A p p e n d i X - 2
( с невразумительными арте’фактами )
Веселящий... — в прозе
Что ж ты, брат, такой лядащий, Газ бы принял веселящий...[16]
(Мх.Савояровъ )
➤ |
И закричал Ахимаац, и сказал царю: мир! и поклонился царю лицем своим до земли, и сказал: благословен Господь, Бог твой, Который предал людей, подъявших руки свои на господина моего царя.
И сказал царь: благополучен ли отрок Авессалом? Я видел великое множество веселящихся, когда раб царёв Иоав отпускал раба твоего, но не знаю, что там.
И сказал царь: отойди и постой здесь; он отошёл в сторону и стоял...
|
|
— Библия, Вторая книга Царств, более 400 лет до н.э. |
➤ |
Когда ковчег завета Господня входил в город Давидов, Мелхола, дочь Саулова, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и веселящегося, уничижила его в сердце своём...
|
|
— Библия, Первая книга Паралипоменон, 460 г. до н.э. |
➤ |
— И сию палату, — сказала Пречистая, — устроил твой сын и он же начал уже основание третьей палаты.
С сими словами Она повела её к востоку солнца и показала ей райские селения с высоты и множество веселящихся в них хоров мужчин и женщин...
|
|
— Димитрий Ростовский, «Жития святых» (Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского), 1705 |
➤ |
Знаю, что такия господа мздоимцы иногда созидают храмы каменныя; но разоряют храмы душевныя: снабжают дарами храмы вещественныя; но обдирают церкви Бога живаго. Все такия не будут иметь места в жилищи Божии на месте радости и упокоения; пока самым делом не исполнят онаго слова: милости хощу, а не жертвы. Скажиж нам, Господи! кто обитает в жилищи твоем: понеже крайне желает душа наша вселитися во дворы Господни? Совесть наша не спокойна, пока не приидет к жертвеннику твоему, Боже, к тебе Богу веселящему юность нашу.[18]
|
|
— Архиепископ Платон (Левшин), «Слово на освящение храма», 1763 |
➤ |
Да восчувствует убо утешение от таковых божественных упражнений Твоя добродетельнейшая душа, в настоящих особливо обстоятельствах Твоих, и вкупе с Царём Давыдом искавшим иногда так же утешения, да поёт пред Богом: Вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою. А мы призывая благословение Вышняго на святое место сие, прежде и паче всего молить благость Божию не престанем, да будут очи Его отверзсты над Тобою день и нощь, сохраняющия Тя во всех путех Твоих.[19]
|
|
— Архиепископ Платон (Левшин), «Поздравительныя речи Ея Императорскому Величеству и Его Императорскому Высочеству», 1763 |
➤ |
Какая вам польза, что властвовать будете над невеждами, тем паче загрубелыми, что не от недостатка пособий к просвещению невежды пребыли в невежестве природы или паче в естественной простоте, но, сделав уже шаг к просвещению, остановлены в шествии и обращены вспять, во тьму гонимы? Какая в том вам польза боротися самим с собой и исторгать шуйцею, что десницею насадили? Воззрите на веселящееся о сём священство. Вы заранее уже ему служите. Прострите тьму и почувствуйте на себе оковы, — если не всегда оковы священного суеверия, то суеверия политического, не столь хотя смешного, но столь же пагубного...[20]
|
|
— Александр Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», 1789 |
➤ |
Поскольку закись азота убивает боль, то она может быть с успехом использована при хирургических операциях с небольшим пролитием крови...[21]
|
|
— Гемфри Деви, «Изыскания химические и философские, главным образом касающиеся веселящего газа и его вдыхания», 1800 |
➤ |
Мои открытия в области закиси азота — «веселящего газа» — начинают привлекать всеобщий интерес. Эксперименты были успешно повторены профессором Эдинбургского университета, начавшим работать в том же направлении. Я получил письма с благодарностями и похвалами моей работе от крупнейших учёных Англии. Мне стыдно быть таким эгоистом, но я не могу говорить об успехах Пневматического института, не говоря о себе. Число наших пациентов всё увеличивается, и институт несмотря на политическую ненависть к его основателю, пользуется везде большим уважением, даже в коммерческом городе Бристоле. Я скоро пошлю Вам отчёт об успехах в излечении самых упорных болезней новыми лекарствами. Закись азота оказалась весьма полезной в некоторых случаях паралича.
Я искренне надеюсь, что Вы проживёте эту зиму без возвращения вашего недомогания.
Нигде погода не была лучше в апреле, чем та, которая стоит здесь сейчас в январе. Кажется, что осень и весна сливаются в одно, не будучи разделены зимой. Сейчас я вполне здоров и счастлив. Мне очень везёт в экспериментах. Я обогащаю свои познания и одновременно работаю на всеобщую пользу. Единственное моё огорчение — это сознание того, что я удалён от Вас, моих друзей и родных.[21]
|
|
— Гемфри Деви, из письма доктору Тонкину, январь 1801 |
➤ |
Выстрел был сделан из трёхствольного маленького револьвера прямо в сердце. Крови вытекло очень мало; револьвер выпал из рук на ковёр. Сам юноша полулежал в углу на диване. Смерть, должно быть, произошла мгновенно; никакого смертного мучения не замечалось в лице; выражение было спокойное, почти счастливое, только бы жить. Все наши рассматривали с жадным любопытством. Вообще в каждом несчастии ближнего есть всегда нечто веселящее посторонний глаз — и даже кто бы вы ни были. Наши дамы рассматривали молча, спутники же отличались остротой ума и высшим присутствием духа...[22]
|
|
— Фёдор Достоевский, «Бесы», 1872 |
➤ |
Возьмём кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон — тело, определённо отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая даёт тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N2O3)![комм. 8] от азотного ангидрида (двупятиокиси азота N2O5)! Первый — это газ, второй, при обыкновенной температуре — твёрдое кристаллическое тело! А между тем всё отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими заключаются ещё другие окиси азота (NO, N2O3, N2O7), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга...[23]
|
|
— Фридрих Энгельс, «Диалектика природы», 1876 |
➤ |
Подобно тому, как у любого отца семейства всегда бывает особенно надёжное чадо, о котором родители говорят: «Этот не выдаст!» — подобно сему и у каждого губернатора бывает свой излюбленный город, который его превосходительство называет своею «гвардией» и относительно которого сердце его не знает никаких тревог. Об таких городах ни в губернаторской канцелярии, ни в губернском правлении иногда по целым месяцам слыхом не слыхать. Исправники в них — непьющие; городничие — такие, что две рюмки вставши, да три перед обедом, да три перед ужином — и сами говорят: «Баста!», городские головы — такие, что только о том и думают, как бы новую пожарную трубу приобрести или общественный банк устроить, а обыватели — трудолюбивые, к начальству ласковые и к уплате податей склонные.
К числу таких веселящих начальственные сердца муниципий принадлежал и Любезнов. Я помню, губернатор даже руки потирал, когда заводили речь об этом городе...[24]
|
|
— Михаил Салтыков (Щедрин), «Игрушечного дела людишки» (из цикла «Сказки»), 1879 |
➤ |
— Проза остаётся прозой даже тогда, когда кружится голова и вальсируют чувства. Как бы ни накалили вы кремень, а из него не сделать вам кружев; каким бы веселящим нектаром вы ни напоили прозаика, а из него не выжать вам лёгкого, веселящего экспромта! Не моя вина, если требуемый от меня тост заставит вас нахмуриться и если мой весёлый сосед потянет меня за рукав и призовёт к порядку. Я смущён, коллеги, и невесело мне! Если бы не было обычая на юбилейных обедах смеяться, то я пригласил бы вас плакать...[25]
|
|
— Антон Чехов, «Тост прозаиков», 1885 |
➤ |
Потом начнёшь в больном зубе копаться. В зубе чепуха, вырвать надо и больше ничего, но ты копайся долго, с расстановкой... раз десять зеркало всунь в рот, потому что барыни любят, если их болезнями долго занимаются. Барыня визжит, а ты ей: «Сударыня! мой долг облегчить ваши ужасные страдания, а потому прошу относиться ко мне с доверием», и этак, знаешь, величественно, трагически... А на столе перед барыней челюсти, черепа, кости разные, всевозможные инструменты, банки с адамовыми головами ― всё страшное, таинственное. Сам я в чёрном балахоне, словно инквизитор какой. Тут же около кресла стоит машина для веселящего газа. Машину-то я никогда не употребляю, но всё-таки страшно! Зуб рву я огромнейшим ключом. Вообще, чем крупнее и страшнее инструмент, тем лучше...[26]
|
|
— Антон Чехов, «Общее образование», 1886 |
➤ |
У д-ра Зика умерли от пентала двое ― здоровый, крепкий мужчина и молодая девушка с поражением тазобедренного сустава, но в остальном крепкая и здоровая. Прошло всего полтора года после сообщения Голлендера. На съезде немецких хирургов профессор Гурльт выступил с докладом о сравнительной смертности при различных обезболивающих средствах. Опираясь на громадный статистический материал, он показал, что в то время, как эфир, закись азота, бромистый этил и хлороформ дают одну смерть на тысячи и десятки тысяч случаев, пентал даёт одну смертность на 199 случаев...[27]
|
|
— Викентий Вересаев, «Записки врача», 1900 |
|
Torgos tracheliotus & Leptoptilos crumeniferus...[28]
|
|
➤ |
― Позвольте, какой же это «кафе-шантан», когда даётся Пушкин по 10 коп. за том. Когда он даётся не только без выгоды, но и с некоторым убытком. Это просвещённая благотворительность. Дело в том, что ленивая и развращённая публика не берёт уже и «просвещённой благотворительности», если в то же время около неё нет шума, движения и чего-то веселящего нервы. И Суворин, в обширном и спокойном уме всё понимая, всё видя, ― признал в помощь и этот шум, и эту печатную наркотику...[29]
|
|
— Василий Розанов, «Из припоминаний и мыслей об А.С.Суворине», 1912 |
➤ |
Никогда Птичий Клюв не овладеет наукой и искусством знаков Священных Начертаний. Эти камешки там, этот пращевой камень, эти наложенные сочетанные камни, гроздья, ожерелье знаков сокровенных — срыв, пропасть неосторожному. Да не рассеет он путы, да спутает смысл, не озарив их сеть изъяснением. Да извратит пути толкования, и эти камешки станут когтями:
Здесь — ударится он, дальше — оступится. Речь эта — узел, слово — изгибно; выводит свод; дробит, крошит горы; извивно, извилисто; оно преломлённое, оно возвращается, слово; свито, скручено, сжато; чёткое, резвое, перистое; нераздельное, сплочённое, прямое, округлое; врата, что легко пройти — и упор каменистый пустыни; оно ускользает жеманное, оно искривленье гримасы; улыбчивое, веселящее...[30]
|
|
— Константин Бальмонт, «Поэзия как волшебство», 1915 |
➤ |
― А теперь? Нет, ты внимательно посмотри, это чудо. А теперь?
Михаил Михайлович старательно всматривался, но не мог найти даже намёка на красноту. ― А теперь... А теперь... Нет, Таисия, ничего подобного. Совершенно белый нос, совершенно! Даже представить трудно, что хоть когда-нибудь он был красный!
И, счастливо вздыхая, Таисия подтвердила:
― Был, Мишель, был, это только ты не замечал, глупенький мой мальчик. Они поцеловались, дружески и нежно, как муж и жена, живущие счастливо. Потом молча, в задумчивости, стали смотреть на портрет, и он молча, не мигая, смотрел на них из роскошной рамы. Невинно и пьяно, как от веселящего газа, глядели подведённые глаза покойницы, принёсшей мир и благополучие дому сему.
|
|
— Леонид Андреев, «Жертва», 1916 |
➤ |
Ему хотелось с кем-нибудь поделиться своею му́кою, но у него не было ни друзей, ни приятелей, равных с ним по умственному развитию. Он ходил иногда к некоторым землякам, но земляки-чернорабочие были чужды тем интересам, какими жил он. И чем больше он шёл, тем больше увеличивалась его тоска, и не было исхода ей, не было средства, чем разогнать её. Изредка Молодцов бросал взоры направо и налево, и ничего веселящего глаз не попадалось ему...[31]
|
|
— Сергей Семёнов, «Внизу», 1922 |
➤ |
― Дорогой герр Кранц, скажите нам, какими химическими средствами располагает наша экспедиция для того, чтобы избавиться от непрошеных конкурентов, если придётся встретиться с ними в таком неудобном месте, как подземный Кремль?
― Можно попробовать чихательный газ, ― спокойно отвечал Кранц, ― люди зачихаются до смерти... Можно попробовать также веселящий газ, люди будут смеяться до смерти... Не правда ли, эта картинка так и просится в современный юмористический журнал: люди, смеющиеся до смерти в подземельях Московского Кремля? Если бы мы с вами не в состоянии были проделать этот опыт на практике, я бы сказал: похоже на выдумку захмелевшего романиста...[32]
|
|
— Глеб Алексеев, «Подземная Москва», 1924 |
➤ |
Умер Лоло, известный поэт-сатирик, автор многих маленьких пьес в стихах, переводчик «Гейши», издатель журнала «Рампа и жизнь», человек, в своё время очень популярный в литературных и газетных кругах Москвы. Смерть его не явилась неожиданностью. Она была, если можно так выразиться, логична. С тех пор как он потерял свою жену, он уже не жил. Он доживал и ждал. Они столько лет и так дружно были вместе, что жить один он уже не мог. <...> И теперь, вспоминая о Лоло, никак нельзя отделить его от неё, от Веры Николаевны, его верной подруги, наполнявшей всю его жизнь. Лоло по характеру был довольно мрачным ― остроумие не есть веселье. Вера Николаевна была всегда бодра и весела. Покойный Дорошевич сказал как-то о ней Лоло: «Вам легко справляться со всякими житейскими невзгодами, когда около вас такой веселящий газ». Кроме неугасаемой своей весёлости, она поддерживала его и неутомимой энергией...[33]
|
|
— Надежда Тэффи, «Моя летопись», 1929 |
➤ |
― Что же вам подарить взамен? ― сказал он, предвкушая, пронизывая глазами книгу. ― У меня есть чудесный кофе, надо спрыснуть эту чудную книжку. Посвятим сегодняшний вечер этому напитку, очищающему кровь, разбивающему тяжесть в желудке и веселящему дух. Знаете ли вы, что аббат Делиль писал о кофе? Торопуло подошёл к полке, достал стихи Делиля, раскрыл на закладке и вдохновенно стал пересказывать:
― Кофе недоставало Вергилию, кофе обожал Вольтер...[34]
|
|
— Константин Вагинов, «Бамбочада», 1931 |
➤ |
― Автомобиль, эту чёртову арбу, выдумал человек, хвала ему, но вот чего человек не выдумал, так это веселящего дерева, носящего имя «кассак». Такое дерево могло быть создано только аллахом. Слушатели обернулись к Бекмету, и глаза их заблестели. Бекмет начал одну из своих историй...[35]
|
|
— Константин Паустовский, «Кара-Бугаз», 1932 |
➤ |
Возвращаясь после учения домой, мы с Глебочкой нарочно шли по той улице, где была женская гимназия, во дворе которой уже выравнивали сугробы по бокам проезда к парадному крыльцу и сажали в них два ряда необыкновенно густых и свежих ёлок. Солнце садилось, всё было чисто, молодо и всё розовело ― снежная улица, снежные толстые крыши, стены домов, их блестящие золотой слюдой стёкла и самый воздух, тоже молодой, крепкий, веселящим эфиром входивший в грудь. А навстречу шли из гимназии гимназистки в шубках и ботиках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными, посеребрёнными инеем ресницами и лучистыми глазами, и некоторые из них звонко и приветливо говорили на ходу «Милости просим на бал!» ― волнуя этой звонкостью, будя во мне первые чувства к тому особенному, что было в этих шубках, ботиках и капорах, в этих нежных возбуждённых лицах, в длинных морозных ресницах и горячих, быстрых взглядах, ― чувства, которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силою...[36]
|
|
— Иван Бунин, «Жизнь Арсеньева. Юность», 1933 |
➤ |
<Лорд Джон Уильям (по фамилии Стретт)> Рэлей собрал целую коллекцию веществ, содержащих азот: окись азота, закись азота, азотистокислый аммоний, селитру, мочевину. Из всех этих веществ он извлекал азот и взвешивал на точных весах. И что же? Оказалось, что у азота, добытого из закиси, и у азота, добытого из окиси, и у азота из азотистокислого аммония, и у азота из селитры вес совершенно одинаковый: 1,2507 грамма на литр — точь-в-точь такой, как у азота, добытого из аммиака...[37]
|
|
— Матвей Бронштейн, «Солнечное вещество», 1936 |
➤ |
Общий характер действия <закиси азота> на организм. В высоких концентрациях вызывает удушение вследствие вытеснения кислорода из лёгких. В смеси с кислородом ― слабый наркотик.
Картина острого отравления и токсические концентрации. При вдыхании неразведённого газа быстрая потеря сознания и чувствительности, затем смерть от остановки дыхания. Асфиктических судорог нет или они слабо выражены вследствие предшествовавшего наркоза.
При вдыхании смеси 80% газа и 20% кислорода неполный наркоз: опьянение («веселящий газ»), притупление болевой чувствительности. Последствиями наркоза через 1-2 часа, изредка бывает головная боль, покраснение лица, возбуждение и т.д. Во время наркоза описаны единичные случаи смерти.
Есть указания, что закись азота вызывает ещё расширение сосудов и преходящее падение кровяного давления (Pollitzer und Stoltz, Girndt).
Хроническое отравление неизвестно...[38]
|
|
— Николай Лазарев, Павел Астраханцев, «Химически вредные вещества в промышленности», 1935 |
➤ |
Ещё в Пензансе Гемфри заинтересовала закись азота, но, не имея в своём распоряжении достаточного количества газа, он вынужден был опыты прекратить. В хорошо оборудованной лаборатории Пневматического института ему удалось получить закись азота в большом количестве. В апреле 1799 года Деви вдыхал закись азота, желая доказать пригодность его для дыхания. Так было введено в практику Института неписаное правило — Гемфри испытывал на себе действие всех исследуемых газов! После ряда не совсем удачных попыток Деви удалось в присутствии доктора Беддо некоторое время дышать этим газом. Удивительное открытие тщательно анализировалось. Гемфри систематически вдыхал газ по нескольку раз в неделю и следил за его влиянием на своё здоровье. С исключительной смелостью, не боясь возможных роковых последствий, он вдыхал всё бо́льшие и бо́льшие дозы газа. Однажды во время эксперимента Гемфри потерял сознание. Незнакомые картины и образы проплывали перед ним. Это было состояние восторженного вдохновения.
«Мои эмоции, — пишет он, — были возвышены энтузиазмом, в течение одной минуты я прогуливался по комнате совершенно безразличный ко всему, что мне говорили. Придя в себя, я почувствовал желание поскорее поведать всем моё открытие, сделанное во время опыта. Я сделал усилие, чтобы собрать мысли, но они были слабы и неточны...»
Увлекающийся доктор Беддо решил, что закись азота есть средство для излечения паралитиков, в этом же ему удалось убедить и своего друга Деви. У Гемфри прорезывался зуб мудрости. Деви заметил, что боль исчезала, когда он оставался под влиянием газа. Так впервые было открыто анэстезирующее свойство закиси азота.
Эксперименты Деви получили большой отголосок во всём мире. Вдыхая закись азота, человек становился весёлым, он много смеялся, находился в радостном возбуждении до тех пор, пока продолжалось действие замечательного газа. О «веселящем газе» — он получил это общеизвестное название — заговорили все. Сначала его значение было сильно преувеличено. В Клифтон началось настоящее паломничество. Популярность Гемфри быстро разрасталась — все хотели испытать на себе действие удивительного газа, могущего разнообразить монотонность жизни. Не только в Англии, но и на континенте стало известно имя молодого химика, нашедшего «жизненный элексир». Сам Деви не придавал большого научного значения этим первым шагам своей деятельности. Всё же он отдавал себе полный отчёт в своеобразной роли открытия. Он понимал, что произведённый во всем мире «бум» сыграет свою роль и виновник торжества будет поднят на щит...[21]
|
|
— Борис Могилевский, «Гемфри Деви», 1937 |
➤ |
«Веселящий газ» ещё долгое время привлекал к себе внимание широкой публики. Его популярность можно было в некоторой степени сравнить с употреблением наркотиков, но вред, приносимый человечеству наркотиками, неизмеримо больше вреда, приносимого закисью азота. Только через сорок четыре года американский дантист Гораций Уэлз продемонстрировал свойства закиси азота при удалении зубов. «Веселящий газ» применялся в хирургии недолго. Общий наркоз при помощи более надёжных, но и опасных хлороформа и эфира вытеснил это первое анэстезирующее вещество. Сейчас этот газ снова возвращается в медицинскую практику для обезболивания родов...[21]
|
|
— Борис Могилевский, «Гемфри Деви», 1937 |
➤ |
А гробовщик старался над своим делом у печурки, он и не подозревал о них. Базары, базары. Пётр трепещущими ноздрями вбирал знакомый сыздетства, веселящий настой из конного навоза, дыма, рогож, ситцевых платков и разной съестной тухлятинки... В базарах прошла вся его жизнь, они чередовались в ней подобно волшебным жатвам. В шумах, в гомоне их доплёскивалось что-то из самой ранней, умытой из ледяного колодца молодости...[39]
|
|
— Александр Малышкин, «Люди из захолустья», 1938 |
|
сэр Гемфри Дэви...[40]
|
|
➤ |
Приставленные окарауливать склады старые, с седыми косами, солдаты-инвалиды, побросав кремневые ружья, тоже кинулись взламывать тяжёлые, обитые железом двери. Им помогали скучавшие по вину монахи. ― Подаётся, подаётся! Вот двери распахнулись, в нос шибанул из складов крепкий веселящий сердце дух. Пред складом уже успели развести костёр из поломанной архиерейской мебели, консисторских бумаг, драгоценных книг, расколотых икон. Из тёмных складов к огоньку повыкатили бочки с французской водкой, английским пивом, понатащили тысячи бутылок с заморскими винами.[41]
|
|
— Вячеслав Шишков, «Емельян Пугачев», 1939 |
➤ |
Все засмеялись и потянулись чокнуться, а Мешков произнёс осевшим до шёпота голосом:
― Следовательно, я нахожусь в среде талантов. Разрешите в таком случае ― за таланты. Он и эту рюмку выпил залпом и тотчас ощутил, будто откуда-то через уши вбежал в голову веселящий, предупреждающий ток...[42]
|
|
— Константин Федин, «Первые радости», 1945 |
➤ |
Воззрение на русских коммунистов. «Мне кажется (но, может быть, я ошибаюсь), что (люди на Западе) смешивают вместе коммуну и коммунистов. По-моему, коммуна ― это «веселящий газ ленинизма»; а коммунисты, т.е. люди, заражённые ленинизмом, ― это дело другое, из которых можно сделать, что хочешь». <...> Пусть скажут откровенно: приносит ли оружие успех в борьбе с ленинизмом? Нет! Здесь оружие безсильно. Веселящий газ ленинизма не поддаётся оружию, хоть уносит тысячи жертв в могилу...» «Пусть подумают о изобретении противоядия, не уничтожая напрасно людей».
|
|
— Митрополит Вениамин (Федченков), «Два сорокоуста», 1948 |
➤ |
Вот как описывает Бенджамин Руш, признанный патриарх американской химии (кстати, поставивший свою подпись под Декларацией независимости 1776 г.), обстановку в лаборатории Вудхауза в последнее лето жизни учёного: «Целое лето ― а это было ужасно жаркое лето ― он (Вудхауз) буквально не покидал лаборатории и проводил свои опыты с таким энтузиазмом и настойчивостью, которые в конце концов привели его к потере рассудка... В печах и тиглях лаборатории беспрестанно сжигался уголь, причём его то и дело обливали водой, отчего в комнате всегда висело облако пара. Почти весь день температура не опускалась здесь ниже 115° по Фаренгейту (около 43°C). Чуть ли не каждый день я приходил к профессору в эту баню и всегда видел одну и ту же картину: он работал почти голый, весь покрытый потом». Вудхауз и сам оставил свидетельство того, как работал с опасными веществами: «Зимой 1806 года я приготовил совершенно чистую закись азота из азотнокислого аммония и дал вдохнуть две кварты (2,28 литра) господину Генри Латробу, 14 лет от роду. Через минуту я мог наблюдать её действие. Генри двигался по лаборатории прыжками, высоко поднимая ноги». Далее химик описывает действие ещё больших доз закиси азота: «Господин Томас Люис впал в ужасный гнев. Он схватил меня за шиворот, дёргал за галстук, оторвал воротник, бегал по комнате и лез со всеми в драку... У.Тайлер упал в обморок, длившийся несколько минут». Вудхауз с гордостью описывает результаты своих опытов: один впал в гнев, другой потерял сознание... Подтверждались выводы Г.Дэви о действии закиси азота на организм человека. Но Джеймс Вудхауз, к сожалению, повторял и судьбу знаменитого англичанина. Он умер 4 июня 1809 года, когда ему было всего 39 лет...[43]
|
|
— Симон Соловейчик, «Акрихин, что под Москвой»..., 1969 |
➤ |
Из пяти окислов азота два ― окись (NO) и двуокись (NO2) ― нашли широкое промышленное применение. Два других ― азотистый ангидрид (N2O3) и азотный ангидрид (N2O5) ― не часто встретишь и в лабораториях. Пятый ― закись азота (N2O). Она обладает весьма своеобразным физиологическим действием, за которое её часто называют веселящим газом. Выдающийся английский химик Гэмфри Дэви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы. Вот как описывал действие закиси азота один из современников Дэви: «Одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязались языки, третьи обнаружили чрезвычайную склонность к потасовке».[44]
|
|
— Ирина Луначарская, «Как связать азот», 1966 |
➤ |
«Люди ходят в загс на запись, Возят жен в родильный дом, Бывший яд ― азота закись Мы роже́ницам даём. Женщины довольны ― роды обезболены». Приведённые выше сведения о клинических свойствах низшего окисла азота почерпнуты нами из поэмы Семёна Кирсанова «Герань-миндаль-фиалка». Правда, «веселящий» газ, как ещё называют закись азота, отнюдь не яд и ядом никогда не был. Но для анестезии при родах и в хирургической практике его действительно применяют ― в чистом виде или в смеси с эфиром. И применяют его для этих целей во многих уголках земного шара. По крайней мере в тот день, когда нам показывали цех закиси азота, ящики с серыми стальными баллонами были приготовлены для отправки в Монголию и на Сахалин, в Норильск и на Камчатку. Но самыми солидными потребителями «веселящего» газа оказались кубинские женщины ― ежегодно «Акрихин» поставляет на Кубу двадцать тонн закиси азота. Цех расположен на окраине завода в нескольких приземистых строениях. Он уже не справляется с запросами нашего гуманного века, и вскоре разработанную инженерами «Акрихина» технологию передадут в Горловку, на химический комбинат, где ежегодно будут выпускать больше тысячи тонн закиси азота. Пожалуй, из всей заводской продукции «веселящий» газ ― самое простое вещество. И метод его получения сравнительно прост: в электрической печи нагревают аммиачную селитру, и она распадается на смесь газов, большую часть которых составляет закись азота. Технический продукт собирают в газгольдеры ― гигантские мешки из прорезиненной ткани. Наполненные газом, они похожи на аэростаты средних размеров, пустые ― на туристские палатки, разбитые неумелыми руками. Из «аэростатов» газ откачивают компрессоры, сжимают его до 90 атмосфер, превращая в «веселящую жидкость», которую и разливают по баллонам. Потом закись азота замораживают, а незамерзающие примеси, открыв вентиль, выпускают. Теперь баллон можно подключить к наркозной маске...[45]
|
|
— Татьяна Сулаева, Михаил Гуревич, «Акрихин, что под Москвой»..., 1969 |
➤ |
― Упорное сопротивление оказали в начале XIX века английские научные круги и Парижская академия медицинских наук внедрению в практику врачевания наркоза. Английский врач Г.Гикмен безуспешно просил разрешения применить для обезболивания при операциях закись азота. И хотя он испытал это наркотическое средство на животных и даже на себе, медицинские власти Англии и Франции остались непреклонны. Более сорока лет добивались передовые врачи ряда стран права использовать наркоз в медицине. В России это начинание возглавлял великий хирург Н.Пирогов...[46]
|
|
— Анатолий Сухотин, «Парадоксы науки», 1978 |
➤ |
― Да не волнуйся ты, ― отвечала жена, ― похоронят тебя с почестями...
― Если останусь при дворе, конечно, похоронят, ― отвечал Поэт, ― но мы же собираемся покинуть двор... Идеально было бы похоронить себя с почестями, потом написать поэму «Буря Разочарования» и спокойно умереть...
― Ты слишком много хочешь, ― отвечала жена, ― другому на всю жизнь было бы достаточно, что он открыл кроликам такой прекрасный веселящий напиток... Ты уже много сделал для племени, пусть другие теперь постараются...
― Будем надеяться, что кое-что сделал, ― отвечал Поэт, обдумывая, как пристроить лучшим образом свой будущий труп, и одновременно стараясь извлечь новый по’этический ритм из своих горестных раздумий. Положение было настолько безвыходным, что он иногда предавался самым мрачным фантазиям...[47]
|
|
— Фазиль Искандер, «Кролики и удавы», 1982 |
➤ |
Каплер вспоминал, что среди киевской артистической молодежи отец был единственным, кто мог вежливо слушать бездарные стихи полусвихнувшегося старика. Когда мы с ним уходили с какого-то вечера, один популярный представитель массовой музыкальной культуры, не имевший с отцом решительно ничего общего, загородил ему дорогу, раскрыл объятия и не очень трезвым голосом принялся изъясняться в любви. В ужасе от этой сцены, я попытался было подтолкнуть отца к выходу, но он резко осадил меня и выслушал всё до конца. А когда он ехал в машине скорой помощи из Комарова в Ленинград ― в последний раз в своей жизни ― врачи дали ему вдохнуть веселящего газа, после чего спросили, как он себя чувствует. Отец, в полусознании, вежливо улыбнулся: «Спасибо, ничего». Врачи тоже улыбнулись: «Другие обычно матерятся»...[48]
|
|
— Александр Козинцев, «В очах души», 1986 |
|
не всё можно словами...[49]
|
|
➤ |
...спасение человеков от лютой скорби той божественной сладостью, которую искапает нетленный Грозд ― Христос, веселящий сердца страждущих. И опять Преподобный, воспевая Божество Христово, будет одновременно вздыхать о человеке, облекая всё продолжение тропаря найденным им усугублением основного образа: «Уранен был еси в руце Твои, Христе, ― пишет он, ― имаже соделал еси чудеса, и раны претерпел еси, раны моя вся исцеляя»...
|
|
— монахиня Игнатия (Петровская), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца», 1990 |
➤ |
А в конечном итоге ответственность за науку и, стало быть, практику, лежит на ком? На начальстве? Как бы не так ― начальство скажет: меня обманули. Слишком часто говорили эти слова: «диалектически», «скачкообразно» ― и я поверило. Поскольку специального образования не имею. И не на коллективе ответственность будет лежать. Он скажет: я заблуждался, меня обкурили этим... веселящим газом. Ответственность будет на том, кто всё понимает, на кого газ не действует, на ком противогаз. На мне, на мне лежит ответственность. И меня надо будет судить, если я поддамся и не сумею ничего...[50]
|
|
— Владимир Дудинцев, «Белые одежды», 1987 |
➤ |
― Нет, ― хихикнул мальчик, ― мама говорила не подходить к чужим.
― А кто же учит тебя смелости и вере в людей?
― Никто, ― мальчик пожал плечами, ― даже Зандман и Пидипляч в телевизоре заставляют только быть послушным, и все.
Какие же всё-таки предатели эти Зандман и Пидипляч. Я сказал:
― Мальчик! Просто подойди и вдохни. Как веселящий газ. Как лекарство. Ты сразу научишься не верить, не бояться и не просить, а Зандман с Пидиплячем больше не посмеют указывать тебе.
― Я, ― обиделся мальчик, ― сейчас позову полицию...[51]
|
|
— Валерий Панюшкин, «Ветер с Востока», 1997 |
➤ |
Думаете, сейчас про мазохистов начну рассказывать? Не тут-то было. Тема у нас прежняя, а предмет ― группа препаратов наркозного действия: эфир, закись азота, кетамин, калипсол, тиопентал натрия и другие средства, прозванные среди наркоманов «наркозниками». Наркоманам средства хирургического наркоза известны давно, недаром ещё в начале XIX века закись азота назвали «веселящим газом». Много и плодотворно экспериментировали с эфиром русские писатели серебряного века, в особенности Брюсов В.Я., описавший наркотический эффект и развитие зависимости от него в одной из своих новелл...[52]
|
|
— Пётр Каменченко, «Наркотики», 1997 |
➤ |
На помощь! ― простонал один из корреспондентов.
― Без паники! ― крикнул Хазанов. ― Группа «Альфа» уже вылетела! Надеюсь, у неё найдутся гранаты с веселящим газом! А вы, если хотите помочь, то ― смейтесь! И как можно громче! Иначе ― мне ханá!..[53]
|
|
— Григорий Горин, «Иронические мемуары», 1998 |
➤ |
Технологическая схема получения адипиновой кислоты включает следующие стадии: гидрирование бензола в циклогексан, окисление циклогексана кислородом воздуха в смесь циклогексанола и циклогексанона и, наконец, дальнейшее окисление этой смеси в адипиновую кислоту с помощью азотной кислоты. Последняя стадия даёт большое количество отходов закиси азота, которая образуется приблизительно в мольном соотношении 1:1 с адипиновой кислотой. В настоящее время закись азота уже не рассматривается как безобидный «веселящий газ». Она обладает сильным парниковым эффектом, который (в расчёте на моль) в 160 раз превосходит эффект СО2, главного «парникового газа». Кроме того, имея большое время жизни, N2O достигает верхних слоев атмосферы, где способствует разрушению озонового слоя Земли. Если учесть, что человек ежегодно выбрасывает в атмосферу более 10 млн. тонн N2O (из них около 10% связано с производством адипиновой кислоты), то можно понять, почему закись азота вызывает растущее беспокойство экологов и почему в ряде стран принимаются законы, ограничивающие выбросы N2O. В этой ситуации фирма «Solutia» предложила идею использовать отходы закиси азота для окисления бензола в фенол и включить эту реакцию как ключевую стадию в модифицированную схему адипиновой кислоты. <...> Закись азота была открыта Пристли в конце 18 века. Вслед за Дэви, который в 1799 г. изучил её физиологические свойства, закись азота называют «веселящим газом», поскольку вдыхание N2O приводит человека в весёлое расположение духа. Благодаря лёгкому наркотическому действию, её нередко используют в качестве анестезирующего средства...[54]
|
|
— Геннадий Панов, Александр Харитонов, «Прогресс в области окислительного катализа...», 2000 |
➤ |
Белосельцев осматривал стерильно чистые стены, где через несколько дней засверкает его коллекция. Просторную, без единой складки, кровать, на которую возляжет наивный, опьянённый любовник. Комната была операционной, куда приведут пациента, уложат под хирургическую сверкающую лампу, вольют обезболивающие растворы, наденут на лицо маску веселящего газа... В прихожей раздался звонок, напоминающий переливы клавесина. ― А вот и героиня романа. Та, которой ты диктуешь свои военные саги...[55]
|
|
— Александр Проханов, «Господин Гексоген», 2001 |
➤ |
Могли ли потери быть меньшими? Эти вопросы задаёт себе сегодня почти каждый из нас. Специалисты, особенно военные, молчат по понятным причинам. Да и в курсе, какой именно газ был применён, наверняка единицы ― те, кто его разработал и производит. Даже спецназовцы в лучшем случае знают лишь шифр или название, но не его действие или химическую формулу.
― По действию это, конечно, не мог быть ни один из применяющихся в медицинской практике газовых составов, ― считает врач-анестезиолог Александр Крылов. ― Ни закись азота, ни эфир, ни хлороформ не могут дать столь быстрого эффекта при распылении в большом помещении. Когда их применяют для наркоза, больной должен довольно долго вдыхать смесь через маску. Кроме того, если бы эти газы действовали долгое время, люди просто умерли бы от гипоксии. Они и в анестезиологии сейчас используются редко, так как очень токсичны, в том числе и для врачей, которые находятся в операционной...[56]
|
|
— Татьяна Батенева, «Люди гибли не от газа, а от стресса», 2002 |
➤ |
Наша нефть словно источает попутно веселящий газ, от которого угорают не только владельцы промыслов, но и сановники, думские старшины, экономисты и просто беспечные обыватели, которым перепадают крохи нефтяной ренты. Кругом не нарадуются семипроцентному росту экономики...[57]
|
|
— Владимир Попов, Страсти по «чёрному золоту», 2003 |
➤ |
Рассуждая здраво и трезво, не было у нас исторических шансов. Как не было шансов у наших родителей. И не было шансов у вас. За сорок пять лет до моего рождения <(читай: в 1917 году)> страну накрыли колоссальным стеклянным колпаком, провели дезинфекцию, выкачали воздух, закачали веселящий газ. Непонятливых отделили в особый отсек; стекло как следует затонировали...[58]
|
|
— Александр Архангельский, «1962: послание к Тимофею», 2006 |
➤ |
Гул, дрожь, эхо… Начиналась новая игра… Вместо наркоза ― веселящий газ. Пузырьки шампанского, которые он c брезгливым видом ― теперь старый брюзга ― выискивал ложкой в своей тарелке… Ягодное, шоколадное и самый густой, сливочно-шоколадный суп из эскимо! Всё ещё играя, танцуют ― танцуя, раздеваются. Пытаясь стать чем-то целым, погружают свои тела в тесное для двоих, эмалированное корыто ванной ― диванчик на кухне, где спали, совсем детский, малютка, был ещё тесней.[59]
|
|
— Олег Павлов, «Асистолия», 2009 |
➤ |
Сэм Кольт пустился во все тяжкие. Чтобы заработать на продолжение своих изысканий, ему пришлось колымить по всей стране. Он выступал в роли балаганного шута и продавал сладости, работал билетёром и конферансье в цирке. Кстати, самым популярным номером фокусника Кольта было использование «веселящего газа» (закиси азота) ― он приводил публику в реальный экстаз. Но денег по-прежнему хронически не хватало. Да и продажа новоизобретённых револьверов, оптовая партия которых не превышала 100 штук, не приносила особых дивидендов. Тем не менее, в 1836 году армейский капитан Джек Хейз рискнул вооружить солдат своей роты новенькими кольтами 36 калибра (9 мм).[60]
|
|
— Георгий Борченко, «Его величество кольт», 2011 |
➤ |
Живой журнал сейчас интересен именно как пространство концентрации этой творческой энергии, ещё рассредоточенной и очень стихийной. Первым, как всегда, это почувствовал Виктор Пелевин: ещё в 2005 году он издал роман «Шлем ужаса», написанный в форме интернет-чата. А ведь с тех пор чаты отошли на второй план, в силу вошёл совсем другой формат ― ЖЖ. Подождем, когда этот «веселящий газ» непринужденного общения сконцентрируется во что-то литературно значимое, когда из «болтовни» родится новое Слово.[61]
|
|
— Ольга Балла, Сергей Оробий, «В поисках новой цельности», 2013 |
➤ |
Как только я оказался в лифте, выход перекрыла чёрная панель с такими же светящимися точками. По лёгкой вибрации я понял, что мы уже движемся. Но куда ― вверх или в сторону ― было неясно. Воздух казался холодным и остро-свежим, словно к нему примешали какой-то стимулятор ― не то кокаин, не то веселящий газ. Когда мы остановились, мой страх уже исчез. Мне было весело и тревожно. Панель перед моим лицом поднялась вверх.[62]
|
|
— Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло», 2013 |
➤ |
Вот и пришёл конец, спокойно сказал себе Плуготаренко. Не чувствовал ничего. Передвигал рычаги, не торопясь двигался в сторону дома. Зачем-то заехал в Общество. Улыбаясь, посидел в плавающем дыму афганцев. Будто в веселящем газу. Умный Громышев с испугом смотрел на лыбящегося Плуготаренку. Проков раздетым выбежал на улицу:
― Юра, что случилось?[63]
|
|
— Владимир Шапко, «Синдром веселья Плуготаренкои», 2016 |
Веселящий... — в стихах
➤ |
|
|
— Мардарий Хоныков, Вирши ко гравюрам Библии Пискатора, 1679 |
➤ |
Если пью вино я сладко,
Веселящийся мой дух
Чистых муз воспеть стремится.
Если пью вино я сладко,
Мысль заботну, скуки, грусть
Отвергаю я шумящим
На морских зыбях ветрам.
Как вино я пью священно,
Бахус, веселящий дух,
Радостью меня исполня,
В ароматны облака
Некой силой восхищает...[65]
|
|
— Анакреон (пер. Николая Львова), Ода XXXIX: «На самого себя», V век до н.э. |
➤ |
Коль всяк Юноша скор вспламениться пристрастием жарким,
Всех забав устрашался уже неповиннейших самых.
Было ему подозрительно всё: на Ментора он зрил;
Усмотревал на-его лице, и-очей-то во-взорах,
Должно что-мыслить ему об-утехах сих веселящих...[66]
|
|
— Франсуа Фенелон (пер. В.Тредиаковского), «Телемахида» (книга восьмая), 1695 |
➤ |
Дионис, источник жизни,
Семенам дающий волю,
Возводящий зверя,
Укротивший море,
Мёд и воск дающий, —
Он упился виноградным,
Веселящим, сладким соком...[67]
|
|
— Ф.Ёдор Сологуб, «Дар мудрых пчёл» (пьеса), 1907 |
|
партитура во время исполнения ( первого , 2017 ) [5]
|
|
➤ |
Царь, царица, божья мать,
Право слово, благодать,
С лишком долго мне плутать...,
Заблудился в чаще,
Даже не могу сказать,
Кто смеётся чаще:
Если малость подышать
Газом веселящим...
Ай ты, газ ты мой, газок,
Ну-ка, дай дыхнуть разок,
Раз-другой, ещё один,
Сам себе я господин,
В зале хохот, топот ног,
И не пел бы ничего-то,
Ради закиси азота...[70]
|
|
— Михаил Савояров, «Химические куплеты» (из сборника «Кризы и Репризы»), 1916 |
➤ |
Шаман, глушащий сразу в сердце боль,
Волшебник грёз и пиршеств веселящих,
А также ссор и слов как нож разящих,
Ты, самокоронованный король...[71]
|
|
— Константин Бальмонт, «Шаман» (из сборника «Сонеты Солнца, мёда и Луны»), 1917 |
➤ |
Я ― хрустом тухнущая пещь, ―
Пеку приём: стихи ― в начинку;
Давно поломанная вещь,
Давно пора меня в починку.
Висок ― винтящая мигрень...
Душа ― кутящая...
И ― что же?..
Я в веселящий Духов день
Склонён перед Тобою, Боже!..[72]
|
|
— Андрей Белый, «Первое свидание», 1921 |
➤ |
Что ж ты, брат, такой лядащий,
Газ вдохнул бы... веселящий,
Веселящий газ бы вдо́хнул,
Так и, может быть, не сдо́хнул...[16]
|
|
— Михаил Савояров, «Ямская-тверская-покойницкая» (из сборника «Наброски и Отброски»), 1921 |
|
партитура... при исполнении ( первого , 2017 ) [5]
|
|
➤ |
Темнейшее из ночных
Мест: мост. — Устами в уста!
Неужели ж нам свой крест
Тащить в дурные места,
Туда: в веселящий газ
Глаз, газа... В платный Содом?
На койку, где все́ до нас!
На койку, где не́ вдвоём...[73]
|
|
— Марина Цветаева, «Ночные места», 4 октября 1923 |
➤ |
Люди ходят в загс на запись,
возят жён в родильный дом,
бывший яд — азота закись
мы
роже́ницам даём.
Женщины довольны —
роды
обезболены.
Мы поставили на вид
химикам приказом —
чтобы не был ядовит
ни один из газов.
Мы их скоро развернём,
как цветки на плитах.
Не старайтесь — не умрём.
Мы сильней иприта...[74]
|
|
— Семён Кирсанов, «Герань-миндаль-фиалка», 1936 |
➤ |
|
|
— Леонид Аронзон, «Меч о меч — звук...» (из сборника «Запись бесед»), 1969 |
➤ |
Пылает роза над кустом
И пахнет веселящим газом.
Теряя под наркозом разум,
На ней пчела лежит пластом.[76]
|
|
— Юнна Мориц, «Пчела», 1974 |
|
партитура... при исполнении ( первом , 2017 ) [5]
|
|
➤ |
Как будто небо сходит вниз
к мучителям своим,
и воздух сам исси́ня-мглист,
с начёсом пуховым.
На улицу! В давильный пресс!
Под веселящий газ!
И настигающий отъезд
авось минует нас...[77]
|
|
— Михаил Айзенберг, «Вот пух: он так же сам собой...», 1991 |
➤ |
Унижая сербов напоказ,
Стервецы с фашизменною злобой
Накачали веселящий газ
Для улыбок наглости особой.[78]
|
|
— Юнна Мориц, «Для проучки гробить города...» (из цикла «Звезда сербости»), 1999 |
➤ |
Светлячков дети ловят, в коробку кладут.
Гаснет жук, а костёр не залит, не задут.
Льётся пламя из лунного глаза.
И вступает апостол в сгоревший костёл,
словно молча ложится к хирургу на стол,
поглотать веселящего газа...[79]
|
|
— Бахыт Кенжеев, «Вьётся туча — что конь карфагенских кровей...», 2002 |
➤ |
Нести, наконец, дежурство в Академии Обещаний,
В Академии безопасности надежд, отравленных ядом,
Потому что опасно шутить с такими вещами,
Как ни во что неверие масс, которые рядом.
Обещать задушевно, волшебно, быть веселящим газом,
Обещательным обезболивающим во времени без границ, ―
Производить при этом, стреляя схватчивым глазом,
Строгий контроль одежды и лиц.[80]
|
|
— Юнна Мориц, «Надо, надо, они говорят, обещать постоянно...», 2008 |
A p p e n d i X - 3
Ком’ ментарии
- ↑ Само собой, эта информация не имеет мемуарного оттенка. Ни малейшего. Спустя почти два десятка лет я уже и позабыл бы, когда была о....кончена эта «Веселящая Симфония» и чтó ещё она там носила на своей поверхности. Однако на последнем экземпляре этой громоздкой партитуры, несомненно, красивейшей в своём роде (имея в виду исключительно её кожаный переплёт), на странице 105 мне удалось обнаружить следующую запись, видимо сделанную рукою автора: «absolvit 1.VIII.199». Откуда я и сделал вывод (вероятно, ошибочный), что о(б)суждаемое здесь сочинение было закончено в августе 1999 года. — По-моему, внешне вполне логично. За исключением, разве что, всего остального.
- ↑ «...к последнему периоду произведений прямого действия?...» — Очень приятно слышать, мой дорогой друг. С позволения сказать,
к тому же «последнему периоду произведений прямого действия» (если рассуждать в заявленной парадигме основного признака), несомненно, относится в полной мере также и ос.1 (окус Первый, между прочим) — одноразовая опера «Венецианский гондольер», о которой, впрочем, сказано немного ниже (& также за углом). — И что же дальше?..
- ↑ Не следовало бы думать, что здесь между слов закралась какая-то случайная ошибка, между нами говоря. Построение этой фразы сколь восхитительно, столь и продиктовано намерениями высокими & прекрасными. Само собой, я даже и не подумал бы как-то исправлять или редактировать сделанное здесь предложение (вероятно, слишком нескромное, на чей-то просвищённый взгляд). Во всяком случае, предложение это таково... и было сделано так, что отказаться от него попросту невозможно...
- ↑ Первый, единственный и последний раз этот текст (полузакрытый, а до поры и вовсе герметический) был опубликован в означенной выше (ниже) книге Бориса Йоффе «Im Fluss des Symphonischen» (eine Entdeckungsreise durch die sowjetische Symphonie). — Hofheim: Wolke Verlag, 2014. — Да и то, с позволения сказать, в заведомо сокращённом немецком переводе (с рурского перво’источника).
- ↑ «Belustigende Symphonie»..., м-да..., пожалуй, я даже не стану трудиться объяснять, по какой причине смехотворен подобный, с позволения сказать, вариант перевода (нижней половины названия) «Веселящей симфонии» на немецкий язык. Таким образом переводить можно только старую пережаренную утку — на дерьмо (и это ещё очень мягко выражаясь). — Притом, на этом месте я ставлю акцент, а затем ещё паузу — и прошу понимать меня правильно: это вовсе не выпад contra драго’ценного герра Йоффе. Вопрос состоит только в том, что предельно корректный и технологически завёрнутый немецкий язык..., вернее говоря, таковой же вариант (продолговатого) мозга попросту не предоставляет возможности адекватно перевести эти два слова таким образом, чтобы оставить двусмысленное или хотя бы двойное толкование. — В своё время (конец XIX века, посёлок Сясьстрой, улица Газголдерная-7) я и сам пытался найти адекватный вариант..., чтобы не объяснять каждый раз на пальцах: «а чево она, дескать, веселящая». По-французски (на языке бывших жителей этой западно-арабской страны) «Symphonie hilarante» имело вид более-менее удобоваримый..., хотя бы для тех (галликов), кто минимально знаком с курсом школьной химии (или школьным курсом химии). Что же касается до немцев, то они попросту несносны (и что с них возьмёшь, одно слово: пиво, сосиски, родня). «Lach’Symphonie» (или «N2O-Symphonie»), вероятно, вполне приемлемо и корректно (с чисто технической точки зрения), но «зато» остаётся совершенно непонятным ни для одного пьяного баварца (без широко развёрнутого комментария — прямо из горла). Так что на месте камрада Йоффе я бы попросту оставил «Веселящую симфонию» без перевода (на дерьмо), ограничившись чётким указанием, что в случае (случайной) премьеры перевод попросту не потребуется. Причём, ни-ко-му: ни Гогену, ни Гоген’цоллерну. На языке безусловного искусства физиологии вполне будет достаточно открытого вентиля. Вот и вся тебе «Belustigende Symphonie», мой дорогой дядя-пруссак... с усами.
- ↑ Что за идиотские жалобы... Не хочешь — не читай, болван. В конце концов, тебя здесь никто не заставляет и даже не насилует... (пока).
- ↑ Само собой, к слову..., только к нему. Потому что кажущаяся разница между Мистерией Карманной и Вселенской — не более чем портативный обман слова. Существуя только в главном функциональном разуме, видимо-невидимо создающем всю систему миров, она им и исчерпывается в качестве системы ценностей или образов. И тогда Мировой Дух и Вселенский оргазм смерти вполне умещается в портативном мистериальном Кармане (размером со Вселенную, с позволения сказать)..., по единому слову Творца.
- ↑ Здесь в тексте у милейшей Фриды Энгельс допущена очевидная ошибка или опечатка, проще говоря, химический ляпсус. Описывая веселящий газ, в скобках (да ещё и с восклицательным знаком) она приводит формулу совсем другого соединения: трёхвалентного оксида азота или так называемого азотистого ангидрида (N2O3), синей жидкости или голубых кристаллов, не существующих в газообразном виде (поскольку сразу же разлагается) и, вдобавок, нисколько не веселящих, но скорее трагических (по причине своей крайней неустойчивости). Впрочем, оставим этот вопрос на совести издателя..., или создателя, если так больше нравится.
- ↑ И совсем вдогонку: маленький комментарий постороннего, да ещё вдобавок и совсем не по теме... Здесь приведён удивительный & удивительно бесстыжий образец (с позволения сказать) «поэзии» этого Константина Бальмонта, сочинённый совсем ещё по горячим следам, пока не простыл след последних впечатлений от личного общения и такого же чтения. Разумеется, я говорю о Скрябине (скоропостижно умершем меньше года назад), а затем — и более конкретно: о его Предварительном Действии, текст которого Бальмонт выслушал в исполнении автора: и целиком, и маленькими кусочками. Приведённый фрагмент стихотворения под говорящим (из той же оперы) названием «Звёздная пляска» вне всяких сомнений представляет собой вещь в высшей степени подражательную и эпигонскую. А если говорить точнее: почти цитату из «чудовищного» (и всё же ни на что не похожего и крайне своеобразного) текста Предварительного Действа. Да ещё и с пляской. Да ещё и с хором. Да ещё и веселящим. — Ну..., и спасибо же тебе, наш дорогой дядя Костя.
Ис’ сточники
TABULA RASA
(visa viva... habit sua fata libelli)
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Юр.Ханон, «Мусорная книга» (том первый). — Сана-Перебу́ра: «Центр Средней Музыки», 2002 г.
- ↑ 2,0 2,1 Иллюстрация — Юр.Ханон, oc.70 «Веселящая Симфония» (в двух частях). Экстерьер: обложка партитуры в кожаном переплёте. — Сан-Перебург: Центр Средней Музыки, 1999-2000 г. (внутреннее издание).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Юр.Ханон. «Вялые записки» (бес купюр). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. (сугубо внутреннее издание), стр.7/1-1а.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Юр.Ханон, «Веселящая Симфония» oc.70 (в двух частях). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 1999-2000 г. (сугубо внутреннее издание)
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Иллюстрация — Юр.Ханон, oc.70 «Веселящая Симфония» (в двух частях). Экстерьер: первые 20 листов партитуры, предварительно вырванные из переплёта. — СПб.: Центр Средней Музыки, 1999-2000 г. (внутреннее издание). Интерьер: первое (& последнее) исполнение «Веселящей Симфонии» (29 ноября 2017 года), «...с благодарным поклоном..., всем моим современникам — посвящается...»
- ↑ Boris Yoffe. «Im Fluss des Symphonischen» (eine Entdeckungsreise durch die sowjetische Symphonie). — Hofheim: Wolke Verlag, 2014, 648 p. — (рp.520-522)
- ↑ Иллюстрация — Yuri Khanon, oc.70 «Belustigende Symphonie» (in zwei Sätzen). Außen: Deckel der Partitur, Archivkopie, niemals gespielt und niemand ist in einer Lederabdeckung verkleidet. — San-Pereburg: Mittleres Musikzentrum, 1999-2000. (interne Auflage).
- ↑ 8,0 8,1 Иллюстрация — Юр.Ханон, oc.70 «Веселящая Симфония» (в двух частях). Экстерьер: обложка партитуры в кожаном переплёте. — СПб.: Центр Средней Музыки, 1999-2000 г. (внутреннее издание). Интерьер: открытая партитура при экстерьерных очках.
- ↑ Эр.Сати, Юр.Ханон. «Воспоминания задним числом» (якобы без под’заголовка). — Сана-Перебург: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — 682 стр.
- ↑ 10,0 10,1 «Русские пропилеи». Том 6, раздел 2: «Публикация записей Александра Николаевича Скрябина». Материалы по истории русской мысли и литературы (собрал и подготовил к печати М.О.Гершензон) — Мосва: 1919 г. — Дневниковые записи А.Н.Скрябина (1904-1905 год).
- ↑ Ас.Пушкин, альманах «Северные цветы на 1832 год». — Сан-Перебург: 1831 г. — стр.32 («Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»).
- ↑ Юр.Ханон. «Чёрные Аллеи» или книга, которой-не-было-и-не-будет. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012 г. — 648 стр.
- ↑ Юрий Ханон. «Скрябин как лицо» (часть первая), издание второе (доработанное и ухудшенное). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2009 г. — 680 стр.
- ↑ 14,0 14,1 С.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г.
- ↑ 15,0 15,1 Иллюстрация — Юр.Ханон, oc.70 «Веселящая Симфония» (в двух частях). Экстерьер: два куска обложки фолианта симфонии (в кожаном переплёте) и первые 20 листов партитуры, предварительно вырванные из того же переплёта. — СПб.: Центр Средней Музыки, 1999-2000 г. (внутреннее издание). Интерьер: подготовка к первому (последнему) исполнению «Веселящей Симфонии».
- ↑ 16,0 16,1 М.Н.Савояров, «Ямская-тверская-покойницкая» (1921). «Подмётки» к сборнику «Наброски и отброски» (1901-1939 гг.). — «Внук Короля» (двух...томная сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ Иллюстрация — Веселящая фотография: каноник и композитор Юрий Ханон. Сан-Перебур (дурное место). — Canonic & composer Yuri Khanon, sept-2015, Saint-Petersbourg.
- ↑ «Поучительныя слова и другия сочинения от Московской Академии выпечатанныя» в восьми томах. — том первый, 1779 г.
- ↑ «Поучительныя слова и другия сочинения от Московской Академии выпечатанныя» в восьми томах. — Речь в день восшествия на престол Ея Императорскаго Величества Всеавгустейшая и Всемилостивейшая Государыня!.., том пятый, 1779 г.
- ↑ А.Н.Радищев. Избранные произведения. — М.-Л.: Гослитиздат, 1949 г.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 Б.Могилевский. «Гемфри Деви», глава IV: Веселящий газ. (серия «Жизнь замечательных людей», выпуск 112). — Мосва: Журнально-газетное объединение, 1937 г.
- ↑ Ф.Ёдор Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 томах. — Ленинград: «Наука», 1972 г.
- ↑ Ф.Энгельс, «Диалектика природы». — Мосва: Партиздат, 1934 г.
- ↑ М.Е.Салтыков-Щедрин. Полное собрание сочинений в 16 томах. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1974 г. (том 16, Сказки, 1869-1886 гг. Пёстрые письма, 1884-1886 гг.) — стр.101
- ↑ А.П.Чехов. Сочинения в 18 томах. — Мосва: Наука, 1975 г. — том третий (рассказы, юморески, «Драма на охоте», 1884-1885 гг.) — стр.201
- ↑ А.П.Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах, том четвёртый. (рассказы и юморески 1885—1886 гг.) — Мосва: Наука, 1984 г.
- ↑ В.В.Вересаев, Полное собрание сочинений в четырёх томах. — Мосва: «Правда», 1985 г.
- ↑ Иллюстрация — Африканский ушастый гриф (Torgos tracheliotus) & Африканский марабу (Leptoptilos crumeniferus) 29 august 2008, Republic of Singapore.
- ↑ «А.С.Суворин в воспоминаниях современников». — Воронеж: издательство им. Е.А.Болховитинова, 2001 г.
- ↑ К.Д.Бальмонт «Поэзия как волшебство». — Мосва: Книгоиздательство «Скорпион», 1915 г.
- ↑ С.Т.Семенов, Рассказы и повести (Из наследия). — Мосва: Современник, 1983
- ↑ Г.В.Алексеев, «Подземная Москва». — Мюнхен: «Im Werden Verlag» (некоммерческое электронное издание), 2005 г.
- ↑ Н.А.Тэффи. «Моя летопись». — Мосва: «Вагриус», 2004 г.
- ↑ К.К.Вагинов, Полное собрание сочинений в прозе. — Сан-Перебург: «Академический проект», 1999 г.
- ↑ К.Г.Паустовский. «Золотая роза». — Мосва: «Детская литература», 1972 г.
- ↑ И.А.Бунин, «Жизнь Арсеньева»: Роман. Рассказы. — Мосва: Советская Россия, 1991 г.
- ↑ М.П.Бронштейн. «Солнечное вещество». — Мосва: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936 г.
- ↑ Н.В.Лазарев, П.И.Астраханцев. «Химически вредные вещества в промышленности» (справочник для инженеров и врачей). — Лениград: ОНТИ-Химтеорет, 1935 г., стр.94
- ↑ А.Г.Малышкин, Сочинения в двух томах. — Мосва: 1956 г.
- ↑ Иллюстрация — Томас Филлипс, портрет сэра Гемфри Дэви (~1800-е годы, без названия). National Portrait Gallery, London
- ↑ В.Я.Шишков, «Емельян Пугачев» (историческое повествование). — Мосва: Правда, 1985 г.
- ↑ К.А.Федин, «Первые радости», «Необыкновенное лето» (романы). — Мосва: «Художественная литература», 1979 г.
- ↑ С.Соловейчик. «Неосторожность, стоившая жизни». — Мосва: журнал «Химия и жизнь», № 6 за 1966 г.
- ↑ И.Луначарская, «Как связать азот». — Мосва: журнал «Химия и жизнь», № 9 за 1966 г.
- ↑ Т.Сулаева, М.Гуревич, «Акрихин», что под Москвой, близ станции Купавна. — Мосва: журнал «Химия и жизнь», № 12 за 1969 г.
- ↑ А.К.Сухотин. «Парадоксы науки». ― Мосва: «Молодая гвардия», 1978 г.
- ↑ Фазиль Искандер. «Кролики и удавы». — Мосва: «Книжная палата», 1988 г.
- ↑ А.Козинцев «Григорий Козинцев. Время трагедий». ― Мосва: Вагриус, 2003 г.
- ↑ Иллюстрация — Romano-Brithish skull, used for a foundation burial at Richborough. Wellcome Images. — Library reference: Museum No. 41/1956. Photo number: M0014563.
- ↑ В.Дудинцев, «Белые одежды». — Мосва: Советский писатель, 1988 г.
- ↑ Валерий Панюшкин, «Ветер с Востока». — Мосва: журнал «Столица», №2 за 1997 г.
- ↑ Пётр Каменченко, «Наркотики». — Мосва: журнал «Столица», №13 за 1997 г.
- ↑ Григорий Горин, Золотая серия юмора. — Мосва: Вагриус, 1999 г.
- ↑ Геннадий Панов, Александр Харитонов, «Прогресс в области окислительного катализа: окисление бензола в фенол закисью азота». — Мосва: «Российский химический журнал», 2000 г.
- ↑ А.Проханов, «Господин Гексоген». Мосва: «Ad Marginem», 2001 г.
- ↑ Татьяна Батенева, «Люди гибли не от газа, а от стресса». — Мосва: «Известия» от 27 октября 2002 г.
- ↑ Владимир Попов, Страсти по «чёрному золоту». России прочат лидерство в мировой нефтяном экспорте. Но ценой утраты перспектив развития отечественной экономики. — Мосва: газета «Завтра» от 13 августа 2003 г.
- ↑ А.Архангельский, 1962 (послание к Тимофею). ― Мосва: «ОГИ», 2006 г.
- ↑ О.Павлов, Асистолия. ― Мосва: «Знамя», №11 за 2009 г.
- ↑ Георгий Борченко, «Его величество кольт». — журнал «Криминальный отдел», № 7 за 2011 г.
- ↑ Ольга Балла, Сергей Оробий, «В поисках новой цельности». — Мосва: Знание-сила, № 1 за 2013 г.
- ↑ В.О.Пелевин, «Бэтман Аполло». — Мосва: Эксмо, 2013 г.
- ↑ В.М.Шапко. Синдром веселья Плуготаренко. — Саратов: «Волга», № 9-10, 2016 г.
- ↑ Вирши Мардария Хоныкова ко гравюрам Библии Пискатора. — 464. «Агнец седмую печать отрешает...»
- ↑ «Стихотворения Анакреона Тийского» (перевод Николая Львова). — СПб.: 1794 г.
- ↑ Сочинения Тредьяковского. — Сант-Перобург: Издание А. Смирдина, 1849 г. — том второй.
- ↑ Ф.К.Сологуб Собрание пьес (в двух томах). — Сан-Перебур: «Навьи Чары», 2001 г.
- ↑ М.Н.Савояров, «Откушайте»(сь) (1913). «Замётки и помётки» к сборнику «Кризы и репризы» (1907-1927 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ К.Д.Бальмонт. «Ясень. Видение Древа». — Иваново; Мосва: Издатель Епишева О.В., 2015 г. — стр.21
- ↑ М.Н.Савояров, «Химические куплеты» (1916). «Замётки и помётки» к сборнику «Кризы и репризы» (1907-1927 гг.) — «Внук Короля» (двух...томная сказ’ка в прозе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- ↑ К.Д.Бальмонт. «Сонеты Солнца, мёда и Луны». — Берлин: 1921 г.
- ↑ А.Белый. Стихотворения и поэмы в двух томах. Новая библиотека поэта. — СПб.: Академический проект, 2006 г.
- ↑ М.И.Цветаева. Собрание сочинений: в семи томах. — Мосва: Эллис Лак, 1994-1995 г.
- ↑ С.Кирсанов. Собрание сочинений в четырёх томах, том второй: фантастические поэмы и сказки. — Мосва: Художественная литература, 1974 г.
- ↑ Л.Л.Аронзон. Собрание произведений в двух томах. — Сан-Перебур: Издательство Ивана Лимбаха, 2006 г.
- ↑ Юнна Мориц. Избранное. — Мосва: Советский писатель, 1982 г.
- ↑ М.Н.Айзенберг, «Переход на летнее время». — Мосва: Новое литературное обозрение, 2008 г.
- ↑ Юнна Мориц. Лицо: Стихотворения. Поэма. — Мосва: Русская книга, 2000 г.
- ↑ Б.Ш.Кенжеев, «Вьётся туча...». ― Мосва: «Знамя», №2 за 2003 г.
- ↑ Юнна Мориц. По закону — привет почтальону! — Мосва: Время, 2008 г.
- ↑ Иллюстрация — Юр.Ханон, зарисовка со сцены, (назовём её условно: «Пара ангелов») выполненная 24 ноября 1998 года (до и) после премьеры балета «Средний Дуэт» в Мариинском театре (тушь, акрил, картон). Фрагмент: якобы «Белый ангел» — правая половина эскиза.
Лит’ ература ( яко веселящая )
- Д.Губин «Игра в дни затмения» (Юрий Ханон: интервью). — Мосва: журнал «Огонёк», №26 за 1990 г. — стр.26-28
- Юр.Ханон «Музыка эмбрионов» (интервью с Максимом Максимовым). — Ленинград: газета «Смена» от 9 мая 1991 г., стр.2
- Юр.Ханон. «Лобзанья пантер и гиен». — Мосва: журнал «Огонёк» №50 за декабрь 1991 г. — стр.21-23
- Юр.Ханон, «Скрябин умер, но дело его живёт» (интервью с Кириллом Шевченко). — Ленинград: газета «Смена» от 13 ноября 1991 г., стр.7
- С.Кочетова. «Юрий Ханон: я занимаюсь провокаторством и обманом» (интервью). — Сан-Перебург: газета «Час пик» от 2 декабря 1991 г., стр.11
- Юр.Ханон. «Александр Николаевич (январские тезисы)...» (к 120 годовщине со дня рождения А.Н.Скрябина). — Сан-Перебург: газета «Смена» от 7 января 1992 г. – стр.6 (и последняя)
- Юр.Ханон. «Моя маленькая ханинская скрябиниана». — Мосва: журнал «Место Печати» №2 за 1992 г.
- Юр.Ханон: «Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава» (во всех смыслах). — Сан-Перебург: «Ле журналь де Санкт-Петербург», № 4 за 1992 г., стр.7
- Юр.Ханон. «Несколько маленьких грустных слов по поводу годовщины усов» — Сан-Перебург: газета «Смена» от 6 января 1993 г. – стр.7
- Юр.Ханон, «Разговор с психиатром в присутствии увеличенного изображения Скрябина», — Мосва: журнал «Место печати», №4 за 1993 г.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо». — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки» & изд.«Лики России», 1995 г. — том 1. — 680 с. — 3000 экз.
- Юр.Ханон. «Скрябин как лицо» (часть вторая), издание уничтоженное. — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки & те же Лики России, 2002 г. — 840 стр.
- «Ницше contra Ханон» или книга, которая-ни-на-что-не-похожа. — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2010 г. — 836 стр.
- Эр.Сати, Юр.Ханон «Воспоминания задним числом» (яко’бы без под’заголовка). — Санкта-Перебурга: Центр Средней Музыки & Лики России, 2011 г.
- Юр.Ханон «Альфонс, которого не было» (или книга в пред’последнем смысле слова). — Сан-Перебург: (ЦСМ. 2011 г.) Центр Средней Музыки & Лики России, 2013 г. — 544 стр.
- Юр.Ханон. «Вялые записки» (бес купюр). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 191-202 гг. (сугубо внутреннее издание). — 121 стр.
- Юр.Ханон, «Мусорная книга» (в трёх томах). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 191-202-221 гг. (внутреннее издание)
- Юр.Ханон. «Не современная не музыка» (интервью). — Мосва: жернал «Современная музыка», №1 за 2011 г. — стр.2-12
- Юр.Ханон, Аль Алле. «Мы не свинина» (малая ботаническая энциклопедия). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2012 г.
- Юр.Ханон, Аль.Алле, Фр.Кафка, Аль.Дрейфус «Два Процесса» (или книга без права переписки). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2012 г. — 624 стр.
- Юр.Ханон «Чёрные Аллеи» (или книга, которой-не-было-и-не-будет). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2013 г. — 648 стр.
- Юр.Ханон «Три Инвалида» или попытка с(о)крыть то, чего и так никто не видит. — Сант-Перебург: Центр Средней Музыки, 2013-2014 г.
- Л.А.Латынин, Юр.Ханон. «Два Гримёра» (роман ’с пятью приложениями). — Сан-Перебург: «Центр Средней Музыки», 2014 г.
- Юр.Ханон «Книга без листьев» (или первая попытка сказать несказуемое). — Сан-Перебург, Центр Средней Музыки, 2014 г.
- Юр.Ханон «Неизданное и сожжённое» (на’всегда потерянная книга о на’всегда потерянном). — Сана-Перебур: Центр Средней Музыки, 2015 г.
- Юр.Ханон «Животное. Человек. Инвалид» (или три последних гвоздя). — Санта-Перебура: Центр Средней Музыки, 2016-bis.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Внук Короля» (сказка в п’розе). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2016 г.
- Мх.Савояров, Юр.Ханон. «Избранное Из’бранного» (худшее из лучшего). — Сан-Перебур: Центр Средней Музыки, 2017 г.
- Юр.Ханон, Мх.Савояров. «Через Трубачей» (или опыт сквозного пре...следования). — Сана-Перебур: «Центр Средней Музыки», 2019 г.
См. тако’ же
← см. слегка на’ зад
Автор : дважды Юр.Ханон. Все права сохранены. Auteur : Yur.Khanon. пере’вод : Br.Yoffe All rights p..reserved.
- * * * эту статью может редактировать или исправлять
только один автор.
— Все желающие кое-что дополнить или заметить, могут сделать это через открывание вентиля...
- * * * публикуется впервые :
текст, редактура и оформление — Юрий Ханóн.
« s t y l e t & d e s i g n e t b y A n n a t’ H a r o n »
|
|