почти полностью очищенный символ науки и научного познания мира в целом, скрывавший (или открывавший) за своей спиной путь — в сторону протестного (даже по отношению к протестантству) «позитивизма». Пожалуй, здесь было бы особенно уместно как следует ткнуть указательным пальцем (в нёбо), чтобы напомнить об основном труде дядюшки-Ньютона (да и не просто «основном», а глубочайшим образом зна́ковом для всей нашей цивилизации), где он сформулировал основные принципы (будущей и прошлой) астрономии и механики... Итак, если вам будет угодно услышать, извольте: этот фундаментальный труд носил ... носил примерно такое название: «Математические начала натуральной философии»..., хотя собственно натурфилософии (в старом и цельном понимании этого предмета) в нём было — не более жалкой кучки (пепла)... — Шаг за шагом, длившийся едва ли не полторы тысячи лет драматический период противостояния учёных и клерикальных властей, в качестве побочного эффекта, кажется, привёл к почти полному вытеснению натурфилософии — её старым однофамильцем «естествознанием», которое (в свою очередь) также распалось на множество составляющих её естественных наук.[комм. 4] И так продолжалось до бесконечности, потому что..., потому что..., прошу прощения, — потому что делилась при этом... совсем не та «натура», о которой здесь было бы приятно подумать и сказать, но — прежде всего — внутренняя, человеческая... Та натура, которая в своё время (якобы) отделилась от старой (до’сократовской) «натурфилософии», образовав (якобы отдельное) «учение о человеке» (не хомологию, нет!..), к сожалению. Несмотря на все свои несомненные достижения в создании целостной картины мира, мистер Ньютон не поставил в этом вопросе окончательной точки. Процесс абсцесса по-прежнему продолжался. В дальнейшем растущая специализация наук и образование на их основе множественных кланов учёного мира, всё более пухлых и раздутых — привела к фактической подмене (замене) прежнего понятия натурфилософии, а затем и её фактическим — похоронам. Состояние клинической смерти, кроме всех прочих, если не ошибаюсь, попытался в своё время зарегистрировать английский месье Фридрих Энгельс (в данном случае, действуя как широко известный в своих узких кругах нотариус & бухгалтер по части прибыли, драгоценный наш человек). ...<Натурфилософия нередко> замещала неизвестные ещё ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и заменяла недостающие факты вымыслами, восполняя настоящие пробелы только фантазиями. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но также немало было наговорено и сущего вздора. Иначе тогда быть и не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть, с точки зрения их собственной связи, чтобы составить удовлетворительную для нашего времени «систему природы», и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле, — теперь натурфилософии пришёл конец. Всякая попытка воскресить её не только была бы излишней, а была бы шагом назад...[7] Посреди (всего прочего) похоронного пафоса, в приведённом свидетельстве Фриды Энгельс мы имеем (не)счастье наблюдать всё тот же (не раз упомянутый и столько же раз пропущенный) казус, только теперь — вид слева. Говоря словно бы по сути вопроса, Энгельс (по форме) безнадёжно путает науку и натурфилософию (два перевода одного слова) только по той причине, что — как материальный материалист — забывает о главном инструменте познания. Разумеется, я имею в виду так называемого «человека»... — Весь мир в целом (не исключая также его отдельных элементов, кусочков и фрагментов расчленённого тела) доступен людям (равно как и всем прочим организмам без исключения) только в рамках и через призму собственного восприятия. Как следствие, полученная картина мира неизбежно обладает всеми свойствами инструмента познания.
— При всей своей подавляющей важности для развития цивилизации, наука была основана на приборном способе познания (якобы независимом и «объективном). Это был, если угодно, её пунктик, фетиш или системный Бог, который назывался «опыт». Сейчас я не стану подвергать сомнению сам по себе приборный способ, который ничуть не более объективен, чем всякий другой. Главное в данном случае — другое. Дело заключается в том, что далеко не всё в мире (и это ещё очень мягко сказано) поддаётся приборному способу познания. В частности, большинство вопросов так называемой «натурфилософии» — далеко выходит за рамки существования любой науки, поскольку «мир в целом» (как величина умозрительная и свойственная в основном сознанию) далеко выходит за рамки любого прибора.
Однако теперь, действуя (якобы) ради её прояснения..., — неминуемо придётся сделать шаг назад, а затем и ещё один, — в те времена, когда ещё не было науки или философии, но проклёвывалось нечто..., столь неосторожно названное греческим господином Сенекой двумя словами: «philosophia naturalis»..., — (...Мой друг, Сенецио, старик, — прошли твои былые годы...)
И здесь я принуждаю себя вернуться во времена той первой, глубоко ошибочной и нелепой развилки, в которой (согласно классической истории философии) древняя «любовь к мудрости» усилиями Протагора и Сократа решительно разделилась на две части. От прежней «натурфилософии» (посвящённой познанию природы) стараниями этих двоих якобы отделилось некое — учение о человеке (или природе человека). — Так, словно бы эти две природы в самом деле возможно разделить...[комм. 5]
— Так во́т что́, по существу, обозначает эта странная... фраза, вернее сказать, определение, состоящее из трёх аккуратных слов..., в которых «философия» с двух сторон словно бы взята под конвой Натур... В окружение. Или кольцо. Из которого положительно нет никакого выхода... Натур-Философия-Натур, вот так, почти в одно слово... Натур-Философия-Натур. Невзирая ни на какие казусы исторического & истерического сознания... «Натур-Философия-Натур». Как окончательный артефакт природы (в том числе и человека). Или как свидетельство обвинения... «Натур-Философия-Натур» — словно констатация простейшего факта, что любая попытка познания необходимым образом находится в заключении..., или, попросту говоря, безвыходно зажата между двумя натурами: познающей и познаваемой.[комм. 6] А всякое искусственное «извлечение» за рамки «натур-философии» какой-то отдельной науки (к примеру, из области естествознания) или психологии (дисциплины о внутренних механизмах и морали) является по сути — типичным казусом. Недомыслием. Спекуляцией. Или — чистейшим упражнением мысли в рамках обычной для человека эмансипации понятий, так или иначе ведущей — туда, всё дальше и дальше по пути клановой специализации. — Во́т что́, по существу, означает триединая (как отец, сын и святой дух) формула «Натур-философия-натур». Как всякая образцовая тавтология, она несёт в своём чреве несомненную истину..., и ещё — изрядную долю эпатажа, этого незрелого плода ..., вернее сказать, зерна. — Именно так, зерна..., старого как этот мир зерна человеческого недомыслия.[комм. 7] ...да будет вам известно впредь... Любая философия существует только под конвоем пары рослых мордастых жандармов..., несомненно, двух натур (слева и справа), одна из которых — якобы умозрительная, а другая — якобы умозрящая...[11]
Ком ’ ментарии
Ис ’ точники
|
2. Натур-Философия-Натур ( плантариум )
|
3. Натур-Философия-Натур ( tabula rasa )
|
Ханóграф: Портал |
- Юр.Ханон, «Мусорная книга» (в трёх томах). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. (внутреннее издание)
- «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г.
- Эр.Сати, Юр.Ханон «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Санкта-Перебурга: Центр Средней Музыки & Лики России, 2011 г.
- Юр.Ханон, «Альфонс, которого не было». — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & Лики России, 2013 г.
- Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус «Два Процесса» (или книга без права переписки). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012-2014 г. — 624 стр.
- Юр.Ханон, Аль Алле. «Мы не свинина» (малая ботаническая энциклопедия). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012-2014 г.
- Юр.Ханон, «Чёрные Аллеи» или книга-которой-не-было-и-не-будет. — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г.
- Юр.Ханон, «Три Инвалида» или попытка скрыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- Юр.Ханон, Аль Алле. «Не бейтесь в истерике» (или бейтесь в припадке). Третий сборник (второго мусора). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г.
- Л.А.Латынин, Юр.Ханон. «Два Гримёра» (роман с пятью приложениями). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г.
Ханóграф : Портал |
- Юр.Ханон «Книга без листьев» (или первая попытка сказать несказуемое). — Сан-Перебург, Центр Средней Музыки, 2014 г.
- Юр.Ханон, «Неизданное и сожжённое» (навсегда потерянная книга о навсегда потерянном). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015-2016 г.
- Юр.Ханон, «Животное. Человек. Инвалид» (или три последних гвоздя). — Санта-Перебура: Центр Средней Музыки, 2016-bis.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (сказка в прозе). — Сан-Перебур, «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Через Трубачей» (или опыт сквозного пре...следования). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо», часть вторая, издание первое (несостоявшееся и уничтоженное). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2002 г.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо» (часть вторая), издание уничтоженное. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки & те же Лики России, 2002 г. — 840 стр.
См. тако’ же
|
Auteur : Юрий Ханон. Все права сохранены. All rights reserved.
- * * * эту статью дозволено редактировать или исправлять
только автору.
— Все желающие сделать замечания или дополнения, —
могут сесть на кораблик и немного отъехать...
- * * * почти публикуется почти впервые :
текст, редактура и оформление — Юр.Ханóн.
« s t y l e d & d e s i g n e d b y A n n a t’ H a r o n »